Древний Старец : другие произведения.

Гл. 11 Святоотеческая Психология Греха

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сравнительный анализ подходов на происхождение человека, движущих мотивах и стимулах человеческих действий и поступков православной психологии с теорией "научного эгоизма".

  <>Религиозные представления присущи подавляющему большинству людей, и в этом контексте полезно и любопытно сопоставить положения и доводы, изложенные в книге Добросельского П. В. "Общие аспекты психики или введение в православную психологию" с позиции психологии "научного эгоизма" (далее по тексту НЭГ). Книга раскрывает аспекты психологии на примерах духовной практики православной веры на фоне содержания религиозных мировоззренческих постулатов, это усиливает ее содержательную ценность. Автор свои суждения иллюстрирует многими источниками отцов православия и христианства, что дает право отнести изложенные положения к общей позиции православной церкви.
  <> В святоотеческой психология (далее по тексту СОПХ) греха определяющими понятиями являются блаженная жизнь, благодать, грех, первородный грех, страсть, соблазн, но отправным основополагающим моментом всех понятий в упомянутой книге обозначены два периода жизни. Жизнь до грехопадения и жизнь после грехопадения, жизнь до земная райская и жизнь земная.
  
  <><><>ЖИЗНЬ БЛАЖЕННАЯ И ГРЕХОВНАЯ
  
  <>СОПГ: Человек создан Богом в начале БЛАЖЕННЫМ И ДЛЯ БЛАЖЕНСТВА, при том вечного.
  <> "Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, ЧИСТ ОТ ГРЕХА ИЛИ ПОРОКОВ..."
  <>До падения: праведность была в действиях человека, а грех - в возможности человека, или ПРАВЕДНОСТЬ была как действительность, а грех - как возможность.
  <>После падения: грех стал в действиях человека, а ПРАВЕДНОСТЬ - в возможности человека, или грех стал как действительность, а праведность - как возможность.
  <>Сердце их (Адама и Евы - П. Д.) было полно любви к Богу и друг к другу и БЛАЖЕННО СЕЮ ЛЮБОВЬЮ; предметы же мирской суеты, например: богатство, слава, излишние житейские удобства, прихоти, увеселения, ни мало не удовлетворяющие бессмертного духа человеческого и сильно занимающие людей нынешнего света, - тогда не могли иметь ни малейшего места в их чистом сердце: мир и радость о Духе Святом - неизменно, постоянно обитали в сердцах прародителей, а с миром и радостью - Сам Господь Бог.
  <>НЭГ: Автор не дает отдельно определений, что такое блаженство, блаженная жизнь, благодать, но из контекста их применения можно понять, что эти понятия есть состояние души (психики) человека во внеземной, потусторонней жизни. И что эти душевные состояния прямо противоположны греховности души земной жизни людей. Из главного постулата следует вывод, что душевные состояние и мотивы поведения людей в ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ должны быть отражены в науке психология одинаково, будь-то православная или другая религиозная, будь-то академическая, которую изучают в университетах, будь-то психология "научного эгоизма", которую мы изложили в первых главах этой книги. И такой подход нам позволяет сопоставить положения теории эгоизма и постулатов православной святоотеческой психологии.
  <>СОПГ: По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует ЖИЗНЬЮ ЖИВОТНЫХ, жизнью своего падшего естества. Оно служит для души темницею и гробом
  <>Мир есть жизнь человеков НА ЗЕМЛЕ единственно ДЛЯ ЗЕМЛИ, единственно с целью для удовлетворения своим ГРЕХОВНЫМ пожеланиям, с целью плотского наслаждения, с целью вещественного преуспеяния, с целью, вполне противоположною той высокой и всеблагой цели, с которою человек помещен Богом на земле.
  <>Человек, преступив заповедь и будучи изгнан из рая, связан двояким образом и двоякого рода узами: В МИРЕ СЕМ - делами житейскими, любовью к миру, то есть к плотским удовольствиям и страстям, и богатству и славе, к имению, к жене, к детям, к родным, к отечеству, к месту и одеждам, одним словом, ко всему видимому,
  <>НЭГ: Из приведенных цитат явствует, что человек в земной жизни является представителем дикой природы, разновидностью животного мира и в такой биологической форме он подвержен страсти удовлетворения своих психофизиологических потребностей. Теория НЭГ исходит из такого же посыла, в этом плане психологии НЭГ и СОПГ имеют сходную позицию.
  
