Аннотация: А все эти "марксы и энгельсы", "рабочие и колхозницы", "булыжники пролетариата" и прочие "перековыватели мечей на орала" - это как, памятники истине?
Поставим памятник
в конце длинной городской улицы
или в центре широкой городской площади,
памятник,
который впишется в любой ансамбль,
потому что он будет
немного конструктивен и очень реалистичен.
Поставим памятник,
который никому не помешает.
У подножия пьедестала
мы разобьем клумбу,
а если позволят отцы города, -
небольшой сквер,
и наши дети
будут жмуриться на толстое
оранжевое солнце,
принимая фигуру на пьедестале
за признанного мыслителя,
композитора
или генерала.
У подножия пьедестала - ручаюсь -
каждое утро будут появляться
цветы.
Поставим памятник,
который никому не помешает.
Даже шоферы
будут любоваться его величественным силуэтом.
В сквере
будут устраиваться свидания.
Поставим памятник,
мимо которого мы будем спешить на работу,
около которого
будут фотографироваться иностранцы.
Ночью мы подсветим его снизу прожекторами.
Поставим памятник лжи.
(Иосиф Бродский. "Памятник")
Не знаю, какой такой особенный "памятник лжи" виделся Иосифу, а по-моему эти памятники в совке (и не только) и так было наставлены сотнями тысяч, на каждом шагу.
Чем не "памятник лжи" каждое изображение картавого "вождя геволюции", обещавшего "землю кгестьянам", "фабгики габочим" и счастливую жизнь всем вместе, а потом истерически визжавшего: "Гасстгелять, гасстгелять, гасстгелять! Повесить, непгеменно повесить! Бгать заложников! Сомнительных в концлагегя!" и так далее.
А сколько памятников было эрегировано "вождю народов" и "гению всего человечества", самому лютому извергу всех времён и народов, по приказам которого были убиты, запытаны, умерщвлены голодом, стёрты в лагерную пыль, посланы на верную смерть в бессмысленных атаках во время войны, им же устроенной, десятки миллионов людей? Теперь-то эти памятники почти все сняты, но на его могилку под кроваво-красной кремлёвской стеной зазомбированное население до сих пор несёт красные гвоздички в прОклятый день его рождения. И время от времени то тут, то там новенькие бюстики ставят усатому людоеду. Пророчески звучат сегодня заключительные слова стихотворения Александра Галича:
Когда в городе гаснут праздники,
Когда грешники спят и праведники,
Государственные запасники
Покидают тихонько памятники.
Сотни тысяч (и все - похожие)
Вдоль по лунной идут дорожке,
И случайные прохожие
Кувыркаются в "неотложке"
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!
На часах замирает маятник,
Стрелки рвутся бежать обратно:
Одинокий шагает памятник,
Повторенный тысячекратно.
То он в бронзе, а то он в мраморе,
То он с трубкой, а то без трубки,
И за ним, как барашки на море,
Чешут гипсовые обрубки.
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!
Я открою окно, я высунусь,
Дрожь пронзит, будто сто по Цельсию!
Вижу: бронзовый генералиссимус
Шутовскую ведет процессию!
Он выходит на место лобное -
Гений всех времен и народов! -
И, как в старое время доброе,
Принимает парад уродов!
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!
Прет стеной мимо дома нашего
Хлам, забытый в углу уборщицей, -
Вот сапог громыхает маршево,
Вот обломанный ус топорщится!
Им пока - скрипеть да поругиваться,
Да следы оставлять линючие,
Но уверена даже пуговица,
Что сгодится еще при случае!
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!
Утро родины нашей - розово,
Позывные летят, попискивая.
Восвояси уходит бронзовый,
Но лежат, притаившись, гипсовые.
Пусть до времени покалечены,
Но и в прахе хранят обличие.
Им бы, гипсовым, человечины -
Они вновь обретут величие!
И будут бить барабаны!..
(А. Галич, "Ночной дозор")
А все эти "марксы и энгельсы", "рабочие и колхозницы", "булыжники пролетариата" и прочие "перековыватели мечей на орала" - это как, памятники истине?
