Исторический рассказ был впервые опубликован в журнале "Всемирный Следопыт" (СПб), N 11, 2004 г. - Инна Лигерс. "Поединок волхвов" (рубрика "Приключение"), с. 82 - 89.
Инна ЛИГЕРС (Инга СУХОВА)
Пространство и время: Славянская Западная Европа, VII - VIII вв.
Аннотация: Рассказ повествует о деяниях балтийских славян, от которых, возможно, пришёл к новгородским словенам со своей дружиной варяг - князь Ререк (Рюрик Новгородский).
(художественно-исторический рассказ)
Костер весело трещал на поляне, рассыпая искры. Яркие всполохи выхватывали из темноты бородатые лица воинов, тесным кругом усевшихся у огня. Словно надежный тын родного городища, вековые сосны древнего бора обступали людей. Кто ладил конскую сбрую, кто точил меч или боевой топор. Молодой, безусый юноша продолжал разговор:
- Дядька Неждан, сам-то ты бывал в Арконе?
Средних лет мужчина с русой бородой и шрамом над левой бровью, в последний раз проведя оселком по отточенному лезвию секиры, усмехнулся:
- Любопытен же ты, Любимко. Бывал, и не раз. Кто в землях славянских не слышал о славной Арконе? Дань богу Святовиту шлют все окрестные племена, гости иноземные, мимо идущие, должны отдать ему часть товаров. Да что купцы, сам король данов Свен Отто чтит святилище на острове Ругене - послал в дар Святовиту златую чашу редкой красоты.
- А правда ли: белый конь, что живет при храме, самому Святовиту принадлежит? - Любимко даже рот приоткрыл от нетерпения.
- И это не ложно. Есть скакун, жрецы по его поведению провещают волю бога. Шагнет жеребец правой ногой через копье - к добру, а коль левой - жди худа.
В беседу вмешался пожилой дружинник:
- Вот ныне мы, лютичи, с князем едем в Аркону. Верно ли, что соберутся там вожди бодричей, сорбов, поморян и иных, от общего корня славянского, дабы заедино землю хранить от врагов?
- Правда. Вождь наш, Буривой, задумал дело великое: разослал гонцов к соседям и встречу в Арконе назначил. Однако, други, пора ко сну - время позднее, - и Неждан ласково потрепал за вихор заслушавшегося Любимку.
Дозорщики остались у костра, остальные стали укладываться на ночлег.
...Утро пало тяжелой осенней росой. Зябко поеживаясь, дружина наскоро позавтракала и пустилась в путь. Дорога шла лесом вдоль широкой Лабы, видневшейся по левую руку сквозь густые кусты тальника. Над порубежной рекой стелился густой молочно-белый туман.
Прискакали глядачи и рассказали, что впереди лесная весь в десяток домов. И впрямь - залаяли псы, раздался звонкий крик кочета, встречающего день. Внезапно мирные звуки нарушил истошный вопль насмерть перепуганной женщины, потом донёсся многоголосый боевой клич...
- Братцы, никак саксы припожаловали? - Неждан привстал на стременах. - Пограбить явились с того берега; туман их прикрывает.
Вождь Буривой вытащил из ножен меч:
- Дружина, поможем селянам! Вороги на легкую добычу разлакомились: ратников они здесь не ждут.
Пришпорив коней, всадники рванулись вперёд. Проломившись сквозь тальник, лютичи на всем скаку вылетели к высокому мысу, где, огороженный деревянным частоколом, укрылся славянский посёлок, и лицом к лицу столкнулись с германцами. Саксы, оказавшись перед нежданным противником, сплотились вокруг рослого бородача: огромные ножи-мечи, скрамасаксы, угрожающе ощетинили их ряды; закинутые за спину, щиты мгновенно были брошены на левую руку. Бой вспыхнул быстрый и беспощадный.
Буривой схватился с вражеским вожаком. Мечи со звоном столкнулись и, с равной силой отраженные, засвистели в вихре выпадов и ударов. Сакс, несмотря на кажущуюся неповоротливость, оказался ловок - все пытался скользнуть под брюхо буривоева скакуна и поразить коня ли, хозяина, но злой боевой жеребец, привычный к битвам, бил копытами и плясал, оскалив зубы.
Буривой краем глаза видел, что дружина рубится ладно - всюду недруги отступали, не пускаясь, однако, в беспорядочное бегство.
Неждан спешился и орудовал тяжёлой секирой так, что любо-дорого глядеть: налётчики шарахались от витязя, а умедлившие лежали, отмечая телами путь воина. Любимко судьба свела с опытным поединщиком - германец увлек юношу притворным отступлением, а когда тот погнался за убегающим противником, сакс, внезапно повернувшись, резким выпадом ударил парнишку остриём скрамасакса прямо в лицо. Неждан взревел и ринулся на помощь, круша врагов.
Недруг, собиравшийся добить юнца, вынужден был обороняться. Меч и топор скрестились. Резким поворотом, выбившим бы плечо менее опытному бойцу, Неждан острым обушком зацепил перекрестье ножа германца и вырвал оружие из его руки, отбросив далеко в сторону. Сакс, пригнувшись, поднял щит, но страшный удар секиры, проломив преграду, рассек ему голову.
Оставшиеся неприятельские воины быстро отступали к берегу Лабы под напором славян. Бросившись к челнам, налётчики дружно ударили веслами по тихой воде, покидая опасный берег.
На поляне в траве темнели поверженные тела убитых. Потери лютичей были невелики: лишь троих недосчитались, да десяток воинов ранены - кто тяжелее, кто полегче. Любимко пострадал жестоко, но Неждан, осмотрев юношу, сказал, что жить будет, коль огневица не прикинется. Правда, красотой чистого лица девушек ему уже не тешить - след от удара останется. Да что там - глаза целы и ладно, а шрамы - гордость храброго мужа. Чистыми тряпицами перевязав раны, дружина села на коней - путь до Арконы далек, поспеть бы к сроку.
Старческий сон хрупок, что весенний ледок - любой звук его нарушит. Всеслав поднял голову со скрещенных рук: задремал грешным делом хранитель огня. Бросив взгляд на жертвенник, где пылало негасимое пламя, успокоенно прикрыл тяжелые веки. Здесь, в храме бога-воина Радегаста, в славянском граде Ретре, жрецов немало, но Всеслав - наистарейший. Скоро призовут его в небесные палаты.
Раздумья прервал голос, что разбудил хранителя.Слова, хоть и сказанные вполголоса, слышны были отчетливо, и оттого казались еще страшнее:
- Пусть злые зелья варил отец, все же великим слыл волхвом. Нет мне покоя ни в этой жизни, ни в иной, если не отомщу Буривою за смерть родителя! Ныне в Арконе враг кровный собирает вождей славян полабских - пир великий ладит. Тот пир слезами горькими обернется. Научил меня отец тайнам трав: крепким будет мед, все уснут, да так, что не разбудят!
Старик, привстав с лавки, выглянул из-за занавеси. Перед изваянием Радегаста, сжав кулаки, стоял рослый молодец, посох волхва лежал у его ног. Через минуту, резко повернувшись, молодой ведун вышел из храма, не заметив жреца-служителя.
Главный жрец выслушал Всеслава, но не поверил вести. Мыслимое ли дело: за обиду свою мстить целому миру? Не иначе, привиделось во сне старому. Да и случись, что правда это - разве подпустит верная дружина злодея близко? Однако обещал послать гонца в Аркону - пусть знают вожди славянские про замыслы кровника буривоева...
Всеславу не спалось: вестник ускакал на резвом коне, а на душе неспокойно - зовет в путь Радегаст, так тому и быть. Сборы недолги: взяв котомку и посох, волхв вышел за ограду и зашагал по лесной тропе.
...Третий день довершал круг, когда дорога вывела Всеслава к селищу - дюжина домов стояла вдоль пути в Аркону. Ни один дымок не поднимался над крышами из золотистой соломы, не играли на улицах дети, не судачили молодки у колодца - дивно. Жрец вступил на улицу - тишина, а кое-где и двери в избах нараспашку - ой, недоброе творится в этой веси.
Жалобный стон нарушил тишину и Всеслав легкими шагами поднялся на крыльцо. В полутемных сенях на лавке кто-то шевелился. Подойдя, жрец увидел исхудавшую женщину, укрытую овчинным тулупом. Она была бледна, глаза запали и горели сухим огнем.
- Что с тобой, молодица, милуют тебя боги? Что приключилось в вашем селе? - Всеслав говорил, а руки его ощупывали пылающий лоб больной.
- Добрый человек, пить, ради всех милостей, - простонала селянка.
Всеслав подал ей ковшик.
- Спасибо, волхв, и уходи скорее - здесь черная смерть.
Старик вздрогнул, но не от испуга:
- Я знаю приметы черной смерти. Твоя хворь не похожа на злое поветрие. Что здесь случилось? Расскажи, коль в силах.
Слабым голосом женщина поведала: явился на селе чужак - молодой жрец, неразговорчивый и суровый. Гостя нежданного накормили и отдохнуть уложили, как велят справедливые боги. Прогостил он недолго: тем же днем, на закате, как у добрых людей не принято, засобирался в путь. А напоследок злое слово молвил: "Живите, люди, коль еще поживётся", - и сгинул в лесной глуши. Наутро все селище занемогло. Слабые уже ушли к предкам в ирий, а кто поздоровее, еще на земле маются - лихорадка их гложет, да боль нутряная.