  <><><>ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ
  
  <>СОПГ: Наша воля повреждена, видимо страдает наклонностью нарушать ЗАКОНЫ нашей НРАВСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ. Грех есть всеобще признаваемый факт. И не одно Откровение говорит, что все люди грешники.
  <>Разум падшего человека потерял СИЛУ НРАВСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА над неразумными, страстными силами души, подчинился их беспорядочным движениям.
  <>При этом у прародителей в раю в начале не было похотей плоти, или страстей. Они впервые появились перед вкушением запретного плода в виде греховных ЧУВСТВ И ЖЕЛАНИЙ.
  <>После грехопадения возможность ЗЛА "перешла в нас почти в необходимость ЗЛА или, по крайней мере, в преобладающую наклонность ко ЗЛУ, в страсть греха
  <>НЭГ: Из приведенных цитат мы можем уяснить - грех есть нарушение нравственного закона. Похоже, что нравственный закон установлен Богом, так как на нем основывается любая религия, тем более, православная. Возможность греха заложена еще до грехопадения в блаженной жизни, видимо для того, чтобы у человека была возможность выбора и развития разума. Грех в земной жизни стал действительностью "в виде чувств и желаний". В этом определении греха православная психология согласуется с определением ЭГОИЗМА как совокупности чувств и инстинктов человека (гл. 2).
  <>В построении своей психологии СОПГ исходит из греховности человека и всей природы, а психология НЭГ - из эгоистичности. Эгоистический принцип предполагает, что элемент системы имеет полную автономность и самодостаточность в поддержке своей жизнеспособности, но это автономность не противоречит общей системе. Зло, страсть и грех содержат одинаковый смысл, являются словами синонимами. По теории НЭГ зло как негатив в отношениях людей происходит от обостренных проявлений эгоизма.
  <>СОПГ: Заблуждение в истине и привязанность к чувствам, страстная любовь или ненависть к чему-либо чувственному наполнили жизнь человека и составили в нем закон плоти, ЗАКОН ЖИВОТНОЙ ЖИЗНИ, подчиненный плотскому мудрованию...
  <>Возможность получать удовольствие от греха (через грех), ЗАЛОЖЕННАЯ В ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
  <>Будучи направлен на внешнее и во внешнее, всякий грех представляет из себя ту или иную ФОРМУ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ человека в окружающем мире, способ расширения границ своего влияния и возможностей.
  <>Физиологически чувства представляют собой возбуждение неких ЦЕНТРОВ В МОЗГЕ, отдельных для приятного и неприятного компонентов.
  <>НЭГ: Здесь автор показывает, что на место "закона нравственной природы" поместился "закон плоти, закон животной жизни", он же закон греха. Мотивом и стимулом проявления греха является "возможность получать удовольствие". Грех является проявляется "формой самоутверждения" своей значимости среди окружающих людей. Если слово "грех" заменить словом "эгоизм", то приведенные доводы и определения СОПГ идентичны содержанию эгоизма в НЭГ, изложенного в гл. 2. Заимствования из физиологии мозга положены и в основу положений и психологии НЭГ. В предыдущей гл. 10 приведены извлечения и физиологии мозга: "Предполагается, что лимбическая система и управляемое ею подбугорье являются ответственными за множество наших чувств и желаний, например, под их воздействием возникают жажда и голод, страх, агрессивность, половое влечение".
  
