Аннотация: По жизни - три друга, три товарища... И "ЭПИЛОГ".
ГЛАВА 16
ГЛАВА ПОСЛЕДНЯЯ, КОТОРАЯ ДОПОЛНЯЕТ И ЗАВЕРШАЕТ ВТОРУЮ КНИГУ "ЭНЦИКЛОПЕДИИ..." - "СОЗИДАНИЕ".
ЧАСТЬ 1
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
ИЛИ - АУРА ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ГЛАВЫ
Есть темы, которые живут в нас, или рядом с нами - на протяжении всей нашей жизни, но по тем или другим причинам не вошли частями в каждую главу книги "созидание". Поэтому мы приняли решение - добавить в эту книгу ещё одну - последнюю, завершающую главу.
Каждую главу мы предваряли кратким обзором того, что происходило в нашей стране и в мире. И всегда - первой темой был - КОСМОС. Но мы никогда не упоминали о том таинственном для всех местечке, носившим странное название - БАЙКОНУР - в переводе с казахского - "большая долина".
Вот и пришло время рассказать о БАЙКОНУРЕ, где происходили все события, о которых мы упоминали в начале каждой главы.
И, наконец, мы можем признаться, почему в каждой главе этой книги в разделе - "АУРА" мы уделяли достаточно много внимания теме - "КОСМОС". Помните, в главе - "Юность Виктора". Рассказывается о том, как в МАИ у Виктора был друг - Борис Филин? Когда Виктор ещё не имел своего места в общежитии, Борис делил свою койку пополам с Виктором. И только, когда Борис женился, Виктор получил официальное место в общежитии. Так вот, вся трудовая деятельность Бориса была связана с работой в РКК "Энергия" им. СП. Королева, г. Королев, а Байконур стал его вторым домом.
Борис нам никогда ничего не рассказывал о своей работе. А, поскольку, мы встречались чаще всего по каким-нибудь праздникам или особым датам, нам и расспрашивать - то его особо было некогда. Поэтому, не имея возможности в каждой главе рассказывать о каких-нибудь подробностях из официальной жизни Бориса, мы, говоря о космической теме, всегда помнили, что там, на Байконуре, все это видел, был рядом, был свидетелем и непосредственным участником многих событий - наш друг Борис Николаевич Филин...
И всё, что нам удалось поместить в нашей книге о космических успехах, победах и трудностях, мы всегда негласно посвящали нашему Боричке Филину...
Ну, а теперь - о Байконуре...
Байконур... А что такое Байконур?
Байконур. Не могу отказаться от того, чтобы не привести немного сведений из истории возникновения Байконура. И, поскольку мы там лично не бывали, в который раз обращаемся к материалам, рассказанным знающими людьми.
Байконур
Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
Хронология истории космодрома
Байкону́р (с каз. Байқоңыр - богатая долина), - космодром "Байконур" - первый и крупнейший в мире космодром, расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области, между городом Казалинск и посёлком Джусалы, вблизи посёлка Тюратам. Занимает площадь 6717 кв. км?.
Город Байконур и космодром Байконур вместе образуют комплекс "Байконур", арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года
В 1954 году работала комиссия по выбору места для строительства полигона, которая руководствовалась следующими критериями[5]:
Рассматривалось несколько вариантов возможной дислокации полигона: Марийская АССР, Дагестан (западное побережье Каспийского моря), Астраханская область (вблизи города Харабали) и Кзыл-Ординская область.
Таким образом, для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи и железной дороги Москва-Ташкент. Также преимуществами места как полигона для запусков послужили более трёхсот солнечных дней в году и относительная близость к экватору.
12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением Љ 292-181сс утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона Љ 5 Министерства Обороны СССР (НИИП Љ 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники.
Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни (здесь в 1954 году работала рекогносцировочная группа топографов и геологов) посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана - Казалинском и Джусалы, около разъезда Тюра-там железной дороги Москва - Ташкент. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование "Тайга".
Руководителем строительства был назначен строитель генерал-майор Г. М. Шубников. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года.
Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. В тот же день 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.
Официальным днём рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создан штаб полигона - войсковая часть 11284. К началу испытаний и запусков на полигоне находились 527 инженеров и 237 техников, общая численность военнослужащих - 3600 человек.
"Протон-К" выводит на орбиту модуль "Звезда" для МКС. Фото NASA
15 мая 1957 года - начало эксплуатации; запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Р-7". Пуск неудачный - ракета пролетела всего 400 км.
21 августа 1957 - успешное испытание ракеты Р-7.
4 октября 1957 года c "Байконура" выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли "Спутник-1". Его масса составляла 83,6 килограмма.
3 ноября 1957 года - старт "Спутника-2" с собакой Лайкой на борту.
15 ноября 1988 года - первый (и последний) запуск многоразовой ракетно-космической транспортной системы "Энергия" - "Буран". По окончании полёта орбитальный корабль "Буран" произвёл автоматическую посадку на аэродром "Юбилейный", расположенный в северной части космодрома.
Всего на "Байконуре" за 50 лет было запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций.
1991-1993 годы - кризисный период космодрома после распада СССР. Количество космических запусков резко сократилось, целый ряд офицеров и работников промышленности, в сложившейся обстановке хаоса и неизвестности, предпочли со своими семьями уехать с космодрома на родину (в Россию, на Украину и т. д.) в поисках лучшей жизни. Неясен был и статус космодрома, поскольку он "оказался" на территории суверенного Казахстана, а фактически эксплуатацию "Байконура" осуществляла Россия. Последней каплей стала передача коммунальных служб города от военного ведомства местным казахстанским властям, у которых не было ни средств, ни персонала для эксплуатации обширного городского хозяйства. Всё это привело к большим бытовым проблемам в суровую морозную и снежную зиму 1993/1994 года: в жилых и служебных зданиях города и космодрома постоянно отключалась подача электроэнергии, а тепло- и водоснабжение работали с огромными перебоями; во многих квартирах города температура воздуха снижалась до нуля градусов.
Население города сократилось почти вдвое. По данным УВД в феврале 1995 года на комплексе "Байконур" проживало 72 тыс. человек, из них в городе 55855 человек, остальные - в посёлках Тюра - Там и Акай. Было зарегистрировано 15 тыс. русских, 21 тыс. казахов, 2 тыс. украинцев и 2 тыс. других национальностей.
В 1994 году космодром с городом Ленинск (ныне Байконур) передан в аренду России. Годовая стоимость аренды - 115 млн долл., в счёт оплаты поставляется Казахстану военная и другая техника. Около 1,5 млрд рублей в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома, на содержание города Байконура - около 1,16 млрд рублей (по состоянию на 2012 год). Это единственный космодром в распоряжении России, позволяющий осуществлять пилотируемые программы и вывод космических аппаратов на геостационарную орбиту - другие национальные космодромы России для таких стартов не приспособлены.
В 1997 году начата поэтапная передача объектов космодрома от Министерства Обороны РФ в ведение Роскосмоса. К 2002 году большинство объектов космодрома переданы гражданским предприятиям.
