Аннотация: История электронного телевидения в лицах
История электронного телевидения в лицах
Я, братцы мои, зря спорить не буду, кто важней в
театральном мире - актёр, режиссёр или, может
быть, театральный плотник. Факты покажут. Факты
всегда говорят сами за себя.
М. Зощенко, Монтёр
Предисловие
Современную культуру невозможно представить без телевидения. Практически в каждом доме есть телевизор, а то и не один. Это и отрасль промышленности. и отрасль экономики, и отрасль культуры. Реализация идеи телевизионного вешания, в том виде, как мы её сейчас знаем, относится с сороковым годам прошлого 20 века. В это замечательное инженерное достижение внесли вклад много талантливых инженеров. И есть среди них пара- тройка имён, которым молва приписывает первенство изобретения телевидения. На этот счёт нет единого мнения.
История телевидения является замечательным примером эволюции технологии, в которой, как и всегда в эволюции, играют роль множество случайных факторов, и результат может в значительной степени определиться отдельной личностью.
Заметим, что мы будем говорить об истории электронного телевидения, хотя эволюция телевидения начиналась по пути электро-механического телевидения, пути, который оказался тупиковым. И одним из первых энтузиастов идеи электронного телевидения был повидимому петербургский профессор Борис Львович Розинг.
-------------------------------------------------
Розинг Борис Львович (1869-1933)
Потомок так называемых "аптекарских детей", выходцев из Голландии, привозённых в Россию Петром I для развития русской науки и техники, Борис Львович Розинг в 1887 окончил с золотой медалью гимназию в Петербурге, а в 1891 - физико-математический факультет Петербургского университета с дипломом первой степени, после чего был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. С 1892 он преподавал в Петербургском технологическом институте, с 1895 - в Константиновском артиллерийском училище. Один из инициаторов высшего женского образования в России, Б.Л. Розинг был деканом открытых в 1906 Петербургских женских политехнических курсов, в 1916 преобразованных в Петроградский политехнический институт. Под его руководством и документации 16 июня 1918 в Екатеринодаре было принято решение об открытии политехнического института первого высшего учебного заведения на Кубани и северном Кавказе. Вскоре вуз стал называться Северо-Кавказским политехническим институтом.
Начиная с 1897, в Санкт-Петербургском Технологическом Институте Б.Л. Розинг проводит исследования с электронно-лучевой трубкой, которую незадолго до этого изобрёл немецкий физик Карл Браун. В 1907 Б.Л. Розинг выдвинул предложение об использовании электроннолучевой трубки для воспроизведения телевизионных изображений, и запатентовал его. 9 мая 1911 года он получил на экране такой трубки изображение четырех светлых полос на черном фоне. На свое изобретение Розинг получил патенты от Англии, США, Германии и России.
Среди студентов профессор Б.Розинг заметил Владимира Зворыкина и принял его в 1910 г. на работу в свою лабораторию. Начиная с 1910 г. Зворыкин - постоянный помощник Розинга в экспериментальной работе.
Одним из первых в мире Розинг понял перспективность электронного телевидения. В своей книге "Электрическая телескопия", опубликованной в 1923 г., Б. Л. Розинг в нескольких строках сформулировал преимущества электронного телевидения. "Катодный пучок, - писал изобретатель, - есть именно то идеальное перо, которому самой природой уготовано место в аппарате получения изображения в электрическом телескопе. Оно обладает тем ценнейшим свойством, что его можно непосредственно двигать с какой угодно скоростью при помощи электрического или магнитного поля, могущего быть притом возбужденным со скоростью света с другой станции, находящейся на каком угодно расстоянии". По всей вероятности он сумел заразить этой идеей своего ученика Владимира Зворыкина.
Владимир Козьмич Зворыкин родился 30 июля 1889 г. в г. Муроме Владимирской губернии. Отец - Козьма Алексеевич, был крупным торговцем хлебом. "Отец получил коммерческое образование в Москве и для своего времени был человеком прогрессивных взглядов, - вспоминал потом В. К. Зворыкин, - Он принимал активное участие в общественной жизни города. Строил фонтаны, опекал сирот, жертвовал на городскую библиотеку, учредил свои стипендии. По причине занятости многочисленными делами у него не было достаточно времени для нас, детей. Мы видели его только во время еды или в церкви, которую он требовал регулярно посещать всей семьей. Отец старался заинтересовать меня своими делами уже тогда, когда я еще был сущим ребенком, брал меня с собой на пароход и в другие недолгие деловые поездки, что мне нравилось".
Еще до того, как родился младший из его семерых детей Владимир, семейная традиция Зворыкиных - идти по торговой линии - уже не раз нарушалась. Двое братьев Козьмы Алексеевича стали учеными. Рано умерший Николай Алексеевич Зворыкин (1854 - 1884), ученик А.Г.Столетова, был магистром математики и физики. Широкую известность получило имя Константина Алексеевича Зворыкина (1861 - 1928), профессора Киевского политехнического института, автора фундаментальных трудов по теории резания металлов и технологии машиностроения.
С двенадцати лет Владимир начинает выполнять несложные поручения отца: например, проверить на точность время прибытия пароходов компании "Зворыкин". Он всполминает: "Когда непогодилось, отец приглашал меня в свой кабинет, чтобы я мог наблюдать, как он принимает деловых посетителей. Почти сразу после приветствия отец предлагал посетителю сигару. Они лежали в двух коробках. Одна, на рабочем столе, побольше, из которой почти каждому предлагалась сигара, и другая коробка, поменьше, в запирающемся ящике стола, из которой он предлагал более важным гостям. Я развлекался, наблюдая за поведением посетителей после того, как они брали предложенную сигару. Обычно они сначала рассматривали этикетку, потом вдыхали аромат и после того, как закуривали, расхваливали ее. Мое любопытство к возможной разнице двух сортов сигар настолько усилилось, что однажды, обнаружив ящик стола незакрытым, я поменял содержимое обеих коробок. И что же? Никто подмены не заметил, все продолжали усердно хвалить то, что скрывалось под этикеткой коробки". Так Зворыкин узнал о силе торгового брэндаи и понял, что на самом деле люди часто выбирают, а потом и потребляют не сами товары, а информацию о товаре.
