Ефимова Марфа : другие произведения.

Капустная наука

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лонг-лист конкурса короткого детского произведения издательства "Настя и Никита" 2015

  Дедушка и капуста
  
  Я сидел на табуретке и болтал ногами, глядя, как дед рубит капусту. Рубит не топором, как дрова для печки, а тяпкой. Капустная тяпка походила на старинное оружие из исторического фильма. Только древнее оружие в фильме было на длинной палке, а дедушкина тяпка - короткая. Я сразу представил, как дед в красном кафтане, подпоясанном золотым поясом, стоит на посту с этой тяпкой и охраняет княжеские хоромы. Не простые хоромы, капустные. В тех хоромах живёт князь-кочан - важный-преважный овощ огромных размеров. И вот к нему тёмной ночью пробирается враг... Кто у нас враг? Коза!... Пробирается вражеская коза, чтобы съесть князя-кочана, но дед грозно произносит:
  - Стой! Кто идёт?
  - Мме-е-е-е! - говорит враг.
  - А ну, скажи секретный пароль! - требует дед.
  - Мме-е-е-е! - снова блеет коза, и тогда дедушка начинает размахивать перед её носом своей боевой тяпкой...
  Я вообразил всё это и рассмеялся.
  - Хихикашь? - спросил дед. -На-ка, погрызи.
  Он протянул мне хрустящую кочерыжку. Я скривился:
  - Да ну её... Вот если бы ты бананы тут рубил...
  - Где ж ты видел квашеные бананы?
  От квашеных бананов мне опять стало смешно, потому что я тут же вообразил щи из квашеных бананов, борщ из квашеных бананов, квашеные бананы с сосисками.
  - Нигде не видел, - сказал я. - Просто бананы вкусные, а капуста не очень.
  - Зато интересная, - веско заявил дед. - Самая интересная на свете.
  Дедушку моего зовут Капитон Сергеевич, он преподает студентам математику. А в свободное от математики время выращивает капусту. Какой только капусты у нас на даче нет! На одной грядке нежатся белоголовые кочаны, на другой - тёмненькие, сиренево-фиолетовые, за домом на солнечной стороне греется цветная капуста, рядом с ней - ещё какая-то, не помню, её название. Всё, что дед выращивает, мы потом съедаем. А если остается, дед солит, квасит или раздаёт соседям, у которых нет огорода. Мама с папой каждый год уговаривают деда бросить хлопотное занятие с капустой, но дед каждый раз говорит, что он лучше бросит математику. Правда, ничего не бросает - ни капусту, ни науку. Вот такой у меня шустренький дедуля.
  - И что же интересного в капусте? - удивился я. - Обычные кочерыжки да листики.
  - А вот изучи мою капустную науку, тогда узнаешь.
  Я почесал затылок: капустная наука - это что-то новенькое. Дед у меня - придумщик: то мы с ним клад ищем, то карту родников составляем, то мороженое сами готовим. Но капустной науки в нашем репертуаре не было.
  - Ладно, - согласился я. - А когда начнем изучать?
  - Через три дня. Когда капуста заквасится.
  
