Дубынина Инга Владимировна : другие произведения.

Орлы легионов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Любителям "пеплосов": литературный подарок для тех, кого не оставил равнодушным кинофильм "Гладиатор" (2000 г., реж. Ридли Скотт).


  Объявление для издательств:
  Автор предлагает к изданию готовую книгу: концептуальный и оригинальный сборник исторических рассказов, новелл и очерков "Радуга Истории" (серия "Живая история"); объём произведения - 29 тематических блоков-глав, 15,6 ав. л. или 625 тыс. зн.
  Обращаться по e-mail: IngaSuhova-2005@yandex.ru
  

***

  Первая публикация:
  Историческая новелла, очерк-досье "Германик" и заметки "Римская кунсткамера" были впервые опубликованы в популярно-историческом (ныне туристическо-страноведческом) журнале "Всемирный Следопыт", N 7, 2004 г. - Инга Сухова. "Орлы легионов"(тема номера "Войны имперского Рима"), с. 2 - 3, с. 6 - 23, с. 25. См.- http://www.vsled.ru/2004/07/01.htm
   Весь ниже приведённый материал подготовлен и изложен автором (в основе литературной части - труды римского историка Тацита). Настоящий авторский текст гораздо шире журнальной публикации.
  Об авторе:
  Закончила Санкт-Петербургский Государственный университет - исторический факультет, кафедра археологии, выпуск 1992 года. Специализировалась по античной археологии Северного Причерноморья. Научным руководителем и начальником экспедиций был к.и.н. Александр Николаевич Щеглов - археолог-антиковед с мировым именем. Дипломная работа по теме: "Некрополь античного поселения "Панское-I" как археологический источник для изучения хоры Херсонеса".
  

***

  Инга СУХОВА
  

ОРЛЫ ЛЕГИОНОВ

  
  Пространство и время: Древний Рим и Древняя Германия, начало I в. н.э.
  Аннотация: Фильм "Гладиатор" известного голливудского режиссёра Ридли Скотта триумфально прошёл по мировым экранам и собрал целый букет "Оскаров". Он повествует о судьбе вымышленного героя, полководца Максимуса, чей мужественный образ воплотил на экране актёр Рассел Кроу. Трагическая жизнь римского генерала взволновала миллионы людей, посмотревших кинофильм. Многим он кажется талантливой выдумкой сценаристов. Но так ли это? А не было ли в истории имперского Рима реального лица, чья биография во многом повторяет невероятные обстоятельства пути отважного Максимуса?
  Оказывается, такой герой есть! Звали его Гай Цезарь Германик, и жил он на 150 лет ранее, чем его экранный двойник, в годы правления императора Тиберия. Факты его жизнеописания положены в основу образа честного и бесстрашного римского полководца.

Обложка журнала []

  
  Владения Римской империи в I-II в. н.э. занимали большую часть известных древним земель - Великой Ойкумены. Власть Рима распространилась на Иберийский п-ов, Галлию и Британию, альпийские и придунайские земли, Грецию, Малую Азию, Сирию, всю Северную Африку - Средиземное море стало внутренним морем растущей империи. Наступил черёд Германии...

***

  
  От неожиданного удара по спине новобранец вскрикнул и выронил меч.
  - Кто ж колет так - деревенская старуха спицей тычет вернее. Резче выпад, резче! - центурион погрозил палкой-витусом обернувшемуся солдату. - И меча лишился - да ты держать его должен крепче, чем пьяница чашу с фалернским вином - от него в бою жизнь твоя зависит.
  Молодой легионер нагнулся за оружием, невольно шмыгнув носом и украдкой утерев слезу.
  - Эх, Тифон сожри того вербовщика, что набрал нам в легион этаких детей. Не служил ты в прежние времена. Когда я был таким же зеленым юнцом как ты, наш центурион прославился на все рейнские легионы кличкой "Давай другую". Отчего, спросишь? Обломав о наши спины одну палку, требовал вторую, так-то, неженка, - и старый рубака, поседевший в боях, последовал дальше, зорко наблюдая за учением своей центурии.
  - Не горюй, - тихо шепнул юноше легионер, упражнявшийся рядом, - поворчать наш Тит любит, но не зверь и солдат бережет, что в лагере, что в бою, - и с усердием замахал мечом, целя в соломенное чучело.
  

Центурион - Сарматский всадник - Легат []

  
  ...Пир был в разгаре. Вождь германского племени херусков, друг и союзник римлян, молодой Арминий, чествовал наместника новой римской провинции Квинтилия Вара. В палатке вождя собрались знатные германцы, среди которых выделялся важным видом Сегест - тесть Арминия. Родичами они стали против воли Сегеста: жених похитил его дочь, красавицу Туснельду, обещанную отцом в жены другому.
  Римского полководца сопровождала свита из легатов и трибунов трех легионов, ведомых им на зимние квартиры. Германский вождь, через земли которого пролегал путь Вара, любезно пригласил союзников отпраздновать встречу. Все, кроме Сегеста, были уже изрядно пьяны, пьянее всех казался Арминий, громко хохочущий и, с дружеской простотой обнимавший за плечи наместника. Тот морщился, но терпел, да и что требовать вежества от варвара, хоть и послужившего в римской армии. Германцы и римляне, поначалу недоверчиво косящиеся друг на друга, вели оживленную беседу, чаши то и дело поднимались за дружбу и союз. Сегест, улучив момент, когда пир подходил к концу, тихо сказал Вару:
  - У меня есть слово к тебе, но не для чужих ушей, наместник. Смотри, как внимательно гостеприимные хозяева следят за нами. Дозволь сопроводить тебя до вашего каструма.
  Вар досадливо кивнул - до чего же назойливы эти германцы, однако политические интересы учат терпению.
  Когда римляне, провожаемые добрыми пожеланиями херусков, направились в свой лагерь, Сегест, пустив своего коня вплотную к жеребцу наместника, зашептал:
  - Арминий замыслил худое, он хоть и молод, но коварен и хитер. Завтра, на походе, в лесу, он хочет напасть на твои легионы. Все его заверения в дружбе призваны лишь отвлечь твое внимание от его приготовлений, а приготовил он тебе войну и погибель.
  Вар громко захохотал:
  - Знай, варвар, мы, римляне - владыки мира, и какому-то Арминию не устрашить три римских легиона - твои речи смешны, - и, пришпорив коня, наместник вырвался вперед.
  - Кичливый римлянин, тебе придется горько пожалеть - ты поплатишься за свою спесь, - Сегест с досадой плюнул в сторону, резко хлестнул лошадь плетью и исчез в ночной темноте...
  

***

  
  Ранним утром войско в походном порядке выступило из лагеря. Три легиона растянулись длинной змеей по лесной дороге, в центре укрылся обоз, при нём находилась толпа гражданских: рабов, слуг, маркитантов, лекарей, ремесленников и даже женщин.
  