Владимир запомнил, как провели первый телефон в Муроме: "Монтаж воздушно-телефонных линий продолжался, пожалуй, целое лето, и как только магистральную линию начали протягивать вдоль рыночной площади перед нашим домом, у меня появилась возможность любоваться работой связистов из своих окон дома и видеть, как появляется все больше и больше линий проводов. И как прекрасно они блестят на солнце, как золотые волосы какого-нибудь таинственного чудовища..."
Окончив реальное училище, Влидимир Зворыкин едет в Петербург и поступает в университет, однако по настоянию отца вскоре переходит в Технологический институт. Идет 1906-й год. Он знакомится с профессором Борисом Львовичем Розингом.
В 1912 г. Зворыкин оканчивает Технологический институт, получив диплом с отличием, что дает ему право поехать на научную стажировку в одну из европейских лабораторий. Отец настаивает на возвращении сына в Муром в надежде на приобщение к своему делу. Но по совету Розинга Зворыкин решает проходить стажировку в Париже у выдающегося физика П.Ланжевена. В течение года он занимается в Коллеж де Франс исследованием дифракции рентгеновских лучей, затем выезжает в Германию, чтобы прослушать курс теоретической физики в Шарлоттенбургском институте. Здесь его настигает известие о начале первой мировой войны. Чтобы не оказаться интернированным, Зворыкин срочно уезжает в Данию, оттуда через Финляндию выбирается в Россию. Как выпускника Техноложки, его призывают в радиовойска.
В течение полутора лет Зворыкин служит на военной радиостанции в Гродно, после чего получает возможность вернуться в Петроград для работы преподавателем офицерской радиошколы. В Петрограде Владимир Козьмич встречает Февральскую революцию. Офицерам царской армии обычаи той поры нередко грозила расправа: революционные трибуналы могли по жалобам солдат привлечь любого офицера или генерала к ответственности за плохое обращение с нижними чинами. Один солдат из радиороты Зворыкина пожаловался в революционный трибунал на то, что во время своих занятий офицер Зворыкин издевался над простым человеком. Как именно? Он заставлял его подолгу повторять какие-то цифры в какую-то дырочку (как тут же выяснилось, в микрофон). А сам в это время в другой комнате копался в каком-то подозрительном аппарате. Но Зворыкину повезло. Среди трибунальщиков оказался его земляк. Он объяснил "товарищам", что диверсии в работе над улучшением работы микрофонов нет, что микрофоны могут понадобиться не только офицерам, но и пролетариям.
Работать в Петрограде становится невозможно. Зворыкин решает вернуться в действующую армию, его направляют в местечко Бровары под Киевом. Вскоре складывается такая обстановка: на значительной части Украины - немцы, в Киеве - власть гетмана, линии фронта фактически нет, армия полна агитаторов самого разного толка - от большевиков до анархистов. Как делегат от своей части Зворыкин едет на общефронтовой митинг. Возвращаясь обратно на поезде, он видит, как в соседних вагонах арестовывают и разоружают офицеров. Не дожидаясь, когда к нему подойдет солдатский патруль, Зворыкин выпрыгивает на ходу из окна и благополучно скатывается под откос в густой кустарник. Выстрелы вдогонку не причиняют ему вреда.
Зворыкин понял, что откладывать бегство из Петербурга нельзя. Сменив военную форму на штатскую одежду, Зворыкин уезжает в Москву. Там он получил известие о смерти отца. Дом, в котором он родился и вырос, перешел в собственность Совета рабочих и солдатских депутатов. Его тетя Мария была убита грабителями, позарившимися на её коллекцию икон, его дядя Иван, разводивший элитных скакунов, покончил с собой, когда коней реквизировали на нужды революции.
Приняв решение покинуть Россию, Зворыкин приступает к его реализации. Путь, который ему пришлось при этом проделать, оказался настолько необычным, что рассказ о нем вызывал у многих эмигрантов недоверчивую улыбку. Отъезд из Москвы в 1918 г. был бегством: знакомый служащий комиссариата сообщил, что уже выписан ордер на его арест как бывшего офицеру радиослужбы. В тот же день, даже не заходя после работы домой, Зворыкин уезжает поездом в Нижний Новгород. Цель - добраться до Омска, где ему предлагали работу по оборудованию мощной радиостанции с командированием в США.
Следующая часть путешествия - пароходом по Волге и Каме до Перми - прошла относительно спокойно. Однако дальше путь осложнился: железная дорога заблокирована восставшими чехословацкими войсками. Зворыкин с большим трудом добрался до Екатеринбурга. Но здесь его сразу арестовали и посадили в тюрьму для выяснения личности. Неизвестно, как решилась бы судьба арестованных, не войди в город чехословацкие части. У чехов русский инженер подозрений не вызвал, и Зворыкину разрешили доехать до Омска.
В столице независимой Сибири Зворыкину, как и было договорено, выдали необходимые бумаги для деловой поездки в США, однако добраться туда оказалось практически невозможно. Все дороги из Омска, кроме дороги на север, были отрезаны. Зворыкин решает выбираться из Омска северным путем. Найдя еще несколько попутчиков, он отправляется пароходом по рекам Иртыш и Обь через Карское море к острову Вайгач. На плавание уходит больше месяца. В конце его Зворыкин оказывается на маленьком острове в проливе Карские ворота. Отсюда можно выбраться уже только на ледоколе. Пути назад тоже нет. К счастью, приходит ледокол, и еще через несколько недель Зворыкин добирается до Архангельска, оккупированного войсками Антанты.
