Аннотация: Конечная цель любой пропаганды - обман воспринимающей её внушения аудитории и выработка в сознании субъектов, эту пропаганду усваивающих, ложной системы представлений, изменить которую впоследствии будет очень трудно.
Основная задача всякой пропаганды - это убедить несчастный народ в том, что он счастлив.
(Александр Невзоров)
Он говорит с вами мягко, когда он называет чёрное белым и белое чёрным, и его честные глаза смотрят на вас с удивлением, если вы начинаете сомневаться в его словах.
(Ромен Роллан о Генрихе Ягоде)
Прежде, чем мы перейдём к анализу советской живописи, выдержанной в духе соцреализма, имеет смысл поговорить о пропаганде в общем, как явлении. О её целях и используемых ею приёмах.
Конечная цель любой пропаганды - обман воспринимающей её внушения аудитории и выработка в сознании субъектов, эту пропаганду усваивающих, ложной системы представлений, изменить которую впоследствии будет очень трудно. Потому что если бы не эта цель, достаточно было бы ограничиться правдивым изложением фактов и строго логическими выводами из совокупности описываемых событий.
Приёмы, используемые любой пропагандой, очень разнообразны. Перечислим только некоторые из них, наиболее часто употребляемые:
1.Замаскированная лесть по отношению к социальной группе, на которую пропаганда направлена. Это делается с целью завоевания доверия к пропагандисту и пробуждения у обрабатываемого субъекта чувства "законной гордости" от принадлежности к такому достойному сообществу.
Например, восхваление положительных качеств, приписываемых этносу, нации, государству, классу, социальной группе и т.п., к которому (которой) принадлежит обрабатываемый субъект. Некритически мыслящему индивиду приятно ощущать себя частью общности, превосходящей другие, сравниваемые с ней человеческие сообщества, по ряду положительных объединяющих качеств.
Так, "полноценному" гражданину Третьего рейха было приятно чувствовать себя арийцем, поскольку по сравнению с арийцами все остальные нации и этносы считаются менее развитыми, отсталыми по некой совокупности параметров.
Россиянам, наделённым от природы особой смекалкой, чувством справедливости и "высокой духовностью", лестно ощущать своё превосходство над "тупыми" американцами, "ограниченными, расчетливыми" немцами, "заторможенными" эстонцами, "глупыми" чукчами и так далее по списку.
2.Восхваление героизма отдельных представителей данного человеческого сообщества, на которое пропаганда направлена, в особых критических ситуациях.
3.Славословия в адрес "добрых", "мудрых", "справедливых" и т.д. своих руководителей, лидеров, вождей.
4.Выискивание и акцентирование негативных человеческих качеств у чужих президентов, глав государств, общественных деятелей и т.п.
5.Нагнетание неприязни к чужим нациям, этносам, государствам, классам, социальным группам, обвинение их в зависти и вынашивании агрессивных планов по отношению к своей группе.
6.Объяснение неудач, провалов, трагедий и т.п. в истории и текущем положении вещей в своей стране происками держав-конкурентов и вражеского окружения.
7.Демонизация врага.
8.Воспитание своего населения в духе патриотизма и готовности с оружием в руках защищать интересы своей родины и своего народа.
9.Подмена понятий. Например, замена понятия "политический режим", "партийная номенклатура" и т.п. понятиями "родина", "страна", "народ" и подобными наименованиями.
10.Искажение масштабов значимости событий в свою пользу. Например, преувеличение размеров белого террора и недооценка масштабов террора красного, или гиперболизация последствий "Мюнхенского сговора" с целью оправдания пакта "Молотова-Риббентропа".
11.Выпячивание и приукрашивание собственных достижений с одной стороны, и замалчивание или умаление размеров своей несостоятельности и своих поражений и фиаско с другой.
12.Выпячивание и преувеличение чужих преступлений и замалчивание или преуменьшение масштабов преступлений собственных.
