Дубов Сергей Игоревич в соавторстве с Дубовой Еленой Тимофеевной : другие произведения.

Учимся общаться

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта статья опубликованна в журнале "Высшее образование в России Љ3"за март 1999 под названием "Учимся общаться". В статье описвается развитие групповой динамики у антикризисных управляющих времен 1998 года.


   Учимся общаться
  
   Социально-психологические тренинги* эффективны, как составная часть обучения специалистов различного профиля, особенно руководителей, т.к. компетентность в общение является одним из существенных компонентов их профессиональной деятельности.
   Цивилизация нашей планеты пошла по техническому пути прогресса, при этом человеку - как личности не уделяется достаточного внимания. Распространено мнение, что будущий век будет веком информационных технологий, и уже сейчас мы видим тому подтверждение, когда люди предпочитают общаться друг с другом заочно, например, посредством интернета.
   Однако необходимость в эффективном живом общение актуальна не только для диады, но и для социальных групп разных уровней: семьи, коллектива, политических организаций. Показательным примером могут служить прямые трансляции заседания ГосДумы, показывающие недостаток профессионализма у депутатов в деловых коммуникациях.
   Некоторые ученые высказывают мнение, что развившийся социально-политический кризис в нашей стране является результатом не только выбора неправильного экономического пути развития общества, но также - и игнорирования психологических особенностей русского менталитета. Например, В.А.Соснин перечисляет социально-этнические характеристики нашего общества, которые были не учтены при проведении новой политики, из-за чего не в последнюю очередь, на его взгляд, она оказалась несостоятельной. Такими важными особенностями русского менталитета , на его взгляд, являются: соборность русского народа, общинно-солидарная культура России, коллективность, коммунарность, высокая социальная комфортность людей. (1)
   _____________________________________________________
   * Социально-психологический тренинг направлен на приобретение социально-психологического опыта и повышение социально-психологической компетентности в процессе группового взаимодействия, - это активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение. Общая цель тренинга конкретизируется различными, решаемыми в его процессе задачами.(3,с.594)
  
   Ученые психологи в развитых странах уже с начала 60-х гг. стали обращать внимание на то, что социальные процессы в кризисных обществах напрямую связаны с психическим и духовным состоянием членов этого общества. Экзистенциально-гуманистическая психология, которая получила название "третья волна", (вслед за бихевиоризмом и психоанализом), внесла огромную лепту в понимание процессов, происходящих в групповых коммуникациях.
   В основу методик, использованных при обучении арбитражных управляющих в одном из центров г. Москвы лег опыт основателей этого течения.
   Основные подходы в работе данного типа сводятся к следующим принципам:
  -- Каждый человек свободен и несет ответственность за свои действия и последствия этих действий;
  -- Каждый человек обладает уникальной способностью не только воспринимать, помнить, думать о мире и воображать его во многих формах, но также рефлексировать свой способ познания (Джурард,1974г.);
  -- Каждый человек может и хочет личностно расти, развивать свои способности, самоактуализироваться (А.Маслоу, 1958г);
  -- Цель психолога "открыть" человека, показать его проблему ему самому, так чтобы он осознавал, какие силы влияют на его опыт и на его действия;
  -- Исследуемый свободен познавать исследователя так же, как исследователь познает его (Джурард, 1974г.). (2, с.3)
   Основные ценности, неявно декларируемые тренерами, стоящими на этих позициях, как правило, следующие: спонтанность, активность, аутентичность (тождественность с самим собой).
   На основании названного, цели к которым должен стремиться психолог, обучающий группу успешной коммуникации, это создать ситуацию в группе , где каждый участник :
   а) начинает "принимать" себя , такого, какой он есть;
   б) начинает преодолевать обычную психологическую изоляцию в незнакомой группе и в незнакомой ситуации;
   в) стремится достигнуть собственной конгруэнтности (подлинности, соответствия между внешним поведением и внутренними переживаниями).
   Тогда тренер-психолог, для достижения вышеуказанных целей, должен руководствоваться, как минимум правилами - "триадой Роджерса":
   а) он должен быть сам конгруэнтен (подлинен, непредвзят, открыт новому опыту и не иметь психологических защит);
   б) безусловно положительно относиться к людям;
   в) быть эмпатичным. (3, с. 107)
   Из-за некоторой эклектичности школ экзистенциально-гуманистической психологии, т.е. отсутствия единой логической концепции, возникает необходимость самостоятельной разработки конкретных методик, адекватных запросу. (4)
   Авторы статьи использовали основные положения экзистенциально-гуманистической психологии в выборе методов, как наиболее адекватно (полно) отвечающие целям.
   Методика: обучение эффективным методам решения групповых задач в больших группах (более 35 человек).
   Форма: социально-психологический тренинг.
   Цель: повышение коммуникативной компетенции в групповом принятии решения.
   Задачи:
  -- дать членам группы базовые понятия партнерских отношений;
  -- смоделировать ситуацию, в которой группа почувствует потребность в выработке групповых норм;
  -- создать условия для выработки групповых норм;
  -- помочь участникам тренинга различать то, что мешает и, что помогает лично каждому в коммуникациях;
  -- дать возможность тренировки их собственных успешных приемов вступления в коммуникации;
  -- получение членами группы опыта совместного группового решения задачи;
   Гипотеза: в больших неструктурированных группах психологическими приемами можно смоделировать ситуацию, позволяющую группе сформировать удовлетворяющие всех групповые нормы, существенно повышающие эффективность работы по групповому принятию решения. Предполагаемый механизм, лежащий в основе организующих тренерами процессов - это многоуровневый способ передачи опыта, спирализация социальной энергии ( по Аммону) .
   Описываемый учебный процесс являлся творческим для всех членов группы, в результате - у каждого возникло новое понимание своего поведения в подобных ситуациях и образовались новые навыки. Поэтому в чистом виде данный учебный процесс не являлся ни тренингом, ни коммуникативной игрой, ни простым семинаром.
  
