Меня всегда удивляло, что большинство взрослых людей почти ничего не помнят из своего дошкольного детства - я же помнил множество эпизодов: помнил так, как будто эти эпизоды произошли со мной лишь вчера. Может быть, именно поэтому - потому что я все это хорошо помнил - я был не удовлетворен всей так называемой мировой детской литературой, написанной, конечно же, одними взрослыми.
Нет, я любил истории о Геккльбери Фине и Томе Сойере, о Гаврике и Пете, и многое другое; но уже годам к 15-ти я понял, что при всей яркой талантливости этих произведений, они очень односторонне раскрывают психологию ребенка - раскрывают ее такой, какой ее удобно понимать взрослым. Я же помнил по себе и видел на примерах других детей, что реальное детство, реальная школа жизни - намного сложнее и разностороннее; иногда страшнее, иногда увлекательнее. И особенно игнорируются детской литературой первые сексуальные впечатления ребенка, которые всей системой воспитания уже в раннем детстве загоняются вглубь - в стыд и позор, в секрет и тайну.
В результате я решил честно записать все, что я помню о своей дошкольной жизни, без художественного вымысла, - чтобы обнажить, наконец, эту правду. Но когда я записал, стало ясно, что правда о детстве никак не укладывается в прокрустово ложе советского соцреализма. В тот период - в 50-60-е годы - как раз и формировался в Советском Союзе феномен "литературы в стол"; мой очерк о раннем детстве и стал одним из таких произведений.
После написания я несколько месяцев не заглядывал в свой очерк; потом, наконец, перечитал его. Теперь - с нового моего возрастного угла зрения - мне вспомнилось вдруг много новых подробностей. Поэтому я написал очерк заново, расширив его до повести, - а заодно и более тщательно отшлифовав язык. И опять рукопись легла "в стол".
А через некоторое время опять перечитал - и опять записал новые подробности.
В общем, как говорится, нет худа без добра: безнадежность в смысле публикации стимулировала многолетнее и многократное довоспоминание и дописывание. Каждый раз, в самом неподходящем месте - на улице, в трамвае, на работе, в кинотеатре - вспыхивало вдруг в голове новое воспоминание того моего возраста: а записал ли я это?.. кажется не записал!.. неужели пропустил такое?.. а ведь помнится так ярко!..
В результате получилось, что я вспоминал свое раннее детство в течение лет 10-ти; и целиком переписывал его раз, наверное, 50. Не знаю, найдется ли в истории еще один случай такого упорного и долговременного вспоминания своего раннего детства.
Эта повесть стала первым опытом моей художественной прозы. Сознание того, что я явно пишу не в методе социалистического реализма подтолкнуло меня к формулированию моего личного метода как аналитический натурализм.
С тех пор в таком методе и пишу - уже другие произведения. До эмиграции в Соединенные Штаты все это было, увы, лишь "писанием в стол".
Учитывая специфику данной повести, хотелось бы, чтобы она обратила на себя внимание как литературных критиков, так и - что, может быть, еще более важно - специалистов по психологии детства.
Глава 1
До четырех лет
- Что это?
- Ха! Разве ты ее еще не знаешь?! Так ведь это же луна!
- Ну-на!..Ну-на!..
Я ехал у папы на киркосках; мы шли по Садовой на Баранова, к бабушке.
- А почему нуна идет с нами?..
Но вот мы свернули с Садовой на Торговую, в сторону Баранова - и луна зашла вдруг за корпус Нового базара:
- Нет нуны!
Папа работал главным инженером на Дзержинке.
- Ты самый главный на заводе? - как-то спросил я его. - И у тебя самая большая на заводе зарплата?
- Нет, самый главный директор! И у него самая большая зарплата!
...И вот мы пошли в гости к директору.
Мы вошли во двор дома, в котором жил директор: там стояла черная легковая машина, с облупившейся краской, со ржавой никелировкой.
- Это его машина! - почтительно сказал папа.
Я был в восторге: собственная машина - вот что значит директор! (В тридцатые годы собственная машина, действительно, была редкостью).
- А он меня покатает?
- Нет, она сейчас поломана.
- А ее починят?
- Разумеется, починят.