"Любое государство любит руководить всем, советское государство любило это больше других.
С одной стороны, оно хотело идеологизировать все: от фильмов и книг до улиц и площадей. С другой, идеологическое хорошо чувствует себя там, где не требуется реакции населения. Например, за памятники, в отличие от фильмов и книг, население своих денег не платит, это деньги государства, поэтому реакция населения здесь пассивна". (1)
Изобразительное искусство отличается от, скажем, литературы или кино прежде всего тем, что скульптура или картина стоят дорого и по частям не продаются.
Книгу читатель может купить относительно дёшево, а издательство, её напечатавшее, получает прибыль от её продажи по частям, за каждую проданную копию отдельно. И выплачивает долю от прибыли автору. Все довольны.
То же самое и с кинокартиной: зрители покупают билетики в кинотеатр, и эти деньги вливаются тысячами ручейков в киноиндустрию и распределяются между сценаристом, режиссёром, актёрами, кинотеатрами, покрывают расходы на создание фильма - и опять всем участникам проекта по созданию кино что-то достаётся, каждый на свою долю от общей прибыли может жить и покрывать свои материальные нужды.
На скульптуру же, или на произведение живописи, нужен покупатель. То есть ценитель данного вида искусства, располагающий солидными средствами, часть которых может выложить на удовлетворение своих эстетических потребностей. В царской России были меценаты - богатые купцы, дворяне, интеллигенция и другие представители элиты, которые могли позволить себе покупать произведения изобразительного искусства и наслаждаться ими в своё удовольствие. Состоятельные люди заказывали известным художникам свои портреты, а скульпторам, к примеру, надгробные памятники своим дорогим усопшим родственникам и так далее. Отдельные картины и скульптуры покупались музеями и другими государственными учреждениями.
И вдруг в одночасье всё радикально поменялось. "Буржуев", "эксплуататоров" и интеллигентов частью поубивали, частью выдавили за границу. В городах сразу же после октябрьского переворота начался массовый голод, в ответ на продразвёрстку начались крестьянские восстания, на всей контролировавшейся большевиками территории зверствовала ЧК, в стране вспыхнула гражданская война, закончившаяся уже настоящим голодомором с миллионами жертв и людоедством. Произведения изобразительного искусства покупать стало некому, заказы живописцам и скульпторам прекратились. А кушать-то надо всем.
И вдруг для людей искусства возникла возможность хоть что-то заработать: большевики догадались поставить изобразительное искусство себе на службу, использовать его в качестве наглядной агитации и пропаганды.
"Ленинский план монументальной пропаганды - это предложенная В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии". (2)
Чем дальше, тем более грандиозные проекты восхваления собственной власти рождались в процессе "кипения возмущённого разума" невежественных новых хозяев жизни. Художникам, как талантливым, так и посредственным, надо было как-то выживать. Пришлось соглашаться на выполнение социальных заказов от выпрыгнувших "из грязи в князи" руководителей государства. Кто-то соглашался продавать свой талант скрипя зубами, кто-то - с энтузиазмом.
"План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. За 1918-1923 годы было сооружено около тридцати монументов, некоторые из которых сохраняются в Москве до сих пор". (2)
"Когда произошла пролетарская революция, никто не понимал, какой должна быть художественная форма для выражения новых идей. Понятно, что никто из творцов не готовился к таким событиям заранее. Художники сначала получали образование в провинциальных училищах, потом в Академии Художеств, затем работали совершенно в другой культурной атмосфере и у них не было опыта существования в рамках жесткой, тотальной идеологии. До революции не было визуальной пропаганды царизма в том смысле, какая была в советское время, - фасады доходных домов Санкт-Петербурга не пропагандировали царский режим, это были обычные дома в стиле неоклассицизма. <...>
Когда в начале 20 века в Италии, Франции и России возникают футуризм и кубизм молодые художники и искусствоведы восторженно воспринимают его как критику буржуазного искусства, погрязшего в позднем академизме, декадентском ар-нуво и стилизаторском эклектизме. Кубо-футуризм становится знаком всего прогрессивного и революционного. Многие из художников-авангардистов пытаются сделать это течение главным в Советской России. Но часть советских теоретиков пытаются противостоять футуристам. Их доводы строятся на классовых основаниях. Да, говорят они, художники-футуристы критиковали буржуазное общество, но находились внутри него. Пытаясь создать новую реальность, они разрывали художественную форму на фрагменты, таким образом борясь с "буржуазным обществом и буржуазным искусством", показывая его отсталость. Но что могут разрывать на фрагменты советские футуристы? Зачем они нужны социалистическому обществу, когда все строят новую реальность, которую не нужно ни взрывать изнутри, ни критически анализировать? Помогаем ли мы социалистическому строительству тем, что разрушаем художественную форму?