  <>СООТНОШЕНИЕ ЧУВСТВ И РАЗУМА
  
  <>СОПГ: Направленность ума определяется направленностью чувств.
  <>Волевое восполнение рождающиеся в мозгу мысли,
  <>Мысли прямо рождаются из души, но и они тотчас облекаются в образ.
  <>При помощи памяти мы возобновляем ощущения, называемые образами, представлениями, идеями. Это есть репродукция или воспроизведение в нашем сознании чувственных ощущений.
  <>Не потому, что в его природе заложена необходимость греха, а потому, что несмотря на возможность преодоления греха, человек либо сам (по своей свободной воле) выбирает грешный поступок (мыслью, словом, действием), либо не понимает греховности совершаемого им поступка.
  <>Сила ума, сила вожделения и сила раздражения.
  <>Грех мог и должен стать достоянием их свободной воли
  <>В условиях рая, "когда потребное... для жизни тела давалось само собою, ум не праздным оставался, имея все время свободным от трудов телесных, но непрестанно восторгался к духовным созерцаниям, разливавшим в нем неистощимое веселье
  <>НЭГ: О соотношении чувств и рассудочной части сознания (ума) подробно изложены в предыдущих главах 1 и 10 . Психология НЭГ исходит из приоритета чувств, интуиции над рассудочной частью сознания и эта позиция согласуется с приведенными извлечениями из святоотеческой психологии - "мысли прямо рождаются из души". Люди руководствуются желаниями, побуждениями, влечениями подсознания и поэтому не пытаются "понимать греховность" своих поступков. Разум как рассудочное мышление развился как продолжением чувств, с одной стороны, а с другой как механизм обмана, как хитроумие. Чтобы выжить и выжить комфортно в дикой природе особи приходиться прибегать к хитроумию и в использовании хитроумия человек превзошел все остальные виды.
  
  <><><>ПОБУЖДЕНИЕ К БОРЬБЕ
  
  <>СОПГ: Поэтому отчуждение личности и ее установку на СОПЕРНИЧЕСТВО также следует считать важнейшими последствиями греха.
  <>Человек стал стремиться только к удовольствиям и избегать страданий и таким образом впал во власть плотского самолюбия, страсти плотоугодия и страсти насильничества, ПОБУЖДАВШЕЙ К БОРЬБЕ за мирские блага, за средства услаждения и выражающейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание.
  <>Путь индивидуалистического самоутверждения дает ОПЫТ БОРЬБЫ, самовозвышения, наслаждения в чувстве самолюбования, ЧУВСТВО ПРЕВОСХОДСТВА над теми, кто может быть превращен в объект наслаждения и господства. Предлагаемый путь есть путь гордости собой, своим знанием и своим мнимым совершенством. Этот путь есть путь созерцания своего ПРЕВОСХОДСТВА.
  <>НЭГ: "СОПЕРНИЧЕСТВО важнейшее последствие греха" - фундаментальная мысль! Но если обозреть шире, выйдя за рамки "последствий греха", то соперничество является всеобщим законом развития не только земной природы. В теологии идеи борьбы добра и зла, Бога и антибога положены во главу религиозной системы. Без соперничества нет развития, нет эволюции в природе во всей Вселенной, все пришло бы к упадку и разложению. Глава 2 "Научный эгоизм" и начата с рассмотрения этого всеобъемлющего закона, все с него начинается и им же заканчивается. Борьба не только "за мирские блага", но и за генетическое выживание групп, родов и видов.
  
