Знаю прекрасно, что время вспять не поворотить. И всё-таки, читая новеллу В.В.Жёлтого "Собачье Время", что-то родное, близкое душе, пробежало в сознании. Что-то из далёкой юности проведённой на берегах Волги. В местах близких от проживания моего товарища по писательству.
Рассчитывая на знакомство, позволил не только прочитать, но и написать подробное обозрения его работы. Думаю, что нам обоим это принесёт пользу.
По части 1 новеллы.
Слов нет - тематика новеллы, стиль её повествования - настраивает Читателя на философский лад. Заставляет задуматься над прожитом и невозвратном. Над тем, как изменилось восприятие окружающего, оставшегося в памяти, к сегодняшнему дню:
- "...здесь давно нет того, что вы ищите. Здесь вообще ничего нет и ... здесь делать нечего." - говорит "один из прозрачных людей".
Почему "один из прозрачных"? - Потому, что человек в одиночестве, не сохранивший тепла воспоминаний о прожитом, ничего из себя не представляет. Он и бездуховен, и бестелесен. Он, как амёба, проживает день за днём, потеряв всяческое представление не только о времени, но и о жизни. Он прозрачное биологическое существо, не обременённое никакими жизненными признаками.
По части 2 новеллы.
Если ощутить всем сознанием своим день сегодняшний и задуматься над бытиём нас окружавшим, невольно ощутишь себя в некотором жизненном тупике. Вся страна, всё тебя окружающее превратилось в нескончаемый supermarket.
Ощущение такое, что люди перестали производить. Кругом прилавки, бутики, торговые центры... Люди уже сами не знают, что и для чего нужно. Главное, что видится им в вещах, носит одно определение - товар. Этот товар продаётся и, складывается такое ощущение, что именно продажная деятельность движет человечество. А где же то, чем движется осознание нашего бытия? Где продуктивная деятельность каждого?
Директор ТЦ, с которым удалось пообщаться ГГ из новеллы, нашёл удовлетворение в том, что сам моет полы в своём же магазине. И не потому, что мыть полы некому, а потому, что так человек устроен - не может он без созидательного труда. Не может!
Страшнее всего то, что в большинстве своём, люди не желают искать выхода из создавшегося положения. Настолько сузился круг их восприятия.
А по сути своей, выход из торгашеского болота к созидательной жизни есть. Он перед нами. Нужно только открыть дверь в пространство жизни и стать свободным.
По части 3 новеллы.
В любые времена человеку тяжко от одиночества. Тяжко, даже если у него есть любимое дело. Дело, которое заполняет пространство вокруг.
Порой кажется, что это то, ради чего только и нужно жить. Но вот, в день от которого ты не ждал изменений, в твой дом постучалось прошлое. Оно твоё и не твоё. Твоё в том, что ты хочешь вспоминать. И не твоё в том, что напоминает тебе о никчемной привязанности сковавшей тебя в своих деяниях. Ты согласен разделить со своим прошлым этот день. Ты раскрываешься перед ним сегодняшним и начинаешь осознавать,
что время "идёт по независимо приложенным для нас законам".
Ты, вроде бы, вне бега его времени. Но неимоверно громкое тиканье часов возвращает тебя в осознание, что время неумолимо. Оно стремительно летит рядом с тобой напоминая о своём течении сменой времён года, новыми желаниями, для исполнения которых надо быть свободным. Надо только разобраться со своими привязанностями и, время от времени, "отпустить их погулять".
По части 4 новеллы.
Советский поэт А.С. Кушнер сказал в 1976 году:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают,
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка...
Иносказательно: нет смысла ждать неких "лучших времен", которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых, "лучших" времен и т. д. Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.
Именно эти мысли В.В.Жёлтого мы читаем в заключительной части новеллы "Собачье Время":
- Вся наша жизнь - это время, и мы вынуждены
ему подчиняться, подстраиваться под него и
жить по его законам.
Главное - это не терять время по напрасному. - Такова философия подаренной нам новеллы.
Остаётся только поблагодарить Автора.
*******************
Ну, а теперь, многоуважаемый Владимир Васильевич, приступим к Вашему написательству.
Начнём с названия работы.
