Дубков Денис Вадимович : другие произведения.

Шесть шагов от бога. Глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хотя мы с тобой, мой дорогой читатель, не пили на брудершафт, предлагаю быть на ты. Не потому, что с тобой панибратствую. Я совершаю здесь в этой книге шаги освобождения от Христа именно к тебе - вверяю свою душу, размышления вериста. Кто такой верист, ты узнаешь в первой теме. Есть верующие в бога, а есть те, кто верит в иные ценности и блага: их-то я и называю веристами.

  Введение
  
  Хотя мы с тобой, мой дорогой читатель, не пили на брудершафт, предлагаю быть на "ты". Не потому, что с тобой панибратствую. Я совершаю здесь в этой книге шаги освобождения от Христа именно к тебе - вверяю свою душу, размышления вериста. Кто такой верист, ты узнаешь в первой теме. Есть верующие в бога, а есть те, кто верит в иные ценности и блага: их-то я и называю веристами.
   Почему я решил ввести тебя в сущность данной книги, подготовить к её восприятию? Темы, проблемы, которые публицистически здесь затрагиваются острые, личностные, дискуссионные. На них нет однозначного ответа. Скажем, есть бог или нет, управляет он нами, воспитывает нас или нет? Как известно, наша эра началась с рождества Христова. А когда она закончится? Готов ли ты, мой читатель, расстаться с религией, сделав те самые шесть шагов от бога, которые я как автор буду рекомендовать тебе?
   Ты возразишь мне: от бога нельзя сделать ни шесть, ни шестьдесят шагов, ибо он не познаваем, не осязаем. И будешь прав. Но есть шаги не метры, не расстояния, а поступки, действия, ответственные решения. Для верующего они трудны, судьбоносны даже. Нужна воля, характер, сила духа, чтобы их совершить.
   В своих размышлениях о вере я ни кому не предлагаю освободиться от своего преклонения перед Иисусом Христом, Аллахом, Буддой, другими богами. Наоборот, в книге верующий найдет доводы, укрепляющие его верования. Неверующему попытаюсь помочь утвердиться в своих убеждениях, но стать не атеистом-противником всех религий, а веристом - гуманистом, уважающим право человека исповедовать любую религию. А вот тем, кто не верит ни в бога, ни в дьявола, ни в кого вообще, я советую через мои размышления осознать: а прав ли он в своем скептицизме.
   Приглашаю задуматься: почему согласно статистике верующие в бога составляют большинство населения во многих странах, а посещающих церковь, костел, синагогу, мечеть, пагоду число весьма ограниченное и сокращается с каждым годом? Разве только потому, что у них нет времени или потому, что молебны, намазы они считают не обязательными для себя? Я лично убежден, что многие люди свыклись с религией, для них верование в бога удобно, ни к чему ни обязывает. Вот почему их религиозность пассивна, т.е. без соблюдения церковных обрядов. Только основа этой пассивности, на мой взгляд, совсем иная- сомнение в истинной действительности бога. Именно оно не несёт их ноги в храм, не поднимает их перст для жеста крещения.
   Веками это сомнение зрело в душах людей, а примерно с 18 века перевоплотилось у наиболее свободолюбивых в убеждение: никакого Христа нет, он - гениальная творческая выдумка, мистификация теологов. Правы ли эти неверующие или истина в Библии, Евангелии, во множестве других религиозных книг? Вот почему, мой читатель, я советую прояснить для себя в чем сила и слабость религии, а через эту книгу - в чем преимущества и недостатки веризма. В этом и заключается подлинная свобода выбора твоей совести: приблизиться к богу, стать ещё более убежденным верующим либо уходить от него, освободиться, т.е. сделать сейчас первый шаг в этом направлении.
  
  
  Тема первая
  Без веры жить нельзя
  
  Фабрика по производству богов
  всегда размещалась на Земле.
   В. Пикуль
  
  1.1. Что такое вера.
  Верую. Верность. Уверенность. Вероятность. Доверие. Вероисповедание. Сколько производных слов от "веры"! Автор "Толкового словаря русского языка" (Том 1, 1935г.) Д.Н. Ушаков поясняет, что, как правило, мы верим не в четкое, доказанное, выполненное, истинное, а во что-то предстоящее, ожидаемое, вероятное. Это как раз про бога - нечеткое, недоказанное, вероятное. Не случайно Д.Н. Ушаков, а также С.И. Ожегов в своем "Словаре русского языка" (1972г.) напрямую понятие "веры" привязывают к богу, к религии. "Философская энциклопедия" (том 1, 1960г.) веру трактует как характерную особенность всякой религии в корне противоположную, научному знанию. По мнению английского психолога Дж. Янга: "вера - врожденная склонность человека, способность к ней, выступает ансамблем мистических убеждений, опорой и осью человеческой программы мозга". Причем, по его мнению, вера не различает религиозность и антирелигиозность, где верование в бога выступает частным случаем самой веры1.
   Однако христианская религия монополизировала человеческую веру, теологически связав ее с богом, с церковью. Если судить по тому как понимают этот термин ученые Д.Н. Ушаков и Дж. Янг, теологи правы в своем стремлении рекомендовать людям верить в того бога, который не истинен, а выдуман, вероятен, но не доказан научно. Это мистика, работа человеческого мозга. Есть, однако, много ученых, которые доказывают истинность бога и истово верят в него. Вот, например, слова великого А. Эйнштейна: "Знать, что существует сокровенная Реальность, которая открывается нам как высшая красота, знать и ощущать это - вот ядро истинной религиозности"2. Гений физического материального мира и к религии подходил гениально - видел в ней сокровенную Реальность и высшую Красоту.
   В этом и состоит двухтысячелетняя прочность существования христианской религии, что сотни миллионов людей свое состояние веры связывают только с ней и больше ни с чем. И, тем не менее, мы - веристы, - т.е. не верящие в бога, не сотрудничающие с церковью, а таких как мы тоже миллионы, считаем, что вера не религиозный, а светский термин цивилизованных, гуманных демократов. В 2005 году газета "Аргументы и факты" (?4) опубликовала итоги социологического опроса более полутора тысяч человек. На вопрос "Во что или в кого вы верите?" ответили: в бога - 52%, в судьбу - 40%, в приметы - 21%, остальные в порядке убывания: в сверхъестественные силы, в инопланетян, гороскопы, магию и т.д. Добавим сюда, что многие молодые люди нередко восклицают: мой бог - компьютер, современная техника. Лично я верю в человека - гражданина Мира, в Демократическое Единое Конфедеративное Объединенное Государство Земли, и попытаюсь в своих размышлениях объяснить жизненность этой веры.
   Так вот, если мы в XXI веке по-прежнему будем понимать под верой только бога и религиозность, то что останется нам - отрицающим бога? Неверие? То есть состояние души пустой, слабой, безвольной, где царит скепсис, уныние, отсутствие интереса к жизни по принципу "что будет - то и будет". Нет, неверие - это не постулат веризма. Мы убеждены - без веры жить нельзя. Или как утверждает польский политик, лауреат Нобелевской премии мира Лех Валенса - жизнь без веры не имеет смысла.