  <><><>СТРАСТИ - МОРДАСТИ
  
  <>СОПГ: Отягченное ГРЕХОВНОЮ праотчею печалью, сердце человеческое стало беспрестанно обуреваться нестерпимой душетленной бурей СТРАСТЕЙ, превратившихся в целое неистово волнующегося моря.
  <>Все они (страсти) исходят из самоугодия, самости, самолюбие на них держится
  <>В грехопадении, впервые в роде человеческом, проявилась страсть (жажда) власти, как желания обладать дополнительной возможностью - СТАТЬ КАК БОГИ, знающие добро и зло.
  <>Естественное состояние человека заключается в присутствии добродетелей, в то время как СТРАСТИ есть состояние противоестественное.
  <>НЭГ: "Страстям" в рассматриваемой книге уделено большая часть текста книги, с помощью этого понятия раскрывается содержание православной психологии. Слово "страсть" употребляется в значении "стремление" (стремление ко греху), и непосредственно как синоним понятия "грех". Термин "страсть" используется широко в религиозной литературе и в современной психологии, как и в древней философии для описания характеров и эмоциональности психических актов. Конкретных наименований страстей в этой работе Добросельского приводиться более сотни. Они накопились, видимо, еще со времен язычества, а уж христианство строило общение с паствой с помощью греховных страстей.
  <>Во второй фразе автор святоотческой психологии вольно или невольно понятие "страсти" приравнял к понятию "эгоизм". "Самоугодие" есть угождение (удовлетворение) самому себе, своей самости, "самость" - "сам Я" есть эго. Фраза читается так: - "Все они (страсти) исходят из удовлетворения эгоизма, на нем держатся". Понятия "страсть" и "грех" в нашей системе "научного эгоизма" тождественны понятию "эгоизм".
  <>Из третьей фразы следует, что греховное падение первых людей заключалось в том, чтобы "стать как боги", и это состояние для земной жизни является противоестественным. Этим автор подтверждает, что основным мотивом всех движений души и тела является утверждение своей значимости, утверждения чувства гордыни, стимулирующего удовлетворение страсти "быть как боги".
  <>СОПГ: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин отмечает, что "страсти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся ИЗ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, как, например, чревоугодие и блуд, и не естественные, не коренящиеся в естестве, как, например, сребролюбие.
  <>Тщеславие и гордость зарождаются в душе БЕЗ ПОСРЕДСТВА ТЕЛА. Ибо, какую нужду имеет тщеславие в телесном, когда из-за одного желания похвал и славы доводит до падения плененную им душу?
  <>НЭГ: Здесь автор разделяет страсти на физиологические и психологические Психология НЭГ исходит из тесного взаимодействия физиологии и психологи, нет чисто психологических актов, не сопровождающихся специфическим обменом веществ, так и нет чисто физиологических процессов не обеспеченных поддержкой психологии. Психология должна брать на себя рассмотрение поведенческих мотивов и стимулов особей. С другой стороны, "естественными потребностями" можно понимать потребности, необходимые для удовлетворения физиологии организма и "греховные" - "вырождающиеся из естественных потребностей". В этой связи теория НЭГ разделила удовлетворение потребностей и притязаний эго на "нормальные", не несущие негатива в человеческих отношениях и здоровью особи и "обостренные" (гл.3).
  
