Познакомился с одной из работ Геннадия Васильевича Ефимова. Когда-то он жил в посёлке близь станции Возрождение. Учился в той же школе, что и я. И вот что примечательно: все, я не преувеличиваю, из ребят того времени с тихой грустью вспоминают о тех годах, когда были пацанами и девчонками. А сегодня, когда жизни почти прожита, во многих присутствует ностальгия. Чтобы как-то загасить это чувство они приступают к изысканиям многого из того среди чего жили. Это один из примеров таких изысканий вышедших из-под пера Гены Ефимова.
Вы не знаете кто такой? Да это уникум из российской глубинки. Такие только в России рождаются. Он из тех, кто, обутый в лапти, прошагал путь от Холмогор (деревня Мишанинская) до Москвы. И, пройдя препоны в обучении, закончив Славяно-греко-латинскую академию, стал homo universalis. Правда, с Михаилом Васильевичем рядом не стоял. Но кто скажет, что тот из себя представлял, родись не в ноябре 1711 года, а в послевоенное время? Думаю, что не больше, нежели автор написавший сей труд. Геннадий Васильевич и сегодня пробует описать историю посёлка Возрождения. Один, словно перст, среди волжской степи. Не многих знаю я, кто отважился в столь кропотливый путь - написать историю, связанную с малой Родиной.
И не удивляйтесь моему присутствию рядом с автором. Писатель он из начинающих, а я при нём как критик-консультант. Гена, ты не возражаешь?
Это вторая работа из тех, с которыми удалось встретиться на тропинках интернета. Первая написана Пашей Базаровым. Она насыщенная фактами и фотоматериалом, называется просто - Возрождение. О ней я отписался землякам и, надеюсь, труд мой дойдёт до адресата. А пока он идёт, обращу внимание на то, что повстречал. На работу под названием "Железная дорога". Это ещё фрагмент из истории посёлка затерявшегося в просторах саратовской степи.
Железная дорога
Ежегодно наша странаторжественноотмечает годовщину со дня разгрома немцев под Сталинградом. Много рассказывают о танкистах, лётчиках, солдатах и генералах, проявивших храбрость и беспредельное мужество.
Гена, дорогой, давай представим, что родился кто-то. А во время родов умерла мать, давшая жизнь человеку. Спрашивается: будет ли он тожественно отмечать день своего рождения? Сомневаюсь.
Победу может праздновать спортсмен в равном поединке. Там без кровищи обходится. Но почему мы и сегодня радостно хлещем водку в честь побед, путь к которым устлан миллионами трупов людей? Ещё большего количества людей обездоленных этой войной. Людей, которых предали смерти генералы, которые, как ты пишешь "... генералах, проявивших храбрость и беспредельное мужество." Не храбрость надо было проявлять, а мудрость. И не допустить перехода границ врагом скопивших войска рядом с ней. А если не дано таковой, то почему ты генералом стал? Почему ты Присягу нарушил, отдав на поругание половину России вместе с матерями, детьми, людьми старыми? С народом, который горбатясь на стройках первых пятилеток, содержал РККА, вооружая всячески, чтобы враг не мог посягнуть на землю восточнее Буга?
Эх, Гена, Гена... Как же далеко твоё мышление от реалий происходивших событий. Думай, дорогой. Думай и не бойся ошибиться. Ты потому такое написал, что тебе не с кем было поговорить на темы тебя беспокоившие. Обидно, что встретились мы столь поздно.
Вся война, названная священной, была результатом беспредельного безразличия к народу своему. Народ не замечал этого потому, что был помешан на патриотизме. А безразличие к судьбе народа, это есть не что иное, как геноцид по отношению к нему. Народу, подчинившемуся вождизму.
Тоже наблюдается и сегодня. И мы должны сделать из прожитого выводы. Подумай над этим.
Но этой победы бы не было без подвода войск, техники и горючего для танков. Всё это перебрасывалось в основном по железной дороге, и только частично речным транспортом. Учитывая сложившуюся обстановку Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО СССР) 23 января 1942 года принял решение о строительстве железной дороги вдоль правого берега Волги в её среднем и нижнем течении. Впервые о проведении железнодорожного пути от Хвалынска до Кузнецка ходатайствовали Городская Дума и Управа в начале ХХ в. Это послужило толчком к началу изыскательских работ по строительству железной дороги, которые были остановлены в связи с революциями, гражданской войной и экономической разрухой. Кстати, деньги на изыскательские работы прислал благотворитель Добролюбов Николай Александрович в 1909 году.