   Церковь узурпировала, привязала к богу не только веру, но и такие состояния человека как надежда, любовь да можно сказать и самого человека, его жизнь. И я буду в этой книге оспаривать стремление теологов обожествлять эти наши состояния как и веру. Полагаю, необходимо переосмыслить русские традиционные духовные ценности. Жить без веры невозможно, как нельзя жить без светского здравого смысла. Вера - фундаментальное психическое состояние светского человека, многоличкое, многообразное понятие. Сводить его к религии значит обеднить, ограничить эту субстанцию человеческого бытия.
  Причин, обстоятельств, чтобы людям верить в бога много. Одни - традиционные, наследственные, т.е от бабушек, родителей, с детства. Здесь вера наиболее церковноприворотная, устойчивая, убежденная. Другие причины - тупиковые, когда люди оказались в ситуации безысходности, нужды, безнадежного тупика. Вера в бога, приобщение к церкви им представляется обязательными, потому что поможет выйти из этого тупика, преодолеть трудности жизни. Именно эта категория верующих наименее устойчивая, поскольку улучшение условней жизни ими достигнуты не с божьей помощью, а в силу их собственного труда, упорства, характера.
   Наиболее твердо верующие те, которые пришли к вере в бога в сознательном и даже взрослом возрасте. Например, известный актер Е.Миронов признался, что крестился в церкви в 19 лет, кинорежиссер Э.Кустурица - в самые солидные года3. Есть еще одна группа верующих - временщики. Они приобщаются к вере в силу своей грешности - всевозможные нувориши, бандиты, прожигатели жизни, неверные мужья и др. В страхе перед ужасами ада они посещают церковь, истово молятся, не жалеют материальных вспомоществований на храмы, строительство их, часовен. Другое дело, что их вера не постоянна, по мере накопления грехов, провинностей.
   Бог - духовный абсолют, сверхъестественное, вымышленное существо в материалистическом мировоззрении, проекция человека на бесконечность, отчужденная сущность4. Религиозные чувства, которые выражают любовь к Богу, радость общения с ним, страх Господень и т.д. Все эти эмоции выступают общественным продуктом, и порождаются определенными социальными условиями5. Догмы и стереотипы религиозного мышления обладают относительной устойчивостью, консерватизмом, традиционностью. Логика не действует на сознание верующего, поскольку её подавляют чувства. Тогда как именно эти эмоции - основа ритуальных действий всех религиозных концессий6.
   Когда я слышу от людей фразы "Господи помоги" или "Всё во власти бога", чувствую душевную слабость говорящих, их неспособность преодоления невзгод, трудностей жизни. Также люди с постоянным ожиданием божественной помощи не могут быть опорой человечества, они не хозяева своей судьбы. Именно те, кто уверены в себе, тверды в вере достичь своих желаний, стремлений являются опорой и надеждой человечества. Способность человека возвыситься над силой обстоятельств, преодолеть их без всевышних сил, без опоры на церковь есть душевный подвиг. В нем заложена истинная сила, твердость характера, уверенность. Не будем отрицать способность церкви одушевлять людей, очищать их от скверны, пороков, греха, помочь страждущим обрести уверенность смятенным - упование. Не случайно немецкий философ Л.Фейербах называл человека "религиозным животным". В смутные времена развала СССР, когда миллионы людей потеряли "руль и ветрила" своей жизни, религии поддерживали в них дух деяния и устойчивости. Чем больше человек верит не только в бога, но верит вообще, считает писатель В. Сорокин, тем больше в нем доверия к окружающему и меньше цинизма.
   В связи с этим утверждением писателя есть еще одна функция у светской веры - ее пафосное общественное состояние: вера людей друг к другу, к власти, справедливости, улучшению своего благосостояния. В 2012 году "Левада - Центр" провел общественный опрос и выявил, что всего 5% россиян готовы доверять окружающим. Писатель М.Веллер в своем интервью "Аргументам и фактам" (?10, 2013г.) прокомментировал итоги этого проса. По его мнению, людская вера явление неустойчивое, зависящее от обстоятельств. После августа 1991 года, т.е. после срыва большевистского путча, люди испытывали прилив огромного доверия друг к другу, все надеялись на лучшую жизнь. Однако после развала Союза, появления ваучеров и с их помощью миллионеров, миллиардеров - нуворишей, после дефолта, обнищания народа, после роста цен на нефть и газ, образования в России сотен миллиардов долларов свободных денег, которые власть отправила не на благополучие экономики и человека, а в банки стран Запада для сохранения, люди потеряли веру в лучшую жизнь, справедливость.
   Единственное во что верили люди - в бога, церковь. В 90-е годы церковь получает от государства право на беспошлинную торговлю водкой, табаком, другими ходовыми товарами, открыла всевозможные службы для занятия эти греховным делом. В результате у иерархов церкви появляются дорогие машины, за сотни тысяч евро, золотые швейцарские часы, миллионные квартиры. Прихожане горько вздохнули - и здесь веры нет. Вот откуда сложились эти 5% неверия всех ко всем.
  Теперь, дорогой читатель, тебе ясно, почему веризм настаивает лишить церковь понятия веры - она скомпрометировала его, повела себя неискренне и тогда и сейчас. Очистить веру от скверны, плутовства, религиозности, повысить доверие человека друг к другу, в гуманистическую политику власти, воспитать оптимистическое настроение к жизни - огромная задача российского общества, поскольку одному веризму она не под силу.
  1.2. Верить - нелегкое дело
   Вот почему полагаю необходимым придать термину "вера" иное, не ушаковское толкование как надежда на недоказанное, ожидаемое и т.д. Вера это уверенность, вытекающая из современного цивилизованного развития человека, базирующаяся на интеллекте, науке, богатстве духовного мира, где нет бога, иллюзий. Также понимание веры делает человека сильным, ответственным за себя, за всё происходящие на его Родине, за будущее перерождение Земли и всего человечества. Именно веристы убежденно верят в земные, не небесные субстанции человеческого бытия - в жизнь, свободу, цивилизацию, прогресс, демократию, законы и др.
  Автор этих строк глубоко верит в человека, в торжество его, независимого ни от каких сверхъестественных сил, духа, в великое преобразовательное и созидательное могущество человеческого разума. Веристы уважают право человека на выбор своей веры, свободу исповедания, убеждения, если они не носят экстремистского, революционного, антигуманного характера.
  Этим веристы отличаются от атеистов, которые своё безбожие превратили в фанатичное, брызжущее нетерпением и ненавистью к верующему, монопольное, господствующее мировоззрение. Веризм - не современная ересь, а концепция светского, оптимистического, жизне - утверждающей идеологии цивилизованного человеческого бытия на Земле. И не после смерти, а при жизни; не дарованное всевышним, а достигнутое, созданное самим человеком. Вера в себя или в бога - вот дилемма силы или слабости людей, их творчества или конформизма, личности или паствы, свободы или оков.
