Древний Старец : другие произведения.

Стабильность Преемственность Законность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытки смены власти с помощью "уличной демократии" в разных странах происходят все чаще, и даже эти попытки реализуются. Похоже, что "уличная демократия" станет нормой политического процесса на всех континентах, уж если она добралась не только до Беларуси, но и до США?

  <>Как правило, протесты, уличные беспорядки и революции сопровождают выборную кампанию, оппозиция готовиться заранее объявить о фальсификации. Этого не избежали даже выборы президента в США, где демократы и республиканцы обвиняли друг друга еще до выборов.
  <>Обвинение властей во вмешательстве в избирательный процесс и подтасовке его результатов были всегда. Но особенно в последние десятилетия это обвинение обострилось и стало поводом для общественной конфронтации, цветных революций, гражданских войн. И это все под возгласы о 'прозрачности" избирательного процесса. Яркими современными примерами общественной поляризации является Киргизия и Беларусь.
  <>Протесты после президентских выборов в Беларуси продолжаются вот уже месяцы. Становится очевидным, что КРИЗИС обретает затяжной характер, и ни у одной из противоборствующих сторон не получилось достигнуть поставленных целей. Оппозиция не смогла добиться официального признания фальсификации итогов голосования и последующего трансфера власти, а ее лидеры оказались или в тюрьме, или за пределами Беларуси. Президент Беларуси Александр Лукашенко остается у власти, и уходить никуда не собирается, а властная вертикаль продолжает функционировать в привычном режиме.
  <>Протесты ли это или желание сменить властное лицо. Если это политический кризис, то какие политические силы, его создали? В общем, "кто виноват, и что делать?" - выявить причины, оценить последствия, найти решения. Попытки смены власти с помощью "уличной демократии" в разных странах происходят все чаще, и даже эти попытки реализуются. Похоже, что "уличная демократия" станет нормой политического процесса на всех континентах, уж если она добралась не только до Беларуси, но и до США?
  
  <>УЛИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ<>
  <>Сводки противоборствующих сторон "с поля боя".
  <>Десятки городов были охвачены протестами. Градус протеста накаляется, и на смену словам приходят радикальные действия, агрессия. Нецензурные выражения, оскорбления, жесты такого же характера переходят в драки с милицией. Воинственно настроенная толпа готова крушить всё на своём пути, где-то она обратила в бегство ОМОНновцев, которые побросали щиты. Их догоняли, избивали, люди начинают охоту на ОМОН. Перекрытые улицы, летят камни и бутылки. На минской кольцевой горящие покрышки, на улице Кальварийской горящая резина. Самодельные взрывные устройства и блокирование железных дорог. Много жертв среди ОМОН - некоторые даже инвалидами стали. Есть факты угроз и шантажа родственников защитников режима, попытки нападения на правоохранителей со стороны протестующих. Идет охота за членами избирательных комиссий, вычисляются сотрудники МВД из спецподразделений.
  <>Дорогу протестующим преграждали блюстители правопорядка, которые проводили жесткие задержания, применяли против участников акции слезоточивый газ, поливали водометами, закидывали светошумовыми гранатами, давили людей автозаками. Слышны были "предупредительные выстрелы". Стычки с милицией - задержания, осуждения, избиения, истязания и т.п. Несколько человек в реанимации, десятки в больницах, сообщения о гибели тоже есть, и одна смерть официально подтверждена. Рядом проносятся машины скорой помощи. Толпа ОМОНовцев жестоко избивала беззащитных людей во дворах.
  <>Бьют ли задержанных в полиции, конечно, бьют, если задержанный ерепениться или был активен в драке, то его "воспитывают". Вот признание задержанного. "Старлей вызвал двух рослых амбалов с пудовыми кулаками. Один берет меня за шиворот и бьет кулаком под дых. Я лечу ко второму, второй делает то же самое, итак раз десять. Затем дали отдохнуть в темной каптерке на бетонном полу, и часа в три-четыре ночи отправили на улицу домой. Видимо, старлей беспокоился о моем здоровье и своей ответственности. Но надо отдать должное, не столько били, сколько толкали в живот, поэтому пришлось еще пожить".
  <>Обвинение в жестокости правоохранителей в стране и за ее пределами справедливо. Но если силовые службы проявят лояльность, нерешительность, то протестующие почувствуют прилив сил, проникнуться революционным пылом. И кончается тем, что протестующие захватывают административные здания и громят кабинеты, таких примеров достаточно. Кроме того, все помнят люстрацию защитников режима в Украине, не защитивших даже себя. Правоохранители опора власти и эту опору власть укрепляет довольствием, жильем, соцпакетом, почетом.