Естественно, что это была одна из позиций. В полифонии мнений 20-х годов были и противники и защитники футуристов, конструктивистов. Параллельно шли споры между сторонниками реалистического искусства в духе передвижников и пролеткультовцами, между "производственниками" и "станковистами". От всех этих художественных битв, сложных доказательных построений, полемических дискуссий в художественную критику 1930-1940 годов перешло лишь несколько терминов. Каждый из них мог быть как нейтральным, высказанным с небольшой степенью неодобрения, так и максимально убийственным, приводящим к буквальным репрессивным последствиям". (3)
"Советский Союз вынес на свой пьедестал не реальность, а метод ее изображения - соцреализм, который и рассказывал, какой именно должна быть реальность. И это важно, поскольку наше стандартное поведение всегда уводит нас от положения еретика, не признающего то, что признают все. Этот тип поведения не любят все государства, просто тоталитарные государства применяют для борьбы с этими уходами в свой собственные мир, что в советское время именовалось "внутренней эмиграцией", более жесткие методы возврата к реальности.
Информационные и виртуальные потоки создают картину мира, насквозь прошитую не фактами, а интерпретациями. Виртуальные миры - это вообще чистые интерпретации, поскольку выход на реальные факты здесь очень косвенный. Роман - не газета, его герои не ходят по улицам, а существуют в воображении писателя. Но и газета тоже является набором фактов, "прошитых" вместе теми или иными интерпретациями. <...>
Картина мира советского человека была столь же строго иерархической, как и в прошлые эпохи. Народ мог стоять в центре этой иерархии чисто условно. Иерархия расставляла людей на разные ступеньки подобно религиозно-церковной. Маркс-Ленин-Сталин стояли на вершине. Это по формуле Микояна "Сталин - это Ленин сегодня" живой Сталин попал в список почитаемых такого уровня, как после смерти.
Цензура не пропускала все факты, которые могли навредить модели мира советского человека. И не только те, что приходили с Запада, но и свои собственные. Например, если у членов Политбюро был статус богов, поэтому ничего отрицательного о них не могло появиться в печати, поскольку они были высшими богами, но также нельзя было плохо отзываться и о героях". (1)
Скульпторы и художники обязаны были возвеличивать в своих произведениях этих "высших богов" из политбюро и всевозможных новых социалистических героев, но прежде всего - "верховных социалистических божеств" - марксистских пророков (Маркса и Энгельса) и революционных вождей (Ленина и Сталина). Только за 1918-1923 годы (вспомните, какие это были годы!) было сооружено около тридцати идеологически выдержанных монументов.
"План монументальной пропаганды <...> состоял в создании из временных материалов памятников новым культурным героям-революционерам, лидерам крестьянских восстаний, прогрессивным писателям и философам. В 1920-х годах десятки таких произведений были созданы в Москве и Петрограде. Монументальный план осуществлялся не только в бесконечном преодолении технических сложностей - плохих материалов, отсутствия фундаментов и невозможности отливки скульптур из металлов. Скульпторы творили в обстановке отчаянной вражды между художественными группировками за официальное признание властями их программы единственно верной. "Традиционалисты" пытались менять свой стиль на более новаторский, "реалисты" защищали свои взгляды, говоря о близости их искусства к пролетариату". (3)
"Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу был выполнен скульптором С.А. Мезенцевым и установлен 7 ноября 1918 года на площади Революции. Сооружение памятника было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого выделили специальные ассигнования и объявили конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов. Несмотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище "двое в одной ванной". По всей вероятности, не самое лучшее качество работы почувствовали и большевики из Моссовета, потому что скоро памятник Марксу и Энгельсу был с площади Революции убран. <...>
"Памятник революционным мыслителям". Этот необычный монумент архитектора Н.А. Всеволжского появился в 1918 году в Александровском саду. Это переделанный обелиск-монумент, посвященный трехсотлетию царствования дома Романовых, который был установлен в саду в 1914 году. Автор первоначального проекта - архитектор С.А. Власьев. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых. В 1918 году по плану монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название.