  Капустная физика
  
  Все три дня я приставал к деду с вопросом о том, что изучает капустная наука, но дед отмахивался - рано ещё. Он тыкал нарубленную и засоленную капусту деревянной палочкой и пробовал на вкус верхние листья. На мои приставания он никак не реагировал. Этим он так разжёг моё любопытство, что я, в конце концов, почувствовал в себе готовность изучать про капусту хоть что-нибудь, даже рецепты её закваски или сроки прополки, хотя это ужасно скучные вещи. На исходе третьего дня, проверив квашенье, дед заявил:
  - Готово. Можно начинать первый урок.
  Я, подпрыгнув на месте, завопил "Ура!", а Капитон Сергеевич направился в кладовку. Вернулся он оттуда со старой ёлочной гирляндой, гвоздём и куском проволоки. Хотя все лампочки гирлянды были целы, она уже не светила: то ли провода где-то перетёрлись, то ли вилка поломалась. Мама изредка порывалась выбросить гирлянду, но дед не разрешал, говорил, что это прекрасный материал для тренировки пытливой головушки. Интересно, чью голову он имел в виду?
  Под мои удивлённые взгляды он безжалостно отрезал кусок гирлянды с зелёной лампочкой, потом концы провода зачистил от пластмассы. Один конец примотал к толстой медной проволоке, а второй конец к гвоздю.
  - Горит? - поинтересовался дед.
  - С чего бы ей гореть? Она же без электричества, - ответил я.
  - А так?
  Дед поместил гвоздь и проволоку в стакан с водой. Лампочка, разумеется, не зажглась. Я снисходительно улыбнулся:
  - Каждая малявка знает, что электричество не в воде, а в розетке.
  - Да неужели? - лукаво промолвил Капитон Сергеевич.
  Он зачерпнул чашкой рассол из ведра с квашеной капустой, после чего сунул обрывок гирлянды с гвоздём и проволокой в набранную жидкость. Лампочка поморгала-поморгала и зажглась. Я не поверил собственным глазам: ярко-зелёный огонёк сверкал и перемигивался над чашке с капустным рассолом! С дурацким рассолом! Я однажды попробовал его на вкус - солёный и кислый одновременно, до того противный, что зубы сводит. А он, оказывается, не только кисло-солёный, но и электрический!
  - Ух ты! - выдохнул я. - А как это?
  Дед уселся за столом и сказал:
  - Вот, Бориска, первый урок нашей капустной школы - урок по физике. Физика изучает законы природы. С одним таким законом мы только что познакомились. Ты, ведь, знаешь, что такое электричество?
  - Ну, это когда приборы всякие работают и током шарахает, - неуверенно произнёс я.
  - Это не объяснение, - спокойно промолвил дедушка. - Объяснение заключается в том, что электричество - это поток крохотных, незаметных ни под каким микроскопом частичек - электронов. Электроны есть у каждого вещества: у воды, у железа, у газа, на котором мы суп варим. Обычно электроны привязаны к веществу невидимыми силами притяжения, как мы привязаны к Земле, но иногда более мощные силы отрывают электроны от насиженных мест и гонят в каком-либо направлении. Такое движение этих частиц и есть электрический ток.
  - Значит, по проводам в наш чайник бегут электроны? И в стиральную машину? И к люстре?
  - Да.
  - Как же можно заставить их двигаться по проводам? - задумался я. - Сильно-сильно потрясти провода? Или подуть на них?
  - Есть много способов получения электричества, - сказал Капитон Сергеевич, - один из них - использование разных металлов в солевом или кислом растворе. Гвоздик покрыт цинком, на цинк рассол действует так, что выбивает из него слабо привязанные электроны. Но выбить их - этого мало, надо куда-то их направить. А направляются они туда, где есть свободное место.
  - А! Это как в трамвае по утрам! Все толкаются и пихаются и протискиваются туда, где свободно. И получается поток людей.
  - Молодец, правильно соображаешь. Медь, из которой сделана проволока, - это то самое свободное место в переполненном трамвае. На ней под воздействием рассола образуется недостаток электронов, и электроны с оцинкованного гвоздя бегут к медной проволоке. А бег электронов - это что?...
  - Электричество! - радостно закончил я. - Поэтому и лампочка горит!... Постой, постой! А просто вода, что ли, не может из цинка выбить электроны?
  - В том-то всё и дело, что не может. Может только кислая или солёная жидкость. Вот, например, сок нашей капустки.
  - А лимон? Он тоже кислый.
  - Лимон ещё лучше! Да ты попробуй сам.
  Я достал из холодильника половинку лимона, воткнул в него гвоздь и проволоку, ожидая, что лампочка ярко вспыхнет. Но она осталась безучастной к моему опыту.
  - Не хочет гореть, - расстроился я. - Ты, наверное, что-то напутал.
  - Мощности не хватает, - заявил дедушка. - Попробуй соединить три или четыре лимона. Только соединяй по очереди - медь с цинком, цинк с медью.
  Я подскочил и помчался, было, в кладовку за гвоздями и проволокой, но дед ухватил меня за рубаху.
  - Мне пора на лекцию, - сказал он. - Поэкспериментируй без меня с лимонной батарейкой, потом покажешь, что получилось.
  - Почему ты сказал - "с батарейкой"?
  - Потому что батарейка так и работает: два разных металла, а между ними кислота.
  Дед, взъерошив мне волосы, удалился из кухни. На пороге он обернулся и произнёс:
  - Завтра займёмся ботаникой.
  