Уверен, что хоть раз в жизни ты едал сборную солянку. Горяченькую, да под водочку, да с другом лепшим - вкус "спесифический". Но это когда она в тарелке и на столе. А вот превращать текст в "сборную солянку" не годится. В нём одна мысль должна следовать - изначальная. Уж если начал о причинах строительства ж.д. путей в военное для России время, так не надо приплетать сюда исторические справки из начала двадцатого века. Для обывателя это чревато тем, что у него в башке всё перепутается. Попробуй со мной согласиться.
Стальную магистраль, протянувшуюся от станции Иловля до станции Свияжск, дорожники должны были сдать в декабре 1942-го. 10 марта того же года изыскательные работы по линии будущей магистрали были завершены. Десятки километров путей по проекту должны были пройти по северо-западной части Хвалынского района от станции Красный затон до Вольского района ст. Буровка. Руководству всех прилегающих к дороге районов были направлены распоряжения о мобилизации на это строительство в порядке военно-трудовой повинности местных колхозников с лошадьми и подводами. Всех, кто уклонялся от мобилизации, подвергали аресту. В связи с ухудшением обстановки на фронте ГКО СССР в мае 1942-го года своим решением сокращал сроки ввода в эксплуатацию приволжской магистрали почти на два месяца. Именно тогда эту строящуюся линию впервые стали называть Волжской рокадой, что переводится как "прифронтовая дорога". Не хватало ни рельсов, ни шпал. Тогда ГКО СССР принял решение: демонтировать 180км путей на линии БАМ - Тында, уложенные здесь ещё до войны. Были демонтированы и другие участки железнодорожного полотна в разных регионах. Более 1000км рельсов и крепежа было получено по ленд-лизу, в том числе средства связи. Один из телефонных аппаратов, полученных в 1942 году, сохранился у автора до наших дней.
Я бы поменял местами источники поставки рельсов. - Более 1000км рельсов и крепежа было получено по ленд-лизу. Недостающее их количество было демонтировано и доставлено с линии БАМ-Тында.
В этом случае подчёркивается масштабность строительства дороги связанная с её важностью.
Многие тысячи заключённых были использованы на строительстве дороги. В "Архипелаге ГУЛАГ" А. Солженицына есть упоминание о Н. Френкеле, руководителе ГУЛДЖС, который также участвовал в строительстве дороги от Сызрани до Сталинграда. С нашего района было мобилизовано население, а именно: старики, дети и женщины. На их плечи легла вся тяжесть строительства. Мне приходилось разговаривать с живыми свидетелями тех событий. Все при рассказе начинают плакать. Местный житель И. С. Егорейченков рассказывал, как они голодные и мокрые приходили в село Благодатное, где останавливались, сушились и кормились по 20 человек в избе у бабушки действующего губернатора Евдокии Утковой (участок дороги проходил в непосредственной близости от села).
Ну и зачем спрашивается, Гена, ты смешал две информации? Одна относится к тому, что строили дорогу обездоленные люди, а другая к "действующему губернатору", бабушка которого, Евдокия Уткова, принимала у себя насильно привлечённых строителей дороги.
И, потом, знаю я село Благодатное, но не помню рядом с ним железнодорожных путей. Или "что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной, помню"?
Задание родины было выполнено в срок, и дорога вступила в строй действующих 10 октября 1942 года.
Однако несколько выше ты пишешь: - "Стальную магистраль, протянувшуюся от станции Иловля до станции Свияжск, дорожники должны были сдать в декабре 1942-го." Полагаю, что это описка от невнимательности. Если так, то поправься. Если нет, то объясни, почему так.
Может написать: - "Задание Родины было выполнено раньше срока почти на три месяца".