Дальнейшие трудности связаны в основном с получением виз. Потратив на это еще несколько недель, Зворыкин снова отправляется по морям и океанам. Сделав по пути остановки в Норвегии, Дании и Англии, он достигает Соединенных Штатов накануне 1919 г.
Это, однако, еще не конец пути, поскольку он чувствует себя связанным обязательствами перед Сибирским правительством. В январе 1919 г. Зворыкин как бы замыкает кругосветное путешествие, вернувшись в Омск, на этот раз через Тихий океан, Японию, Владивосток и Харбин.
В декабре 1919 года, совершив ещё одно невероятное по сложности путешествие, Зворыкин попадает в Омск, потом через Токио в Америку. Но пока еще не в роли эмигранта, а в качестве официального представителя правительства Колчака, чтобы вести переговоры о поставках продовольствия в Россию. Но пока переговоры шли, Колчака расстреляли, и пришлось думать уже не обо всей России, а о хлебе насущном.
Конечно, Америке было глубоко наплевать на никому не известного эмигранта из России, не имевшего рекомендаций и к тому же практически не владевшего английским языком. Выручил тогдашний посол России (до 1932 года США не признавали СССР), бывший профессор Петербургского политехнического института Борис Бахметьев. Он руководил деятельностью посольства России, Информационного бюро и Закупочной комиссии. Вот в эту самую комиссию он и пристраивает Зворыкина в качестве бухгалтера. Но Зворыкин не хочет терять специальность и рассылает письма в разные фирмы с предложением своих услуг в качестве специалиста по радиоэлектронике. После года тоскливого ожидания на одно из писем приходит ответ: фирма "Вестингауз" предлагает работу в своей исследовательской лаборатории в Питсбурге. Зворыкин перебирается на новое место. Желание работать по специальности так велико, что его не смущает даже размер оклада, вдвое уступающий тому, что он получал в Русской закупочной комиссии.
В Питтсбурге Зворыкину поручают усовершенствовать вакуумные лампы. Но работая на фирме, Зворыкин продолжал пробивать свою идею электронного телевидения. Главная проблема - сканирование изображения в передающей системе.. А надо сказать, что основном направлением в то время было использование для этой цели "диска Нипкова". Это был врашающийся диск с перфорированными отверстиями, расположенными по спирали, изобретённый немецким инженером Паулем Нипковым в 1880 г. Первые демонстрации телевидения в Европе были демонстрациями механического телевидения. Одной из самых известных была демонстрация во время олимпийских игр 1936 года в нацистской Германии. Нацистская пропаганда называла это ещё одной победой "германского гения". Забавно, что в эпоху борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западам, когда Россия была родиной индийских слонов, Нипков выдавался за русского учёного, видимо на основании окончания "ов" в его фамилии.
Идея Розинга, которую, повидимому, унаследовал Зворыкин (хотя, надо сказать, не к чести Зворыкина, в своей автобиографии он Розинга не упоминает), было заменить механическое сканирование сканирование изображения электронным пучком. Зворыкин привёз с собой проект такой передающая трубки с мозаичным фотокатодом, который он назвал "иконоскоп" (от греческих слов со значением "изображение" и "видеть"). В 1923 году он подал заявку на патент на эту трубку. Заметим, что патент он получил только через 15 лет, так как оказалось, что он не единственный, кому пришла в голову эта идея. А пока что он пытается заинтересовать этим проектом руководство фирмы "Вестингауз". Он собирает эксрериментальную установку и демонстрирует её генеральному директору фирмы фирмы Дэвису: на экране кинескопа при желании можно видеть расплывчатое изображение креста, установленного перед иконоскопом. Качество изображения оставляло желать лучшего.
Демонстрация установки впечатления не произвела и "парню из России" предложено заняться чем-нибудь "более полезным для фирмы". Зворыкин получает задание по разработке фотоэлементов для аппаратуры звукового кино и других целей. Но непосредственный начальник Зворыкина сочувствовал его попыткам продвинуть идею электронного телевидения и посоветовал ему обратиться к президенту конкурирующей фирмы Американская радио корпорация (RCA) Давиду Сарнову. Это стало решающим событием в жизни и инженерной карьере Владимира Зворыкина и в истории электронного телевидения.
Кто такой был Давид Сарнов? Давид Сарнов был также выходцем из России. Он родился в 1891 г. в семье маляра Абрама Сарнова в забытом богом еврейском местечке неподалеку от Минска. Когда Давиду было пять лет, отец отправился обустраиваться за океан, оставив на первых порах семью в России. Воспитание мальчика взяла в свои руки бабка Ривка. Она направила внука знакомому рабби куда-то под Борисов, где Сарнов в течение четырех лет с утра до позднего вечера зазубривал Талмуд, чтобы реализовать мечту еврейской бабушки и стать раввином.
Но слава богу этого не соучилось. В 1901 г. произошло два знаковых события в истории радио: Гульельмо Маркони перекинул радиомост через Атлантический океан, а десятилетний Давид Сарнов, пересек с матерью, двумя братьями и сестрой этот же океан, чтобы воссоединиться с отцом, который, правда, и в Нью-Йорке оказался не способен прокормить свою семью.
Первый свой шаг в бизнесе Дэвид Сарнов сделал, продавая газеты на улице, - начало, типичное для многих, кто сумел осуществить "американскую мечту". К моменту смерти отца, случившейся в 1906 г., Дэвид уже прошел путь от простого мальчишки-газетчика до хозяина киоска на углу 46-ой улицы и 10-й авеню.
Рассказывают такую историю, которая произошла с Дэвидом в школе. Как-то на уроке английского учитель, разбирая шекспировского "Венецианского купца", сказал, что жестокость и жадность Шейлока являются типичными чертами еврейского характера. Дэвид отправился к директору и потребовал извинений. Конфликт попытались замять, но Сарнов как человек, "связанный с прессой", заявил, что газетам любопытно будет получить информацию относительно царящего в школе антисемитизма. Для Америки, в отличие от России, да, пожалуй, и большинства других европейских стран того времени, это было весьма серьезно. Дэвид вернулся в класс, а учитель получил отставку.