   Метод совместного принятия группового решения базировался на традиционной форме групповой работы - групповой дискуссии. Сущность метода состоит в групповом обсуждение проблемы? в результате которого принимается определенное решение.
   Авторы исходят из определения, что группа - это организованная общность, где один плюс один - больше двух.
   Описываемая методика была применена к т.н. "большой группе" - ее численность была более двадцати человек, а именно -35. Группы с такими характеристиками, в отличие от малых, средних, неограниченно больших и диффузных групп, не способны эффективно функционировать как целое, так как естественным образом распадаются на подгруппы. При этом групповая динамика в процессе групповой работы в учебном процессе протекала с некоторыми особенностями.*
  
   ____________________________________________________
  
   * Малая группа - семь плюс минус два: максимальная подчиненность лидеру, максимальная конфликтность, и максимальный конформизм. (клубные отношения).
   Средняя группа - четырнадцать плюс минус два. Максимально эффективны групповые обсуждения, решения задач по типу "Эврика!", максимально эффективное обучение. (семинарские отношения).
   Неограниченно большая группа - более двадцати трех людей. Для нее характерно вовлечение в какую-то конкретную общественную деятельность. Для нее характерно наличие (вырабатываемых или "спускаемых") групповых норм. Например, традиции в обществе или общественное мнение. В таких условиях нормы доводятся только через маленькие группы (через старосту, через главу семьи). Если нормы по каким-либо причинам перестают действовать, группа превращается в стихийную общность (толпу).
   Диффузные группы - рассеянные. В которых отсутствует общая деятельность, но объединенные по какому-либо признаку (жители города), или, например, признаку, введенному исследователем (половому). (5, с. 84-85.)
  
  
  
