В одной далекой Российской глубинке, можно сказать в самой тайге.
Стоял небольшой монастырь. Служил там монахом отец Микифор, человек он был очень спокойный и замкнутый в себе, но в быту простецкий и отзывчивый. Братия его любила его за его тихий и покладистый нрав.
Но вот не с того не с сего, стал он говорить о человеке живущем в чаще леса, и говорить так, что человек этот очень страшный. В монастыре про него знали, это был монах затворник и давно покинул монастырь . Все без исключения в братии были уверены что он несет особенный подвиг, уйдя из монастыря в чащу и проживая там в полном одиночестве, питаясь чем Бог пошлет среди диких зверей.
Как только Микифор не доказывал, что тот монах стал страшным и хоть, и монахом был но давно изменился. В монастыре за такое суждение Микифора сначала не понимали, а потом вовсе стали относится с большим недопониманием. И вот в один из дней, Микифор ушел в лес.
Долго брел среди огромных елей и кедров , пробирался по кустам и болотам и через день дошел до странного места. На деревьях были высечены в коре страшные изображения плачущие кричащие и вообще не похожие на людской облик лики. Шел он и не мог ничего понять, но с каждым шагом ему становилось страшней и страшней. Добрел до поляны, где был небольшой бревенчатый заборчик, дольше походивший на загородку, в два бревна одно над другим, чуть выше колена. Подошел, смотрит в центре, а заборчик надо заметить в аккурат ровным кругом был поставлен, стоит изба вросшая в землю и вся крыша мхом у ней проросла.
Прочел Микифор Отче Наш, и тут выскакивает человек. С разу правда понять человек это или не человек понять было сложно. Ноги и руки совершенно худые, до такой степени, что можно сказать кости обтянуты кожей. Сам малюсенького роста и с несоразмерно телу большой лысой и бородатой головой. И сразу подбегает к Микифору, хитро спрашивает, чего тебе ? Микифор говорит, да вот пришел поглядеть на тебя как ты тут живешь, может помочь чем, а то братья корят меня, что я думаю о тебе плохо, прости меня, я даже имени твоего не знаю, так помолился бы легче стало. В ответ он услышал, заходи, и имени у меня нет, нет не прозвища ничего другого, заходи посмотришь как я живу. Микифор перешагнул через изгородь, так как калитки и ворот нигде не было, и оглядевшись вошел в дом.
В доме было прибрано, скудный быт и кое какая печка рядом с которой сооружение служившее видимо кроватью.
Человек без имени говорит. Я собираю бесов, хочешь поглядеть ? Микифор очень перепугался, но всеравно ответил одобрительно, пири этом крепко накрепко зажав крест на груди руками. Открылась дверь за которой была лестница в подземелье спустившись они вошли в плохо освещенное большое помещение, а там клетки как в зоопарке, в клетках были совершенно не виданные, бесформенные твари разного размера и в каждой клетке их было по две. Увидав монаха они стали все издавать душераздирающие вопли и визги, стали кидаться на решетки и друг на дружку. Подводит человек без имени Микифора к какой то старинной карте и говорит, посмотри вот куда бы ты хотел поехать?Перепуганый на смерть Микифор в полном недоумении сбитый с толку этим неожиданным вопросом, ткнул пальцем в первое попавшееся место на карте. В эту же секунду на его руке защелкнулись кандалы, прикованные к железному тросу.
Лицо человека без имени искривилось в злобной улыбке, и он убежал.
Сидел на той привязи отец Микифор два года, рядом с клетками набитыми бесами, которые без остановки издавали леденящие звуки и скрежетали зубами, жадно смотря на него, готовые сделать все что угодно лишь бы разорвать его. Человек без имени редко кормил его, в основном бросал кедровые шишки, и поил гнилой водой из болота. Обливал водой приводя в чувство, когда Микифор терял сознание.
В один из дней, замок этих оков сам по себе расстегнулся, и монах пустился на утек собрав последние остатки своих сил. Теряя рассудок и сознание напившись воды из луж, весь израненный почти ползком он добрался до ворот монастыря. После случившегося несколько месяцев тяжело болел и плакал отец Микифор и только потом поведал своим братьям, о человеке без имени и о том что с ним случилось в тайге да и о том кошмаре в котором он прожил эти два года в том ужасном месте.
Услышав его рассказ, собрались четыре монаха и ушли в лес, к тому месту которое описывал Микифор. Две недели они не возвращались. Тогда вся братия сильно забеспокоилась о судьбе этих подвижников. Собрался весь монастырь и дружно строем, колонной двинулся в то место куда указал Микифор.
Через день вернулись, привели исчезнувших , измотанных и побитых четырех монахов и еще они приволокли человека без имени. Посадили его в подвал в клетку. Как то раз ночью пришел к нему отец Микифор. Потихоньку от всех своих братьев. Человек без имени сидел на полу, разбросав всю еду и разлив всю воду, еле одетый, с огромными налитыми кровью глазами смотрел на монаха. Было попробовал Микифор молится но молитва не пошла, так как она обычно гладко идет в тишине в кельи. Мысли были в смятении путались. Хочешь говорит воды принесу ? На что человек без имени выломал себе зуб взял его в рот и вместе с кровью плюнул им в Микифора, как то дико захихикал и тот же момент словно зарывшись под солому исчез, прям у него на глазах. Только окровавленный зуб остался валятся у монаха под ногами.
Братья думали, что то произошло им не ведомое и Микифор отпустил его, но он того сделать не мог так как ключи от запоров были только у ключника. Сочли принять за должное то что произошло, да и легче всем стало без этого узника. А Микифор дал обет молчания и только молился, и изъяснялся после только жестами получая послушания.
В каждом есть человек без имени есть человек с именем, но самое страшное чистым попасть в лес и наткнутся там на поляну с круглой не высокой изгородью и хижину с заросшей мхом крышей . И познать весь страх окружающего мира полного нечестии в окружающем маленьком замкнутом пространстве бытия. Где бессовестные скалящиеся жадные хитрые подлые угрюмые ехидные многоликие -рожи начинают казаться до боли знакомыми лицами.