После окончания школы Сарнов оставил свой "бизнес" матери и братьям, а сам, решив сделать карьеру в СМИ, отправился искать работу в газетном бизнесе. Он направился в редакцию газеты Herald. Но судьба распорядилась иначе. Первому человеку, увиденному в здании, где располагалась газета Herald, он сказал, что заинтересован в любой работе. Человек ответил, что фирма, в которую он пришел, - это не газета Herald, а называется "Commercial Cable Company" (она находилась просто по соседству с газетой) и что им нужен посыльный. Не задумываясь, Дэвид согласился. Так случайная ошибка дверью стала вехой в жизни Давида Сарнова, а также в истории электроноого телевидения.
"Commercial Cable Company" была американской частью английской фирмы, контролировавшей связь по кабелям, связывавшим Нью-Йорк с Лондоном, Парижем и Римом. Сарнов впоследствии вспоминал, что работа телеграфных аппаратов гипнотизировала его. Днем он развозил на велосипеде бумаги по городу, а по вечерам учился работать на телеграфном ключе.
Наконец, освоив материальную часть, Дэвид поступает на работу телеграфистом в компанию беспроволочного телеграфа Маркони. Маркони был тогда уже Нобелевским лауреатом в области физики, ученым широчайшей международной известности. Дэвид с первого дня работы в фирме надеялся на встречу с Маркони и эта встреча действительно произошла. Достоверно известно, что "старик Маркони приметил Дэвида" и во время своих визитов в Нью-Йорк лично помогал ему осваивать премудрости профессии. К 14 апреля 1912 года Сарнов был уже опытным телегафистом. Именно в этот день он дежурил на радиостанции компании на верхнем этаже склада в Манхеттене и принял сигнал SOS с тонущего "Титаника". Переслав страшную весть в редакции нескольких газет, он подолжал выстукивать позывные "Титаника". Вскоре пришла радиограмма с небольшого парохода "Карпатия", который устремился к месту кораблекрушения. Пока шла операция спасения, выяснялись имена живых, Дэйв 72 часа не отходил от своего телеграфного аппарата. По преданию, ему единственному было разрешено поддерживать связь с "Титаником", а всем остальным радиостанциям было приказано прекратить работу, чтобы не создавать помех.
Вот вам, читатель, ещё одна случайность, оказавшаяся определяюшей в карьере Сарнова. После трагедии с "Титаником" портреты Сарнова обошли все ведущие газеты Америки. Он был сразу повышен на 2 ступени и в 21 год стал помощником менеджера компании Маркони, ответственным за новую технику!
Одна из его первых находок - Эдвин Армстронг, изобретатель супергетеродинного радиоприёма. Компания закупила патент на это изобретение, и Сарнов предложил запустить в производство и коммерческую подажу "музыкальный ящик" - прообраз современных радиоприёмников. В это время закончилось строительство первой радиовещательной станции в Питтсбурге. Сарнов снова оказался в нужное время на нужном месте. Началась президентская избирательная кампания 1920 года. Сарнов предложил, чтобы станция начала агитацию за кандидата - республиканца Гардинга. Гардинг победил. Это прибавило и популярности.
25-летний Сарнов взглянул на вещи принципиально по-иному. "У меня есть план, - писал он, - который может сделать радио такой же полезной домашней вещью, как пианино или фонограф... приемник может быть сконструирован в виде простого радиомузыкального ящика и настроен на различные длины волн". Это предложение содержало идею превращения радио из системы передачи сигналов на расстояние в разновидность масс-медиа. Не только развлекательные, но, кроме этого, информационные и образовательные программы вскоре стали элементом будничной жизни рядовых американцев, а также жителей многих других стран мира.
Сразу после окончания Первой мировой войны совершается резкий прорыв в развитии американского радиовещания. В 1917 г. президент Вудро Вильсон подписывает указ о формировании корпорации, которая должна осуществлять вещание по всей стране, и в октябре 1919 г. "General Electric" (GE) - ведущий в то время производитель радиооборудования - создает "Radio Corporation of America" (RCA), которой передаются активы специально приобретенной для этого компании "Marconi".
Так Сарнов оказывается в RCA, где ему суждено было проработать всю жизнь. Начав с должности коммерческого управляющего, он через год утверждается генеральным управляющим, а еще через год - вице-президентом. Ему едва перевалило за 30, но он уже - советник президента США, поскольку мало кто лучше него разбирается в развитии радиовещания, которое в начале 20-х гг. становится, пожалуй, самой динамично растущей отраслью американской экономики, а также важнейшим элементом общественной жизни страны.
Летом 1921 года в Нью Джерси намечалась встреча двух знаменитых боксёров Джека Демпси (США) и Жоржа Карпантье (Франция). Матчу придавался политический смысл. Президент Франции принял Карпантье перед отплытием в Америку. RCA организовала прямую трансляцию матча, и в Америке и в Париже. Если в 1920 г. в США имелось всего 5 тыс. радиол, то к концу 1923 г. В США насчитывалось уже 2,5 млн.радиоприёмников. А в 1925 г. RCA организовала прямую трансляцию судебного процесса в маленьком американском городке Дайтоне, штат Тенесси. Обвинитель - сенатор Брайан, бывший госсекретарь США, непримиримый борец против узких юбок, еврейского засилья и теории Дарвина. Обвиняемый - некто Скопс, учитель местной школы - учит детей, что "человек произошёл от обезьяны". Это был известный обезьяний процесс. Настрой суда и публики - помесь протестантского фанатизма с духом Ку-Клукс-Клана - не давали защитнику Чарльзу Дарроу никаких шансов. Дарроу понимал, что его единственная надежда - дать процессу широкую огласку, и здесь радио опять оказалось в нужном месте и в нужное время. В заде суда Дарроу подталкивал обвинителя раскрыть перед микрофоном своё дремучее невежество. Судилище превратилось в буффонаду. Дело для сенатора Брайана кончилось его нокаутом.
