<>Психология майдана стала популярной темой, так как само событие обернулось (хотя и косвенно) военно-политическим противостоянием России и Запада во главе с властями США. Тема привлекла внимание теоретиков и практиков политологии, психологии, специалистов по революционным переворотам. По теме много интересных текстов разноплановых публицистов и непосредственных участников в рубриках интернета 'Психология майдана', 'Психология толпы', 'Политическая психология', 'Украинская революция' и других. Некоторыми публикациями мы воспользовались критически, под углом зрения 'научного эгоизма' - нашей глубинной психологии. Психология майдана рассматривается с двух теоретических направлений - как 'Психология толпы' раздела общей психологии и как 'Политическая психология' раздела политологии.
<>Политическая психология как теоретическая дисциплина получила развитие в последние десятилетия в связи с массовыми протестными движениями (массовками) во многих странах в форме митингов, шествий, палаточных стояний возле правительственных зданий (майданов). Политическая психология имеет своей целью воздействие на психологическое состояние и поведение масс, включает психологию борьбы с властью, психологию переустройства власти и общества.
<><><> МАССОВКА КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ
<>Психология толпы возникает, когда группу людей объединяет единое целеустремление. Пикник, застолье, свадьба, день рождения - цель весело провести время. В толпе личностные переживания вытесняются общим настроением, индивидуальность сливается в торжественное возвышенное единство. Эмоциональное возбуждение толпы заразительно, оно быстро распространяется не только в местах массового скопления людей, например праздничные массовки или собрание спортивных болельщиков, но и захватывает более широкий круг. Переживания личностных проблем замещается групповым возбуждением, групповые возбуждения сливаются в единое хоровое состояние. Индивидуальность забывает свою индивидуальность, загипнотизированная общим возбуждением. Особенно это происходит, когда толпа в движении - шествия, танцы с музыкальным сопровождением в форме карнавалов. В этом плане массовки, особенно праздничные гуляния и карнавалы являются ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ СРЕДСТВОМ СНИЖЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ. Не только терапевтическим, но и идеологическим средством, поэтому власти чаще организуют праздничные и спортивные массовые шествия, гуляния.
<>Наши предки постоянно были связаны с толпой, в обычае были частые праздники и застолья. Каждый себя не мог представить вне коллектива, у нас в 'многоклеточных' зданиях чувство коллективизма угасает, и свое раздражение концентрируем в толпе политической. В толпе человек повышает чувство своей значимости, преодолевает чувство эгоистической отчужденности, возникает радостное чувство единения. Слиться с толпой, чтобы почувствовать себя великим среди равных. Можно почувствовать себя великим и в гордом одиночестве, но такое ощущение ближе к болезненному.
<>Но есть и обратная сторона состояния толпы это поведение подвержено эмоциям, резко снижается критическое отношение к своим побуждениям и действиям. Именно единство чувств, а НЕ РАЗУМА связывает индивидуальные души в одну общую массу. Эмоциональное поведение участников массовок и его последствия никто не может предугадать, чем эта массовка закончиться. Под воздействием манипуляторов (провокаторов) возможно резкое изменение настроения и целеустремленности толпы, массовые или болельщицкие оргии заканчиваются беспорядками.
<>Политическая массовка отличается от любой другой еще большей эмоциональной возбудимостью, и чем выше возбудимость, тем меньше используется рассудочное сознание, и все действия происходят на 'автопилоте'. Политическую толпу консолидируют возбуждения по поводу уровня жизни, демократии, свободы, коррупции и другие претензии к властям, которых всегда в избытке. 'Политическое' означает отношение к власти, которую персонифицируют президент и правительство.
<><><>ТОЛПА ПОЛИТИЧЕСКИХ РОМАНТИКОВ
<>Протестные политические настроения в зачаточном состоянии присутствуют всегда, важно чтобы эти настроения из кухонной стадии вышли на уличную стихию. Как только оппозиция почувствует слабость власти, подконтрольные ей СМИ (а подконтрольность расширяется) обличают властных тиранов как пожирателей народного счастья, и это обличение тем громче, чем ожесточенней борьба внутри самой власти. А желающих бороться с властью за уровень жизни, за свободу и независимость от властных структур всегда предостаточно. Все претензии и недовольства властью фокусируется в образе врага, а что может лучше вдохновлять толпу и теснить ряды, чем этот образ. Свобода и демократия воплощается в осмелевшую дерзость выхода на улицы с мысленным презрением к нынешней и власти вообще, к ее вольным и невольным защитникам. Успехи массовки в уличном противостоянии возносят политические фантазии, возбуждают ощущение своей исторической миссии, распаляют горделивое высокомерие и презрение к 'быдлу', которое страшиться выйти на улицы и 'творить историю'.
