Лавры Чернышевского и Белинского на моей голове без гвоздя не держатся, а посему вместо полноценной критики - всего лишь короткие "заметки на полях".
Коган М.Н. Остров твоей мечты
Здесь у нас фантасмагория. Одни образы наслаиваются на другие, сменяя третьи. Очень сложно понять, что же происходит с героем, и чем он такое заслужил. Где-то глубоко зреет понимание, что всё это ожерелье из кошмаров ведёт к какой-то разгадке в финале... и она вроде забрезжила отблеском трепетной свечи, когда появился доктор. Однако, этот огарок был грубо потушен слюнявой лапищей Диавола, невесть откуда возникшего за спиной врача.
Туман и сумрак - догадайтесь сами, что случилось с героем в итоге - я не "шмог". Сам рассказ не то, чтобы плох, но больше похож не на рассказ, а на сочинение по мотивам картин Иеронимуса Босха.
Bad D. Голые в космосе или истребитель кукурузы
А вот это - хороший рассказ. Читается легко, с фантазией полный порядок. Тут и действие и то, что мы так любим - конспирология. Но не только... В этом рассказе автор сумел сотворить Героя с большой буквы "Г". Именно достойный вариант для нашего времени, в пику общей волне, когда школьники мечтают устроиться на чиновные должности, чтобы получать "ба-алшие" взятки, не поднимая тухеса с кресла.
В этом рассказе герой легко соглашается покинуть зарегулированное, но тёплое и привычное болото, чтобы заработать хорошие деньги, пусть с риском. Потом и вовсе, освоившись на новой работе, решает идти дальше и начинает работать "на себя", хотя внешне это смотрится, как шаг на дно. Рискует и выигрывает. Фигура, достойная уважения.
Свидерская М.И. Перелом
Вот, казалось бы, неплохой рассказ. И приключений полно, и экзотики. И написано хорошо. Однако, когда под видом рассказа тебе подают главу из романа, невольно ощущаешь разочарование. Откуда и куда бегут эти люди? На какой планете или в какие времена всё это происходит? Вроде сказано, что герои - это ацтеки. Те, кажется, начали распространяться в мезоамерике веке в 14-15 на обломках империи Тольтеков. Тогда кто все эти чичимеки с их невидимым забором, который можно отключать и включать? А все эти фантастические звери и насекомые? Ответы на эти вопросы остались за кадром. А это не есть хорошо.
Лысенко С.С. Джум-джум
Это, насколько я не понял - сюр. Возможно, некое переложение "Моби Дика". В общем, чувствуется уверенное перо, но здесь, как со Стоунхенджем. Оно и крепко, и монументально, и структуру имеет, но зачем всё это построено - непонятно.
Уточняю - мне непонятно.
Чеховский Д. Чувствую себя отлично
От этого рассказа так и веет нуаром. Поначалу напомнило детективы Д.Х.Чейза. Потом... в общем, что касается сюжета, то на мой взгляд продукт вышел откровенно вторичный, особенно во второй половине - очень похоже на "Интервью с вампиром". Герой, помимо своей воли обречённый на бессмертие и вынужденный постоянно расплачиваться чужими жизнями. Только тут не вампир, а многоликая ведьма-суккуб, но это детали. Теперь по исполнению: во-первых, неоправданно много иностранных имён. Джереми, Гардения, Элизабет и т.п. - да, герои меняются, меняют имена по ходу пьесы, но это не всегда явно прослеживается и очень путает.
Во-вторых. По всему тексту сквозит ощущение, что герои невероятно "переигрывают", как актёры в сельской самодеятельности. И не только сами герои, но и весь текст пережжён. "багряно-чёрная пелена, Болезненно-мертвая луна, горбатые дома, скрюченные пальцы, угрюмо, кроваво..." и т.п. и т.д. Словно призрак Родригесовского "Города грехов" стоял за спиной и сдавленно-хрипящим закадровым голосом читал текст с экрана. Нет, я не против сильных описаний и эпитетов, но ими стоит отмечать моменты мощных переживаний героя или ключевые конфликты, чтобы выделить и приподнять их над общей картиной. А когда по всему рассказу идёт этакий "надрыв" - читать тяжело, устаёшь.
Вот такое впечатление.