В 1927 г. передачи о трансатлантическом перелете Чарльза Линдберга слушало уже 6 млн. семей, собравшихся у приемников, что составляло 30-миллионную аудиторию - примерно четверть населения страны. В этом же году RCA, GE и "Westinghouse" создают общенациональную сеть NBC, позволяющую принимать передачи на всем пространстве от Атлантического океана до Тихого.
В те же годы Сарнов в меморандуме, представленном руководству RCA, отмечает: "Я верю, что телевидение получит развитие в ближайшее время". А в своём выступлении в университете штата Миссури, он говорит: "Представьте себе, что ваша семья вечером, удобно расположившись у себя дома, не только слушает диалоги по радио, но и с удовольствием смотрит пьесу, которую актеры играют за сотни миль от вашего дома". Еще через три года Сарнов пишет: "Если мы сумеем напрячь воображение, то сможем представить себе цветное телевидение в наших домах". Для этого надо было действительно напрячь воображение, поскольку тогда это казалось фантастикой.
И тут к нему просится на приём инженер Зворыкин со своей идеей электронного телевидения на базе изобретённого им иконоскопа.
14 августа 1928 года президент RCA Дэвид Сарнов принимает Владимира Зворыкина. Можно назвать везением для Зворыкина, который по-английски говорил с чудовищным акцентом, что Сарнов был тоже выходцем из России, и с ним можно говорить на родном языке. Вот как повернулась судьба. Останься Давид Сарнов в России, в доме купца Зворыкина его дальше кухни бы не пустили.
Что потребуется, чтобы превратить вашу разработку в средство телевизионного вещания для массовой аудитории? - спросил Сарнов. - Сто тысяч долларов и два года работы, - ответил Зворыкин. Через 25 лет Сарнов вспоминал, что в объяснениях изобретателя он абсолютно ничего не понял, но ему понравился сам Зворыкин. "Как он надул нас тогда, - любил повторять впоследствии Сарнов. - Мы потратили 50 миллионов, прежде чем вернули обратно хотя бы цент!".
В 1931 г. Зворыкин создает окончательную конструкцию передающей трубки - иконоскопа, ставшего основой будущей системы электронного телевидения. После практических испытаний новой системы, проведенных в Камдене, телепередающая станция мощностью в 2.5 кВт устанавливается на самом высоком здании Нью-Йорка - Эмпайр Стейт Билдинг. Опытная телетрансляция с помощью этой станции начинается в 1932 г.
В 1933 году Зворыкин в лаборатории RCA закончил создание первой полностью электронной системы телевидения, в которой отсутствовали механические элементы. Практическое телевидение, созданное Зворыкиным, с разложением в 240 строк (1933 г.) и в 343 строки (1934 г.) было применено в США при первых телевизионных передачах в 1936 г
В 1938 г. Зворыкин, получил, наконец, патент на иконоскоп, заявку на который он подал 15 лет назад. Это стало возможным потому, что за ним стояла теперь вся мощь и адвокаты RCA.
Зворыкин не был единственным инженером, который разрабатывал чисто элетронное телевидение. Буквально сотни инженеров внесли свой вклад в создание "яшика", который занимает теперь доминантное место в наших гостиных. Вот имена наиболее известных инженеров: Дженкинс (Jenkins), Ивс (Ives), Александерсон (Alexanderson), Берд (Baird). Но, повидимому, наиболее талантливым был Фило Фарнсуорт.
Фило Фарнворт родился 19 августа 1906 в семье мормонов Льюиса Эдвина и Серене Аманды Бастиану Фарнсуорт, жившей в бревенчатой хижине, построенной отцом Льюиса в месте, названном индийским Ручьем у Бобра, штат Юта. Потом в 1918 семья переехала ферму в Рэгби (Rigby), Штат Айдахо, где Льюис, в дополнение к занятиям сельским хозяйством, занимался извозом. Фило очень понравилось, что в его новом доме была электрическая проводка и генератор для освещения и машин на ферме. У него оказались отличные способности к технике и он восстановил сгоревший электрический двигатель который нашёл в хламе, оставленном прежними жильцами, перемотав его обмотку и превратив ручную стиральную машину своей матери в электрическую. У Фило рано развился интерес в электронике после его первого разговора по телефону - беседы с родственником. Этому способствовала и находка на чердаке нового дома большой пачки технических журналов. Фило также брал уроки скрипки.
Летом 1921, незадолго до пятнадцатого дня рождения Фило Фарнсуорт разработал принцип принцип чисто электронной передающей телевизионной камеры, названной им диссектором. Мальчик с фермы пришёл к идее сканирования изображения строка за строкой по аналогии с тем, как он вспахивал, борозда за бороздой, свои картофельные поля. Через 13 лет, в 1934, в ходе патентного спора о приоритете с RCA, утверждавшей приоритет Зворыкина, преподаватель химии средней школы, Джастин Толман, воспроизвел эскиз, который Фарнсуорт сделал у школьной доски. Фарнсуорт выиграл иск.
Осенью 1922 Фарнворты переехали в Прово, штат Юта. но Филоостался, чтобы заработать на продолжение учёбы в Университете Бригэма. Он воссоединился с семьей осенью 1923. Семья переехала в первый этаж большого двухэтажного дома, а верхний этаж сдавала студентам Университете Бригэма. В начале января следующего года Льюис Фарнсуорт умер от пневмонии. На шестнадцатилетнего Фила теперь легла ответственность за мать, двух сестер и двух братьев.