6 июля 1999 года, после аварии российского военного спутника связи "Радуга", власти Казахстана временно запретили пуски с космодрома ракет космического назначения. Это противоречило двухстороннему Договору об аренде космодрома Россией, и 15 июля 1999 года, после возмещения ущерба российской стороной, пуски возобновились.
На встрече В. Путина и Н. Назарбаева 9-10 января 2004 года в Астане было подписано соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур", срок аренды был продлён до 2050 года при той же арендной плате 115 млн долларов в год.
В конце 2004 года было объявлено о планах создания на "Байконуре" ракетно-космического комплекса "Байтерек" (каз. Бәйтерек - тополь). С его помощью планируют совершать коммерческие запуски космических аппаратов с помощью проектируемой ракеты-носителя "Ангара". Эксплуатация ракетно-космического комплекса будет происходить на принципах равного участия России и Казахстана. Финансирование проекта лежит на казахской стороне, а Россия отвечает за разработку.
В сентябре 2004 года назначен действующий Представитель Президента Республики Казахстан на космодроме "Байконур" Басекеев Адильбек Алимжанович.
В 2005 году дислоцирующиеся на "Байконуре" космические войска приступили к завершающему этапу передачи эксплуатируемых ими объектов Роскосмосу. К концу 2007 года космодром покинули большинство военно-космических частей; на космодроме осталось лишь около 500 российских военнослужащих.
6 сентября 2007 года РН "Протон-М" после неудачного запуска упала в 40 км от города Джезказган, при этом на почву попало несколько тонн высокотоксичного топлива (гептила). По требованию казахстанской стороны, запуски ракет такого типа временного приостанавливались.
В 2008 году на "Байконуре" закончился процесс расформирования войсковых частей, входивших в состав пятого государственного испытательного космодрома Минобороны РФ, и передача их объектов предприятиям российской ракетно-космической отрасли. В конце года байконурский аэропорт "Крайний" передан в ведение ЦЭНКИ.
Новым шагом по реформированию космодрома "Байконур" стал подписанный 16 декабря 2008 года Указ Президента РФ Д. А. Медведева "О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" в форме присоединения КБ "Мотор", КБОМ, КБТМ, КБТХМ, НПФ "Космотранс", ОКБ "Вымпел", ФКЦ "Байконур". Реорганизация осуществлена в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов российской ракетно-космической промышленности для реализации федеральной программы создания космических и наземных систем.
По состоянию на 2011 год основными предприятиями российской космической отрасли на "Байконуре" являются:
• РКК "Энергия" (производство и подготовка к запуску космических аппаратов "Союз", "Прогресс", разгонных блоков для ракет-носителей "Протон")
• ЦСКБ-Прогресс (производство и подготовка к запуску ракет-носителей "Союз", космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли)
• ГКНПЦ им. М. В. Хруничева (производство и подготовка к запуску ракет-носителей "Протон" и разгонных блоков к ним)
• Филиал ФГУП ЦЭНКИ - "Космический центр "Южный"" (эксплуатация наземной инфраструктуры - стартовых и заправочных комплексов, транспорта, организация и контроль работ на космодроме).
В апреле 2011 года руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов заявил о возможном акционировании космодрома Байконур в будущем[12]. По-видимому, речь идёт об акционировании не космодрома как такового (он принадлежит Казахстану и арендован у него Россией), а работающих на нём российских государственных предприятий (ЦСКБ-Прогресс, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, ФГУП ЦЭНКИ).
Казахстан периодически препятствует нормальной работе космодрома. Так, в 2012 году были отложены запуски европейского метеорологического космического аппарата MetOp-B (запуск планировался на 23 мая), российских спутников "Канопус-В" и МКА-ПН1, белорусского БКА, канадского ADS-1B и немецкого TET-1 (групповой запуск этих пяти аппаратов намечался на 7 июня), российского аппарата "Ресурс-П" (планировался на августе). Причиной явилось длительное согласование казахстанской стороной использования поля падения первой ступени ракет-носителей в Кустанайской и Актюбинской областях (используемого при выведении спутников на солнечно-синхронную орбиту ракетой-носителем "Союз").
По состоянию на конец 2012 года проект создания совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса "Байтерек" (на основе новой ракеты-носителя "Ангара") фактически зашёл в тупик. Достигнуть компромисса по вопросу финансирования проекта не удалось. Вероятно, Россия будет строить стартовый комплекс для "Ангары" на новом космодроме "Восточный". В декабре 2012 года председатель Национального космического агентства Казахстана (Казкосмос) Талгат Мусабаев заявил, что в целях снижения стоимости проекта "Байтерек" Казахстану целесообразно отказаться от внедрения новой ракеты-носителя "Ангара" и использовать существующую ракету-носитель "Зенит".
Роскосмос в 2012 году на содержание инфраструктуры и реконструкцию объектов Байконура направил более 1 миллиарда рублей (33,3 миллиона долларов); кроме того, около 2,5 миллиарда рублей (83,2 миллиона долларов) в объекты космодрома было вложено из средств ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ). В 2012 году продолжена реконструкция аэропорта "Крайний", введена в эксплуатацию заправочно-нейтрализационная станция на площадке 91 космодрома. В бюджет города Байконура филиал ФГУП "ЦЭНКИ" - "Космический центр "Южный"" в 2012 году перечислил более миллиарда рублей в виде различных налогов.[16]
Уход России с "Байконура"
К 2009 году российские военные покинули комплекс "Байконур", космодром полностью передан Роскосмосу (этот процесс поэтапно шёл с 1997 года). По состоянию на 2010 год на космодроме оставалась лишь одна малочисленная войсковая часть 11284 (отдельное испытательное управление космических войск РФ, бывший штаб космодрома), оказывающая содействие в запусках спутников оборонного назначения; она была расформирована в декабре 2011 года.
Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром "Восточный" в Амурской области (после 2018 года). Таким образом, в 2020-40 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях "Союз-2", "Зенит", "Байтерек"). К 2030 году 90 % космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, доля Байконура упадёт с 75 % до 10 %.
Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации "Байконура" после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома "Байконур" Российской Федерацией (на период после 2050 года). По одной из неподтверждённых версий, после 2050 года космодром будет реконструирован в международный центр космических полетов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами.
В октябре 2010 года президент АО "Қазакстан ғарыш сапары" (дочернее предприятие "Казкосмоса") заявил, что казахстанская сторона считает возможным приступить к самостоятельной эксплуатации Байконура Казахстаном уже в 2014 год.
10 декабря 2012 года глава Национального космического агентства Казахстана (Казкосмос) Талгат Мусабаев заявил о том, что договор об аренде космодрома 1994 года устарел и может быть пересмотрен в сторону отхода от аренды и передачи космодрома и города Байконура под юрисдикцию Казахстана. По мнению экспертов из РФ, такое развитие событий приведёт к массовому отъезду российских специалистов с комплекса "Байконур" и породит большие кадровые проблемы; для России "уход" с Байконура целесообразен лишь после 2020 года, когда будет полностью введён в строй новый космодром "Восточный". В целях совершенствования договорно-правовой базы, обеспечивающей эффективное сотрудничество при эксплуатации космодрома Байконур, создания необходимых условий для жизнеобеспечения персонала комплекса, проживающего в г. Байконур, 15 июня 2012 года президенты России и Казахстана договорились о воссоздании Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу "Байконур". Такая комиссия была создана Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. Љ 1301, председателем комиссии назначен Первый заместитель Председателя Правительства РФ Шувалов И. И.
