Аннотация: читая дневниковые записи одного учителя
Если в сердце другом зажечь не смог
Ни мечты, ни надежд, ни тревог,
Если ты, человек, так бесследно уйдешь -
Для чего ты живешь?
(из песни)
То о чём хочется поговорить касается, в первую очередь, ребят сегодняшнего поколения. Тех, кому, хотят они этого или не хотят, придётся столкнуться с вопросом: - Для чего я жизнь прожил? Кому посвятил деятельность свою, совершенства которой добивался прожитые годы?
Проще ответить : - Не парься! Жизнь идёт своим чередом и окружающим глубоко "до фени" терзания души твоей. Но если душе не успокоиться?! Если каждый из дней ставит вопрос о целесообразности прожитого с восхода солнца и до скончания суток?..
Слов нет, проще не задумываться - день прожит и ладно. Ты получил, что хотел исходя из разумности восприятия окружающего мира. Удовлетворил потребности свои и близких. А завтра... - "Будет день, будет и пища". И счастлив тот, кого не будоражат позывы совершенства. Кто живёт, определив на всю жизнь черту, за которую лучше не заходить, дабы не мучатся терзаниями.
Кто эти люди?! - Это те, для которых читать - "нож острый". А желания сесть за комп и "пошлёпать" по клавишам, поделиться идеями, выводами из думанного-передуманного и в помине нет. И счастлив тот, у кого есть и необходимость, и возможность поделиться со всеми, кто причастен к нашему сообществу - журналу "Самиздат". Счастье это другого рода. Оно насыщенней, богаче, целеустремлённей.
Рассуждая над заданной для читателя темой, прихожу к выводу, что "никто не даст нам избавления". Для того, чтобы "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы", необходимо заявить о себе и деле "которому ты служишь". Заявить во всеуслышание. Чтобы друзья и недруги услышали тебя. Прониклись твоими тревогами, мыслями, сомнениями. И через диалог поведали о своём видении выросших в конце пути проблем. Они у всех весьма схожи между собой: - Для чего мы живём?
С Майей Леонидовной Тараховской познакомился на литературном конкурсе ""Дети и Несправедливость".
Уместность размещения её работ на конкурсе считаю вполне закономерной - она учитель с тридцатилетним стажем. Преподаёт математику в старших кассах общеобразовательной, русскоязычной школы города Каунас (Литва). Ей ли не быть знакомой со всеми "подводными рифами" в школьной жизни.
Её проза, пьесы из окружающей реальности, статьи, дневниковые записи - заслуживают вдумчивого прочтения и равнодушным не оставят. Не оставили и меня.
Не будучи преподавателем, ни "коим боком" не относящийся к когорте учителей, с огромным удовольствием познакомился со многим ею написанным. Многое принимал на веру, с чем-то не соглашался, спорил, высказывал свою точку зрения на проблему озвученную автором и, о чудо(!), ни разу, даже в подтексте не услышал: - Дворкин, не суйся туда, в чём не смыслишь.
Равенство, с которым Майя Леонидовна соглашалась вести диалоги, побуждало меня переходить от темы к теме и открывало передо мной многое из того, о чём раньше и не задумывался. Расширились горизонты гражданских отношений между людьми и внутри бытия жизни школьников и учителей.
И как катастрофа, как катаклизм воспринята было поломка компьютера. Правда, осознал это некоторое время спустя. Более месяца был оторван от общения с человеком мудрым, одухотворённым, по-настоящему счастливым выполняемым делом, которое она выбрала для себя.
В конце предыдущих диалогов автор стал раздражать своей самодостаточностью. Не было у меня увлечённости каждым прожитым днём. И столь обширного, нужного ежеминутно общения не было. Надо было как-то утешиться в своей раздражительности, и я нашёл как - в пристрастии к одиночеству, о чём и поведал Майе Леонидовне.
И как же было больно и обидно, когда одиночество навалилось на меня тяжким грузом. Теперь, хочется думать, все неприятности позади и диалоги наши продолжаться.
Передо мною глава из дневниковых записей Аси Котляр "Мы свет несём". Глава с интригующим названием "Математика языком сердца". Помню, что и при первом прочтении она повергла меня в размышления, но, чтобы возобновить ощущения месячной давности, перечитал её вновь и, поскольку те никуда не исчезли, решил порассуждать над написанным.
Меня, с первого дня знакомства с автором, несколько удивляла восторженность, с которой написаны её рукой документальные работы. Что это? - Желание привить читателю значимость дела, которому автор служит? Так мало ли кто и чем занимается? Это труд! Повседневный труд, которому каждый из нас отдаёт большую часть своего времени из отпущенной нам жизни. Утром на работу, вечером с работы, а дома другие дела и исполнять их необходимо так же, как и те, которым отдаёшься на службе. И что? - Восхищаться исполняемым всегда и везде?
Полноте, мадам! Это никаких чуЙств не хватит, чтобы всем восхищаться. Спокойней надо быть, спокойней! А то настанут по-настоящему счастливые мгновения, а чуЙств не останется. Что тогда делать будете?
И только в разлуке со столь восхищённым человеком дошло до меня, что имею дело со счастливым человеком. Человеком радующемуся окружающему миру и всёму, чем тот его одарил. А преподавательская деятельность в жизни автора занимает далеко не последнее место. И он пишет об этом.
Пишет, не хвастаясь, не выпячивая гордыню достигнутого совершенства. Делится радостью, которую выбранное на всю жизнь дело одарило его самого. И это не значит, что автору всё известно из того - что и как должно быть сделано завтра, послезавтра из того, чем он занимается тридцать лет. Глава наполнена перечнем озвученных вопросов, на которые, путём размышлений, ищутся ответы. И не суть, что ответы эти верны. Завтрашний день покажет, что в рассуждения было правильным, а что нет. Но "завтрашний день" это не "сиюминутный процесс" как написано в тексте. - "Могут пройти месяцы, и даже годы", чтобы ребёнок увидел "красоту жизни, её формы, её грани...". Увидел через математику, через призму её формул, доказательств, рассуждений. Увидел через учительский позыв любить, понимать, прощать. "Именно любовь к предмету, любовь к детям, к себе, к своему труду, к своим близким, к своему государству, к своей планете и есть тот самый рычаг, нажав на который открываются все клапаны души человеческой!"
Человеку, сумевшему написать такое и так, проще будет объяснить и себе и окружающим: - "Зачем я здесь? С какой миссией я пожаловал на эту землю? Что я с собой принёс и с чем я отсюда уйду?"