Дверь нам открыл лысый мужчина: лицо у него было строгим, недовольным -это, конечно, и был директор.
- Вы говорили: заходите... - как бы оправдываясь, сказал папа.
- Ах да, заходите, - на лице директора появилась вежливая улыбка.
Меня оставили одного в небольшой комнате. Потом туда вошли несколько мальчиков - и, не обращая на меня внимания, стали устанавливать какой-то аппарат. Вошла моя мама:
- Видишь, у них свое кино дома!
И кино свое - вот что значит директор! (Собственный киноаппарат не только в тридцатые годы, но и в наши дни - редкость).
Я направился было к киноаппарату - но тут один из мальчиков приказал мне:
- А ну, сядь и не мешай!
- Я тоже хочу...
Вошли какие-то девочки, вошли взрослые. Мальчики повесили на стену простыню, потушили свет - и стали пускать кино.
- Сядь, тебе говорят!
И мне пришлось усесться...
Домой я шел в полном восторге от того, как живет семья директора. Шутка ли: машина своя, кино свое, и вообще столько там мальчиков и девочек - богато, весело живут!
Вот что значит директор!
Мы только что пришли домой - и вдруг папа повалил маму на диван, и между ними началась борьба.
- Ты что, сдурел?! - кричала мама.
Я бросился к ней на помощь: стал бить папу, стаскивать его с нее.
- Так его, Айка! Так его! - весело кричала мама.
И тут я понял, что они дерутся не всерьез, а понарошке.
- Так его! - весело закричал и я.
Но вот папа и мама стали целоваться - и это мне уже было скучно, и я пошел к своим игрушкам.
...Родители часто брали меня спать к себе: я спал у стенки, мама посредине, а папа скраю. И у меня появилась во сне привычка, лежа к маме лицом, закидывать на нее ногу.
Однажды, когда я еще только засыпал, я закинул на маму ногу.
- А ну, сними! - сказала она.
- А мне так нравится!
- Но мне ведь неудобно, жарко!
И я снял ногу:
- А мне так неудобно!
Мы жили на Островидова, а бабушка, дедушка Леопольд, Дядимарчик (дядя Марчик) и Маленькая Бабушка - на Баранова. Мы часто бывали у них в гостях, а иногда и ночевали там.
...- Хочу писи! - обратился я к Маленькой Бабушке.
Это было во второй комнате на Баранова: я только что проснулся и лежал в кровати, а Маленькая Бабушка перебирала в углу какие-то вещи.
- Хочу писи!
И Маленькая Бабушка посоображала немного, о чем это я ей говорю; и кивнула мне, мол: поняла, сейчас (я тогда считал, что она вообще не умеет говорить - потому что она маленькая). И она вышла в коридор за горшком - а я пока что встал в кровати, чтобы быть наготове.
И вот она принесла мне... - что бы вы думали? - кружку с водой!
- Пи-си! - повторил я.
В этот момент в комнату вошла просто бабушка.
- Пить? - переспросила Маленькая Бабушка.
Услышав наш разговор, просто бабушка рассмеялась. И какими-то непонятными словами она немного поругала Маленькую Бабушку - и Маленькая Бабушка оправдывалась такими же непонятными словами (я не знал тогда, что кроме русского языка, есть еще и другие языки).
Наконец, Маленькая Бабушка держит мне горшок, и я писяю.
И тут мне запечатлелось такое: Маленькая Бабушка как-то слишком уж заинтересованно смотрит на мой перчик - и смущается, краснеет, пугливо оглядывается...
- А теперь пить! - сказал я. - Не писи, а пить!
На этот раз Маленькая Бабушка поняла меня уже почти сразу - и принесла мне ту же самую кружку с водой, которую раньше приносила по ошибке.
...И опять во второй комнате на Баранова: я стою посреди комнаты, дедушка Леопольд стоит напротив меня - и говорит на своем корявом языке:
- А чего ты называла ее Маленька Бабушка? Она тебе не бабушка, а прабабушка!
В комнату вошла мама - и я спросил ее:
- А что такое прабабушка?
И мама стала объяснять мне про прабабушек и прадедушек, прапрабабушек и прапрадедушек... Получалось, что этих прапрапра- у каждого человека бесчисленное множество!