  <><><>ГРУППЫ СТРАСТЕЙ
  
  <>СОПГ: Воля к власти - самый серьезный импульс и самый тяжелый грех человека. За всеми социальными, политическими, культурными битвами стоит воля к власти.
  <>Самой лютой из всех страстей называет отчаяние, а гордость считает страстью, которая: способна по своей силе заменить все другие страсти: "Предшествует всем страстям самолюбие; после же всех их следует гордость.
  <>По свидетельству преподобного Аввы Дорофея, "все отцы говорят, что всякая страсть рождается от сих трех причин: от славолюбия, сребролюбия, сластолюбия. За всеми тремя последуют - печаль, гнев, злопамятство, зависть, леность и прочие
  <>Преподобный Иоанн Лествичник: "Сребролюбие есть и называется корень всем злым, и оно действительно такого, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства"
  <>Преподобный Антоний Великий самыми злыми страстями души считает "ненасытное желание богатства и удовольствий, славолюбие и тщеславие при неведении истины".
  <>Как видно из приведенных выше высказываний о страстях, в них имеются некоторые различия в определении ОСНОВНЫХ СТРАСТЕЙ. Однако здесь нет существенных расхождений. Это объясняется тем, что многие страсти СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ. Так, например, страсть стяжания денег обусловлена не собственно желанием их накопления, а желанием с их помощью достичь большей власти, большей славы, иметь больше возможностей удовлетворять свои похоти. Иными словами, сребролюбие обусловлено властолюбием, славолюбием, сластолюбием.
  <>НЭГ: В приведенных извлечениях прослеживается явная необходимость в определении основных (главных, базовых, корневых, самых лютых) страстей или грехов. Это продиктовано поиском первопричин определяющих наше поведение. Есть основные страсти (грехи, чувства, инстинкты), а есть от них производные. Такого же подхода придерживается и наша теория НЭГ, выделяя четыре БАЗОВЫХ ЧУВСТВА - гордыню, жадность, ревность и зависть (гл. 2). Эти инстинктивные чувства, охватывающие всю полноту мотивационных реакций, являются первопричиной всего нашего поведения, они перекликаются с основными страстями православной психологии - властолюбие (славолюбие), сребролюбие, сластолюбие. Базовые чувства выделяет и академическая психология, и полемика не затихает по их определению. Например, теоретик психоанализа Фрейд основной причиной поведения считает сексуальность (по СОПГ сладострастие, по НЭГ чувство ревности), а его последователь Адлер стремление к превосходству (по СОПГ властолюбие, по НЭГ чувство гордыни)
  <>"Страсти связаны друг с другом" - страсти (базовые чувства) взаимосвязаны поскольку выражают эгоизм в совокупности всех чувств и инстинктов. Взаимосвязь наблюдается и в степени эмоциональности, например, высокое достоинство переходит в высокомерие. Поэтому справедливо утверждение, что наши пороки являются продолжением наших достоинств. О взаимосвязи чувств подробно изложено в гл. 2 настоящей работы.
  <>СОПГ: Семь духов зла, страстных помыслов - сребролюбие, любодеяние, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
  <>Сребролюбие - любление денег и имущества, любление подарков, воровство (всего 31 название).
  <>Любодеяние - прелюбодеяние, блуд, блудные мечтания и пленения, чтение сладострастных книг (всего 28).
  <>Гнев - вспыльчивость, убийство, ненависть, вражда, мщение (17 названий)
  <>Печаль - огорчение, малодушие, отречение от креста (всего 18)..
  <>Уныние - леность, празднословие, шутки, забвение грехов своих (всего 25)..
  <>Тщеславие - хвастовство, лицемерие, зависть, самооправдание, искание земной славы, стыд исповедовать грехи свои (всего 27).
  <>Гордость - дерзость. насмешничество, предпочтение себя всем, безбожие (всего 23).
  <>НЭГ: Здесь приведены примеры отнесения конкретных страстей к выделенным группам и указано их количество. Такая классификация нужна практическим священникам, чтобы отвечать на вопросы прихожан, объяснять, что есть грех и как его остерегаться. В религиозной литературе такие группировки встречаются с небольшими авторскими изменениями под названием "семь смертных грехов".
  <>В психологии "научного эгоизма" первым базовым чувством, определяющим наше поведение, является чувство гордыни. Человек как общественное существо выстраивается в иерархию соподчиненности и взаимодействия в форме общины или государства, а для такого выстраивания необходимо стимулирование и мотивация. Для этого и предназначено чувство гордыни, оно мотивирует и стимулирует соперничество за место в иерархии, за свою общественную и личностную значимость. По теории НЭГ слова "властолюбие" и "славолюбие", обозначающие группы, есть выражение чувства гордыни, так как выражают стремление к значимости, популярности, к превосходству персоны над ближним своим.
  <>Чувство жадности стимулирует присвоение и накопление материльных благ, 'сребролюбие" выступает в роли синонима чувства жадности. Понятие "ревность" в системе НЭГ обозначает все отношения межаду полами, и в первую очередь мотивирует и стимулирует владение и завладение противоположным полом. "Сластолюбие" в системе СОПГ несет некоторую аналогию с понятием "ревность". 'Зависть" в анализируемой психологии упоминается только как одна из многочисленных страстей, как эмоция, в психологии НЭГ это базовое чувство, которое подсознательно определяет поведение каждого. "Зависть" входит в перечень "семи смертных грехов", подчеркивая этим влияние этого чувства на наше поведение.
  <>Слова "гнев", "печаль", "уныние", обозначающие названия групп страстей, выражают эмоциональное состояния, причиной которых является унижение чувства гордыни, но причиной могут быть и унижение чувства жадности, ревности или зависти. В совокупности негативные состояния мотивированы неудовлетворенностью притязаний эгоизма в целом (гл. 3). В перечень страстей включены производные от основных чувств чувства и мотивы поведения, что соответствует содержанию психологии, а также действия и простое выражение эмоций. Например, "убийство", "дерзость" - действия мотивированные чувствами эгоизма. "Любовь к имуществу" - чувство производное от "сребролюбия" (чувства жадности). "Прелюбодеяние" - действие, а "стремление к прелюбодеянию" - чувство (страсть). "Блудные мечтания" (эротические фантазии) можно расценивать как чувство, ощущения, или как греховные действия. С точки зрения определения "греха" необходим перечень греховных действий по принципу "заповедей", а определение мотивов этих действий является областью психологии. В СОПГ приводится и группа 'чревоугодие', но такие "страсти" не отнесешь к психологии.
  
  <><><>ЦИВИЛИЗАЦИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ
  
  <>СОПГ: Вся ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ построена на ГРЕХОПАДЕНИИ, на первородном грехе, она сохранила в себе вот этот импульс власти. Подумайте: ведь всякая магия была построена на стремлении властвовать над природой и человеком, так же, как и наша техническая цивилизация. С точки зрения властолюбия можно описать всю мировую историю, и это будет правда.
  <>НЭГ: Ключевая идея о происхождении и развитии человеческой цивилизации, в дополнение к идеям о производственных отношениях и прибыльной торговле.. Но если под "грехом" понимать "эгоизм" в психофизиологическом смысле, то идея как нельзя лучше соответствует концепции НЭГ. Многие мыслители (гл. 10) держаться убеждения, что наша цивилизация развивается "благодаря самым низменным человеческим качествам". Из этих "низменных качеств" ведущую роль играет соперничество во всех сферах бытия за превосходство, за приобретения и накопления.
  <>Автор "православной психологии" глаголет истину и бесконечно прав в том, что мировая история есть проявление и выражение человеческого "властолюбия". Но не только властолюбия, если под ним понимать одно из эгоистических качеств личности. По теории НЭГ цивилизация развивалась благодаря проявлению человеческого эгоизма в целом, в его обостренной форме. "Владение и властвование" ресурсами достигается с помощью различных формам принуждения к взаимодействию, с помощью завоеваний и прибыльной торговли. Что мы сейчас и наблюдаем - в первую очередь соперничество в сфере финансов, банковской сфере, острейшая конкуренция в сфере торговли, завершают решение общественных проблем силовые конфликты. Но жестокое соперничество индивидов наблюдалось и в начале времен.
  
  <><><>ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХИАТРИЯ
  
  <>СОПГ: На протяжении всего Священного Писания звучит мотив о том, что соматические и психические болезни возникают именно вследствие нарушения нравственных законов. Это открытие подтверждается современными исследованиями в области медицины и психофизиологии.
  <>Святоотеческая психотерапия, основана на святоотеческом подходе к психике и представляет собой (по своей сущности), духовное воздействие на душу человека, которое излечивает ее ОТ СТРАСТЕЙ И ГРЕХОВНОСТИ (то есть, предотвращает появление новых грехов и устраняет последствия ранее совершенных грехов), а через это излечивает и тело человека. Иначе говоря, методом лечения в святоотеческой психотерапии является ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ человека при его земной жизни (то есть, при соединении души с телом).
  <>Исцеление немощной души, оживление мертвого ума, очищение нечистого сердца достигаются не с помощью советов или лекарств, но через аскетические предписания Церкви: воздержание, любовь, молитву и хранение ума от сатанинских прилогов, приходящих через помыслы. Поэтому мы убеждены, что православное предание имеет огромное значение для нашего времени. Только оно в состоянии освободить человека и исцелить его от УГНЕТЕННОСТИ И БЕСПОКОЙСТВА, этих последствий душевной смерти...
  <>Внешние соблазны так сильны, - говорит преподобный Нил, - что живущие в мире иногда как бы против своей воли увлекаются ими, и посему-то нужно ОСТАВИТЬ МИР и искать покоя и тишины в пустыне, где ничто души не уязвляет, не поражает воображения, НЕ РАЗДРАЖАЕТ СТРАСТЕЙ.
  <>НЭГ: Православная психология исходит из того, что основанием для болезней является состояние греховности, а психология НЭГ - из обострения и развращения эгоизма, эгоистических отношений между людьми. Это одно и то же основание, отличие в терминологии. В обоих подходах основания болезней в большинстве расстройств выражаются устойчивой тревожностью, угнетенностью и прочими негативными психическими состояниями. Таких же выводов придерживаются и многие течения академической психологии, только они усложнены своей научностью. Причина психических заболеваний очевидная - влечет бросаться в гонку удовлетворения непомерно возрастающих потребностей, влечет взять, вступить, обогнать, достичь, превзойти в результате приходиться СТРАДАТЬ, БОЛЕТЬ, попадать в зависимость, в острог.
  <>И святоотеческая психотерапия и психология НЭГ в основу профилактики и лечения предлагают сдерживание в первом случае страстей, а в другом - сдерживание обострения и развращения эгоизма. В обоих случаях - владение собой, собственным эгоизмом, смягчение стимула соперничества. Глава 4 данной работы посвящена сдерживанию обострения эгоизма, где наряду с другими терапевтическими приемами не исключается и молитвы, медитации, ритуальные шествия как способы самовнушения и отвлечения от негативных эмоций. Повторение фраз несущих сакральный смысл, с ритуальными движениями и орудиями, звуковым сопровождением, возбуждает эмоциональное напряжение необычности, значимости действа и воздействует на психику с особой силой. Ключевым моментом здорового образа жизни должны стать душевный юмор и великодушная любовь. Юмор снимает шоры фанатизма, и наше сознание раздвигает границы разнообразие миров и представлений, становятся доступным для понимания другие идеологии. Во всем находить комическое, а не драматическое или трагическое, тогда можем приобрести устойчивость к психологическим раздражителям, равновесие психики.
  