- Ответь-ка мне, молодка: бродил ли по селу тот волхв?
- Как же, всю весь обошел недобрый ведун и три колодца наших осмотрел.
Всеслав вышел из избы и сразу же увидел колодезь. Зачерпнув из ведра, понюхал, попробовал воду языком и охнул:
- Злодей отравил воду, однако яд этот мне ведом и есть у меня от него лекарство.
Порывшись в котомке, старик достал мешочек с сухой травой. Изготовив варево, пошел по домам, помогая тем, кому помощь еще не запоздала.
Наутро ослабевшие люди с благодарными поклонами проводили жреца в путь.
Велик и славен Арконский храм в землях славянских, а ныне подавно - украшен гирляндами цветов, златоткаными коврами увешан - встречает вождей окрестных племен. Огромное квадратное святилище с дубовыми столбами-колонами, даёт кров многим богам, но главный здесь Святовит - владыка неба и громов, бог-прорицатель и воин.
Народу в граде ободритов прибавилось: всем любопытно взглянуть на чужих вождей, сравнить дружины княжьи - чьи воины славнее, отважнее да боевым умением выше. Князья совещались в храме, а храбрецы их тешили силу на площади, в центре которой рос дуб-патриарх, сотни лет чтимый предками как воплощение самого Святовита. Здесь же челядь расставляла столы: после Совета будет пир и угощение для гостей - знатных и простых. Все поднимут чарки да турьи рога с медом хмельным за единство славянское. Воины состязались в умении попасть стрелой из тугого лука в цель, метнуть сулицу в щит, в искусстве на скаку срубить у соломенного чучела тыкву, взамен головы прилаженную. Иные боролись в обхватку на поясах, другие на кулаках бились - кто кого переможет в потехе молодецкой. Везде первым был Неждан из племени лютичей - вот уж витязь так витязь, - лишь в умении стрелы в цель слать верх взял сербский стрелок, навостривший глаз в битвах со степняками-обрами.
Место для вождей выбрали под святым дубом, крыли столешницы скатертями узорчатыми, расставляли в кувшинах медовуху, пиво да вина иноземные. Стража зорко примечала: нет ли где непотребства, не вспыхнула ли ссора меж горячими воями разных дружин. Жрецы в белых тонкотканных рубахах там и сям мелькали в народе. Всеслав, тяжело опираясь на посох, поспел в срок - пир еще не начался. Оглядев пёструю толпу, старец не заметил того, кого искал. Если и был здесь злодей, то таился до времени.
Вот окончился Совет великий, вышли вожди из храма, встреченные приветственными криками. Подойдя к накрытым столам, расселись по лавкам. Раздвигая прочих, к дубу шагнул рослый волхв и с поклоном преподнес князьям огромный турий рог, наполненный хмельным напитком:
- Отведайте, храбрые, во славу богов! - А про себя примолвил. - Подземных.
Всеслав рванулся вперед.
- Не пей, княже, то зелье злое, отравное! - громко крикнул старик.
Принявший было рог, Буривой вздрогнул и обратил взор грозных очей на молодого волхва.
- То брат наш, от ветхих лет разумом скорбный, - печально промолвил чёрный жрец, опустив глаза.
Старик уже протолкался к местам княжеским и, направив посох на ведуна, воскликнул:
- За обиду рода своего готов губить племена, безумный! Не кровная это месть, а обман коварный. Зову тебя на божий суд здесь, под святым дубом дедов и отцов наших!
Князь отбросил сосуд с ядом и промолвил:
- Будет так!
Злодей усмехнулся Всеславу:
- Уж не ты ли биться станешь? Зазорно мне с этаким поединщиком воевать: того гляди, от дряхлости упадешь.
- Боги пресветлые рассудят: правда их не чета правде людской, - твердо ответил старец.
- Уйди с дороги, трухлявый! - прошипел отравитель, делая шаг в сторону Всеслава.
Однако старый волхв не дрогнул. Раскинув широко руки, сжимая в правой посох, он громко воззвал, обратя взор в синее небо:
- Зову Правду божью, да свершится она здесь и сейчас!
Откуда ни возьмись, налетел ветер, развевая белые кудри и длинную бороду Всеслава. И вдруг, посреди ясной погоды, сверкнула молния и удар грома раскатился окрест. Нечестивец, вскинув руки, молча пал наземь, с пылающими волосами.
Народ охнул и подался назад, видя явное проявление высшей воли в каре, настигшей чёрного волхва. Всеслав же медленно и величественно подошел к князьям, застывшим в удивлении и с поклоном молвил:
- Стойте заедино за земли славянские - и боги не покинут нас!
Примечание: ниже размещённый материал готовился для сопровождения рассказа И. Суховой "Поединок волхвов", но из-за большого объёма не пошёл в номер, а сокращать его автор не согласился.
Андрей ПОЛЯЕВ
малоизвестные страницы славянской истории
В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой (Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена, получившие в науке условное наименование "полабских славян". Наиболее крупными и устойчивыми объединениями полабских славян были племена ободритов (бодричей), живших по побережью Балтики между Нижней Лабой и Одрой, и лютичей, сидевших чуть южнее - по Средней Лабе. На юге региона между Салой и Лабой размещался сербо-лужицкий племенной союз. Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой жили поморяне.
В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались постоянные дружины, состоящие из элитных воинов. К IX в. на месте центров племён выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) - центр лютичей-гаволян, Ретра - главный центр всех четырёх лютических племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек) и Рарог - в земле ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело. Лишь в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в.
Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города - Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег - они вели оживлённую торговлю со странами Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль, солёную рыбу, ремесленные изделия и осуществляя транзитные перевозки. В общем, поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю "варяжили" по Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали.
В связи с этим есть веские основания считать, что призванный новгородскими словенами на княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения. Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной, как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский - хотя в оригинале его имя звучит не как "Рюрик", а "Хрёрек". Однако с таким же успехом можно увязать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк: по-древнеславянски "ререк" будет "сокол" - вполне подходящее имя для князя. (Помните из детства сказку "Финист-Ясный Сокол"?). Не случайно в родовом знаке Рюриковичей присутствует этот символ - сокол. Кстати, имена младших братьев Ререка-Рюрека-Рюрика, странно звучащие в летописи как "Синеус" и "Трувор", можно прочитать согласно нормам славянского имяобразования и получить вполне понятные нам имена - "Синий Ус" и "Тур-Вол". Ведь имена-прозвища типа "Рыжая Борода" или "Буй-Тур" для средневековья очень характерны.
Зачем надо было восточным славянам приглашать к себе для наведения порядка и устройства государственного правления какого-то чужого безвестного князя? В Скандинавии (Швеции, Норвегии и Дании), как явствует из древней северо-германской литературы, никогда не существовало чем-нибудь примечательного и известного конунга по имени Рюрик. В самом деле, для чего призывать какого-то чужеродного дана из захолустной Ютландии, если рядом же (!) находится славная и богатая, многолюдная и воинственная, а главное - своя, славянская земля полабов и поморян!
Вероятно, образец общественной жизни новгородские словени увидели у заморских балтийских славян, которые бывали у них ежегодно и как торговцы, и как воинственные дружины, жаждущие получить дань. Чтобы избавится от варяжских набегов (славянских и норманнских) и от внутренних беспорядков, связанных с конкуренцией местных элит, новгородцы приняли мудрое решение и обратились к предводителям соседей варягов-русов, живущих за Варяжским морем (Балтийским морем) - дать им князя.
К тому же последние исторические исследования по "Северной Руси" прослеживают явную генетическую связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с западными "балтийскими славянами" - так называется вся совокупность полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и называются "поморами", что звались так раньше, в седой древности? Может превосходными моряками они стали ещё там - на балтийском Поморье? Такие намёки можно обнаружить в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор наших поморов.) Ну, а если это действительно так, то тогда становится совсем всё понятно: независимые родовые общины балтийских славян, колонизировавшие морскими и речными путями Приладожье (Старая Ладога) и Приильменье (Новгород и Старая Руса), по прошествии времени обратились на родину и пригласили родственного князя. Косвенно об этом свидетельствуют очень интересные, для понимания славянской истории, сообщения авторитетнейшего западноевропейского хрониста, на которые до сих пор почему-то не обратили внимание наши отечественные историки. Придворный летописец императора Карла Великого франк Эйнхард (770-840?) в своих анналах за 808 и 809 гг. рассказывает о том, как датский король Готфрид вследствие торговой конкуренции разгромил близлежащий славянский эмпорий-порт и убил правившего там князя. Этот город-порт, находившийся где-то в земле ободритов, назывался Рерик (у Эйнхарда дословно: "emporio Reric"). Уж не о первоначальном родовом княжестве славянских князей Ререков-Рериков-Рюриков здесь идёт речь?! (см. Примечание).
У древних славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура. Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах, расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными изображениями богов из металла, камня и дерева.
Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только поморских славян, но и всех соседних языческих племён. Возможно, остров Руян стал прообразом острова Буяна из русских народных сказок. "Мимо остова Буяна в царство славного Салтана" пролегал путь из Западной Европы - через Балтику, Неву, Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий - в арабские страны. (Для справки: в последние годы археологического изучения Старой Ладоги - древнейшего транзитного порта в устье Волхова - была получена дендродатировка - 753 г.).