...Мы были в коммунальной кухне на Баранова; когда Маленькая Бабушка вышла оттуда, я спросил папу:
- А почему Маленькая Бабушка такая маленькая?
И папа ответил мне:
- А она уже растет обратно!
Я, конечно, знал, что люди родятся маленькими, а потом вырастают, стареют и умирают - но Маленькая Бабушка вела себя совершенно наоборот: будучи старой, уменьшалась, "росла обратно"! И я решил, что, наверно, все люди, став большими, потом уменьшаются - чтобы, когда они умрут, обратно родиться маленькими!
Но тогда, значит, и я уже живу не в первый раз - и был когда-то взрослым, стариком, умер, а теперь родился и расту. И я силился вспомнить свою прошлую жизнь - но что-то никак не мог ничего припомнить.
...Мама одевала меня, чтобы идти на Баранова, к бабушке.
- Мой старший брат Рудольф, - рассказывала она, - после окончания института уехал в другой город. Там он женился, и у него родилась дочка Алиса. И теперь они приехали в Одессу и живут у бабушки.
И вот мы в первой комнате на Баранова: по ковру ползает Алиса.
- Поиграйся с ней! - предложил мне дядя Рудольф.
- И не забывай, что ты старший! - строго сказала моя мама. - Ты должен не обижать ее, заботиться о ней!
Тут взрослые куда-то вышли - и я обратился к Алисе:
- Давай играться!
Но она ничего не могла мне ответить, а только улыбалась - и я был разочарован: как же тогда с ней играться?
Но ведь я старший! И я сложил из стульев самолет - и посадил в него Алису в качестве пассажира, и она радостно била руками по полу. А сам я сел впереди в качестве летчика:
- Ж-ж-ж!!!
Когда мы вернулись домой, я спросил у мамы:
- А Алиса - наша родственница?
- Конечно.
- А Алисына мама?
- Тоже.
- А родственники Алисыной мамы?.. А родственники родственников?..
Получалось, что все люди - родственники!
Что-то мамы в проходной комнате не слышно - может, она в кухне? А может, совсем ушла, бросив меня одного?
Бармалей!!!
Но нет! Не может быть, чтобы мама так тихо исчезла!
Преодолевая страх, я заглянул в проходную комнату; пошел в коридор, в кухню - мамы нигде не было!
Мы жили в коммунальной квартире: в третьей комнате жила соседка-старуха. Я постучал к ней - и она приоткрыла дверь:
- Чего надо!
- Вы не знаете, где моя мама?
- Не смей стучать сюда! - и старуха захлопнула дверь перед моим носом.
В растерянности, я вернулся в светлую комнату.
И опять - Бармалей!!!
Я в страхе ринулся под кроватку.
На моем пути был горшок - он ужасно загрохотал крышкой, выдавая меня! Но я все же пролез к стенке.
Конечно, и тут меня легко увидеть, если нагнуться - но, может, Бармалей не будет нагибаться? И мне было приятно чувствовать, что сзади стенка, справа и слева тоже какие-то там тумбочки или чемоданы, даже впереди горшок - хоть малая, но защита!..
И вот Бармалей входит в комнату, идет мимо кроватки.
Он такой же, как на картинке: у него громадные усы и толстый живот. Он нарисован одними контурами: кажется, что можно просунуть сквозь него руку; или потянуть за линию - и он растянется... Уфф, страшно!
И вдруг: шаги! Но нет, не Бармалея - обыкновенные шаркающие шаги маминых комнатных туфель.
Я поспешно вылажу из-под кроватки, чтобы мама не стыдила меня за трусость.
- Ну, как дела, Арчик? А я выбежала на минутку за хлебом - и думаю: что ты там поделываешь без меня?
...В проходной комнате, на стуле, лежали постиранные вещи - и я залюбовался ярким голубым цветом папиной рубахи. И погладил ее шелковистость, и свернул колбаской.
- Давай я буду продавать колбасу, - предложил я Ирке-копирке, - а ты будешь покупать!
И я взял ножницы и попытался резать колбасу - но материал проходил между лезвиями.