Фамилии царей были стесаны, двуглавый орел был демонтирован, а сам памятник обрел название "Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся". Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости обелиска: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов. В центре в венке было вырублено: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В 1966 году, в связи с возведением Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа к гроту "Руины". <...>
Памятник М. Робеспьеру. Еще один монумент ленинской монументальной пропаганды, появившийся в Александровском саду, - памятник Робеспьеру скульптора Б.Ю. Сандомирской. Памятник был открыт 3 ноября 1918 года у грота "Руины". Газета "Правда" писала: "Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, - сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. - Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет "Марсельезу". Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем".
Но простоял памятник совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же "Правде" от 9 ноября 1918 года: "Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ноября был уничтожен чьей-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван..." Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился. <...>
Памятник Ивану Каляеву. В 1918 году Александровский сад заполонили скульптуры монументальной пропаганды. У входа в сад появился памятник И.П. Каляеву работы скульптора Б.В. Лаврова. Он заменил взорванный (по официальной версии) памятник Робеспьеру. Каляев - террорист, совершивший убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова. Москвич Никита Окунев 13 ноября 1918 года записывает в своем дневнике: "Видел открытый памятник социалисту Каляеву. На одной стороне пьедестала написано: "Уничтожил Велик. Кн. Сергея Романова". На других сторонах ничего нет. Значит - нет и других заслуг, кроме "уничтожения"?!..." <...>
Памятник М.А. Бакунину. Памятник был установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б.Д. Королевым, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты писали о "взбесившейся фигуре". Памятник не был принят даже самими анархистами, которые выразили протест против такого "скульптурного издевательства" над вождем. Моссовет постановил памятник снять. <...>
Памятник Дантону. Памятник был исполнен скульптором Н.А. Андреевым и установлен в 1919 году на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими "рублеными" плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Народная молва моментально окрестила монумент "памятником говорящей голове" из "Руслана и Людмилы". Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят". (2)
Однако подобное экспериментирование и разнобой стилей наблюдались только в самом начале существования совдепии. Постепенно коммунистическая идеология втиснула всех творцов прекрасного в прокрустово ложе социалистического реализма.
Памятники В.И. Ленину начали появляться еще при его жизни. Первый бюст Ленина работы Г.Д. Алексеева (1919) был установлен в ряде городов. В 1923 году ещё один бюст работы того же автора был сооружён в Рыбинске, а в Петрограде 7 ноября был открыт гипсовый бюст Ленина, отлитый из гипса скульптором М.Я. Харламовым.
После смерти "вождя пролетариата" 21 января 1924 года памятники ему стали расти на территории всей страны как грибы после дождя:
1924 год: Ногинск (22 января, на следующий день после смерти вождя), Куртатинскре ущелье, Северная Осетия (24 января), Петрозаводск (памятный знак, 27 января), Уфа (1 мая), Балашиха (скульптор Щербаков), Омск, Рыбинск (7 ноября, скульптор Андреев), Заславль (Минская область).
1925 год: Калуга (5 июля), Кольчугино (Владимирская область, 7 ноября), Краснодар, Сергиев Посад (7 ноября), Реутов (скульптор Г.Д. Алексеев), Кулебаки (Нижегородская область).
1926 год: Великий Новгород, Никольск (Пензенская область), Ленинград (Проспект Обуховской обороны, скульптор М.Я. Харламов), Ленинград (Свердловская набережная, тот же автор), Ленинград (на броневичке, у Финляндского вокзала, скульптор С.А. Евсеев), Пушкин (Ленинградская область, скульптор М.Г. Манизер), Детское Село (Ленинградская область, тот же автор), Кропивницкий (Кировоградская область, тот же автор).
