Аннотация: По старо-осетинской дороге, по тропе - на Мамисонский перевал на машине... Страшно, аж жуть...
ГЛАВА 15
КАВКАЗ
(1974 год)
Часть 1
АУРА 1974 года
КОСМОС
А. Железняков. Энциклопедия "Космонавтика".
Хроника освоения космоса".
29 июня 1974 года на орбиту вышла вторая станция "Алмаз! (ОПС-2) под названием "Салют-3".
3 июля того же года стартовал корабль "Союз-14" с экипажем в составе Павла Поповича и Юрия Артюхина, который прибыл на борт станции 4 июля. Программа "Алмаз, начавшаяся с опозданием на год, пошла, как говорится, наперекосяк: срывы стыковок, отмена стартов, прекращение эксплуатации в пилотируемом режиме. Всё это привело к тому, что 24 января 1975 года "Салют-3" исключили из реестра из-за прекращения своего существования.
Первый и единственный экипаж, побывавший на этой станции, проработал всего лишь 16 суток. Затем на орбиту вышел очередной "Алмаз" (Салют-4), стартовавший 26 декабря 1974 года. Потом последовали и другие "Алмазы": "Салют-5", "Салют-6", "Салют-7". Судьба их разная, как и продолжительность эксплуатации на орбите. Не все запланированные программы удалось выполнить, хотя экспедиции на эти станции были по своему интересны, многое и по сей день окутано тайной. К этим полетам мы ещё вернемся, ибо все перипетии с "Союзами" и "Алмазами" закончились тем, что на орбите появился уникальный многомодульный комплекс: "Мир", просуществовавший более 13 лет. Это было бесспорное достижение и космической науки, и конструкторской мысли, и производства.
03.07.1974 г. - С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз 11А511", которая вывела на околоземную орбиту космический корабль "Союз-14".
Космический корабль пилотирует экипаж в составе:
Павел Романович ПОПОВИЧ, командир корабля, СССР (второй полет в космос).
Юрий Павлович Артюхин, бортинженер, СССР (первый полет в космос).
Дублирующий экипаж:
Геннадий Васильевич Сарафанов, СССР;
Лев Степанович Демин, СССР.
05.07.1974 - Осуществлена стыковка космического корабля "Союз-14" и орбитальной станции "Союз-3". Космонавты перешли на борт станции и приступили к выполнению программы полета.
19.07.1974 - В 12:21 UTC в 140 километров юго-восточнее города Джезказказган совершил посадку спускаемый аппарат космическрго корабля "Союз-14". На Землю возвратились космонавты Павел Романович Попович и Юрий Петрович Артюхин.
Продолжительность полета составила 15 дней 17 часов 30 минут и 28 секунд.
"СОЮЗ" и "Аполлон" готовятся к встрече на орбите-
- Microsoft Internet Explorer
Адрес -http://astronaut.ru/bookcase/books/borisenko/text/25.htm
Штурм космоса продолжается
В космосе "Союз-14"
В конце июня 1974 г., после окончания подготовки экипажа и корабля "Союз-14" к выполнению новых экспериментов в космосе, мы вылетели на космодром Байконур.
Стояла сильная жара. Воздух оставался горячим в любое время суток. Несмотря на это, все работы по подготовке стартового комплекса, ракеты-носителя и корабля с космонавтами велись строго по установленному графику.
Старт ракеты с космонавтами назначен на 3 июля. За двое суток до полета в космос корабля "Союз-14" Государственная комиссия утвердила состав экипажа.
Это Павел Романович Попович - командир корабля и Юрий Петрович Артюхин - бортинженер.
Двенадцать лет назад с орбиты донеся восторженный голос командира "Востока-4": "Я - "Беркут!" Вижу "Сокола!"
"Беркутом" был Павел Романович Попович, "Соколом" - Андриян Григорьевич Николаев.
В августе 1962 г. состоялся первый в мире групповой полет космических кораблей. На корабле "Восток-4" в этом полете принимал участие П.Р.Попович. В то время в корабле П.Р.Попович был один, а теперь ему предстоит совершить космический полет вместе с бортинженером Ю.П.Артюхиным.
3 июля 1974 г. за 2 часа до старта космонавты заняли свои места в корабле. В динамиках громкой связи голоса космонавтов и тех, кто руководит их полетом.
- Температура в СА (спускаемый аппарат) 23 градуса.
- Скафандры герметичны.