   ПРОЦЕСС И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНИНГА
   Состав участников: 35 человек, 10 из которых - женщины. Образование: высшее.
   Условия проведения семинара: длительность - 8 часов (с часовым перерывом на обед). Помещение имеет официальный, "клубный" интерьер.
   Технологическая часть
   1. Подготовка. Введение
   1.1. Представление. Тренинг ведут два психолога - мужчина и женщина, что в психологической практике ведения групп считается максимально эффективным, т.к. они диагностируют разные аспекты в силу половой дифференциации и с ними могут идентифицироваться как мужчины, так и женщины - члены группы. Оба тренера взаимозаменяемы на всех этапах тренинга, (в экзистенциально-гуманистических традициях (Rogers C. 1979). ( 6,2 )
   План тренинга был заявлен в общих чертах, чтобы сориентировать и настроить на работу участников тренинга. Были определены цели, задачи тренинга и методы их решения.
      -- Формирование тезауруса ("тематический словарь, стремящийся максимально охватить лексику данного языка", понятийного поля "коммуникация" 7, с. 1323) Сначала были предложены определения из различной энциклопедической литературы, затем группа была вовлечена в обсуждение условий, помогающих и осложняющих коммуникации. Результаты первичного обсуждения были вынесены в таблицу на доску.
      -- Выборы жюри, в задачи которого входила максимально компетентная и объективная обратная оценочная связь по эффективности коммуникаций, в дальнейших этапах тренинга. Предварительное обсуждение в группе приемлемых способов выбора жюри окончилось предложением нескольких авторитетных людей, присутствующих в зале и добровольцев. Жюри составило несколько человек, одну десятую всех присутствующих.
   1.4. Деление группы на подгруппы по 4-7 человек. Для исходного разбиения большой группы были вывешено определенное количество (зависящее от числа всех участников) определений слова "коммуникация". Основой их сплоченности будет их выбор определения, которым они будут бессознательно оперировать.
   2. Групповая дискуссия первого уровня.
   2.1.Групповая дискуссия в группах по типу решения совместных задач.* Основные условия для решения такого типа задач: а) наличие одного правильного ответа; б) возможность его доказательства математическим путем; в) кажущаяся простота и неоднозначность в понимании условия. Решение задачи было принято группами за достаточно короткий промежуток времени (10-20 минут) и были представлены разные ответы.
      -- Групповая дискуссия второго уровня.
   3.1.Выбор делегатов для группы представителей. В функции делегатов входили не только дальнейшие поиски правильного ответа задачи, но и представление и отстаивание мнения своей группы. Кроме того, группа должна была прийти к единому решению, полностью удовлетворяющему всех.
      -- Работа с жюри, проводимая одним из тренеров. Цель подготовительной работы заключалась в знакомстве с информационными листами, в которых, была представлена упорядоченная информация по теме "коммуникация", сходная с полученной в начале тренинга. Члены жюри должны были стать способны обоснованно оценить каждого игрока группы делегатов, всю группу , решающую задачу и подгруппы по их проявлению компетенции в коммуникации.
  
   __________________________________________________
   *Задача про лошадь. Инструкция для группы: "Цыган купил лошадь за 6000 марок и продал ее за 7000. Год спустя он купил ту же лошадь за 8000 марок и продал за 9000. Получил ли он прибыль? Если да, то сколько?". Данная задача стала хорошо известна и часто применяема, поэтому не рекомендуется ее предлагать группам. Обычно психологи имеют набор однотипных задач, отвечающих определенным условиям. Подобные задачи являются неплохим "мотором", запускающим групповую дискуссию. (4, с.28 Марасанов)
  
   На этом этапе группа делегатов пыталась прийти к единому решению голосованием большинством. Согласно одному из положений названному группой в начале тренинга и выписанному на доске (отказ от прямого принуждения), решение не было принято, так как не было общим. После двух часов обсуждения группа делегатов заявила, что отказывается от дальнейших попыток поисков способов убедить несогласных и самораспустилась.
  
   Информационные листы:
   Информационный лист N 1.Действия, затрудняющие коммуникацию
  
  
   1.
   Приказ (указание)
   "Повторите еще раз", "Не говорите со мной подобным образом"...
   2.
   Угроза, предупреждение
   "Если еще раз Вы это скажете";
   "Вы пожалеете о том, что говорите"...
   3.
  
   Поучения, нравоучения
   "Вам не следует так говорить и думать"; "Взялись - это Ваши проблемы"...
   4.
   Прямой совет
   "Почему бы Вам не сделать так?"...
   5.
   Прямая критика
   "То, что Вы делаете - глупо";"; "Кто Вам посоветовал такую чушь?"
   6.
   Прямая похвала
   "Это было замечательно";"Мы гордимся Вами"...
   7.
   Унижение, брань
   "Ну, хорошо, Господин Всезнайка!", "Все женщины одинаковы"...
   8.
   Оценка
   "Вы - холерик, поэтому возбуждены", "Теперь понятно, почему Вы так говорите"...
   9.
   Успокаивание
   "Успокойтесь"; "Со мной такое тоже было"...
   10.
   Сарказм, издевки
   "Продолжайте так делать и окажетесь в дураках"; "И часто с Вами такое?"...
   11.
   Перебивание
   "А я, Вам скажу, что ..."
   12.
   Незаинтересованность друг в друге
   "Я Вас не знаю"... Я Вас не помню"...
  