Байконур, стал для очень многих людей, так же, как и для Бориса и Марины Филиных - вторым домом.
Город Ленинск, столица космодрома, в 1995 году переименован в Байконур.
Город Байконур - "Космическая Гавань"
Столица космодрома Байконур - город Байконур начал строиться одновременно с возведением важнейших специальных объектов полигона с 1955 года как поселок для испытателей. Генеральный план застройки города очень похож на планы других крупных военных городков того времени. Место расположения жилых домов, культурно-просветительных учреждений, спортивная и медицинская зоны обозначались как "площадка Љ10". Генеральным подрядчиком строительства полигона и города было определено 130-е управление инженерных работ, коллектив которого тогда возглавлял инженер-полковник Георгий Максимович Шубников, в последующем ставший генерал-майором инженерно-технической службы.
Строительство жилого посёлка "Площадка Љ10", а неофициально "Заря", развернулось вдоль реки Сыр-Дарья, сейчас это место называется "Деревянный городок". В мае 1955 года в районе нынешнего городского Дворца культуры началось строительство первых деревянных домов барачного типа, в которых разместились штабы полигона и военных строителей. Теперь на этом месте установлен гранитный камень с надписью: "Здесь 5 мая 1955 года военными строителями войсковой части 12253 было заложено первое здание города Ленинска".
Первыми улицами посёлка были Набережная, Песчаная, Школьная, Пионерская. Посёлок рос и благоустраивался, и 28 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР ему дано название Ленинский. В 1955-1965 годах застроен район города от реки Сыр-Дарья до улицы Советской Армии.
В 1966 году в связи с посещением полигона Президентом Франции Шарлем де Голлем обсуждался вопрос о переименовании поселка Ленинский в город. Предлагалось назвать город Звездоград, но остановились на названии Ленинск. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 21 июня 1966 года городской поселок Ленинский отнесен к категории городов областного подчинения с присвоением ему наименования Ленинск. В 1966-1975 г.г. появились новые кварталы на север от улицы Советской Армии (ныне Абая) до улицы Сейфуллина. В городе стали функционировать новые предприятия, культурно-воспитательные, развлекательные, спортивные, медицинские, образовательные и другие учреждения. Открыты памятники В.И. Ленину и С.П. Королёву.
В 80-е годы, в связи с развертыванием работ по испытаниям ракетно-космической системы "Энергия-Буран", на полигон приехали тысячи офицеров, в основном это были выпускники ВУЗов и военных академий, многие с семьями. Для их расселения построены жилые дома, образовавшие новые микрорайоны - 5-й, 5-й "А", 6-й, 6-й "А", 7-й. Открыты памятники А.А. Гагарину, М.К. Янгелю, Г.М. Шубникову, в честь 25-летия космодрома установлена на постамент ракета-носитель "Союз". В конце 80-х годов, по пришедшей из Москвы моде, проспект им. Карла Маркса (ныне проспект академика Королёва) от площади С.П. Королева до площади В.И. Ленина переоборудован в пешеходную зону, неофициально жителями города прозванную "Арбатом".
Развал СССР в 1991 году очень скоро отразился на жизни города и космодрома в целом: уменьшилось количество запусков космических аппаратов, начался отток с космодрома офицерских кадров и представителей промышленности. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев объявил космодром Байконур собственностью Казахстана. В городе начались перебои с продуктами, электроэнергией, водой, теплом и газом. Население города согласно переписи населения 1994 года уменьшилось с 90 до 55 тысяч человек.
Всех оставшихся на космодроме волновал вопрос о дальнейшей судьбе города и космодрома. Среди предложенных способов решения проблем была выбрана аренда. В 1994 году между Россией и Казахстаном подписано Соглашение об аренде космодрома сроком на 20 лет, после чего введены в действие ряд документов по отдельным вопросам жизни города в условиях аренды.
20 декабря 1995 году Указом президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева город Ленинск переименован в г. Байконур. Благодаря помощи правительства России и эффективной работе городской администрации с 1995 года значительно улучшились условия жизни горожан, укрепились городское хозяйство и правопорядок.
В городе Байконур увековечены имена людей, неразрывно связанных с космодромом и городом - С.П. Королёва, М.К. Янгеля, В.Н. Челомея, В.П. Бармина, М.С.Рязанского, В.И.Кузнецова, В.П. Глушко, М.И. Неделина, Г.М. Шубникова, А.А. Ниточкина, А.И. Носова, Е.И. Осташёва, А.И. Нестеренко, А.А. Максимова, А.С. Кириллова, космонавтов Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова и В.М. Комарова. Их именами названы улицы, школы, техникум, им воздвигнуты памятники.
Академик С.П. Королев. Первым в ряду основоположников города и космодрома стоит С.П. Королев. Именно для его ракеты Р-7 было выбрано место нового испытательного полигона. Именем Королева в городе названа площадь на пересечении улицы 50 лет Советской Армии и проспекта Королева (бывший Карла Маркса). Здесь же на площади установлен памятник Главному конструктору скульптора А.П. Файдыш-Карандиевского и архитектора Н. Асатура. Имя Королева носит средняя школа Љ3. На площадке Љ2 есть мемориальный музей - домик, где жил Сергей Павлович, бывая на космодроме. На фасаде дома по улице Октябрьской Љ9 установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь проживал С.П. Королёва.
Академик М.К. Янгель. Не менее важные задачи решал на Байконуре коллектив, возглавляемый М.К. Янгелем. Именно здесь получили путевку в космос Янгелевские ракеты Р-16, Р-36 и их модификации, а также ракеты-носители "Космос" и "Циклон".
В городе Байконур имя М.К. Янгеля носит школа Љ6, его именем названа одна из улиц города. 19 апреля 1975 года на площадке Љ42, где в основном работал М.К. Янгель, был открыт обелиск с бюстом конструктора. 25 октября 1976 года открыта мемориальная доска на доме Љ12 по улице Янгеля.
В июне 1981 года М.К. Янгелю установлен бронзовый бюст на перекрестке улицы Ниточкина и проспекта Королева. Автором является украинский скульптор Галина Кальченко, архитектор - Игнатенко. На открытие памятника приезжали вдова М.К. Янгеля Ирина Викторовна Стражева, дочь Людмила и два внука. В 2001 году памятник перенесён на улицу, носящую имя М.К. Янгеля. Здесь же установлен контейнер межконтинентальной баллистической ракеты 15А15.
На площадке Љ43, где многие годы работал Михаил Кузьмич, воздвигнут мемориальный комплекс памяти выдающегося конструктора.
Академик В.Н. Челомей. Имя Владимира Николаевича Челомея на космодроме связано с созданием и испытаниями межконтинентальных ракет баллистических ракет УР-100 и УР-200, космических аппаратов типа "Полет", серии "Космос", ракеты-носителя тяжелого класса "Протон", долговременных орбитальных станций "Алмаз" и кораблей снабжения к ним.