- Взвести систему аварийного спасения!
- Ключ на старт!
- Зажигание!
До старта остается несколько секунд. Грохот прокатился вокруг. Ракета медленно отрывается от стартовой площадки. Хронометр показывает 21 час 51 минуту. С этого момента начался новый, очередной полет советского корабля в космос.
С кораблем "Союз-14" устойчивая радио- и телевизионная связь. После выхода на околоземную орбиту космонавты приступили к выполнению программы полета. К 16 часам 4 июля космический корабль "Союз-14" совершил 13 оборотов вокруг Земли. Экипаж начал вести подготовку к осуществлению стыковки с орбитальной научной станцией "Салют-3", которая была выведена на орбиту 25 июня 1974 г.
5 июля 1974 года была осуществлена стыковка корабля "Союз-14" с орбитальной научной станцией "Салют-3". Через некоторое время космонавты П. Р. Попович и Ю.П.Артюхин перешли в помещение станции. С этого момента в космическом пространстве стала функционировать научная пилотируемая станция "Салют-3". Для выполнения всех маневров по стыковке корабля со станцией необходима не только большая точность всех систем, но и слаженность работы экипажа космического корабля.
На 18-м витке Попович доложил:
- Идет активное сближение. Расстояние 300 метров.
Космонавты в оптическом визире и на экране телевизора видели "Салют-3". В 100 метрах от нее командир "Союза-14" взял ручное управление на себя и приблизил корабль к станции на расстояние около 40 метров. Заключительный этап стыковки был выполнен командиром корабля "Союз-14" точно в заданное время.
В программу работы экипажа пилотируемой орбитальной научной станции "Салют-3" входило проведение научно-технических, медико-биологических экспериментов;
испытание усовершенствованной системы конструкции станции, а также бортовых систем и аппаратуры;
изучение физических характеристик космического пространства;
исследование геолого-морфологических объектов земной, поверхности, атмосферных образований и явлений;
медико-биологические исследования по изучению влияния факторов космического полета на организм человека и определение рациональных режимов работы экипажа на борту станции и много других экспериментов.
Кандидат технических наук В.Иванов на страницах журнала "Авиация и космонавтика" подчеркивал важное значение полета орбитальной станции "Салют-3" как нового этапа космических исследований, проводимых в Советском Союзе:
"Одной из основных задач, определенных экипажу станции в составе П.Р.Поповича и Ю.П.Артюхина, было исследование геолого-морфологических объектов земной поверхности, а также атмосферных образований и явлений".
Каково значение этих исследований и как проводили их космонавты?
В сообщениях во время полета указывалось, что космонавты наблюдали и фотографировали различные объекту земной поверхности. В частности, были получены снимки районов Кавказа и плато Устюрт. Указывалось, что они будут использованы при изучении геологического строения этих районов, контроле агромелиоративных мероприятий, учете лесных ресурсов, изучении динамики береговой линии моря.
В один из дней космонавты проводили съемку над обширными равнинными и горными районами республик Средней Азии и Памира. Эти фотографии нужны для выявления площадей, перспективных с точки зрения поиска полезных ископаемых, учета земель, подверженных засолению, а также для определения перспективных почвенных ресурсов, оценки состояния и прогнозирования движения ледников.
Через оптический визир экипаж наблюдал за состоянием и развитием облачных образований и фотографировал их. Космонавты проводили спектрографирование отдельных природных образований на поверхности Земли. Эти данные предназначались для каталога спектров характерных типов земной поверхности, для дальнейшего совершенствования методов изучения природных ресурсов и оценки состояния природной среды.
Мы назвали лишь небольшую часть выполненных в полете экспериментов, а также основные способы получения информации о Земле и ее атмосфере - визуальное наблюдение, фотографирование и спектрографированне.
Почему исследованию геолого-морфологических объектов земной поверхности и атмосферных образований в полете уделялось столь большое внимание?
Сейчас существуют метеорологические, связные, геодезические, навигационные и другие спутники прикладного назначения. Все они символизируют развитие крупного этапа космических исследований и уже принесли много практически полезных результатов. Однако названные спутники - лишь первый шаг в изучении нашей планеты средствами космической техники. Возможности изучения природы Земли, богатств ее недр и океанов из космоса поистине безграничны.
Длительные циклы непрерывных и комплексных наблюдений, составляющие широкий класс задач таких исследований, наиболее эффективно могут быть реализованы с долговременных орбитальных станций, в экипажи которых входят специалисты, подготовленные для выполнения соответствующих научных программ.