  <>Некоторые авторы, комментируя протестные события, восторгаются активностью сограждан, типа народ политически созрел. Но вряд ли одномоментно народ может созреть и превратиться в ЗРЕЛОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Но здесь надо представлять четкое различие между протестующей толпой и гражданским обществом. Гражданское общество в любой стране представляет собой систему политических партий, общественных организаций и союзов различного толка и направленности. А также многочисленные дискуссионные клубы, в которых осуществляется политическое просвещение граждан и ФОРМИРУЕТСЯ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Зрелое гражданское общество взаимодействует с государственными институтами, из гражданского общества направляются кадры на государственную службу, в том числе и правительственные чиновники. Но главное в политическом процессе государства в том, что создается традиция процесса принятия решений и их исполнения, и эту традицию формирует, сохраняет и культивирует гражданское общество. Зрелое гражданское общество не допускает революционную уличную демократию, так как в ней нет необходимости.
  <>Зрелое гражданское общество формируется столетиями при целенаправленных усилиях заинтересованных сторон. Протестная толпа возникает на эмоциях под сложившуюся ситуацию и руководствуется бунтарским возбуждением. Способность лидеров протеста завести толпу и использовать возбуждение толпы, для давления на власть или вовсе для захвата административных зданий.
  <>Цель лидеров оппозиции и зарубежных кураторов создать протестную толпу. Толпа имеет свою психологию развития эмоционального возбуждения. В толпе человек повышает чувство своей значимости, преодолевает чувство эгоистической отчужденности, возникает радостное чувство единения, возбуждает ощущение своей исторической миссии, распаляет горделивое высокомерие и презрение к "быдлу", которое страшиться выйти на улицы и "творить историю".
  <>Если человек попал в толпу, то он подчиняется психологии толпы и выбраться из этой толпы уже трудно. В начале никто мог и не думать вступать в конфликт с полицией, но приходит возбуждение, и мирные протесты превращаются в поле боя. Обвинять ту или иную сторону в провоцировании драки бесполезно, поскольку в любой драке трудно определить кто первый начал, тем более драка с представителями власти.
  
  <>ПРИЧИНЫ И ПОВОДЫ<>
  <>Естественно, что в возникновении массовых и непрекращающихся уличных протестов виновата действующая власть и лично президент Александр Лукашенко. Активности протестов нельзя было не ожидать, поскольку в наше неспокойное время они сопровождают многие страны и континенты, УЛИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ становиться модной политической практикой. Следовательно, президент со своей командой, должен был предвидеть предусмотреть, локализовать, нейтрализовать развитие негативных выборных событий. Более того, действующий президент сам спровоцировал протесты, успешно разогнав своих конкурентов - кого до выборов, кого после, кого за кордон, кого за тюремную решетку.
  <>Третий момент - не обеспечена прозрачность избирательного процесса, что создало сильные подозрения в его фальсификации, но здесь перестарались избирательные комиссии, не без толчка чиновников. Причем уже неважно действующий президент набрал больше или меньше половины голосов избирателей, важно, что эта ВЕСТЬ разошлась громко по миру, и в европейских правительственных кругах "только об этом и говорят". Дошли слухи до самого Байдена, и он тут же подумал, "если можно белорусскому президенту, то почему нельзя мне", и он начал "фальсифицировать". От этих слухов теперь трудно отмыться. Короче, Александр Григорьевич отнесся к процессу выборности президента пренебрежительно, самонадеянно, высокомерно, в результате пришлось прибегать к насилию и жестокости правоохранительных органов и валить все на внешнее вмешательство.
  <>Отсутствие прозрачности президентских выборов, неадекватные отношение и действие власти к кандидатам в президенты спровоцировали протестные настроения, недовольства значительной части избирателей. Но причина глубже, нежели диктаторский стиль властвования президента. Государственная суверенность Беларуси образовалась невзначай, при развале СССР. Традиции управления страной, как и активное ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО отсутствовали. И то, что управление страной СВАЛИЛОСЬ в руки авторитарного правителя это нормально и даже неплохо, поскольку неразвитая политическая система приводит к непрерывным междоусобицам, что всегда привлекает внимание партнеров. Если ОТСУТСТВУЕТ зрелое гражданское общество, то образуется вакуум власти, и естественно, что этот вакуум заполняет авторитарный руководитель в результате острого соперничества за власть..
  <>Если придерживаться обратной позиции, то рядом пример Украины. В Украине президенты демократично тянули по два, даже по одному сроку - и что страна приобрела черты государственного монолита? Как в период СССР управленцы направлялись Москвой, так и в нынешний период некоторых управленцев присылает США, Евросоюз, МВФ.
  <>Но тут главный момент, что оставить государю после себя - стабильную государственность или непрерывные распри в правящей элите. Причем эту государственность непрерывно нужно укреплять, формировать политический государственный класс, по большему счету - ФОРМИРОВАТЬ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. А это зависит от того, о чем заботится первый президент - о продлении своей власти или об укреплении государственности на века? Если второе, то надо заботиться о преемственности функционирования государства и лелеять преемника, а не расталкивать своих конкурентов. Если тянуть лямку до скончания президентства, то ввергнуть страну в очередную борьбу за власть. Что мы собственно и наблюдаем.