<>Правда недовольные и готовые к борьбе с властью разные, их следует разделить на несколько категорий. Верхняя категория это коррупционные кланы крупного и среднего бизнеса (олигархи). Вторая категория - бывшие на каком-то уровне во власти и ею же обиженные 'за правду и справедливость'. Третья категория - патологические политики, профессиональные 'революционеры', которые уже участвовали в подобных протестах и переворотах. Четвертую категорию составляюют организованные радикальные группы, которые являют собой основную ударную силу любого протеста и владеют стратегией действий.
<>Самая массовая и самая любопытная пятая категория протестующих, в ней растворены и спрятаны первые четыре категории. Обозначим мы эту категорию - 'политические романтики'. Естественно, что эти романтики также очень разные люди: образованные и совсем необразованные, работающие и неработающие, предприниматели, лавочники, офисные, подсобные и всякие, появившиеся здесь за еду, за общение, за идею, и черт знает за что. Эта категория в фокусе внимания психологов, социологов, политологов, философов, и прочих 'умов нации'. Когда интеллигенты пишут о майдане, о революции, то имеют в виду этих активистов, об остальных участников можно только догадываться. Романтикам посвящают поэтические строки, их восхищают и унижают, видят в них героев и субстрат для использования.
<>Для психологического воздействия выработаны и проверены на практике приемы психотехники и идеологии, психотехника и идеология должны возбуждать эмоциональное состояние масс в нужном резонансе. Психология, психотехника и идеология - эти движения сознания трудно отделить, они вытекают одно из другого. Если мы говорим об управлении сознанием, то сознание можно понимать в широком смысле как синоним психики и в узком смысле как синоним рассудочной части сознания (разум). В подавляющем большинстве люди пользуются эмоционально чувственной частью сознания, а в толпе необходимость приложения разума вообще отпадает. В этой связи управление сознанием сводиться к управлению эмоциями, психикой, поэтому политическая психология приобретает определяющее значение для лиц причастных к политике или желающих быть причастными к ней.
<><><> ПСИХОТЕХНИКА МАЙДАНА
<><><>При подходе к майдану уже впечатляет наличие КПП по периметру массовки не столько для отсева нежелательных элементов и какой-то безопасности, но скорее для психологического воздействия. КПП подчеркивает, что 'у нас здесь организационный порядок и дисциплина', формирует позитивное отношения к событию. Хоровые возгласы публики, скандирующей лозунги-кричалки, грохот барабанов, кастрюль и бочек, призывы громкоговорителей настраивают на нужную волну любого флегматика, и трудно остаться зрителем, без какого-либо участия в этом заразительном шоу. Совместные трапезы, пробы принесенных запасов, кухонная возня то здесь, то там располагает к "семейной' общительности, создает атмосферу праздничного пикника, пелену всеобщей любви и дружбы и ненависти ко злу. То, что участники майдана приносили с собой запасы съестного, апологетами майдана воспринимается как стихийный революционный порыв народа. Все правильно, но народ разный, средний и крупный бизнес тоже вносил свою долю, и зарубежные фонды не ограничились раздачей пирожков на площади. Организация таких долговременных протестов вещь затратная, состоит не только из кормления публики, а и приобретения различной экипировки, палаток, автомобилей привлечения специалистов и политических сил.
<>Майдан 13/14 годов обогатил ленинскую теорию революций, сказал новое слово в организации цветных революционных переворотов. К ноу-хау следует отнести психологическую службу, лекционное просветительство, молельные палатки. Эти психологические центры усиливали солидарность разношерстных участников революционного действа, но и сам дух борьбы за светлое будущее всего человечества способствовал активности: кто-то скандировал статуты, кто-то резал бутерброды, кто-то выковыривал булыжники, кто-то разливал бензин, а кто-то дразнил 'беркутовцев' провоцируя их на активность. Власть сидит высоко, а перед протестующими стоят ее защитники, и вся возбуждаемая ненависть к власти конкретизируется на стражей порядка. Летят в них уже оскорбления, камни, откуда-то появившиеся бутылки с зажигательной смесью. Стражи порядка отражают натиск толпы и пытаются ее разогнать, неуверенные их действия еще больше распаляют толпу, а тревога разгона цементирует единство протестующих.