  Капустная ботаника
  
  Пока дед читал лекцию в институте, я растряс копилку и сгонял в магазин. Мама думала, что я побежал за мороженым или шоколадкой, поэтому изумилась, когда я влетел в дом, прижимая к груди шесть лимонов.
  - Боренька, у тебя авитаминоз? - забеспокоилась она. - Может, ты заболел?
  - Не, - сказал я. - Это для электричества.
  По округлившимся маминым глазам мне стало понятно, что мама предположила, будто я совсем плох и у меня что-то с головой. На всякий случай она отложила все дела, чтобы посмотреть на то, что я с купленными лимонами буду делать.
  Лампочка гирлянды зажглась от двух лимонов. В оба лимона я воткнул по гвоздю и по куску медной проволоки, соединил шляпку от гвоздя в первом лимоне с верхним концом проволоки во втором лимоне, а затем несоединенные части моей конструкции прикрутил к проводам лампы. Та загорелась, и мама от восторга, совсем как девочка, захлопала в ладоши. Потом мы с ней из шести новых лимонов и половинки старого соорудили батарею, которая смогла зажечь лампу для ночника.
  - Ага! - удовлетворённо промолвила моя хозяйственная мама. - Теперь я знаю, что делать, когда на даче из-за аварии вдруг отключится свет. Надо держать там десяток лимонов.
  Убедившись, что я в полном порядке и головушка моя вполне здорова, мама вернулась к своим делам. Я быстро сделал уроки, а потом начал читать в Интернете, что такое ботаника. Как оказалось, это наука о растениях. Только не как растения выращивать, а как они устроены. Я немного поудивлялся: разве хватит одного растения на целую науку? Ну, корешок имеется, стебелёк и листик - вот и вся наука. Ну, вода ему нужна и солнышко, ну, листья у деревьев зимой опадают. Неужели про это целые книжки пишут?
  Капитон Сергеевич вернулся домой поздно, я уже успел уснуть. Наутро он разбудил меня, похвалил за лимонную батарею и сообщил, что на кухне меня ждёт подарок - наглядное пособие по ботанике. Обычно в выходной день я сплю долго, и родители с трудом могут меня вытащить из постели, однако дедушкины слова заставили меня мгновенно выпрыгнуть из кровати. Прямо в пижаме я понёсся за подарком, ворвался, неумытый и непричёсанный, на кухню, а там на столе лежал самый простой кочан капусты. Вернее, нет, не простой! На капусте было написано: Боря Шаповал, а это, между прочим, моё имя и моя фамилия. Я потёр надпись, не обнаружив никакой краски. Лист был тёмно-зелёный, а буквы - бледные, почти белые, и будто немного оплывшие.
  - Дед, чем это ты накалякал? - спросил я.
  - Это не я, это солнце и фотосинтез.
  - Солнце?! - Про второе слово я не стал спрашивать, потому что его не знал.
  - Солнце, углекислый газ и специальная краска растений - хлорофиллы.
  - Ничего не понимаю.
  Дед рассмеялся:
  - Хорошо, давай по порядку. В листьях растений содержится особое вещество, которое называется хлорофилл. По сути, это зелёная краска в зёрнышках. Из зёрнышек краска выходит в лист только если на листик светит солнце и если в воздухе есть углекислый газ.
  - Что за углекислый газ такой?
  - А вот ты выдыхаешь его. Вдыхаешь кислород, а выдыхаешь углекислоту. Также такой газ выделяется, когда что-то сгорает или гниёт. Он всегда есть в земной атмосфере. Так вот, под действием солнца и углекислого газа, краска выходит из зёрнышек и окрашивает растение в зелёный цвет. При этом в листике образуется строительный материал для всего растения. А дополнительно выделяется кислород.
  - Получается, у нас с растениями всё неправильно? - задумался я. - Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а растение наоборот?
   - Да. Поэтому в лесу так легко дышится - там много растений и, следовательно, много кислорода.
  - А у нас в классе тяжело дышится, если окна закрыты. Потому что мало растений и много народу.
  - Совершенно верно! Всё, что я описал, называется фотосинтезом, то есть получением всяких полезных веществ из солнечной энергии. Солнце - главное условие роста растений. Я надеюсь, что теперь ты сможешь догадаться, как я получил на капусте такую надпись без фломастеров и карандашей.
  - Значит, краска уже есть в растениях, - задумчиво проговорил я, разглядывая кочан с моим именем. - И если солнца нет, то краска не проявится... Ага! Догадался! Догадался! Ты вырезал буквы из бумаги и приклеил их на капустный лист! А потом буквы убрал!
  - Умница, - похвалил меня Капитон Сергеевич. - Вот сразу видно - мой внучок! В меня пошёл.
  На это замечание папа, сидевший в углу кухни, хмыкнул и сказал, что дедушка от скромности не умрёт. А дед продолжил:
  - Так оно и было. Месяц назад я приклеил буквы из картона на молодой капустный лист. Солнце не могло проникнуть под буквы, потому краска-хлорофилл не вышла. Место под буквами осталось белым. Бери, Борька, именную капусту и делай с ней, что хочешь.
  - Покажу друзьям, - сказал я. - Они обзавидуются.
  - Зависть - плохое чувство. Лучше вместе с приятелями попробуй повторить опыт с маминым фикусом. А домашнее задание в нашей капустной школе будет на тему русского языка. Поразмысли на досуге, откуда произошла наша фамилия Шаповал и как она связана с капустой.
  