Одно из важных преимуществ таких станций заключается в том, что на ее борту можно анализировать складывающуюся обстановку, выбирать объекты исследований при наиболее благоприятных условиях их наблюдения, а также определять комплекс аппаратуры.
Так и поступали в полете космонавты П.Р.Попович и Ю.П.Артюхин".
На 176-м витке в 23 часа 10 минут 6 июля 1974 г. был проведен телевизионный репортаж с борта станции.
В 9 часов 50 минут 18 июля 1974 г. начался четырнадцатый рабочий день Павла Поповича и Юрия Артюхина на борту станции.
Выполняя программу очередного рабочего дня, космонавты приступили к операциям, предшествующим посадке спускаемого аппарата транспортного корабля "Союз-14" на Землю. Экипаж проверил стыковочные узлы, системы управления, автономного электропитания, двигательные установки и другие системы корабля.
В это время на месте приземления "Союза-14", в районе города Джезказгана, готовились к встрече экипажа корабля. 19 июля к 12 часам поисково-спасательная служба была готова к встрече на родной Земле П.Р.Поповича и Ю.П.Артюхина.
В 14 часов в воздух были подняты вертолеты, на борту которых находились врачи, технические руководители и спортивный комиссар.
Смотрю в иллюминатор вертолета. Внизу бескрайняя степь. Температура воздуха +40№. Очень жарко. Двигатели вертолетов перегреваются.
В 12 часов 3 минуты 19 июля 1974 г. корабль "Союз-14" расстыковался со станцией "Салют-3". В расчетное время для осуществления спуска на Землю была включена тормозная двигательная установка корабля "Союз-14". По окончании работы двигателей произошло разделение отсеков, и спускаемый аппарат перешел на траекторию снижения. На расчетной высоте была введена в действие парашютная система, а непосредственно у Земли включились двигатели мягкой посадки. Ровно в 15 часов 21 минуту 19 июля 1974 г. в 140 километрах юго-восточнее города Джезказгана совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с космонавтами П.Р.Поповичем и Ю.П.Артюхиным. Так успешно завершилась 15-и суточная программа научно-технических исследований в совместном полете орбитальной станции "Салют-3" и транспортного корабля "Союз-14". Станция "Салют-3" продолжала полет в автоматическом режиме.
В результате этого полета получены очень ценные данные научно-технического и медико-биологического характера. 21 июля 1974 г. жители Звездного городке встречали героев космоса. П.Р.Попович и Ю.П.Артюхин за 18 суток налетали в космосе 378 часов 30 минут и перекрыли расстояние, равное 10 584 000 километров.
20.07.1974 года - Президиум Верховного Совета СССР принял указ о присвоении Героя Советского Союза и звания "Летчик - космонавт СССР" Юрию Петровичу АРТЮХИНУ.
20.07.1974 года - Президиум Верховного Совета СССР принял указ о награждении Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Павла Романовича Поповича орденом Ленина и второй медалью "Золотая звезда".
21. 07. 1974 года - Опубликовано поздравление Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Викторовича Подгорного и Председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина ученым конструкторам, инженерам, техникам и рабочим, всем коллективам и организациям, учавствовавшим в подготовке и осуществлении полета орбитальной научной станции "Союз-3" и транспортного корабля "Союз-14", космонавтам Павлу Романовичу, Юрию Петровичу Артюхину с успешным завершением полета.
26.08. 1974 года - С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты- носителя "Союз 11А511", которая вывела на околоземную орбиту космический корабль "Союз-15.
Космический корабль пилотирует экипаж в составе:
Геннадий Васильевич Сарафанов, командир корабля (первый полет в космос);
Лев Степанович Демин, бортинженер, СССР (первый полет в космос).
Дублирующий экипаж: Борис Валентинович Волынов, СССР;
Виталий Михайлович Жолобов, СССР
Ребров М.Ф. Космические катастрофы, Аэрокосмическая библиотека
Х. ГОРЬКИЙ ПРИВКУС СЛАВЫ.
Казалось бы, совсем недавно каждый старт был событием выдающимся, поражал наше воображение, ударял по чувствам, пробуждая и гордость, и любопытство, и восторг. Но проходило время, и о них забывали. И о самих стартах, и о людях, которые уходили в неизведанное. Те и другие становились рядовой строкой в летописи космической хроники. В чем-то это естественно. Ведь уже четвертый десяток лет земляне штурмуют космос. Но упрощения не наступило, и сегодня в каждом полете испытывается не только техника - сам человек. Его характер, его воля, его судьба. И в каждом полете присутствует немалый риск. Увы, это так.