Легионеры ранней (I в.н.э.) и классической (II в. н.э.) империи Рима.  []

  
  Вар, в окружении свиты, ехал мрачный и злой: после вчерашнего пира у него трещала голова. Легаты указали на то, что колонны воинов слишком растянулись в лесу, но он лишь махнул рукой:
  - Что может угрожать нам на земле дружественных херусков, с вождем которых я вчера пировал?
  Дорога сузилась - с одной стороны потянулось топкое болото, с другой - нависли холмы, поросшие густым кустарником. Как вдруг, с высот донесся громкий и яростный боевой клич, и, вслед за этим, полетели дротики и камни. Лавина полуголых германцев обрушилась на колонну римлян. Внезапный удар столкнул легионы с дороги в заболоченную низину. Воины с ужасом узнавали тех, с кем только вчера они поднимали заздравные чаши, а во главе нападавших, на черном, как смоль, жеребце, несся Арминий, потрясая огромным копьем-фрамеей. Напор германцев был так силен, что отбросил римское войско далеко от спасительной тверди. Под ногами тяжеловооруженных легионеров хлюпала вязкая жижа - стоящих она засасывала, а те, кто двигался, скользили и падали. Невозможно было занять оборону, упереться и метать дротики-пилумы, отвечая на град камней и дротов-ангонов, которыми осыпали римлян херуски.
  - Нас предали, соратники! - вскричал Вар. Под ним бесновался конь, пытаясь выдернуть копыта из трясины.
  Германцы, находясь на возвышении, избивали тонущие легионы. Арминий, увидев Вара, оскалил белые зубы и с силой метнул тяжелое копье. Уже на излете, оно ударило беспомощно завязшего полководца в бедро, пригвоздив его к боку коня. Животное отчаянно заржало и рухнуло в грязь, скинув раненного седока. Легаты, подбежав к наместнику, подняли его на руки и понесли вглубь болота, чтобы выйти из-под разящих ударов врага.
  Легионы медленно отступали, теряя людей, бросая ненужную теперь поклажу. Весь день херуски преследовали римское войско, преодолевшее, наконец, проклятую топь и выбравшееся к закату на твердую землю. От трех гордых легионов осталась едва половина. Часть солдат стала строить лагерь, другая держала оборону, отражая непрестанные наскоки противника.
  Центурион Тит, старый волк, уцелел в бою и избежал жалкой смерти в болоте. Обходя спасшихся, он собирал воинов своей центурии:
  - Малыш, и ты здесь - остался жив, - он радостно хлопнул по плечу юношу-новобранца, покрытого коркой засохшей грязи и крови.
  - Легионер, твое имя! - Юноша встал, пошатываясь, и ответил, как следовало, глядя в глаза командиру:
  - Гай Меттий, легионер второй центурии, третьего манипула, пятой когорты, восемнадцатого легиона!
  - Ты ранен, солдат?
  - Легко: плечо задето, но рука действует, - ответил Гай.
  Центурион сам осмотрел и перевязал рану, промыв её предварительно в ближайшем ручье. Собрав остатки своей сотни, Тит недосчитался шестидесяти трех человек, в других центуриях положение было не лучше. Лагерь построили кое-как, у измученных людей не было сил возводить его по всем правилам. Расставив караулы, поредевшие, обескровленные легионы забылись тяжелым сном.
  
  
  ...Шел третий день сражения. Остаток римского корпуса, огрызаясь, как затравленный медведь, окруженный сворой собак, отходил под ударами германцев. Люди потеряли всякий счет времени, и стало казаться, что они уже целую вечность сражаются в этих бесплодных землях неприветливой, холодной страны. Из трех легионов не набралось бы и одного, и каждый день приносил все новые потери. Херуски упорно преследовали раненного римского зверя, не давая ему вырваться из ловушки.
  На обширной поляне Тевтобургского леса в круговой обороне сбились уцелевшие легионеры, стоя спина к спине в поредевшем строю. Вар, измученный воспалившейся раной, опираясь на копье, угрюмо смотрел на германцев, невдалеке горячивших коней в ожидании сигнала атаки. Центурион, окинув взглядом жалкие остатки римского войска, сказал Меттию:
  - Этот бой, малыш, будет последним. Сейчас варвары, не приближаясь к нам, в круговой атаке перебьют всех дротиками.
  Паренек судорожно по-детски всхлипнул, однако, командир, казалось, и не смотрел в его сторону:
  - Умирать никому не охота, малыш, но старикам это легче. Когда начнется заварушка, сбей ближайшего врага с лошади и беги, возможно, боги будут милостивы к тебе, и ты еще раз увидишь кривые улочки Рима.
  Среди германцев появился Арминий, что-то крикнул, и варвары, развернувшись, бросились в атаку. Как и предсказал Тит, херуски, не желая рисковать, неслись на конях вокруг и забрасывали окруженных дротиками и копьями. Ряды легионеров быстро начали редеть.
  Внезапно раздался отчаянный крик:
  - Полководец погиб, Вар мертв!
  Чтобы не видеть избиения своих солдат и не попасть в позорный плен, наместник не раздумывая, бросился на меч.
  Меттий растерянно оглядывался - карусель вражеской конницы яростно мельтешила перед глазами - копья у него не осталось, а короткий меч-гладиус был сейчас бесполезен. Тит, хладнокровно подбиравший германские ангоны, метал их обратно и очень метко - варвары, приметив бойца, указывали на него, о чем-то переговариваясь.
  Один из херусков слишком близко подскакал к нему, желая вернее поразить отважного воина. Ловким броском дрота центурион сбил германца и, схватив под уздцы его коня, крикнул Меттию:
  - Живее, малыш, вот твоя возможность!
  Гай затряс головой:
  - Нет, я не стану бежать с поля боя.
  - Глупец! - взревел Тит. - Это не сражение, а бойня, беги, - и сильной рукой схватив юношу, закинул его на спину прянувшего скакуна.
  Меттий схватился за гриву, чтобы не рухнуть вниз, а центурион, ударив животное по крупу, послал его вперед. На секунду молодой легионер обернулся и успел увидеть, как командир салютует ему поднятым дротом, который тут же швырнул во врага. Припав к шее мчащегося коня Гай, до того не часто сидевший верхом, закрыв глаза, молил всех богов об одном - только бы не упасть.
  Тит схватился в рукопашном бою с херуском, бросившемся на него прямо с лошади, когда сильный удар по голове, лишив сознания, погрузил его в темноту.
  
