Бионика как архитектурное направление, предполагающее воссоздание естественных, природных форм, вышла из науки, пограничной между биологией и техникой, решающей инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. C бионикой принято связывать биомеханику - раздел биофизики, изучающий механические свойства живых организмов, которая в начале 20-х годов XX века получила более широкое осмысление и даже была введена В.Э.Мейерхольдом как театральный термин в режиссерскую и педагогическую практику для обозначения новой системы подготовки актера.
Проблема взаимосвязи архитектуры и живой природы в течение веков осмысливалась теоретически. Однако научной, последовательно методической основы связи архитектуры с живым миром не было создано. Архитектура, биология, строительная техника, овладение законами гармонии живой природы шли своими путями в деле познания биоструктур. Они могли сойтись (не случайно) на новом уровне развития науки и техники. Но история накопила богатый материал и выразила свое отношение к связи архитектуры, техники и природы, подготовив рождение архитектурной бионики.
Первые "бионические идеи" в архитектуре зародились много веков назад. Человек, наблюдая за окружающей природой, извлекал из нее некоторые уроки, помогавшие ему создавать полезные устройства. Испанский архитектор Гауди, создавая свой знаменитый собор Святого семейства в Барселоне, еще в конце позапрошлого века сумел воплотить в этом сооружении образы живой природы - растений и животных. Тем не менее бионические идеи, приобретая архитектурную оболочку, еще долгое время не признавались официальной архитектурой.
Датой рождения бионики как полноценного архитектурного направления принято считать 13 сентября 1960 г. - день открытия в США Международного симпозиума "Живые прототипы искусственных систем - ключ к новой технике". С этого момента перед архитекторами возникает ряд новых задач: необходимость постоянных поисков новых средств формообразования архитектуры, отвечающих динамике жизни и соответствующих возможностям научно-технического прогресса. Проникаясь новыми идеями, многие "зодчие" стремятся максимально уподобить архитектурные формы природным, избавиться от городской однотипности. Бионический подход к проектированию зданий начинает обретать все больше последователей и становится все более популярным.
Сильный импульс развитию бионических идей в России дало авангардное искусство. Важной особенностью развития советской архитектуры в первые послереволюционные годы было то, что новые конструкции и материалы оказали влияние на художественные поиски архитекторов не столько через "рациональную архитектуру", сколько через творчество тех художников, которые увидели в новых конструкциях и материалах, в простых, лишенных декора геометрических формах большие возможности и основу формирования нового стиля.
Уже в самые первые годы советской власти, когда зарождалось новое творческое направление, его формирование проходило в тесном взаимодействии архитекторов с деятелями левых течений изобразительного искусства, возникших в России еще до первой мировой войны как оппозиция официальному академическому искусству".
В XX веке "бионические идеи" получили развитие в авангардных проектах многих деятелей искусства. В 1916 году классик русского авангарда Казимир Малевич отметил: "Предметы исчезли, как дым; во имя новой художественной культуры искусство стремится и к автономии творения: к приоритету форм природы". А в 1920-е годы Лазарь Хидекель, ученик Шагала и Малевича, автор первого в российской истории архитектурно-экологического манифеста "АЭРО", написал: "Зарождается новая, более высокая цивилизация, где будущая архитектура должна основываться на своих законах, не разрушающих естественную среду, а вступающих в благотворное пространственное взаимодействие с окружающей природой".
Так, гибкость, присущую человеческому телу, стали использовать в своих театральных постановках авангардисты начала прошлого века, выстраивая из актеров "живые декорации" к своим спектаклям. Причем, бионические приемы в театральном искусстве - это отнюдь не современное изобретение. Эти традиции уходят корнями в Древнюю Грецию, где театральной действо происходило на лоне природы в открытых театрах, на фоне естественных природных декораций.
Обращение к природным истокам нашло яркое выражение в актерской школе знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Его актеры проходили специальное обучение в экспериментальной мастерской, где основным предметом была биомеханика. Мейерхольд стремился придать зрелищу геометрическую точность формы, акробатическую легкость и ловкость, спортивную выправку. Эти же "биомеханические принципы" искусства он продолжал развивать в своем журнале "Любовь к трем апельсинам", где в ряде статей много внимания уделялось идее воспитания актера, уверенно владеющего своим телом, голосом, способного в нужном темпе и ритме выполнить любое задание режиссера.
В то же время "бионические идеи" начинают воплощаться в балетных постановках. Импрессионистически размытые танцы, строящиеся на подражании пластике цветущего вьющегося растения, стали настоящей сенсацией на Западе благодаря имени Сержа Дягилева - автора ежегодных гастролей русских артистов в Париже, получивших название "Русские сезоны". Балеты "Нарцисс" и "Призрак розы" третьих "Русских сезонов" потрясали воображение зрителей натуральностью жеста и незаурядной пластикой. "Бионические идеи", воплотившиеся в балетах этого сезона, позволили Дягилеву утвердиться а жизнеспособности своего детища и снискали большую популярность на Западе.
Ясность замысла и воплощения, броскость и предельный лаконизм образов, характерные для бионических концепций, воплотились и в творчестве пионера советского фотоавангарда Александра Родченко, также создававшего эскизы для многих театральных постановок театра Мейерхольда. А.Родченко, работы которого расширили границы человеческого видения, органично вписался в развитие культуры, почувствовавшей необходимость обновления восприятия действительности. Экспериментируя с формой и цветом, он старался найти себя как художника в разных ипостасях - фотографа, но и оформителя интерьеров, иллюстратора.
В современном урбанистическом мире обращение архитекторов к природным прототипам приобретает все большее значение, обнаруживая связь с эко-архитектурой, предполагающей создание городов-садов, "зеленых" зданий. С появлением на нашей планете человеческого разума эволюционное развитие органического мира испытывает все большую необходимость вернуться к тому, откуда оно началось, - к физической реальности. С точки зрения эволюции, архитектура должна быть увязана с экологическими процессами, происходящими в окружающей среде. А для этого архитектура должна стать ее частью.
Среди современных архитекторов, развивающих бионический подход к архитектуре, - Заха Хадид, здания которой напоминают реки застывшей лавы, сдвиги породы, причудливые горные ландшафты, взломанные глыбы льда, Норман Фостер - в числе знаменитых проектов которого - небоскреб в Лондоне, по форме напоминающий огурец, Жан Нувель, здания которого являются продолжениями окружающего пейзажа.
Бионическая урбанистика выделяется как самостоятельная часть архитектурной бионики, поскольку оперирует проблемами использования закономерностей живой природы в сфере градостроительства и более широких областях территориально-пространственного и инженерно-технического освоения мира. Возведение зданий в рамках бионических концепций позволяет восстановить гармонию с окружающей городской средой и открыть новое качество жизни. Не случайно именно этот подход является сегодня одним из наиболее востребованных мировых архитектурных течений, базирующихся на лучших и наиболее естественных для человека традициях создания жизненного пространства.