Читая замечательный роман Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы":
А после прочтения я решилась написать Дине, у меня была пара вопросов. Но я никак не ожидала, что она мне ответит.
To: <letter@dinarubina.com> Date: Mon, 31 Jul 2006 16:33:11 +0400 Subject: С солнечной стороны России
Здравствуйте, многоуважаемая Дина! Меня зовут Елена Попова, 46 лет, работаю в технической поддержке крупной ростовской провайдерской компании. Письмо это может и будет куцым, ибо параллельно я, что та батарейка, продолжаю работать и работать, но собиралась я его написать очень давно. Пожалуй с того самого момента, как прочитала в своей юности в журнале "Юность" повесть "Когда же пойдет снег?". Повесть была про меня, однозначно, потому и поразила со страшной силой. А может наоборот, эта повесть положила начало моей столь затейливо сложившейся жизни, она и определила окончательно мой не совсем ординарный жизненный уклад. Но не напрягайтесь сразу же, я не собираюсь тут излагать драматические узлы моей судьбы, у Вас достаточно и без меня таких рассказчиков. Расскажу лишь вкратце, что диким горем для меня было потерять Вас с "литературного небосклона" в этой мясорубочной перестройке. И когда на книжной ярмарке в Ростове-на-Дону я наконец увидела свеже-изданный трехтомник изд-ва У-Фактория (с новыми романами!!!), радости моей хватило на то, чтобы купить их сразу все три, не задумываясь, что это будет реальным жертвоприношением для бюджета семьи. Т.е. этими романами я восполнила картину Вашей жизни в этот период пропадания, а для рядового читателя в России - Вашего безмолвия. Вряд ли можно меня отнести к Вашим поклонникам или фанатам, я вообще человек спокойный и уравновешенный и на фанатизм смотрю искоса. Но многие Ваши книги я читала (даже перечитываю периодически) и регулярно их дарю всем достойным на мой взгляд людям. Благо наша книгопечатная продукция перевыполняет никем уже не назначенный план, а тиражи Ваших книг даже перекрывают иногда "шедевры" донцовых и робски. Что конечно не может не радоВЫвать нас. Ведь далеко не каждому пойдут Ваши книги, не все их поймут/примут. Тем более этот последний роман. Когда я начала его читать, то с удивлением обнаружила что совсем не спешу его дочитывать. Даже наоборот, прочитав пару страниц, пару витков сюжета, мне надо остановиться и передохнуть. Да, тяжело. Такой тяжелый пласт не каждый на себя и возьмется взвалить, если конечно все читают так, как я - пропуская через себя все действие. С одной стороны было конечно сильным аргументом - что я читаю медленно, с остановками, потому что мол "растягиваю удовольствие", дегустирую слог, наслаждаюсь палитрой, на самом же деле - было просто тяжело "переживать эту чужую жизнь заново". Так же, как когда-то я посмотрела знаменитый фильм "Калигула", мне надо было несколько раз остановить видеомагнитофон и перевести дух. Хотя в этом романе я очередной раз отметила, как во многом наши ощущения детства схожи - и хор, и экзамены в музыкалке и отношение к подаркам, с которыми я тоже могла легко расстаться, лишь бы кто-то тоже " не ушел обиженным". Да и все рассуждения, лирические отступления - я вычитывала в романе до каждой буквочки, как какой-нибудь профессиональный корректор. Периодически делая для себя открытия, например, что "ссориться" и "ругаться" - это и правда две большие разницы. Вчера был решительный, торжественный день. Я дочитывала роман "На солнечной стороне улицы" лежа на солнечном пляже тихого Дона. Так как было очень ветренно, да и солнце уже напоминало осеннее по мягким, не сильным прикосновениям, то на пляже было пустынно, отдыхающие разбежались. И я могла без стеснения порыдать себе вволю, а потом растерев слезы по щекам напополам с песком, читать дальше. Роман оказался как жизнь. И в жизни надо перетерпеть боль, какой-то неожиданный поворот судьбы, и жить себе дальше. Не боясь, что будет еще немало боли. Ведь если что-то болит, значит