Эльф Виларен : другие произведения.

Обычаи Эльфов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.90*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые обычаи эльфийского народа


  
  

Некоторые обычаи эльфийского народа

   Добрый день, дамы и господа.
   Надо сказать, что мне нравится тот порядок, что складывается в последнее время: мне задают вопросы, а я отвечаю открытыми письмами. Огорчает только то, что народ просто стесняется своих вопросов, опасаясь, видимо, что его примут за впавшего в детство, раз его интересуют подобные глупости. Господа! Не надо стеснятся того хорошего, что в нас осталось от детей. А для собственного успокоения вспомните, что в нашем мире соответствует действительности? Да ничего. А то, что человека интересуют обычаи эльфов, по-моему, говорит куда больше о его социальной зрелости, чем попытки изобрести причину, по которой стоит презирать тех же "лиц кавказкой национальности", русских, хохлов, татар, узбеков, арабов… Список можно продолжать до бесконечности. А попытка понять - это именно стремление выработать такую систему поведения, которая позволяет избегать ненужной конфронтации. Правда, это стремление должно быть обоюдным. Но, общаясь с поклонниками творчества Толкиена, я с удивлением заметил, что, даже объявив себя эльфами, гномами, хоббитами или теми же энтами, даже не пытаются переосмыслить свое поведение. Какие самые популярные имена? Берен, Лютиэнь, Гимли, Балин, Фродо, Фолко, Маэдрос, Куруфин, Ниенна… И ведут себя, как будто они сами совершали то, о чём повествуют легенды. Я видел троих Даэронов, которые не в состоянии сочинить ни одной строчки. Не говоря о том, чтобы, что-то спеть. Но он Даэрон! И ведёт себя так, будто я лично подбивал Тингола пригласить Берена во дворец. Или Нолдор. Они стали меня презирать только за то, что я сказал, что я Телари. И почему? В своё время они победили Телари! Можно подумать, что они сами бегали по улицам Альквалондэ. Но если продолжать рассуждать в этом духе, то моя обязанность мстить им за смерть моих соплеменников. Многие ли Маэдросы готовы принять подобные следствия их имени? Нет. Они тут же вспоминают, что это игра и всё в шутку. Но ведь подобная игра - это попытка отыграть свой идеал. Но тогда получается, что их идеал - чванливый трус. Тогда зачем переносить качества вашего идеала на мой народ? Да, у моего народа много достаточно странных обычаев, но трусов и "Наполеонов" мы презирали всегда. И вот, надо же такому случится, кто-то в кои веки заинтересовался именно обычаями моего народа. Но при этом жутко смущается, и не решился поместить свой вопрос в комментарии. Я, естественно, постараюсь удовлетворить его любопытство, а заодно любопытство тех, кто не решился даже спросить. По-моему, он куда больше достоин уважения, чем та же Ниенна, изображающую из себя королеву "Эгладора". И вообще, попытка быть просто эльфом, человеком, хоббитом, энтом, да и всеми другими, быть просто достойным представителем своего народа, ничуть не хуже, чем попытка быть христианином. И только без обид: кто может сказать, что он сам, его приход, да и вся Церковь живёт по-христиански полностью? Хотя я сомневаюсь, что кто-то обвинит христианское учение в расизме, разжигании конфликтов. А это есть, однако. Та же свара с Ватиканом. Так что идеал это одно, а вот его конкретная реализация - это совсем другое.
  
   Я не буду описывать все обычаи эльфов: даже если я их все сумею вспомнить, на их описание потребуется не одно столетие. Поэтому я буду описывать смысл этих обычаев, тем более что конкретная реализация менялась от рода к роду. И, что бы не возникало непонимания, оговорюсь сразу: термин "человек" я использую в смысле "носитель разума", а не как "представитель расы людей"
  
   Семья.
  