<>Гвоздем программы 'майдан' по преображению индивидуала, личности с большой буквы в зомби является конечно скандирование кричалок (статутов), их насчитывают более 70. Эмоциональное воздействие на психику такого большого хора с нужной периодичностью в определенном ритме со звуковым сопровождением бочек, кастрюль, барабанов приведет к внушению на уровне программ подсознания, которые преобразуются в навязчивые идеи . Кричалка 'Україна - понад усё' означает, что и кричащий майдан 'превыше всего', и кричащий майдановец чувствует себя 'превыше всего'. Вот это и есть психотехника, прием зомбирования. Кричалка отшибает критическую искру рассудка, подчиняясь эмоциям, эмоциям высокомерного патриотизма, если не сказать национализма. Она же воодушевляет действовать, формирует чувство единения и силы. А статут 'Разом нас багато - нас не подолати' усиливает чувство непреодолимой силы и единства, формирует готовность сражаться. Сражаться с властью (банду - геть!), сражаться с москалями (Хто не скаче, той москаль!), сражаться за европейские ценности (Україна - це Європа!). Если даже просто безучастливо стоять и поглощать дух майдана, то через трое суток рассудочное сознание затухнет у любого. А если находиться активно недели или месяцы, то пушечное мясо готово идеологически, морально и физически.
<>Недовольство властью создает само по себе тревожность в обществе, эту тревожность усиливает борьба с нею, распространяемой СМИ, интернетом. Эту тревожность доводят до истеричности так называемая 'СМС-атака'. Провокационные сообщения рассылаются с помощью прибора, который позволяет вклиниваться в сети мобильных операторов. Тревога гонит публику на майдан, и майдан успокаивает, в речевках чувствуется сила и решительность, 'вот уж близок миг победы'. Тревога, доведенная до истерики, требует скорейшего разрешения, сторонники власти напряженно ожидают, что власть вот-вот разгонит этот майдан. Сторонники майдана напряженно ожидает, что власть легко поменяется и народ заживет весело и счастливо. На майдане истеричность тревоги периодически поддерживалась сообщениями о попытках и планах разгона, стычками, порой кровавыми с 'Беркутовцами', это поднимало революционный дух участников.
<>Тревоги и стрессы снимала служба психологической поддержки, волонтеры которой были заметны надписью 'Психолог' на жилетах мятного цвета, психологи не отказывали в консультации всем, кто обращался. О службе сообщалось в интернете и СМИ. Использовалась и работа с группой в форме 'круга психологической взаимоподдержки', где люди могли высказывать и обсуждать свои тревоги и сомнения. На майдане работал и свой 'университет знаний'. На открытой сцене для участников Майдана читались лекции различной тематики. Например: 'Как повлиять на ситуацию с правами человека' или 'Христианские принципы преобразования общества'.
<><><>МОЛИТВЕННАЯ ПАЛАТКА
<>Свои пункты умиротворения имели и священники. Наибольшей активностью отличалась униатская церковь, но были протестантские и православные священники. Ведь на Украине шесть православных епархий, а протестантских сект еще больше, кроме того, католики, буддисты, гуманисты и прочие. Обозреватели отмечают взаимодействие святых отцов различных конфессий, не заостряющих внимание на церковной принадлежности. Точно так же, и жаждающие снять напряжение греховности, пользовались услугами, не вникая в принадлежность. Имел широкое распространение 'Католический молитвенник революционера'. Проповеди укрепляли истинность веры и умиротворенную твердость духа и убеждения - 'делается то, что делаться должно'.
<>Любопытна идеологическая позиция характерная для 'молитвенной палатки' одного из ее проповедников пастора Анатолия Калюжного.
<>'Молитвенная палатка оказывала очевидное духовное влияние на участников зимнего протеста. Там были удивительные встречи, удивительные исповеди, удивительные покаяния людей самого разного плана. Люди видели во мне священнослужителя и начинали откровенный разговор. В палатку заходили протестующие и спрашивали о том, как быть в той или иной жизненной ситуации.
<>Киевский Майдан разбудил Восток. Все проснулись и нашли себя в дремучем 'совке'. Но одни ужаснулись и при свете Майдана нашли свою затерянную 'украинскость', а другие - еще более утвердились в своей советскости и антиукраинскости. Церкви растерялись.