  
  
  
  
  
   Информационный лист N 2. Условия достижения взаимопонимания
   в коммуникации
  
   1.
   Принятие другого человека полностью
   Принятие (акцептация) - его неповторимого Я.
   2.
   Персональное обращение
   По имени, причем с учетом ситуации и в той модификации, какая ему приемлема.
   3.
   Уважение к партнеру
   Уважение позиции другого человека в любой конкретной ситуации, даже когда он не прав.
   4.
   Признание пола партнера
   В отношении, словах, поступках.
   5.
   Учитывание потребности в самоуважении партнера
   Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность "сохранить лицо".
   6.
   Попытка увидеть жизненные перспективы партнера
   Старайтесь увидеть данную ситуацию в контексте его прошлого и будущего (да и Вашего тоже.)
   7.
   Радость и удовольствие от общения
   Если вы победили в споре, но ушли с испорченным настроением...
   8.
   Чувство, что у вас много общего
   Мысль и фраза "Мы с Вами оба так думаем..." -снимает конфликты в начале их зарождения.
   9.
   Внимательное слушание
   Если Вы будете перебивать собеседника, то никогда не поймете, что он хотел сказать.
   10.
   Учитывание обязательств партнера
   Партнер на самом деле должен сделать это дело.
   11.
   Использование пауз
   Партнер нуждается в нескольких секундах для осмысления услышанного.
   12.
   Наличие заинтересованности
   Хорошо если интересы совпадают - общая цель, общая тема.
  
  
  
      -- Обратная связь.
   4.1. Подготовка зала к подаче обратной связи группе делегатов. Для этого были розданы инфолисты всем участникам тренинга с целью, во-первых, ознакомления их с уже существующей информацией по теме " коммуникация" в психологии, а, во-вторых, с целью вовлечения всего зала в активную работу.
   4.2.Отчет жюри с выставлением оценок участникам по десятибалльной системе. Оценивалась эффективность работы и использования правил коммуникации в принятии группового решения, формирование обратной связи с использованием примеров, на основе информационных листов и тезауруса. Обратная связь от одних членов группы другим членам группы - традиционно самая эффективная часть в любом групповом процессе. Во время обратной связи жюри и подгрупп фактически правильный ответ задачи был объявлялся столько раз , что сопротивляющиеся единицы с ним согласились.
   5. Групповая дискуссия третьего уровня. Решение более сложной задачи.
   5.1. Выбор новых делегатов для решения следующей задачи с учетом опыта, полученного ранее. К этому времени жюри расформировывалось и его члены могли участвовать в дальнейшей игре на ровне с остальными членами большой группы.
   5.2. Новая более сложная задачу, относилась к типу задач, отличающихся следующими особенностями: а) условия задачи максимально неопределенные ; б) отсутствие математического решения; б) при введении конкретизации могут возникать этические или нравственные выборы .
      -- Задача была решена успешно за 31 минуту.
   6.Обратная связь членов большой группы второй группе делегатов и совместный анализ путей решения задачи. В результате были выделены групповые нормы, групповые ценности и пути эффективного решения задач.
  
  
  
  
  
  
   Групповые нормы
   как средство регуляции поведения членов группы
   Групповые нормы:
  
   1.
   Ценности
   - цель, мотивация и заинтересованность;
   -информация, при ее недостатке - конкретизация неопределенности ;
   - ответственность;
   - формирование тезауруса (общего понятийного поля).
   2.
  
  
   Отношения, этика
   -акцептация (принятие другого);
   -радость, удовольствие,
   -уважение к партнеру,
   -внимательное слушание,
   запрет на критику
   -общее решение, удовлетворяющее всех
   - запрет на подавление
   - запрет перебивать,
   3.
   Поведение поступки
   -координация
   -системность,
   - введение ограничений.
   Пути эффективного решения задач.
  