13.Внушение охмуряемой пропагандой аудитории представления об их прекрасной, обеспеченной, свободной жизни и о нищенском, эксплуатируемом, задавленном существовании населения в других, недружественных странах.
Подобное воздействие на умы обрабатываемых пропагандой субъектов особенно действенно в условиях ограничения свободы передвижения ("железный занавес"), тотальной цензуры доступной им информации и жёсткого преследования малейшего инакомыслия - фабрикованием обвинений в политических и уголовных преступлениях, изоляцией противников режима в лагерях и психиатрических тюрьмах, вплоть до физического уничтожения "еретиков".
Когда речь заходит о пропаганде, сразу же вспоминается нацистское министерство пропаганды Йозефа Геббельса, что совершенно понятно и справедливо. Но при этом не стоит забывать тот факт, что его деятельность была ограничена во времени всего двенадцатью годами Гитлеровского режима в Германии, в то время, как коммунистическая советская и чекистская постсоветская пропаганда процветает уже более столетия и прекращать свою деятельность не собирается.
Приведу пример. Среди многочисленных авторских видео на youtube Леонида Млечина есть ролик о Йозефе Геббельсе и ничегошеньки про советскую коммунистическую пропаганду. Это значит, что она всё ещё жива и в полном здравии. Суммарный объём материалов, пытающихся оправдать и обелить сталинскую эпоху, растёт не по дням, а по часам. Вот для наглядности отрывок из одной такой пропагандистской статьи, имеющей отношение к искусству соцреализма:
"Все эти камлания на тему "гулага" заболтали, замылили, пожалуй, главную черту Красной Империи - её невероятный, деятельный гуманизм.
Вся советская история - это опыт реализации по-настоящему гуманистического проекта. Советская история - это самая настоящая мистерия человеколюбия. Это понятно и без малейшей иронии, хотя ясно, что для многих, кто пребывает в плену перестроечной архаики, эти утверждения звучат как вызов. СССР - это вообще исключительно про людей.
Мы осознали тепличность советского существования, настоящий гуманизм Красного Проекта только после того, как он схлопнулся.
Именно после катастрофы падения Советской империи мы осознали, насколько глубоко, эшелонировано и до мельчайших деталей было пронизано любовью к человеку, человеко-сбережением, советское государство. По мере выдыхания перестроечного, либерального антисоветского морока, мы обнаруживаем какую-то странную страну, в которой бесплатно давали квартиры, выстроили невероятную систему здравоохранения Семашко, победили множество страшных болезней и безработицу, создали какую-то железобетонную уверенность людей в завтрашнем дне, обеспечили абсолютную и всеобщую грамотность. Родилась самая читающая страна без социального неравенства. В СССР даже автомобили улыбались как-то по-доброму. Вообще, советская вещность по своей физиогномике была очень доброй, позитивной, даже невинной. Приметы советского народолюбия можно перечислять очень долго. И память о них живет до сих пор. И горечь утраты чувствуют многие из тех, кого окунули в жуткий зверинец социального дарвинизма. У советского государства многое и не получалось, но сложно усомниться в чистоте его намерений. Проявлением этого советского гуманизма были и советские визуальные искусства, в которых царит человек". (1)
Оруэлл в романе "1984" описал именно современное ему коммунистическое, сталинское общество с его всепроникающей и всеобъемлющей пропагандой, двоемыслием и контролем над прошлым. Судя по масштабам и живучести советской и постсоветской коммунистической пропаганды, фашистской пропаганде до неё далеко.
Предлагаемая ниже подборка образцов соцреалистической живописи разбита на тематические группы, сформированные по исторической событийной канве и одновременно отражающие специфические пропагандистские приёмы. Поскольку включить в текст статьи такое количество изображений по техническим причинам не представляется возможным, под каждым названием даётся интернет-ссылка (URL - Uniform Resource Locator) на соответствующее изображение, выставленное в интернете. Поэтому, уважаемые читатели, не сочтите за труд многократное щёлкание мышкой в процессе ознакомления с материалом, поверьте - оно того стоит.