Уже в конце сентябре на ст. Иловли под Сталинградом прибывало до 80 поездов в сутки, а количество вагонов в отдельных составах достигало 125 единиц. Старые железнодорожники рассказывали, что выгруженные вагоны танками стаскивали с путей, чтобы не создавать заторов в движении. Помните роман Ю. Бондарева "Горячий снег"? Прямо с эшелона и маршем навстречу танковым армадам Манштейна, пытающимся деблокировать армию Паулюса. Тысячекилометровая магистраль удалось построить в фантастически короткий срок - всего за 6(!) месяцев. Ни раньше, ни позже этого времени никто и никогда не монтировал столь протяжённые железнодорожные пути с такой невероятной скоростью. Впоследствии наш легендарный маршал Георгий Жуков отмечал:
Убери слово "НАШ". Он легенда для того времени. А сегодня, когда услышал о нём: - "Солдат не жалеть. Бабы ещё нарожают." - говорить о легендарности поостережемся. Не будем уподобляться попугаям, и вторить за теми, кто превозносит его.
"Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны"
Гена, дорогой, коренной перелом в ходе ВОВ произошёл на Курской дуге. А "Историческое значение Сталинградской битвы заключается в том, что она положиланачалокоренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны. Поражение немецких армий на Волге заставило их ближайших союзников - Турцию и Японию - отказаться вступить в войну против СССР."
Источник:
https://sovtime.ru/history/vov/radical-change
Только за это нашим женщинам, труженицам тыла можно поставить памятник из чистого золота. Ну, если не из золота, то хотя бы из бетона на таких станциях, как Возрождение или Сенная. Тем более что такая крупная организация, как Приволжская железная дорога могла бы объявить конкурс и оплатить расходы на памятник.
Такой памятник есть. Далее я пишу где он находится. Но если говорить о месте его установки на станциях Сенная или Возрождение, то, следуя логике, их надо установить на каждом километре пути. Однако, во избежание забвения о тех, кто положил свои жизни на строительстве дороги ведущей к победе, было бы правильно установить на всех станциях мемориальные доски с краткой информацией о том почему, когда эта дорога появилась и что это стоило советским людям.
Между тем у нас хватает денег на памятники Колчаку, Бродскому и многим другим подобным персонажам. Где кинофильмы, где Сванидзе и Млечины, поющие осанну разрушителям и грабителям России?
Опять ты, Гена, смешал "Божий дар с яичницей". Пойми, что написанное это как картина, где не должно быть штрихов, не относящихся к сюжету отображённому на полотне. Чем больше "штрихов", тем взгляд "разбегается" не позволяя сосредоточиться на главном. За штрихами теряется фабула, а этого быть не должно.
Я не представляю себе памятника в виде женщины с оголённой грудью, ни с короной, как у статуи свободы, но представляю простую колхозницу с киркой, лопатой, тачкой, ломом на плечах и в "кирзачах". По крайней мере, это будет реалистично. Эпитафией к памятнику могут послужить слова Некрасова: "Все претерпели, мы, божии ратники, мирные дети труда<...>/все ли нас бедных добром поминаете, или забыли давно?"
Именно так отобразила Нонна Мардюкова путевую обходчицу в одной из теле-зарисовок. Ты позабыл добавить сюда: седую, с неухоженными волосами, сбитой на бок косынкой, измученным взглядом отображающем всю тяжесть труда, которому она отдала свою жизнь.
Мы много говорим о патриотизме, а этот памятник как раз бы соединял народ идейно и нравственно.
А вот об идее давай промолчим. Мало ли нас пичкали всяческими идеями на протяжении всей жизни? И что в результате? Или опять захотелось оказаться среди тех, кто строил "светлое будущее"?
Жизнь человека должна двигаться не идеей, а стремлением к благосостоянию построенного своим трудом. И государство, если оно действительно обеспокоено судьбами народа своего, должно обеспечить его такой возможностью. Т.е. возможностью трудиться на добровольной основе. - Хочешь жить красиво - работай. Не хочешь - не работай.
До сих пор старики, которые участвовали в строительстве дороги и оборонительного вала между Волгой и Терешкой не могут получить соответствующих надбавок к пенсии. Всё потому что во время войны были малолетками и не оформили документы, а чтобы подтвердить, что были, надо найти тех, кто с ними работал, да старше по возрасту. В общем надо найти участников Бородинского сражения.
Те, о ком ты говоришь, не единственные в нашей стране. Таких множество. И это ещё раз говорит о том, как государство российское относится к народу своему. Другой раз задумаешься: - И почему ему такая непруха? И только один ответ "скворчёнком стучит в виске" - "всякий народ достоин того правительства, которое выбирает".