<>Отвыкшие от свободы крепостные Донбасса испугались бесстрашия и принципиальности, свободолюбия и солидарности. Майдан не вписывается в старую систему мышления, ценностей, мировоззрения.
<>Майдан развил в нас обостренное чувство справедливости и заставил задуматься над темами, которые нам раньше были неинтересны, - покорность власти, допустимость насильственного сопротивления злу, участие в революционных действиях. Итоги Майдана будут более отчетливы, если познакомиться с личностью предтечи политического богословия и богословия освобождения Дитриха Бонхёффера'.
<>Из посыла - 'Майдан разбудил Восток' - означает, что Запад (Восток и Запад Украины) хоть и не упоминается, был давно разбужен и он разбудил майдан. Смысл пробуждения заключено в словах - 'дремучий совок', 'украинскость', 'советскость', 'антиукраинскость' - здесь не упоминается 'антирусскоть', но в этих словах она запрятана. Здесь нет протеста против властей, нет молдавской антикоррупционности, нет армянских тарифов на электроэнергию, нет российских большегрузов - это все сущие пустяки, 'им не дойти во веки веков до такой протестной глубины'. Протест против своей 'совковой сущности', точнее своей генетической русскости. Нужно вывернуть себя наизнанку, вытравить в себе и вокруг себя все, что может напоминать о зависимости не столько от России, сколько от русскости. Следует еще раз напомнить, что так было с ощущением буржуазности после Октября 1917 года.
<>'Отвыкшие от свободы крепостные Донбасса' - если иметь в виду, что крепостные относятся не только к Донбассу, а ко всем отвыкшим от 'свободы' в Украине и за ее пределами, то эта цитата вырисовывает психологический портрет автора строк. Слово 'свобода', как и 'любовь' наиболее встречающееся, по той причине, что выражают эмоциональное, а не смысловое содержание. В контексте духа майдана смысловое содержание 'свобода' заключатся в неподчинении или даже в ругательном отношении к властям. На такое смысловое содержание указывают слова - 'испугались', 'бесстрашие' 'покорность власти', 'допустимость насильственного сопротивления злу', 'участие в революционных действиях'. Субъект мысленно послал президента и стал 'свободным', а если вышел на улицу и то же самое крикнул, то стал патологическим свободолюбцем. Новая система мышления майдана и заключается в этой хулиганской 'свободе'.
<>Все, что не втискивается в эмоциональный дух момента, отбрасывается с остервенением как происки провокаторов. Смесь ненависти и самомнения воплощается в навязчивой идее разобраться с тиранической властью. Это потом умы нации в кабинетной тиши напишут всякую всячину о свободе, демократии тирании, снижении жизненного уровня, безработице, тотальной коррупции, засилье и т.д., а на майдане некогда передохнуть, надо выкрикивать, создавать барабанный шум, готовить оружие к бою, захватывать помещения, бросаться на стражей порядка,
<><><>ПОСЛЕМАЙДАНОВСКИЙ СИНДРОМ
<>Четкая координация и взаимодействие всех организованных служб и активных групп на майдане в совокупности, атмосфера солидарного единения, эмоционального возбуждения и всеобщего воодушевления создали психолого-идеологический дух майдана, который вознес самовосприятие на трансцендентные высоты религиозной мистики. Человеку свойственно в своих побуждениях отрываться от серой действительности в высокие метафизические сферы бытия. Этот высокий дух сформировал психологию 'невероятной надменности и огромного самомнения'. Возбудил ощущения 'исторических свершений стихийной самоорганизации пассионарных масс'. Воображалось, что историческая миссия заключалась, ни больше, ни меньше, как в смене исторических эпох 'до майдана' и 'после майдана'. Подобно декларациям о трансформации общественного сознания после Октябрьской революции 1917 года.
<>Майдан выполнил свою миссию, но удовлетворил ли ожидания его сторонников и противников, а также людей далеких от всякого политического возбуждения? Конечно, у разных соучастников были разные ожидания и мотивация, разный 'вклад' в победу и соответственно разная удовлетворенность плодами этой победы. Разумеется, что наибольшее чувство удовлетворения ощутили организаторы грандиозной протестной массовки, так как завоевали власть. Но не только непосредственные организаторы, получили государственные должности и многие активисты майдана. Украина большое государство с огромным чиновничьим аппаратом, и если всех чиновников прежней власти люстрировать, то можно наделить должностями всех активистов майдана.