  Капустная лингвистика
  
  В тот же день мы с двумя одноклассниками заклеили половину листочков на цветах у нас и у них дома разными вырезанными фигурками. Подождём месяц, посмотрим, что получится. Именной кочан я водрузил на полку над письменным столом - пусть напоминает мне о фотосинтезе. Занятная штука, обязательно прочитаю что-нибудь про него и про растения. Мама, конечно, разохалась, как же ей вытирать пыль с вилка, и взяла с меня слово, что я сам буду мыть его время от времени.
  Про свою фамилию я так догадался: Шаповал - это вал шапок, то есть шапок навалом. Наверное, в старые времена у моего предка было очень много шапок, так много, что его назвали шаповалом. Мне стало немного обидно: какая-то девчачья фамилия про то, что у человека много шапочек. Обычно это девочки гордятся своими нарядами, а парням всё равно, сколько у него головных уборов. При чём тут капуста, я так и не додумался.
  Когда дед вошёл в мою комнату с ворохом странных предметов, он, ни слова ни говоря, на полу рядом с кроватью выложил из принесённого добра фигурку: шабра - туловище, два веника - ноги, две пылевыбивалки - руки. А в качестве головы приставил капусту с моим именем. Я рассмеялся, уж очень забавный получился человечек.
  - Метёлка от швабры - будто воротник под головой, - сказал я.
  - Между прочим, - заметил дедушка, - капуста - самая настоящая голова и есть. Потому что на латинском языке "капут" означает "голова". Улавливаешь сходство?
  - Улавливаю. Капуста и латинская голова начинаются на одинаковые буквы... А что за язык такой латинский?
  - Язык, на котором говорили в Древнем Риме.
  О Древнем Риме я слышал. Мама читала мне о гладиаторах и воинах в коротких туниках и шлеме, так вот это было в Риме.
  - На латинском языке сейчас уже никто не говорит, продолжил дед, - но он послужил основой для огромного количества слов, которыми до сих пор пользуются люди во всём мире. Например, от того самого "капута" произошли такие знакомые тебе слова как "капитан", "капитальный", "капот". Вот скажи, кто такой капитан?
  - Главный на корабле!
  - Правильно. А "главный" - что значит?
  - Ну..., - почесал я затылок. Дед пришёл мне на помощь:
  - Главный - значит головной. Голова считается основной, самой нужной, самой главной частью тела. Отсюда, всё, что считается главным, в латинском языке, а затем и в других языках, стало обозначаться корнем "кап".
  - Получается, капитальная стена - это главная стена?
  - Конечно, ведь она, в отличие от перегородок, держит дом.
  - А капот - главная часть машины? Не... Это неправильно. В машине главное - мотор.
  - Раньше, до появления машин, капотом называлась крыша кареты. А крыша - наверху, то есть на месте головы.
  - Понятно! А капуста? Она так названа, потому что похожа на голову?
  - С капустой вышло чуть интереснее. В капусте слились одновременно два слова: капут и композита, то есть смесь. Смесь для квашения или салата.
  - Композита? Композитор - это тот, кто делает смесь?