  
  ...Центурион пришел в себя после ведра воды, опрокинутого на него ухмыляющимся варваром. Все было кончено. Тех, кто избежал смерти в бою, сковали цепями попарно. Легатов и трибунов победители отделили от солдат и, связав им руки сыромятными ремнями, увели в лес, чтобы принести в жертву своим кровожадным богам.
  Арминий, сияя улыбкой, подскакал к поднявшемуся пленнику:
  - Ты отважный и опытный воин, наши боги указали нам на тебя. Мы совершим гадание во славу Вотана и Циу, нашего Марса, - что ждет нас в грядущем.
  - Я не авгур и не гаруспик, а простой солдат, - мрачно ответил Тит.
  - Именно это и требуется. Ты будешь сражаться с лучшим нашим бойцом. В живых останется тот, кому предстоит победа в этой войне, - и вождь отъехал, дав знак начинать.
  Все племя германцев собралось на поляне, окружив место поединка. Сотнику вложили в руку римский меч, подали щит и втолкнули в круг. Там уже ждал его лучший воин херусков. Даже среди этого вообще рослого и могучего народа он выделялся статью и силой. Центурион уступал ему и ростом и мощью мускулов, что вызвало ликующие крики соплеменников. Варвар был вооружен боевым топором, насаженным на длинную рукоять. Щит из ивовых прутьев он с презрением отбросил прочь и, хищно ощерясь, пошел по кругу, перекидывая тяжёлое оружие из руки в руку, как игрушку. Тит, стоя на месте, прикрыв щитом левый бок, спокойно ждал нападения, держа меч в полусогнутой руке.
  Германец сделал притворный выпад, взмахнув секирой, центурион и бровью не повел, не сдвинувшись с места. Тогда, взревев как разъярённый бык, херуск кинулся на врага, но тот ушел от прямого удара, направленного в грудь. Варвар попытался поразить голову, но лезвие со свистом рассекло воздух над пригнувшимся Титом. Глаза бойца налились кровью - проклятый римлянин был совсем рядом, а зацепить его не удавалось. Раз за разом бросался он на противника, полуголое тело великана покрылось потом, а ловкий сотник не давал ему ни единой возможности достать себя.
  Тит понимал, что против длинного боевого топора короткий римский меч бессилен - лишишься руки, а то и головы. Оставалось изнурять врага в бесплодных атаках, и ожидать случая нанести удар - единственный. И случай не замедлил представиться - германец обманным движением атаковал сбоку. Сотник отразил удар, но сила его была такова, что римлянин упал на колено, выронив расколотый щит. Наконец-то враг был повержен, оставалось только добить его. Обеими руками занеся оружие над головой центуриона, варвар торжествующе завопил, и тут римлянин, не вставая с колена, ударил в открывшийся живот херуска снизу своим коротким мечом и с силой вырвал его обратно. Минуту гигант стоял, словно недоумевая, затем из разом ослабевших рук выпал топор, а следом за ним рухнул и сам воин. Горестный стон издало племя на столь явный ответ богов.
  Тит, пошатываясь, встал - ушибленная голова еще гудела, левая рука онемела, отбивая страшный удар, но из правой он не выпустил меч, обагренный кровью германца. Его подвели к Арминию, сидящему верхом и так наблюдавшему за поединком.
  - Ты сражался храбро и победил честно. Свобода тобой заслужена - поезжай в Рим и скажи, что мы не сложим оружия, и будем биться за свою волю даже вопреки воли богов... Дать ему коня, - и молодой вождь отвернулся от центуриона, направив вороного прочь.
  
  
  ...Гордый Рим оделся в траур. Двадцать тысяч воинов и десять тысяч гражданских лиц пали в Тевтобургском лесу - тысячи осиротели. Римлянки, распустив волосы, оглашали форумы города плачем, долетавшим до Палатинского дворца, где тенью бродил император. Август разом постарел, неопрятная борода и покрасневшие глаза сквернили божественный облик всегда невозмутимого владыки. Проходя залами притихших палат, он схватился за дверь и, ударяя лбом в слоновую кость косяка, не удержал рыдания, вырвавшегося из груди с мучительным криком:
  - Квинтилий Вар, верни мои легионы!
  

***

  
  ...Стройными колоннами, по шесть в ряд, войско римлян двигалось по лесной дороге. Колыхались значки манипулов и когорт, развевались вексилы конников, а четыре серебряных орла, распахнув крылья, осеняли четыре легиона, ведомых сыном императора Тиберия, молодым Германиком.
  - Гай, знакомы тебе эти места? - спросил молодой воин шагавшего рядом солдата, со шрамом на левой щеке.
  - Знакомы, - коротко ответил тот и замолчал.
  - Ты ведь служил в восемнадцатом легионе, солдат? В том самом, из трех вырезанных германцами, орлы которых попали в руки врага? - спутник скорее утверждал, нежели спрашивал.
  Семь лет прошло, умер Август, воцарился Тиберий и вот его сын ведет войско на Арминия, дабы отомстить за коварство.
  - Это то самое место, где херуски напали на нас, - глухо сказал Меттий, - Вот в это болото сбросила нас их атака.
  Легионеры тревожно оглядывались вокруг - темные сосны мрачно шумели над дорогой, густой лес обступал пришельцев.
  Германик ехал в центре войска с легатами и опытным полководцем Цециной, своим помощником и другом.
  - Признаюсь тебе, я видел сегодня дурной сон, - сказал он тихо, чтобы слышал один лишь Цецина. - Вар, израненный и окровавленный, восстал из могилы, призывая меня.
  Товарищ поежился под доспехом:
  - А ты?
  - Я оттолкнул протянутую руку, и он сгинул с горестным стоном.
  - Хвала Юпитеру Милующему, твой сон не сулит беды, но внушает тревогу: что-то случится, и скоро. Мы только что похоронили останки павших семь лет назад воинов, вот души их и взывают к нам, о чем-то предупреждая, - легат сложил пальцы в жест, призывающий удачу.
  Внезапно в головных рядах войска раздались шум и крики.
  - В чем дело? - командующий привстал в седле, вглядываясь вперёд.
  - Прискакали галлы и утверждают, что враг перед нами, под предводительством самого Арминия, - доложил трибун, успевший съездить к союзникам.
  Разведка донесла, что впереди - поле, зажатое между рекой и лесом, посреди него - топкая низина. Херуски и другие приставшие к ним германские племена, стали за насыпью, а всадников укрыли в ближайших рощах, чтобы ударить в тыл римлянам, когда те потянутся по лесной дороге.
  Германик собрал срочный военный совет:
  - Легат Сей Туберон, тебе поручается союзническая конница, предстоит сражаться в поле, - берегись болота.
  

Римская конница I-II вв. н. э. []

  
  Легат вскинул руку и, повернувшись, вышел из палатки.
  - Цецина, мы разделим войско на две части. Ты со своим отрядом - наступаешь по лесной дороге, как и ожидает Арминий. Пусть он верит, что весь наш корпус идет к нему в западню. Я с двумя оставшимися легионами обойду варваров с тыла, откуда они нас не ждут, мне придется штурмовать вал.
  Короткий совет был окончен, легаты, трибуны и центурионы отправились к войскам, донести до солдат план командующего - бой предстоял прямо с похода.
  
  
  ...Арминий, потрясая фрамеей над головой, кричал, обращаясь к германцам:
  - Вот перед нами новый Вар, пойдем же возьмем жизни их, и добро!
  Войско варваров отозвалось громким одобрительным криком. Гремя оружием, неудержимой лавиной понеслись они на врага, рассчитывая одним ударом покончить со вновь попавшими в ловушку легионами.
  Речь Германика была коротка:
  - Соратники, свершим святую месть за товарищей, час настал!- и солдаты откликнулись громким стуком мечей о щиты.
  ...Легионы Цецины первыми столкнулись с врагом. Плотно сомкнув щиты и выставив копья, когорты стояли как гранитные скалы. Удар херусков разбился о нерушимый строй римлян и отхлынул, подобно волне. Варвары яростно нападали и, отброшенные прочь, кидались в новые атаки.
  