1927 год: Нижний Новгород (скульптор В.В. Козлов), Ленинград (Красногвардейский переулок, тот же автор), Ленинград (у здания Смольного, тот же автор), Ломоносов (Ленинградская область, территория Нижнего парка, предположительно тот же автор), Ашхабад (скульптор Е.Р. Трипольская).
Начиная с 1929 года, после установления единоличной власти Сталина, по всей стране начинают возводиться памятники "вождю народов". Первый такой памятник был сооружён в канун празднования 50-летия Сталина (скульптор М.Я. Харламов). С середины 1930-х уже была налажена настоящая индустрия по производству памятников вождям - Ленину и Сталину, и изредка посвящённым другим темам.
"Памятники Сталину значительных размеров, как правило, устанавливали в центре города, села, посёлка на центральной улице, площади, нередко носившей имя самого Сталина, возле административных зданий. Памятники Сталину меньших размеров устанавливали в парках, скверах, садах, пришкольных участках, больничных городках и территориях высших и средних учебных заведений. В Москве памятник вождю установили даже в алтаре православного храма. Ещё одним местом установки памятников были железнодорожные вокзалы: скульптуры Сталина, равно как и Ленина, встречали гостей многих городов на привокзальных площадях и прямо на перронах. <...>
"Часто Сталина изображали рядом с Лениным. Самым популярным стал памятник "Ленин и Сталин в Горках" работы украинских скульпторов Е.И. Белостоцкого, Г.Л. Пивоварова, и Э.М. Фридмана. Один из первых таких памятников был установлен в 1937 г. в Москве, в сквере Химкинского вокзала. Этот памятник был рекомендован сверху как образец, отливался из бетона и был установлен чуть ли не во всех областных центрах СССР. На нём два вождя сидят на скамейке. Дело в том, что этот памятник имел успех на выставке искусства в Москве в 1938 году. По слухам, он понравился самому Сталину, и в разных городах поспешили порадовать вождя народов. Устанавливать этот парный монумент массово начали в конце 1930-х годов. <...>
Довольно часто одинаковые варианты памятника "Ленин и Сталин в Горках" одновременно устанавливались в разных местах одного и того же города (например в Алма-Ате, Архангельске, Омске, Пензе, Симферополе, Сочи, Туле, Харькове).
В своём большинстве парные памятники "Ленин и Сталин в Горках" были демонтированы во второй половине 50-х - начале 60-х гг. Нередко сначала убирали только Сталина, а Ленина оставляли одного, причём в нелепо повёрнутой позе, неизвестно к кому обращённого, но потом убирали и Ленина. Однако в некоторых местах подобные памятники с одним Лениным остались по сей день". (4)
За четверть века сталинского правления были прорыты три супер-канала: Беломорско-Балтийский канал (1931-1933, длина 227 км), канал имени Москвы (Москва-Волга, 1932-1937, длина 128 км) и Волго-Донской канал имени В.И. Ленина (1943-1952, длина 101 км).
Каналы рыли заключённые ГУЛАГа, а скульпторы возводили на их берегах памятники вождям.
Беломорско-Балтийский канал (ББК) сам по себе является памятником бесчеловечной эпохе и её верховному существу - Сталину. До 1961 года канал носил его имя.
У входа в канал имени Москвы была воздвигнута монументальная скульптурная композиция, состоявшая из двух памятников - Ленину и Сталину (1937, скульптор С.Д. Меркуров).
Памятник Ленину - второй в мире по высоте фигуры: 25 метров высотой на 12 метровом постаменте. Вес 540 тонн. Автор композиции описывает своё произведение такими словами: "Ленин взят в момент речи, в момент обращения к массам, так, как я видел его в 1919 году. Фигура его собрана в одном волевом порыве, голова в энергичном полуповороте. Распахнувшиеся полы пиджака, выдвинутая вперед левая нога подчеркивает физическую и духовную силу фигуры. Таким образом, монумент должен не только сохранить портретный облик Владимира Ильича для потомства, но и воплотить победоносные идеи социалистической революции, духовный облик вождя народов". (5)
Симметрично расположенная фигура Сталина имеет такие же размеры: высота 25 метров, 12-метровый постамент, вес превышал 540 тонн. Камнетёсы в течение 5 лет вырубали из гранитных глыб отдельные части памятника. Голова скульптуры весом 22 тонны была высечена из гранитного монолита. Для её установки пришлось проектировать и строить специальный подъёмный кран.
