В этом году осень в Москве была на редкость тёплая. Солнечные дни иногда прерывались дождливыми, однако их тоже можно было использовать для интересного времяпрепровождения. Больше всех городов, где когда-либо мне пришлось жить, я люблю Москву - город моей юности, безумных желаний, стремлений и надежд. Контрасты, с которыми я постоянно сталкивалась, уже не удивляли, но со многим я до сих пор не могу смириться.
Первая наша экскурсия с моей подругой Аллочкой Авциной была в музей имени Пушкина на выставку экспрессионистов, привезенную из Берлина. Была дождливая погода, но, как всегда, желающих посетить выставку, привезенную из-за рубежа, было много. Хвост "желающих" тянулся вдоль ограды и заворачивал за угол...
Большое количество людей, интересующихся искусством, меня обрадовало, но очень огорчил интерьер зала, в котором мне пришлось побывать. Богатейшим коллекциям любимого мною музея явно не хватает помещений и денег. Отсутствие буклетов с соответствующей информацией и недостаточное, порой неудачное, освещение картин - всё это снижало впечатление, которое должна была оставлять выставка. Не говоря уже о стульях или диванах для отдыха, которых вообще не было. И ещё, на что я раньше не обращала внимания, поскольку была моложе, - отсутствие перил. Парадная лестница, покрытая в своей центральной части красивыми бархатными дорожками, - не имеет перил. По мраморным, идеально полированным ступенькам мне пришлось подниматься и спускаться, держась за мраморные стены.
"В России пожилых людей не жалуют", - подумала я. А ведь именно они обладают большим багажом мудрости и жизненного опыта, к которому не мешает прислушаться. Я бы создала "Совет аксакалов", как это принято в некоторых странах Востока. Но, наверное, молодое поколение теперь не нуждается в опыте, приобретённом в войнах и их последствиях, голоде и репрессиях, смене систем и нестабильности... Сами умные!.. Но жизнь короткая...
-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
На следующий день мы посетили выставку памяти Грэйс Келли - принцессы Монако династии Гримальди. Выставку организовал Московский фонд культуры "Екатерина" совместно с "Дворцом Принца Монако". Принц Монако предоставил вещи Грейс: предметы гардероба, в том числе свадебное платье, драгоценности, фотоальбомы, кадры из кинофильмов и прочие достопримечательности. А также коллажи из растений, выполненные самой Грэйс; и её переписку с Ростроповичем, Нуриевым и Шагалом.
Выставка называлась: "Эпоха Грэйс Келли". Это название удачно сочеталось с экспозицией и тем временем.
Небольшое напоминание. Княжество Монако - одно из самых маленьких государств Европы. Площадь его два квадратных километра и находится на юго-востоке Франции. Династия Гримальди сохраняется уже более 700 лет.
Жизнь Грэйс Келли - это лестница стремительно "ведущая вверх", с остановками на "площадках удач". Однако, эти "удачи" требовали большого, систематического труда над собой, и не всегда были безоблачны.
Родилась Грэйс - 12 ноября 1929 года, в Филадельфии. Отец - ирландец, мать - немка. С детства Грейс занималась спортом, и параллельно, уже с 12 лет, участвовала в детских спектаклях. Она росла настойчивой и целеустремлённой девочкой, вежливой, доброжелательной с хорошими манерами. Однако в то время она не блистала красотой. Грэйс была застенчивая, неуклюжая, страдала близорукостью, но именно в эти годы у неё стала проявляться страсть к актёрскому мастерству. А к шестнадцати годам произошло невероятное превращение неприглядной девушки в редкую красавицу. От поклонников не было отбоя, но отец, придерживаясь строгих нравов, не спешил выдавать дочь замуж.