Почему Вы остановились на таком, несколько пренебрежительном ко времени. Собственно именно оно и обратило моё внимание на себя. И всё-таки: может как нибудь помягче? Я бы мог привести несколько примеров исходя из сути написанного, но...
Буду признателен за разъяснение.
И потом: почему новелла?
Новелла (итал. novella - "новость") - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль ...
Скорее всего - притча. И в название хорошо укладывается - "Притча о потерянном времени".
При́тча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное...
Что мы у Вас и наблюдаем.
С постмодернизмом, к которому Вы отнесли свою работу, я соглашусь. Здесь спор возможен, но не уместен.
Теперь о фразеологизмах, словах "тараканчиках" и прочем.
Находясь в Тамбовской области я впервые увидел палисадники огороженные высокими дощатыми заборами. Для того, чтобы попасть "во двор" нужно было, действительно, открыть дверь врезанную в этот забор. Эта дверь могла иметь и собственные резные наличники, и отдельный запор, и электрический звонок проведённый в дом.
На Волге, в деревнях и посёлках, где мне удалось побывать, я не видел ни заборов, ни "дверей". Был штакетник и калитка(!) в нём.
Вы понимаете о чём это я? Поэтому предлагаю, для простоты восприятия Читателем, заменить в первой части Вашей работы, слово "дверь" на слово "калитка".
А поскольку калитка никак не может быть громоздкой, то "и с грохотом упала на землю" излишнее. Пускай она тихо поскрипывает на ветру.
Согласны?
Последние предложения в первой части Вашей работы следует (и это однозначно) написать так:
Нам становилось не комфортно. Мы ощущали на себе чужие взгляды - гневные и злые. Пора было уходить, прощаться с этим местом.
Вдумайтесь, сравните с написанным Вами и постарайтесь согласиться.
По части 2.
Слова "тараканчики" это такие слова, что если их выкинуть из предложения, то смысл текста не изменится. Постарайтесь сами найти их в тексте. А для примера:
... Да и в итоге то они правы, ...
А если убрать "Да", то что изменится? Изменится отношение к Вам как к писателю, который избавляется от "тараканчиков" при первой возможности.
Далее:
-Я директор магазина и его хозяин. Торговый центр полностью принадлежит мне. И всех покупателей я отсылаю в другие торговые точки.
Сказав это, директор вытащил из-под прилавка ведро с грязной водой. Пошарил в нём руками. Достав рваную тряпку, отжал её и стал мыть пол.
-Недавно у меня уволили уборщицу... и т.д.
Именно так надо было построить это повествование. В противном случае оно грамоздко и маловразумительно.
И вот здесь "тараканчик" небольшЕнький. Попробуйте его отыскать:
-Вот же выход! Он у всех у(?) вас под носом!
В разговорной речи второе "у" м.б. и допустимо. В литературной - сомневаюсь.
По части 3.
Мне представляется, что начать её надо так:
В тот день меня разбудил звонок в дверь. ...
Потому как от звонка не просыпаются. Просыпаются от щекотки (например). Или от звука звонка. Согласны?
Далее, и на протяжении всего текста, присутствует очень много "Я". На мой взгляд это "не есть хорошо".
А вот эти фразы:
... я собираюсь делать дела.(?)
Я (опять "я") взял чистый белый листок...
А может так: Взяв лист бумаги...?
... мы просто(?) сели на лавку(?) в одном из парков города(?).
Скажите, Владимир Васильевич, а что - можно сесть не "просто"?; лавка - предмет домашнего (как правило) обихода, а в парке стоят скамейки; парк - атрибут города и только города.
По части 4.
Уберите из текста "Я" и Вы увидите, что и так всё ясно и понятно.
Вот и всё, многоуважаемый Владимир Васильевич. Надеюсь, что наше знакомство оказалось для Вас полезным, а не обидным.
Меня с Сызранью связывают тёплые воспоминания юности. Если появятся желания, смогу "прогулять" Вас по ним.
А пока позвольте обратиться к Вас с просьбой:
По моим непроверенным сведениям в Сызрани проживает Бакулин Борис Владимирович. 1947 г.р.
Если это так, то помогите ему со мной встретиться по электронной почте например. Мы оба будем Вам очень признательны.
Надеюсь на дальнейшие встречи - Евгений Грошев-Дворкин.