  <><><>КОНЕЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ
  <>В первой главе "Начальные суждения" мы задались вопросом "познания самого себя", познания природы человеческого поведения. Тема не то, что не новая, а тема извечная. Пора подвести концептуальные итоги, насколько мы продвинулись в логическом анализе собственного "Я"?
  <>1. В научных текстах, публицистике и беллетристике слова "эгоизм", "эгоист" используются как безнравственные поступки и характеры, а если как врожденные, то все равно в негативном смысле - плохой человек. В "научном эгоизме" (гл. 2) определена содержательная структура и свойства понятия "эгоизм" как базовая психическая структура личности - совокупность взаимосвязанных чувств и инстинктов, которые являются причиной всех психических актов и, соответственно, предметом научной психологии. Когда мы говорим, что характер жадный, властолюбивый, ревнивый, заносчивый, завистливый, мы уже раскрываем содержание эгоизма. И когда говорим о страстях, потребностях, влечениях, побуждениях, то это есть проявление эгоизма.
  <>2. Акцентировано абсолютное влияние СОПЕРНИЧЕСТВА на поведение персоны, группы лиц, государств. В общественных науках, в речах и публикациях о соперничестве говориться весьма политкорректно, разве что в экономике конкуренция поставлена во главу угла. Соперничество является всеобщим законом живой природы, эгоизм проявляется в условиях соперничества и для соперничества. Разворачивание любой темы или точки зрения об обществе следует начинать с факта все пронизывающего соперничества.
  <>3. Сформулирован принцип иерархичности, который во взаимодействии с принципом эгоистичности определяет иерархическую структуру общества. Иерархическая структура соподчиненности отдельных особей это способ их взаимодействия в организационном единстве рода, племени, государства. Если в родовой и племенной общности иерархическая соподчиненность формируется установленными обычаями, то само государство возникает в результате насильственных завоеваний "владения и властвования".
  <>4. Принято разделение проявления эгоизма на нормальное, обостренное и развращенное (гл. 3). Нормальное (в разумных пределах) проявление - удовлетворение насущных потребностей организма не причиняющее неудобств окружающим людям. Обостренное и развращенное проявление эгоизма происходит у особи от несдержанности притязаний, побуждений желаний. Обострение и развращение эгоизма являются причиной разнообразных конфликтов, психических расстройств, зависимостей безнравственных отношений.
  <>5. Психология научного эгоизма исходит из того, что все люди эгоисты по рождению с разной степенью его проявления, которая зависит от способности сдерживания (гл. 4) обострения и развращения (владения собой). Все люди одновременно и эгоисты и альтруисты. Альтруизм есть отложенный эгоизм, в котором особь удовлетворяет общественную выгоду, но в будущем получает моральное или материальное удовлетворение от общества. В комментируемой православной психологии "грех" определен как совокупность страстей, а это и есть эгоизм. Грех и эгоизм несут одинаковый смысл, но кому-то приятней быть эгоистом, а кому-то падшим во грехе, а кто-то причисляет себя к лику святых.
  <><><>љ D S 05.02.16.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"