  Новым перспективным элементом веризма становится вера в могущество социально - политической системы Интернета, т.е. того виртуального мира, который порожден инновационным характером коммуникационных средств человеческого общения. Эта вера с каждым этапом мировой цивилизации, очевидно, будет охватывать не только активных посетителей Интернета, его пользователей, владельцев хостов, т.е. постоянных его сотрудников, но и самые широкие слои населения. Эта всемирная информационно - компьютерная сеть уже стала своеобразной религией, а компьютер может стать виртуальной церковью, где будет утверждаться, набирать авторитет вера в глобальное общение людей, в объединение человечества.
  Вера же, жестко привязанная к религии, церкви будет в сознании людей угасать, ослабевать. Веристы предлагают её определять термином - "верую", котором определяется временный, обмирщенный характер зависимости человека от религиозного дурмана, его прострации от всевышней силы. Именно это состояние(верую) выкристаллизовывает слабость, безвольность тех, кто избрал религиозность, набожность как бытие своего духа.
  Вернуть приватизированную церковью человеческую веру, очистить её, освежить, сообщить человеческому духу силу, оптимизм, свободу, культуру, нравственность без их религиозного извращения будет трудной, долгой деятельностью веристов. Тем самым церкви предлагается альтернативный, консенсусный вариант - верования вместо веры, разделенные сферы существования: веристам - веру, верующим - верование. В этих размышлениях не ставится задача исследовать конфессии, углубляться в историю их развития, оспаривать религиозные каноны и догматы. Этим будем надеться заинтересуются учёные - веристы, которые с идеологических позиций веризма по новому проанализирует теологические основы религий. Но поскольку автор исповедывает гуманистические, демократические принципы взаимоотношений веризма и верования, неизбежна полемика, оппонирование взглядов друг друга. И тут без ссылок на некоторые факты и процессы истории конфессий не обойтись. Главное, чтобы при этом были сохранены уважение к свободе совести верующих и веристов, к деятельности церкви, его клира. Веризм - это новый, вбирающий в себя лучшие идеи атеизма и свободомыслия, другая система бытия человечества без верования, без обожествленных ценностей.
  При этом автор убежден, что полемика с теологами, церковным клиром должна вестись принципиально, твердо, убедительно, без комплиментарных любезностей и злобствующего ниспровергательства. Как говорится, уважение уважением, а вера врозь. Итак, веризм - это жизнь без бога, а верующие - это бытие, пронизанное богоисповеданием. Специфичность здесь в том, что и верист и верующий - граждане одного государства, живущие по его законам, а отнюдь не по канонам церкви. И это объединяет их, утверждает в обществе необходимость их братского единения, где состояние веры и того и другого - мир души, не имеющий право на противоборство, силовое противостояние. Власть призвана укреплять светский характер государственной политики, четко определять границы влияния церкви, опираться в этой своей деятельности прежде всего на веристов.
  А теперь после такого размежевания самое время какого - нибудь анекдота. В 3-м классе учительница предлагает детям: "Дети, бога нет. Поэтому давайте поднимем руки вверх и покажем ему фигу". Все дети показали фигу, кроме Вани.
  "А ты, Ваня, почему ни поднял руку?" - спрашивает учительница. Ваня: - "А зачем, Марья Ивановна её поднимать, если его нет? А если он есть, я не дурак показывать ему фигу".
   Увы, мы часто ведем себя, поступаем по-детски, как все. Веруем как все, молимся как все. А вот не веровать, освобождаться от бога как все не получается. Здесь требуется как Ваня думать, определять свой индивидуальный подход.
   На протяжении веков церковь, теологи приближали бога к человеку. Они и придумали Иисуса Христа - бога - человека, сына бога, чтобы он всей молодой жизнью пророка утверждал в себе человеческий образ и прошёл распятие во имя человека. И вознесся на небо, где его бог - отец - царствовал, повелевал раем, соперничал с сатаной и его адом. В античные времена, в средневековое божье царство на небесах было единственным сосредоточением людских и церковных желаний, мечтаний, молитв.
  Когда же в новое время человек всё глубже познавал космос, планеты, сущность и положение Земли люди всё более скептически относились к пребыванию бога на небесах. Тогда теологи, ответственные за то, чтобы не отпускать бога слишком далеко от человека, поместили его в человеческую душу, ипостась которой учёные еще слабо распознали в то время. Но, видимо, в душе богу, а тем более троице богов вместе со своим царством, райскими кушами было не комфортно. Тогда священнослужители начинают процесс очередного перевоплощения бога в любовь. И интересно, как долго церковь будет витийствовать по поводу этого основополагающего состояния психики человека? Думается, бог - любовь самое непрочное, неудобное состояние религиозного верования, которое чревато для самих жрецов, поскольку могут стать его заложниками: как и веру любовь человек не отдаст им на откуп, любовь как одно из самых прекрасных своих состояний.
  Любовь как чувство огромно по глубине и пространству, сложно, потому что в нем есть место и изумительному и греховному. Издавна красоту женщины мужчины величали божественной, нечеловеческой по силе её воздействия, благородства. Ну а греховные проявления любви- к богатству, корысти, сексу, извращениям связывали с сатанинским влиянием. Задача веристов - очистить понятия любви от этих противоречивых определений, поскольку подлинная любовь как и вера не может сожительствовать с богом, уже в силу того, что они обе - великие ценностей гуманизма, где человеческая личность, его права и свободы, способности и блага выступают важнейшими критериями оценки общественных отношений7.
  1.3. Спасибо древлянам
  В связи с тем, что христианская религия защищает приоритет бога над человеком, тем самым пытается обожествить гуманизм, напомним некоторые правильные истины. С времен родового строя люди мучились непониманием окружающего их мира: откуда он, как образовался, почему им в нем бывает хорошо и где-то очень плохо. Хорошо, потому что такой простор для жизни, хотя понятие жизни им тоже было не доступно. Как много растительного, животного мира, которых можно использовать совершенно по-разному. Какое прекрасное и высокое небо, когда оно ясное. Как тепло и ярко светит солнце. Какие уютные горные пещеры, где можно жить, разводить огонь для тепла, приготовления пищи.
  Однако почему окружающий мир бывает для них страшным, ужасным, даже убийственным? Небо становится темным, оно гремит, посылает огонь, льет потоки воды, затапливает их жильё. Почему некоторые животные, кусаются, рвут людей на мясо? И т.д. Постепенно к древлянам - я люблю это термин и называю им не только восточно-славянские племена, жившие в районе реки Припять и подчиненные в Х веке Киевской Русью, а все племена, которые жили в древнюю доантичную эпоху - приходит осознание необходимости приспособления к внешним обстоятельствам жизни. Кто - то их сотворил, посылает им в качестве блага для их существования, если они живут правильно. Или отправляет в качестве напастей, от которых они не находят возможностей для спасения, если в чем-то провинились перед этими неведомыми силами.