В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста. Сам по себе город Ретра тоже был примечательным - по описаниям он имел девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство и развитость славянского края. Интересно, что знаток кельтской мифологии и раннесредневековой истории, автор эпопеи "Властелин колец", английский профессор Дж. Толкиен, назвал одного из магов Средиземья, друга Гендальфа, славянским именем Радегаст. Не с намёком ли?
История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были грабительские набеги саксов и франков-меровингов. Затем, в VIII-IX вв. - походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный немецкий "Drang nach Osten". В X в. представителям саксонской династии Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г. разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор находится город Цербст (Сербск) - столица княжества Ангальт-Цербстского - из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика - будущая Екатерина Вторая.
В XI - нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота, славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский крестовый поход. Многие авторитетные западные историки, такие как Жак Ле Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими и национальными, стоявшими перед германскими племенами. Они, ограниченные бедными природными ресурсами, без колебания вступали в борьбу даже с теми соседями, которые приняли христианство давно.
Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти небольшой городок - нынешний Берлин.
Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский "натиск на Восток", прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей. Но поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян, принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг: христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но, не приняв крещения, остались без помощи братских народов.
И все же - не всё так плохо - ведь в жилах восточных немцев течёт немало славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но и русскую империю. А таким "варягам", как она, на Руси всегда были рады.
Примечание: "В VIII в. торговым, а может быть и ремесленным поселением, был порт ободритов, называемый датчанами Рерик, местонахождение которого пока не установлено. На основании предания хроники об убийстве в Рерике князя ободритов в 808 году, можно предполагать, что там существовал какой-то центр княжеской власти. Этот самый источник рассказывает, что датский король Готфрид переселил оттуда купцов в Хайтхабу (Шлезвиг) после уничтожения славянского торгового центра. По-видимому, Рер был известным торговым пунктом, который успешно конкурировал с датскими торговыми центрами. Поэтому датчанам было важно его ликвидировать, хотя они и имели от него определённую выгоду в виде собираемых там податей... (см.11)"
11) Einhardus, Annales, (Laur.) г. 808, стр. 195: "Godefridus ... destructo emporio, quod in oceani littore constitutum lingua Danorum Reric dicebatur et magnam regno illius commoditatem vectigalium persolutione praestabat, translatisque inde negotiatoribus, salute classe ad portum, qui Sliesthorp dicitur ... venit" и там же, г. 809, стр. 195: "Thrasco dux Abotritorum in emporio Reric ab hominibus Godefredi perdolum interfectus est"
(Казимир Слаский. Экономические отношения западных славян со Скандинавией и другими прибалтийскими землями в VI-XI веках, стр. 66 - Скандинавский сборник VI (Тартуский Государственный университет), Эстонское государственное изд-во, Таллин, 1963, тир. 1500 экз.
Германские племена саксов, жившие к западу от Эльбы, были для полабских славян, попросту говоря, "разбойниками за Лабой". Часть саксов в середине V в., во времена Великого Переселения, покинула германскую родину и вместе с англами обосновалась на юге Британии, образовав народ англосаксов.
В VII-VIII вв. многочисленные саксонские племена занимали всю территорию Нижней Германии (от Рейна до Эльбы). Они также как балтийские славяне были язычниками и находились на стадии сложения племенных союзов, во главе которых стояли вожди-герцоги. Река Везер делила Саксонию на две почти равные части: восточную - территория остфалов (восточных саксов); и западную - территорию вестфалов (западных саксов), отсюда - Вестфалия.
Саксы являлись весьма беспокойными соседями - своими набегами они постоянно тревожили не только полабских славян, но и франков. Характерным сакским оружием был длинный нож-меч - скрамасакс (scramasax). Издревле у саксов не водилось мечей, а лишь - ножи-саксы (sax). Столкнувшись с римлянами и кельтами, имевшими на вооружении мечи, германцы оказались вынуждены что-то им противопоставить. Они нашли не дорогой, но эффективный выход: стали выковывать очень длинные, тяжёлые тесаки - по существу, однолезвийные мечи с длинной клинка 44-76 см и шириной 5-6,5 см. Эти однолезвийные мечи были довольно увесистыми и имели двуручную рукоять. Такое оружие в отличие от настоящего меча, гораздо проще в изготовлении, а следовательно и более доступно. Саксы поголовно вооружались скрамасаксами и никогда не расставались с ними. Предполагают, что эти германские племена получили свой этноним (национальное название) именно из-за длинных ножей-скрамасаксов.
Продолжая политику христианизации Европы и объединения германских народов в рамках Империи франков, король Карл Великий в 772 г. начал завоевание Саксонии. Тяжёлая война длилась 33 года. Столкнувшись с упорным и часто успешным сопротивлением саксов-язычников, Карл прибег к крайне жестоким мерам. Разбив их в 782 г. на Везере, он приказал демонстративно казнить 4,5 тыс. пленников. Часть эделингов (саксонская знать) во главе с герцогом Видукиндом прекратила сопротивление и приняла христианство. Но война продолжалась. Наиболее упорно отстаивали свою независимость нордальбинги, жившие в устье Эльбы.
Чтобы добиться окончательной победы, король франков заключил союз с полабскими славянами ободритами, давнишними противниками саксов. Покорение завершилось только в 804 г. Большое количество саксов насильно переселили на левобережье Рейна, в то же время в Саксонию направлялись франкские колонисты. Часть Остфалии, за услугу, была отдана ободритам - в частности, к западу от Эльбы поселилось племя древан.
Однако полного спокойствия франки не добились: в 841-842 гг. произошло восстание "Стеллинга" ("детей древнего закона", т.е. язычников). Затем, уже в составе Германского королевства, в 1073-1075 гг., поднялось саксонское национальное восстание против франконской династии под лозунгом: освободить Саксонию от короля и его рыцарей-швабов, снести ненавистные "бурги" (королевские замки). Одним словом: беспокойным народом были эти саксы.
Образ мятежной, языческой саксонской натуры, сопровождаемый символом длинного ножа-скрамасакса, в XX в. был востребован лидерами германских нацистов. Как известно, фашистский переворот в Германии в 1934 г. сопровождался "ночами длинных ножей", в ходе которых уничтожалась внутренняя оппозиция национал-социалистического движения и, возможно, просто здоровые национально-патриотические силы Германии. Увлечение идеологов третьего рейха древнегерманским мировоззрением произошло неспроста. Ведь характерным признаком классической языческой идеологии является крайний национализм - вселенскость мировых религий (религиозный интернационализм) в язычестве явно отсутствует. Поэтому Гитлер не очень-то церемонился с христианами (будь то католики, протестанты или православные), а реанимировал германское язычество - отсюда "ночи длинных ножей", валькирии, языческие руны на петлицах СС, языческая мистика, Анненербе и т.п.
Да и ныне игры в язычество некоторых современных политтехнологов явно попахивают фашизмом. Интересоваться своими корнями, не быть "Иванами не помнящими родства", восстанавливать своё культурное наследие - всё это прекрасно, но во всяком деле нужно иметь чувство меры и элементарное здравомыслие. А то иной дурак, даже Богу молясь, лоб себе расшибёт - да что себе, он ведь и других может без головы оставить...
граница по Эльбе или об одной картографической "ошибке"
(исторический экскурс к 60-летию Великой Победы 1945 г.)
В апреле 1945 г., завершая разгром фашистской Германии, советские войска вышли к реке Эльбе. Затем, долгие годы, граница между Западом и Востоком пролегала по этому рубежу. В этих событиях видится некая историческая логика и справедливость: начавшийся в IX веке, от реки Лабы (Эльбы), многовековой немецкий поход на Восток ("Drang nach Osten") завершился в XX веке не на кубанской Лабе или Волге, а там - откуда начинался - на Эльбе, на границе германского и славянского миров.
Многие исторические карты (особенно в западных учебниках), отображающие международную ситуацию в центре раннесредневековой Европы, в V-XI вв., грешат одной и той же ошибкой - показывают линию раздела между германскими и славянскими территориями по р. Одре (Одеру), где она проходит ныне. Однако так ли это на самом деле?
Ошибка заключается в том, что некоторые историки, главным образом немецкие, приняли часть древнеславянских племён за германские. В результате германская территория в Средней Европе, между Рейном и Эльбой, расширилась чуть ли не до Вислы. Более того, германцам была приписана цивилизаторская роль в отношении "отсталых славян". Отсюда черпает силы и так называемая "норманская" теория происхождения Руси, согласно которой новгородские словени, не совладав с внутренними распрями, пригласили варяжское (читай германское) племя "русь", во главе с их вождём Рюриком, учинять государственный порядок на своей земле.
Ещё дореволюционные российские историки пытались реконструировать процесс расселения ранних славян в Западной Европе. Вот как они это представляли: в эпоху поздней Римской империи, т.е. в первые века нашей эры (I-IV вв. н.э.), одна часть славян, перейдя Дунай в нижнем и среднем течении, заняла современные территории Болгарии, Македонии, Сербии, Черногории, Хорватии и Словении, положив начало южной ветви славянства. По античным источникам славянские племёна, находившиеся ближе всех к римлянам, назывались "венетами". Эти адриатические венеты основали знаменитый город Венецию, и прославились своими плаваниями по южным морям и богатейшей морской торговлей.