Легионер в боевом строю. Реконструкция. []

  
  Цезарь, выйдя в тыл германцам, подал сигнал к нападению. Воины ринулись на штурм вала, сверху посыпались камни и дротики, но в ответ ударили римские катапульты, развернутые на неприятеля прямо с колес. Захватив вал, легионы соединились.
  Оба войска оказались лицом к лицу на поле битвы. Стена наступавших легионов, переходя с шага на бег, двинулась на варваров, а те, скученной ордой, рванулись навстречу римлянам. Когда между противниками оставалось 30 шагов, римские солдаты, по команде, дважды метнули неизрасходованный запас дротиков. Первый залп истыкал щиты германцев, сделав их неудобными для защиты; второй залп - повалил передние ряды.
  Два войска сшиблись. Германик бился впереди, сняв шлем, чтобы воины видели своего полководца. Все теснее сдвигались ряды, римляне напирали, германцы пытались удержать позицию. Внезапно даже крики смолкли, и над полем битвы нависла страшная тишина, нарушаемая только хрустом костей и копий, да хриплым дыханием многих тысяч глоток - наступил переломный момент битвы - два войска, как два слона, столкнувшись лбами, испытывали крепость друг друга.
  Германик закрыл на минуту глаза - вот, казалось, его солдаты дрогнули, чуть подались назад, и варвары удвоили натиск. В ту же секунду задние ряды когорт налегли на стоящих впереди, усилив напор. Строй германцев слегка прогнулся, всего на полшага подался назад, потом еще и еще. Железная стена щитов и мечей продавливала шеренги неприятеля все сильнее, клином входя в войско херусков, словно нож. Стоящие позади варвары дрогнули и отступили. Передние, перестав ощущать их поддержку, отпрянули и бросились вспять.
  Гладиусы легионеров выкашивали расстроенное варварское войско, пожиная кровавый урожай.
  

Легионер в атаке []

  
  В сражение вступила тяжёлая римская конница, довершая разгром. С громким лаем кавалерию сопровождала разгорячённая свора огромных собак. Боевые псы римлян, будто волки, бросались на коней и людей противника, внося смятение и ужас в ряды врага. Все больше и больше бегущих появлялось на поле брани.
  

Римский всадник и его снаряжение. []

  
  Цезарь понял - победа за ними, и ничто уже не удержит стремительного отступления германцев. Арминий еще дрался во главе всадников, но исход битвы был предрешен. С кучкой приближенных ему удалось скрыться, перепачкав лицо собственной кровью, чтобы его не узнали преследователи. До самой ночи шла сеча, на протяжении десяти тысяч шагов поле было усеяно телами павших и оружием.
  
  
  ...Старший центурион, подойдя к Германику, отсалютовал ему воздетой рукой и пояснил, подталкивая в спину пленного:
  - Цезарь, этот человек уверяет, что знает, где находятся орлы легионов Вара.
  Германец утвердительно кивнул:
  - Они зарыты в священной роще Вотана, у подножия огромного дуба. Это неподалеку отсюда, я знаю дорогу.
  Лицо Цезаря просияло:
  - О, радость, что за день дарят мне боги!
  Когда прибыл посланный за орлами отряд, победоносное войско разразилось приветственными криками. Гордо раскинув крылья, приоткрыв хищные клювы, серебряные птицы взирали с шестов на ликующие легионы - позор поражения Вара был искуплен.
  

***

  
  POST SCRIPTUM:
  В 1987 г. британский археолог-любитель Энтони Клан с помощью металлоискателя исследовал поле возле большого леса в Западной Германии. Вдруг прибор издал характерный писк. Копнув в этом месте лопатой, Клан понял, в чём дело: здесь лежала целая россыпь монет - 162 римских денария.
  Любитель древностей нашёл ключ к давней загадке истории. Когда на это место прибыли учёные-археологи во главе с Вольфгангом Шлютером, в окрестных лесах и полях их ожидали ещё более интересные находки: сотни римских наконечников копий и дротиков, фрагменты доспехов, куски подбитых гвоздями подошв, обрывки упряжи, множество бытовых и ритуальных предметов и снова сотни серебряных и медных денариев, ведь именно ими выплачивалось жалование римским войскам.
  Монеты с изображением императора Октавиана Августа относились к эпохе его правления. Все монеты были отчеканены до 9 г. н.э. - в том самом году, когда в Тевтобургском лесу римские войска попали в засаду и были истреблены союзом германских племён возглавляемым вождём племени херусков Арминием.
  Современные историки тщетно пытались установить точное место битвы. Теперь же стало очевидно: эта местность - Калкризе - у северной кромки леса, в 16 км от нынешнего г. Оснабрюкка, и была той "предательской западнёй", о которой говорится у античных писателей. Археологи пришли к выводу, что именно здесь 3 римских легиона (XVII, XVIII, XIX), неосмотрительно растянувшиеся в колонну длинной в 7 км, оказались заперты между непроходимыми топями с одной стороны и яростными вражескими полчищами, укрывшимися на лесистом склоне, с другой.
  Поднявшись на сам холм Калкризе, археологи обнаружили остатки укреплений, которые возвели германцы, сооружая ловушку для римлян. Выше оборонительной линии не было найдено никаких следов битвы - только внизу. Всё говорит о том, что столкновение, обернувшееся унизительным поражением Рима, было скорее избиением, нежели настоящим сражением.
  Римское войско было почти непобедимо на открытой местности, но в условиях партизанской войны в непролазных лесах Германии требовалась иная тактика. В этом поражении очевидна вина самого Вара - по-видимому, полководца не очень искусного. Но и германское коварство не стоит недооценивать: Арминий и его соратники служили в римском войске и знали все его сильные и слабые стороны. У римлян они позаимствовали тактические приёмы и оружие: так германские дротики-аногоны не что иное, как римские дротики-пилумы. А дротики в те времена были весьма грозным оружием - почти тем же, что ружья для пехоты эпохи наполеоновских войн.
  Разгром в Тевтобургском лесу надолго врезался в память римлян, что сказалось и на германских границах империи. После карательных походов Германика в 15-16 гг., Рим больше не затевал попыток завоевать германские земли к востоку от Рейна. Зато, в целях защиты от беспокойных варваров, римляне создали по всей рейнско-дунайской границе империи грандиозную оборонительную линию - "Лимес Романум" (Римский Рубеж) - сопоставимую по своему размаху лишь с Великой Китайской стеной.
  

***

  
  ДОСЬЕ: ГЕРМАНИК
  
  Германик, римский бюст I в. н. э., мрамор. []
  