Я хочу рассказать еще об одном "неизвестном" полете, который уже покрыла пыль истории. И вовсе не потому, что один из его участников мой давний товарищ еще по учебе в Академии Жуковского. Оглянувшись назад, хочется сегодняшним взглядом посмотреть на оценки прошлого.
... Случается, он вдруг просыпается среди ночи от неведомого толчка, и ясные, но рваные картины событий давно минувшего громоздятся перед ним до утра, заставляя заново пережить первое и последнее свидание с космосом. Немало лет минуло, а видится все, будто было вчера.
В тот август белесое солнце безжалостно жгло байконурскую степь, которая бугрилась перекатами и уныло молчала. Ленивый горячий ветер сушил потные лица, поднимал пыль и гнал ее в далекое никуда. В знойном сухом испарении дни предстартовой подготовки растягивались в долгие часы ожидания вечерней прохлады...
- Лев, пора на тренажер, - голос Геннадия Сарафанова, командира "Союза-15", заставил встрепенуться, он чуть было не крикнул: "Иду!", но тут же, зацепившись за явь, успокаивал себя: "Ну, хватит об этом, сколько можно..." Тихонько вставал, чтобы не разбудить домашних, брал сигарету и уходил на кухню. После первой затяжки мысли снова уносили его в прошлое.
Сообщение ТАСС дышало оптимизмом. В нем уведомлялось, что 26 августа 1974 года с космодрома Байконур запущен космический корабль "Союз-15". В экипаже двое: командир корабля Геннадий Сарафанов и бортинженер Лев Демин. Космонавты выполнили эксперименты по отработке техники пилотирования в различных режимах полета. В процессе маневрирования корабль неоднократно сближался со станцией "Салют-3" и космонавты проводили ее внешний осмотр. "Союз-15" садился на Землю в полной темноте. Была доказана возможность возвращения в заданный район Земли в любое время суток.
Вот, собственно, и все, что мы узнали тогда об этом полете. Потом были указы, Золотые Звезды и прочее, рассчитанное на восприятие неискушенных. Более проницательные задавались вопросом: неужто ради маневров и стороннего осмотра станции они летали? Получалось: покинули Землю на двое суток и - на тебе звание Героя. И славу на всю оставшуюся жизнь. Ведь так? Неправда все это. Программа полета предусматривала стыковку со станцией, работу на орбите в течение 25 суток. И вовсе не на "Салют" они шли. Во всей технической документации станция именовалась ОПС-102 или "Алмаз". Оба эти наименования имели гриф "Секретно". "Алмаз" отличался от "Салютов", как уже отмечалось, своим предназначением. Это был военный объект, разработанный коллективом ОКБ-52. Что касается "всего двух дней", то за ними стояла вся жизнь, которую прожили оба из экипажа. Ну а слава, даже заслуженная, порой имеет горький привкус.
Итак, август 1974-го. Стартовали они ночью.
Сюжет полета поначалу был прост: после выхода на орбиту проверить, все ли раскрылось, сработало по заложенной программе, готово к предстоящему... Коррекции прошли без замечаний. "Земля" подтвердила: "Все нормально. Отдыхайте, остальное потом". ("Потом" - означало поутру.)
Новый рабочий день начался раньше предполагаемого времени. Не спалось "Дунаям" (позывной экипажа), не терпелось выйти на связь и операторам ЦУПа, ибо стыковка предполагалась вне зоны радиовидимости, то есть тогда, когда прямой радиосвязи с кораблем нет.
Начался этап дальнего сближения. "Союз-15" с каждой минутой сокращал расстояние до станции. Вскоре они увидели ее огни, а потом и очертание форм. Удлиненная "бочка" величаво плыла впереди, раскинув "крылья" солнечных батарей. Еще несколько разгонно-тормозных маневров, и начнется режим причаливания. И вот тут двое на корабле скорее почувствовали, чем заметили, что двигательная установка включается вопреки логике сближения: вместо торможения - разгон, и наоборот. Было над чем задуматься. А на решение вдруг возникших задач в космосе отводятся секунды. На исправление ошибок - порой ничего.