Другая часть славян, положившая начало западным славянам, поднявшись по Дунаю и его верхним притокам, перевалила в долины рек текущих в Балтийское море и, дойдя до него, прочно осела на побережье от устья Лабы (римский Альбис) до устья Вислы (римская Вистула) и на ближайших островах. Жившие здесь раннеславянские племена прославились не меньше южных венетов, как смелые мореходы по северным морям, отважные воины и предприимчивые купцы - они стали известны под именем "варги" или "вары". От этих варгов (варов), видимо, и само Балтийское море получило прозвание "Варяжское море", а впоследствии и все обитатели его берегов стали называться общим именем - варяги. Кстати, вплоть до XIX века в русском языке слово "варяжить" применялось в значении - торговать. Храбрые варги часто вступали в кровопролитные бои с соседними воинственными племенами.
Тут же, на Балтийском побережье, между Одрой (римская Виадуа) и Вислой, сели ругии или русии - своим именем они дали прозвание острову Ругия (Рюген), который тоже освоили. Ругии приобрели славу знаменитых воинов и торговцев, а много веков спустя их потомки, уйдя на восток, дали название и всей Русской Земле.
На границе с германским миром, по Лабе, обосновались балтийские венеты - венды или ванды, которые славились искусством в обрабатывании земли. Многие германские племена учились у них земледелию - до сих пор в разных местностях средней и южной Германии глубокие и узкие борозды называются вендскими. Венды (ванды) вероятно и есть те самые вандалы, что в эпоху Переселения народов, дошли через Гибралтар до Северной Африки, затем захватили Сицилию и в 455 г. разграбили Рим.
Чуть позже, по Лабе, стали известными иные славянские племена - бодричи, лютичи и другие. Берега реки Вислы заселили славяне, получившие название ляхов, а позднее поляков. В горах Карпатских и в прилегающих землях, где ранее помещались карпы, засели чехи и моравы.
Что об этих процессах могут нам поведать современные исследования? Согласно новейшим лингвистическим и археологическим данным, примерно в XV в. до н.э., в эпоху средней бронзы, в Центральной и Восточной Европе из единой германо-балто-славянской общности начали выделяться праславянские племена. От этих праславян сохранилась т.н. "тшинецко-комаровская" археологическая культура (середина - конец II тыс. до н.э.) - её западная граница распространения совпадает с р.Одрой, а восточная доходит до среднего Днепра. Ареал этой культуры и есть территория славянской прародины.
Вплоть до начала I тыс. н.э. ведущим народом варварской Европы были галлы (кельты) - в своё время главные соперники Древнего Рима. Они обжили Западную, Центральную и частично Юго-Восточную Европу (нынешняя Галичина на Украине) - их экспансия на восток доходила даже до Малой Азии (область Галлатия в Турции). Постепенно значение галлов в Европе стало снижаться: их место в прямом и в переносном смысле стали занимать германские и славянские племена, расселение которых из мест этнических прародин началось позднее.
Галлы-кельты оказали большое влияние на соседние молодые этносы. Особенно интенсивно процессы культурного обмена и этнического смешения шли в контактных зонах. Одна из таких контактных зон находилась в междуречье Эльбы и Одера, где в древние времена кельты, славяне и германцы жили чересполосно - об этом нам рассказывают материалы "лужицкой культуры" эпохи поздней бронзы - раннего железа. В начале I тыс. н.э. здесь от галлов осталось только культурное наследие, и население стало преимущественно германо-славянским.
Существует ещё одно интересное свидетельство сильного влияния галлов на западную ветвь славянства - сохранилось оно на уровне национального архетипа. Посмотрите внимательно на поляков - на их историю, на их национальный характер - и увидите огромное сходство с национальным архетипом французов-галлов. "Петушиный" галльский нрав прорывается у поляка в самостийности, "незалежности", в примате вольности над строгим порядком, в ухарстве, в огненном порыве, в изысканной куртуазности. Даже веру поляки выбрали не восточно-христианскую - православную, а западную - католическую. О безоговорочном следовании Польши, во все времена, парижской моде и говорить нечего. Видно не только ради политической корысти поляки двинулись за Наполеоном.
Есть мнение, что некоторые славянские племена взяли у кельтов не только отдельные культурные достижения и обычаи, но и приняли на себя даже названия галльских племен, уходящих с исторической сцены - связать свою родословную с более культурным народом всегда было престижно. Так пришедшие из Западной Европы через т.н. "Северную Русь" на Средний Днепр, славяне-руги или "русь" выделялись среди местных племён - полян, древлян, северян - не только своим иностранным именем, а также некоторыми обычаями, явно позаимствованными у галлов. Русы, вплоть до времён князя Святослава, в отличие от окружающих славян (а также германцев), не отращивали бороду и длинные волосы, а выбривали подбородок и голову, носили длинные усы и чуб-хохол - это чисто кельтская причёска. Они мыли руки в тазу, как галлы и римляне, а не под струёй воды, как это было принято у славян. Русы вооружались изящными мечами галльско-романского типа - эти мечи не спутать с грубыми мечами германо-скандинавского типа, которые использовали наёмники норманны, служившие Великому Киевскому князю. А днепровские славяне, впрочем, как и многие другие славянские и германские племена тех времён, были поголовно вооружены не мечами, а боевыми топорами на длинной рукояти (секирами, францисками) и тяжёлыми копьями (рогатинами, фрамеями).
Выдающийся историк и этнолог XX века Лев Николаевич Гумилёв напрямую связывал этноним "ругии" (русии) с этнонимом "русь", ссылаясь на то, что франки называли русскую княгиню Ольгу, вдову князя Игоря, королевой ругов. Ругии, по мнению Гумилёва, были представителями кельтского мира. Однако их также можно рассматривать и как сильно кельтизированных славян.
То, что часть славянских племён, создававших Киевскую Русь, были выходцами из западных земель, не ново. Нестор-летописец так и говорит - племена вятичей и радимичей пришли "от ляхов", т.е. от западных славян. Поэтому ничего странного в факте прихода с Запада славянского племени русь или каких-нибудь других славянских "варягов" - нет. Вполне логична и культуртрегерская роль русичей в среде днепровских славян, живших на окраине Ойкумены - ведь ругии-русы непосредственно контактировали с римским и галльским центрами европейской цивилизации.
Видимо, движение славян из Центральной Европы на восток было связано с перемещениями больших масс людей в эпоху Переселения народов. Но основной поток, в эпоху Великого Переселения (IV-V вв.), направлялся на запад, и, жившие рядом со славянами в Эльбо-Одерской зоне, германские племена (впрочем, и некоторые славянские - те же вандалы) были захвачены им и ушли. Ушли, и с V в. полновластными хозяевами в регионе стали славяне.
Археология - наука объективная, она как криминалистика использует вещественные источники, говорящие сами за себя. Найденные археологами поселения, могильники, клады и другие памятники, связанные с т.н. "пражской" археологической культурой ранних славян (V-VII вв.), чётко фиксируют границу между германскими и славянскими племенами не по р.Одре, а по р.Лабе (Эльбе) и её левому притоку р.Сале (Зале). Таким образом, в ту эпоху вся Восточная Германия была заселена только славянами.
Итак, можно констатировать: свою историю в Европе славяне ведут со времён седой старины. Однако, ретивые норманисты-германисты вбивают нам в голову: мол, славяне, откуда ни возьмись, объявились в Европе чуть ли не в X веке. Странно как-то у них получается: даже о дальних "феннах" (финнах), живущих на берегу "Вендского залива", римские историки I в. н.э., такие как Плиний Старший, Тацит, Птолемей, сообщают точнейшие сведения, а вот о многочисленных племенах славян римляне, видите ли, почему-то ничего не знают. Естественно, что в Риме из варварских племён Европы наиболее известными были галлы и германцы - народы, с которыми Империя постоянно воевала. Но римляне так же были наслышаны и о "венедах", которые "заимствовали много из обычаев сарматов, ибо они (венеды) простирают свои воинственные походы на все леса и горы, возвышающиеся между певкинами (фракийское племя на севере Балкан) и феннами (скандинавские финны)" (Тацит). Позднеантичные "венеды" (или "енеты/энеты" древнегреческих историков, происходившие от героя Троянской войны Энея, кстати, от него же вели свой род этруски-рассена) - название собирательное, под ним скрываются многочисленные древнеславянские племена, однако рядом с ним на страницах римских анналов можно увидеть и конкретные имена отдельных славянских племён: варины, вандалы, ругии, лугии (или лужичи), карпы (или карпаты), вероятно - бастарны и другие...
Интересующимся антинорманистскими взглядами на древнейшую историю славян можем рекомендовать интересную популярную работу - книгу Сергея Лесного "Откуда ты, Русь?". Она вышла в 1964 г. в Канаде (Торонто), впервые переиздана в России в 1995 г. Отдельные взгляды С. Лесного - в частности его интерпретация "Влесовой книги" - очень спорны, но собранные им материалы и доводы в пользу самостоятельного зарождения государственности у восточных славян изложены замечательно. Книга написана "забавным русским слогом", понятна широкому кругу читателей и, безусловно, доставит наслаждение любителям славянской истории.
В настоящее время, как ни странно, в вопросе изучения истории ранних славян наиболее продвинутыми оказались польские историки и археологи, такие как: Х. Ловмяньский, Е. Костржевский, Е. Стрельник. Это связано с тем, что русские историки и археологи, в годы советской власти, находились под большим идеологическим прессом, чем их коллеги из Польши.