Об этом монументе его создатель говорит так: "...И.В. Сталин изображен стремительно шагающим вперед твердой, уверенной поступью. Правая рука его привычным жестом заложена за борт тужурки, левая сжимает свиток Конституции. В спокойном выражении лица переданы величие и стальная воля вождя трудящихся". (Там же)
На сооружение обоих памятников ушло около 20 железнодорожных составов крупнозернистого серо-розового гранита, некоторые отдельные глыбы весили до ста тонн. Работу исполняли 670 гранитчиков и около 5 тысяч рабочих. Большую часть строителей составляли заключённые Дмитровлага.
В 1962 году, в ходе кампании "развенчания" культа личности Сталина и десталинизации памятник Сталину и постамент были уничтожены. (6)
Статуи вождей были установлены на костях зэков. Сотрудник Долгопрудненского историко-художественного музея Игорь Кувырков оценил число заключённых, прошедших через стройку канала, в 600-700 тысяч. Официально было зафиксировано число смертей в больницах Дмитровлага - 22 842. Разумеется, это только вершина айсберга - заключённые массово умирали прямо на строительстве или были расстреляны. (7)
То есть, скульптор воздвигал монументальный памятник двум самым кровавым (по числу людей, в смерти которых повинны эти двое) в истории человечества тиранам на костях их жертв, стараясь представить обоих создателями самого справедливого в мире (и в истории) государства. Это ли не памятник лжи?
Волго-Донской канал имени В.И. Ленина (1943-1952). В 1952 году у входа в канал со стороны Волги был установлен и открыт памятник И.В. Сталину (скульптор Е.В. Вучетич и архитектор Л.М. Поляков). Ленин в качестве равноправного партнёра, как это было исполнено в скульптурной композиции на Канале имени Москвы, Сталину - "вождю народов", генералиссимусу и "победителю в Великой Отечественной войне", уже был не нужен. Он к тому времени превзошёл "величием" вообще всех существовавших до него исторических деятелей и достиг ранга единственного божества на социалистическом небосклоне.
Высота скульптуры составляла 24 метра. Для изготовления памятника была добыта специальная партия самородной меди.
Памятник простоял до марта 1962 года, когда в течение одной ночи был демонтирован. С тех пор до начала работ по возведению на том же месте памятника Ленину на набережной стоял пустой постамент.
Строительство монумента Ленину было начато в 1969 году (теми же авторами - Вучетичем и Поляковым) и закончено в 1973-м.
Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона. Жёсткость каркаса поддерживается металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Общая высота памятника составляет 57 метров, высота скульптуры - 27 метров, монолитного железобетонного постамента - 30 метров. Постамент облицован гранитными блоками. (8)
Начиная с 1930-х производство памятников вождям превратилось в настоящую отрасль промышленности и продолжалось вплоть до самого краха СССР в конце 1991 года. Монументы, изваянные талантливыми скульпторами, тиражировались десятками, менее масштабные статуи - тысячами, а гипсовые бюсты, заполнившие кабинеты чиновников, парткомы предприятий и учебных заведений, красные уголки, школьные линейки, пионерские лагеря и прочие места официальных сборищ подсоветских граждан и их потомства, штамповались сотнями тысяч.
К концу 1930-х и далее, до середины 1950-х, процентное соотношение скульптурных изображений Сталина по отношению к числу изваяний Ленина неизменно росло. После разоблачения культа личности Сталина Хрущёвым на ХХ съезде партии в 1956 году и особенно после XXII съезда в октябре 1961 года, памятники Сталину подверглись массовому уничтожению, а на их месте возникали новые изображения Ленина, многие из которых сохранились и по сей день. Кроме того, в последнее время по всей стране стали вновь появляться и сталинские истуканы. Это явление мы обсудим чуть позже. А сейчас давайте перейдём к краткому ознакомлению с творческими достижениями ряда наиболее известных советских скульпторов (в хронологическом порядке по датам рождения).