Ситуация на орбите складывалась серьезная. Надо ли пояснять, чем чревато столкновение двух многотонных конструкций. Это надо сознавать, ибо избежать аварии позволит лишь молниеносное и верное решение. Мозг Демина работал куда надежнее, чем злополучный двигатель. "Корабль проскочил мимо станции метрах в семи", - оценил наметанный глаз.
Еще одна попытка. Еще одно мучительное усилие, чтобы "перехитрить" двигатель, и снова что-то не сработало в сложнейшей системе управления.
Запас топлива для маневров не столь велик. Каждое включение двигателя "съедает" его и уменьшает шансы на успех. Свою задачу экипаж видел в том, чтобы любыми путями дойти до станции.
Начались переговоры с ЦУПом. Экипаж обязан докладывать обо всем, передавать данные приборов, сообщать о реагировании "объектов" на выдачу тех или иных команд. Так они и делали. Ситуацию оценивали куда точнее, чем те, кто находился на Земле, но разрешения действовать сообразно обстановке не получили.
Корабль ушел из зоны радиовидимости и наступил перерыв в радиосвязи. Демин и Сарафанов старались скрыть свое раздражение. Надо, в конце концов, доверять пилоту, уважать его, если он прокладывает путь в направлении той же звезды. Полет - это не цель, а средство, а корабль - орудие. Еще на тренировках они поняли, что действие возвышает человека, а инертность - это форма безнадежности.
- Мы готовы к еще одной попытке, полагаем, что она удастся, - передал "Дунай-1".
"Алмаз" плыл сквозь мертвую пустоту, невозмутимую, безучастную, равнодушно отдаляясь от корабля. Преодолев недолгие колебания, "Земля" отдала приказ: "Дальнейшие попытки прекращаем. Готовьтесь к посадке. Не забудьте - возвращаетесь ночью". Благости в душу это не принесло. С орбиты ответили: "Принято. Помним".
Все! Они не попадут на станцию. Столько сил потрачено впустую. Отчаяние. Впрочем, космонавтов можно понять: ведь они шли туда и считали каждый виток, каждую минуту, которые приближали к цели. Когда наступило раскрепощение, Демин не помнит. Может быть, в тот момент, когда, переживая срыв полета, услышал из ЦУПа то ли подбадривающее, то ли усмешливое: "Ребята, вам приручать ночь". А какая, собственно, разница днем садиться или ночью? Они готовы к любому варианту.
Экипажу не в чем было себя упрекать. Да и другим упрекать их было не за что - все сделали, следуя ситуации и ограничениям, которые не пожелали снять в ЦУПе. Что могли еще сделать? Это - особый вопрос. Можно было рискнуть, и они готовы были к этому риску, доказывали, что все обойдется. Не по наитию - по трезвому расчету. Тем более что игра стоила свеч. Но "Земля" решила иначе.
Сколько раз на тренажере они стыковались со станцией в самых различных условиях. Условия эти все время усложняли. Были срывы, но они упорно повторяли и повторяли подходы, чтобы добиться касания. Казалось, все отработано, все учтено. Теперь только в реальном полете не ошибиться, не сплоховать. Казалось... Но недостаточно подрезать дерево, чтобы оно зацвело, необходимо еще вмешательство весны. Техника должна сработать также четко, как научили действовать человека.
Говорят одна неприятность не похожа на другую. Это так. Как и то: пришла беда - открывай ворота. Последний виток, посадочный. По расчету времени включили тумблеры ГБА и ГББ - раскрутка гироскопов, стабилизирующих корабль, перед включением тормозной двигательной установки. Контроль по прибору и бортовому секундомеру. И надо же: амперметр зашкалил. Короткое замыкание?! "Нам только пожара не хватает", - буркнул Демин. "Если они еще и "санитарку" не пригонят в район посадки!" - отозвался Сарафанов.
Они шутили, но каждый сознавал, что с посадкой может и не получиться. Отключить тумблеры и попробовать снова - потеря времени. На орбите ценится каждая секунда. Рискнуть? Может, гироскоп что-то уже набрал. А если нет? Ведь так можно навсегда остаться в космосе.
"Не кукуй. Что это ты загрустил, старик", - успокаивал себя Демин. Он и на тренировках умел зажать нервы в кулак и удивлял придирчивых медиков своими "объективными показателями".
- Контроль веду по ручным часам, - сообщил командиру.