Новейшие исследования в этой области побуждают пересмотреть историю раннесредневековой Европы и по достоинству оценить вклад славянства в формирование Европейского Мира.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "БАЛТИЙСКИЕ СЛАВЯНЕ и АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУСИ"
"НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ - АБСУРДНОЕ ДЕЛО!"
Как известно, президент РФ отправился в поездку в Новгород Великий и Старую Ладогу (19.07.2004). С точки зрения тех историков, которые являются противниками так называемой норманнской теории происхождения российского государства, именно в этих краях зародилась наша государственность. А основателями ее были не пришлые варяги, а сами славяне. С директором Института российской истории членом-корреспондентом РАН Андреем САХАРОВЫМ на эту тему беседует Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.
- Интерес к российскому Северо-Западу, к таким городам, как Новгород, Старая Ладога, которые явились в этом районе центрами начальной восточнославянской цивилизации, всегда был велик. Сохраняется он и сегодня, в пору, когда разговор идет о проблемах укрепления российской государственности, когда мы возвращаемся к ее истокам. Для историков все это - единое целое: 2 тысячи лет - очень небольшой исторический период. Когда мы говорим о Старой Ладоге, о Новгороде, мы неизменно возвращаемся к вопросу, который уже несколько сотен лет тревожит научную и широкую общественность. Мы возвращаемся к вопросу о варягах, об их роли в истории нашей страны, об их этнической принадлежности (поскольку с этим связан не просто интерес к тому, какой национальности были варяги, а интерес к тому, какие процессы шли на просторах Восточной Европы, на просторах Северо-Запада нашей страны). Кто доминировал в них, кто играл "первую скрипку"? И в этом плане для нас интерес к проблеме варягов является интересом не столько политическим (как это пытаются изобразить), не столько вопросом, связанным с русскими или псевдорусскими амбициями; это вопрос чисто научного порядка - расселение славянства, взаимодействие различных его ветвей на территории России...
- Известно, что на этот счет существуют две точки зрения, которые продолжают между собой бороться...
- Да. Бороться за влияние на историческую науку. Это точка зрения о том, что варяги - представители южнобалтийского, поморского славянства, больших племенных конфедераций, которые в VIII-IX-X веках практически доминировали на южных берегах Балтики и определили многое в истории, религии, культуре этого региона (и оказали огромное влияние на судьбы и на развитие восточного славянства). В частности, на Северо-Запад, где развивались первые центры русской государственности - Старая Ладога и Новгород.
Есть и другая точка зрения, которую отстаивают уже больше 200 лет. Она появилась в момент шведской агрессии против русских северо-западных земель, попытки захвата Новгорода и всех прилегающих территорий. Эта теория гласит о том, что варяги - это скандинавы, викинги, что это - норманны. Эта теория является основой для политических, государственных претензий скандинавского мира по отношению к славянским землям. Думаю, что тут вопрос стоит не о каких-то научных проблемах, а об интересах чисто политических и общественно-амбициозных.
- Но сегодня появляются и достаточно серьезные работы историков, археологов в пользу норманнской теории...
- Я хочу сказать о серии работ молодых российских ученых - противников этой теории. Тема эта не закрыта, она обновляется новыми аргументами, новыми источниковедческими наблюдениями. Эти работы говорят о древних связях между поморским славянством и восточнославянскими землями, о языковой общности южнобалтийских и новгородских славян и о том, что дальнейшее пришествие сюда варягов (возможно, по инициативе новгородских, ильменских славян и окружающих их народов) - это было призвание для того, чтобы покончить с междоусобицами (не исключено, что под давлением немецкой крестоносной агрессии с берегов южной Балтики ушли какие-то большие группы населения)... Во всяком случае, эти темы сегодня - в поле зрения историков.
Интерес к этому региону объясняется необходимостью постоянной идентификации российской государственности, российского этноса, роли восточного славянства в судьбах Восточной Европы и мировой цивилизации.
- Но вы не являетесь сторонником норманнской теории...
- Конечно, это же абсурдное дело! Речь ведь идет о тех, кто не знает твоего языка, чужд тебе и приходит как завоеватель, насильник... А у Нестора сказано, что славянский язык и русский язык (то есть варяго-русский) "суть един". И ученые отмечали, что язык новгородских, ильменских славян очень близок по многим параметрам языку южнобалтийского славянства.
- При том, что южнобалтийских славян уже не существует, "отголоски" языка сохранились?
- Конечно. Они сохранились в системе древнерусского языка, языка приильменского славянства... Это прослеживают историки и лингвисты.
- А чем была тогда Старая Ладога?
- Это была одна из первых княжеских резиденций, которая, надо полагать, существовала и до варягов, и которая обрела какую-то жизнь с приходом варяжских князей. Точно так же, как и другие города на этой территории, развивавшиеся на основе славянской общественно-экономической и социальной жизни. А потом, когда в них появились варяжские князья и когда начался синтез, это дало дополнительный импульс становлению этих центров. В этом смысле и Старая Ладога, и Новгород выполняли свою определенную политическую, социальную и религиозную функции.
На исходе IХ века Олег, который объединил Новгород и Киев, для обеспечения безопасности северо-западных границ заключил договор с варягами (как пишется в летописи), который действовал примерно 150 лет. То есть Олег платил им 300 гривен дани за счет новгородских земель и так сохранял мир на северо-западных границах объединенного древнерусского государства. Но это был не только откуп, это была и плата за постоянное участие варягов уже как союзников, как друзей Древней Руси в совместных походах. Это была долговременная, 150-летняя политическая связь. То есть это был договор с долговременным государственным объединением, которое существовало в районе Прибалтики. В Скандинавии в IХ веке долговременных государственных образований еще не было. Поэтому такой договор там было не с кем заключать.
Или еще характерный момент. Когда Нестор говорит о варягах, он пишет: есть норвежцы, шведы, есть датчане, а есть варяги - "русь". То есть он перечисляет определенные этносы и среди них отдельно выделяет скандинавский и отдельно - варяго-русский этнос.
(C) "Известия науки" (история) - новости от 19.07.2004 - http://www.inauka.ru/history/article48927.html
Л.А. Плохих
Об авторе: Плохих Любовь Анатольевна - аспирант КГПУ очного отделения кафедры Всеобщей истории (научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Л.А. Шаферова)
ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ XIX-XX ВВ.
К середине XIX в. в России под влиянием исторических событий усиливается общественный интерес к проблемам "славянского единства" и судеб славянства. На страницах общественно-политических и научных изданий появляется ряд работ по славянской проблематике. Внимание исследователей стали привлекать не только хорошо изученные славянские народы (болгары, сербы, поляки и др.), но и малоизвестные, такие, как полабские славяне, населявшие территорию между Лабой и Одрой.
Начало изучению истории полабских славян в российской исторической науке положил А.Ф. Гильфердинг, видный историк, этнограф, лингвист, публицист и общественный деятель. Его "История балтийских славян" первоначально была опубликована в журнале "Москвитянин" [1] и имела широкий общественный резонанс. В 1874 г. А.Ф. Гильфердинг выпускает первую часть труда, посвященную раннему периоду истории балтийских славян [2]. Остальной материал он использовал в отдельных работах [3].
В своем труде А.Ф. Гильфердинг рассматривает проблемы общественного устройства и быта полабских славян, особенности ведения хозяйства, черты характера, а также причины гибели полабских славян.
Трудности своей работы А.Ф. Гильфердинг связывает с отсутствием "славянских письменных источников". Он вынужден использовать те сведения, которые вышли из-под пера "врагов и губителей славян", то есть письменных источников, созданных немецкими и датскими авторами.
В основу своего исследования А.Ф. Гильфердинг положил противопоставление славянского и германского миров и рассматривал историю полабских славян лишь в неразрывной связи с завоеванием их земель между Лабой и Одрой немецкими феодалами.
Он подчеркивает решающее влияние враждебного немецкого окружения не только на судьбу полабских славян, но и на формирование их "национального характера". Так, изначально добрые и общительные славяне под влиянием внешних обстоятельств стали "чуть ли не воинственнее и свирепее своих противников" [4].
Исследуя вопросы общественной жизни полабских славян, А.Ф. Гильфердинг приходит к выводу о существовании у них "общинной демократии" в противовес "германской аристократии" [5]. Уделяя большое внимание вопросам развития городов и торговли полабских славян, А.Ф. Гильфердинг вновь связывает их с отражением германской агрессии.
Большая часть исследования А.Ф. Гильфердинга посвящена изучению завоевания полабских славян немецкими феодалами и анализу причин их гибели. Он отмечает, что главной причиной гибели и исчезновения полабских славян является их внутренняя неспособность к объединению, отсутствие "единства и жизненной силы, внутреннее разложение, связанное с заимствованием германских обычаев и нравов" [6]. Оплакивая трагическую судьбу полабских славян, Гильфердинг пытается просветить и предостеречь все остальные славянские народы от нарастающей германской угрозы. Таким образом, в выводах А.Ф. Гильфердинга проявляются его политические взгляды.
"История балтийских славян", несмотря на свою ограниченность, имеет большое научное значение. А.Ф. Гильфердингом были впервые затронуты проблемы истории полабских славян, их общественная жизнь, быт и хозяйство, характер и культура этой ветви славянского народа.