   Путь эффективного решения групповых задач
   Этапы (фазы)
   1. Уточнение инструкций
  
   2. Уточнение условий задачи
   фаза ориентировки
   3. Определение целей
  
   4.Сбор информации (знаний, мнений, идей)
  
   5. Сбор альтернатив
  
   6. Упорядочение информации (группировка, классификация)
  
  
   Оценка
   7. Совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации
  
  
  
   8.Выбор решения
   Завершающая фаза -
   9. Сопоставление решения с инструкцией и целями.
   собственно решения проблемы
  
  
   Опыт учебной группы позволил им самостоятельно сформулировать знаниям, зафиксированные в учебной литературе по психологии. (См. Например, Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Растяников П.В. "Диагностика и развитие компетентности в общение". М., 1990. С 15.);М.-А. Робер, Ф. Тильман "Психология индивида и группы" М.: Прогресс, 1988. - с. 204.)
   Таким образом, группа развивалась по мере утверждения и использования групповых ценностей. Как и всякая группа, эта общность людей за короткий срок прошла путь от уровня диффузной группы до уровня организованной сообщности, (по своему нормативному содержанию), что позволило ей эффективно решать групповые задачи.
  
  
   ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ
   Групповая динамика - это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимодействий и взаимоотношения членов группы, их деятельности, влияния внешнего окружения. Групповая динамика представляет собой развитие, или движение группы во времени. В социальной психологии предметом групповой динамики является член группы, сама группа и взаимоотношение между членами группы и подгруппами. Поэтому особый интерес представляет рассмотрение методических приемов, используемых одновременно для обучения и социально-психологических исследований. В данном случае, обучающиеся являются одновременно и участниками, и наблюдателями-исследователями группового процесса. Процесс обучения происходит не только в познавательной плоскости, но и в форме интенсивного собственного опыта. Основное понятие групповой динамики (по Аммону) - это "социальная энергия".(3)
   Сущностью описываемой методики является многоуровневая организация учебно-тренировочного процесса
   Таким образом, групповая динамика разворачивается сначала в подгруппах, потом накладывается на процессы, протекающие в группе представителей этих подгрупп, и позже оказывает существенное влияние на процессы, протекающие в следующих группах представителей.
  
   С первых минут тренинга психологи столкнулись с общностью людей (более тридцати пяти человек - неограниченно большая группа), не имеющей общих групповых норм и характеризующейся неструктурированностью и отсутствием общих целей.
   После знакомства с группой и представления ведущих, и программы тренинга, появилась всеобщая заинтересованность и некоторая установка на пассивное слушание лекции, что характеризует фазу групповой динамики обозначаемой как фаза зависимости или псевдосплоченности. (3, с. 659-661)
   В процессе формирования тезаруса коммуникативных понятий и
   общего семантического - поля, пока еще разобщенная группа в лице отдельных участников начала вступать во взаимодействие с психологом, предлагая факторы, " облегчающие, и затрудняющие "коммуникацию". На этой стадии возникли явления конфронтации (фаза - или контрзависимсть) большой группы с психологом, которые проявлялись в критике им самим инициированной, благодаря обозначению себя, как фокуса (контроппозиция). Так было создано групповое семантическое - поле на основе общей групповой деятельности, к которому в дальнейшем группа должна была прибегать как к "справочнику".
   Первое структурное разделение большой группы произошло за счет выбора жюри, благодаря чему:
   во-первых, нейтрализовались возможные "негативные лидеры" в дальнейших спорах, чье противопоставление группам могло затянуть процесс группового решения задач, что на первом этапе было бы нежелательно, т.к. потребовало бы лишнего времени;
   во-вторых, в жюри попадали люди, которые могли обеспечить наиболее активную обратную связь игрокам.
   Второе структурное разделение большой группы было осуществлено по принципу выбора каждым участником тренинга одного из нескольких зачитанных в начале определений слова "коммуникация".
   Данная работа давала возможность людям раскрыться и инициировать начало фазы обособления.
   Быстрое принятие группами формальных решений в групповой дискуссии первого уровня обусловлено, по-видимому, низкой мотивацией их членов на этом этапе.
   Начиная с этапа выбора делегатов в представительскую группу, большая группа стала работать как целое. После решения задания - выборы представителей явились второй, более мотивирующей задачей. Каждый член большой группы оказался втянутым и участвующим в большом групповом процессе работающем на общую цель, что было кульминацией фазы обособления, сопровождающейся высоким уровнем социальной энергии. (Ammon G. 1974)
   Во время групповой дискуссии второго уровня ( решении задачи группой представителей), фаза обособления проявлялась в:
   а) активном участии и вмешательстве членов подгрупп в поддержку и в помощь своих представителей с индивидуальными предложениями и через коллективные поиски подгруппами совместного решения;
   б) потребности делегатов выступать и заявлять собственную позиции, независимо от других, активном отстаивании своего личного решения на фоне ответственности перед подгруппами , которые они представляли;
   в) повышения мотивации.
   Неудача в выработке общих правил привела к традиционному исходу данной фазы динамики, подразумевающего "равенство" - голосование. (Shepard H., Bennis W. 1974)
   Таким образом, группа делегатов не справилась со своим заданием, не смогла прийти к общему решению и после выраженной эмоциональной реакции самораспустилась, что было возвращением в групповой динамике к фазе конфронтации.
   Раздача инфолистов всем участникам тренинга для планируемого обсуждения группой и жюри повысила мотивацию у всех членов группы (особенно у оцениваемых делегатов), что проявлялось в усилении социальной энергии (Ammon G. 1974). Сам процесс обратной связи повернула процесс групповой динамики в прогрессирующем направлении и создала предпосылки к повторному возникновению фазы обособления.
   В дискуссии третьего уровня - 12 человек (все желающие), успешно решили другую, более сложную задачу за 31 минуту, предложив оригинальный ответ.
   Эти люди были настроены на работу и владели опытом и информацией, полученной от обратной связи жюри, они образовали группу, которая быстро структурировалась, перешла в фазу сплоченности, заинтересованности: сразу выделился координатор, были предложены групповые нормы-правила совместной работы, наладилась эффективная совместная деятельность, была заметна ответственность каждого за ее работу группы и одновременно признание каждого группой.
   Заключительный этап тренинга - обсуждение с вынесением итоговых тезисов - вовлек всех участников тренинга. Выработка новых ценностей с явной тенденцией использования их за пределами тренинга - характерны для фазы партнерского сотрудничества - развития, фазы целенаправленной деятельности.
   Показателями вступления группы в завершающую рабочую фазу работы были:
   во-первых, эффективность решения задачи группой, благодаря использованию новых знаний;
   во-вторых, обратная связь друг другу (в основном коррелирующая с информационными листами: "Действия, затрудняющие коммуникацию" и "Действия, облегчающие коммуникацию" и групповым тезаурусом);
   в третьих, обозначенные выработанные ценности .
  