В городе имя В.Н. Челомея носит международная космическая школа (МКШ) в 7-м микрорайоне, открытая в 1990 году. Здесь во дворе школы установлен бюст конструктора, в здании школы имеется музей. На одной из оживленных улиц города установлен символический макет ракеты-носителя "Протон".
Академик В.П. Бармин. Коллектив, возглавляемый В.П. Барминым, на протяжении всей своей истории создавал стартовые комплексы для космических ракет. В середине 50-х годов прошлого века им был сконструирован стартовый комплекс для ракеты Р-7, затем для ракеты Р-9 конструкции С.П. Королева. В середине 60-х годов прошлого века был разработан стартовый комплекс для ракеты-носителя тяжелого класса "Протон". Затем КБ Бармина занималось работами по лунной программе и СК для системы "Энергия-Буран".
Памятник В.П. Бармину установлен в начале улицы, названной его именем и разделяющей 5 и 6 микрорайоны города. Имя конструктора присвоено школе Љ10.
Академик В.П. Глушко. Один из пионеров отечественного ракетостроения В.П. Глушко, был главным конструктором двигательной установки ракеты Р-7. Впоследствии его КБ создавало двигатели новой отечественной космической ракеты - "Протона". Под руководством конструктора создавалась система "Энергия-Буран". Для увековечивания памяти конструктора переулок Студенческий был переименован в улицу Глушко, где установлен бюст конструктора, а школе Љ4 присвоено имя В.П. Глушко.
Академик В.И. Кузнецов. Конструкторское бюро В.И. Кузнецова занималось созданием комплексов командных приборов для космических и баллистических ракет. В городе разбит сквер конструктора и установлен бюст.
Академик Н.А. Пилюгин. Конструкторское бюро Н. Пилюгина разрабатывало системы управления для баллистических и космических ракет. Конструктор стал основоположником системы дистанционного управления и контроля. Системы управления КБ Пилюгина устанавливались на большинстве отечественных ракет. Бюст Н. Пилюгина установлен в одноименном сквере, расположенном на улице М. Горького.
Академик М.С. Рязанский. Крупнейший ученый в области радиотехнических систем, М.С. Рязанский входил в знаменитый королевский "совет шести главных конструкторов", занимавшийся разработкой ракеты Р-7. КБ Рязанского создавало для этой ракеты систему радиоуправления. Созданное им НИИ космического приборостроения занимается разработкой радиотехнических систем для ракет-носителей и космических аппаратов. Памятник М.С. Рязанскому установлен в сквере у Дома связи.
Главный маршал артиллерии М.И. Неделин. Первый главком Ракетных войск стратегического назначения М.И. Неделин является одним из инициаторов создания полигона Љ5, впоследствии получившего имя "Байконур". Под руководством М. Неделина создавались РВСН, проводились испытания ракет, формировался ракетный щит страны. М.И. Неделин погиб на площадке Љ41 космодрома 24 октября 1960 года при аварии ракеты Р-16. Именем М.И. Неделина названа одна из улиц города и байконурский радиотехнический техникум (БЭРТТ). К 100-летию со дня его рождения маршалу был открыт памятник.
Генерал-полковник А.А. Максимов. С 1979 по 1990 годы Главное управление космических средств МО СССР возглавлял А.А. Максимов. Эта структура аналогична российским космическим войскам, в подчинении у А. Максимова находились космодромы Байконур, Плесецк и Капустин Яр, измерительный комплекс, ВУЗы и военные научные учреждения. В это время были проведены сотни запусков, реализованы важные космические программы. За большой вклад в развитие космонавтики А. Максимову присвоено звание Героя Социалистического Труда, он являлся лауреатом Ленинской и Государственной премии. Имя А.А. Максимова присвоено улице 50-летия Советской Армии (бывшая Речная). Здесь, между киноконцертным залом "Сатурн" и Дворцом детского и юношеского творчества разбит сквер и установлен бюст А.А. Максимова.
Генерал-лейтенант Г.М. Шубников. Легендарный первый начальник строительства космодрома Байконур до прибытия на начинающуюся стройку прошел славный и героический путь. В 1955 году он, по настоянию С.П. Королева, возглавил строительство полигона.
Памятник Г.М. Шубникову установлен у городского дворца культуры. В 1955 году здесь начинался поселок "Заря" - в комплекс с памятником входит памятный камень, установленный на месте первого здания космодрома. Имя Г. Шубникова присвоено одной из улиц в старой части города, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. На здании УИР (ныне здание ФКЦ "Байконур"), где работал Г. Шубников, также установлена мемориальная доска.
Генерал-лейтенант А.И. Нестеренко. Под руководством первого начальника космодрома г-л А.И.Нестеренко с 1955 года шло формирование космодрома, проводились первые пуски ракет. Именем А. Нестеренко названа улица, разделяющая 6-й и 6А микрорайоны, где установлена памятная доска.
Ю.А. Гагарин. Памятник первому космонавту планеты Ю.А. Гагарину выполнен по проекту О. Песоцких и установлен в сквере между Домом связи и зданием городской администрации. Именем Ю.А. Гагарина названа улица, по которой космонавты въезжают в город из аэропорта.
Площадь Ленина. Архитектурный ансамбль центральной площади города состоит из ряда зданий, основными из которых является Дом офицеров, гостиница Центральная, здание штаба космодрома и Центральный универмаг.
На площади, носящей имя В.И. Ленина, ближе к зданию ГДО, как и во многих городах бывшего СССР, установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину, открытый к 100-летнему юбилею вождя пролетариата 22 апреля 1970 года.
В 1958 году, в день 40-летия ВЛКСМ, во время факельной манифестации комсомольцев и молодежи города на этом месте был установлен памятный знак, на котором было указано, что здесь будет установлен памятник вождю пролетарской революции.
Строительство памятника началось 30.10.1969 года военными строителями войсковой части 15263. Автор технического проекта ВПХК и войсковая часть 14262 , главный инженер стройки - инженер-майор Г.С. Концевой. Производитель работ - В.С. Екименко, мастер - Г.Н. Потапкин.
Скульптором памятника является Посядо, архитектором - Н. Асатур. Раньше на площади проходили демонстрации в праздники 1 мая и 7 ноября, а также военные парады войск гарнизона. С 1992 года демонстрации отменены, а в праздники теперь на площади проводятся концерты, выставки, на новый год традиционно ставится Новогодняя ёлка
Здание гарнизонного Дома офицеров построено по проекту ЦПИ-31 МО в 1962 году. Дом офицеров имел зрительный зал на 800 мест, большую библиотеку, читальный зал. Здесь работали десятки различных кружков художественной самодеятельности, клубы по интересам, кинозал, видеосалон.
Здесь начал петь Сергей Захаров, который проживал с родителями в нашем городе с начала 60-х годов. На сцене Дома офицеров выступали труппы различных театров страны, эстрадные знаменитости: Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Валентина Толкунова, Лев Лещенко, ВИА "Песняры", "Верасы", Кукольный театр С. Образцова, театр мод Вячеслава Зайцева, великий пианист Святослав Рихтер и многие-многие другие видные артисты. В Доме офицеров работал Народный самодеятельный театр, 56-й концертный ансамбль космодрома, военный оркестр.