  - Угадал. Композитор смешивает звуки, и получается музыка.
  Я обошёл вокруг человечка с капустной головой, посмотрел на буковки с фамилией, потом спросил:
  - Дед, я про Шаповала так и не понял. Шаповал - это про шапки, а капуста к шапкам не имеет отношения.
  - Ты прав про Шаповала и шапки, но не прав про капусту, - возразил дедушка. - Шаповал - это мастер, который валяет шапки.
  - Валяет? - мне стало смешно. - В чём валяет? В муке что ли?
  - Не в чём, а из чего. Из шерсти, так же, как и валенки. Валенки, кстати, потому и валенки, что их валяют, то есть плотно-плотно сбивают овечью шерсть.
  Я с облегчением выдохнул:
  - Тогда ладно. А то я подумал, что Шаповал - это у кого навалом шапок.
  - Так вот, вернёмся к корню "кап" и применим его к головным уборам. Часто бывает, что латинский звук "к" в других языках превращается в "ш" или "ч", а звук "а" - в "э" или "е". В результате "кап" где-то превратился в "шап", где-то в "кеп", где-то в "чап" или "чеп".
  - Ого! - я аж подпрыгнул. - Шапка - это на самом деле капка! То есть для головы! Вот здорово!
  - И кепка - тоже на самом деле капка, и чепчик с капором, и даже капюшон. Это всё, что покрывает голову. Выходит так, что шапка с капустой - близкие родственники, потому что у них общий древний корень "кап".
  - Дедуль, - призадумался я, - а все языки произошли от латинского?
  - Нет, Бориска, наш русский, или например, английский или немецкий выросли вовсе не из латинского. Но именно латынь была первым языком печатных книг, языком науки, поэтому так щедро наделила почти все европейские языки своими словечками.
  - А откуда произошли русский с английским?
  - И латинский язык, и русский, и немецкий, и много-много других наречий, выросли из ещё более древнего, нежели латынь, языка. Все они - потомки санскрита. Санскрит использовал народ, живший в глубокой древности на территории современной Индии. Потом народы стали осваивать новые места, потихоньку переселялись, и заселили всю Европу. По пути одна группа людей отделялась от другой, и у каждой группы появлялись различия в говоре. Кончилось это тем, что образовались разные языки, и люди разных стран перестали понимать друг друга.
  - Жалко! - воскликнул я. - Вот бы все говорили одинаково! Приезжаешь себе в Америку, а там тебе по-русски: "Привет, парень!".
  - Зато не было бы возможности проводить лингвистические раскопки, - улыбнулся дед.
  - Какие-какие раскопки?
  - Лингвистические, то есть языковые. Вот кто догадается, что шапка и капуста произошли от латинской головы? А мы с тобой раскопали это.
  - А на санскрите капут - это что? Тоже голова?
  Дед прижал палец к губам, огляделся, не подслушивает ли кто-нибудь и прошептал:
  - О, никому не говори эту страшную и ужасную тайну! На санскрите капут звучит как капалах. И означает он - череп!
  Пока я хлопал глазами, дедушка проговорил обычным голосом:
  - Как приберёшь в комнате, бегом на кухню, да приготовь уксус и соду.
  