   Таким образом, задача тренеров в аспекте групповой динамики заключалась в том, чтобы провести участников через все фазы (зависимости, контрзависимости, обособления и фазы партнерского сотрудничества) к наиболее эффективным и продуктивным взаимоотношениям.
   Получение опыта совместного группового решения задачи, может позволить сделать вывод, что групповая динамика прошла хорошо, и задачи, поставленные тренерами были, в основном достигнуты. Возможно создание в больших группах условий для выработки удовлетворяющих всех групповых норм, повышающих эффективность решения групповых задач.
   Люди, прошедшие обучение по данному методу, приобретают навыки поведения в группах, (в том числе и больших), дающие им возможность быстро и продуктивно решать поставленные перед группой задачи. При этом обогащенная коммуникативная культура предоставляет уникальные возможности применять данный метод и приобретенные знания для разрешения повседневных жизненных трудностей.
  
   Заключение:
   Опыт использования предлагаемой методики показывает, что, что она может быть эффективно использована: в учебных процессах в больших группах (20-70 чел.) в высшем и в последипломном образовании, в ИПК для повышения психологической квалификации широкого круга лиц, в том числе, связанных с управлением.
   Наряду с решением специфических задач в процессе группового взаимодействия участники приобрели общие знания: в области психологии личности, понимания групповых процессов и закономерностей межличностных отношений. У них повысилась способность к объективному восприятию себя и других, чувствительность к групповым процессам. Они приобрели навыки использования полученных знаний в своей профессиональной деятельности.
  
   Используемая литература:
      -- Соснин В.А. Культурно-психологическая основа современного кризиса российского общества. Психологический журнал, Том 19, N 1, 1998г. Наука М. С.165-179),
      -- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы сциально-психологического тренинга.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982;
      -- Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Корвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998.-. (Серия "Мастера психологии").
      -- Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализ ситуаций в социально-психологическом тренинге .Киров. 1995,-154
      -- Психология. Словарь. Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского -2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат,1990.-
   6. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека; Пер. С англ. / Общ. Ред. И паредисл. Исениной Е.И.-М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.-480с.
   7. Советский энциклопедический словарь
  
  
   "Высшее образование в России" N 3
  
  
  
  
  
  
  
  
   13
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"