  <>Белорусское общество РАСКОЛОТО?! Что это за раскол и насколько он вреден? Для понимания этого следует привести ярчайший пример Великой Октябрьской Социалистической революции. Вот он РАСКОЛ, когда люди жестоко убивают друг друга, и за что убивают, объяснить не могут, разве что "ради счастья народного". А нынешние протестные баталии в Беларуси из той же оперы. Все это примеры РАСКОЛА психологического, идеологического, социального, расхождения представлений и ожиданий. Люди с абсолютно разными взглядами на жизнь и смерть это нормально, но когда нет способности и желания понять другого, а за эти взгляды и представления дерутся в усмерть, начинается революционный раскол.
  <>Общественный раскол - это не только наличие различных мнений и представлений, что вполне естественно, но эти мнения непримиримо противоположны, ведут к политическим конфликтам. В условиях свободы выражения мнения в интернете, эти непримиримые представления выходят за государственные пределы и встраиваются в информационно-идеологическую (гибридною) войну между государствами за влияние и подчинение своему влиянию.
  <>В интернете (например, автор Мацкевич) выделяют разные линии раскола, но, прежде всего, "провластную" часть и "национально-историческую". Первые обозначаются государственным флагом, вторые бело-красно-белым. Они же "пророссийские" и "прозападные", они же 'ватники". ""Если я пишу "Белоруссия", то я "ватник", если я пишу "Беларусь", то я "змагар". Змагары по большей части питают глубокую ненависть ко всему "расейскому' и мечтают интегрироваться в Евросоюз, поскольку пятками чувствуют свою близость с настоящими эвропейцами.
  <>Идеологический раскол в немалой степени проходит по линии интернетовская "молодость" и "телевизионная" старость. "Старость" не столько по возрасту, сколько по ориентации и образу мышления. Интернетовская молодость включает внушительную группу айтишников-глобалистов, которым мир представляется без национальных границ. Западные постулаты демократии и свободы для различных меньшинств также популярны среди поколения помоложе, но в меньшей степени, чем это было в лихие девяностые, когда на западные ценности массово молились.
  <>Раскол в Беларуси имеет довольно глубокую историю и происходит со времен Великого княжества Литовского и обусловлен своей пограничной зоной, в которую вторгались разные завоеватели и цивилизации. И надо признать, что белорусский этнос в границах нынешнего государства еще не сформировался. Над его единством нужно постоянно работать, а не представлять частное мнение за весь этнос. Вряд ли можно отнести уличные протесты и общественный раскол к действиям гражданского общества, скорее к его отсутствию. Авторитарный стиль управления и политическая нестабильность тогда и появляются, когда ОТСУТСТВУЕТ ЗРЕЛОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.
  <>Некоторые комментаторы в интернете приводят основную причину белорусских протестов - экономическая стагнация, безработица, низкая заработная плата и т. п. Но есть и противоположное мнение - "Полная деэкономизация позиции и действий оппозиции. Протестная информационная среда не предполагала, даже отвергала попытки рациональной дискуссии о социально-экономическом развитии страны, а была нацеленность на разрушение социально-экономической системы".
  <>Реальной причиной является смена властных персон, и эта смена не связывалась с экономическими проблемами, они могли быть дополнительным поводом для некоторых протестующих. Эти проблемы существуют всегда и требуют постоянной организации со стороны властей и общественных активистов. В странах РАЗВИТОЙ УЛИЧНОЙ ДЕМОКРАТИИ экономические протесты организуются профсоюзами по конкретному требованию, например, увеличение заработной платы определенной отрасли на 15%, или каких-то условий труда. В Беларуси протесты имеют сугубо политическую, а не экономическую направленность. Да и участники протестов, не сплошь из обездоленных семей.
  <>"В белорусском обществе очень сильный раскол", а на какие слои и части общество раскололось? Такие социальные исследования не проводятся, видимо руководство считает, что белорусское общество представляет собой монолитное единство. Но в протестных конфликтах участвовали две стороны - протестующих усмиряли правоохранительные органы. Были ли протестующие представителями гражданского общества или это возбужденные чем-то бунтовщики. Означает ли это, противостояние, раскол между властью и гражданским обществом, и было ли оно когда-либо в Беларуси.
