Сразу после дембеля я в Куйбышев вернулся, откуда призвался на 'срочную' три года назад. Можно было и в Питере остаться, но не любил я этот город. Да и сейчас наши отношения с ним, мягко говоря, натянутые. Хоть и прожил я на "брегах" Невы большую часть своей жизни, но ни любви, ни дружбы между нами так и не возродилось. Подлый городишко Ленинград. Ты к нему со всей душой, а он к тебе - задницей.
А в Куйбышеве становление моё началось. Становление как личности. Опять же за самостоятельность мне руки не отбивали. Даже поддержку от товарищей по работе чувствовал.
Призвался я из треста "Промстрой", который, в основном, заводы строил. Сюда я и вернулся из рядов Дважды Краснознамённого Балтийского Флота. Только теперь я уже специалистом был, механиком корабельным.
В отделе кадров меня в УПТК (управление производственно-технической комплектации) направили. Стал я работать слесарем по ремонту автомобилей. Месяца не прошло, а у меня уже своя клиентура появилась. То ли я был шибко грамотным, то ли клиенты мои были несколько ленивы... Однако нравилось мне от шоферов благодарственные слова слышать.
И вот, как-то лазая по "горячему полю" (свалке автомобильной), увидел я довольно-таки укомплектованный "петушок". Знаете что это такое? - Экскаватор "Э-153". Только они сейчас на базе трактора "БелАрусь. МТЗ-50" собираются. А тогда этот экскаватор на базе трактора "Владимировец" комплектовался.
Облазил я его всего и пришёл к выводу, что его ещё "на ход" поставить можно. Всё навесное почти при нём. Нужно только руки приложить. Я к главному механику подался:
- Петрович! Давай я экскаватор этот реанимирую? А ты по административной линии поможешь, а?
Согласился главный. Только условие передо мной поставил:
- Развлекайся, но не в рабочее время. В рабочее время мои заморочки будешь устранять.
Ну и что? Собрал я этого мастодонта древнего. Торжественный пуск был назначен как раз на Рождество. А на Крещение я уже вагоны с углём разгружал. Самосвалы грузил песком, щебёнкой, коксом. Работы хватало. Мне невдомёк только было:
'А как же УПТК без моего экскаватора раньше обходилось?...'
А тут по утрянке, я только переоделся, начальник меня вызывает:
- Евгений, ты в своей технике уверен?
- Как в самом себе, - отвечаю.
Ещё бы мне быть в моём "Володе" не уверенным, если я в нём каждый болтик, каждую гаечку своими руками открутил-закрутил.
- Тогда в командировку собирайся. Поедешь на своём "Володе" в подшефный колхоз. Это недалеко отсюда. Километров шестьдесят. Там для тебя работёнка дня на два. Но я тебе разрешаю и недельку побыть. Так что жду тебя не раньше среды будущей недели.
- Добренько, - отвечаю. - А что делать-то надо будет?
- Что скажут, то и будешь делать. Шефам отказывать не принято. Они нам помогают, и мы им должны помочь.
- А ехать когда - сегодня?
- А тебя что - дома держит кто? Ведь в общежитии живёшь. Отчитываться ни перед кем не обязан, где ты есть и когда вернёшься. Прямо сейчас и езжай. Как раз к вечеру и доберёшься.
Как там, в песне-то поётся:
Были сборы не долги,
Oт Кубани до Волги
Mы коней собирали в поход...
Я в столовку только забежал. Похлебал щец горяченьких на дорожку. Да ещё азу с двойным гарниром умял по-молодецки. Пару пачек "Беломора" прихватил. А зажигалка у меня ещё со флота была - австрийская, ни на каком ветру не тухла. И поехал.
Из города где-то через час выбрался. А что тут ехать? - Через Безымянку в горку, а там под горку, мимо кладбища, через Зубчениновку - и ты уже за городом.
А надо вам сказать, что морозы в том феврале за сорок переваливали. Только мне они "по фиг" были. Я все одеяла, брезенты, что на складах валялись, "усыновил". "Володю" своего сверху до низу укутал и проволокой обмотал. У радиатора фарный отражатель на шпильке головки блока закрепил, к нему гофра-шланг скруткой примотал, а другой конец в кабину протянул. Кабина - то у меня тоже самодельная была. Я на "горячем поле" от ЗиСа её подобрал и приспособил. Боковые окна фанерой заделал, а лобовое стекло у той кабины родное было. В общем, в кабине теплынь была. Я потому и выехал в фуражке-мичманке, да в бушлате флотском. Правда, в керзачах с портянками, но зато брюки на мне суконные, флотские, от формы-3 были. И смотрелось всё это как будто морячок на тракторе. Неплохо смотрелось.