...Судьба их хранила. Тормозной двигатель "столкнул" корабль с орбиты. Но еще одно испытание ожидало их на пути к Земле. В районе посадки бушевала гроза. Молнии разрывали небо и, казалось, вот-вот угодят в огромный парашют.
Когда они вернулись, состоялся разбор полета. Их предупредили: госкомиссия и главные конструкторы не любят, когда экипаж нелестно отзывается о технике. "А что они любят?" - усмехнулся Демин. На разборе он не валил вину на технику, был сдержан в суждениях, но не "темнил" и не врал. Финал был ошеломляюще неожиданным: вину за срыв программы полета свалили на экипаж.
Удивительно и другое: секретный отчет об этом полете и сегодня строго хранится в сейфах НПО "Энергия". Космонавт-испытатель, инженер с дипломом знаменитой "Жуковки", кандидат технических наук полковник Лев Степанович Демин и командир экипажа военный летчик и тоже полковник до сих пор не получили права на знакомство с этим документом, написанным, по сути, их жизнью.
К сожалению, и редакция "Красной звезды" не получила допуск к этим документам, хранящим загадку "Союза-15".
Так уж получилось, что те, кто взял на себя руководство космическими программами, многие годы внушали нам: "советская техника самая надежная" и создали свои законы "гласности". А те, кто готовился к стартам, вынуждены были жить по этим законам, наступая себе на горло. И вот теперь, в минуты возвращения в прошлое, Космонавт-32 понимает, как был наивен, когда полагал: "Так нужно для дела". Чувство горькой обиды за себя и командира терзает его порой, отзываясь болью в сердце: "От нас отреклись". И тут же успокаивает себя: "Не надо грустить".
27.08. 1974 года - Предпринята попытка стыковки космического корабля "Союз-1" орбитальной станции "Салют-3". Из-за сбоя в работе аппаратуры снижения и стыковки, космонавтам не удалось осуществить стыковки со станцией. Принято решение прервать полет и совершить посадку.
27.08. 1974 года - в 20:10, в 48 километрах юго-западнее города Целиноград осуществил посадку спускаемый аппарат космического корабля "Союз-1". На Землю возвратились космонавты Геннадий Васильевич Сарафанов и Лев Степанович Демин.
02.09.1974 г. - Президиум Верховного Совета СССР принял указы о присвоении Героя Советского Союза летчикам - космонавтам Льву Степановичу Демину и Геннадию Васильевичу Сарафанову о присвоении им звания "Леичик-космонавт СССР".
23.09. 1974 года - От станции Салют-3" отделен возвращаемый аппарат с материалами исследований и экспериментов. После включения двигательной установки аппарат перешел на траекторию спуска к Земле. Перед входом в плотные слои атмосферы произошло отделение двигательной установки. Мягкая посадка совершена на территории СССР.
02.12. 1974 г. - С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз 11А511У", которая вывела на околоземную орбиту космический корабль "Союз-16".
Космический корабль пилотирует экипаж в составе:
Анатолий Васильевич Филипченко, командир корабля, СССР (второй полет в космос);
Николай Николаевич Рукавишников, бортинженер, СССР (второй полет в космос).
Дублирующий экипаж:
Владимир Александрович Джанибеков,
Борис Дмитриевич Андреев.
Пилотируемый полет - в рамках подготовки к советско-американскому космическому полёту по программе "ЭПАС".
(Экспериментальный полёт "Appollo" - "Союз").
Хроника событий проекта
Проект "Союз" - "Аполлон"
Подробная информация о Центре управления полетами
на нна веб-сайте http://www.mcc.rsa.ru/.
"Союз"-"Аполлон" - прообраз будущих международных орбитальных станций".
(Из приветственного слова к экипажам космических кораблей "Союз" и "Аполлон" генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева)
Советско-американский космический полёт "Союз" - "Аполлон" (ЭПАС) стал важным событием в истории мировой космонавтики. В период разрядки международной напряженности в 1972-1975 гг. СССР и США запустили первую совместную космическую пилотируемую программу.
Исторические предпосылки
Контакты между советскими и американскими учёными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время эти контакты сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах. Первое двустороннее соглашение между Академией наук СССР и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было заключено 8 июня 1962 года. Однако сотрудничество в 60-х годах было ограниченным и не соответствовало масштабам национальных космических программ двух великих держав. Тем не менее, оно создало основу для расширения, как взаимных контактов, так и для совместных исследований и экспериментов в освоении космоса.