ОБЛИЧЕНИЕ ЯЗВ "ПРОКЛЯТОГО ЦАРИЗМА"
Б.В. Иогансон. На старом уральском заводе. 1937 год
http://www.rodon.org/art-080813174530
Н.И. Верхотуров. Расчёт. (Перед стачкой). 1920.
https://regnum.ru/pictures/2184637/1.html
В.Е. Маковский. 9 января 1905 г. на Васильевском острове. 1905.
Г.К. Савицкий. Всеобщая железнодорожная забастовка. 1905 год. 1930.
https://electro.nekrasovka.ru/books/6162497
Г.К. Савицкий. Баррикады на Садово-Кудринской улице. Декабрь 1905 года. 1925.
https://napresne.info/picture/13003/
Б.М. Кустодиев. Первомайская демонстрация у Путиловского завода. 1906 г.
https://regnum.ru/pictures/1982275/1.html
И.А. Владимиров. Разгром стачечников.
https://rexstar.ru/content/id49190
П. Страхов. Восстание на броненосце "Князь Потёмкин Таврический". 1950-е.
https://regnum.ru/pictures/2028630/38.html
П. Фомин. Восстание на броненосце "Князь Потёмкин Таврический". 1952.
https://regnum.ru/pictures/2028630/39.html
ВОСПЕВАНИЕ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Результатом большевистской пропаганды стал развал русской армии, сплошь и рядом убийство офицеров своими подчинёнными и массовое дезертирство солдат.
Г.К. Савицкий. Стихийная демобилизация Царской армии в 1917 году. 1928.
https://d-34.livejournal.com/258167.html
Октябрьский переворот 1917 года объявлен Великой Октябрьской Социалистической революцией, несущей счастье трудящимся всего мира. Бесконечная ценность этого события и обещанный лживой большевистской пропагандой коммунистический рай на всей земле якобы оправдывает человеческие жертвы, принесённые на алтарь новой марксистской религии, в любых масштабах.
А.М. Лопухов. Октябрь.
https://regnum.ru/pictures/2514668/46.html
Г.А. Савинов. Перед штурмом.
https://regnum.ru/pictures/2344208/4.html
В.А. Серов. Ждут сигнала. Перед штурмом. 1957.
https://regnum.ru/pictures/2514668/37.html
Е.И. Дешалыт. Залп Авроры.
https://regnum.ru/pictures/2514668/38.html
В.Г. Цыплаков. Великая ночь.
https://regnum.ru/pictures/2514668/36.html
П.В. Кузнецов. Штурм Зимнего дворца.
https://regnum.ru/pictures/2514668/45.html
Е.И. Дешалыт. Штурм Зимнего дворца.
https://regnum.ru/pictures/2514668/39.html
П.П. Соколов-Скаля. Штурм Зимнего дворца. 1939.
https://regnum.ru/pictures/2514668/44.html
А.И. Плотнов. Зимний взят.
https://regnum.ru/pictures/2514668/53.html
В.А. Серов. Зимний взят. 1954.
https://regnum.ru/pictures/2514668/55.html
Н.Н. Горлов. Поэма о революции. 1986.
https://regnum.ru/pictures/2514668/48.html
С.И. Лукин. Свершилось.
https://regnum.ru/pictures/2514668/54.html
Ю.П. Рейнер. За советскую власть
https://regnum.ru/pictures/2514668/47.html
М.Г. Соколов. Арест Временного правительства.
https://regnum.ru/pictures/2514668/52.html
А.М. Лопухов. Арест Временного правительства.
https://regnum.ru/pictures/2514668/51.html
Ю.П. Рейнер. Которые тут временные
https://regnum.ru/pictures/2514668/50.html
А.А. Лурье. Керенский бежал! 1967.
https://regnum.ru/pictures/2514668/49.html
В.А. Серов. Как пройти в Смольный.
https://regnum.ru/pictures/2514668/69.html
Б.М. Кустодиев. Смольный в дни Октябрьской революции. 1926.