  Постепенно появляются названия, обозначения, легенды, мифы, тотемы для определения этих благ и напастей, их источников. Тысячи лет древляне постепенно заполняли свою жизнь духами, идолами, в качестве неведомого им мира, который вне их обитания, но всегда с ними, влияет на них. И особенно древляне облегчили свой быт, когда решили загадку собственной смерти: умерших своих сородичей закапывать в землю, сжигать, отправлять в безлюдные места, в тот потусторонний, неизвестный им мир. Самое главное они уверовали, что расставаясь, таким образом, с умершими, погибшими, они переселили их в иное состояние жизни в форме растения или животного, а потом в мир, где они пребывали в нем вечно, поверив, что там им хорошо, спокойно, благостно. И уж, конечно, не было осознания того, что этот иррациональный мир придуман ими самими, что это самообман.
  Таким образом, смерть стала абсолютной формой страха древних пред своим будущем после окончания жизни. Древляне боялись созновать конечность своего бренного существования, отсутствие какого - либо неизвестного мира, откуда не возвращаются, но в котором им благостно. И вера в то, что после смерти будет тоже хорошо, укоренилась в древлянах, стала исходным состоянием их душевной слабости, бессилия, отказа преодолевать трудности своего бытия. Это одна ступень веры, когда человек сильный, мужественный верит в то, что не осуществил, не достиг чего-то при жизни, обязательно исполнит, ему это придет после смерти в другом мире. Вторая ступень - человек слабый, нерешительный верит в то, что ему придет помощь извне, от сверхъестественных сил. Именно в этом закладывались основы религии древлян во всевышние силы, которые унаследовали последующие племена до наших времен.
  Античный народы на Западе и Востоке усовершенствовали религию древлян тем, что придумали язычество и многобожие, где установили для различных сфер своей жизни отдельных богов - войны, мира, ремесел, искусств, любви и т.д. Особенно славились греческие боги, во главе с Зевсом обитавшие на горе Олимп, а также римские во главе с Юпитером. Их было такое множество, что народам Греции и Рима сакрализировать, обожествлять их всех было невозможно. Такое полибожие не могло существовать долго, потому что оно разъединяло народы, осложняло управление ими. А поскольку без богов в то время общественная жизнь была невозможна, постепенно возникла и крепла идея монобожия. Так возникла христианская религия, открывшая человечеству новую эру цивилизации.
  Бог, и потом Иисус Христос как очеловеченный бог - сын - это величайшая, гениальнейшая мистификация, подвиг мыслителей первых веков новой эры, сочинивших Евангелие, Библию Старого и Нового ее Заветов, заложившие догматы христианской религии, ее мифологию. Они почти полторы тысячи лет редактируются, приспосабливаются к меняющимся историческим эпохам человечества, проповедываются, пропагандируются. Сегодня христианство - это идеология догматизма, консерватизма, отвергающая светскую идеологию либерализма, демократии. Смерть и сегодня, как и тысячи лет назад, выступает главным аргументом квазиапологетической мистификации человека со стороны жречества. Не случайно один из крупных представителей идеологии атеизма, французский ученый и политик Поль Лафарг (1842 - 1911) считал, что богов создал человеческий страх перед трудностями жизни и, особенно перед смертью, перед отсутствием нашего бестленного будущего.
  На молебне в Иркутске в сентябре 2011 года патриарх Кирилл заметил, что отпевая усопших, они - священнослужители - одевают не черные, а белые одеяния, так как веруют не в смерть их, а в бессмертие. Только, возразят веристы, провожающие покойного в последний путь облачаются все-таки в черные, траурные одежды. Они не очень-то надеются на его бессмертие, желают ему не рая, а вечной памяти и земли, которая пусть будет пухом. Да, в период своего старения сила человеческого духа ослабевает, страшится правдивой реальности смерти, уступает инсинуационным проповедям жрецов церкви. В размышлениях о том, что будет после смерти, даже убежденные в веризме просят похоронить их по религиозным канонам, исповедываються, причащаются, не возражают против отпевания, предания земли и др. Однако в итоге все равно реально покойного ждет биологический тлен, разложение и самое дорогое - память в душах родных и близких.
  У любимого мной писателя Валентина Пикуля (1928 - 1992гг.) в романе "Нечистая сила" есть многозначительная фраза "Фабрика по производству богов всегда размещалась на земле". Писатель прав: Будда, Сварог, Один, Христос, Аллах и др. сотворены человеком, но силой фантазии и мистики удалены от него, обожествлены. Богословы довели технологию вымысла до совершенства, учли специфику и упущения предшествующих верований - тотемизма, язычества. Главное на что работала эта технология, чтобы верование в богов трансформировалась в оковы человеческого духа, в девиантное, отклоняющееся поведение верующего как раба, твари, слепо и безвольно подчиняющегося богу, церкви, её догматам.
  1.4. Христианская мораль.
  Религии потому и отвергают демократию, гуманизм, свободолюбие, индивидуальность, гордость человеческой натуры, поскольку они не совместимы с рабской зависимостью верующего, непостижимостью бога, за которой скрывается его искусственное, выдуманное состояние символа подобного языческим богам Зевсу, Юпитеру, Яриле и др. И все-таки монобожества сыграли выдающуюся прогрессивную роль в жизни человечества, о чем мы будем вести речь в других темах. В отличие от языческих богов, Христос унифицировал духовный мир человека, даже несколько стандартизировал его, что способствовало, в свою очередь, духовному формированию народов, их объединению в нацию.
  Газета "Аргументы и Факты" в 2010 оду (?48) опубликовала 20 выдающихся изобретений человека, наиболее древние из которых были:
  - алкоголь (6-10 тыс. лет до н.э.),
  - колесо (4 тыс. лет до н.э.),
  - водопровод (1 тыс. лет до н.э.) и др.
  Но открытий идолов, богов, верований в этом перечне почему-то нет. Возможно, потому что это был перманентный, эволюционный процесс, в который были вовлечены сотни людей - творцы, идеологи, пророки, жрецы и др. Одиозная фигура Иисуса Христа с его реальным человеческим рождением, житием, пророчествами против язычников, чудесами, распятием обросла затем усилиями десятков богословов до его мифического вознесения на небо, провозглашения его сыном божьим с тем, чтобы на протяжении веков воплотиться в целую систему христианской религии, церкви как делопроизводителю, конторе этой религии.
   И все, как говориться, ничего - сложилась мифология религии, образовался управляющий институт по пропаганде этих мифов. Интересно другое - теологи вместе с выдумкой Христа пошли дальше - разработали христианскую мораль, в которой вера отвергла в человеке уверенность, вытеснила силу духа, ослабила разум и т.д. Произошел незаметный, лукавый подмен понятий. В результате верующий на протяжении сотен лет жил по этой церковной морали, мимикрировал, стал неспособным противостоять ей, строить самостоятельную жизнь, преодолевать религиозные уклады бытия. И только в конце XIX - начале XXI века люди осознали тупиковость своего религиозно-догматического верования, трудность выхода из церковного дурмана. Сегодня в христианском мире сложилась ситуация, когда большинство в обществе не порвало с религией, признает себя верующим, но в церковь не ходит, церковные обряды не совершает. Идет процесс человеческого освобождения от религиозного влияния. Власти, науке, СМИ возглавить бы этот процесс, активизировать его. Но они заняли позицию невмешательства, аномии, даже отдают педагогическую систему воспитания подрастающего поколения на откуп церкви, религиозной морали.