  Капустная химия
  
  Я прибирал за дедом швабры с вениками, а сам размышлял о дедушкином имени. Я бы об этом не задумался, но слово "капитан" напомнило мне о Капитоне Сергеевиче. Компьютер, куда я быстро вколотил вопрос "Откуда произошёл капитон", ответил мне, что имя Капитон означает "большеголовый" или "головастый". Снова голова! Наверное, потому дед Капитон так любит капусту, что она его родственница по происхождению. Слово "большеголовый" мне не понравилось. У дедушки нормальная голова средних размеров. Лучше пусть его имя означает "головастый", ведь он у меня такой умный!
  На кухне валил пар из маминой любимой кастрюли. Вообще-то, кастрюля белая, но сейчас в ней булькало что-то почти чёрное, тёмно-фиолетовое, и это что-то брызгами закрасило в сиреневый цвет всю внутреннюю поверхность кастрюли. Ох, кому-то попадёт от мамы!
  Встав на табурет, я достал из настенного шкафчика бутылку с уксусом и пачку соды. Для чего нужен уксус - я знаю, папа его разводит водой и макает пельмени, хотя на мой взгляд получается слишком кисло. А вот сода... Ага! Вспомнил! Мама заставляет полоскать горло содой, когда я простужаюсь.
  - Ещё достань три прозрачных стакана, - произнёс дедушка, выключая фиолетовое варево, - и начнем знакомиться с капустной химией. Знаешь, что такое химия?
  Я помотал головой, химию мы не проходили.
  - Химия рассказывает нам о веществах, - пояснил дед. - О том, из чего всё вокруг сделано, и какими свойствами это всё обладает.
  - Кастрюлька из железа, - снисходительно проговорил я, перебив Капитона Сергеевича, - а стол из дерева. Кастрюлька не горит, а дерево горит. Ну, и что тут изучать?
  - А уксус из чего состоит? - хитро прищурился дед вместо возражений и поучений. - А сода, в которую ты так крепко вцепился?
  Я покраснел, поставил пачку соды на подоконник. Я и не заметил, что смял её. Дед же по очереди в три стаканчика налил воды, затем в первый добавил уксус, а во второй - соду. Размешав содержимое стаканов разными ложечками, Капитон Сергеевич провозгласил:
  - Позвольте представить: капуста краснокочанная!
  Так вот что булькало в кастрюле и красило стенки! Отвар этой капусты выглядел совсем как чернила.
  - Как ты думаешь, что будет, если налью фиолетовый отвар в три стакана?
  Я человек опытный, меня не проведёшь, поэтому я ответил:
  - Вода в стаканах окрасится сиреневым цветом.
  Дед кивнул и плеснул отвара в третий стакан, в который мы ничего не добавляли. Произошло то, что я и ожидал - вода приобрела сиреневый оттенок.
  - Я же говорил, - сказал я, скрестив на груди руки.
  На это дедушка осторожно влил несколько ложечек отвара в первую ёмкость. И тут произошло настоящее чудо - жидкость вдруг стала ярко-красной. Дедушка, покосившись на мои вытаращенные глаза, удовлетворённо хмыкнул. И чтобы разгромить меня окончательно, накапал капустный сок во второй стакан. Содовый раствор вмиг посинел. В результате передо мной образовалась половинка радуги с фиолетовым, красным и синим цветом.
  - Ну, вот, всё правильно, - подвёл итог Капитон Сергеевич. - Кислое покраснело, щелочное посинело... Видишь ли, Боря, химия нас учит, что вещества в природе бывают либо кислые, как например, лимонный сок или уксус, либо щелочные, как сода или мыло, либо нейтральные, то есть, ни такие и не сякие.
  - Вода.
  - Да, вода нейтральная. Смешиваясь друг с другом, кислота и щелочь тоже образуют нейтральное вещество. Они в каком-то роде противоположны друг другу, как горячее и холодное. Что будет, если смешать горячее с холодным?
  - Просто тёпленькое.
  - То есть, нейтральное. Так и здесь. Считай, что кислота - это горячее, а щёлочь - это холодное. Но если температуру мы можем определить при помощи градусника или хотя бы пальца, то как определить - кислое перед тобой или щелочное?
  - Попробовать на вкус.
  - И не вздумай! - воскликнул дедушка. - Можешь отравиться или обжечься! И потом - ты готов попробовать стиральный порошок на вкус?
  - Фу, гадость, - поморщился я.
  - Да уж, пожалуй. А главное - в этом нет необходимости, потому что на помощь тебе придёт лакмус. Это такой краситель, который по-разному окрашивает кислоту и щёлочь. В краснокочанной капусте полным-полно такого красителя. Чем сильнее кислота, тем краснее получается цвет. А щёлочи под воздействием лакмус приобретают сине-зелёные оттенки. Я должен убегать на работу, а тебе, дружочек даю новое задание: выясни, что в доме кислое, а что щелочное. Потом доложишь.
  Капитон Сергеевич улетел на лекции, оставив меня в необычном волнении. Химия - это так здорово! Это просто волшебство! Я с уважением поглядел на четвертушку кочана в тёмном отваре. Надо же, простецкая капуста, а какой скрывала секрет.
  