  Гай Цезарь Германик жил в годы правления императора Тиберия. Отец Гая, младший брат Тиберия рано умер, оставив сына сиротой. Дядя усыновил племянника, сделал его наследником и до поры до времени тот рос и мужал, ничем не отличаясь от сверстников. Вскоре весь Рим полюбил юношу. Если верить античным историкам, он был украшен всеми добродетелями: отвагой, честностью, ораторским талантом и добротой. К тому же, Гай Цезарь был красив мужественной римской красотой. Любовь народа к племяннику не могла понравиться дяде-императору, который воспылал завистью и решил отправить Германика прочь из Вечного города. Повод нашелся: на германской границе империи было неспокойно, варвары то и дело нападали на римские гарнизоны.
  Молодой полководец с радостью отправился к войскам, принял командование рейнскими легионами и одержал блестящие победы, заслужив горячую любовь армии. Взбешенный его успехом дядя не позволил Цезарю триумфально завершить войну. Тиберий отозвал его в Рим и немедленно отправил на Восток, поручив удачливому сопернику тамошние провинции. А следом послал наместником Гнея Пизона, человека коварного и высокомерного с тайным приказом отравить ненавистного племянника.
  Едва прибыв в Сирию, к месту своего назначения, Пизон стал плести интриги: попытался взбунтовать провинцию и войска, настроить народ против Гая Цезаря. Честный и бесхитростный, Германик пытался восстановить мир и поладить с наместником, сдерживая свое возмущение ради спокойствия Востока. Однако злодей на примирение не шел, надеясь на покровительство самого императора. Жена Пизона во всем способствовала мужу, соперничая с ним в ненависти к Цезарю. В ход шли яды, их подкрепляла черная магия с мрачными и таинственными обрядами, обрекавшими наследника подземным богам.
  Цезарь подозревал о чудовищном заговоре, извещал о нем дядю, но Тиберий оставался глух к письмам племянника из далекой Сирии. Зато римский народ пристально следил за судьбой своего любимца. Однажды города достигла радостная весть, что Германик исцелился от постигшего его недуга. Никем не побуждаемые, люди среди ночи выбегали из домов на улицы, обнимали друг друга и поздравляли с избавлением, словно узнали о разгроме опасного врага или спасении близкого человека. Однако радость оказалась недолгой - болезнь с новой силой вернулась к Цезарю. Смерть полководца наступила после загадочной изнурительной болезни. Получив скорбное известие, народ обезумел от горя: Рим облачился в траур, а подлого отравителя Пизона люди намеревались растерзать на форуме, когда его нашли бездыханным в собственной спальне. Скорее всего, император избавился от опасного свидетеля, подослав убийц, поразивших его мечом.
  Погребальную урну с прахом народного любимца доставила в Вечный город его вдова. Народ устроил Германику торжественные похороны, провожая плачем и стенаниями безвременно угасшую надежду Рима...
  
  ДОСЬЕ: АРМИНИЙ
  
  Арминий, римский бюст I в. н. э., мрамор. []
  
  Арминий, неукротимый враг Рима, прожил бурную жизнь, полную приключений. Он был сыном вождя германского племени херусков. В юности ему довелось послужить в римской армии, где он отличился и был вознагражден Октавианом Августом. Молодой херуск был почтен званием римского гражданина и зачислением во всадническое сословие, второе по достоинству после сенаторского.
  Однако это не примирило Арминия с Империей, и при первом удобном случае он поднял восстание. Племя херусков возглавило борьбу покоренных германских племен против римского владычества.
  Однако в собственной семье вождя преследовали неурядицы поистине трагедийного размаха. Его брат Флав остался верен Риму и служил в легионах, которые Цезарь вел против херусков. В одном из боев он был ранен и потерял глаз. Войска противников разделяла река Визургий (Везер), на берег пришел Арминий, призывая брата выйти к нему для переговоров. Когда Флав появился на другом берегу, вождь германцев спросил, откуда у него на лице увечье. Тот назвал место и битву, Арминий допытывался, какую же награду получил верный союзник от Рима. И когда Флав ответил, что ему увеличили жалованье и даровали воинские отличия, Арминий расхохотался, говоря, что это слишком дешевая награда за рабство.
  Брак Арминия тоже принес ему только горе. Туснельду он похитил у знатного германца Сегеста. Отец невесты, глубоко оскорбленный поступком вождя, стал его врагом. Беременная супруга попала в плен к врагам, но благодаря верности своего отца Риму, была пощажена и отправлена на жительство в Равенну. Там она разрешилась от бремени сыном, судьба которого, по Тациту, была "жалкой". До самой смерти Арминий так и не увидел больше ни жены, ни ребенка.
  Дядя молодого вождя, Ингвиомер, снедаемый завистью к удачливому племяннику, подстрекал германцев к его убийству. В конце концов, замысел удался, и владыка пал от рук своих соплеменников.
  Даже римляне не могли отказать своему врагу в храбрости. Историк Тацит оставил нам о нем такие слова: "Это был, бесспорно, освободитель Германии... и, хотя он терпел иногда поражения, но не был побежден в войне. Тридцать семь лет он прожил, двенадцать держал в своих руках власть; у варварских племен его воспевают и посейчас..."
  По злой воле рока два достойных противника, Германик и Арминий, стали жертвами зависти и злобы собственных дядьев, погубивших их не силой оружия, а коварством. Враги в жизни оказались "братьями" в смерти.
  

***

  

 []

  КСТАТИ: Римская армия
  Рим никогда не стал бы владыкой Средиземноморского мира, не создай он идеальной военной машины. С помощью своей армии римляне утвердили Великую Империю. Блестящий военный ум их полководцев породил стратегию и тактику, которые до сих пор лежат в основе современного военного искусства.
  Славу Рима составляли его несокрушимые железные легионы - отлично вооруженные, строго организованные, сплочённые дисциплиной, беспрекословно послушные, действующие в бою с математической точностью, стойкие и неустрашимые.

При обороне или штурме укреплений легионеры применяли закрытое построение -

  Не счесть побед Римской империи, поэтому столь болезненными для её гордости являлись редкие поражения.
  Римское войско, с лёгкостью сметавшее на своём пути орды варваров и превращавшее вражеские крепости в руины, было не только силой разрушения, но и созидания. Оно строило отличные дороги, мосты, виадуки-водопроводы, порты и целые города, простоявшие тысячелетия, вырубало под пашни леса, осушало болота, рыло каналы. Именно этот универсальный механизм возводил на покорённых территориях основы европейской цивилизации, прямой продолжательницы античной.
  
  КСТАТИ: Легион
  Легионом командовал легат - аналог современного генерала. Легаты принадлежали к сословию сенаторов и назначались самим императором. За ними на иерархической лестнице стояли высшие офицеры - трибуны и военные префекты из сословия всадников. Трибунов в легионе было шесть, они являлись помощниками легата.
  Непосредственное командование солдатами осуществляли офицеры среднего ранга центурионы ("сотники") и старшие легионеры деканы ("десятники"), сопоставимые с теперешним сержантским составом. В легионе было 60 сотников, по количеству центурий. Среди них существовала сложная градация, главным являлся центурион первой центурии первой когорты. Дослужиться до центуриона мог любой легионер, отличившийся в боях. Звание главного центуриона открывало путь в сословие всадников.
  Самым мелким подразделением легиона являлась центурия - "сотня". Центурия состояла из 10 отделений по 8-10 человек. Отделение (contubernium) имело не только определённое место в строю, но и - общие котёл, комнату в казарме или палатку и даже денежную кассу. Оно было не просто боевым братством легионера, но и его настоящей семьёй. Отделением заведовал декан.
  Две центурии объединялись в манипулу, а 3 манипулы составляли когорту, из 10 когорт образовывался полный легион.
  Общая численность легиона колебалась от 4,5 до 6 тыс. человек.
  

