Джем : другие произведения.

Взгляд с другой стороны кулис

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Взгляд с другой стороны кулис
  
   Я не помню как начиналось это чувство - как первая неловкая любовь -
   но чистая, охватывающая всю, до кончиков пальцев... Я долго
   наблюдала за младшей сестрой, отводила ее на репетиции, помогала
   готовить костюмы к концертам, незаметно мерила ее маленькие
   балетки...Хм.. балетки были не настолько маленькие - у нас ведь
   небольшая разница в возрасте..
   И в один день поняла: я невыносимо страдаю от того, что я не на сцене,
   что я, эмоциональная натура, на выражаю себя через то, что наиболее
   мне подходит - в танце, гипнотизирующей и пьянящей пластике...
   Мама составила мне компанию (не скажу же я "привела"), мы пришли к
   хореографу, в ансамбль классического танца "Дивертисмент", и
   Валентин Николаевич Лебедь (какой потрясающий символизм!) сказал:
   "Я долго наблюдал за тобой - когда же ты наконец решишься!"
   Как во всем - был долгий путь, особенно когда балериной быть не
   хотела, и думала - немного тренировок - и вот я уже на сцене!.. Была
   постановка ног, рук, спины, головы (о технике говорить не буду - это
   мало интересно неискушенному (как принято говорить) читателю и
   оставим это великим балеринам). Мои близкие, которые давно со мной,
   могут рассказать, как я не люблю, когда меня ломают... Только из-за
   этого насмарку могут пойти все труды педагогов, но им стоит знать со
   мной: я ненавижу, когда меня оскорбляют или унижают, чтобы я,
   обидевшись, достигла высот, доказала всем! Ласка и похвала - и я всего
   достигну гораздо быстрее. Только в институте я сформулировала для
   себя: мне нужен подход из "Укрощения строптивой".
   Когда в 11 - 12 лет я пришла и меня начали ломать - я ненавидела
   "станок" - так мы называли наши тренировки - и хореографа, но
   обожала постановки, репетиции и концерты.
   Мы, по молодости, ужасно трусили, входя в зал, но питали
   безоговорочное уважение (привитое педагогами) к нашему гению
   балета и сцене. А она видит все - тебя насквозь - трепетную,
   страдающую, больную, неготовую...
   Все трения, нервы, переживания и слезы первых лет я опущу, чтобы не
   портить картину, которую хочу нарисовать...
   Картину репетиций и выходов на сцену в сознательном возрасте, когда
   хореограф стал нашим исповедником, а сцена - молельней...
   Мы приходили на репетиции обычно дважды в неделю (еще 2 раза в
   неделю у нас был "станок"). Мы репетировали, как правило, на сцене -
   входили в темный зал, куда пускали только нас, над сценой горели
   передние софиты, закулисье - в сумраке.
   На верхних рядах мы переодевались, обтягивали себя чернотой трико
   и любя одевали балетки на белизну носочков, ритуально перевязывали
   ленты; собирали волосы - сперва в тугие аккуратные узелки над
   затылком, а в последние годы, будучи уже взрослыми, с изысканной
   небрежностью подбирали как-нибудь наверх.
   Не было в этом общего трепета - все делалось под разговоры, сплетни -
   куда же без них - новости, шутки...А у каждой внутри трепетала в
   предвкушении душа...
   С необычайной легкостью и некоторой грациозной небрежностью мы
   сбегали к сцене, поднимались на 3 ступени - и вот она! Обитель муз и
   снов! Только ступив на дощатый покров сцены - сразу чувствуешь
   прилив необъяснимой легкости. Так и кажется, что оттолкнись - и
   наверняка воспаришь - просто бестелесно над ней и сможешь все! Если
   выходишь без настроения - она может отомстить и включить
   гравитацию. И тогда - как в классике у Бендера - ртутный столб давит
   сильнее, и центр притяжения - яркая точка внутри, как магнитом, тянет
   вниз - душа не хочет работать.
   Если же настроение в норме - начинаем разминаться - и нам не нужны
   команды, мы сами знаем, что нужно нам, нашему учителю, сцене...
   И наступает момент, когда он говорит "встаньте на такой-то танец"
   (терминология наша..). И начинается музыка.. если мы все в едином
   порыве, попали в унисон - он смотрит, комментирует, поправляет, но
   музыка - звучит. Значит - все неплохо. А если мы не разогрели душу,
   или голову, или ноги (а это так же плохо, как любовь без ласки) - он
   рвет музыку, он недоволен, и это также плохо, как прерванная любовь.
   Чем больше рвешь, тем тяжелее. И вот все начинают звучать! И это
   можно сравнить можно сравнить с тем, как губы встретились, руки
   сплелись, ласка нашла отзыв и повторилась, и вот точка невозвращения
   пройдена и дальше - только полет, нега, невозможное удовольствие!..
   ... у каждой - свой танец. Нет, не для нее одной поставленный, а ею
   одной прочувствованный, выстраданный, рожденный, ее экстаз и
   страдание... даже если многим один и тот же танец нравится или
   грезится.
   Я к своему шла 10 лет... я его учила, репетировала, желала, пока спустя
   столько лет не сказала "Да!..Я могу!.." и раскрылась. Ведь мало
   чувствовать! Танцовщице надо уметь это показать так, чтобы последние
   ряды огромного зала ощутили ее боль, задрожали, поняли!
   Для меня этот танец - "Ангустиа" или Сан-Лукар" под музыку
   Родригеса. Испания, черное с красным подбоем, горящие угли -глаза, и
   бесконечное напряжение, и тело-струна, и горячие черные тела
   танцовщиц вокруг...
   Однажды я почувствовала, что я-девушка выросла, и я-молодая
   женщина уже могу рассказать эту историю. По-своему, но о том, что
   хотел сказать наш хореограф.
   У нас были гастроли в Германии - он мне доверил этот рассказ. Мои
   зрители услышали и почувствовали... Потому что я дала им всю себя,
   приправленную острыми специи своих подруг. Мы были одним
   чувством: острый вкус ненависти-чили, оглушенный уксус
   предательства, горячее блюдо страсти, кисло-сладкий вкус
   отверженности и надежды...
   Одним взглядом мы отбрасывали весь зал назад, горячим дыханием
   возвращали его обратно... И после ухода со сцены оставалось тихое
   дыхание, пауза, билась мысль под потолком и лишь после -
   аплодисменты, которые звучали громом. И сейчас мне все равно
   кажется, что я не все сказала... или у меня появилось еще что-то?..
   когда болит душа - хочется ее выпустить наружу через танец, часто -
   именно этот... или другой... от Альбинони, тот, что можно назвать
   "Украденным сном"...
  
   07.02.06
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"