Дубынина Инга Владимировна : другие произведения.

Открытый ветрам Илион

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Гомер и Троянская война


  Пространство и время: Древняя Греция (Ахайя и Троя), XII в. до н.э.
  Аннотация: Гомер и Троянская война.
  
  
   Инга СУХОВА
  
  

"ОТКРЫТЫЙ ВЕТРАМ ИЛИОН"

(исторический очерк)

  
  

"Меж городами людей, на земле беспредельной живущих,

Сколько на свете ни есть их под солнцем и звездами неба,

Сердцем всех больше моим Илион почитался священный..."

Гомер. "Илиада", песнь 4 (пер. В.В Вересаева)

  
  
   Там, где Черное море встречается со Средиземным, близ Дарданелл, отделяющих Европу от Азии, раскинулась широкая каменистая равнина. Сухой горячий ветер шелестит выжженной травой, тонко посвистывая в развалинах кладки древних стен и, потревоженная им, шуршит, осыпаясь, земля. Рыжая почва, редкие островки зелени, желтый песок пляжа и нестерпимо-синяя даль Геллеспонта - пути Геллы - так в древности звались местные воды. Сейчас вокруг тихо и безлюдно, но когда-то, три тысячи лет назад, тут, на западе Малой Азии, высился большой и шумный город. Эти опаленные жарким солнцем края и поныне трогают душу какой-то высокой печалью. Легкий бриз, напоенный морской солью смешивается с горьковатым ароматом серебристых кустиков полыни. Быть может, такой же бриз некогда шевелил конские гривы на бронзовых шлемах суровых героев, развевал штандарты на неприступных башнях. Чувства нас не обманывают - века назад здесь разыгралась одна из самых прославленных в истории древнего мира войн. Ее назвали Троянской по имени города, который десять лет выдерживал осаду героев Греции, собравшихся у его стен. С тех пор множество войн вело человечество, но Троянской посчастливилось - ей не дал затеряться во тьме прошлого гений сказителя-аэда - великого Гомера, воспевшего ее в своей знаменитой поэме.