   23 мая 2010 года телеканал НТВ в своих "Чистосердечных признаниях" показало передачу "Доказательства бога". Были собраны различные, пока необъяснимые явления, вроде огромных глаз на небе, огненного креста, мироточивых икон, ударов молний, от которых спасал нательный крест. Особенно передача напирала на "Сошествие благодатного огня" которое происходит накануне Пасхи по православному календарю. Самое интересное, что эти доказательства, в общем-то, оказались ненужными, так как присутствующие деятели церкви внушали с экрана - бог не на облаках, не в иконах, а в душе человека. С таким же успехом можно было демонстрировать фильм о доказательствах отсутствия бога, что было бы куда актуальнее и полезнее.
   Сегодня только члены Общества научного атеизма во главе с академиком В.Л. Гинзбургом и веристы поддерживают в обществе импульс процесса обмирщения. Но их аргументов, доводов недостаточно, чтобы преодолеть истовое состояние верующих. А вот для людей, которые находятся в состоянии "полу-полу", т.е. полуверия - полуневерия, наши обмирщающие доводы помогут это неопределенное положение трансформировать в неверие, определиться в отрицании религии.
   Смена вер, мировоззрений возможна, допустима, если она происходит в результате работы мысли, анализа своего душевного настроя, ведущего к твердому решению, выбору - не верить или веровать. Только такая глубина внутренней борьбы в душе, а отнюдь не эмоциональный, случайный порыв закладывают убеждения, мотивы для мужественного и сильного решения.
   Отклонения вроде сегодня поверил, завтра нет, послезавтра опять поверил - это несерьезно, поверхностно, порочно. Когда говорим о вере как ареале, свете человеческой души, важен самостоятельный, осознанный, взвешенный подход к выбору своих духовных опор, какими могут быть сам человек, его судьба, другие ценности или бог в транскрипции той или иной религии.
   Итак, либо убежденный верист, либо твердо верующий. Вот две ипостаси будущего цивилизованного общества, где первая - опора светского государства, вторая - паства религиозно-церковного миража. Светская власть не третирует церковь, та в свою очередь, знает свое место. Никаких конфликтов, борьбы, только научно-практические дискуссии, симпозиумы, а возможно и перетягивания риторических канатов, когда за словами не просматривается суть проблемы истинной идеологии.
   При этом одно условие: ни стороне веризма, ни лагерю верующих не опускаться до фанатизма, когда вера теряет контроль разума, базируется на эмоциях, страстях, когда из веры выхолащивается благоразумие, толерантность, сила убеждений. Вера по - Ушакову, предполагает своеобразное аксиоматическое принятие личностью того или иного постулата, без рассуждений, доказательств, зачастую вопреки логике и практике. Верю и все тут.
   Убежденность есть состояние психики более твердое, решительное, где присутствуют в большей или меньшей степени уверенность рассудка, эрудиции, воли. Сильные убеждения способны формировать целеустремленность, предсказуемость поступков. Возникает порой состояние плацебо, когда убежденность мобилизует изменения в организме человека. Особенно это явствует, когда те, кто посетил святые места или приложился к мощам, вдруг почувствовал облегчение, улучшение самочувствия. Это и есть эффект плацебо - сильное убеждение, трансформировавшееся в самовнушение. Фанатизм из этой же категории радикальной веры, нетерпимости к иным мнениям, позициям.
   В декабре 2010 года в США произошли массовые кровавые столкновения, драки между верующими в рождество Христово и отрицающими его, а также самого Христа. Это именно противостояние двух фанатичных сторон, что само по себе с позиции веризма не допустимо, не гуманно, не демократично. Страшно представить себе, если такие противоборства начнутся по поводу крещения, пасхи и др. святых праздников, которых в христианстве только престольных - двенадцать. Они отстаивались в душах верующих веками, передавались из поколения в поколение и преодолевать их надо не запретами, силовыми возмущениями, экстремистки, а гуманно, эволюционно.
   Ученые считают, что религиозность затрудняет, мешает ассертивному развитию личности, т.е. ее способности отстаивать свои интересы, добиваться их осуществления, быть самокритичным, иметь решимость в чем-то отказывать себе и другим, если того требуют сложившиеся обстоятельства. Именно эти характерные признаки формируют в человеке демократа, борца за свои права. Религия объективно тормозит становление этой ассертивной, самостоятельной личности.
   XXI век. Новейшая эра третьего тысячелетия как бы взывает к человечеству: вам представилась возможность осмыслить все сущее на планете с иных гуманистических, демократических критериев и позиций. Оценить содеянное в прошлом, его ценности, традиции, словом осуществить своеобразный аудит своего бытия. Если уклониться от этого ответственного дела, если импульсы новейшего мышления не вдохновят современного человека, его потомкам придется настраиваться, начинать работу самим. Но уже в более трудных условиях, поскольку наша инерция, беспечность повлечет утрату динамики, прогресса, застой мысли, атрофию веры, духовую деградацию, преодолевать которую придется именно потомкам.
   Необходимо начать решительное осуществление этого глобального аудита, помочь человечеству убедиться, что религия как атрибут новой эры совершенно не обязательная и маловостребованная традиция, которую никоим образом нельзя переносить в новейшее время. Жить без веры, как фундаментальной ценности человеческой психики действительно невозможно и в III тысячелетии. Но сводить ее к религии - это вчерашний день, отсталость, регресс.
  1.5. Вера как таинство.
   И тогда возможно будет органичное соединение веры, как субстанции светской психики человека, его бытия с верой религиозной, пропагандируемой церковью. Здесь, дорогой читатель, позволю себе остановиться еще на одном мощном свойстве веры. Она - таинство и в этом ее прелесть. С одной стороны, вера как светское понятие содежит неизвестность - то ли исполниться, то ли нет. С другой - вера как религиозное деяние вообще абсолютная тайна. Как утверждает святитель Василий Великий: "Я знаю, что Бог есть. Сущность его выше нашего понимания. Вера довольствуется знанием, что Бог есть8". Пророки, святители, богословы словно соревнуются, кто больше и невообразимее припишут богу утвердительных и одновременно отрицательных качеств в единстве всего и ничего. Так в кого же верить? Тайна с единым богом в трех лицах. Таинство литургий на латинском, церковнославянском языках по принципу, чем непонятнее, тем святее.