В ночь с 8 на 9 января 1994 года большая часть здания сгорела во время пожара. Уже через 4 месяца Дом офицеров возобновил свою работу в соседнем здании по ул. Космонавтов. Здание Центрального универмага сдано в эксплуатацию в 1962 году.
Архитектурно-монументальная композиция "Наука-космос". В парке имени Г.М. Шубникова, напротив военного госпиталя, сооружен монумент в виде женщины, держащей в одной руке земной шар, в другой - ракету, устремленную ввысь. Монумент олицетворяет связь науки и космоса. Монумент был открыт 12 апреля 1975 года в честь Дня космонавтики и был приурочен совместному советско-американскому полету "Союз" - "Аполлон". Постамент, облицованный английским шуфом, а также бассейн, облицованный базальтом, строили военные строители войсковой части 15263, производитель работ - служащий СА В.А. Бура, главный инженер строительства Л.П. Калий. Технадзор за строительством осуществлял старший инженер-лейтенант А.З. Дысин. Скульпторами монумента являются В. Протков и Т. Выбан, архитектором Н. Асатур. В настоящее время монумент стал символом города Ленинска.
Монумент "Ракета-носитель "Союз". Жители города гордятся великолепным сооружением, какого в других городах нет. Есть только в Москве на ВДНХ и в Калуге, на родине К.Э. Циолковского. Речь идет о полномасштабном макете ракеты-носителя "Союз".
Макет закреплен и смонтирован на железобетонном постаменте под наклоном к горизонту. Макет раньше использовался для проверки функционирования стартовых систем и проведения регламентных работ на площадках Љ1 и Љ31, а также для обучения и тренировок боевых расчетов.
Монумент установлен на улице К. Маркса (ныне проспект академика Королева) к 25-летию образования космодрома в 1980 году. Архитектором его является Е. Нургалиев. Сборка и установка ракеты произведена инженерами-испытателями войсковой части 44275 под руководством подполковника В.М. Бондаренко и майора В.К. Гришина.
Спортивный комплекс. В городе построен крупный спортивный комплекс, расположенный вдоль реки между набережной и улицей 50-летия Октября, внутри парка. Он включает в себя стадион "Десятилетие", спорткомплекс "Маяк", бассейн "Орион", тир и спортивные площадки. Весь комплекс вошел в строй в 1971 году. Первым его начальником был В.Г. Емельянов.
Самое крупное спортивное сооружение здесь - стадион, построенный к 10-летию полигона. Он рассчитан на 10 000 зрителей, в центре имеет футбольное поле, вокруг поля - беговые дорожки. Под трибунами располагаются спортивные залы, административные помещения, душевые и раздевалки. Стадион оборудован искусственным освещением. Прорабом строительства был Виктор Никифорович Джавадов, главным инженером - Куличев.
Рядом со стадионом 30 декабря 1967 года сдана вторая очередь спорткомплекса "Маяк". Начальником участка строительства был инженер-капитан Анатолий Владимирович Янушевский, мастер - Сафронов.
На двух этажах корпуса имеются залы для занятий баскетболом, теннисом, боксом, борьбой, тяжелой атлетикой.
Вверх по улице 50-летия Октября, вслед за стадионом, на берегу реки расположен крытый плавательный бассейн "Орион". Бассейн сдан в эксплуатацию в декабре 1970 года прорабом Владимиром Васильевичем Швецовым и начальником участка инженер-капитаном А.В. Янушевским.
Размеры водного зеркала бассейна составляют 21х50 метров. Он оборудован вышками для прыжков в воду с высоты до 10 метров. Трибуны способны вместить одновременно 500 болельщиков. В здании бассейна оборудован зал для общефизической подготовки размером 12х24 метра и восстановительный центр.
Первым начальником бассейна была Ю.Г. Перепелкина. Здесь до 1983 года проходили предполетные тренировки и реабилитационные послеполетные мероприятия для всех космонавтов, стартовавших с Байконура.
Кроме указанных спортивных сооружений, в парке, вдоль реки находится теннисный корт с тремя игровыми площадками, площадка для игры в бадминтон, две площадки для мини-футбола. Имеется крытый стрелковый тир для пулевой стрельбы с дистанциями в 25 и 50 метров по шести мишеням.
Кинотеатр "Сатурн". В прибрежном парке, напротив городского пляжа и водного источника, в 1966 году построен широкоэкранный кинотеатр "Сатурн". Строительство было начато в ноябре 1963 года и окончено в сентябре 1966 года. Работы начинали Павлов, Янушевский, мастер - Рыбалко, прораб - В. Шевцов. Отделочные работы выполняли военные строители мастера Зеленко, командир ВСО Пучков.
Кроме демонстрации кинофильмов в зале на 1200 мест, проходили встречи с известными политиками, актерами, музыкантами, композиторами и т. д.
До 1992 года это было очень популярное место отдыха горожан. После того, как сгорело здание Дома офицеров, кинотеатр "Сатурн" передан в ведение начальника Дома офицеров и стал местом проведения торжественных мероприятий в юбилейные и памятные даты космодрома, где проводятся концерты художественной самодеятельности местных коллективов, выступают прибывающие на гастроли артисты, а в обычные дни - дискотеки для молодежи.
Центр детского и юношеского творчества учащихся. Раньше он назывался Дворцом пионеров и школьников имени лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова. Дворец открыт 19 апреля 1970 года в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Здание спроектировано в ЦНИИЭП учебных зданий и рассчитано на 800 детей. Закладка Дворца состоялась 4 декабря 1967 года. За два с половиной года были построены и оборудованы помещения для технических кружков со станками и инструментами, спортивный зал, театр, библиотека, музей космонавтики, изобразительная студия, комнаты для десятка кружков по интересам, зрительный зал.
Во дворе установлен ветеран воздушных трасс - самолет Ли-2, а на берегу реки - катер, служивший когда-то "трамвайчиком" для прогулок по реке Сырдарье.
В классе юных космонавтов еще при монтаже перекрытий установлен спускаемый аппарат от корабля 7К-Л1, предназначавшийся для облета Луны с экипажем.
Класс юных моряков был оборудован настоящей радиостанцией и кабиной от катера, которые были подарены Аральской военной флотилией.
Прекрасно был оборудован музей космонавтики. В числе экспонатов экспонировались ракетные двигатели, два кресла космонавтов. Особое место занимали подарки от космонавтов.
В 70-80-е годы Дворец пионеров пользовался огромной популярностью у ребятишек и их родителей, трудно было попасть в кружки, но с 1992 года в связи с массовым отъездом из города преподавателей и жителей города, Дворец заметно опустел.
1993 году Дворец пионеров переименован в Центр детского и юношеского творчества учащихся (ЦРТДиЮ).
Все фотоматериалы принадлежат сайту www.buran.ru
К сожалению, здесь поместить эти фотографии не удалось.