***

   Известный швейцарский ученый А. Боннар назвал "Илиаду" "первым великим завоеванием греческого народа". Да, это так - герои Троянской войны оказались бессмертны. Задолго до Гомера, творившего свои поэмы в VIII веке до н. э., исполнители священных песнопений на тризнах, аэды на пирах, сказители на площадях эллинских городов прославляли эпизоды этой войны, произошедшей накануне падения блестящей микенской цивилизации, созданной "меднобронными ахейцами". Именно богатейшая устная традиция позволила донести до потомков события минувших дней. Бережно передаваемые от сказителя к сказителю песни сохранили для нас тот канувший в Лету мир, его обычаи и нравы, цветущие "златообильные" города, ко времени Гомера давно лежавшие в руинах.
   Ученые и поныне спорят, является ли Гомер исторической личностью, автором "Илиады" и "Одиссеи", или же под этим именем скрываются безымянные рапсоды, чьи произведения со временем составили знаменитые поэмы. Мы, однако, остановимся на традиционной версии, называющей слепого, по преданию, поэта-аэда творцом великого эпоса. Если даже Гомер и не является автором каждого отдельного эпизода, то все же он создал из них, собрав и объединив, одно великолепное целое. Ни опровергнуть, ни подтвердить это невозможно. Каждый может выбрать ту версию, которая ему по душе. Эллины свято верили в то, что сказитель жил в VIII веке до н. э. Поэмы великого слепца изучали дети во всех греческих школах, его стихи считались средоточием мудрости, философы искали в них скрытый символический смысл. До нас дошла эпиграмма, говорящая о высочайшем уважении греков к прославленному аэду: "Спорило семь городов, дабы родиной зваться Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Итака, Пилос, Аргос, Афины". Правда, острая на язык чернь сочинила еще одну эпиграмму, высмеивающую богатые полисы, запоздало оценившие талант слепого поэта: "Семь спорят городов о дедушке Гомере: В них милостыню он просил у каждой двери". Бесспорно, опираясь на лингвистический анализ текста поэм, установлено только одно - Гомер происходил из ионийских греков. Поколения читателей последующих эпох восхищались гением слепого сказителя, ставшего для человечества олицетворением вечного света Эллады.
   Мужественный неукротимый Ахиллес, порывистый, смелый Патрокл, кичливый Агамемнон, великодушный Гектор, вероломный Парис, благородный Приам и ветреная Елена, - трудно сегодня найти человека, которому были бы незнакомы имена героев "Илиады", содержащей 15 693 стиха, разделенных на 24 песни! А между тем, ошибочно было бы представлять, что Гомер последовательно изложил события, разыгравшиеся под "крепкостенным Илионом". В "Илиаде" представлен всего лишь 51 день осады Трои, длившейся 10 лет. Поэма начинается ссорой двух великих воителей, и завершается отнюдь не падением города, а погребением праха Гектора, сраженного Ахиллом. Предыдущие и последующие события восстановлены благодаря сохранившимся отрывкам произведений других авторов (т.н. гомеридов), круга поэтов-последователей прославленного слепца.
   Начало жестокой распре, погубившей цветущий Илион, было положено на веселом свадебном пиру, где за одним столом собрались смертные и обитатели Олимпа. Морская богиня Фетида стала женой смертного царя Фтии Пелея. От этого брака должен был родиться великий герой Ахилл. Богиня раздора Эрида, не получившая приглашения на празднество, подбросила пирующим золотое яблоко с коварной надписью "Прекраснейшей". Тотчас за дивный плод вспыхнул спор между тремя богинями: Герой, супругой Зевса, Афиной, богиней-воительницей и прекрасной Афродитой. Зевс благоразумно отказался вмешиваться в ссору небожительниц, направив их на суд к троянскому царевичу Парису. Каждая их бессмертных красавиц предложила Парису свои дары: Гера - власть над миром, Афина - победы в битвах, Афродита же - любовь прекраснейшей из смертных женщин - спартанки Елены, дочери Зевса и супруги царя Менелая. Яблоко досталось Афродите. Исполняя обещание, она помогла Парису соблазнить Елену. Обольщение чужой жены сопровождалось похищением казны доверчивого спартанского владыки. Елена и Парис взошли на корабль и бежали в Илион.
   Менелай, узнав о вероломстве заморского гостя, оповестил об этом всех ахейских правителей, призвав их на войну против коварных троянцев. И вожди-базилеи откликнулись на зов. Огромное войско на 1186 кораблях отправилось к берегам Малой Азии.
   Девять лет, наполненных яростными штурмами неприступных стен Илиона, подходили к концу. Наступил десятый год осады. Главным защитником Трои был храбрый Гектор, старший сын престарелого царя Приама. Сами олимпийские боги не остались в стороне и, разделившись на два враждующих лагеря, вступили в бой на стороне своих противоборствующих любимцев.
   Ход событий излагает Гомер: оскорбление Ахилла, отказавшегося принимать участие в битвах, поражение ахейцев лишившихся самого могучего из своих воинов, гибель от руки Гектора юного Патрокла и поединок с Гектором, после которого победитель Ахилл предает поруганию тело павшего защитника Трои, волоча его за своей колесницей. Пронзительная по высоте духа обоих участников сцена между Приамом и Ахиллом, когда несчастный царь молит о выдаче павшего сына для достойного погребения, напоминая герою о престарелом отце, ожидающем его во Фтии. "Я испытую, чего на земле не испытывал смертный: Мужа, убийцы детей моих, руки к устам прижимаю!" Оплакиванием и погребением Гектора и оканчивается текст "Илиады".
   Окончание великой войны восстановлено по произведениям певцов троянского цикла - рапсодов-гомеридов. Хитрость Одиссея, придумавшего деревянного коня, ставшего пристанищем для затаившихся в его пустом чреве ахейцев. Притворное отступление укрывшихся за мысом кораблей осаждающих. Гибель Лаокоона, троянского жреца, предостерегавшего сограждан от излишней доверчивости. Пораженные его ужасной смертью в кольцах выползших из моря огромных змей, троянцы везут коня в Илион, пышно отмечающий снятие осады. Ночью флотилия греков подходит к побережью, и воины ожидают сигнала. Спрятавшийся отряд выходит из своего деревянного убежища и открывает крепостные ворота. На улицах обреченного города начинается страшная резня: погибли все мужчины, даже седины Приама не пощадила ахейская ярость, женщины обращены в рабство и вынуждены покинуть отчизну. Лишь герой Эней с маленьким сыном бежал, унося на плечах престарелого отца. Ему предстояло стать предком легендарных основателей великого Рима. Пылающие руины, - вот все, что осталось от некогда гордого и богатого "града Приамова".