Грейс начала свою карьеру в Нью-Йорке как фотомодель, снимаясь в рекламных роликах. Одновременно она училась в Американской Академии драматического искусства. За два года учёбы от робкой восемнадцатилетней девочки не остаётся и следа. Она появляется на обложках популярных журналов, смело позируя для рекламы сигарет, пива, шляп, пылесосов и даже нижнего белья... Грэйс добивается успеха с поражающей всех лёгкостью, и уже к двадцати годам имя её приобретает известность. Её драматический талант не был выдающимся, но в жизнь уже начало входить телевидение. Именно там она прошла хорошую актёрскую школу и стала звездой телесериалов.
В 1951 году Грэй получает приглашение в Голливуд, и уже в 1952 году, снявшись в фильме "Ровно в полдень", получает "Оскара". Эта награда сделала её восходящей звездой Голливуда. А в 1954 году за фильм "Деревенская девушка" она получила ещё одного "Оскара", после чего популярность её стала легендарной. Предложениям сниматься в кино не было отбоя. А "Легенда Голливуда" каждый раз влюблялась в своих партнёров, однако это не приносило ей счастья...
Но неожиданно встреча с князем Монако Ренье 111 полностью перевернула жизнь Грейс. Случилось это на Каннском фестивале, где ей было поручено возглавить американскую делегацию. Врождённый аристократизм и благородная красивая внешность очаровали князя. Они полюбили друг друга, и вскоре простая американская девушка стала настоящей принцессой.
После бракосочетания, которое было названо "свадьбой века" и состоялось 18 ноября 1956 год, она полностью отказалась от кинематографа, успев снятся ещё в двух фильмах: "Высшее общество" и "Лебедь". На этом, по просьбе мужа, она решила завершить свою артистическую карьеру. За время их совместной жизни, она родила ему троих детей: двух девочек - Каролину и Стефанию и сына - Альбера, воспитанием которых занималась сама - в строгости и в духе лучших американских традиций.
Нельзя не отметить ещё несколько существенных штрихов в жизни этой удивительной женщины, жизнь которой, на первый взгляд, похожа на сказку. Но это только "на первый взгляд".
Появление Грэйс в Монако существенно повлияло на финансовое положение княжества. Приток туристов и богатых людей увеличил оборот бизнеса. Сама же Грэйс занималась благотворительностью. Во дворце стало традицией проводить рождественские ёлки для всех детей Монако. Она открывает больницу и детский сад, посещает дома престарелых и сирот. А Красный Крест под управлением Грэйс стал одним из самых известных организаций по оказанию помощи жертвам военных катастроф и стихийных бедствий в мире.
Но сама семейная жизнь шла не так уж гладко. У князя Ренье оказался не простой характер, а в последние годы он стал ревновать успехам и популярности Грэйс.
В апреле 1981 года была отпразднована "серебряная свадьба". А через год Грэйс Келли погибает в автомобильной катастрофе в возрасте 52 лет... "Горю князя и жителям этой маленькой страны не было границ. Но не так уж много принцесс после смерти превращается для своего поколения в некую икону, а сама её жизнь в миф, - отмечалось в прессе. - Однако эту славу она заслужила сполна". Не напоминает ли вам это историю принцессы Дианы?..
-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
Мы возвращались домой, погрузившись в воспоминания наших молодых лет. Ведь её годы жизни - это наша эпоха.
Ближайшей станцией метро оказалась "Лубянка"... И какой-то насмешкой и издевательством над моими чувствами - ударило по мозгам, извините за грубость, а иначе не скажешь, название метро - "Лубянка", бывшая Дзержинская.
Кто до этого додумался!?.. Правда, молодым всё равно, они ничего не знают о былых временах. Но многим из нас, бывшим советским людям, от этого названия становится как-то не по себе. Бытующая в то время фраза: "отправили на Лубянку" была равноценна - "отправили в мир иной".
И невольно запрыгала рифма, которая неожиданно нагрянула уже сидя в метро. Под ритмичный стук колёс я стала быстро записывать назойливые строчки. Они ударами шли одна за другой:
В подвалах Лубянки,
В застенках охранки
Пытали и мучили
От случая к случаю,
По кляузной версии,
Без суда и следствия...