Тогда ножницы взяла Ирка-копирка, и у нее сразу же получилось резать. А чтобы колбаса не разворачивалась, я получше прижимал ее у самых ножниц - и Ирка-копирка ловко отрезала ломтик за ломтиком.
И вдруг - ой! - ножницы резанули меня по большому пальцу!
И кусок ногтя с мясом отвис, почти отрезанный!
И из раны хлынула струя крови!
Я стал кричать. Ирка-копирка тоже.
Наши мамы выскочили к нам из светлой комнаты. Быстро сделали все нужные процедуры: подняли мне руку, прижгли йодом, отрезали отвисший кусочек, забинтовали.
- Не горюй, Ая: до свадьбы заживет! - утешала меня Иркина мама. - Мы купим Араму другую рубаху, - говорила она моей маме.
- Ну что ты, - протестовала моя мама, - не надо!
А когда они ушли, моя мама сказала:
- Она сказала тебе "до свадьбы заживет"? Не женим мы тебя на Ирке-копирке, раз она такая!..
У нашей соседки-старухи один из пальцев тоже был ранен: ногтя на нем не было, а была странная сквозная дырочка - причем палец давно зажил, а дырочка осталась.
- Это она прошила себе на швейной машине, - как-то объяснила мне мама.
И теперь я ходил с забинтованным пальцем - и мне мерещилась под бинтом такая же дырочка, как у старухи.
По рассказам моих родителей, в детский сад я ходил недолго: всего несколько недель.
...- Вперед, лошадка! - весело кричала сама себе тетя Стелла.
Она везла меня на санках в детский сад; мы как раз проезжали справа от того места, где сейчас - памятник Потемкинцам, а тогда стоял лишь пьедестал от снятого памятника Екатерине.
Был снежный, морозный, ветреный день - такие по-настоящему зимние дни редки в Одессе, и одесситы их боятся:
- Ты не замерз, Ая? - тетя Стелла остановилась: стала бить нога о ногу, рука об руку.
- Нет! Мне не холодно!
- Ну да: ты в валенках, а я в чулках тонких!
И мне был очень приятен ее ласковый, бархатный голос, ее точеное смуглое лицо - лицо красавицы итальянского типа. Мне захотелось прижаться к этому лицу; в моей груди поднималось какое-то новое для меня, прекрасное чувство к тете Стелле.
...Дед Мороз стоял смущенный, растерянный, не зная, что сказать. Но вот он выдавил из себя:
- Здравствуйте...
- А-а, да это же дядя Пава! - сказал вдруг один мальчик.
Воспитательницу стали громким шепотом подсказывать деду Морозу - дяде Паве:
- Подойдите к елке...
- Подарки...
- Подарки раздавайте...
Дед Мороз - дядя Пава подошел к елке, сбросил со спины мешок с подарками.
- Подходите же за подарками! - обратилась воспитательница к детям.
Но никто не решался подойти. И тогда она стала вызывать по фамилиям:
- Даниленко!
И Даниленко пошла за подарком.
- Кныш!..
- Чепурной!..
Лишь несколько детей получили подарки, а дед Мороз - дядя Пава уже развел руками:
- Больше нема...
А мне?! Почему воспитательница не вызвала меня?! Почему у деда Мороза - дяди Павы не хватило для меня подарка?! И не только для меня - для большинства детей не хватило подарков!
Дома, после сада, я сидел на письменном столе, и мама с папой раздевали меня. И я поделился с ними своей обидой.
- Наверно, завсадом распределила по блату среди своих! - решил папа.
- А может, некоторые сами купили своим детям подарки, - предположила мама, - и попросили деда Мороза - дядю Паву вручить их?
...Девочка что-то сказала мне - а я ей в ответ:
- Рули-рули,
На тебе четыре дули!
Четыре дули делались одновременно двумя руками: большими пальцами и мизинцами. И не так это просто - засунуть куда надо мизинец: я специально тренировался, помогая на первых порах другой рукой. Да еще скорчишь рожу для пущей въедливости, и язык высунешь, и головой мотаешь, и крутишь дулями:
- Рули-рули,
На тебе четыре дули!
Девочка испуганно отпрянула от меня - а я даже оторопел, потому что это впервые меня кто-то испугался. Но тут же я осознал происшедшее, и мою душу заполонила радость и гордость победы.