Исследование А.Ф. Гильфердинга не осталось незамеченным. Оно привлекло внимание ученых к истории полабских славян.
В качестве преемника и продолжателя дела А.Ф. Гильфердинга выступил его ученик А.И. Павинский. Используя те же нарративные источники, он пишет работу "Полабские славяне в борьбе с немцами в VIII - XII вв.", в которой все содержание истории полабских славян сводит к процессу сопротивления онемечиванию и гибели славян.
Особое внимание А.И. Павинский уделяет такому фактору, как христианство, видя в нем одну из решающих причин преимущества германцев над славянами: "Они (немцы. - Л.П.) обладали в этом отношении превосходством нравственным, до которого могли подняться славяне только с помощью того же просветительского начала, что и немцы, то есть принятием христианства" [7].
Рассматривая процесс германизации полабских славян в неразрывной связи с насаждением христианства, А.П. Павинский вместе с тем отмечает, что неудачи немцев напрямую зависели от "силы языческого духа". Автор подтверждает это сведениями из источников о долгом сохранении язычества в покоренных землях. Уделив наибольшее внимание борьбе славян с немцами, А.И. Павинский практически не касается вопросов социальной и экономической жизни полабских славян.
Новым этапом в изучении прошлого полабских славян явились работы И. Пер-вольфа [8]. "Германизация балтийских славян" значительно отличалась от работ предшественников своим содержанием. Его интересовали не столько процесс завоевания и подчинения полабских славян, сколько постепенная колонизация уже после присоединения к Германской империи. Впервые, в отличие от своих предшественников, И. Первольф вводит в свою работу значительное число географического и топономистического материала.
По мнению И. Первольфа, главной причиной противоречий между славянами и немцами являлся "религиозный фанатизм". Он полагает, что причина поражения славян заключается прежде всего в "неспособности преодолеть внутренние разногласия, препятствующие объединению в сильное государство" [9].
Весьма интересным представляется и вышедшее в 1876 г. двухтомное сочинение И.А. Лебедева "Последняя борьба балтийских славян против онемечивания" [10]. Отдельные положения этого труда были опубликованы в 1873 году в статье "Крестовый поход немцев против славян 1147 года" [11]. Главной задачей этих исследований ставилось изложение по источникам последней борьбы ободритов и лютичей против немцев и датчан, как эпизод всеобщей истории.
Рассматривая вопросы принятия христианства язычниками-славянами, И.А. Лебедев отмечал, что оно не могло восприниматься славянами положительно, так как насаждалось насильно, на чуждом языке, и, что самое главное, оно было "внешним по самому характеру отношения к славянам" [12]. Говоря о завершении завоевания полабских славян к 1180 г., он признавал, что еще долгое время после завоевания славяне оказывали сопротивление, "жили особняком, не смешиваясь с немецким населением" [13]. Отличительной особенностью труда И.А. Лебедева являлся обширный анализ источников по истории полабских славян, данный им во втором томе своего труда.
Важнейшими источниками по истории полабских славян И.А. Лебедев считал сочинения немецких и датских анналистов, в первую очередь Гельмольда и Саксона Грамматика. Эти авторы, по мнению И.А. Лебедева, заслуживали доверия и ошибки, допущенные в изображении ряда событий Гельмольдом и Саксоном Грамматиком, "почти никогда не носят намеренного искажения или, говоря точнее, весьма редки" [14]. Для изучения истории полабских славян И.А. Лебедев считал необходимым использовать не только хроники, но и актовый материал, а также датские саги.
К концу XIX в. в России вышел ряд небольших работ по истории полабских славян, представляющих собой компиляцию трудов А.Ф. Гильфердинга, А.И. Павинского, И. Первольфа.
Н.Н. Филиппов [15] довел историю остатков одного из племен полабских славян сербов-лужичан до 1848 г., изучая сохранившееся обряды и обычаи.
А.С. Будилович пришел к сомнительным выводам, что полабские славяне исчезли с исторической арены из-за своего "увлекающегося, мечтательного и легкомысленного характера" [16], их страсти к принятию всего чужеродного.
Таким образом, в работах историков XIX в. основное внимание уделялось проблемам взаимоотношений полабских славян с немцами. Вопросы социально-экономического культурного религиозного характера часто оставались за рамками исследований, хотя и были частично освещены в отдельных трудах.
Анализу источников по истории полабских славян, кроме выше указанного сочинения И.А. Лебедева, посвящены работы А. Котляровского [17], О.Я. Фортинского [18], А. Чистякова [19] и В. Макушева [20]. Несмотря на различия, все они пришли к выводу о необходимости критического анализа источников их параллельного изучения и сопоставления [21].
Религиозные представления славянских народов, в том числе и полабских славян, подробно рассматривает А.С. Фаминцын [22] и А. Котляровский [23]. В другой работе [24] А. Котляровский подробно исследовал вопросы права, быта, хозяйственной жизни полабских славян.
Некоторым вопросам развития славянских городов уделял внимание Ф. Фортин-ский [25]. Рассматривая влияние, которое оказали славянские города (Любек, Росток, Висмар, Стральзунд, Грейфевальд) на образование ганзейского союза, Ф. Фортинский практически не останавливался на развитой славянской культуре, которую застали немцы на этих землях.
В начале XX в. в российской исторической науке произошло некоторое снижение интереса к истории полабских славян. Новые работы появлялись только к началу первой мировой войны в связи с резким обострением русско-германских отношений.
В 1915 г. вышла небольшая брошюра М. Бречкевича [26]. В ней автор вновь возвращается к проблемам взаимоотношений немцев и славян. Он подробно рассматривал этапы германской агрессии по числу ударов, нанесенных славянским племенам германскими императорами.
Наиболее значительным и интересным представляется фундаментальный двухтомный труд Д.Н. Егорова 'Колонизация Мекленбурга' [27].
В отличие от своих предшественников Егоров Д.Н. строил свои выводы не на традиционных известных нарративных источниках, а на документальном материале - Десятинном списке Ратцебургской епархии 1229-1230 гг. Опубликованный в Германии еще в начале XIX в., этот список считался простой записью расходов епископства, который не мог дать информации о славянском населении. И только Д.Н. Егоров распознал в нем интереснейший по своей значимости источник, по которому можно проследить процесс колонизации славянского населения.
Первый том Д.Н. Егоров посвятил анализу источников и теоретическим проблемам изучения славян. Он пришел к выводу о том, что такой популярный источник, как хроника Гельмольда, не заслуживает доверия, так как по сути является "историей обращения язычников", а не историей славянских народов. В своей рецензии О.А. Добиаш-Рождественская отметила: "Порывая окончательно с традицией доверия ему (Гельмольду. - Л.П.), он ставит себе требование "подвергнуть анализу не одни лишь фактические данные, как это делалось доныне, но общую его концепцию, писательские приемы и слог" [28].
Именно Д.Н. Егоров широко применял к анализу исторического источника данные других наук - топонимики, генеалогии, геральдики, археологии. Важной частью его труда являлся и подробный историографический обзор исследований по истории полабских славян.
Во втором томе Д.Н. Егоров подробно рассмотрел процесс колонизации и германизации Мекленбурга, одной из крупнейших областей проживания полабских славян.
Он пришел к выводу, что колонизация славян не завершилась сразу после завоевания немцами, а продолжалась еще как минимум два столетия. По его мнению "германизация создалась исподволь, в течение очень долгого времени, по сложным весьма причинам. Не только вследствие существования или преобладания немцев в стране, но и как результат вступления Мекленбурга в более тесное общение с Западом, сообразно с усилением торговли и иных связей, экономических и культурных" [29].
Д.Н. Егоров показал, что внутренняя колонизация земель Мекленбурга осуществлялась не столько немцами, сколько местным славянским населением.
Сделав огромный вклад в изучение истории полабских славян, Д.Н. Егоров вместе с тем не сумел избежать крайностей в своих выводах. В первую очередь это касается недоверия нарративному источнику в целом, гиперкритичному отношению к нему. Кроме того, исследование Д.Н. Егорова явно перегружено вспомогательным материалом.
Тем не менее нельзя не согласиться с мнением О.А. Добиаш-Рождественской о его работе: "с ней влилась в нашу медиевистику (и особенно бедную медиевистику германскую) свежая струя материалов, приемов, точек зрения" [30].
Таким образом, изучение истории полабских славян определялось общим уровнем исторической науки XIX- нач. XX вв. Исследования второй половины XIX в. преимущественно основывались на нарративных источниках, а в начале XX в. широко стал использоваться актовый и документальный материал. В целом, к заслугам Российской дореволюционной историографии следует отнести создание общей картины развития и гибели полабского славянства. Были созданы интересные концепции, не потерявшие своего значения и в наше время.
Библиографический список и примечания:
1. Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян // Москвитянин. - 1854-1855 гг.
2. Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. - СПб., 1874.
3. Он же. Борьба славян с немцами на балтийском Поморье в средние века. - СПб., 1861; Остатки славян на южном берегу Балтийского моря. - СПб., 1878.
4. Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. - СПб., С. 38.
5. Там же. С. 90.
6. Там же. С. 195.
7. Павинский А.И. Полабские славяне в борьбе с немцами в VIII - XII вв. -СПб., 1871. - С. 89.
8. И. Первольф. Германизация балтийских славян. - СПб., 1876; Он же. Славяне. Их взаимные отношения и связи. - СПб., 1876.
9. Там же. С. 3.