   Таковы события, изложенные в поэмах и песнях греческих сказителей. А что же говорит нам о Трое современная наука, так ли уж легендарны события, описанные в знаменитом эпосе? Долгое время в истории господствовали представления о том, что все, изложенное Гомером мифологично, что Троянская война, ее герои, да и сам Илион попросту плод богатой фантазии древних сказителей. Все изменилось, когда на помощь теории пришла зарождающаяся археология. Открытия Г. Шлимана и В. Дерпфельда в Малой Азии и Микенах, А.Эванса на Крите, греческих археологов ХХ века И. Пападимитриу, К. Цунтоса и Г. Милонаса на Пелопоннесе и островах греческого архипелага явили миру замечательную культуру, в немыслимой древности расцветшую на этих землях. Это была микенская цивилизация ахейских греков, возникновение, расцвет и падение которой приходятся на период XVI-XII вв. до н. э. Она зародилась в континентальной Греции, но уже во второй половине XV века до н. э. включила в себя Крит, со временем распространившись широко - от Южной Италии и Сицилии вплоть до Малой Азии, сиро-палестинского побережья и Египта. Ахейцы, народ, говоривший на древнегреческом языке, создали свой яркий и суровый мир не на пустом месте. В их распоряжении были не только собственные традиции, принесенные с прародины индоевропейских племен, но и богатый опыт и знания, унаследованные как от древнейшего догреческого населения Эгейских областей, так и от более далеких цивилизаций Ближнего Востока. В результате слияния этих трех элементов и возникла одна из блестящих цивилизаций Европейского континента.
   Три основных фактора определили стремительное развитие исследований о микенском мире, чье существование ранее было только гипотезой: 1) вера в правдивость греческой мифологии и исторической традиции; 2) результаты археологических раскопок на территории древней Эгеиды; 3) открытие и прочтение документов той же эпохи, происходящих из соседних Ахайе государств.
   Нелегко было ученым, работавшим с текстом Гомера. Сказитель жил и создавал свои поэмы в VII веке до н. э. А Троянская война, согласно принятым датировкам, происходила во второй половине XIII века до н. э., когда завершался бронзовый век. Спустя несколько десятилетий Микенская цивилизация пала. По образному выражению А. Боннара "Железный меч дорийцев... восторжествовал над бронзовым кинжалом ахейцев", - пришельцы значительно уступали по развитию Эгейской культуре, но владели секретом ковки железа. Во времена Гомера Эллада только выходила из периода, который из-за утраты письменности получил у историков название "темные века" (XI-IX вв. до н. э.). За 400-500 лет события, происходившие под стенами давно разрушенной Трои, передаваясь изустно, приукрашивались сказителями, изменялись в деталях, могли искажаться. Тем не менее, удалось установить, что мифологическая поэзия содержит реальное ядро. В этом истории помогла археология.
   Помимо эпохальных открытий археолога-любителя Г. Шлимана и его более компетентных продолжателей, подтверждение реальности древних мифов пришло из царских архивов Хаттусы - столицы могучего государства индоевропейцев-хеттов, расположенного на территории нынешней Центральной Турции. В 1924 году швейцарский лингвист Э. Форрер сумел дешифровать архивные хеттские тексты, в которых упоминается сильное государство "Аххийява", в котором нетрудно узнать греческое слово "ахайвой" - ахейцы ("Аххийява - "Страна ахейцев"). Встречаются в текстах и имена мифологических героев - "Аттарсия" - "Атрей", "Алаксандус" - "Александр", а также названия города "Труиша" или "Вилуса", что созвучно с гомеровским именем Трои-Илиона. Одно из писем хеттского монарха прямо адресовано "царю Алаксандусу из Вилусы" - "Александру из Илиона". Александр - второе имя царевича Париса. Правда, на трон он так и не взошел, но в правящих родах имена владык передаются из поколения в поколение, вспомним хотя бы род Македонских государей или наших русских императоров. Вокруг архива Хаттусы ученые споры не утихают до сих пор.
   Почему же события этой, давным-давно отгремевшей войны, до сих пор волнуют нас? Думается, дело в том, что "Илиада" говорит нам о достоинстве человека, поставленного перед лицом войны. О мужестве героев, страданиях женщин, прощании отца с сыном, об алчности вождей и их ссорах, о тщеславии и трусости, наряду с отвагой, дружбой и нежностью. Эта поэма, в которой царит смерть, воспевает любовь к жизни, но честь человека она ставит превыше жизни и делает ее сильнее воли всемогущих богов. "Илиада" повествует о должном, прекрасном и вечном, а потому навеки сохранилась в памяти человечества.
  

***

  
  КСТАТИ: Археологи подтверждают
   Ученые датируют Троянскую войну началом XII века до н. э. Это время относится к концу бронзового века. То был период, когда на землях Эллады и близлежащих островах царила культура, именуемая "микенской". Археологи открыли памятники этой культуры не только в Микенах, но и в других городах Древней Греции, прославленных в песнях-оймах древних сказителей - в Иолке, Фивах, Афинах, Тиринфе, Пилосе. Здесь были обнаружены руины некогда величественных дворцов и крепостей, принадлежавших царям-базилеям ахейцев - одного из греческих племен, возвысившегося над всеми другими.
   Последние археологические исследования подтверждают многие, считавшиеся ранее легендарными, сведения Гомера. Теперь уже никто из историков не пытается подвергнуть сомнению ни сам факт военного конфликта под Троей, ни существование могущественных ахейских вождей - предводителей дружин. Верными оказались даже незначительные на первый взгляд детали, переданные слепым поэтом. Так, он подробно описывает боевой шлем из клыков вепря, и... археологи действительно обнаружили подобный шлем, выложенный клыками дикого кабана. В конце концов, именно поверив Гомеру, Генрих Шлиман подарил миру "открытый ветрам Илион".
  

***

  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"