ЧАСТЬ 2
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ФИЛИН
ВСПОМИНАЕТ ВИКТОР
На протяжении всей жизни у меня были и остаются три самых верных и любимых друга - это Боря Филин, Саша Смирнов и Коля Макаровец.
Боря Филин, как уже было написано о нём в книге - "ИСТОКИ", в главе - "ЮНОСТЬ ВИКТОРА", это тот самый мой сокурсник, с которым я спал "валетом" на его кровати в общежитии МАИ до тех пор, пока не получил право занять "собственную" койку.
Мне немного сложно писать о нем, так как этим самым действом я вторгаюсь в его личную жизнь. Но, что поделать, если судьба так распорядилась, что ему суждено было прожить две личных жизни.
Если считать, что встретив в жизни свою вторую половинку, вместе они составляют единое целое, то как сосчитать, если жизнь судьбой разрезана пополам, и потом дарована ещё одна половинка?
Пытаюсь понять - как и почему? Нет ответа.
Пытаюсь сравнить эти две жизни Бориса.
Например, жизнь - это белая скатерть, застилающая гостеприимный стол. На столе, со временем на смену граненым стаканами и стаканчикам появляется хрусталь. Он прозрачен, и его резные кружевные рисунки восхищают своей чистотой, простотой и первозданностью. Они искрятся под упавшими на него лучами солнца, и западают в душу щемящими воспоминаниями о детстве и юности.
Но вот я вижу - другие фужеры, на таком же гостеприимном столе. Хрусталь цветной, узоры на нем изысканны. Но вот, лучи солнца попадают на резную грань, и бокал начинает испускать свечение, подобное северному сиянию, переливаясь всеми цветами радуги... Это, - будто сам космос накрыл своим волшебным крылом земную явь.
Ну, и как сравнить или оценить всю эту невообразимую красоту, и можно ли это сделать?
Каждый шаг в жизни, каждое решение, каждый поступок - принимаем и совершаем мы сами, руководимые судьбой.
Недаром говорят - значит, так было суждено...
Но сегодня уже жизнь почти прожита, всё осталось лишь в воспоминаниях. Так будем же благодарны судьбе за дарованное ею, и милостивыми к нам самим и нашим поступкам, раз они были - судьбой предначертаны.
ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА
С Борисом и Галочкой Филиными мы продолжали дружить всё время после окончания ими института. Борис и Галя поженились на третьем курсе. Долгое время жили вместе с Галиными родственниками. Мы пару раз приезжали к ним в гости. Я помню эту огромную комнату, разделённую шкафами на укромные уголки, где спали Галины сёстры, братья и мама.
Я теперь не помню - когда и как была получена ими собственная трёхкомнатная квартира, недалеко от метро Медведково, на улице Широкой. Может быть, путём расселения дома, в котором жила семья Галочки, может быть, они получили её по очереди, в которой мы все когда - то стояли... У них уже было двое ребятишек, два сына - Андрюша и Серёжка. Обворожительные мальчишки.
Это дело случая, но когда мы получили свою квартиру в Москве - на улице Бестужевых, в Отрадном - оказалось, что нас от дома, где жили Галочка с Борисом отделяет всего несколько остановок автобус.
В семье Гали все братья и сёстры уже имели свои семьи, и своё жильё, их объединяли встречи на даче, которую построили Галины родители, когда её отец был ещё жив. Мы несколько раз тоже приезжали на эту дачу, куда на выходные или праздничные дни собиралась вся большая и дружная Галкина семья. Дружная - это не пустое слово. Все братья и сёстры дружили семьями, поддерживали друг друга в бедах, и радовались радостям остальных.
У нас остались после посещения их дачи несколько фотографий. Помню, что в один из наших приездов был посвящен сбору по поводу окраски дома. Мужчины по очереди красили стены дома в зелёный цвет и жарили на всю ораву шашлыки, а женщины готовили закуски. Здесь же бегали и играли дети, в том числе и наши - Стэлла и Олежка... Как давно это было.
Галя с Борисом увлекались горными лыжами У нас остались фотографии, где они зимой - на лыжах в горах.
Галя и Борис работали после окончания МАИ в разных организациях. Вскоре Борису посчастливилось перейти на работу в Королёвскую фирму, где он проработал всю свою жизнь. И только в прошлом году, когда ему исполнилось 80 лет, он вышел на пенсию. Большая часть этих лет им была прожита на Байконуре. Он был свидетелем и участником всего, что происходило в фирме - и в Москве, и на далеких площадках космодрома Байконур.
Борис при встречах никогда не говорил о своей работе. Поэтому, мы не могли в каждой нашей главе этой книги рассказывать о его деятельности, так, как это мы делали, вспоминая о Николае Макаровце. Сейчас, когда мы из-за наших "возрастных" проблем встречаемся реже, мы не стали беспокоить его своими запоздавшими вопросами о его работе. Тем более, что появилась возможность многое узнать не от него лично, а из интернета, в частности из той же "ВИКИПЕДИИ".
Я попробовала отыскать что-либо и о Борисе Филине.
На Байконуре работало два Филина - Борис Николаевич и Вячеслав Михайлович, однофамилец Бориса.
Ищем информацию, относящуюся к Борису Николаевичу Филину.
Из того, что мне удалось найти, я выбрала три документа, в которых рассказывается, в том числе и об участии Бориса Филина в конкретных событиях, происходивших на Байконуре.
Первый документ - запуск первого человека в космос.
ОН СКАЗАЛ "ПО-Е-ХА-ЛИ!"
9 апреля - воскресенье.
На стартовой площадке и в МИКе происходит напряженная работа по подготовке стартового комплекса, ракеты-носителя и космического аппарата. Поздно вечером закончились заключительные операции по подготовке космического аппарата стыковке с ракетой.
10 апреля - понедельник.
Вспоминаю случай накануне вывоза ракеты и космического аппарата на стартовую позицию. Утром, войдя на испытательную площадку, где находился подготовленный космический аппарат для стыковки ракетой-носителем, видим, что у стены МИКа в большой красной заглушки от камеры сгорания двигателя первой ступени ракеты-носителя, находится груда различных разъемов и электрических проводов массой около 6-8 кг. Нас охватил ужас. Откуда все это? Оказывается, О. Г. Ивановский ночью самолично принял решение уменьшить массу спускаемого аппарата путем удаления части электрических жгутов с разъемами, не задействованных на пилотируемом варианте. Все это произошло на космическом аппарате, прошедшем полный цикл электрических испытаний и подготовленном для стыковки с ракетой. Операция взвешивания КА показала небольшое превышение веса над расчетным, допустимым исходя из энерговооруженности ракеты-носителя, перед сборкой головного блока. На борту КА имелось некоторое количество электрических жгутов, которые в беспилотном, манекеном варианте обеспечивали функционирование системы аварийного объекта (АПО). Он составил технологическое указание (ТУ) об обрезке кабелей с тяжелыми штепсельными разъемами. В результате такой операции произошло уменьшение веса спускаемого аппарата (отрезали согласно ТУ по принципу гребенки, с резкой длины каждой отдельной отрезаемой жилы). Обрезание бортовых жгутов в спускаемом аппарате проводил номер боевого расчета из 5-ой группы рядовой Б. Я. Данилов. И все это произошло на космическом аппарате, прошедшем полный цикл электрических испытаний и подготовленном для стыковки с ракетой.