Буденкова Т.П. Желания мужчины
И какие у нас, мужчин, желания? Налопаться "от пуза" пельмешей, жахнуть побольше самок(и обязательно на стороне), лечь на диван и спать перед телеком. В принципе - да, но не только. Мелко черпаете, автор. Попахивает сексизмом. В общем, моралите явное: "не ходи на тот конец, не дари девкам колец". Или: "что имеем - не храним". А по форме очень напомнило "Рождественскую песнь" Диккенса. Только наш "Эбенезер Скрудж" летал сам, без сопровождения святочных духов, но так же - ради того, чтобы убедиться в неправедности своего бытия.
По мне - слишком однобоко вышло. Герой - мерзавец, жена - безропотный ангел. Да, в принципе, в рассказе - все козлы, кроме Анны. А так бывает? Просто "житие святой Аннушки" получилось.
Меллори Е. Яйца судьбы
Почти, как у Булгакова - "Роковые яйца". Как говорится: голова, как у Ленина, но не к месту приклеена. Без обид, но рассказ выглядит несобранным. Вроде романтическая сказка, об "амуре" принцессы с Иванушкой-дурачком(я знаю, что героя Клёном зовут - говорю о сути), а в итоге всё скатывается к примитивному перевёртышу с юморком "ниже пояса". Дракон, покажь царю яйца. Гы-гы! Что должен вызвать этот рассказ в моей душе? Сочувствие влюблённым? Могло бы, но яйца всё испортили. Смех? Увы, когда шутка уже торчит ушами с середины рассказа, к самому её появлению остаётся лишь развести руками. И подобный юмор достоин не смеха, а жалости.
Хотя, нарочито приниженная "а-ля дярёвня" стилистика повествования - довольно удачная находка.
Тот О. Фенимор
Вот тут авантюра, так авантюра. Вполне в духе "Друзей Оушена". Непредсказуемый, многоходовый перевертоц с неожиданным финалом. Я, когда читаю или смотрю подобное(тех же "Друзей Оушена") всегда изумляюсь - как эти ребята сами не запутаются, кто есть кто в их "многоходовках". Лично я склонен считать, что самый простой путь - самый верный, но для рассказа очень приемлемо такое "нагромождение", как здесь. Даже, возможно, более зрелищно, чем простой путь, любимый мной.
P.S. Так случилось, что я ещё прочитал и финальный рассказ "Вынужденная посадка". Потом перечитал этот. Хм, без обид автор, но сложилось подозрение: Тот О. - это, часом, не клон Чвакова Д.? Уж очень похожи рассказы своей авантюрной "многослойностью", и некоторыми уникальными оборотами речи. Нет, так нет - это просто предположение.
Боброва Е. Любовь, ландыши и феромоны
Лёгкий рассказ, позитивный. Но есть нюанс. Я, например, не смог разгадать, кто есть героиня и те парни, что пытались спихнуть её из-за столика. Рассказ анонсирован, как пародия на фэнтези, но вышло скорее пародия на читательниц фэнтези. Эти ребята из "наружки" совсем не фэнтезийные - вот я к чему. Просто сотрудники спецслужб, типа стажёры - так это выглядит. Да, прозвучало слово "оракул", но это из той же серии, что и "юстас". Если ребят, и в самом деле, волшебные, то могли бы хоть полнее раскрыть свою сущность во время разговора в фургончике - совсем не обязательно превращать героиню в курицу.
А вот чисто моё мнение, основанное на личном предпочтении: мне кажется, что рассказ только выиграл бы, окажись героиня просто замкнутой девицей, а не таинственной "матой хари".
Лобода А. Берсерк
Хм, пикантный рассказ. Этакая де"Садовская "Жюстина" со скандинавским колоритом. Нет, сначала - как положено - берсерки, скрелинги, хольмганги и прочие ярлы со скальдами. А потом... мало того, что "познали" девицу по-очереди и не по одному разу, так ещё и к дереву привязали, да языком к мечу приморозили. В итоге и вовсе, такую полезную даму отдали тёмной владычице Хёль. Впрочем, мораль в рассказе очевидна: измена и неверность - это плохо и наказуемо, а мужская дружба - это есть карашо. Издали маячит избитое, во веки веков, "все бабы - ...".