  Капустная математика
  
  Дед у меня трудится и по субботам, но папа, к счастью, в выходные не работает. Поэтому всё, что только можно, мы покрасили с папой вдвоём. За час мы с ним извели всю пустую посуду, заставив стол, подоконник, столешницу и табуреты всевозможными чашками, кружками, стаканами и бокалами. В них переливались яркими красками молоко, чай, раствор стирального порошка, средство для чистки плит, жидкость для мытья ванны, свежеотжатый яблочный сок, растворитель, нашатырный спирт, лимонный компот, разведённая в воде зубная паста, залитый маслом гуталин, клюквенный кисель, жидкость для снятия лака, омыватель для автомобильных стёкол и ещё какие-то вещества, названия которых я не знал, но которые папа принёс из гаража. Молоко оказалось чуть-чуть щелочным - от нескольких капель капусты оно стало бледно-голубым. Лимонный компот из жёлтого превратился в ярко-розовый, а прозрачный нашатырный спирт позеленел... В общем, от мамы нам досталось не за испачканную кастрюльку с капустой, а за всю эту радугу. Пришлось перемыть кучу посуды и оттереть пол от разноцветных пятен.
  Я с нетерпением ждал деда. Я так устал ждать, что не выдержал и пошёл гулять на улицу. Там мы с друзьями набегались до упаду, отчего ужасно захотелось есть. Я готов был съесть даже варёную красную капусту, которой проверял кислоты и щёлочи. Надеюсь, мама не выбросила её.
  Но дома на обед были котлеты с цветной капустой. Смешное слово! Цветная капуста - совсем не цветная, а белая. И какой умник придумал ей название?
  - М-м-м, моя любимая капустка, - проговорил дед, заходя на кухню, где я уже доедал свою порцию. - Знаешь, Бориска, почему она у меня любимая? Потому что она математическая. А я же математик.
  - С чего это вдруг она математическая? - не понял я. - Математика числа там всякие складывает, задачки про скорости решает. А в капусте чисел нет.
  - Математика, друг мой, изучает не только цифры. Математика также интересуют размеры и формы предметов. Ты о фигурах что-нибудь слышал?
  - Конечно! Треугольник, квадрат, круг - мы это проходили.
  - А фракталы?
  Дедушка был в своём репертуаре - как скажет какое-нибудь словечко, хоть стой,хоть падай. Пояснять дед не стал. Вместо этого он взял со сковороды обжаренный кусочек цветной капусты. Потом выловил второй такой же кусочек, но отщипнул от него отдельный кустик. Отщипнул второй кустик и от кустика отщипнул кустик помельче. Все три соцветия он положил рядком на свою тарелку. Они были очень похожи друг на друга, только размеры отличались. А все вместе эти кусочки были уменьшенными копиями целого кочана цветной капусты.
  - Как будто капусту в микроскоп разглядывают, - сказал я. - Так похожи.
  - Это и есть фрактал. Фигура, у которой части похожи на целое, называется фракталом. В переводе с латинского это означает "дробный".
  - То есть, если мы фигуру раздробим, она всё равно останется похожа на саму себя. Так?
  - Так. Придумай-ка мне примеры фракталов в природе.
  Это было лёгкое задание. Я тут же поспешил ответить:
  - Деревья. У них ветки похожи на само дерево. А мелкие веточки на крупной ветви похожи и на крупную ветвь, и на дерево.
  - Самое интересное, Борюсик, что у фрактала мелкие части можно отщипывать до бесконечности, они всё равно, даже самые крохотные, останутся похожи на целую фигуру.