Было много волнений и " горячих" разговоров между руководством. Несколько раз звучало: "Отправлю в Москву по шпалам!". В конце концов все обошлось, но пришлось каждую в отдельности изолировать, провести дополнительные электрические испытания при заправленной ТДУ и установленных пиропатронах.
Вечером состоялось торжественное заседание Государственной комиссии по запуску "Восток" на котором было принято решение об осуществлении первого в мире полета ракеты с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Утвердили первым летчиком-космонавтом Ю.А. Гагарина, дублером - Г.С. Титова. А в это время проводилась стыковка космического аппарата с ракетой-носителем, шли заключительные операции. Мы с руководителем электрических испытаний Б. Н. Филиным прозваниваем электрические цепи соединений ракеты и космического аппарата. После проделанной работы, наблюдаем за виртуозной работой монтажников и крановщиков под руководством ветерана космодрома Н. П. Синеколодецкого. Крановщики медленно и осторожно подводят КА к ракете, устанавливаются крепежные - и стыковка закончена. Надевается головной обтекатель на космический аппарат.
11 апреля - вторник.
Под утро провели предстартовые горизонтальные испытания -проверочные электрические включения. В 5 часов 40 минут - все готово к вывозу на стартовую позицию. К этому времени прибыли С.П. Королев, его заместитель по испытаниям Л. А. Воскресенский и руководитель стартовой группы А. С. Кириллов. Подается команда, раздвигаются ворота МИКа и ракета-носитель с космическим аппаратом медленно начинает путь по казахской земле на стартовый комплекс. Тепловоз двигается настолько медленно, что идущие рядом с ней, не отрывают свои взгляды от величественной картины.
Ракета с КА "Восток-1" устанавливается в стартовое сооружение, поблескивая серебром восходящего солнца. Четко и слаженно работают стартовые расчеты. Со своим помощником Б. Я. Даниловым поднимаемся на сорокаметровую высоту по ферме установщика и оказываемся с ним на поясе площадки у посадочного люка спускаемого аппарата. У самого люка на площадке находилась приставная площадочка с двумя ступеньками, с помощью которой забирались в кабину спускаемого аппарата для проведения различных операций. Люк в СА был прикрыт предохранительной крышкой, которую осторожно снимаем, а В. Н. Андрианов на нижней площадке на уровне приборного отсека (ПО) подключает сто контактный отрывной штекер космического аппарата, с помощью которого подается напряжение и различные команды на системы КА с ЦПУ. По команде В. И. Ярополова, который расположился на нулевой отметке, В. Е. Стаднюк подает напряжение на борт КА с ЦПУ, находившийся в бункере пультовой носителя в левом углу. Кабина освещается бортовыми светильниками и после доклада В. И. Ярополову, разрешаем точно по утвержденному графику первого дня специалистам по системам СА приступить к предстартовым операциям по проверке бортовых систем КА.
К 10 часам утра прибыли на стартовую позицию Н. П. Каманин, В.И. Яздовский, Ф. А. Агальцов, а в это время председатель Государственной комиссии К. Н .Руднев и С. П. Королев находились на верхнем мостике около СА и С. П. Королев давал пояснения ему по устройству космического аппарата "Восток-1". Затем подвел его к отверстию в ферме и объяснял ему, зачем это отверстие сделали в ферме обслуживания. Дело в том, что в случае возникновения нештатной ситуации, космонавт может аварийно катапультирован через отверстие в головном обтекателе и ферме обслуживания на стальную сетку, которая перекрывала часть котлована. "На всякий случай", - ответил, улыбаясь, С .П. Королев.
Приближается полдень, а в 13 часов должна состояться встреча со стартовой командой. Этот ритуал оставался до определенного времени. Космонавтов, членов Государственной комиссии встретили бурной овацией. У всех было приподнятое настроение, гордились тем , что и их частица труда вложено в общее дело. Ю. А. Гагарину, Г. С. Титову, Г. Г. Нелюбову были вручены желтые и красные степные тюльпаны. Ю. А. Гагарин заверил, что приложит все силы и знания для выполнения исторического полета. Обходя строй под бурные аплодисменты, космонавты слышали слова пожелания успешного полета. После этого Ю. А.Гагарин с Главным и в сопровождении ведущего конструктора направились к лифту. Дверь лифта отворилась, и первым вышел Олег Генрихович, за ним С.П. Королев и Ю. А. Гагарин. Он поднялся к спускаемому аппарату, заглянул внутрь, внимательно осмотрел кабину. Сергей Павлович, обращаясь ко мне, спросил: "Ну, как, теперь пустишь в кабину корабля?" - намекая на известный уже случай.
В делах и заботах пролетел день, вечером мы не поехали в жилой городок, а остались отдыхать в монтажно-испытательном корпусе. Мы расположились в комнате на втором этаже, где раньше находилась лаборатория системы аварийного подрыва ракеты (АПР). Улеглись В. И. Ярополов, В. Е. Стаднюк и Е. А. Ануфриенко. Никто не мог заснуть. Все жили ожиданием предстоящего полета. В темноте послышались шаги, дверь приоткрылась: "Завтра, точнее, уже сегодня, у них будет напряженный день, не будем им мешать. По голосам мы узнали С. П. Королева и его заместителя К. Д. Бушуева.
12 апреля - среда.
В эту ночь нам спать практически не пришлось. На площадке Љ 2 спали только оба космонавта. Мы же не могли заснуть - не верилось, что именно сегодня состоится историческое событие 20 века. В четвертом часу боевой расчет прибыл на стартовую позицию, прибыл и С.П. Королев и перед строем всего боевого расчета напомнил об особой ответственности каждого номера расчета за четкое выполнение стартового графика подготовки ракеты и космического аппарата: "Честность прежде всего. Допустил ошибку - тут же доложи по команде. Наказания не будет. Без честности не может быть испытателя, не будет успеха".
И вот в ночной тишине по динамику громкой связи раздается голос А. С. Кириллова:
"Всем службам полигона объявляется семичасовая готовность! Приступить к подготовке ракеты и корабля "Восток"!
На стартовой площадке закипела работа. Жесткий предстартовый график закрутил всех. Подымаемся на "козырек" - нас обдувает прохладный ветерок, дышится свободно, хотя мы одеты в зимнюю одежду и унты. С ЦПУ В. Е. Стаднюк подает напряжение на борт космического аппарата и включает определенные системы согласно утвержденному графику подготовки космического аппарата. Над головным обтекателем, под которым расположен КА, нависает утренняя дымка. Приближается утро, на востоке посветлело и небо подернулось золотом. На верней площадке установщика около спускаемого аппарата довольно прохладно. Началась заправка баков ракеты компонентами топлива. Ракета постепенно одевается в снежную "шубу" и нас окутывают белые облака конденсата из дренажей ракеты и образовавшейся снег белыми хлопьями сыплется на нашу площадку. Следим за точностью выполнения графика подготовки космического аппарата по второму дню, докладываем В. И. Ярополову о проделанных работах внутри спускаемого аппарата.