  <>Протестующие, часто именуемые "оппозиция" не являются ПОЛИТИЧЕСКОЙ оппозицией, это просто политические или идеологические романтики, протестующие вандалы, лица под "впечатлением" действа толпы. Такого рода протесты не обходиться без политических романтиков, в белорусских протестах их было большинство. Если называть оппозицией протестный "Координационный совет", то он не озвучил какую-либо свою политическую программу. "За всё время кризиса не обозначилось ни одного рационального сценария политического диалога", изначально организация протестов предусматривала "свержение власти" (уходи?). А если смотреть шире, то хаотизация и развал белорусской государственности - политическая программа "дестабилизации государства". На смену революционной романтике приходит заурядная борьба за власть, и романтики уже стали первыми жертвами в этой борьбе
  <>Но опять же, когда государь берет на себя решение "всякой мелочи", то вся вертикаль исполнительной, представительной и судебной власти снимает с себя инициативу и ответственность за принятие и реализацию государственных решений, обюрокрачивается. И это основной тормоз в экономическом и политическом развитии государства и общества.
  <>Таковые основные внутренние причины, а в нашем тесном мире "без границ" не обходится без сочувствия и помощи партнеров, геополитического вмешательства.
  
  <>ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР<>
  <>Вмешательство в государственный суверенитет других стран было всегда и останется, поскольку это в природе человека. Еще когда человечество пребывало в первобытной общинной форме, то общины вмешивались в дела соседей. Племена и общины оказывали влияние, воздействие, подчинение, порабощение друг друга, и на этом "вмешательстве" создавались государства и сверхдержавы. Человек человека легко подчиняет и порабощает, свидетельством тому является "рабовладельческий строй" - целая историческая эпоха в развитии человечества. С упразднением рабства в политической иерархии сущность иерархической соподчиненности общностей людей не исчезла, а приобрела иные формы. В конце концов геополитическое соперничество должно привести к доминированию одной сверхдержавы с образованием планетарной империи.
  <>После Второй мировой войны СССР (Россия) образовал страны СЭВ. Это первый пояс защиты от возможного "вмешательства" Запада. Союзные республики прибалтийские, Беларусь, Украина, Молдова составили второй пояс защиты. После развала СССР эта модель перевернулась Прибалтика, Украина и Молдова составили первый пояс безопасности Запада от агрессии России. Но в этом поясе недостает одного звена - Беларуси. И Запад будет напрягаться и напрягать Беларусь, чтобы этот пояс был неразрывным.
  <>Со второй стороны Россия не уступит это "окно в Европу", так как для нее потеря Белоруссии наравне с Крымом смертельна, поскольку НАТО может оказаться под Смоленском. Даже Калининград не имеет такого стратегического значения как Беларусь. Поэтому и Запад, и Восток вначале вынуждены рассматривать Белоруссию как плацдарм для своей защиты и нападения, а потом уже государство с каким-то там населением. Так было в прошедшие тысячелетия, так будет и в будущие.
  <>Линия извечного противостояния между Западом и Востоком проходит через Беларусь, и проходит через ее центр. Оппозицией приводятся цифры по результатам выборов - за С. Тихановскую 52%, за А. Лукашенко 48% проголосовавших. Насколько это реально можно сомневаться, но эти цифры отражают политический раскол в обществе. Пусть условно, но половина граждан придерживается западного вектора, а вторая половина восточного, соответственно такое же соотношение и за смену властвующих лиц. Интересы Запала и Востока разрывают Белоруссию пополам, конечно, есть и безразличные, но воюют между собой политически активные. А воюют они за интересы "дяди" - одни для того, чтобы обезопасить Запад от России, а вторые, чтобы не допустить продвижение НАТО на восток.
  <>Нужно рассматривать белорусские протесты именно с этой геополитической стороны, а потом уже другие факторы политического возбуждения. Но все факторы взаимосвязаны, не было бы "Лукашенко надоел" или "фальсификация выборов", не было бы и геополитического фактора.
  <>С этой геополитической позиции политика Беларуси равноудаленности от Востока и Запада не достигнет цели "жить дружно" с обеими сторонами, так как каждая из вечно противоборствующих сторон требует абсолютной преданности. Россия предлагает "интегрироваться" в ее состав, а коллективный Запад войти в ассоциацию с Евросоюзом. Каждая из сторон будет оказывать давление на властвующих и протестующих. Этот тезис подтверждают все "звенья пояса безопасности" между Востоком и Западом, и яркий пример президентство Януковича в Украине, который также пытался проводить политику равноудаленности.
  <>Западные партнеры оттачивают свое мастерство "демократического вмешательства". Как замечают политические аналитики и комментаторы, в Беларуси апробируются новые технологии управления кризисом. Сам принцип не новый - создать состояние политического и экономического хаоса и протянуть "руку помощи" - но технологии управления новые. Новшество заключается в том, что лидеры протестного движения находятся во вне действий протестующих, система управления протестом вынесена за пределы национальной территории РБ. Тактика проведения протестов отличалась тем, что протестующие собирались в разных местах, а затем сходились в одно место, при этом каждый раз сменялось место сбора. Таким образом, создавалось впечатление, что протестует весь город.