Первые шаги к сотрудничеству
Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970 - 1971 годах, когда состоялся ряд встреч учёных и технических специалистов обеих стран. Первая такая встреча по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций проходила в Москве 26 - 27 октября 1970 года. Возглавлял советскую делегацию председатель Совета "Интеркосмос" при Академии наук СССР академик Б.Н. Петров, американскую - директор Центра пилотируемых космических полётов НАСА (ныне Космический центр имени Л.Джонсона) доктор Р. Гилрут. Тогда же были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.
Следующие встречи советских и американских специалистов состоялись в июне и ноябре 1971 года в Москве и Хьюстоне. Делегации по-прежнему возглавляли Б.Н. Петров и Р. Гилрут. На встречах были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств, а также рассмотрена возможность осуществления в середине 70-х годов пилотируемых полётов на существующих космических кораблях для испытания создаваемых средств сближения и стыковки.
Начало практических действий
Практическое начало экспериментальному проекту "Союз - Аполлон" было положено 6 апреля 1972 года "Итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США".
24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин и президент США Р.Никсон подписали "Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях". В этом Соглашении, в частности, в третьей статье записано:
"Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полётов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полёт для испытания таких средств, предусматривающий стыковку советского космического корабля типа "Союз" и американского космического корабля типа "Аполлон" с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года".
Соглашение определяло развитие сотрудничества и по другим направлениям, таким как космическая метеорология, изучение природной среды, исследование околоземного космического пространства, Луны и планет, космическая биология и медицина. Однако центральное место занимал совместный полёт пилотируемых космических кораблей.
Рабочие встречи специалистов
На очередной встрече советских и американских специалистов, которая состоялась в Хьюстоне 6-18 июля 1972 года, был намечен план полёта кораблей "Союз" и "Аполлон" в 1975 году. Первым стартует корабль "Союз" с двумя космонавтами, примерно через 7,5 часа стартует корабль "Аполлон" с тремя астронавтами. Через сутки (окончательный вариант - через двое суток) после старта корабля "Аполлон" производятся сближение и стыковка. Длительность полёта кораблей в состыкованном состоянии - около двух суток.
Тип стыковочного устройства - андрогинный. С целью определения объёма работ, их выполнения и координации было создано пять рабочих групп по следующим направлениям совместной деятельности:
1. Общая увязка проекта и программа проведения полёта (руководители: от СССР - В.А. Тимченко; от США - П. Франк).
2. Управление движением (руководители: от СССР - В.П. Легостаев; от США - Д. Читем, Г. Смит).
3. Конструкция стыковочного устройства (руководители: от СССР - В.С. Сыромятников; от США - Д. Уэйд, Р. Уайт).
4. Связь и слежение (руководители: от СССР - Б.В. Никитин; от США - Р. Дитц).
5. Обеспечение жизнедеятельности и переходов экипажей (руководители: от СССР - И.В. Лавров, Ю.С. Долгополов; от США - Р. Смайли, У. Гай).
Для обеспечения необходимого уровня совместимости взаимодействующих систем и оборудования каждой рабочей группой были установлены сроки и объём проведения основных работ по своим направлениям, включая требования к взаимодействующим системам, состав и сроки испытаний, определён необходимый объём документации.
Встречи советско-американских рабочих групп состоялись в Москве 9-19 октября 1972 года. Возглавляли эти группы технические директора проекта ЭПАС Константин Давыдович Бушуев, член-корреспондент АН СССР, и доктор Гленн С. Ланни (НАСА). В состав рабочих групп были включены советский космонавт Алексей Станиславович Елисеев и американский астронавт Томас Стаффорд. Определена дата начала полёта - 15 июля 1975 года.
Центр управления полётами ЦНИИмаш - первая открытая организация в ракетно-космической отрасли страны.
Для обеспечения реализации проекта ЭПАС 5 января 1973 года выходит постановление ЦК КПСС и СМ СССР Љ 25-8, в котором выражается согласие с предложением Министерства общего машиностроения СССР и АН СССР об образовании на базе Координационно-вычислительного центра (КВЦ) ЦНИИ машиностроения Советского центра управления полётом (СЦУП) с новым комплексом технических средств. В виде исключения постановление разрешало допуск в СЦУП американских специалистов, участвующих в подготовке и проведении совместного космического эксперимента.