   Основным постулатом эльфийской социальной политики было то, что любой человек должен жить в семье. Любой ребёнок должен иметь родителей, любой мужчина женат, а женщина замужем.
   Постулат, обычно, не вызывает возражений, но вот его реализация многим не нравится. Одним из следствий его является полное отсутствие терминов "пасынок", " падчерица", "мачеха", "отчим", "приемыш" и прочих с аналогичными значениями. Любому ребёнку нужна семья, как, в прочем, и любому человеку. Исходя из этого, эльфы изобрели не одну сотню способов интенсификации создания семей. Например, можно было выиграть конкурс менестрелей и в качестве приза получить жену. Девушку никто не принуждает к замужеству. Это происходит только в том случае, если она сама высказала пожелание выйти замуж за победителя. И это относится не только к соревнованиям менестрелей, но ко всем подобным мероприятиям. Только не надо морщить нос с выражением полного неприятия и презрения. Вспомните хотя бы обычай рыцарских турниров: любая из дам могла объявить свою руку и сердце наградой победителю. И этот способ замужества был не менее почётен, нежели брак по сговору с родителями невесты, и уж тем более по обоюдному согласию.
   Вообще-то, как мне определила одна не очень то расположенная к эльфам дама, по имени Анаквелора, эльфийская семья напоминает промоину в зыбучих песках: захватив одного, следом увлекает всё больше и больше. Обычно в ней говорит ненависть, но тут она, пожалуй, очень точно определила проблему. Эльфийская семья имеет очень размытые границы. Самой устойчивой формой социальной организации является род. Наверное, потому, что обычно род живёт обособленно. Во времена королей жилищем рода был замок, стоящий в глубине территории рода. Там жили все вместе. Во главе этого городка стоял глава рода, совет рода и совет женщин. Почему замок? Из-за особенностей военной доктрины эльфов: в замке спасались женщины и дети, хранили запасы. А воины рода шатались по лесам и устраивали засады.
   Несколько родов могли объединиться и выбрать себе короля, который выполнял функцию судьи и полководца. Но были и независимые рода. Рода могли породниться и как гарантию союза заключить брак между некоторыми своими членами, в том числе и не родившимися.
   Так что же такое брак по-эльфийски? Отсутствие религии приводит к тому, что религиозной церемонии заключения брака нет. В браке состоят те, кто считает, что в нём состоит или же ведёт себя так, будто состоит в таковом. И всё. Женился на даме с десятью детьми - у тебя десять детей. Но у них есть ещё и двоюродные братья и сёстры, внуки, бабушки, дедушки… И ещё много кого. Все они сохраняют родственные связи. А значит и у тебя появится целый воз родни. Или другой случай: остался ребёнок без родителей. Ему тут же найдут семью. Но он станет родным сыном. А, значит, его кузены станут твоими племянниками. В общем, из-за подобных эксцессов семейная иерархия крайне неопределённа. Тут есть ещё один нюанс: один из братьев может жениться на прабабушке, а другой на правнучке. Соответственно они тоже будут друг дружке сёстрами. Отличный повод для сближения поколений.
  
   Другим постулатом эльфийского семейного строительства было разграничение собственного неприятия и допустимого для других. Для эльфов то, что не наносит вреда другим, остальных не касается. Так эльфы плохо относятся к однополой любви, особенно мужской. Но, если кому-то это нравится, то эльфы к этому отнесутся нормально, при условии, что они не будут демонстрировать свои отношения на людях. Они даже и семью примут из таковых. Но вот до детей их не допустят. С розовой любовью попроще: обычно их стараются выдать замуж. Причём обоих и за одного и того же мужчину.
   Что бы окончательно не запутаться в степенях родства, считается, что женщина выходя замуж, теряет все свои прежние родственные связи.
  
   Третий принцип гласит: в мире и так слишком много трагедий, поэтому не надо увеличивать их без необходимости. Под это определение попадают и геи. Но, вообще то этот принцип применяют к ситуациям, когда случилось что-то, что не должно случится, но случилось. Например, брат женился на сестре. Жизнь штука сложная и такие вещи случаются. Хотя браки ближе пятого колена считаются нежелательными. Но, что если случилось, то случилось. И народ просто забывает об их родстве. Или же влюбились дети враждующих родов. Главы родов должны сделать всё возможное для примирения.
  