Вдруг дверь кабины лифта открывается и появляется С. П. Королев и А. С. Кириллов, они подходят к люку спускаемого аппарата, по отдельности заглядывают внутрь спускаемого аппарата, затем отходят к отверстию в ферме обслуживания и посмотрели вниз котлована, перекрытого стальной сеткой. Начало светать, наступило утро. Степь стала оживать под лучами восходящего солнца. В шесть часов на площадку поднялись О. Г. Ивановский и Н. П. Каманин для проверки шифра логического замка. На космическом аппарате, кроме дублирования всех систем, была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты. Данной системой в 1965 году воспользовался П. И. Беляев, летавший А. А. Леоновым, когда автоматика спуска с орбиты отказала. Но тогда был еще лишь первый пуск в мире с человеком и медики сомневались в правильности принятия решения космонавтом, оказавшимся один на один с невесомостью.
Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не включил тормозную двигательную установку (ТДУ) космического аппарата на спуск, нажав на пульте пилота особую красную кнопку, закрытую предохранительной крышкой, в кабине корабля на пульте управления был создан дополнительный пультик с кнопками (логический замок). Для включения ТДУ космонавт должен был нажать три из девяти кнопок в определенном порядке, а тормозная двигательная установка в то время включалась только один раз. Значение кода (цифр) знали только С. П. Королев, К. П. Руднев, Н. П. Каманин, которым ведущий конструктор передал акт об этой операции. Космонавт мог пользоваться этим кодом только на орбите, распечатав специальный конверт, если засветятся кнопки в определенном порядке.
Объявляется трехчасовая готовность. На верхнюю площадку установщика медики для закладки питания - последняя операция перед посадкой космонавта. Питание закладывают на десять суток, так как в случае отказа ТДУ корабль возвратится на Землю, конструкция СА и высота полета позволит осуществить спуск за счет естественного торможения в верхних слоях атмосферы, но тогда Ю. А. Гагарину придется пробыть на орбите не 108 минут, а около десяти суток.
Это был запасной вариант спуска с орбиты.
Нам осталось находиться наверху не более одного часа. Стрелки часов стремительно приближались к двухчасовой готовности, когда должны прибыть космонавты. Тепловоз увозил пустые заправщики. Испытатели с ферм обслуживания вглядывались вдаль, на дорогу, ведущую к старту, откуда должен появиться автобус с космонавтами. "Едут! Едут!" - закричали во весь голос мы с самой высокой точки фермы обслуживания, увидев как по дороге, ведущей к старту, двигался бело-голубой автобус. Автобус въехал на стартовую позицию - из него, поддерживаемый Е. А. Карповым вышел Ю. А. Гагарин и вступил на "нулевую" отметку стартового комплекса. Все зааплодировали, Ю. А. Гагарин, в ярко-оранжевом скафандре, подошел к членам Государственной комиссии и доложил, но слов мы не слышали, так как находились у спускаемого аппарата. К. П. Руднев, а за ним С. П. Королев и маршал К. С. Москаленко обняли и расцеловали Ю. А. Гагарина, и вот он в сопровождении ведущего конструктора О. Г. Ивановского направился к лифту, остановился на ступеньках около двери, где ждали его инженеры-испытатели В. И. Шаповалов и Ф. А. Востоков. Наше время пребывания у спускаемого аппарата заканчивается, пора уступать место специалистам, которые будут усаживать космонавта в кресло пилота и закрывать люк. В. И. Ярополов командует: "В бункер!" дверь кабины лифта открывается и на площадке появляется О. Г. Ивановский, Ю. А. Гагарин, Ф. А. Востоков. Выше нас на площадке находится кинооператор В. А. Суворов, чтобы запечатлеть посадку космонавта в корабль. В. Я. Хильченко жестом показывает нам: "Вниз!" Спускаемся на нулевую отметку и слышим команду: "Всем не занятым в работе покинуть стартовую площадку!" направляемся в служебное здание, где транслируются все команды и переговоры. Специалисты по скафандру с одной стороны, О. Г. Ивановский и В. Я. Хильченко с другой помогают Ю. А. Гагарину подняться по двум ступенькам приставочной площадке, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета. Космонавт занял место в кабине и начал проверку систем корабля. По докладам понимаем, что все идет по графику. В половине восьмого С. П. Королев поинтересовался у Ю. А. Гагарина самочувствием. Казалось все идет согласно графика подготовки второго дня, но вдруг, когда до пуска осталось несколько десятков минут, случилось непредвиденное.
Слесари-монтажники Н. И. Селезнев, В. В. Морозов и В. И. Шаповалов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате, закрывали люк и вдруг слышим: "Нет КП-3! Нет КП-3 !" Это В. Е. Стаднюк докладывает В.И. Ярополову из пультовой бункера, что на ЦПУ один из трех транспарантов, сигнализирующий электрический контакт прижима крышки люка спускаемого аппарата не горит. Весь полигон замер в ожидании. Вдоль командного пункта нервно ходит С. П. Королев. Принимается решение: открыть люк спускаемого аппарата и повторно установить крышку. А до пуска остается совсем мало времени. В этой нештатной ситуации так замелькали моментные ключи слесарей- монтажников, что они сумели открыть и закрыть тридцать замков крышки люка и снова проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской", работа эта происходила в момент, когда половина фермы обслуживания обхвата ракеты была уже отведена. Вот все с облегчением вздохнули - из пультовой по громкой связи слышим доклад В. Е. Стаднюка: "Есть контакт КП-3!"
Объявляется 50-минутная готовность, С. П. Королев по связи успокоил Ю. А. Гагарина, что все идет согласно графика.
Развести фартуки и опустить стрелу агрегата!" - раздалось из динамиков. Пора в бункер. По двадцати минутной готовности Н .П. Каманин и П .Р. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24, мы же слышали стук собственных сердец, а пульс у нас, вероятно, зашкаливал за сотню. С затаенным дыханием продолжаем слушать переговоры и команды.
"Все стартовое, заправочное и вспомогательное оборудование стартовой позиции к пуску готово!" слышим команду по громкой связи. Ясно, остается около десяти минут до пуска. Встаем вдоль стен подземного коридора ближе к выходу, чтобы попытаться первыми выбежать и еще раз проводить Ю. А. Гагарина. Стрелки часов приближаются к решающей отметке. Зная, что сейчас как стрела, влетят Л. А. Воскресенский , А. С. Кириллов, С. П. Королев, стремительно пробегая 57 ступенек вниз, прижимаемся к стенке бункера. Стремглав влетая, С. П. Королев толкает меня и кричит: " Вниз! Вниз!" Следует команда: "Минутная готовность!"
Мы замерли в ожидании. Нервное напряжение достигло предела. В бункере наступает полная тишина, через минуту управление ракетой будет передано автоматике.
- "Сброс ШО объекта!"
- "ШО сброшен!" - докладывает Стаднюк.
Замираем в ожидании и слушаем команды. Слышно гудение наземной аппаратуры, на пультах гаснут и вспыхивают разноцветные транспаранты. Нервы у всех напряжены до предела. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. С. Кириллова.