Джум Антон Сергеевич : другие произведения.

Воспитать человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человека нельзя воспитать никаким путем. Нет, можно научить малыша не есть козюльки или заправлять постель, но это не поменяет его характера. Потому что все мы рождаемся уже с четким и устойчивым психотипом. Например, Коля родился со слабой нервной системой и некрасивой внешностью. С уверенностью можно сказать, что Коля вырастет мрачным и нелюдимым человеком. Или Валера. Еще малышом ему все было интересно, едва начав ходить, он убегал из дома и находил себе товарищей. За него можно быть спокойным - этот человек будет вполне успешен по жизни и даже, наверное, счастлив, если счастье вообще достижимо.

  Человека нельзя воспитать никаким путем. Нет, можно научить малыша не есть козюльки или заправлять постель, но это не поменяет его характера. Потому что все мы рождаемся уже с четким и устойчивым психотипом. Например, Коля родился со слабой нервной системой и некрасивой внешностью. С уверенностью можно сказать, что Коля вырастет мрачным и нелюдимым человеком. Или Валера. Еще малышом ему все было интересно, едва начав ходить, он убегал из дома и находил себе товарищей. За него можно быть спокойным - этот человек будет вполне успешен по жизни и даже, наверное, счастлив, если счастье вообще достижимо.
  
  Знаете, как бывалые собачники выбирают себе щенка? Они производят шум, например, гремят связкой ключей перед щенками. Кто-то из песиков спрячется под мамкино брюхо, а кто-то напрямую рванется к источнику звука да как начнет тявкать. Собака, которая испугалась звона, навсегда останется трусливой, и ее не изменить никакой дрессировкой. Люди, как и любые другие млекопитающие, не очень-то далеко ушли от собак. И если кто-то родился со склонностью к депрессии и самокопанию, то его не переделать. Равно как от природы жизнерадостного человека практически невозможно утопить в болоте жизненных неурядиц.
  
  Вы сейчас, наверно, начнете приводить в пример великих педагогов вроде Макаренко и Корчака. Но так ли сильно они меняли своих воспитанников? Задевали ли они тот самый базовый характер, определяющий личность человека? Начнем с того, что и Макаренко, и Корчак имели дело преимущественно с мелкими уголовниками. А чтобы стать юным нарушителем закона, нужна как минимум смелость и отсутствие рефлексии. То есть качества, в общем-то, полезные в обществе. Смелость позволяет браться за рискованные дела, а отсутствие обдумывания своих поступков позволяет идти вперед, ни грамма не оглядываясь. Великие педагоги не меняли эти качества своих воспитанников, а просто находили им другое применение, не столь разрушительное. А теперь представьте, что вместо мелких уголовников тому же Макаренко достались бы застенчивые "ботаники" или повернутые на компьютерах геймеры? Вряд ли бы он стал пытаться сделать их общительными и смелыми. Скорее всего, он бы просто нашел применение их изначальным характеристикам, вроде усидчивости или склонности к вдумчивой деятельности. То есть педагог смог бы сделать из них батальон отличных программистов, но вот бизнесменов или силовиков из них слепить бы уже не удалось.
  
  Часто я слышу рассуждения в духе того, что необходимо ввести лицензию на рождение ребенка. Дескать, надо рожать детей лишь после окончания Гарварда, прочитав кучу мудреных книжек по психологии и педагогике. Так вот, все это чушь. Сколько примеров, когда в семьях далеко не идеальных рождались великие поэты или музыканты? А сколько примеров, когда у образованных и стабильных родителей дети становятся конченными подонками? Знаете, почему так происходит? В тех семьях, где дети становятся плохими людьми (даже успешными), их не любят. Просто не любят.
  Была у нас в поселке баба Клава. Не окончила она в свое время даже 7 классов. Началась война, а после нее была тяжелая работа на заводе. Но дети и внуки у нее были прекрасными людьми, несмотря на то, что она даже не умела писать. Просто она их любила, очень разных, трусливых и смелых, с рождения смекалистых и не столь расторопных. А дети, в свою очередь, любили своих детей. Вот и весь секрет.
  
  Воспитать человека нельзя. Грустно, когда маленького человека пытаются изменить и переиначить, но еще грустнее, когда то же самое пытаются сделать с человеком большим. Потому что помимо неизменных стартовых параметров с возрастом человек обретает огромное количество привычек, страхов, предрассудков, делая его совершенно стабильным и неизменяемым. Многие пары играют в одну простую игру - "Мальвина и Буратино", когда один партнер все время пытается поменять другого, дико страдая от этого, да еще и выставляя себя жертвой. Так вот - это не любовь. Это дрессура. А выдрессировать человека еще ни у кого не получалось. Чаще всего люди "срываются с цепей" и уходят. Так вот, если вы постоянно хотите менять своего любимого, подумайте - а любовь ли это?
   Пускай бородатые ученые пишут трактаты по педагогике, пускай со всех сторон летят предложения запретить рожать людям, чей ай-кью ниже 140, я буду только смеяться над этим. Ведь я знаю одну простую вещь - если не любить человека таким, какой он есть, это не принесет счастья ни вам, ни ему. И никакие книжки по психологии и развивающие игры не заменят простого человеческого тепла.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"