<>Далее среди удовлетворенных майданом должны быть та часть крупного и среднего бизнеса, которая финансировала майдан и новую власть, и в конкурентной борьбе потеснила доноров прежней власти. Постоянная конкурентная борьба олигархического бизнеса, вошедшая в свою пиковую фазу, является главной фишкой майдана, потянувшая за собой все остальные фишки. Но наибольший экстаз от победы майдана, конечно же, получили патологические революционеры, ощутившие свое величие в этот миг победы. 'Иду впереди массовки, как Чапай на белом коне, и чувствую как раскачивается этот убогий мир, ощущаю себя в величии исторического момента' - признается один из 'прогрессивных профессионалов'. Этой категории лиц значительно прибавилось, опыт свержения режима обогатился, их можно ждать в любой столице, где появиться запах 'свержения тирании'. Должны быть довольны результатами майдана и соратники профессиональных революционеров радикальные ударные группы, под общим названием 'Правый сектор'. Из них сформировались добровольческие отряды для наведения революционного порядка в стране и боевых действий с сепаратистами.
<>Но вот чем может быть удовлетворена самая многочисленная категория политических романтиков, они же и политические наемники, при том добровольные, даже если получали какую-то оплату или льготу. Их можно сравнить со спортивными болельщиками, футбольными фанатами, те же люди, та же психология. Причем футбольных болельщиков в разы больше чем политических. Политика такое же соперничество и поведение 'политического болельщика' такое же, как и спортивного, точнее - политический романтик является разновидностью спортивного фаната. Какое удовлетворение получили футбольные фанаты от победы сборной страны не надо рассказывать. Вот такое же удовлетворение от майдана получили и политические романтики. Болельщики не требовали никаких материальных улучшений, наоборот, готовы отдать все для победы любимой команды.
<>Политические романтики также не требуют материальных дивидендов, не требуют даже 'перемен', тем более 'трансформации сознания', они будут долго рассказывать, как 'делали историю'. Вы были на стадионе им. Лобановского, слушали, что и как говорят болельщики: удар, передача, дриблинг, что и когда сказал тот или иной игрок, как повернулся-чертыхнулся, каждая мелочь, связанная с командой подолгу смакуется. Вот для этого политические романтики и активно участвовали, и продолжают участвовать в массовке под названием 'украинское политическое шоу'. Участвуют, жертвуя качеством жизни, самой жизнью, своими детьми и их будущим, и участвуют в этом шоу с радостью в глазах - только так 'лепят историю'.
<>Политические романтики глубоко прониклись духом майдана на уровне навязчивых состояний и идей. Покидая территорию массовки, майдановца охватывает чувство сиротливого одиночества, и он вынужден возвратиться в коллективное 'мы'. По возвращении в свои города и села, многие революционные участники не могли приспособиться к будничной суете - 'бойцы вспоминали минувшие дни'. В этой связи следует вспомнить слова Б. Стругацкого. 'Увы, законы природы неумолимы. XX век дал, наконец, ответ на старый вопрос: что будет с массовым человеком, если он одет, обут и накормлен досыта? Станет ли он добрее, честнее, умнее, вообще - лучше? Оказалось - нет'.
<>В результате наших глубокомысленных размышлений мы пришли к неопровержимым доводам, что МАЙДАН ЕСТЬ СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ ВЛАСТЬЮ АКТИВНЫМ МЕНЬШИНСТВОМ НАД ПАССИВНЫМ БОЛЬШИНСТВОМ. Причины революционной смены власти и войны в Украине запрятаны глубоко в подсознание, если и осознаны, то не декларируемы. Декларируемые всегда одни те же - свобода, честность, справедливость, демократия, уровень жизни и т. п. Причины неосознанные и не декларируемые продиктованы генетическим и комфортным выживанием, генетическое выживание касается нации в целом организованной в государство. К комфортному выживанию стремиться конкретное лицо, та или иная группа лиц в конкурентном соперничестве между собой и между государствами. Комфортное выживание способствует генетическому, но в определенных пределах. Жестокое конкурентное соперничество за комфортное выживание может разнести нацию по геополитическим субъектам. Мы являемся свидетелями, что одно насилие провоцирует каскад других, в результате многотысячные жертвы, разрастание военного и криминального насилия над гражданским населением по обе стороны видимой и невидимой линии фронта.
<>Будем жить надеждой, что граждане Украины как пережили голодомор, так и переживут обещанное майдановской властью европейское изобилие.