И сердце мне сжали,
"Лубянкой" назвали
Станцию в метро,
Но что-то не то...
"Дзержинская" - "Лубянка",... и т.д.
Я не привожу полный текст, поскольку моя реакция и так понятна.
-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
Нам нужно было, как можно скорее, сбросит этот негатив, и уже через два дня нам удалось попасть в Большой Зал Консерватории им. П.И. Чайковского. Как всегда зал был полон. И неудивительно. Под руководством дирижера Владимира Федосеева в первом отделении исполнялся первый концерт Шостаковича для скрипки с оркестром. Соло на скрипке исполнял ДаниэльХоуп, из Великобритании.
Во втором отделении бурю оваций вызвал концерт Шнитке для скрипки и виолончели. Партию на виолончели исполнял Александр Князев, темпераментная и выразительная игра которого превзошла все ожидания. Вместе с Даниэлем Хоупом, дополняя друг друга, в синхронном сопровождении оркестра создавались образы урбанизма: города - монстра. Виртуозная игра этих двух выдающихся музыкантов привела нас в восторг. И не только нас. Весь зал гудел от аплодисментов и возгласов - "браво!".
Но если концерт Шостаковича мне был известен, то произведение Шнитке вызвало противоречивые эмоции. Например, один из фрагментов его концерта: постепенно нарастающие звуки и темп создавали ощущение летящего на большой скорости железнодорожного состава... Неожиданно, на вершине форте, всё прерывается... Длинная пауза, и зловещая тишина заполняется редкими мелодичными звуками, и невольно перебрасывает вас в другой мир непонятной, неосознанной печали, от которой холодеет сердце... И опять бешеный темп... к концу финала!
Об Альфреде Шнитке можно говорить много, К сожалению, он не очень был понятен и популярен в наше время. Но, как и Дмитрий Шостакович, этот композитор бесспорно гениален.
-*-*-*-*-*-*-*-*-
Восторженные и на подъёме мы не спешили разойтись по домам.
Мы медленно прошли мимо театра "Геликон" покрытого зелёными реставрационными сетками. Обогнули бывший кинотеатр "Повторных фильмов" и, выйдя на Суворовский бульвар, направились к метро "Арбатское". Богатые витрины поражали изысканными товарами, которые продавались по баснословным ценам. Расположенные в полуподвалах кафе с загадочным освещением привлекали посетителей экзотическими меню. "Музей народов востока" в застывшем своем покое как бы говорил о ещё не полностью угасших рериховских традициях, скрытых до лучших времён за толстыми стенами здания. А похожий на ракушку "Дом Европы" напомнил мне о том, что я некогда являлась членом общества "Друзей Франции", что дало мне возможность в то время посетить самые крупные города Европы, в том числе Париж, демонстрируя свою графику. И невольно, я вспомнила, что через неделю мы идём в Рахманиновский зал Консерватории на концерт современных, именно современных, французских импрессионистов.
-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
Это был Международный музыкальный фестиваль к 100-летию со дня рождения выдающегося композитора и педагога, преподавателя Парижской консерватории профессора Оливье Мессиана. Исполнялись его произведения и его учеников. Как минимум два поколения послевоенного авангарда прошли через его класс. Продолжая традиции французских импрессионистов: Дебюсси, Равеля и других композиторов он развивал нестандартное мышление своих учеников, что в дальнейшем определило их творческое своеобразие.
Исполнителями концерта был Ансамбль солистов "Студия новой музыки", под управлением заслуженного артиста России, дирижера Игоря Дроноваиансамбля ударных инструментов Марка Пекарского. Художественным руководителем был Владимир Тарнопольский.
Солисты: лауреаты международных конкурсов Юрий Фаворин и Наталья Черкасова - фортепиано и Дмитрий Щёлкин - ударные.
