Дзен Ная : другие произведения.

Он не бес - бес в нём!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализ образа Николая Ставрогина

    []
  Кадр из фильма "Бесы" 2014 года. В роли Николая Ставрогина Максим Матвеев.
  
  Мое знакомство с творчеством Фёдора Михайловича Достоевского произошло во время изучения романа "Преступление и наказание", входящего в школьную программу. Я полюбила этого писателя не сразу: понадобилось некоторое время, чтобы освоиться с его необычным стилем и привыкнуть к психологическому напряжению, сопровождающему меня на протяжении всего произведения.
  Некоторое время спустя я открыла для себя ещё один роман Достоевского, который стал моим любимым - "Бесы". Начинала с просмотра сериала 2014-го года, впоследствии прочитала и само произведение и с уверенностью могу сказать, что такие яркие и живые образы даже в классической литературе - редкость. Я хотела бы начать разговор с обсуждения образов героев, поскольку лично для меня они представляют даже больший интерес, чем сам сюжет.
  Первый вопрос, который задаёт себе читатель при знакомстве с романом: "О каких бесах идёт речь?", ведь изначально название произведения воспринимается буквально. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы не внёс в название обобщённую и, в то же время, наиболее точно сформулированную проблему, поднятую в романе. Если говорить, подражая манере Кириллова - одного из героев - то писатель изобразил "человекобесов", то есть бесов в человеческом обличье. Так кого из героев произведения можно назвать таковыми?
  После ознакомления с произведением я взялась за изучение критических статей, и была очень удивлена прочитанным. Почти все исследователи, труды которых я изучила, называют "человекобесами" двух героев - Петра Верховенского и Николая Ставрогина. Как вы могли понять по названию статьи, я хочу поговорить об образе Ставрогина. О Верховенском стоит побеседовать отдельно и, думаю, в другой статье.
  Я не совсем согласна с утверждением критиков. Я не отношу Николая Всеволодовича к числу тех бесов, о которых говорится в названии произведения. Конечно, он далеко не идеален. На его совести лежит множество подлых и низких поступков, часть из которых он совершал сам, а в другой части являлся равнодушным, безмолвным наблюдателем, что ничуть не лучше. И всё же... передо мной предстаёт образ отнюдь не жителя Преисподней. Я вижу не беса, а запутавшегося человека, который борется с этими самыми бесами, живущими внутри него. Поступки Ставрогина очень часто морально противоречат друг другу. В герое словно обитают две противоположные личности: благородный, деликатный, обходительный человек, и циничный, бесчестный, самовлюблённый бес.
  Как пример можно привести диалог героя с Петром Верховенским: "тёмная" сторона личности Ставрогина советует "другу" натравить четверых участников заговора на пятого, подговорить их убить его и таким образом связать всех одной тайной: "Рабами Вашими станут!". Но уже спустя некоторое время "светлая" сторона, разгадавшая коварный план Верховенского, клянётся защитить Шатова, который был выбран в качестве жертвы, и не позволить убить его: "Знайте - Шатова я Вам не отдам!".
  Быть может, Ставрогин просто теоретик, имеющий склонность к составлению отвлечённых логических схем? Быть может, он сделал предположение, не думая о последствиях? И осознал опрометчивость сказанного только тогда, когда увидел реальность предложенного им плана, когда на его глазах в действие вступили конкретные, живые люди? Но мне кажется, что это было бы слишком просто для такого глубокого психолога, как Достоевский. В моём понимании существует два разных Ставрогина, которые отчаянно борются между собой, время от времени оттесняя друг друга. Он и сам говорит об этих противоречиях: "Я лишил жизни на дуэли двух невинных передо мною. Я однажды был оскорблен смертельно и не отмстил противнику".
  Давайте немного отойдём от спора, человек он или бес, и подумаем о причинах. Чем же вызван этот внутренний конфликт? Я вижу два объяснения. Первое, и самое простое - психическое заболевание. Как мы знаем, Николай Всеволодович бывает подвержен внезапным приступам помешательства. Современные критики даже диагностировали у него шизофрению. Вполне возможно, что такие кардинальные перемены в поведении и поступках героя вызваны раздвоением личности. Да и сам Ставрогин рассказывает архиерею Тихону о своих видениях, о том, что порой он чувствует рядом присутствие злобного существа, в котором видит самого себя: "Это я сам в разных видах, и больше ничего". Трагическая развязка также говорит в пользу этой теории: абсолютно адекватный человек не способен совершить самоубийство, ему помешает инстинкт самосохранения, которого нет у психически больных людей. Есть и второе объяснение - Ставрогин пытается найти верный, праведный путь и в поисках его бросается из одной крайности в другую, надеясь найти правильную дорогу. Я считаю, что обе теории имеют право на существование.
  Вернёмся к образу героя. Неопубликованная глава "У Тихона", в которой Николай Всеволодович рассказывает священнику о своём страшном поступке, погубившем жизнь маленькой Матрёши, переворачивает наше представление о герое. Каким бы оно ни было изначально, после прочтения этой главы Ставрогин вызывает у читателя отвращение и неприязнь. Почему же я оправдываю его? Наиболее весомый аргумент, на который я опираюсь - он раскаивается, искренне сожалеет о содеянном, страдает. Он запутался в жизни и в самом себе. В поиске выхода вновь и вновь натыкается на стены, не видя возможности выйти из этого бесконечного лабиринта. Несмотря на попытки казаться независимым от чужого мнения, в глубине души герой ищет прощения и сострадания от других людей:
  "- Ответьте на вопрос, но искренно, мне одному, только мне: если б кто простил вас за это (Тихон указал на листки), и не то чтоб из тех, кого вы уважаете или боитесь, а незнакомец, человек, которого вы никогда не узнаете, молча, про себя читая вашу страшную исповедь, легче ли бы вам было от этой мысли или всё равно?
  - Легче, - ответил Ставрогин вполголоса, опуская глаза. - Если бы вы меня простили, мне было бы гораздо легче, - прибавил он неожиданно и полушепотом."
  Кроме того, на формирование такого моего отношения к Ставрогину повлияли и слова архиерея Тихона: "...многие грешат тем же, но живут со своею совестью в мире и в спокойствии, даже считая неизбежными проступками юности... Вы же почувствовали всю глубину, что очень редко случается в такой степени."
  В какой-то момент я задалась вопросом: что же я чувствую по отношению к Ставрогину? Мне понадобилось некоторое время, чтобы решить это для себя, и теперь я могу сказать: мне жаль его. Читая исповедь, я вижу хоть и порочную, но страдающую и способную на покаяние личность. А ещё мне жаль, что Ставрогин оказался недостаточно сильным, чтобы исполнить своё намерение и добровольно отдать себя под суд - людской и божий.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"