https://regnum.ru/pictures/2514668/68.html
А.И. Сегал. Первый декрет Советской власти. 1951.
https://regnum.ru/pictures/2514668/63.html
Н.И. Осенев. Первое слово Советской власти. 1952.
https://regnum.ru/pictures/2514668/64.html
А.И. Китаев. Первые декреты Советской власти.
https://regnum.ru/pictures/2514668/65.html
В.А. Серов. Декрет о мире. 1957.
https://regnum.ru/pictures/2514668/66.html
В.А. Серов. Декрет о земле. 1957.
https://regnum.ru/pictures/2514668/67.html
Г.К. Савицкий. Первые дни Октября. 1949.
https://regnum.ru/pictures/2514668/70.html
К.Ф. Юон. Штурм Кремля в 1917 году. 1947.
https://regnum.ru/pictures/1997801/76.html
К.Ф. Юон. Штурм Кремля в 1917 году. 1951.
https://regnum.ru/pictures/1997801/79.html
К.Ф. Юон. Вступление в Кремль через Троицкие ворота 2(15) ноября 1917 года. 1927.
https://regnum.ru/pictures/1997801/62.html
Б.М. Кустодиев. Большевик. 1920.
https://regnum.ru/pictures/2514668/76.html
Восторженный комментарий постсоветского критика-искусствоведа к этой картине Кустодиева:
"Известная отвлеченность замысла - дань времени, когда такие символико-аллегорические образы имели большое распространение. В данном случае это не умаляет большого жизненного смысла произведения. Символико-аллегорическое решение проникнуто здесь подлинно революционными устремлениями. Художник славит революцию, восхищается ее стихийной силой, приветствует ее романтическую окрыленность". (2)
А мне невольно приходит на ум сравнение с изображением другого гиганта (хотя и не по теме):
Однако не всем захват власти большевиками и последствия этого события виделись в розовых тонах. Например, мнения относительно смысла следующего загадочного произведения разделились на диаметрально противоположные: одни критики считают, что изображённые на картине люди радуются и приветствуют появление "новой планеты", тогда как другие видят в поведении изображённых человеческих фигурок ужас и панику. Смотрите сами:
К.Ф. Юон. Новая планета. 1921.
https://regnum.ru/pictures/2514668/77.html
А вот акварели Ивана Алексеевича Владимирова двойного толкования не допускают:
Солдаты сжигают портрет царя.
https://regnum.ru/pictures/2234177/1.html
Долой орла.
https://regnum.ru/pictures/2344208/3.html
В очереди за хлебом.
https://regnum.ru/pictures/2213201/3.html
Переезд выселенной семьи.
https://regnum.ru/pictures/2213201/16.html
Бывшие царские чиновники на принудительных работах. 1920.
https://regnum.ru/pictures/2213201/14.html
Конвоирование заключенных.
https://regnum.ru/pictures/2213201/15.html
Бывшие. 1918.
https://regnum.ru/pictures/2213201/13.html
Погром винного магазина.
https://regnum.ru/pictures/2296619/1.html
Голод.
https://regnum.ru/pictures/2243927/1.html
Продразвёрстка.
https://regnum.ru/pictures/2213201/20.html
Агитаторы в деревне.
https://regnum.ru/pictures/2213201/19.html
Допрос в комитете бедноты.
https://regnum.ru/pictures/2213201/18.html
В поисках бежавшего кулака. 1920.
https://regnum.ru/pictures/2213201/17.html
Вот ещё несколько ссылок на коллекции работ этого же автора:
Иван Алексеевич Владимиров. Революция (зарисовки из альбома). 1917-1918.
https://humus.livejournal.com/2471241.html
Любопытный комментарий в интернете к этой подборке:
"Я думал сначала, что антисоветчик нарисовал, а это вон какой заслуженный художник..."
Революционные акварели Ивана Владимирова.
https://foto-history.livejournal.com/6280810.html
Выборочные комментарии:
"Отношение автора к происходящему понятно. Пример замечательного человека, умевшего отделять зёрна от плевел".