  <>Cо стороны уличных протестующих, как и со стороны протестного "Координационного совета", экономические требования не звучали. Психоидеологическое давление основывалось на постулате фальсификации результатов выборов, "обмане народа". Вторая особенность - протестующими не выдвигались требования переговоров, протестующие не требовали пересчета голосов, новых туров выборов. А также быстрая эскалация силового противостояния с максимально радикализированными требованиями со стороны оппозиции, и как реакция со стороны власти. Эти особенности подтверждают, что важнейшей целью оппозиционных сил была ХАОТИЗАЦИЯ обстановки, а не достижение даже самых решительных политических целей.
  <>Эта принципиальная применимость новой, существенно более деструктивной модели дестабилизации связана, в большей степени, с доминированием Запада и, прежде всего, США в технологиях цифрового информационного общества. Интернет платформы и сервера расположены в США, техническими средствами связи и общения монопольно владеют также США, это позволяет США не только контролировать информационные потоки, но и внедрять в сознание пользователей интернетом свои "идеологические ценности".
  <>Интернет, технические средства связи и коммуникации с одной стороны, позволили увеличить интенсивность человеческих контактов, а с другой - эти контакты производятся на удалении. Третья сторона проблемы - человек общается не непосредственно с другим человеком, а его отражением в телевизоре, компьютере, телефоне, смартфоне (виртуальное общение). Мы и не замечаем эту тенденцию обособления, отчуждения людей друг от друга. Человек человеку все больше становиться чуждым и непонятным существом и эту тенденцию усиливает мировая эпидемия коронавируса, так как обособление спасает от заражения.
  <>Люди все больше лишаются непосредственного общения, в то время как даже молчаливое совместное пребывание усиливает "чувство локтя", благотворно сказывается на взаимопонимании и психическом здоровье людей. Тенденция отчуждения также является одной из причин учащения, усиления протестных акций в разных странах. Люди и без этих факторов конфликтовали друг с другом по природе эгоистического соперничества, а приведенная тенденция значительно усиливает нервозность, агрессивность, конфликтность.
  <>Не последнюю роль в формировании западного образа мышления протестующих играет идеологическая пропаганда пересмотра исторических итогов вообще и Второй мировой войны в частности. В первом варианте Беларусь в исторической ретроспективе является частью Литовского княжества и Речи Посполитой, и к "москалям" никак не относится. Во втором варианте в годы Второй мировой войны отряды белорусских националистов под белокрасным флагом сражались с советскими 'оккупантами" за свою независимость. В этом плане идеология политической реабилитации радикального национализма и коллаборационизма приобрела опыт на Украине и Прибалтике.
  
  <>Последствия политического противостояния<>
  <>Последствия противостояния власти (в первую очередь, в лице президента) и деструктивной оппозиции можно рассматривать в условиях сохранения действующей власти и отсутствия какого либо диалога между властью и оппозицией. Негативные последствия вызваны не столько внутренней оппозицией, хотя и это не прогресс в отечестве, сколько "коллективным Западом". Внешние и внутренние общественные раздражители взаимно обусловлены, друг друга стимулируют. Непреодолимое политическое противостояние это и есть его последствие, поскольку компромисс не просматривается. Властная вертикаль показывает свою твердость, а правоохранительные органы свою преданность делу охраны государства и присяге.
  <>Политические протесты в Беларуси сравнивают с киевским майданом, но в Украине государственный переворот был хорошо подготовлен, были готовы к бою отряды националистов и западные "посредники" действовали последовательно в свержении власти Януковича. А Янукович действовал растерянно и доверчиво к своим политическим и государственным партнерам, не имел твердой опоры в силовых структурах. В Беларуси подготовленные отряды националистов отсутствовали, как и западные посредники между властью и протестующими, поэтому замысел революционного переворота свелся к "мирным уличным протестам".
  <>С этой позиции жесткого непримиримого политического противостояния и можно рассматривать последствия для республики, ибо если противостояние мягче, то и его последствия мягче. Но деструктивная оппозиция "не опускает руки", и не собирается сворачивать протестные "гуляния" с отягощениями по улицам и площадям белорусских городов. И, видимо, на эти гуляния оппозиция рассчитывает до конца срока президентства А. Лукашенко при активной поддержке западными партнерами.
  <>Диалог между деструктивной оппозицией и властью не может произойти, поскольку каждая сторона декларирует жесткие заявления и действует соответственно. Оппозиция стремиться к максимуму - "уходи", власть стремиться подавить протесты силой, по меньшей мере, загнать протестующих "на кухню". Отсюда можно ожидать "игры в долгую" противостояния деструктивной оппозиции и действующей власти
  <>Президент инициировал созыв Всебелорусского народного собрания (ВНС), видимо, рассчитывая узаконить этот институт изменением в конституцию и занять приличествующую ему должность. Оппозиция в свою очередь от имени Народного антикризисного управления (НАУ) назвала заявленное собрание "антинародным и незаконным". В НАУ считают, что ВНС является "высшей формой обмана народа и глумления над демократией".