ты жив. И это нормально. А страданиями ведь душа совершенствуется. Я чувствовала этот роман, купалась в нем, цедила каждое слово, я даже знала заранее, куда приведет сюжетная линия, и как Вы закончите его - сначала будет кульминация, апогей нервного и духовного накала, а потом все сгладится мирным, спокойным эпилогом. Потом, дочитав все до последней буковки, я долго сидела молча, пристукнутая ВСЕМ, переваривая ВСЕ ЭТО, прощаясь с закатным солнцем, пока оно совсем не скрылось за лесом. Перед романом в книге помещена маленькая аннотация - это мол "неожиданный виртуозный кульбит "под куполом литературы", абсолютное преображение стиля писателя, его привычной интонации и круга тем". Кто это написал - не знаю, но меня это зацепило перед прочтением, ну-ка, ну-ка посмотрим, оценим, что это за кульбит такой тут имеется, и наблюдается ли "преображение стиля". Ревностно прочла, заценила. Дайте мне ентого критика, туда-сюда его и так-перетак. Что и где тут неожиданного? Это тяжеленный пласт, откровенное представление самой жизни, и кто смог этот пласт поднять и дочитать до конца, тот поймет: кто верен своему курсу в жизни и не боится любить, даже безнадежно, тот может и доживет до сказочного, счастливого енда. Страждущим - да воздастся. И ничего тут нового нет - ни для самой писательницы ("о жизни, о жизни и только о ней поет непременно поэт, ведь нет ничего кроме жизни самой, да-да, чего нет - того нет!"), которая писала и будет писать о любви, редко применяя само это слово, ни для читателя, знакомого с законами жизненной диалектики. А кто не знаком и не хочет учиться диалектике, пусть учится на своих ошибках, или не учится, продает, предает свою любовь, не замечая того, что мельчает с каждым днем. И это уже будет не читатель Рубиной, а той же донцовой к примеру. Ни уму, ни сердцу. Но это - мое мнение, как в сети принято выражаться- ИМХО. Может Вы сами и были польщены этой аннотацией, кто знает - может неожиданная акробатическо-цирковая терминология могла придать книге загадочный колорит. Вас, художников, ведь не понять.
Теперь у меня есть только два вопроса. 1. Ведь это ненормально художнику так цепляться и никому не отдавать/продавать картины, как это было у Веры? Не потому ли, что она все же была похожа на Катю - "ничего своего не отдам" - хоть и старалась вырасти, чтобы ни в чем не походить на мать.
2. Что это за блюз такой "На солнечной стороне улицы"? Хочу услышать! Впрочем, в решении данной загадки мне надеюсь поможет сетевой мой друг, тоже из Иерусалима кстати, знаток джаза/блюза. Мы и познакомились-то потому, как столкнулись лбами на странице И. Богушевской. Я писала в своем ЖЖ отзыв о ее концерте в Ростове, а он гонялся за инфой о ней.
Задаю ли я эти два вопроса конкретно Вам - не знаю. Ведь было же предупреждение на сайте, что все равно не ответите. Значит, я их просто так задаю. Как и это письмо. Просто не могла не написать. Ведь чукча не совсем читатель, а еще и немножечко писатель.
Чуть не забыла - спасибо большое за роман, за грандиозный роман.
Ваш ценитель, Елен.
Дата: 15 августа 2006 г. 10:30
Кому: popova@aaanet.ru
Тема: с солнечной стороны Израиля
Дорогая Елена, здравствуйте! Спасибо за такое щедрое письмо. Не могу не ответить, хотя это и правда, что мне пришлось бы только этим и заниматься. Я очень тронута Вашей реакцией на книгу. Я и сама от нее еще не остыла. Это правда, что Вера - дочь своей матери и, главное, наследница своего не простого рода. Но, знаете, среди художников совсем не редкость такая невероятная скупость (многие трясутся над картинами, ведь в них уходит часть души и жизни. Это нам, писателям, легко: тираж книги это не единственное полотно). Однако, Вера, - человек иного толка, чем Катя, она художник, творец.Собственный талант - вот ее мощный имуннитет от всяческого зла и грязи. Она защищена искусством.
Блюз "На солнечной стороне улицы" - классика. Его исполняли и Армстронг и Фитцджеральд.