ХАРЛАМОВ МАТВЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1870-1930)
В ходе реализации плана "монументальной пропаганды" изготовил бюсты К. Маркса, Ф. Дзержинского, К. Либкнехта, Р. Люксембург и Марата. В 1923-1925 изготовил два бюста В. И. Ленина. После революции Матвей Харламов, сосредоточился на создании монументов Ленину для разных городов страны. На его счету более десятка вариантов бюстов вождя.
Он автор памятников Ленину в Ленинграде: на улице Ленина (1923, первоначально в гипсе, в начале 1930-х отлит из бетона, в 1960-м заменён на гранитный, в 1992 демонтирован), перед Невским заводом (1926), перед зданием завода "Красный выборжец" (1926, демонтирован в 2015), на площади Стачек (1931, ныне демонтирован) и в Пскове (1925); памятник Г.В. Плеханову в Петрограде (1925); первый памятник И.В. Сталину (1929).
Среди самых известных его работ - памятник М. Фрунзе в Шуе. В Свердловске (ныне Екатеринбург) - памятник Якову Свердлову, установленный в 1927 году на площади Парижской коммуны. (9)
КОНЁНКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1874-1971)
Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951), Ленинской премии (1957), действительный член АХ СССР (1954), Народный художник СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1964), два ордена Ленина (1956 и 1964).
Жизнь этого без сомнения талантливого скульптора была весьма неординарной. Славу и известность Конёнков приобрёл задолго до 1917 года. Работал с деревом, применяя различные приёмы обработки: "Старенький старичок" (1909), "Старичок-полевичок" (1909), "Стрибог" (1910), "Крылатая" (1913), "Жар-птица" (1915), "Вещая старушка" (1916), "Дядя Григорий" (1916), "Кариатида" (1918), "Нищая братия" (1918).
После Октябрьского переворота принимал участие в ленинском плане монументальной пропаганды, организатор и председатель Московского профессионального союза скульпторов-художников. Был членом Общества русских скульпторов и Ассоциации художников революционной России.
В 1922 году женился на весьма экзотической женщине Маргарите Ивановне Воронцовой, которая в дальнейшем играла важную роль в его жизни.
В 1923 году участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, для которой выполнил из дерева статуи "Рабочий", "Крестьянка", "Текстильщица" и другие. В конце этого же года вместе с женой по предложению А.В. Луначарского выехал за границу, сначала в Ригу, а затем в США для участия в выставке русского и советского искусства. Поездка была рассчитана на несколько месяцев, но затянулась... на долгие 22 года. Жил и работал в Нью-Йорке. Маргарита Ивановна в эти годы стала настоящей светской дамой. Будучи сексуально привлекательной, сумела завести близкие знакомства со многими всемирно известными личностями, в том числе с Эйнштейном и "отцом атомной бомбы" Оппенгеймером. Муж на её любвеобилие внимания не обращал.
Связь с СССР скульптор не терял. Во время Второй мировой войны он был членом комитета помощи России. По фотографиям выполнил скульптурные портреты Г. Жукова, К. Рокоссовского, И. Конева, Р. Малиновского.
В 1945 году по личному приглашению Сталина вернулся в СССР, причём по приказу "Хозяина" страны советов за ним специально был послан целый пароход "Смольный", на котором вместе со скульптором были перевезены все его работы. На центральной московской улице Горького ему была предоставлена мастерская.
Вся эта история покрыта тайной. В те "невегетарианские" времена, когда достаточно было неосторожного слова или анонимного доноса, чтобы человек на долгие годы попал в лагерь или получил "высшую меру социальной защиты" в виде "отравления избытком свинца в организме", невозвращенца, прожившего почти четверть века в капиталистической стране, вдруг осыпают щедротами и по приглашению самого Сталина с почётом возвращают на родину. Что-то тут явно нечисто.