Когортный боевой порядок римского легиона. []

  
  КСТАТИ: Античные сражения
  В римской армии царила строжайшая дисциплина. Проводились постоянные учения. Благодаря этому, легионы в бою наступали сплочённым, организованным строем, совершали перестроения с математической точностью и очень быстро. Это и приводило их к победе над неорганизованным противником.
  В сражениях древности поколебать ряды вражеского войска можно было, только столкнувшись с ним вплотную. Причем необходимо было, чтобы воинов первого ряда могли поддерживать, толкать вперед и в случае надобности заменить те, кто стоял в задних шеренгах. Преимущества глубокого строя боевых колонн во время натиска на неприятеля объясняются свойствами человеческой природы. Когда передовые воины чувствуют, что их поддерживают остальные, то у них больше отваги. Храбрее становятся и солдаты последующих рядов, потому что сначала они защищены теми, кто сражается впереди.
  Число раненых и убитых во время самого боя обыкновенно было очень незначительным, так как оборонительное снаряжение (панцирь и щит) служили хорошей защитой; но дело принимало совершенно иной оборот, как только один из неприятелей обращался в бегство. Тогда отряды легковооруженной пехоты и кавалерии победителя бросались преследовать побеждённых, которые были вынуждены повернуться тылом. Лишенные прикрытия, предоставленные самим себе, беглецы обыкновенно бросали свои щиты и шлемы; тут-то их настигала погоня и производила избиение.
  
  КСТАТИ: Вооружение легионера
  "Визитная карточка" римского легионера - меч-гладиус. Этим коротким мечом (50-56 см) можно было, и колоть, и рубить. Легионеры носили его в ножнах на перевязи с правого бока, а офицеры - с левого.
  Наряду с мечом, в рукопашном бою традиционно использовалось копьё-гаста.
  Метательным оружием легионера являлись дротики, которых у каждого воина было по два - тяжёлый (пилум) и лёгкий (пила). Перед рукопашной с расстояния 25-30 м метательные копья бросались во врага. Сначала в щиты противника попадали тяжёлые дротики. Щит, пробитый пилумом, уже нельзя было использовать для прикрытия. Затем бросались лёгкие дротики-пилы, которые с близкого расстояния пробивали панцири.
  

Легионер на марше (инпедиум). []  []

  
  Защитное вооружение легионера состояло из шлема-галеа (позднее шлема-касиса), панциря-лорики и щита-скутума. Имелись у римлян и кольчуги - сплетенные из металлических колец рубахи с короткими рукавами (лорика-хамата).
  Щит-скутум был полуцилиндрической формы - высотой около 1,25 м и шириной около 0,8 м, весил около 5,5 кг. Склеивался он из 3 слоёв тонких осиновых дощечек, обтягивался полотном, а затем воловьей шкурой, по краям для прочности обивался медью или железом. Посередине, с внешней стороны, он имел выпуклую металлическую накладку - умбон. Украшался чеканкой, накладными изображениями - чаще всего, молниями Юпитера. Многослойная конструкция щита придавала ему невероятную прочность. Лучшей рекламой скутуму служат слова Цезаря о том, что после одного из сражений в щите некоего центуриона обнаружили следы от 120 стрел противника. Известно, что римляне виртуозно использовали щит не только как средство обороны, но и при атаке, разя противника острыми рёбрами щита или нанося прямые удары умбоном. На походе щиты берегли - укрывали в кожаных чехлах.
  Солдаты носили белую или красную шерстяную тунику, на шее повязывали шарф, чтобы панцирь не натирал кожу, поверх накидывали красный солдатский плащ-сагум, застегивающийся на правом плече пряжкой. В холодных странах легионеры носили короткие штаны-браки и, как оказалось, даже шерстяные носки. Солдатские башмаки из переплетённых кожаных полос с подошвами, подбитыми железными гвоздями, назывались калиги.
  

Классический легионер - около 200 г. н.э. []

  
  Классический легионер - около 200 г. н.э.
  На нём: пластинчатый панцирь из железных полос (лорика-сегментата); на голове - железный шлем-касис среднеимперского типа, с увеличенными нащёчниками и большим задним козырьком. В правой руке: идеальное метательное копьё - римский дротик-пилум. В левой руке: знаменитый, непробиваемый щит легионеров - скутум. Справа в ножнах на перевязи - удлинённый меч-гладиус галльского типа (длина клинка 60-70 см.); слева на поясе - широкий и короткий кинжал-пугио (клинок 30 см), характерный для германских легионов. У легионеров существовала особая военная мода: так железные доспехи было принято покрывать оловом - это придавало им не только нарядный вид, но и предохраняло от ржавчины; а пояс-сингулум украшался своеобразным передником из кожаных ремней, покрытых бляшками.
  
  КСТАТИ: Военные знамёна
  Римская армия использовала три типа военных знаков - прообразов современных боевых знамен. Это - орлы легионов, значки-сигнумы когорт, манипул и центурий и штандарты-вексиллумы конницы и преторианцев.
  Священным символом легиона, его гордостью являлся серебряный орел - аквила. При императорах орлы легионов становятся золотыми - с венками на крыльях и молниями Юпитера в лапах. Пред ними приносилась присяга. В лагере они хранились в специальных палатках. Потеря значков, а тем более орлов, влекла за собой расформирование части или легиона, а в случае позорной утраты знамён во время отступления и бегства - децимацию, т.е. казнь по жребию каждого десятого легионера.
  Во время походов и в бою знаки несли специальные знаменосцы-сигниферы. Значки центурии, манипулы и когорты закреплялись на копье или посеребренном древке. Они изображались в виде какого-нибудь животного (например, вепря или быка), раскрытой ладони или венка. Ниже располагались полученные подразделением награды и знаки отличия - венки, медали, амулеты, украшения, а также табличка с названием подразделения. Римские знаменосцы поверх шлемов одевали волчьи, медвежьи и львиные шкуры. Эти украшения были не только отличительными признаками, но имели важное психологическое значение. Сигниферы набирались из самых храбрых солдат.
  

Римские знаменосцы. []

  
  Вексиллумы - четырехугольные куски материи, прикрепленные перпендикулярно к древку - использовали подразделения конницы и преторианцев, а Большой вексиллум красного цвета являлся боевым знаменем всего войска и выставлялся перед палаткой полководца.
  
  

***

  

КУНСТКАМЕРА: "ИМПЕРСКИЙ РИМ"

  
   Кинофильм "Гладиатор":
  В 2000 г., после затишья на "пеплосы" - фильмы на античную тему - вышел добротно поставленный к/ф "Гладиатор". В нём рассказывается о судьбе вымышленного полководца Максимуса, времён императора Марка Аврелия (180 г.). Образ главного героя, сыгранного актёром Расселом Кроу, навеян реальной личностью - полководцем Германиком. Он успешно воевал с германцами, действительно был усыновлён императором, стал очень популярным в войсках и среди народа, был сослан на Восток и отравлен по приказу завистливого императора.

Актёр Рассел Кроу в роли римского полководца Максимуса, к/ф

  
   Римский призыв:
  Ядро римской армии состояло из 25-33 легионов тяжелой пехоты (около 150 тыс. солдат) и ежегодно пополнялось 5-10 тыс. чел. Юноши 18-ти лет вербовались из среды благонадежных зажиточных горожан. Ориентация на "средние слои" диктовалась не только политическими причинами. Новобранцы должны были обладать уровнем образования, достаточным для усвоения изощренного военного искусства. От кандидатов требовалось и хорошее физическое развитие - рост должен был составлять не менее 175 см. Служили легионеры 25 лет.
  
   Подготовка легионеров:
  Высокий уровень боевой подготовки римской армии достигался постоянными нелегкими тренировками. Трижды в месяц легионеры совершали марш-броски на 15 км c полной боевой выкладкой. Вес ее, включая вооружение, обмундирование, строительный инструмент и запас пищи на 3 дня, достигал 48 кг. Для сравнения: вес боевой выкладки на марше у русского пехотинца времен I мировой войны, прославленного своей выносливостью, составлял 38 кг. Легионеры должны были совершать марш в быстром темпе: со скоростью 6-8 км/ч.
  