В течение 30 лет население прибрежных сёл реки Терешки пользовалось пригородным поездом Буровка - Сызрань.
А это тут зачем? Где начало у этой информации, а где конец?
Наверное, вы зададитесь вопросом, почему я настолько подробно
остановился на строительстве дороги?
Отвечу: строительство дороги - это многочисленные топонимические названия: станции и разъезды, пикеты и тупики. Сейчас, многое, что строилось в районе разрушено, а дорога работает. Мало того, в последние годы проложили второй путь и сделали электрификацию.
Дорога дала жизнь прилегающей территории. Забери дорогу, и жизнь станет скучной. В нашем районе участок железной дороги проходит по верхней террасе реки Терешки от станции Возрождение до Сенной. Перепадов в высоте почти нет, правда, много мостов, пропускающих воду ручьёв из оврагов.
Всё ты, Гена, говоришь правильно. Именно поэтому Россия и сегодня считается краем не обжитым. А будь дорог в ней больше, то и жизнь бурлила во всех её краях. И экономика развилась до достаточной необходимости. И люди зажили состоятельней...
Я думаю, что придёт время, и рядом с железной дорогой проложат асфальтовую. И тогда, большегрузные автомобили не будут зимой полировать "девичьи горки".
А вот этого не надо. Экономически нецелесообразно. Тогда дороги эти будут дублировать друг друга. А зачем? - спрашивается. Лучше построить дороги там, где они необходимы как воздух. Таких мест в России предостаточно.
* * * * *
Ну, а это, Гена, тебе материал для написания истории нашей дороги, но в художественном исполнении. Славная повесть получится, если вооружиться некоторой фантазией, придумать героев того времени и вдохнуть в них жизнь такую, какую видит писатель.
"Памятники - свидетели доблести разных поколений: Волжская рокада".
В сентябре 1941 года по молниеносно подготовленному проекту тысячекилометровой линии Свияжск - Сталинград только началась отсыпка полотна.
В ведомственных архивах можно познакомиться с проектными и строительными документами. Они свидетельствуют о том, что в работе участвовали 31556 человек. Вооружены они были 17 экскаваторами, 392 автомашинами ЗИС-5, 20 тракторами и 1082 лошадьми. Стройка располагала 480 армейскими брезентовыми палатками размером 7х 21 метр. Были прикреплены 18 паровозов. Свыше 19 тысяч тонн рельсов легли на 354159 шпал.
А уже 27 сентября 1942 года по новой железной дороге на участке Свияжск - Ульяновск прошел первый грузовой поезд, и 13 декабря того же года началось движение пассажирских поездов и воинские перевозки.
Построенная рокадная железная дорога на берегу Волги, начало которой было положено в Буинске, помогла доставить в район Сталинграда 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, горючим, продовольствием и медикаментами. Военные железнодорожники обеспечили фронт всем необходимым и сделали все для победы наших войск над трехсоттысячной армией Паулюса, стоявшей у ворот города на Волге.
Из десятков тысяч строителей Волжской рокады нашлись только несколько человек. Это бывшие колхозницы из деревни Студенец Аминя и Зинура Хайруллины, Фатыма Хатямова
В честь 70-летия строительства железнодорожного участка Свияжск-Ульяновск на станции Буа был установлен памятник её строителям. Памятник - свидетель доблести разных поколений: наших дедов и прадедов, отцов и представителей будущего поколения, кто свяжет свою судьбу с железной дорогой.
Немного осталось в живых из тех, кто строил дорогу. Их воспоминания - горьки и страшны. Как лили дожди, превращая в жижу чернозем, как выли бураны. Как на прокладке дороги люди умирали от холода и болезней - и могилы их потеряны где-то рядом с насыпью. Таково одно из лиц войны. Великому примеру этих героев последовал мой дед, он стал железнодорожником.
Волжская рокада - истинный трудовой подвиг людей. Во имя победы над врагом был построен путь к победе. Каждый участвовавший в строительстве специального и стратегического важного объекта железной дороги Сталинград - Свияжск, их самоотверженный подвиг неповторим и достоин уважения и почета. Вечная им память!