   Отношения к детям у эльфов тоже весьма необычно для современного человека. Во-первых, появление ребёнка более чем достаточный повод для брака: человека бросившего своего ребёнка просто не пустят ни в один приличный дом. Если же ребёнок появляется где-то на стороне, то отец заботится о нём. Если это девочка, то он обязан забрать её, ибо многолетний опыт показывает, что этой девушке очень трудно выжить среди людей. Мальчика он может оставить матери, если она о нём будет заботиться, но как только ребёнок станет ей не нужен, он заберёт и его. Более того, это относится ко всем детям вообще: похоже, жизнь в обществе со столь неопределённым родством накладывает некий отпечаток всеобщей ответственности взрослых перед детьми. Как следствие, эльфы могут забрать всех сирот и брошенных детей, даже не имеющих к ним какого либо отношения. А потом люди жалуются, что все дети пропали. А кто виноват?
  
   Кроме родов другим очень важным институтом эльфийского общества были союзы. В союзы объединялись носители таких профессий, члены которых просто не могли совмещать выполнение профессиональных обязанностей и жизнь в обществе. Они пользовались огромным количеством привилегий, но за злоупотребление ими гильдии карали куда как сурово. Основными гильдиями были лекари, маги, менестрели и значительно позднее служители культов. Все они пользовались личной неприкосновенностью, свободой передвижения, в любом доме их принимали как гостей. При любом дворе они могли остаться жить. Это делалось для того, что бы облегчить им выполнение функций, которые при ином положение вещей были бы очень обременительны. Так любой лекарь обязан бороться за жизнь пациента вопреки даже собственному мнению о бесперспективности борьбы. Он обязан помогать всем, не зависимо от расы, социального и материального положения. То же самое относится и к прочим гильдиям. Эльфы считали, что человек данной профессии должен быть сумасшедшим, и для облегчения их существования, строили для них сумасшедший мир.
  
  
  
  
  
   Правосудие.
  
   Понятия о правосудии у эльфов несколько странноватое: основная задача правосудия - это компенсация вреда пострадавшему. Есть два варианта суда: когда несколько сторон по взаимному согласию просят рассудить их. Здесь судья старается принять такое решение, которое максимально устраивало бы всех. Второй вариант, это когда некто сделал то, чего делать не должно. Здесь всё было куда серьёзней: следствие, коллегия свидетелей суда и приговор. Но и здесь судья старался, прежде всего, примирить стороны. Если же не получалось, то решал какую меру воздействия применить: порицание, изгнание, штраф, поединок или месть. Причём два последних приговора, если не было родни готовой выполнить их, он осуществлял сам.
   Свод законов эльфов практически не изменился: следствие должно выявить суть деяния, а уж какими способами оно было осуществлено не особо и важно: отобрал что-то - грабитель. И не суть важно как: с помощью компьютера или кирпича в подворотне. Правда за последнее придётся отвечать ещё и за угрозу или побои. А так всё просто. Мы вообще народ простой.
  
  
  
   Сельское хозяйство.
  