В целом, красочно обыгранный "треугольник". Есть вопросы по самому Бьорну-берсерку. Это его комичное: "Подожди, я грибов поем". Насколько я понимаю, дело не только и не столько в грибах - мухоморов в лесах полно. Так отчего не все воины ходили в берсерках? Ведь те получали долю в четыре раза больше обычного "меча". Нужно иметь особый склад характера для этого, а грибы - это так, катализатор внутренних качеств. Бьорн же показан изначально спокойным, дружелюбным парнем, который, поев грибов, становится "халком", как моряк Папай от шпината. И не к месту воткнут этот "штампозавр" про грызню щита. Уместно сей атрибут смотрелся бы перед битвой, когда берсерку не терпится ринуться в схватку и он вынужден вгрызаться в край щита, чтобы не взорваться раньше времени. А после... после уже не до того. Во-первых, ярость уже схлынула, а во-вторых, существует научная версия, что после употребления грибов бересеркам надо было уложиться в два часа отчаянной сечи. Потому как через два часа их ожидал приступ уже не боевого бешенства, а жутчайшей диареи. Отчасти это считают причиной того, что берсерки шли в бой без одежды - чтобы не запачкаться.
Духина Н.Г. Изгои
А вот это я уже где-то читал. Тут масса приключений и экшена. Хороший рассказ, грамотный. А если судить в целом - крепкая, приключенческая, но всё же нишево-женская проза. Тут такой герой - мечта любой дамы. Большой, сильный, который одинаково легко заломает медведя и положит полк автоматчиков. Он поиграет с дочкой, сразу воспылав отцовскими чувствами, обустроит пещеру и притащит мамонта на ужин. А! Он же ещё и беглый преступник - такой таинственный, опасный и непонятый, которого надо перевоспитать и чьё огрубевшее сердце стоит растопить жаром своей любви. Просто памятник женским мечтаниям.
Сказать, чего мне не хватило, как читателю пола мужеского? Каких-то зигзагов, препятствий на пути героя, которые ему пришлось бы преодолевать с напряжением сил духовных и физических. И именно, как живому человеку, который устаёт, сомневается, ошибается... Нет, тут есть препятствия, но наш супермен щёлкает их, как орешки, даже не вспотев толком. Он не человек, а стихия, оттого и не вызывает сопереживания - ведь известно, что все препятствия будут сметены, как смерчем. Нотка свойственных человеку сомнений возникает лишь в финале, когда герой не знает - выберется ли из трясины.
Ещё раз скажу - рассказ хороший, и свой букет высоких оценок, наверняка соберёт. Всего лишь дело вкуса.
Чваков Д. Вынужденная посадка
Вот уж наворочено тут, так наворочено - с три коробки авантюр. С такими друзьями, что называется, и врагов не надо. Неожиданный финал раскрыл карты - рассказ является пародией на современное телевидение с его "подставами", реалити-шоу и вездесущим Безруковым. Есть несколько плохо стыкующихся оборотов, но, так как они встроены в речь героев, то это вполне можно списать на личность рассказчика.
Да, и немаловажная(хотя, кому как) деталь - у генерала на петлицах не колосья, а веточка лавра с листьями. У маршала - лист дуба. Отсюда известный анекдот: "Вали с КПП, лесник, мы генерала с инспекцией ждём". Так что - лесник, а не "Мичурин" из сельхозакадемии.
Ильина И.И. Ночь на Ивана Купалу
Тоже знакомый рассказ. Добрая сказка, но излишне простая и бесхитростная. То роялем в кустах появляется тайник с вином и бокалами, то неожиданные помощники - ундина и старый моряк, которые закинули героев в будущее(тоже - почему?). Во-первых, с чего вдруг ундина? Персонаж вроде, из германских мифов, а у нас тут - Аннушка и Ивашка. Почему не водяной, русалка или, на худой конец, навка? И, насколько я помню, ундина - не такой уж добрый персонаж. С чего она, вдруг, безусловно бросается помогать героям? Моряк - тот ещё понятно. Он в итоге обрёл корабль и ожившего альбатроса. Ундины, лешие и прочие персонажи из низшей мифологии обычно враждебны человеку, хотя иногда помогают, но всегда с условием - загадку отгадать, тяжёлую работу выполнить, пройти назначенное испытание. В общем, требуют нематериальной жертвы. Это не придирка - такой поворот с испытанием ради спасения себя и любимой, на мой взгляд, реально усилил бы рассказ. А так... сбежали, чуть не утонули, но чудом спаслись - и всё. Действуют не герои, а хтонические силы.
Гирфанова М.А. Ох, уж этот дядя Аркадий...
Да, дядя Аркадий определённо жжёт. Добрый такой, человечный рассказ с ненавязчивым местечковым колоритом. Правда, авантюра прошла по касательной, через пассию Аркадия, но... такие рассказы тоже нужны - учат добру, состраданию и прочей толерантности. Жгут глаголом, так сказать. Однако, вопрос - зачем в текст встроен этот "рояль" с сомнениями в кровном родстве самой героини? Он выскочил из кустов, и тут же обратно - чего ради?