Вот один мальчишка показал мне четыре дули - а я ему в ответ то же.
Мальчишка удивлен: он явно не ожидал от меня - робкого новичка - такого отпора. Его агрессивное лицо смягчается, становится прямо-таки дружеским - и он убирает оружие.
Утром я вышел в проходную комнату - тут, как обычно, тускло светила электрическая лампочка.
На полу была целая гора мусора, даже куски штукатурки и кирпича; мама лопаткой загружала этот мусор в ведро. И вообще был переворот, как при генеральной уборке: мебель сдвинута со своих мест, вещи разбросаны.
- Хочу каки!
- Видишь, я занята! Сам найди горшок!
Я стал оглядываться, ища глазами горшок - и вдруг увидел... дыру в потолке!
Дыра была в самом углу потолка - в том углу, что у входа в светлую комнату. Она была довольно большой: сквозь нее даже можно было бы просунуть руку; и странно было видеть сквозь нее угол комнаты верхнего этажа.
- Отчего это? - спросил я маму.
- Как, разве ты не помнишь? Ведь ночью было землетрясение!
Тут у меня опять заболел живот, заболел очень сильно - и я стал поспешно расстегивать шлейки штанишек. Увидев мою поспешность, мама уже сама нашла мне горшок, и я уселся на него.
- Землетрясение - это когда земля трясется, - объяснила мне мама. - Да так трясется, что аж дома падают!
Но я не поверил ей:
- Это мыши прогрызли! - решил вдруг я.
И тогда она сказала:
- А ты не боишься, что мыши прогрызут тебе попу?
Со всех сторон ко мне подступали разбросанные вещи, сдвинутая мебель: среди них, действительно, могли притаиться мыши. И вот мышь выскочит сейчас, вопьется своей зубастой пастью в мою голую попу!..
А если мышь притаилась в горшке?! Я поспешно приподнялся, придерживая штанишки - и с опаской заглянул в горшок: там была лишь на донышке желтая пися. И я уселся обратно.
- Все люди выбегали на улицу, - рассказывала мама, - многие прямо в нижнем белье. И мы, с тобой на руках, тоже выбежали. Ты ведь проснулся, не помнишь? А потом опять заснул.
Но я все думал о мышах: а вдруг они выскочат сейчас из-под вещей. И, в страхе, я потащился с горшком к маме - знаете, как это делают дети: передвигаются с горшком, не отрываясь от него, придерживая его руками.
- А ну, не будь трусом! Я ведь специально поставила возле двери, чтобы вытягивало!
И мне пришлось тащиться с горшком обратно. Но только я водворился на прежнее место, как мне опять стали мерещиться мыши - и я поскорее поднялся, придерживая штанишки:
- Уже!..
Это землетрясение в Одессе, согласно специальной литературе, произошло 5 сентября 1939 года, в 6 часов 2 минуты утра - мне тогда было три года и три месяца!
Меня считали болезненным ребенком, и поэтому редко выпускали во двор - а ведь меня так тянуло туда.
...Как-то, уставшего, сонного, папа нес меня домой на руках - но только мы подошли к нашему подъезду, я мигом оживился:
- Хочу во двор!
- Ты же спать хотел! - удивился папа. - У тебя же сил не было идти!
...Я часто сидел на письменном столе, у закрытого окна - и смотрел во двор (мы жили на бельэтаже).
Вот там несколько детей, в руках у них пачки каких-то маленьких картинок - дети перебирают картинки, обмениваются ими.
- Что это? - спросил я маму.
Она подошла к окну:
- Это у них этикетки от спичечных коробок, они их коллекционируют.
Мне тоже захотелось коллекционировать: я слез с письменного стола, достал из буфета пару спичечных коробок и попробовал отдирать этикетки - но поотдирал лишь края.
И опять я сижу на письменном столе, смотрю во двор.
Вот большой мальчик, лет десяти, прошелся пальцем по краю пачки этикеток - и этикетки так интересно замелькали под его пальцем!
А вот этого же мальчика, по-видимому, разозлили - и он, в сердцах, швырнул по двору свои этикетки, и некоторые из них попали в лужи и начали намокать.