   Военное строительство:
  Пожалуй, ни одна армия мира, кроме советской, не строила столько, сколько римская. Сеть дорог Римской империи достигала 80,5 тыс. км. В XVI веке немецкий учёный К. Певтингер нанёс их на карту. Используя эту карту, израильтяне в 1948 г. тайно от арабов провели бронетехнику по скрытой песком римской трассе через пустыню. В римском шоссе делалась колея для колесного транспорта шириной 143 см, ставшая образцом для железнодорожной колеи. Именно на римской колее проходили испытания первого паровоза Дж. Стефенсона.
  
   Пища легионеров:
  На походе пища легионеров была неприхотливой, но в условиях лагеря не без изысков. Неизменным успехом пользовался винно-фруктовый коктейль: 0,5 л сухого белого вина, желательно, греческого, с привкусом смолы, смешать с 0,5 л меда; нагревать до кипения, размешивая, снять пену; добавить 30 г грубо помолотого черного перца, 10 лавровых листов, 10 г шафрана и 5 вымоченных предварительно в вине фиников без косточек; поварив смесь несколько минут, снять с огня; долить еще 1,5 л того же вина. Употреблять охлажденным.
  
   Жалование легионеров:
  С начала Империи жалование-стипендия рядового легионера составляло 225 денариев в год, а c конца II в. оно было увеличено на четверть. Привилегированная часть солдатского корпуса, выполнявшая функции младшего командования (сержанты), знаменосцы, штабные служащие и т.п. получали в 1,5-2 раза больше. Жалование обычного центуриона составляло 5 окладов рядового солдата, у центуриона высшего класса - 10, а у главного центуриона легиона - 20. Кроме постоянного жалования воинам выдавали премиальные и денежные награды.
  
   Награды легионеров:
  Ни в одной армии древнего мира не существовало столь развитой системы боевых наград, как у римлян. Использовались следующие типы наград: венки различного достоинства (короны), флажки (вексилы), особые посеребрённые копья, ожерелья, браслеты, медали (фалеры). Судя по изображениям, медали-фалеры выдавались легионерам не по одной, как принято в современных армиях, а целыми наборами из 5, 7, 9 штук. Фалеры крепились к кожаным ремням, которые, соединенные вместе наподобие портупеи, одевались поверх доспехов.
  
   Воинские культы легионеров:
  С переходом к профессиональной службе в римской армии оформляется феномен "военной религии": почитание боевых значков, особенно легионного орла, и воинских божеств. Особым расположением легионеров пользовались Марс и Геркулес. В круге абстрактных божеств центральное место занимает богиня Победы - Виктория, далее почитались божества определенных морально-этических качеств - Доблесть, Дисциплина, Честь и Благочестие. В III в. среди римских военных стал широко распространяться восточный культ солнечного божества Митры.
  
   Италия - сенсационная находка археологов в 2003 г.:
  В 2003 г. итальянскими археологами на маленьком острове близ берегов Сицилии обнаружена прекрасно сохранившаяся статуя Юлия Цезаря. До сих пор воссоздать облик римского императора было практически невозможно, почти все скульптурные портреты были так или иначе повреждены. Зато найденный бюст - в превосходном состоянии, у статуи даже не отколот нос. В скором времени ее перевезут в один из музеев в Риме. Документальный фильм о находке статуи Цезаря выйдет на телеэкраны в 2004 году.
  
   Нидерланды - римский корабль остался нетронутым:
  В 2003 г. в Нидерландах обнаружили остатки хорошо сохранившегося римского речного судна, затонувшего у левого берега Рейна. Корабль был построен около 180 г. н.э., в то время, когда император Марк Аврелий завершал войны в Германии. Он несколько отличается от других судов этого типа - длиннее и изящнее. 25-метровый корабль сохранился почти в первоначальной оснастке, с мачтами и якорями. По его внешнему виду и особенностям интерьера можно предположить, что на нем плавал казначей, поставлявший запасы для военных лагерей.
  
   "Скажи мне, брат...":
  Однажды, прогуливаясь на форуме в компании приближенных, Октавиан Август обратил внимание на грека, который был похож на него, как две капли воды. Пораженный таким удивительным сходством, при следующей встрече с молодым человеком император остановил его и, улыбаясь, спросил: "Скажи-ка, твоя мать в юности не бывала в Риме"? На что простодушный грек честно отвечал: "Нет, государь. Однако мой отец в былые годы посещал Вечный Город очень часто"!
  
   "Только боги бессмертны...":
  У маленького Коммода, сына императора-философа Марка Аврелия внезапно скончался любимый учитель. Мальчик безудержно плакал, скорбя об утрате. Приближенные утешали его, говоря, однако, о том, как недостойно будущему властелину великой державы так горевать о человеке столь ничтожного звания. Марк Аврелий остудил подхалимов, сказав со вздохом: "Дайте побыть ему простым человеком, прежде чем он станет божественным императором"!
  

***

  

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  

ДОКЛАД

Заведующего кафедры Древней Греции и Рима

исторического факультета Санкт-Петербургского Государственного университета,

профессора Э.Д. Фролова,

прочитанный на заседании Студенческого Научного Общества (СПб ГУ) 24 апреля 2001 г.

  

"Американский фильм "Гладиатор" как пример историко-художественного произведения"