Во исполнение этого постановления были выпущены приказы министра общего машиностроения СССР Љ 13 от 12 января 1973 года и директора ЦНИИ машиностроения Љ 2 от 25 января 1973 года об организации работ по обеспечению экспериментального полёта космических кораблей "Союз" и "Аполлон" и созданию на базе КВЦ советского ЦУПа по управлению полётом корабля "Союз", модернизированного для проекта ЭПАС.
Таким образом, ЦУП ЦНИИмаш стал первой открытой организацией в ракетно-космической отрасли страны.
Персональная ответственность за подготовку ЦУП к работам по программе ЭПАС и информирование общественности об этих работах была возложена на директора ЦНИИмаш Юрия Александровича Мозжорина (ссылка на раздел "2010 год обьявлен Годом Ю.А.Мозжорина"). Иностранным специалистам его представляли как директора Советского центра управления полётом. Начальник ЦУП Альберт Васильевич Милицин при этом назывался заместителем директора Центра.
Экипажи корабля "Аполлон"
В марте 1973 года НАСА объявило состав основного и дублирующего экипажей корабля "Аполлон":
основной экипаж - Томас Пэттен Стаффорд (Thomas Patten Stafford), Вэнс Дево Бранд (Vance Devoe Brand) и Дональд Кент Слейтон (Donald Kent Slayton);
дублирующий экипаж - Алан Лаверн Бин (Alan Lavern Bean), Рональд Эллвин Эванс (Ronald Ellwin Evans) и Джек Роберт Лусма (Jack Robert Lousma).
Управление космическими кораблями
Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП.
Для выбора последовательности запуска кораблей (первым стартует "Союз", затем - "Аполлон") учитывалось, что участок выведения корабля "Союз" проходит над населённой территорией СССР. Поскольку ступени ракеты-носителя (РН) падают на Землю, азимут запуска и программа выведения строго увязаны с расположением населённых пунктов. Так как плоскости орбит должны совпадать, то при наличии разбросов параметров орбиты первого корабля совмещение плоскостей орбит можно произвести изменением азимута запуска второго корабля. Участок выведения корабля "Аполлон" проходит над океаном, и это позволяет вносить необходимые коррективы. Кроме того, учитывались условия посадки кораблей в случае задержки старта и некоторые другие соображения.
СССР готовил к совместному полёту два корабля "Союз". Запуск второго корабля состоялся бы в случае:
• аварийной ситуации, требующей досрочной посадки корабля "Союз" до стыковки его с кораблём "Аполлон";
• невывода корабля "Аполлон" на орбиту в течение пяти суток полёта корабля "Союз".
При сближении на орбите активная роль отводилась кораблю "Аполлон".
Советская сторона высказала предложение об изменении состава атмосферы в корабле "Союз" для облегчения операций по переходу в корабль "Аполлон". В кораблях "Союз" использовалась обычная земная атмосфера и по составу, и по давлению, американцы в программе "Аполлон" с целью снижения массовых характеристик предпочли кислородную атмосферу при давлении около 260 мм рт. ст. Предложение советской стороны облегчало, но не снимало проблемы переходов членов экипажей из корабля в корабль при такой существенной разнице в атмосферах кораблей. Для окончательного решения проблемы специалистам НАСА потребовалось разработать и создать стыковочный модуль, который одновременно играл роль шлюзового отсека при выполнении этих операций.
Экипажи корабля "Союз"
В мае 1973 года были определены экипажи корабля "Союз":
• первый экипаж - Леонов Алексей Архипович и Кубасов Валерий Николаевич;
• второй экипаж - Филипченко Анатолий Васильевич и Рукавишников Николай Николаевич;
• третий экипаж - Джанибеков Владимир Александрович и Андреев Борис Дмитриевич;
• четвёртый экипаж - Романенко Юрий Викторович и Иванченков Александр Сергеевич.
Встречи российских и американских специалистов
18 октября 1973 года в Москве состоялась встреча учёных и специалистов СССР и США с советскими и американскими журналистами. Во встрече принимали участие руководители полёта Алексей Станиславович Елисеев (СССР) и Пит Франк (США).
В проекте "Союз" - "Аполлон" Баллистический центр (БЦ) ЦНИИ машиностроения, возглавляемый Игорем Константиновичем Бажиновым, впервые становится головным по пилотируемым программам. До этого он исполнял роль дублирующего Центра, а головным был БЦ НИИ-4 Министерства обороны. И.К. Бажинов назначается заместителем руководителя полёта корабля "Союз" по баллистическому обеспечению.