В первом отделении прозвучали произведения трёх авторов: Тристана Мюрая, Жерара Гризе и Филиппа Юреля.Я коротко прокомментирую впечатление, которое оставляет музыка этого направления.
Название произведения отсылает нас к истории французской живописи - к картине Клода Моне "Впечатление. Восход солнца", откуда пошло название этого направления в живописи - импрессионизм (впечатление, фр. Impression). Сочинение основано на расщеплении белого солнечного света на составляющие цвета. Каждому звуку, умозаключительно, соответствует определённый цвет и инструмент, производящий этот звук.
Звучание флейты и кларнета на фоне виолончели создают особую музыкальную выразительность, а их комплексные звуки соединяются в резонанс колокола. Непрерывное, тяжелое как мёд, звучание виолончели и скрипки (при экстремальном давлении смычка) окунают в бесконечность Космоса, а резкие звуки кларнета и клавиш фортепиано выдают неземную звёздную россыпь. К финалу, режущие, царапающие и тяжёлые звуки виолончели, скрипки и духовых инструментов идут на нет, и эхо, подобно надгробному звону, опускает на Землю.
Жерар Гризе - "Машина и буйные травы".
Сочинение построено на стремительности и контрастах. Произведение состоит из двух частей - полифоническая в первой части превращается в гомофонную во второй.
Филипп Юрель - "Грабница", памяти Жерара Гризе, для фортепиано и ударных. "Пьеса берёт начало в ритуале, и исполнитель на виброфоне окружен дополнительными инструментами: коровьими колокольчиками, тайскими гонгами, кроталами и вудблоками. Все они должны как бы "помешать" фортепиано, но не принизить его звучания", - читаем в буклете.
Во втором отделении прозвучало сочинение Пьера Булеза и Оливье Мессиана.
Пьер Булез. "Отклонение 1" для инструментального секстета. Звуки фортепиано дублируются виброфоном - те же трели, те же арабески. Достигнув пределов инструментальных диапазонов, бурные, ритмичные и стремительные движения "прорезаются" короткими паузами. В конце движение замедляется, и становится слышным вибрирующее звучание всех инструментов.
Но особо ярко прозвучало крупное сочинение Оливье Мессана: рапсодия - "Экзотические птицы". Его партитура целиком построена на записях птичьего пения. Живая цветовая окраска птиц передана в музыке.
Здесь переливаются все цвета радуги. Красный - цвет птиц жарких стран; чёрный с желтым - птиц Индии; серый, розовый, ярко-коричневый с белыми полосками - "полиглота - пересмешника", и многие другие цвета - звуки. Все пения экзотических птиц мира сплелись в единую музыкальную композицию. И невольно вспоминается фраза Кандинского, что "краски поют, а звуки имеют свой цвет". В России художник Василий Кандинский и композитор Александр Скрябин считаются русскими теоретиками цветомузыки.
Особо следует подчеркнуть, что во всех произведениях огромную роль играют ударные инструменты. Они держат темп. Отчётливо выделяются звуки фортепиано. Задействована вся клавиатура от самого низкого басового ключа до самого высокого - скрипичного. Струнные инструменты обычно создают фон, часто издавая режущие, скрипучие звуки. Имитация звуков поручена каждому инструменту, в том числе всем ударным до ликующих фанфар меди.
И ещё одно интересное совпадение. Просматривая телевизионную программу 14 декабря, я случайно попала на трансляцию концерта посвященного Оливье Мессиана. Исполнялась его симфония - "Турангалила". То, что это было талантливо, боюсь сказать гениально - бесспорно. Но, для любого нового должно пройти время, чтобы любители музыки смогли оценить это новое.
Обобщая свои впечатления, я поняла, что в музыке произошли качественно новые процессы. Как, в своё время, в последней трети Х1Х века в той же Франции, на смену реалистической и салонной живописи пришло новое направление - импрессионизм. "Турангалила" Оливье Мессиана, как и "Экзотические птицы", безусловно, займут почетное место среди великих произведений эпохи.