  <>НАУ уверена, что ВНС - "очередная политическая манипуляция", созданная с целью придать власти президента Александра Лукашенко легитимность в глазах белорусов и международного сообщества. "Мы (кризисная оппозиция) будем инициировать внесение участников "сходки" (ВНС) в санкционные списки, а также в базу Единой книги регистрации преступлений", - говорится в заявлении НАУ, которое опубликовано в Telegram-канале организации (НАУ).
  <>Из этого следует, непримиримость обеих сторон. Кризисная оппозиция готова драться до "последнего солдата", а власть зачистить "последнего солдата". У власти возможностей больше, поэтому оппозиция рассчитывает на "мировое сообщество". При этом у кризисной оппозиция - "Нет сомнений, что все виновные понесут наказание в зависимости от степени тяжести и личной роли в преступлении. За нарушение избирательного законодательства предусмотрены как административная, так и уголовная ответственность, никто не может защитить вас от глаз сотен тысяч белорусов, которые знают о вашем преступлении, о вашей причастности к кровавому террору и геноциду, к массовым пыткам, арестам".
  <>Какие ж тут ожидать последствия? Кризисная оппозиция грозиться разобраться по закону не только с жестокими правоохранителями, но и с избирательными комиссиями за фальсификацию выборов. Не важно, что оппозиции для этого НУЖНО ЗАВОЕВАТЬ ВЛАСТЬ, сам мстительный подход усугубляет непримиримую конфронтацию.
  <>И здесь раздаются злые голоса о бойкоте или лишении Беларуси чемпионата мира по хоккею, предусмотренного ранее. Ясно, что лишение чемпионата является самой жестокой санкцией среди других, а проведение чемпионата фактически реабилитирует власть Беларуси. И Александр Лукашенко выразил готовность вести диалог с оппозицией, но готова ли оппозиция? По всей видимости - "поздно пить шампанское".
  <>Президент Беларуси назначил 2021 год годом ЕДИНЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА. Идея хорошая, но как ее осуществить? На какой объединительной идеологической платформе может происходить это единство? Обе стороны используют слово "народный". "для народа", оба говорят о патриотизме, но это не избавляет от идеологического раскола и конфронтации. Президент видимо имеет ввиду единение без кризисной оппозиции, но кроме нее большая часть белорусского общества считает себя недовольной и обиженной грубым поведением властей. Мало того, что масса протестующих отбывала наказание за активные протесты в форме административного ареста на 10-15 суток, а то и уголовного, но были исключены из учебного заведения, попали под сокращение на работе, свернули бизнес и т. п. Именно в "сломе судьбы" заключаются репрессии властей, а то что попало дубинкой по спине или отсидела 10 суток просто революционная романтика для написания мемуаров.
  <>Последствия противостояния (упертости с обеих сторон) могут быть разные - прямые и косвенные, политические, экономические, демографические и многие другие. Но в целом это последствия раскола общества, в первую очередь активной части белорусского общества.
  <>Политический урон состоит в том, что на действующую власть Беларуси нарастает давление в различных формах, приводящее к международной изоляции, политической, экономической, культурной. Ни ЕС, ни США не признали итогов выборов и не единожды осудили репрессии против участников протестов. Евросовет на своем заседании 19 августа согласился с необходимостью введения персональных санкций против официальных лиц, ответственных за "фальсификацию" выборов и "непропорциональное насилие" в отношении участников акций протеста.
  <>Коллективный Запад действует по отработанной схеме - назначает "легитимного" президента "Аля-Гуайдо", через него перенаправляет все финансовые потоки, торговые, кредитные, фонды помощи и т. п. Таким образом, формирует параллельную власть, применительно к Беларуси роль этой власти выполняет Светлана Тихановская.
  <>Какую бы активность "параллельная власть" не предпринимала, помимо ее напряженность и враждебность политических и экономических отношений, как внешних, так и внутренних, приводит к международной изоляции, политической, экономической. Приводит к падению Беларуси в международных рейтингах кредитоспособности, к падению объемов торговли, сокращению экспорта белорусских предприятий и рост отрицательного торгового сальдо. В случае значительного сокращения притока валюты в страну и ухудшения доступа к внешним заимствованиям возникает риск невозможности расплачиваться по внешнему долгу.