Что платить за учёбу, он поступил в военно-морской флот. Среди принятых он был вторым по баллам по всей стране в 1924. К этому времени он уже стал задумываться о телевидении. Но когда он узнал, что, если он останется в вооруженных силах, собственником патентов будет правительство, он подал в оставку и вернулся домой, чтобы помогать матери.
В 1923 г. ФилоФарнсуорт демонстрирует возможности изобретенной им передающёй телевизионной трубки "диссектор" руководству компании "Westinghouse". Качество изображения столь ужасно, что менеджеры практически никак не откликаются на это новшество. Напомним, что та же участь постигла и Владимира Зворыкина в компании "Westinghouse". Так "Westinghouse" дважды потерял шанс.
Чтобы помочь семье, Фило бросил учёбу и пошёл работать, а его старшая сестра Агнес взяла на себя ответственность за семью и семейный пансион для студентов на втором этаже. В это же время Фило подружился с Клиффом Гарднером, который разделял интерес Фарнсуорта к электронике. Два друга переухали в Солт-Лейк-Сити и основали собственный бизнес по ремонту радиоаппаратуры.
Бизнес потерпел неудачу. Филостал в работать в университетской конторе Солт-Лейк-Сити по найму. Там он познакомился с парой филантропов из Сан-Франциско Лесли Горреллом и Джорджем Эверсоном, которые тогда проводили кампанию сбора средств Объединенного благотворительного фонда Солт-Лейк-Сити. Они согласились финансировать исследования Фарнсуорта по телевидению и основать в Лос-Анджелесе для него и его экспериментов лабораторию.
Уже спустя несколько месяцев после прибытия в Калифорнию, Фило Фарнсуорт смог показать свои модели и чертежи патентному эксперту. Эверсон и Горрелл согласились, что Фарнсуорт должен составить заявку на свои патенты. Это решение сослужило свою службу позднее в патентных спорах с RCA.
7 сентября 1927 камера "диссектор" Фарнсуорта в его лаборатории на Зеленой Улице, 202 в Сан-Франциско передала первое изображение - простую прямую линию. Источником изображения служил стеклянный слайд, подсвеченным дуговой лампой. Чрезвычайно яркий источник требовался из-за низкой светочувствительности камеры.
К 1928 Фарнсуорт развил систему в достаточной степени, чтобы продемонстрировать камеру для прессы. Его спонсоры хотели знать, когда они могут получить прибыль со своей инвестиции. Естественно, первое показанное изображение было изображением символа доллара $ . В 1929 экспериментальная система была улучшена, и Фарнсуорт продемонстрировал передачу первого живого человеческого изображения - лица его жены Элмы с глазами, закрытыми из-за необходимости яркого освещения. Это была, повидимому, первая в мире полностью электронная система передачи и воспроизведения изображений.
Напомним, что в 1930 Владимир Зворыкин, который до этого пытался построить собственную электронную телевизионную систему в Westinghouse в Питтсбурге с 1923 г., был принят на работу RCA. Перед переходом на эту работу, Зворыкин, посетил лабораторию Фарнсуорта, и тот продемонстрировал ему свою систему. Как только он увидел, чего тот достиг, он решил воспроизвести эту установку в процессе своей работы над иконоскопом.
В 1931, Дэвид Сарнов предложил Фарнсуорту 100 000 долларов за его патенты с условием, что он станет служащим RCA, но Фарнсуорт отказался. В июне этого же года, Фарнсуорт поступил в компанию Philco и переехал в Филадельфию.
Как уже отмечалось, RCA несколько раз судилось с Фарнсуортом по поводу приоритета изобретения передаюшей телевизионной трубки, который, по мнению RCA, принадлежал с 1923 г. его сотруднику Зворыкину. Покровитель Зворыкина Давид Сарнов поверил в его иконоскоп и обеспечил ему поддержку всей мощью адвокатов RCA, чтобы доказать приоритет RCA перед достижениями Фарнсуорта. Тяжба продолжалась ешё несколько лет. "Патентное бюро решением 1934 г. признало приоритет изобретения диссектора изображения за Фарнсуортом, а Зворикин получил патент на свою телевизионную трубку "Иконоскоп" в 1938 с приоритетом 1923 г., но с замечаниями Патентного бюро. RCA ничего не осталось как признать патент Фарнсуорта и купить лицензию у Фарнсуорта для использования его патентов - первое такая лицензия в истории компании, политика которой была "собирать доступные лицензионные платежи, но не платить за них".
В 1932, находясь в Англии с целью получения денег для своих юридических баталий с RCA, Фарнсуорт встретился с Джоном Логи Бэрдом, шотландским изобретателем, который первым продемонстрировал электро-механическую телевизионную систему и который стремился разработать электронные телевизионные приемники. Бэрд показал свою систему Фарнсуорту, а тот показал ему свою. После нескольких минут наблюдения версии Фарнсуорта, Бэрд вышел из комнаты не сказав ни слова, поняв бесперспективность своей работы.
Директора компании Бэрда предложили слить компанию с компанией Фарнсуорта, заплатив 50 000 долларов за электронное телевизионное оборудование и доступ к патентам Фарнсуорту. Бэрд и Фарнсуорт выступили конкурентами с фирмой EMI за британский телевизионный стандарт, но EMI, сливщаяся с Компанией Marconi в 1934, получила доступ к патентам Иконоскопа RCA. После испытаний обеих систем, комитет Би-би-си выбрал систему Marconi-EMI, которая была к тому времени фактически идентична системе RCA. Диссектор изображения проиграл из-за низкой светочувствительности по сравнению с Иконоскопами Marconi-EMI.
После поездки в Европу в 1934, Фарнсуорт заключил соглашение с фирмой Goerz-Bosch-Fernseh в Германии. Несколько телевизионных камер с диссекторами изображения использовались в экпериментальных передачах с Олимпийских Игр 1936 в Берлине.