На концерт мы пришли намного раньше, чтобы занять места. Вход в Рахманиновский зал бесплатный. Но не прошло и тридцати минут, как зал был переполнен. Мы с удовольствием и гордостью отметили, что не пропал ещё интерес к искусству, несмотря на все сложности жизни москвичей. А к началу концерта сесть было уже негде. Люди стояли в проходах, на лестничной клетке и, как птицы, "гнездились" на подоконниках. "Всемирный кризис", в Америке выбрали Барака Обаму, а им дела нет до всех мировых потрясений и событий - душа требует пищи! И наша душа тоже нуждалась в пище.
"Интерес к искусству продлевает жизнь", - констатировала моя подруга Аллочка, которая и была активным организатором всех наших походов за время моего пребывания в Москве.
Справка:
Родился Оливье во Франции, в семье учителя английского языка Пьера Мессиана и поэтессы Сесиль Соваж. Даты его жизни: 1908-1992
-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
Следующий поход, уже по моей инициативе, был в Библиотеку
иностранной литературы на открытие выставки "Интуитивная графика" Татьяны Крауц.
Татьяна Крауц закончила Московское художественно-театральное училище и Московский государственный университет, отделение искусствоведения исторического факультета, является членом Международного художественного фонда. Выставки её работ проходили в Москве и других городах России.
Многие годы она была бессменным директором музея Коненкова, который находится на Тверском бульваре, и Членом художественного Совета, возглавляемого Зурабом Церетели.
Мы до сих пор с ней встречаемся и обмениваемся творческими успехами. Естественно, что на открытии выставки я с удовольствием поделилась своими впечатлениями со зрителями:
"Живопись Татьяны Крауц удивительная и отличается не только особой манерой письма, но и колоритом. В многообразии объемных по содержанию сюжетов раскрывается богатый духовный мир художницы.
Её мировидение созвучно с её литературными произведениями: прозой и стихами. И это не удивительно. Истинный талант обычно проявляется во многих направлениях.
Но невольно напрашивается вопрос! Откуда?! Что явилось её движущей силой в создании столь необычных графических работ? Что способствовало её духовному импульсу и привело в мир невероятной фантазии?! Зная её много лет, могу ответить однозначно - отнюдь не спокойная размеренная жизнь, а сложная, с целым каскадом стрессовых ситуаций.
Но вы можете мне возразить: многие испытывают стрессы... Но не всем дано извлекать из своего подсознания те потаённые образы, которые перерастают в произведения искусства. Мир графики Татьяны Крауц несёт богатую гамму личных впечатлений и переживаний, нераскрытых для нас миров, воспринимаемых только ею, которые выплывают благодаря интуиции, фантазии и необыденного взгляда на жизнь. Графика её уникальна, самобытна и, что немаловажно, - узнаваема!
Постараюсь описать вам, в моём видении, некоторые её рисунки.
В рисунке "Другая реальность" ощущается загадочный многоплановый мир, и даже иные миры. Погружаешься в обволакивающую реальность незаконченных образов и видений.
Рисунок "Росток" напоминает зародыш в яйцевидном овале жизни.
Парящая над Землёй "ЛидиЯ", раскрывает ещё один взгляд художницы - желание укрыть от бед наш хрупкий неустойчивый мир.
И ещё прокомментирую два рисунка: "Дух ивы зимой" (слева) - вызывает чувство скорби и опустошённости, а "Увядающий пион" (внизу) - страх перед кончиной.
И в заключение, сваи пожелания и восхищение я хочу выразить в стихотворной форме. Прочитаю два последних куплета из стихотворения, которое я ей посвятила:
Галактик вихрь, водовороты.
И непрерывности стремление.
В них мистика, любовь и ноты,
В них вечность, музыка и пение....
Все наши взлёты и падения,
В них предрешённость и Судьба.