   Если уберем, спрячем в архивы все эти таинства, что останется от религии? Ведь ни одно общество не живет своей историей. Изучают ее, гордятся ею, иногда опираются на нее, но живут все-таки сегодняшним днем, действительностью. Будущее свое определяют с опорой на прошлое и особенно на настоящее. Отсюда и вытекает, что именно Человек - подлинный творец истории, современности и своего будущего. Спросите богословов, каково будущее любой религии и они вновь и вновь будут цитировать заветы древнего прошлого. Вот почему христианская религия - это религия бабушек, отвергаемая большей частью молодежи. Церковь живет, действует с головой повернутой назад, смотрит не в завтра, а во вчера. И верующих заставляет так жить.
   И еще одна "великая тайна" церкви - тьма, неизвестность райского и адского состояния человека, закончившего свое земное бытие. И здесь, как и с богом - верь, что такие внеземные обители существуют. У нас веристов все ясно: после смерти - тлен и долгая память. Скучно, грустно, но истинно. Здесь же верь в то, не знай во что. Современному, а еще более будущему поколениям жить этим прошлым, этой неизвестностью надоело. Ему нужна вера в реальные, а не мистические ценности, которые человек способен достичь, осуществить не молитвами, а силой характера, труда, учебы, здоровья, оптимизма.
   Автор книги "Таинство веры" епископ Иларион (Алфеев) (сегодня митрополит - Д.Д.) задел один симптоматичный аспект: оказывается, многие богословы пытались работать над созданием "религии в пределах разума" (выражение И. Канта - Д.Д.). Но у них ничего не получилось, так как ни один христианский догмат не постигается разумом9. Религия со всеми своими таинствами, отвлеченными верованиями сверхразумна и сверхлогична. Если христианство постигать разумом, что веризмом и делается, начнется восьмой день сотворения мира - разрушение религии, церкви, веры в бога. То что началось, создано в начале первого тысячелетия новой эры будет завершено в начале третьего тысячелетия. Божественному началу придет естественный разумный конец. И все-таки, скорее всего, конец придет не самой религии христианства как таковой, а произойдет ее трансформация в единую мировую религию, куда кантовский разумный аспект будет включен в концепцию ее святописания.
   В пропаганде единой мировой религии активную роль могли бы сыграть средства массовой информации. Пока же на примере российских СМИ многочисленные страницы рубрики "Вера", "Духовность", "Лампада", "Православие", "Открытая трибуна" и др. "льют воду" на мельницу популяризации религии. И мало какие из них позволяют себе темы, где говорится о свободомыслящих, веристах, об их трудностях, стойкости и т.д.
   Одну такую передачу на НТВ 10 июля 2010 года, которую назвали "Невзоров против церкви" автору удалось посмотреть. Находять в родном Санкт-Петербурге, А. Невзоров - журналист - богоборец с монитора, говорил о том, что 700 лет православия - это торжества лжи, лицемерия, забвения науки, что 1917 год положил этому конец; что в России сегодня 64% верующих, но в церковь ходят только 10% из них (увы, статистика здесь разнообразна - Д.Д.). Другие выступающие говорили о церковном бизнесе, развитом рынке услуг. Приводили в пример попа Романа из села Донское Липецкой области - предпринимателя, крохобора, хама.
   Писатель М. Веллер выступил за реформу православной церкви, приводил в пример протестантов, которые поют на своих ристалищах, танцуют, проповедуют на родном языке своего народа. Допускают, добавлю я, женщин в качестве пасторов. Словом, активно и решительно осовременивают жизнь своей религии.
   На передаче присутствовали многочисленные служащие клира, аргументация которых была бледной и неубедительной. Кого и чем мог убедить протоирей А. Чаплин, который "крестил" А . Невзорова "перлами" - лжец, атеист, хулитель. Я столь подробно остановился на этой передаче НТВ, поскольку она, во-первых, уникальна своей антирелигиозной направленностью в условия, когда другие каналы, особенно "Россия - К" буквально сакрализируют тему религии, церкви. Во-вторых, эта передача - образец дискуссии атеистов и церковников, где откровенно схлестнулись две идеологии.
  1.6. Сущность веризма
   А теперь, думается, дорогой читатель, уместно разъяснить тебе, в чем сущность самого веризма, который я обосновываю в качестве контррелигиозной идеологии. Веризм, и здесь я повторюсь, - это концепция оптимистической жизнеутверждающей уверенности, убежденности в нерелигиозном состоянии бытия человека, общества в новейшую эпоху, когда свобода, гуманизм, демократия целеустремленно работают на торжество созидательного, преобразовательного могущества человеческого разума, освобожденного от пут религиозных догматов новой эры, на достижение глобальных перемен в новейшей жизни человечества на нашей планете. Веризм - наша новейшая действительность без бога, без религии, без церкви.
   Откуда взялся термин "веризм"? На итальянском языке он означает правдивый, истинный, натуральный. В конце XIX века веризм стал направлением в развитии культуры Италии, для которого были характерны натурализм, психология, эмоциональность, правдивый драматизм народной жизни. Многие выдающиеся деятели культуры конца XIX - начала XX веков - писатели, композиторы, художники - творили в стиле веризма. Любимые в нашей семье оперы П. Москньи "Сельская честь", Дж. Пуччини "Богема" написаны в духе это стиля. Потом "веризм" как направление культуры выработался, исчез и я, как его поклонник, взял этот термин как бы напрокат, в аренду, именно потому, что он наиболее выразительно характеризует правду веры и лживость религиозных догматов о боге.
   Если ты, дорогой читатель, предложишь иной, более емкий термин - это будет великолепно. Веристом нельзя в отличие от христианина стать в грудном или детском возрасте. Подростка, юношу можно убедить через школу, родителей, СМИ стать веристом и это было бы весьма необходимо и правдиво. Только систему такого антирелигиозного воспитания предстоит еще создать. И это будет важнейшей задачей веристов. XXI век, духовное развитие человека работают на веризм. Мирное сосуществование, диалог, полемика - вот коллизия взаимоотношений веристов с религиями. Не исключено, что в дискуссионном запале церковь провозгласит веризм современным атеизмом, богохульством, будет настраивать свою паству на агрессивное, враждебное отношение к этой новоявленной ереси.
   Только не получилось бы как в известном анекдоте. Перед вратами рая предстали поп и шофер. Святой Петр решает: Ты, батюшка, в чистилище, а ты - водитель - в рай. За что, апостол? - воскликнул поп. На твоих проповедях - ответил ему Петр - прихожане спали, вместо того чтобы молиться. А в салоне шофера люди молились, вместо того чтобы спать. Вот так и к веристам с их креативным отношением к религии в царстве небесном станут благоволить, а к церковникам с их анафемами, ортодоксами будут относиться с осуждением.
   А вот теперь, уважаемый читатель, я скорее всего тебя удивлю. Дело в том, что веры в веризме не так уж и много. Верист не просто верит, что бога нет, он убежден в этом, твердо настроен на феноменальный успех секуляризации религии в будущем. Верит же он в такие нерелигиозные ценности как человек, народ, Родина, гуманизм, закон, демократия и др. В отличие от атеизма, который вообще мало во что верит.