В марте 1932 Корпорация Philco Фило не разрешила поехать в штат Юта, на похороны его сына Кенниа. В мае 1933, Корпорация Philco и Фарнсуортом разорвали, по обюоюдному согласию, отношения.
Фарнсуорт возвратился в свою лабораторию, и к 1936 его компания регулярно передавала экмпериментальные развлекательные программы. В этом же году Фарнсуорт работая с биологами Университетом Штата Пенсильвания, разработал метод стерилизации молока с использованием радиоволн.
В 1938, Farnsworth основал Телевизионную и Радио-Корпорацию Farnsworth в Форт-Уэйне, штат Индиана. В сентябре 1939, после больше чем десятилетней юридической борьбы, RCA, наконец, пошло на соглашение о многолетней лицензии патента Фарнсуорта от 1927 на сумму 1 миллион долларов. Это дало возможность RCA, после демонстрации электронного телевидения на нью-йоркской Всемирной Ярмарке 20 апреля 1939, продавать электронные телевизоры публике. Это демонстрация была основана на проектах Владимира Зворыкина из RCA и проектах Фарнсуорта. Последние понадобились, чтобы обеспечить передачам достаточное для коммеческого успеха качества.
Видео-камеры, которые были построены на идеях Фарнсуорта, Зворыкина и многих других инженеров, использовалась во всех телевизионных камерах вплоть до конца 20-ого столетия, когда появились новые современные полупроводниковые видеокамеры на приборах с зарядовой связью (ПЗС-камеры). Отметим, что за их изобретение была присуждена Нобелевская Премия по физике 2009 г. Изобретения Фарнсуорта и Зворыкина такой чести удостоены не были.
------------------------------------------
Эпилог
Розинг
В 1931 году Борис Львович был репрессирован и выслан на 3 года сначала в Котлас, а затем в Архангельск, где работал в лаборатории физики Арангельского Лесотехнического Института. Скончался Б.Л. Розинг скоропостижно от кровоизлияния в мозг 20 апреля 1933 года. В 1957 году он был полностью реабилитирован. Его могила находится на Вологодском кладбище.
------------------------------------------
Зворыкин
В 1930-х годах Зворыкин занимался различными проблемами электронной оптики, изобрел прибор ночного видения, использовавшийся во время Второй мировой войны, и новую трубку - супериконоскоп. Разрабатывал электронный микроскоп и ряд других электронно-оптических приборов. По заказу военного ведомства участвовал в конструировании систем радиолокации. В 1950-е годы Зворыкин много занимался медицинской электроникой, в частности конструированием приборов эндорадиозондирования в Рокфеллеровском центре медицинских исследований в Нью-Йорке.
В 1954 г., по достижении 65-летнего возраста, Зворыкин уходит в отставку с должности директора лаборатории электроники компании RCA. Заслуги его настолько велики, что ему присваивается должность почетного вице-президента фирмы RCA. В Мак-Кошевском зале Принстонского университета в его честь проводится конференция, в которой принимают участие ученые различных университетов и фирм США. В заключительной речи президент RCA Д.Сарнов отмечает выдающийся вклад Зворыкина в превращение компании за четверть века из небольшой фирмы в лидера быстро развивающейся отрасли промышленности. "Понятие отставка не имеет отношения к Владимиру Зворыкину, - говорил Сарнов. - Такой ученый, как Зворыкин, никогда не уходит в отставку. Его талант не увядает. Воображение и созидательный инстинкт настоящего ученого ведут его за собой, к еще более обширному познанию".
Более 80 работ и 120 патентов с полным правом позволили назвать Владимира Козьмича Зворыкина "подарком американскому континенту". Среди других 30 наград, которыми он удостоен за свою большую и плодотворную жизнь, числились, в частности: Национальная медаль науки США, президентский диплом Почета, премия пионера Американской ассоциации промышленников и орден Почетного легиона Франции.
Умер Зворыкин в Принстоне (шт. Нью-Джерси) 29 июля 1982.
-------------------------------------------------
Фарнсуорт
Хотя телевидение и ожило после войны, для большинства из его пионеров гонка закончилась. Фило Фарнсуорт выбыл из игры. В 1951 г. он продал свою долю фирмы Farnsworth Radio and Television компании ITT и перестал заниматься телевидением. Он стал работать в лаборатории, известной как "пещера" на Улице Понтиак в Форт-Уэйне. Здесь он разработал ряд проектов, в том числе систему обнаружения подводных лодок, устройство калибровки радаров, инфракрасный телескоп. Одним из самых значительных достижений Фарнсуорта в ITT был проект наземной радарной системы для контроля воздушного движения. Эта система, развитая в 1950-ых, была предшественником сегодняшних систем управления воздушным движением.
В дополнение к его исследованиям в области электроники, руководство ITT, финансировало исследование Фарнсуорта в области ядерного синтеза. Но в декабре 1965 совет директоров ITT решил закрыть этот дорогостоящий проект и продать филиал Фарнсуорта. Стресс, связанный с этим привёл Фарнсуорта к рецидиву депрессии. В 1967 он был отправлен в отставку по мидицинским показателям.
Весной 1967, Farnsworth и его семья вернулись в штат Юта, чтобы продолжить его исследование о области ядерного синтеза в Университете Бриэма Юнга, который присвоил ему звание почетного доктора. Университет также предоставил офис и подземный бункер для проекта. Фарнсуорт пригласил сотрудников в Солт-Лейк-Сити и основал стартап Philo T. Farnsworth Associates (PTFA). Однако, хотя ему удалось получить финансирование от НАСА, его не хватало на покрытие арендной платы за оборудования и зарплату сторудников.
К рождеству 1970 PTFA уже был не в состоянии обеспечить необходимое финансирование, и Фарнсуорт продал все свои акции ITT и превратил в наличные весь свой полис страхования жизни. Но банки потребовали возврата всех ссуд и налоговые органы закрыли лабораторию, потребовав уплаты налогов. В январе 1970 PTFA была расформирована.