  <>Особо удручающим последствием является миграция. Можно ожидать разнонаправленную миграцию, часть граждан уедет на Восток, часть на Запад. Утечка мозгов: высококвалифицированных специалистов, студентов и выпускников ВУЗов. Особенно нарасхват айтишники и медики, они то в любой стране могут найти высокооплачиваемую работу. Миграция специалистов и студентов поощряется коллективным западом, специалисты из Беларуси приглашаются с распростертыми объятиями в Польшу, Украину и Прибалтику. Из этих стран специалисты ранее разбрелись по миру. Такая утечка мозгов приведет к снижению конкурентоспособности страны падение экономических показателей.
  <>Следует ожидать сокращения налоговых поступлений в бюджет, которое приведет к уменьшению государственных инвестиций и субсидий, снижению финансирования социальной сферы. Результатом уменьшения финансирования социальной сферы станет сокращение социальных выплат населению, снижение ресурсов сектора образования и медицинского обслуживания. Поляризация, конфронтация, радикализация настроений, девальвация и обесценивание зарплат приводит к экономическому спаду и уровню жизни населения.
  <>В долгосрочном периоде сокращение инвестиций и ухудшение качества человеческого капитала сделает невозможным проведение инноваций. Это приведет к катастрофическому технологическому отставанию и дальнейшему падению экспортной выручки из-за отсутствия конкурентоспособных продуктов. Возможное поглощение белорусских предприятий российскими корпорациями.
  <>Таковы тревожные ожидания, а вдруг как-то обойдется?
  
  <>ВЫХОД ИЗ КРИЗИСНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ<>
  <>Преодолению последствий внешнего политического и экономического давления, внутреннего общественного раскола поможет смена политических лиц, как президента, так и претендентов на президентство, лидеров протеста. В сложившейся протестной ситуации повинны обе стороны. Но президента сменить может только сам президент и никаким другим способом. Смена лиц когда-то произойдет и "уходить" когда-то придется, весь вопрос - когда и как. "Уйти надо так, чтобы остаться", этого требует преемственность власти. Так ушел Назарбаев в Казахстане, так ушел Порошенко в Украине, создав свою партию с тенденцией замещения спикера парламента. Так как "ушел" Янукович нежелательно не столько для личности, сколько для общества и государства, и Украина в этом яркий пример. Президент Лукашенко инициирует созыв Всебелорусского народного собрания. Видимо он связывает себя с новой должностью. Пожелаем ему успеха!
  <>В этой связи оптимальным политическим решением являются ДОСРОЧНЫЕ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА. С одной стороны затягивание выборов затянет сложившуюся политическую ситуацию, с другой стороны выборы требуют времени на подготовку. Но любые выборы, в том числе и досрочные, сопровождаются обвинением в фальсификации то ли президента, то ли депутатов парламента. И эти обвинения касаются не только Беларуси, но и во многих странах. Все цветные революции начинались с обвинения власти в фальсификации выборов, в их непрозрачности. Свежий пример - Киргизия, выборы в парламент, бесконечные протесты. США - оплот демократии страдают тем же. Задолго до выборов президента "демократы" и "республиканцы" обвиняют друг друга в намерении фальсифицировать будущие выборы. Эти обвинения и угрозы еще громче и азартней после выборов.
  <>Поэтому прежде чем говорить о досрочных выборах или вообще о выборах, тем более их назначать, необходимо узаконить прозрачность избирательного процесса. О непрозрачности и требованиях прозрачности выборов столько пишут и вещают, похоже, что политический процесс выборности превращаются в мировую избирательную эпидемию. Казалось бы, елы-палы, так сделайте их прозрачными, чего проще, особенно в условиях современной видеотехники, телевидения - весь процесс манипуляции с избирательными бюллетенями на экране. Да и без видеотехники, если процесс голосования и подсчета голосов происходит непрерывно на виду общественности, то обеспечивается необходимая прозрачность процесса. При этом наблюдатели не должны вмешиваться в избирательный процесс и должны находиться за стеклянной ширмой. Но пока мы слышим о не допуске никаких наблюдателей к процессу выборности, как в Белоруссии, так и в США.
  <>Но контроль прозрачности избирательного процесса не все. Обвинение в фальсификации относятся непосредственно к избирательным комиссиям, только они осуществляют избирательный процесс. Поэтому важно кто и как определяет состав участковых и центральных избирательных комиссий. Например, не исполнительная, а представительная, а может судебная власть определяет состав избирательных комиссий. Совет депутатов района, муниципалитета должен подбирать, утверждать и нести ответственность за состав участковых избирательных комиссии на своей территории из авторитетных представителей власти и общества. И участковая избирательная комиссия должна нести ответственность за процедуру и итоги избирательного процесса на своей территории. Здесь важно чтобы избирательная комиссия была самостоятельна в своей деятельности, на нее никто не мог оказывать давление.