Еду я себе спокойненько. Сильно не газую. Время есть. Куда торопиться? Песенку насвистываю, да время от времени беломориной шмалю. Хорошо! Спокойно. Вот уже часа два как я из города выехал. Значит, километров тридцать уже позади. Ещё столько же - и кончится мой крейсерский перегон.
Кто с техникой соприкасался, тот знает, что о работе трактора и по слуху судить можно. Тем более если у тебя на щитке приборов ни один прибор не работает. И вот слышу я, что движок "Володи" моего вроде как "стихать" начинает. То нормально работает, а то, как будто горючки ему не достаёт. Я КПП на нетралку и "газья" "Володе" притопил. Отвечает движок на педаль газа. Я опять ему четвёртую, и дальше еду. И вот снова "скисать" движок стал. Я опять ему "газу до отказу". А "Володя" мой - чих-чих и заглох. 'Что за хреновина такая?' - думаю сам с собой. Из кабины вылез. В топливный бак заглянул - горючки ещё больше половины. Я к насосу подкачивающему. Бжик, бжик - а горючка к плунжерам не идет. Как будто и нет её в баке.
Понял я, что замёрзла солярка в трубопроводе. Это сейчас солярка разных сортов бывает: и летняя, и зимняя, и "Арктика с Антарктикой". А тогда у нас солярка одного сорта была - солярного. Другой не было. Вот она в крутой мороз и загустевала до состояния киселя парафинового. И тут только один выход - факел зажигать и отогревать трубопровод, как бы это не опасно было с пожарной стороны.
Ну я рукавицу куском проволоки обмотал и в бак её через горловину. Достаю свою знаменитую зажигалку австрийскую - вжик, вжик... а она не загорается. Замёрзла что ли? Я зажигалку в ладони зажал и кулак за пазуху сунул, где ещё тело моё тёплое было. Погрел её с пяток минут - вжик, вжик... нет огня. Тут мне тревожно стало. Ещё с полчаса, и "Володе" радиатор прихватит. Тогда вообще никуда не доеду. Что же делать? Бензин что ли в зажигалке кончился? А где его взять? В топливном бачке "пускача" бензин есть, но он с маслом разбавлен. Его и спичками не подожжёшь... В общем, "ситуёвина" не для слабонервных. Просунул я ладонь под радиатор, а он уже холодней холодного. Надо хоть "Володю" моего спасть. Ключ гаечный достал из кабины, краники сливные все пооткручивал, воду с движка слил. А она уже чуть-чуть если парила.
Огляделся по сторонам, и, несмотря на всю трагичность моего положения, песня мне в голову втемяшилась:
Степь, да степь кругом.
Путь далёк лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик...
Точно, про меня это песня сложена.
До колхоза еще километров двадцать пять по этой степи. Если пешком - не дойду я. А если в город податься, то столько же.
Как там у Высоцкого поётся:
Назад пятьсот. Вперёд пятьсот.
И кто там после разберёт...
Забрался я в кабину, обнял сам себя и затихарился в надежде, что:
Придёт тягач. И будет врач...
Уже в забытьи каком-то я пребывал. И вот через это забытьё показалось мне, что вроде бы как машина где-то едет. Далеко, далеко - на пределе слышимости. А мне глаз сонных уже не открыть. Да и не верил я, что хватятся меня в ближайшие сутки. Только слышу, вроде бы как тормоза скрипнули. И голоса откуда-то снизу раздаются. Зовёт кто-то. А мне так хорошо, что и шевелиться не хочется. Фанеру мне в окне боковом выломали. Слышу:
- Тут он. Тут!...
А мне всё без разницы. Берите "Володю" моего, только меня не трогайте...
Председатель колхоза уже к обеду ближе позвонил начальнику моему в УПТК. Тот и сказал, что выехал я. Председатель подождал с часик и решил навстречу выехать на ГАЗончике своём. Это меня и спасло. А то бы не писал я историю эту, а вы не читали о том, как бесславно погиб старший матрос Балтийского флота.
Отогрелся я за ночь. Человеческий облик приобрёл. И на ЧТЗ гусеничном, поехали мы "Володю" из беды выручать. Притащили и сразу в коровник загнали. Там он за ночь и оттаял. Утром я краники на место поставил, водички в радиатор залил, солярку подкачал и запел мой "Вовочка" голосом звонким на радость мне и коровёнкам.
А надо было мне сливные ямы у коровников от навоза откопать. Он - навоз на морозе схватился и пульпонасос его засосать не мог. Так что работа у меня была весёлой, творческой. И ведь точно, что за два дня я управился. Только отдохнуть мне не дали на деревенских харчах. Позвонили из УПТК и велели назад возвращаться.