  - До бесконечности?! - удивился я и бросился ковырять жареные соцветия капусты. От самого куска, который отщипнул дедушка, я отщипнул ещё частичку. Пригляделся - а она в точности малюсенькая копия целой капусты. Тогда я от неё отщипнул ещё более мелкий кустик, но и он был похож на кочан. Отковырять далее я не смог, потому что частички уже не различались моим зрением. Но дедушка принёс лупу и пинцет, и, глядя в лупу, при помощи пинцета мне удалось отсоединить совсем миниатюрный кустик. Я покрутил его - кустик опять повторял форму целого кочанчика.
  - Снежинка - тоже фрактал, - сообщил Капитон Сергеевич, - под микроскопом было бы видно, что каждый её лучик - крохотная снежинка со своими лучиками-снежинками.
  - И облака! - подсказал я. - Посмотришь на краешек облака, а он тоже какой-то порванный, как само облако.
  - А самое любопытное во фракталах то, что у них нельзя точно сказать, что именно в них можно измерить. Возьмём, например линию. У линии я могу при помощи линейки измерить только одну длину. Поэтому, говорят, что у линии размерность равно единице. Возьмём прямоугольник...
  - У него можно длину и ширину померить!
  - Правильно. У прямоугольника и у любой другой плоской фигуры размерность равна двум. Возьмём коробку от обуви....
  - Длину, ширину и высоту! У объёмных фигур размерность равно трём!
  - Молодец, соображаешь. А теперь смотри, я нарисую плоский фрактал.
  Дедушка вынул из кармана ручку и блокнот, после чего начертил кустик из тонких чёрточек с множеством веток, на каждой из которых были свои ветки.
  - Это же линии, - сказал я. - У линий можно померить только длину. У такого фрактала размерность равно единице.
  Я быстро сгонял за линейкой и приложил её ко всем без исключения веточкам. Всего получилось двадцать сантиметров. Тогда дед, посмеиваясь, пририсовал еще кучу мелких отростков. Я, измерив эти отростки, дополнительно прибавил четыре сантиметра.
  - Двадцать четыре! - заявил я.
  Но хитрый дедушка начертил веточки на мелких отростках.
  - Так нечестно, - возмутился я. - так можно до бесконечности прибавлять длину.
  - К этому я и подвожу. Если бесконечно пририсовывать такие ветки, фрактал почти заполнит всё пространство вокруг себя. Длина его линий станет всё больше и больше. И он уже будет не простой линией, а почти плоской фигурой. Значит, его размерность и не единица, потому что он больше, чем набор линий, но и не двойка, потому что до плоской фигуры он так и не дорастёт.
  - Что ж получается, - заволновался я, - у него половинчатая размерность?
  - Да, у того, что я нарисовал размерность примерно полтора. А у нашей цветной капусты - три с половиной, поскольку каждый её кустик, который имеет длину, ширину и высоту, как бы растёт вглубь пространства и своими мелкими отростками захватывает ещё половину измерения.
  - Капитон Сергеевич! - с укоризной произнесла мама, которая, как оказывается, тихо стояла на пороге кухни и слушала дедушкину историю. - По-моему, это Бореньке уже не очень понятно. Я и сама, признаться, не до конца Вас поняла.
  - Тогда давайте обедать, - пожал плечами дед и съел все наглядные пособия по фракталам.
  
  Эпилог
  
  После дедушкиных рассказов, капусту я зауважал, хотя так и не начал её любить. Я решил, что тоже, как дед, стану учёным, когда вырасту. Потому что учёному живётся интереснее, чем другим людям - он видит чудеса в самых простых штуковинах, мимо которых остальные проходят мимо. Например, видит чудо в обычной капусте. А картонные фигурки с листьев домашних цветов мы с приятелями сняли. Родители долго потом удивлялись, отчего листья в звёздочках и корабликах.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"