  <>Но почему же ни представители власти, ни представители протестующей оппозиции не говорят об организационной процедуре прозрачности избирательного процесса? Видимо обеим сторонам это выгодно, власть может манипулировать избирательными бюллетенями и результатами выборов, для оппозиции фальсификация является главным поводом обвинения, кроме этого, оппозиция иногда становиться властью. Прежде чем требовать досрочные выборы президента, тем более, какого то "ухода", необходимо ОТРАБОТАТЬ И УЗАКОНИТЬ ПРОЦЕДУРУ ПРОЗРАЧНОСТИ избирательного процесса. И эти требования должна выдвигать протестная оппозиция, тогда она не будет деструктивной, а будет конструктивной.
  <>"К власти придут люди, которые будут очень строго и четко соблюдать Конституцию РБ, избирательное и уголовное законодательство, Административный кодекс Беларуси и все другие законодательные акты". Эту фразу приписывают бывшему кандидату в президенты Светлане Тихановской. Не столь важно кто в политике придерживается высокой нравственности, важно то, что это наивно, более того лицемерно. "Политика" подразумевает борьбу за власть, и политическую систему нужно строить не на расчете высоких моральных качеств адептов политики, а на открытости, прозрачности, гласности политического процесса. Примеров достаточно, когда к власти вдруг приходит оппозиция, то она действует, как и прежняя власть
  <>Второй важный момент в избирательном процессе, особенно выборы первого лица государства - ДЕБАТЫ претендентов на власть. И дебаты не разовые, должен быть марафон дебатов, например, 2 раза в неделю в течении двух месяцев. Допустим, зарегистрировались десять и более претендентов на власть, вот они оптом, группами или попарно вызывают друг друга на дебаты в присутствии задающих вопросы местных и иностранных журналистов. И такое шоу привлекло бы население к политической активности, с другой стороны это хороший способ политического просвещения. Если бы А. Лукашенко перед выборами пригласил на дебаты всех своих претендентов на трон, то он бы имел явное преимущество, и не было бы повода для протестов. А так основная причина политического кризиса - самомнение, высокомерное отношение к возможным конкурентам. А ведь в Писании сказано - гордыня самый тяжкий грех.
  <>Известное выражение со времен Древнего Рима - народ требует ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ. А какое зрелище может быть привлекательнее ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗРЕЛИЩА. Дебаты кандидатов на место в парламенте, тем боле на президентское кресло, обладают свойством зрелищности, это образцово доказал ныне действующий президент Украины В. Зеленский. Он легко перенес политическое зрелище с театральных подмостков в реальную политику государства. Кто этот способ позаимствует, тот выиграет.
  <>Сейчас в Беларуси организуются ОБСУЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ, это хороший повод отвлечь внимание граждан от протестного противостояния и привлечь к политическому процессу. Целесообразно эти обсуждения превратить в постоянные дискуссионные клубы, ячейки при партийных и молодежных организациях, районных администрациях по насущным проблемам общественной жизни. В политическом просвещении должны быть заинтересованы законодательные собрания всех уровней, парламент, исполнительные государственные органы и общественные организации.
  <>Через политическое просвещение к участию граждан в политическом процессе это путь к ЗРЕЛОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ, которое является залогом устойчивости политической системы государства, надежной защитой от разрушительной идеологии. Информационно-идеологическое просвещение может быть эффективным на базе изучения общественного мнения, интенсивных социальных исследований. А таких исследований в Белоруссии не слышно, чтобы проводились. Прежде всего, чем что-то внушать гражданам, нужно знать их мнение по тому или иному поводу, иначе можно получить обратный результат, что зачастую и происходит. Успехи воздействия на сознание масс зависит от численности и искусства армии пропагандистов, а также мощности технических средств. Известно, что на утверждение демократии, свободы от узурпаторов и на права меньшинств никаких средств и усилий не жалко, в этом партнеры готовы всегда "помочь".
  <>2021 год в Беларуси объявлен годом единения общества и это прекрасно. Но сторонникам примирения и объединения нужно обозначать себя и объединенным символом - знаменем зелено-красным с белой полосой по диагонали. Когда половина граждан ходит под одним флагом, а другая половина под другим, то можно ли понять, что объединение произошло, и другая сторона не подавлена.
  <>В итоге коротко сформулируем наш вклад в обсуждения конституционной реформы и не только в Беларуси.
  - организовать постоянные политические дискуссионные клубы;
  - узаконить процедуру прозрачности избирательного процесса;
  - создать организационные, интеллектуальные, материальные и идеологические условия для формирования гражданского общества;
  - расширить полномочия и ответственность самого нижнего звена государственного управления. В первую очередь, в части ответственности районной власти за прозрачность проведения избирательного процесса;
  - узаконить организацию дебатов кандидатов в президенты и парламент;
  - президенту назначить досрочные президентские выборы.
  <>Общими усилиями добьемся СТАБИЛЬНОСТИ, ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, ЗАКОННОСТИ!
  <><><>љ DS 15.01.2021
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"