10. Лебедев И.А. Последняя борьба балтийских славян против онемечивания. - М., 1876. Т. 1,2.
11. Он же. Крестовый поход немцев на славян 1147 года! // Русский вестник 1873. - Т. 108. С. 376-406.
12. Лебедев И.А. Последняя борьба. С. 30.
13. Там же. С. 295.
14. Там же. С. 206.
15. Филиппов Н.Н. Очерк тысячелетней борьбы балтийско-полабского славянства с немцами до возрождения сербо-лужицкого племени. - СПб., 1897.
16. Будилович А.С. О причинах гибели балтийского славянства: Сб. учено-лит. об-ва Юрьевского университета. Т.1. - Юрьев, 1898. С. 150.
17. Котляровский А. Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности. - Прага, 1874.
18. Фортинский О.Я. Титмар Мерзенбургский и его хроника. - СПб., 1872.
19. Чистяков А. Жизнь древних славян по хронике Дитмара. - СПб., 1857.
20. Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нравах славян. - СПб., 1861.
21. "Необходим разбор и осмотр каждого отдельного показания посредством сопоставления с другими однородными и близкими известиями всех наличествующих источников" (Котляровский А. Сказания об Оттоне... С.16).
22. Фаминцын А.Г. Божества древних славян. - СПб., 1884.
23. Котляровский А. О погребальных обычаях языческих славян. - М., 1868.
24. Котляровский А. Древности права балтийских славян. - Прага, 1874.
25. Фортинский Ф. Вендские города и их влияние на образование ганзейского союза до 1370 г. - Киев, 1877.
26. Бречкевич М. Полабские славяне. - Казань, 1915.
27. Егоров Д.Н. Славяно-германские отношения в средние века. Колонизация Мекленбурга в XIII в. Т. I,II. -М., 1915.
28. Добиаш-Рождественская О.А. Новый труд в области славяно-германских отношений в средние века. - ЖМНП, 1915. С. 90.
29. Егоров Д.Н. Славяно-германские отношения... Т.II, С. 601.
30. Добиаш-Рождественская О.А. Новый труд в... С. 350.
В.Б.ВИЛИНБАХОВ
(Ленинград)
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О ТЕОРИИ А.СТЕНДЕР-ПЕТЕРСЕНА
За последнее время датский исследователь проф. А. Стендер-Петерсен, известный своей неонорманистской теорией земледельческой колонизации скандинавами северо-западных земель Руси, вновь выступил с дополнительными обоснованиями и разъяснениями своих положений (1).
Мы разрешим себе остановиться только на отдельных положениях датского ученого, требующих ответа в первую очередь.
Основными положениями теории А. Стендер-Петерсена являются утверждения, что движение викингов VIII-X вв. в своей этнической основе было однородным, поскольку в нем якобы принимали участие только скандинавские элементы, а также то, что движение викингов на Западе и Востоке имело различный характер, будучи в первом случае военно-завоевательными походами, а во втором - торговоземледельческой колонизацией.
Таким образом, А. Стендер-Петерсен, по сути дела, полностью игнорирует балтийских славян, как одну из составных частей, игравшую важную роль в тех сложнейших процессах, которые имели место в бассейне Балтийского моря в так называемую "эпоху викингов" (2). С нашей точки зрения в этом заключается одна из коренных ошибок в общей системе исторических построений датского ученого.
По крайней мере, уже в VIII в. на славянском Поморье появляются отчетливо выраженные центры внутренней и внешней торговли, со сложившимся рынком, с постоянным ремесленным населением (3). Это неоспоримо свидетельствует о том, что в этот период процесс разложения родоплеменного строя у балтийских славян зашел достаточно далеко и здесь уже начался переход к раннефеодальному государству (4). Обращает на себя внимание и тот факт, что славянское Поморье в то время развивалось как союз городских общин, сложившихся на основе обширной международной торговли, ремесла и ростовщичества (5).
Если в VIII в. здесь уже имелись раннефеодальные государственные образования, обладавшие развитыми центрами городского типа и хорошо организованными общественно-правовыми аппаратами, то, видимо, можно смело предполагать, что племенные союзы, имевшие некоторые зачатки государственности, существовали на балтийском Поморье, по крайней мере в VI - начале VII вв., т.е. в то время, когда началось разложение родоплеменного строя и образование первых государственных формаций в Скандинавии (6).
Следовательно, разложение родоплеменного строя на северном и южном берегах Балтийского моря происходило, примерно, в одно и то же время.
С незапамятных времен балтийские славяне были отважными и опытными мореплавателями (7). Согласно известному сообщению Корнелия Непота, еще в 58 г. до н. э. в руки римского проконсула в Галлии Квинта Метелла Целера подало несколько плывших из "Индского" моря "индов", корабль которых разбился у берегов Батавии (8 ). Плиний прибавляет к этому рассказу, что эти таинственные "инды" были купцами и плыли для торговли (9). Эти сообщения, видимо, могут быть отнесены только к балтийским славянам, известным римлянам под именем "винды" - "венеды" (10). Исчезновение согласного "V" в передаче этого этнического имени легко объяснимо. Римские источники обычно называли Балтийское море - "Sinus Venedicus", или просто "Venedicus". Можно также отметить, что на римской карте Потрея Мели (43 г. до н. э.) 'Индийский океан' показан восточнее Северного моря (11).
В более позднее время балтийские славяне были также хорошо известны своими морскими походами. Об этом, в частности, сообщают: "Житие св. Войциха" (X в.) (12), Адам Бременский (13), Гелмольд (14) и ряд скандинавских источников (15).
Балтийские славяне часто совершали нападения на побережье Скандинавии. По свидетельству шведских исследователей, корабли славян были не чуть не хуже кораблей "викингов" (16). Известный немецкий археолог О. Кункель полагает, что в строительстве, судов славяне были конкурентами для скандинавов (17). От балтийских славян скандинавы заимствовали ряд морских терминов (18 ).
Приведенные в нашем первом замечании по поводу теории А. Стендер-Петерсена сведения об участии балтийских славян в морских предприятиях норманнов на Западе (19) полностью соответствуют характеру и образу жизни этого парода. Мы не можем признать большинство возражений нашего уважаемого оппонента по этому поводу, тем более, что он считает возможным утверждать, в тех случаях когда сведения источников противоречат его выводам, что "Анналист, очевидно, хотел блеснуть своими поверхностными познаниями и прибавил отсебятину самого плохого качества" (20).
О совместных славяно-скандинавских морских походах имеются свидетельства и во многих источниках XI-XII вв. (21). С глубокой древности балтийские славяне принимали участие и в обширной морской торговле, которая велась на Балтийском: море (22). Об этом свидетельствуют многие источники и археологические находки.
Большая роль Балтийского моря в средневековой торговле достаточно хорошо известна. Правда, сейчас еще очень трудно категорически утверждать, как это делает проф. А. Стендер-Петерсен, что торговля в этом районе "с самого начала была основана на принципе обмена товаров и была по существу транзитной международной торговлей, соединявшей Восток и Запад" (23). Этот вопрос пока еще не может считаться решенным окончательно. Недаром против точки зрения, защищаемой нашим уважаемым оппонентом, выступают многие исследователи (24).
Несколько подробнее остановимся на теории проф. А. Стендер-Петерсена о мирной колонизации свеев в районе Ладожского озера. Как известно, подобная концепция была выдвинута еще задолго до него (25). В послевоенные годы английский историк Н. Чэдвик пытался придать этой теории более основательную научную базу (26). Эта попытка английского ученого была подвергнута критике со стороны, акад. M. H. Тихомирова (27).
Норманистская концепция А. Стендер-Петерсена все время находится в процессе развития и изменений (28 ). Некоторые аспекты этой концепции уже были подвергнуты критике рядом советских исследователей (29).
Создавая свои теоретические построения, А. Стендер-Петерсен прежде всего исходит из социологической посылки, "что внешнее влияние или импульсы того или иного рода необходимы для того, чтобы примитивный, живущий племенными порядками народ организовался в государство" (30). Но ведь хорошо известно, что основой возникновения государства являются социально-экономические изменения, связанные с дифференциацией общества и возникновением антагонистических классов. Государства развиваются, "частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов на их место и, наконец, полностью заменяя их настоящими органами государственной власти" (31). Внешние влияния или импульсы того или иного рода могут, конечно, в известной степени содействовать ускорению классового расслоения, но все же основой является процесс экономического развития данного общественного организма.
А. Стендер-Петерсен, видимо, сознавая шаткость своих позиций, в дальнейшем несколько иным образом излагает основные положения своей теории. Он рисует картину того", как в X в. в "растительной жизни восточного славянства" произошел глубокий переворот, "своеобразная революция, пробудившая, славянское население" к быстрому культурному развитию. Эта "революция" была вызвана мощными внешними импульсами, носителями которых были скандинавские купцы-воины, проникшие в Восточную Европу и закрепившиеся в ее основных центрах. Они-то и образовали здесь скандинавское государство "Русь". Это государство, по его словам, было оружием господ - скандинавских высших классов - над массами восточнославянского населения (32).