Тебе дальнейшего горения
В рисунках, прозе и стихах!.."
-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
Последний наш поход был в Центр оперного пения Галины Вишневской, который построен сравнительно недавно на улице Остоженка 25, возле метро "Кропоткинская", в основном на её средства.
Шла премьера: "Женитьба и другие ужасы". Эта "фантасмагория" в двух действиях, была приурочена к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя.
Поэтические образы Гоголя любили многие русские композиторы. Постановка составлена из наиболее интересных отрывков из ряда опер в основном на тему его повести "Женитьба". В постановке задействованы такие композиторы, как: П. И. Чайковский, отрывок из оперы "Черевички"; Н.А. Римский - Корсаков, отрывки из опер "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством"; М.П.Мусоргский, отрывок из оперы "Сорочинская ярмарка"; и Д.Д. Шостакович - отрывок из оперы "Нос".
В гармоничном их сплетении создаётся полное ощущение единой оперы. В ней Галина Павловна как художественный руководитель проявила себя новатором, смело сочетая оперное искусство с хореографическим и элементами драматургии.
В буклете премьеры Вишневская приводит следующие высказывания Гоголя: "Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим Миром?". А далее пишет свои соображения: " Прошли столетия, и сегодня, когда в искусстве разрушаются многие традиции, эти опасения имеют особый смысл. И все мы должны много работать для того, чтобы Музыка и Опера всегда были с нами".
После целого ряда потрясений, когда она вместе с Мстиславом Ростроповичем была вынуждена покинуть страну, лишившись советского гражданства, эти "опасения" весьма актуальны. Но как значима для неё российская земля, если, отбросив все обиды, она вернулась, чтобы поднять культуру многострадальной страны.
Она продала свою коллекцию картин и вложила деньги в строительство театра, школы для молодых талантов и общежитие. Не это ли бескорыстный подвиг и настоящая любовь к Родине не на словах, а на деле?!
Власть властью, а народ остаётся народом. И оставит она о себе добрую память. Большое дело - большого человека.
Но хотелось бы знать, как чувствуют себя сейчас люди - и "власть имущие", и те актёры, что подписывали доносы на неё и Ростроповича, выживая их из страны?! Немым укором для них стоит театр на Остоженке с целым комплексом построек, возведенных благодаря Галине Вишневской. Люди, ценящие истинное искусство, с благодарностью приходят в него насладиться оперным пением. И она, как всегда красивая и величественная, после спектакля выходит поприветствовать зрителей.
Маленький уютный зал всегда полон, и билеты доступны всем: от 100 рублей до 2000. Это ли не подлинное меценатство?..
Возвращаясь домой в ушах ещё долго звенели отрывки из оперы в исполнении безупречно чистых голосов молодых актёров... Ведь Вишневская приглашает лучших педагогов, в том числе с других стран мира, для обучения своих питомцев.
А я под впечатлением написала небольшой рассказ - "Пианист".
ПИАНИСТ
Ина Эле
- За сколько вы хотите продать рояль?
- За десять тысяч рублей.
- Но вы говорите, что дека треснута, а это пятьдесят процентов от стоимости, то есть пять тысяч рублей. И войлок кое-где отлип, - заглядывая под крышку рояля, с деловым видом произнёс покупатель,- минус ещё одна тысяча рублей. И как вы говорите, он требует настройки, что обойдётся не менее трёх тысяч... В общем - одна тысяча, и по рукам! - И он постучал толстыми пальцами по крышке рояля.
В эту минуту внутри у пианиста что-то дрогнуло. "Рояль фирмы "Беккер", который сопровождал его всю жизнь, отдать практически даром этому жирному плешивому борову?!.."
Он выпрямился и, вскинув вверх голову, как будто готовился к поклону перед публикой концертного зала, неожиданно твёрдым голосом произнёс:
- Рояль не продаётся.
- Ну как, мы же договорились!