С этого времени всё у него стало приходить в упадок.. Он страдал от алкоголизма и зависимости от седативных препаратов. Умер Фило Фарнсуорт в 1971 г. в возрасте 64 лет с горечью сломленного человека.
К моменту смерти, Фарнсуорт был владельцем 300 США и иностранных патентов. Его изобретения внесли свой вклад в развитие радара, электронной микроскопии, гастроскопии, астрономических телескопов.
Обшественное признание пришло к Фарнсуорту посмертно. Журнал "Popular Science" назвал его "одним из десяти самых больших математических волшебников".
В 1981 г. Государственный департамент парков и отдыха установил на доме 202 по Зеленой Улице в Сан-Франциско, где располагалась научно-исследовательской лаборатория Фарнсуорта, мемориальную доску в честь Фарнсуорта как Гения Зеленой Улицы.
В 1983 была выпущена почтовая марка Соединенных Штатов в честь Фарнсуорта.
В 1999 журнал TIME включил Фарнсуорта в список 100 самые выдаюшихся Людей Столетия.
Бронзовая статуя Фарнсуорта представляет штат Юта в Национальном Скульптурном Собрании Зала, расположенном в здании Капитолия в Вашингтоне. В Капитолии штата Юта, в Солт-Лейк-Сити также установлена статуя Фарнсуорта.
В городе Виндмур, штат Пенсильвания на доме 1260 Е, 1260 E. Mermaid Lane, на месте, где летом 1933 был открыт магазин "Телевидение Фарнсуорта", установлена там мемориальная доска, на которой написано: "Изобретатель электронного телевидения проводил первые эксперименты в живом местном телевизионном радиовещании в конце 1930-ых со своей станции W3XPF, расположенной на этом месте.
Мемориальная доска в честь Фарнсуорта установлена т акже рядом с его прежним домом в историческом районе на юго-западном углу Ист Стейт и Бульвара Святого Иосифа в Форт-Уэйне, штат Индиане.
Работы Фарнсуорта в области телевидения, включая оригинальную телевизионную передаюшую трубку, которую он изобрёл, демонстрируются в Музее Фарнсуорта в Рэгби, Штат Айдахо.
Диссектор изображения Фарнсуорта демонстрируется в музее электроники в Саннивейле, Калифорния, наряду с другими экспонатами истории электроники в Силиконовой Долине.
Несколько зданий и улиц в сельском округе Brownfield, Штат Мэн, где он жил в течение некоторого времени, названы именем Фарнсуорта.
С 2003, Академия Телевизионных Искусств и Наук (ATAS) установила Премию имени Фило Фарнсуорта награждаемую компаниям, внёсшим значительный вклад в развитие телевизионного и радио вещания.
В 2008 г. Центр Цифровых Искусств Леттермана установил статую Фарнсуорта перед своим зданием.
-------------------------------------------------
Сарнов
На время войны развитие телевидения в административном порядке было заморожено, а Сарнов, получив должность бригадного генерала, перебрался в Лондон и решал крупномасштабные стратегические задачи, которые ставили перед ним непосредственно американский командующий генерал Дуайт Эйзенхауэр и английский премьер Уинстон Черчилль.
Сарнов должен был создать систему радиосвязи, охватывающую Европейский и Средиземноморский театры военных действий, ему предстояло решить все вопросы радиообепечения высадки американских войск во Франции и Германии, и, наконец, в сферу его деятельности входила организация государственной радиопропаганды на оккупированных врагами территориях. В 1943 г. он обосновал необходимость создания радиостанции "Голос Америки" для ведения широкомасштабной борьбы против тоталитарных идеологий. Ни до, ни после этого Сарнову не приходилось решать столь сложные технические и организационные проблемы в такие чрезвычайно сжатые сроки.
Но война кончилась, и снова на передний план вышли задачи мирной жизни. В 50-е гг. Сарнов перешел на должность главы наблюдательного совета RCA, в центре его внимания находились теперь вопросы развития телевидения. К 1954 г. 90 % территории США уже было охвачено телевещанием.
В этом же году после длительной судебной тяжбы с RCA покончил с собой талантливый изобретатель Эдвард Армстронг, который изобрёл супергетеродинный приёмник, ввёл в радиосвязь частотную модуляцию, разработал эффективную систему устранения радиопомех. Крупные компании, вложившие средства в альтернативную систему, отвергли его разработки. Какую роль в этой трагедии сыграл Сарнов, который в своё время нашёл Армстронга и пригласил его в RCA, мне не известно. Но он был не последний в RCA. Мир бизнеса жесток. Сам Сарнов с замечал: "Конкуренция поднимает наверх самые лучшие товары и самых плохих людей".
Отдельные "проблемы" не омрачали торжественного шествования системы телекоммуникаций по стране и миру. Вскоре начинает активно развиваться цветное телевидение. И опять детище Сарнова побеждает в конкурентной борьбе. К началу 60-х гг. NBC 40 часов в неделю транслирует цветные передачи, тогда как у CBS их крайне мало, а у ABC нет совсем.
В те годы постепенно сложилась культура телевидения как массового зрелища, рассчитанного на не слишком интеллектуального потребителя. Но вряд ли это был сознательный выбор подхода. Бизнес лишь давал тот продукт, которого желало общество массового потребления. Когда критики ругали Сарнова за качество телевизионных программ, он парировал: "В принципе, мы только пацаны, которые доставляют посылки". И он действительно доставил "посылку", оставив миру после своей смерти в 1971 г. крупнейшую отрасль современной экономики.
--------------------------------------------
Послесловие
Вот, дорогой читатель, как сложились судьбы нескольких выдающихся людей, которым случилось оказаться главными действующими лицами в истории телевидения. А сколько в этой истории было не таких выдаюшихся! Говоря театральным языком, были среди этих людей актёры и монтёры, и был режиссёр. И судите теперь сами, кто в этой истории важнее.