Еще более резко отличается от первоначальной трактовка этого вопроса, сделанная А. Стендер-Петерсеном в его последней статье: "Вот эти три этнические группы - скандинавы, финны и славяне и столкнулись в Приладожье. Культурный уровень их был, по всей вероятности, один и тот же, и симбиоз их был мирный. Но государственная традиция, с которой пришли в Приладожье скандинавы-свеи, была активирована здесь тем обстоятельством, что как им самим, так и финнам и славянам, не имевшим еще государственной традиции, угрожала опасность со стороны двух волжских каганатов, и поэтому в противовес волжским булгарам и хазарам, требовавшим от них дани, возникло вокруг Ладоги, а затем при Ильмене под руководством свеев первое русское государство, в создании которого принимали участие и славяне и финны" (33).
Однако непонятно, почему у скандинавов, стоящих, по словам самого А. Стендер-Петерсена, на одном культурном уровне со славянами, государственные традиции имелись, в то время как у последних их не было (34). Почему среди трех равноценных этнических групп, мирно консолидировавшихся друг с другом, в деле образования государства руководство оказалось в руках: скандинавов? Объяснить это, видимо, можно только тем, что проф. А. Стендер-Петерсен, вынужденный перед лицом неопровержимых фактов все более и более отказываться от своей первоначальной точки зрения, продолжает упрямо отстаивать основное положение норманистов, всегда утверждавших, что славяне сами по себе были неспособны создать национальное государство. Получается так, что все якобы совершенно новые доказательства и рассуждения нашего оппонента нужны только для того, чтобы подкрепить и несколько подновить основной тезис норманистов, выдвинутый Байером еще двести лет тому назад.
Чем же аргументирует проф. А. Стендер-Петересен свое утверждение, что организаторами государства на северо-западе Восточной Европы были скандинавы?
Основным положением его теории является тезис, что движение норманнов на Востоке имело принципиально совершенно иной характер, чем подобное же движение на Западе. К сожалению, для подтверждения этого положения он не приводит ни одного фактического доказательства, ограничиваясь утверждением, что на Востоке скандинавы, в силу наличия здесь бесхозяйственных земель, осуществляли Landnam (мирное движение колонистов). Но археологические и антропологические исследования показывают, что на северо-западе. Руси нет никаких следов скандинавских поселений (35). Находки вещей скандинавского происхождения говорят лишь о проживании здесь отдельных скандинавских воинов и купцов. Число собственно скандинавских погребений на территории СССР исчисляется единицами (36). Данные топонимики также не дают оснований говорить о колонизационном движении скандинавских элементов на Русь (37).
Вопреки утверждению А. Стендер-Петерсена о мирном характере движения скандинавов на восток, письменные источники (русские, скандинавские, латинские, византийские и арабские) сохранили много известий о крупных военно-морских походах, предпринимавшихся в VIII-X вв. какими-то "северными народами" против черноморского и каспийского побережья. Советская историческая наука никогда не отрицала того, что среди участников этих предприятий были и викинги (38 ). Эти походы являются наглядным подтверждением того, что движение "норманнов" на Западе и. Востоке по своему характеру было однопорядковым. Хронологически походы "норманнов" на Западе и Востоке происходили примерно в одно и то же время. Так, предприятия викингов на Западе отмечаются в конце VIII - начале IX вв., в это же время источники фиксируют первые морские походы против византийских владений в Черном море (39).
В своих построениях А. Стендер-Петерсен исходит из положения, что славянское население в районе Ладожского и Чудского озер появилось в результате постеленного продвижения на север вдоль Днепра (40). При этом им совершенно игнорируется возможность того, что славянское население на северо-западе Руси могло появиться не только с юга, но также и с запада, продвигаясь вдоль южного побережья Балтийского - моря: или прямо по самому морю, оседая в устьях рек и на берегах. Ладожского озера.
Вопрос о путях славянской колонизации на северо-западе Руси пока нельзя считать решенным. Только дальнейшие археологические исследования позволят представить более или менее ясную картину появления кривичей и словен в этом районе.
Однако уже сейчас можно высказать, в качестве обоснованного предположения, некоторые соображения о характере процессов, происходивших в Приладожье и на Псковщине. Появление первых групп славян-кривичей на Псковщине, видимо, можно датировать VI в. н. э. (41), т.е. приблизительно тем же временем, когда в верхнем Приднепровье начинают появляться несомненно славянские курганы с сожжением и сопутствующие им селища (42). Следовательно, хронологически одновременно происходит распространение славян из среднего Приднепровья в северном и северо-восточном направлениях и появление изолированных славянских групп на Псковщине.
Славянская колонизация северной части Восточной Европы происходила весьма быстро, можно сказать даже бурно, отдельные группы славян появляются почти одновременно во многих пунктах этой территории, уподобляясь островкам среди моря коренного населения (43).
Кривичская культура для Восточной Европы была без сомнения пришлой. Об этом совершенно определенно свидетельствует не только своеобразный тип их погребальных насыпей, но также керамика, тип жилищ и целый ряд других признаков. Эта культура, к моменту своего появления на Псковщине, стояла сравнительно на высоком уровне развития по сравнению с предшествующей ей дьяковской культурой (44).
Судя по всему, можно полностью согласиться с выдвинутой В. В. Седовым гипотезой о том, что первые группы славян-кривичей появились на северо-западе Руси не в результате продвижения их из областей среднего Приднепровья, а непосредственно из западнославянских земель (45).
Еще более любопытную картину представляют древнейшие памятники словен. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться в том, что их погребальные памятники-сопки волховского типа группируются вдоль водных систем, непосредственно связанных с Балтийским морем. Наиболее густо сопки располагаются в районе верхнего течения р. Луги (46), вдоль Волхова и южного побережья Ладожского озера (47). Между этими группами сопок нет (48).
Данное обстоятельство наводит на мысль, что словены появились в Приладожье со стороны Балтийского моря, непосредственно из западнославянских земель. В пользу этого предположения свидетельствуют многие данные (49). Так, в новгородском языке имеется ряд признаков, родственных языку западных славян (50). Следы языкового, влияния западных славян сохранились и во многих русских говорах, связанных с новгородской областью, в том числе и в Сибири, на громадном пространстве от р. Оби до р. Колымы (51). Топонимика Новгородской земли также сохраняет в себе много следов западнославянского происхождения. Достаточно указать на то, что само название центрального географического пункта Новгородской земли - озера Ильмень полностью соответствует р. Ильменау в земле венедов. Следует также вспомнить, что память о венедах сохранилась в языке финских народов, соседних с новгородцами, которые этим словом до настоящего времени называют русских и Россию (52). Память о венедах также сохранилась и в названии одного из древнерусских племен-вятичей (53). При этом надо отметить, что "Повесть временных лет" прямо свидетельствует о том, что вятичи вели свое происхождение от западных славян (54).
В северорусских народных вышивках отмечаются мотивы, тесно связанные с культом, существовавшим у балтийских славян (55). Пережитки церемонии со священными конями, характерные для балтийских славян, сохранились в гаданиях ярославских и костромских крестьян (56).
Керамика, встречаемая в северо-западных русских землях, аналогична керамике, характерной для раннеславянских памятников в землях западных славян и, в частности, для районов, некогда заселенных балтийскими славянами (57). Ножи, находимые в могильниках северо-западной Руси, по своим формам, подобны ножам балтийских славян (58 ). Полностью подобны изделиям поморских городов большие гребни, орнаментированные кружками с точкой в центре и глубоко врезанными, так называемыми "плоскодонными" линиями, в большом числе встречаемые при раскопках городищ и могильников в северных и западных районах Восточной Европы (59).
Большое количество различных вещей, имеющих полную аналогию с археологическим материалом из земель балтийских славян, было обнаружено при раскопках Гнёздовских курганов. Это дало право В. И. Сизову предполагать, что среди жителей этого поселения имелись выходцы с балтийского Поморья (60).
Весьма похожими на сопки волховского типа являются погребальные сооружения балтийских славян. Еще в прошлом веке фон Гагеном на о-ве Рюгене было обследовано более 1500 захоронений. Среди них более половины являлись высокими курганами (до 7- 7,5 м ), представлявшими собой групповые захоронения. Почти в каждом таком кургане имелись каменные кладки, а в ряде случаев встречались и каменные ящики (61). В курганах Михайловского пепел уложен в яму, вырытую в материке под курганом, такого типа погребальный обряд встречается только у западных славян (62). Грунтовые погребения VII-VIII вв. с трупосожжением обнаружены и в районе Старой Ладоги (63).
Число подобных примеров можно было бы значительно увеличить, однако это нам не позволяют сделать рамки настоящей статьи (64), но нам кажется, что и приведенных примеров вполне достаточно, чтобы говорить о том, что балтийские славяне без сомнения оказали громадное влияние на формирование новгородских словен и, возможно, на другие северные племена восточных славян.
Таким образом, мы полагаем, что можно говорить о том, что колонизация северо-запада Восточноевропейской равнины славянами в VI-VII вв. имела двоякий характер. С одной стороны, в районы Псковщины с юго-запада продвигались кривичи, постепенно распространяясь в восточном и юго-восточном направлениях. Одновременно с ними в Приладожье появляются балтийские славяне, расселяясь по Волхову и прилегающим районам. Эти две родственные славянские группы, смешиваясь между собой, распространяются в Приильменье и вскоре достигают верховьев Днепра, где они встречаются с славянскими колонистами, продвигавшимися с юга. Данная схема значительно усложнялась неупорядоченным движением отдельных групп славян, наличием местного угро-финского населения и постоянным притоком новых поселенцев из-за моря, в числе которых были и отдельные скандинавские элементы.
|