И ощутив чутьём торгаша, что может упустить рояль, покупатель быстро заговорил,
невнятно повторяя, что, несмотря на недостатки инструмента, он, как ценитель искусства, только из уважения к почтенному возрасту даёт пять тысяч рублей и не больше.
- Нет, рояль не продаётся!
Покупатель понял, что проигрывает и поспешил вернуть цену к первоначальной - десяти тысячам рублей... Это больше, чем рояль стоит, но из-за уважения к тяжёлому положению всем известного пианиста и к искусству он так щедро поступает.
Пианист продолжал стоять с гордо поднятой головой... И спокойным голосом сухо повторил:
- Нет, не продаётся.
Покупатель с удивлением посмотрел на костюм пианиста, на пустые стены с очерченными контурами некогда висевших на них картин; измятый плед и протёртые подушки, небрежно брошенные на ободранную обшивку дивана, и ему стало не по себе. Он перевёл взгляд на пианиста. Пианист выглядел как изваяние. Его отсутствующий взгляд был устремлён куда-то вдаль, как будто в комнате никого не было. И покупатель вспомнил, что когда-то, когда он был ещё молод, его первая жена повела его в концертный зал консерватории. Исполнялись сонаты Бетховена, от звуков которых ему стало как-то тревожно на душе... Он бросил взгляд на жену, но та его не замечала, как будто его вовсе не было, и не только его... По выражению её лица он понял, что кроме пианиста и её в зале никого нет. И действительно, зал отсутствовал своей кричащей тишиной. И только звуки рояля заполняли это пространство... Людская масса замерла в преклонении перед величием музыки и его исполнителем. "Да, это Он. Это тот великий пианист..." Он узнал его... Как далёк он от этого непонятного ему человека. Ведь умирает от голода, а этот ящик может спасти ему жизнь! И он, опустив голову, пробормотал:
- Пятнадцать тысяч.
- Рояль не продаётся.
Покупатель взглянул на пианиста. Пианист не сдвинулся с места. Застывшие каменные черты лица не выдавали никаких чувств. Лицо покупателя покрылось холодным потом. Он вытер его платком и невнятно, как бы оправдываясь, стал пояснять:
- Ведь я только из уважения к вам, ведь вы погибаете... Двадцать тысяч и больше ни копейки. Я больше не могу дать, - как-то жалобно, умоляюще произнёс покупатель, - у меня молодая жена. Она говорит, что детей надо приобщать к музыке...
Черты лица пианиста оживились. Он посмотрел на покупателя, как будто увидел его впервые.
-Да, детям нужна музыка. Без неё душа каменеет... У вас кто?
-Девочка... Жена говорит, что у неё способности и отличный музыкальный слух.
Пианист медленным движением открыл крышку рояля, не спеша опустился на круглый стул, и из-под его пальцев полились нежные звуки шопеновского ноктюрна. Он играл долго. Покупатель стоял молча, и лицо его стало постепенно преображаться... Как будто он пришел в храм и звуки, похожие на пение ангелов, заполнили грудную клетку. Ему стало не хватать воздуха... А музыка, незнакомая ему музыка, ласкала и пёстрыми пятнами мелькала в глазах. Волны мелодии то убегали, то возвращались вновь, и, не понятно отчего, слезы застелили глаза...
- Забирайте так... Он мне уже не понадобится... А дочка пусть учится.
- Нет, даром нельзя, - сказал покупатель и, положив на стол десять тысяч рублей, быстро вышел.
Ветер проник в комнату через полуоткрытое окно. Взъерошил стопку денег на столе, прошёлся по клавишам открытого рояля... Клавиши вздрогнули и издали жалобный звук то ли от ветра, то ли от руки пианиста... Голова его упала на клавиатуру. Раздался скрипучий объёмный звук басового ключа, и всё стихло. А ветер выпорхнул в дверь, унося печальную весть, что мир больше не услышит прекрасное...