   Все легенды о том, что эльфы питаются лунным светом или цветочным нектаром не соответствуют истине. На себе проверял. Эльфы всеядны - как и медведи. Только мясо с душком не любят, а так мы мало чем отличаемся от остальных носителей разума в смысле исходных продуктов кулинарной обработки. Эльфийская кухня конечно очень развита. Я не раз встречал сборники кулинарных рецептов на сто тысяч рецептов, а один или два даже больше. Основное отличие эльфийского сельского хозяйства заключается в том, что сейчас называется экологическим земледелием. Эльфы, приходя на новую землю, начинают её облагораживать. Увеличивая продуктивность биоценоза. Сажают деревья, укрепляют склоны, овраги превращаются в пруды а то и озёра. Т.е. останавливают эрозию почвы, нивелируют поверхность, восстанавливают повреждённый плодородный слой. И земля с радостью откликается на заботу. Ведь ласку любят даже кошки. В этом смысле наиболее показателен был остров Нидель (остров, лежавший немного южнее побережья страны известной сейчас как Умбар). Он был окружён непроходимой стеной рифов и не имел ни одного дерева. Остров привлёк внимание телари как очень удобно расположенная стоянка. Они нашли проходы в рифах и за пару столетий превратили этот остров Буян в цветущий сад. После того, как остров захватили люди, он за два десятилетия вернулся в первоначальное состояние. Я не буду перечислять сельскохозяйственные культуры и животных, бывших у эльфов в обороте. Список выйдет слишком длинным. Эльфы предпочитали создавать свой персональный Эдем вокруг себя. Ну, а если от этого хорошо остальным… Что ж, мы не жадные.
  
  
   Военное дело.
  
   Как это не покажется странным теперешним поклонникам эльфов мы воевать не любим и не любили. Любой род за свою землю держался зубами, но к типам алчущим чужой собственности эльфы относились очень плохо. И это ещё мягко выражаясь. Да, эльфы были великолепные оружейники. Строили великолепно укреплённые замки. Мало кто мог потягаться с эльфами в искусстве лесной войны. Эльфийские кони были мечтой любого лошадника всего мира. Но всё это великолепие служило только одной цели: защите своих семей и имущество. Для эльфов в войне не было принципиального смысла. Что может быть такого у соседа чего бы не было у тебя или не возможно было бы купить или сделать? Ничего. Даже земли было достаточно что бы не рвать друг другу глотки. Это продолжалось до известного момента. И момент этот был приходом нолдор. Это я как может показаться не со зла. Стоит только прочитать "Сильмариллион". До этого конфликты были локальными. И шли с переменным успехом. Что, в принципе, всех устраивало. Это рассматривалось как неизбежное зло. Нолдор же пришли со своим уставом в чужой монастырь. Они, конечно же, хотели сделать как лучше, но вот получилось как всегда. Да и действовали они по правилу: всё вокруг эльфийское - а значит всё моё. Так что с причиной войны всё понятно.
  
   Эпилог
  
   После прихода Эры Людей эльфы пытались не вмешиваться в их дела. Но люди считали, что все лучшие земли у них украдены эльфами. В начале эльфы вели войны с людьми только для поддержания стакус кво. Выгнали - и забыли. Но, как оказалось у людей память длиннее эльфийской. В результате чего мой народ практически истреблён. На сколько я знаю в собственности эльфов осталось едва ли с десяток мелких владений в забытых Эру горах. Остальные, как и я, скрываются среди вас. Мы пытаемся сохранить свою культуру, но она не имеет ничего общего с тем, что вы нам приписываете. Основой нашей культуры является передача культуры создания вещей, а не наследования их. Например, для эльфийской культуры совершенно не характерно такое явление как музеи. Существовали и существуют собрания, коллекции, но музея, как собрания раритетов нет. Или другой пример: для нас куда важнее научить ребёнка писать стихи, чем заставить заучить сотни или даже тысячи куплетов. Пока жив мой народ, пока мы сохраняем эти принципы душа Арды будет жива. Это не красивые слова - это суть. Правда, я бы очень не хотел, что бы стали правдой слова, услышанные мною на одной из ролевых игр. Ситуация была такова: очередной эльофоненавистник насел на одного эльфа, вопрошая: где эльфийские города, культура, да и вообще наука? Ответ был краток и настолько жесток, что мне стало страшно: "А как тебе понравится СПИД?" Это жутко. Если эльфы для спасения себя и Арды будут творить такие изобретения - это страшно. Это не паровоз который нам не нужен. И было не мало мудрецов способных сделать подобное. Но я не знаю такой пытки, что заставила бы их совершить это…
  
  
Оценка: 4.90*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"