   Атеист истово верит в коммунизм, марксистко-ленинскую идеологию. Коммунизм для атеистов - это будущий рай на земле. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин - это "божественная троица", каждый генсек ЦК КПСС - это "патриарх" коммунистической религии. Советский тоталитаризм создал систему политического и духовного единовластия. Партийные комитеты - коммунистические храмы, с их службами - конференциями, пленумами, активами, партийными собраниями. Секретари обкомов, горкомов, райкомов - это иерархи, священнослужители коммунистической религии, коммунисты, граждане СССР - огромная паства, свято верящая в социализм, коммунизм. Поэтому КПСС не нуждалась в христианской религии, жестоко, с кровью выкорчевывала ее из советской действительности как сильного конкурента своей атеистической религии. Не случайно атеизм называют дверью к богу с "черного хода".
   К интересным выводам пришли независимо друг от друга американские и российские ученые: оказывается, во время молитвы у прихожан и партийных собраний у членов КПСС отключается кора головного мозга, происходит уход от действительности, отказ от земных забот, человек освобождается от неврастении, патологии, вообще излечивается от ряда болезней10.
   Симптоматичный диалог состоялся в фильме "Все остается людям" режиссера Г. Натансона, где схлестнулись в непримиримом споре академик - атеист Дронов (актер Н. Черкасов) и его родственник по жене протоирей Серафим (актер А. Попов). Первый выдает стандарты атеизма:
  - Ваша вера для слабых.
  - Нам не по пути с вами.
  - Ваш бог - не человеколюб, а человеконенавистник. "Аз воздам" вот его заповедь людям.
  - Загробный мир - это ложь.
  - Наша вера не в бога, а в человека.
  Второй тоже не очень-то выходит за пределы догматов религии:
  - Вера в бога нужна людям, потому что без веры нельзя.
  - Брак, ребенок - у нас таинство, у вас - регистрация.
  - Своими пятилетками, семилетками ублажаете плоть людскую, а с душой как?
  - Пусть загробный мир - это ложь, но ложь во имя гуманности, справедливости. Благодаря ей у человека есть надежда после смерти, он ее не боится.
  - Все ваши грехи от стяжательства, корысти, все блага вам подавай любой ценой.
  - Не наведете вы порядок в человеческой душе, ибо без веры счастье невозможно.
   Какой содержательный диалог! Академик не признает гуманистической сути религии, отказывает ей в праве на автономное существование. Его атеизм жесток, не оставляет места для консенсуса с протоиереем. Тогда как отец Серафим соглашается с лживостью загробного мира, что уже могло быть темой поиска совместного понимания некоторых догматов религии. Сегодня, как известно, с религией, с церковью расстаются очень многие верующие в католическом и православном мире. Но почему-то сценаристы, режиссеры в даже очень многосерийных фильмах не находят места для таких актуальных тем как острое столкновение веристов и священнослужителей, членов семьи на почве религиозных противоречий, душевные терзания человека, преодолевающего в себе верование в бога и т.д.
   А вообще-то атеизм (по-гречески - безбожник. Д.Д.) как исторически разнообразная форма отрицания религиозных представлений, культа был весьма распространен во многих странах. В XIX веке марксизм монополизировал его для борьбы с религией, превратил в воинствующую идеологию пролетариата. Большевики использовали атеизм как инструмент тоталитарного выкорчевывания всех религий из жизни советских людей: 90% всех церковных строений были снесены или приспособлены под хозяйственные помещения, более 200 тысяч священнослужителей репрессированы11. Именно эта трагическая история уничтожения религий не позволяет веристам сегодня использовать великолепный термин "атеизм" в своих идеологических целях: он скомпрометирован антигуманизмом, омыт кровью.
   Те, кто считает себя современными атеистами и полагают, что время уже очистило эту формулировку светского религиозного противостояния, по-прежнему стоят на воинствующих позициях борьбы с религиозными иллюзиями, мистикой, остаются опровергателями церковных догм. И это отпугивает верующих, лишает желания священнослужителей вести конструктивный диалог с атеистами. Это же делает неприемлемым для веристов сотрудничество с атеизмом, несмотря на то, что их идеологии совпадают по весьма многим позициям. Они разнятся только в гуманистических и демократических способах взаимоотношений с верующими и церковью.
   Свободомыслие, атеизм, веризм - вот диалектика процесса одухотворения русским, советским, российским гражданином, преодоления им свой религиозности. Как церковь прокляла атеизм, так и современные теологи постараются провозгласить веризму анафему или объявить его новой религией во имя приватизации категории веры, намертво привязав обеих к богу, религии, церкви. Всякая религия - это синтез вероисповедательной идеологии, паствы, церковных технологий, удержания верующих в системе этой идеологии.
  С этой точки зрения веризм тоже идеология светского мировоззрения которая тоже нуждается в технологии своего закрепления и развития. Теологи потому объявят веризм очередной религией, чтобы подмять ее мощным катком православной религии. Церковь сегодня благоденствует, идя к душе человека дорогой, отполированной временем, веяниями веков. Веризм тоже ищет тропы к сознанию человека, его величию и единству.
  1.7. Веристы всех стран, объединяйтесь.
  Религии потому раскалываются, живут обособленно, ибо хорошо знают: единобожие, единоверие - это начало их конца, поскольку разум человека отвергнет эту диктатуру верования, а с ней и всю систему монопольной религии. Веризм же плюралистичен в своей основе: каждый человек вправе выбирать себе предмет своей веры, не молиться ему, а утверждать свое представление о земной естественной сути веры.
  Религия, когда наука не оставила в космосе места для бога и его царства, перенесла все это в душу человека. И это было удачное переселение. В человеческой душе, как говорится, заложено чёрт те что: добродетель и злопыхательство, святое и порочное. Никто не разберет, где в ней начинается одно и заканчивается другое. Веристы понимают душу как вместилище разнообразных чувств и настроений. Вера же - душеприказчик человека, сила его духа. Она протестует против своего обожествления и веристы не отдадут ее на откуп церкви.
  А теперь закономерный вопрос: сколько в странах, исповедующих христианство, веристов? Если вновь сослаться на данные ВЦИОМ России, где утверждалось, что верующих 52% населения, стало быть остальные 48% - неверующие, веристы. Многие из них верят в судьбу, приметы в другие сущности нашего бытия. Сколько из них действительных веристов из этих данных совершенно не очевидно. Ни властные, ни научные органы такой статистикой не занимаются. Она их не интересует. Да и сами веристы - это стихия, неорганизованная масса, пока не способная ни сплотиться, ни идейно определиться.