И дети стали подбирать его этикетки. И он, охладившись, тоже стал подбирать - и брать свои этикетки у детей: не вернуть такому большому мальчику никто бы не решился...
Интересно, что я помню, как я хотел во двор, помню двор из окна - но не сохранилось ни одного воспоминания, где бы я был во дворе.
Когда я смотрел во двор из окна, мне очень хотелось туда, я очень завидовал играющимся там детям. Моя психика была в напряжении, как у зверя в клетке - вот это и запомнилось. А когда я находился во дворе, мне было не до запоминаний - я весь был поглощен свободой: свободой движения, дыхания, общения со сверстниками.
Я не помню не только двора - не помню и моря, пляжа, хотя как одесситы мы там бывали регулярно; не помню и нашего путешествия на Кавказ, о котором знаю по фотографиям. По-видимому, тут та же причина, что и со двором: на свободе было не до запоминаний.
- Ты халатный! - сказала мама папе.
Я сидел на письменном столе, а папа сидел напротив на стуле и одевал меня, а мама стояла у шкафа и подавала мои вещи.
- Ты сама халатная! - вступился я за папу. - А у папы нет халата!
- Вот видишь, не я, а ты халатная! - повеселел папа.
А мама обиделась.
И, стараясь восстановить равновесие, я срочно придумал соответствующее слово и про папу:
- Мама халатная, а папа галстучный!
...Мое одеяльце не отвернешь немного: специальными лямками на углах оно привязано к кроватке - и я просто высунул, свесил ногу.
- Спрячь ножку, - сказала мама, - а то простудишься!
- Ножка дышать хочет!
- Ножка простудится и будет кашлять!
- Разве ножка может кашлять, - удивился я, - ведь у нее нету рта!
И я представил себе: между пяткой и пальцами ноги был бы рот. А под ним пятка - как подбородок, а над ним пальцы ноги - как прическа. И можно было бы улыбаться - ногой, высовывать язык - из ноги! Или, например, не вставая с кроватки, протянуть ногу на стол - и хвать, хвать зубами ноги жареную картошку!..
- Ну что, прицепимся? - Дядимарчик подхватил меня на киркоски и побежал к трамваю. - Влезем первые и займем лучшие места.
- Скорее! - кричал я в восторге.
Но вот нас перегнал какой-то мужчина. Не смотря на грузность фигуры, лицо у мужчины было совсем юное: с припухлостями и румянцем. А в руках у него был большой черный портфель.
Мы с Дядимарчиком находились еще метрах в пяти от трамвая, когда трамвай затормозил на повороте. И тут мужчина, схватившись одной рукой за поручень, прыгнул на подножку: он прыгнул на заднюю подножку первого вагона. Но вагон встряхнуло - и мужчина сорвался!
Он упал на спину, головой к нам, откинув в сторону руку с портфелем. И живот его оказался прямо перед колесом: передним колесом второго вагона.
И колесо поехало сквозь его живот!
И две части тела отваливались в разные стороны от колеса!
Мужчина не успел даже вскрикнуть - зато пронзительно завизжал тормозами трамвай.
И все равно колесо продолжало ехать сквозь живот (тормозной ход).
Выкатилось и остановилось.
Все люди словно замерли; я и Дядимарчик были ближе, чем другие, к трупу. Возле нас появилась кондукторша, с сумкой через плечо, постояла, посмотрела на труп:
- Цепляются паразиты! - сказала она. - А водитель под суд иди!
И Дядимарчик покраснел: ведь это могло бы относиться и к нему - тем более, что он собирался цепляться со мной, с ребенком на плечах!
Водитель свесился с передней двери, посмотрел на труп. Скрылся обратно в кабину, тронул трамвай - и остановился уже метрах в десяти отсюда, на остановке.
Две части тела, верхняя и нижняя, лежали теперь совершенно открыто посреди улицы; они стали какими-то страшно черными. Рядом валялся большой черный портфель.
Оказывается, жизнь ненадежна: живешь, живешь - и вдруг умрешь! Оказывается, человека очень легко можно разрезать на куски - и он превратится в груду черного мяса, лежащую на мостовой, как этот черный портфель!