  
  Вышедший на экраны мирового кинематографа в 2000 г. новый американский фильм "Гладиатор" стал ярким явлением в жизни кино. Фильм этот представляет особый интерес для любителей исторического жанра, поскольку вслед за такими признанными шедеврами, как "Спартак" (1960) и "Клеопатра" (1963), тоже американского производства, он демонстрирует еще одну попытку просмотреть вечно живые темы политической славы и личной судьбы на античном материале.
  Попытки такого рода особенно трудны ввиду того барьера, который время воздвигло между ушедшей в Лету античной цивилизацией и новым временем, ввиду очевидной невозможности адекватного постижения жизни древнего греко-римского общества, а стало быть, и корректного использования античного исторического материала для проигрывания тех сюжетов, что, в силу природы человека, остаются вечными, - противостояния добра и зла, коллизии власти и нравственности. Естественно поэтому настороженное отношение и специалистов-историков, и просто образованных людей к художественным опытам, которые ставятся на почве античности, будь то литература, театр или кино.
  Скажем сразу: на наш взгляд, новый американский фильм оказался опытом вполне удачным. Сюжет фильма почерпнут из римской истории конца II века н.э. Действие начинается с эффектной батальной сцены - очередной битвы римлян с воинственными северными варварами - германцами. Герой кампании - римский полководец Максимус, который верой и правдой служит своему отечеству и престарелому императору Марку Аврелию. Последний, чувствуя приближение смерти и беспокоясь о судьбе Римского государства, решает сделать своим преемником не собственного сына - тщеславного и жестокого Коммода, а испытанного в боях Максимуса. Коммод упреждает отца, собственноручно убивая его, а затем расправляется и с отказавшимся служить ему Максимусом. Благодаря исключительной отваге Максимус сумел вырваться из рук убийц. Он спешит на родину, чтобы спасти от расправы свою семью, но, достигнув своей виллы, находит только трупы жены и сына. Обессиленный, он попадает в руки работорговцев, и его принуждают стать гладиатором. Он выходит победителем из ряда поединков в провинции, а затем и в Риме, где его успехи на арене Колизея привлекли, наконец, внимание императора Коммода. Узнав, что прославленный гладиатор - ускользнувший от него полководец, Коммод пытается еще раз погубить Максимуса, но в схватке на арене амфитеатра воин-гладиатор, несмотря на предательски нанесенную ему смертельную рану, повергает своего коварного врага и таким образом, ценой собственной жизни, освобождает Рим от тирании.
  "Гладиатор" относится к разряду фильмов действия (action movies), но стремительно развивающаяся интрига насыщена великолепными драматическими сценами. Замечательны беседы Марка Аврелия с Максимусом и Коммодом, объяснения Коммода с его сестрой Луциллой, беседы антрепренера гладиаторов Проксимо с Максимусом, разговоры римских сенаторов Гракха и Гая, заключительные встречи и обмен репликами Коммода и Максимуса.
  Замечательны и те темы, которые обсуждаются в этих сценах, те суждения, которые высказываются заглавными персонажами: примат интересов отечества, долг политика заботиться о славе Рима, о собственной посмертной славе (Марк Аврелий, Максимус); иллюзорность римского величия, которое остается всего лишь идеей, иллюзорность и самой жизни, которая - всего лишь сон, и притом дурной сон (Коммод); низменность интересов и настроений римской гражданской массы, всегда готовой, в отличие от немногих государственных мужей, поддержать правителя-тирана за дешевую подачку - очередное представление гладиаторов ("сердце Рима - не мрамор сената, а песок Колизея", как замечает один из сенаторов).
  Эти драматические сцены не только прекрасно поставлены режиссером Ридли Скоттом - они и сыграны надлежащим образом превосходными исполнителями. Великолепны два первых протагониста - Рассел Кроу (Максимус) и Хоакин Феникс (Коммод), воплощающие диаметрально противоположные начала чести и коварства. Хороши и убедительны - каждый в своей роли - Ричард Харрис (Марк Аврелий) и Оливер Рид (Проксимо), Конни Нильсен (Луцилла) и Спенсер Трит Кларк (юный сын Луциллы Луций Вер).
  Как всегда в подобных американских фильмах хороши массовы сцены: битва римлян с германцами, встреча Коммода с сенаторами, схватки гладиаторов, в особенности сражение пехотинцев с боевыми колесницами на арене Колизея. Добавим к этому отличные пейзажные съемки, создающие надлежащий фон и настроение, и неплохое музыкальное сопровождение, особенно в лирических сценах.
  "Гладиатор" - красочный фильм, дающий яркое художественное воспроизведение картин из жизни древнего Рима. Но ценность фильма не только в его красочности, но и в его духовном настрое - в воспроизведении извечных истин, идей-антиподов, благородства и низости, чести и позора, хрестоматийная ясность которых отнюдь не мешает им оставаться актуальными во все времена. К этому надо добавить превосходно переданный общий колорит мрачной жестокости, который и в самом деле был присущ жизни древнего Рима. И в этом плане, как, впрочем, и во многом другом, "Гладиатор" является достойным продолжателем той линии, которая была намечена "Спартаком" и "Клеопатрой".
  Значит ли сказанное, что новый фильм Ридли Скотта безупречен во всех отношениях? Нет, конечно. И ему, как и любому произведению, свойственны некоторые недостатки и, разумеется, неточности. Укажем хотя бы на хаос в подборке имен собственных: фантастическая триада имен главного героя, усугубленная в русском переводе формой "Максимус" вместо "Максим", притом что прочие латинские имена на -ус предаются более традиционно и более благозвучно, без этого окончания (Марк, Коммод, Гракх, Гай, Луций); разнобой в именах сенаторов - Гракх (cognomen, семейное имя) и Гай (praenomen, личное имя); странная форма "Проксимо" вместо более естественной "Проксим".
  Однако, это едва ли не единственные неточности или шероховатости, которые задели наш слух. В целом же фильм производит впечатление достоверности - постольку, конечно, поскольку мы имеем здесь дело с художественным произведением, а не учебно-научным пособием. С этой точки зрения, нам представляются неоправданными и мелочными придирками замечания вроде тех, что представлены в рецензии М.Лютого (опубликована в Интернете на сайте xlegio.enjoy.ru): что-де Марк Аврелий умер от чумы, а не от руки сына-злодея (как будто мало примеров официальных версий насчет смерти правителя от болезни, между тем как он мог быть удушен заговорщиками из числа самых близких ему людей); что такого популярного полководца, как Максимус, невозможно было сместить с командования (а судьба Германика при Тиберии, или Корбулона при Нероне, или Агриколы при Домициане?); что невероятно представить себе римского императора на арене амфитеатра (между тем как древний биограф Коммода определенно свидетельствует о многократных выступлениях императора в качестве гладиатора) и пр. Мы уже не говорим о таких поистине мелочах, как использование в фильме римскими кавалеристами стремян.
  В художественном произведении возможны вольная компановка деталей и анахронистическое использование атрибутов, лишь бы это не вредило общему восприятию, передаче общего исторического колорита, а еще более - заглавной идее. Посмотрите на картины и офорты Рембрандта на библейские темы - какие фантастические подчас костюмы и уборы у его персонажей! Вспомните романы Бертольта Брехта ("Дела господина Юлия Ц.") и Лиона Фейхтвангера ("Иудейская война") - какая решительная модернизация событий, явлений, образов! А знаменитые "Три мушкетера" (с их продолжениями) Александра Дюма: как вольно творится здесь история, где действия реальных королей и их министров подправляются, а подчас и направляются созданными фантазией писателя персонажами.
  Тем, кто настаивает на безусловном соблюдении исторической правды творцами художественных произведений, полезно было бы познакомиться с парадоксальным, с первого взгляда, суждением немецкого писателя Густава Майринка (1883-1924), на которое обратил наше внимание наш коллега Андрей Валентинович Петров: "Каждый раз, стоило мне только с самыми благими намерениями сесть за письменный стол, как внутренний голос начинал издеваться надо мной: да ты, брат, никак вознамерился осчастливить мир еще одним историческим романом?! Или не ведомо тебе, что все "историческое" отдает трупным душком? Неужели ты думаешь, что этот отвратительный, сладковатый запах тлена можно превратить в свежее, терпкое дыхание живой действительности?" (Г.Майринк. Ангел Западного окна / Пер. Вл.Крюкова. Киев, 1994, стр. 8).
  На самом деле в природе любого историко-художественного произведения заложена известная перелицовка исторического материала, без чего невозможен духовный презентизм, который один только и делает данное произведение исполненным актуального звучания и интереса. В "Гладиаторе" такая вольность и перелицовка есть, но в такой именно пропорции к исторической реальности, которая служит гарантией воспроизведения некой актуальной духовной коллизии на условно достоверном историческом фоне, без несущей скуку рабской привязанности к историческим деталям.
  
  (С) Э.Д. Фролов. Американский фильм "Гладиатор" как пример историко-художественного произведения. - сайт Студенческого научного общества СПб ГУ - http://www.sno.7hits.net/projects/gladiator/frolov.htm

***

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"