  Посмотрите, как мощно организованы более 50 миллионов православных: около 600 тысяч штатных служащих клира, функционируют сотни церквей, соборов, монастырей, действует Союз православных граждан и т.д. Конечно, вся эта структура формировалась веками на средства верующих и государства. Царское правительство в конце XIX - в начале XX веков выделяла из казны на православную церковь ежегодно около 50 миллионов рублей золотом. Советское правительство прекратило это субсидирование церкви, которая в немалой степени способствовала отлаживанию системы сплочения верующих. Сегодня эта система восстановлена, работает и даже благоденствует. В следующих главах об этом будет сказано с фактами, примерами. Здесь же приведем один. До 2015 года предполагается в Москве, которая уже задыхается от обилия храмов и соборов, построить 200 церквей в так называемой шаговой доступности12. То есть москвич вышел из подъезда своего дома, а тут, пожалуйста, церковь рядом, призывно звонит своими колоколами. И хотя мэрия в столице утверждает, что эти церкви будут построены на средства Синода и самих верующих, пусть в это верят неискушенные.
  И на этом фоне сиротливо, даже одиозно предстают неверующие, которых в России не наберется и 15 миллионов. Необходимо положить конец стихийности и неорганизованности. Как? Эта тема отдельная, специфическая. Объективности ради отметим, что в XIX веке в Западной Европе различные объединение вольнодумцев, рационалистов, гуманистов начали процесс своего сплочения и организации. Они называли себя ассоциациями свободомыслящих. Это было духовные течение, исходящее из признания права на свободное критику религий, стремление постичь действительность, отличающуюся от религиозного мира. Понятие свободомыслия ввел в оборот английский философ - деист А. Коллинз, выступивший в XVIII веке с критикой религиозной нетерпимости, догматизма. Он обосновал право разума рассуждать обо всем свободно, в том числе и о религии, считал свободомыслие лучшим способом отыскания истины13. В Англии такая ассоциация именовалась британским секуляристким обществом, которое вело бескомпромиссную борьбу против религии и любых форм духовного закабаления масс. В 1886 году на Международном учредительном конгрессе в Брюсселе эти ассоциации объединились во Всемирный Союз Свободомыслящих (ВСС)14.
  В СССР ВСС не могла иметь успеха, потому что само государство было "свободомыслящим". В двадцатые годы в стране существовал Союз воинствующих безбожников, но быстро выдохся за ненадобностью - безбожниками были практически все советские граждане. В постсоветской России в ВСС тем более не было необходимости, так как власть взяла курс на создание условий для процветания Русской православной церкви. Вот почему веризм провозглашает себя правопреемником свободомыслящих, полностью принимает их идеологию критического отношения к деятельности христианской церкви. Другое дело, веризм решительно не согласен с методами бескомпромиссной борьбы с церковью, полагая что здесь уместна толерантность.
   Вместе с тем, планируя в будущем действия по активизации сплоченности, мобилизованности веристов, важно обусловить границы этого процесса. Во-первых, веризм своим конституировании не должен опускаться до воинствующей методики оспаривания догматов религии. Во-вторых, многовариантный и многообразный интерес веристов нельзя ограничивать только целями своего сплочения и организации. В-третьих, антирелигиозная подоплека единения веристов не должна способствовать реанимации атеистической агрессивности, экстремизма и оголтелости по адресу церкви.
  Архетипом программного сплочения веристов выступают гуманистические, демократические взаимоотношения с верующими, общение с ними. Мы - граждане одного государства, члены одного общества, у которых все общее, только разные подходы к понятию веры. Эту мысль автор будет верифицировать во всех темах, поскольку она - альфа и омега веризма, который не имеет права даже в условиях своей сплоченности предстать противником верующих, конфликтовать с ними, нагнетать в обществе напряженность, раскол по понятиям веры.
  Подлинное единение веристов произойдет лишь тогда, когда в странах христианского мира утвердится стабильный материальный достаток, вырастет образованность, духовная культура населения. Именно тогда силой своих убеждений они будут способны отстаивать свою веру в общечеловеческие цивилизованные ценности. Здесь важно учитывать и уровень национальной безопасности в странах Европы, связанный с борьбой против терроризма, экстремизма, в условиях исламистких и других вероисповеданий народов Африки и ближнего Востока, которые в поисках работы, лучшей доли переселились в конце XX века в Европу и сегодня открыто демонстрирует сегодня свои национальные, социальные, религиозные требования. Именно веризм должен выступить основой для светской политики государства в укреплении национальной и международной безопасности.
  И еще один аспект. В наше время актуализируется необходимость широкого и активного интеграционного процесса стран и народов в планетарном масштабе. Какая международная сила способна выступить последовательной демократической опорой этого процесса? Именно веризм как исторически сложившиеся новейшая система духовной мощи человека, убежденный в глобальном объединении всех религиозных конфессий, как важнейшим фактором планетарного сплочения народов.
   Политиканы - временщики с их тактическими сиюминутными корыстными интересами, естественно, будут эпатировать веризм. Политики- гуманисты, демократы способны правильно оценить открывающие здесь возможности веризма по преодолению консервативной ортодоксальности религиозных конфессий, выступающих против своей интеграции в мировую единую религию. Процесс этот сложный, длительный, специфичный. На определенном этапе этого единения религий верующим придется расстаться со своими конфессиональными традициями. На мой взгляд, наиболее готовы к этому протестанты - самая демократическая религия, способная стать матрицей для скрижалей новых священный заветов единого мирового вездесущего творца - Человека. Да, именно Человека единая мировая религия призвана поставить на место бога, поскольку она в своей фундаментальной цивилизованной основе может быть только гуманитарной, демократической. Кто-то из вас, мои читатели, возмутится: человека с его единством добра и зла, позитива и негатива своей души делать богом новой мировой религией - абсурд! И тем не менее настаиваю именно на этой своей позиции. Христос, Аллах, Будда и т.д. исчерпали себя исторически как мировые святые боги - вседержители. Это во-первых. Во-вторых, кроме Человека нет другой вселенской субстанции способной отразить роль творца, мыслителя, системы космоса, культуры, общества и т.д. В-третьих, поднять Человека на высоту Совершенства, Идеала, Веры мы - конкретные малые люди тем самым одухотворяем себя, помогаем себе стать добрее, гуманнее, чище, избавиться от многих отрицательных качеств в себе. В-четвертых, Человек как Образ, как Творец не будет богом, святым, придуманной ложью, а станет объективной, всем доступной - и веристам, и верующим - реальностью нашего бытия. Наконец, такой Человек в экуменистической мировой социальной программе религий разрушит идеологию экстремизма и терроризма, будет продвигать, содействовать единению всего человечества, воспитывать Гражданина мира, превращение Земли в наш общий дом. Самая главное, надо думать, что Человек- это я, это ты, но не в худшем, а в лучшем совершенном своем личностном состоянии, за которое нам надо бороться, утверждать, укоренять в своей душе. Итак, отстоим веру от религиозной приватизации, монополизма, не дадим ее на откуп церковного потребительства. Она - светский, веристкий символ нашей духовный мощи, твердой психики, активной ассертивности, прочной уверенности будущей жизни без бога, без религии, без церкви как двухтысячной давности, но с новой гуманной верой в Человека. Попытайся, дорогой читатель, понять веристов, сделай второй шаг к освобождению от бога.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"