Самолет авиакомпании "Аэрофлот" приземлился в международном аэропорту города Атырау, нефтяного центра Казахстана, где в то время трудился в крупной международной нефтяной компании наш сын, к которому мы с женой приехали навестить, после длительной разлуки. Сойдя с трапа самолета, мы переместились в поджидавший пассажиров самолета автобус , который после ожидания в течении семи-десяти минут до полного заполнения людьми, двинулся в путь, в сторону здания аэропорта. Путешествие было не долгим. Проехав метров тридцать, от силы сорок, автобус остановился у одноэтажного здания, которое и было зданием международного аэропорта. Мы переглянулись с Оксаной, улыбнулись и подумали об одном и том же, примерно как Бойль и Мариотт , не о физических законах конечно , а о физических упражнениях, по преодолению этого расстояния, которое мы могли бы с легкостью пройти и без автобуса. Зайдя в зал аэропорта, мы подошли к стойке пограничного поста, где восседал очень строгий молодой человек, естественно казах по национальности и спросил жену, когда она последний раз посещала Казахстан, на что Оксана ответила, что в этой стране впервые. После чего молодой пограничник обратил свой взор на меня и задал тот же самый вопрос. Я с добродушной улыбкой посмотрел на пограничника и сказал, что последний раз был в Казахстане пятьдесят пять лет назад , девятнадцатилетним парнем, в составе студенческого строительного отряда нашего института, на освоении целины.... Пограничник расплылся в широкой , с восточным прищуром улыбке, и вернув мой паспорт, отдал по военному честь и очень дружелюбно произнес: "Добро пожаловать!!!"... Ступив на казахскую землю я мысленно перенесся в то далекое время, в 1969 год. Перед нами, будущими целинниками, стояла непростая задача-досрочно сдать весенне-летнюю экзаменационную сессию, а с учетом того, что на первых курсах я не отличался особым рвением и успехами в учебе, так как в те годы было столько жизненных соблазнов и всевозможных студенческих и любовных приключений, что на познание необходимых наук просто не оставалось времени. Поэтому сдача сессии даже своевременно была непростой задачей, не говоря уже о досрочной. Все усугублялось еще и тем, что одним из пяти предметов являлся Сопромат, который принимал пожилой и известный своей принципиальностью профессор, сейчас уже и не припомню его фамилию. Слово Сопромат пишу с большой буквы, так как у студентов когда-либо сталкивавшихся с этим предметом, ходило много легенд и поговорок о преодолевших этот необычайно сложный курс науки на экзаменационной сессии. Как сейчас, помню тот прекрасный весенний день, когда я , практически не заглядывая в учебник перед экзаменом, оказался в экзаменационной аудитории, понадеявшись на те небольшие знания, которые осели в голове из тех лекций, которые я не смотря ни на что все таки посетил. Но молодая наглость, удача и смелость берут города, не говоря уже о сопромате. Ответы на вопросы из билета я ухитрился самым беззастенчивым образом передрать из шпаргалок, полученных мной от приятеля, потратившего свое драгоценное время на их написание при подготовке к экзамену, а на дополнительные вопросы мне каким то непостижимым образом удалось неплохо ответить. Видимо я все- таки что-то запомнил из лекций и получив в зачетку свой незаслуженный "хор.", что означало хорошо, или четверка, я счастливый, с сияющей физиономией выскочил из аудитории. После сдачи сопромата, как гласила в те годы поговорка, сейчас и не знаю актуальна ли она, можно было и жениться, но, на мое счастье, в тот момент мне не подвернулась претендентка на роль студенческой невесты. А вместо этого, в тот день я, абсолютно обнаглев, сдал без подготовки еще два каких-то предмета: наглеть - так наглеть. А на следующий день - и оставшиеся, два. ...На перроне железнодорожного вокзала города Целиноград, к которому подошел поезд, доставивший стройотряд нашего института, из одних радио-динамиков громко, звучала песня новоселов- целинников, а из других - раздавался переходящий на крик голос какого-то комсомольского начальника из штаба строительных студенческих отрядов, отвечающего за прием студентов-строителей, пытавшегося нас перекричать: приветствовать и объяснить маршрут нашего перемещения в сторону автобусов. Его мало кто слушал и вся зеленая река студентов , одетых в спецовки цвета хаки с нашивками на рукавах и нагрудных карманах, указывающих на принадлежность к тому или иному отряду, бурным потоком перетекала на привокзальную площадь, где, ожидая нас, стояла колонна автобусов, заполонившая всю площадь. Быстро погрузившись в автобус, ожидавший наш отряд, и распихав свои нехитрые вещи мы, несмотря на усталость от трехдневного путешествия по железной дороге, принялись во все горло распевать студенческие песни под гитары, прихваченные некоторыми ребятами нашей группы. Автобусы двинулись, развозя отряды нашего института по разным районам Целиноградской области. Наш отряд был привезен в совхоз Самарский, находившийся в Атбосарском районе. Много лет спустя, из открытых источников я узнал, что движение целинников по освоению новых пахотных земель в Оренбуржье и Казахстане зародилось по решению Политбюро коммунистической партии и генерального штаба вооруженных сил СССР прежде всего, как операция прикрытия строительства пусковых ракетных установок в Кызыл-Ординской области Казахстана и этот объект впоследствии превратился во всемирно известный комплекс стартовых площадок под названием Байконур. А тем временем, с середины пятидесятых годов, вместе с пассажирскими железнодорожными составами перевозившими первых новоселов целинников- комсомольцев, студентов и другую молодежь страны, всем сердцем откликнувшуюся на призыв партии и народа,
в том же направлении двигались и поезда ничем не отличающиеся от поездов перевозивших первоцелинников, с той только разницей, что перевозили строительную технику, материалы и горючее, а также военных строителей и специалистов одетых в гражданскую одежду и рабочие спецовки. Операция была настолько блестяще организована генеральным штабом и КГБ, с учетом накопленного опыта по скрытым переброскам в недавно закончившейся Второй Мировой войне, что ни одна разведка мира даже не заподозрила о происходящем строительстве сверх секретного объекта. Завеса тайны приоткрылась только после полета первого космонавта Юрия Гагарина. Вместе с именем космического первопроходца, было обнародовано и место его старта. А первопроходцы Казахских целинных степей стали косвенными "участниками" освоения космоса. Впоследствии, еще многие годы, вплоть до развала СССР, студенты-целинники в летний период, во время каникул, выезжали на строительство различных объектов, решая народно-хозяйственные задачи, зарабатывая при этом, на свою столь разнообразную, в том числе, веселую студенческую жизнь. А иногда - на достижение своей сокровенной мечты в будущем. У меня была такая мечта. И я в каждый год своих студенческих каникул, да и потом уже, в первые годы моей работы инженером, ездил во время своих каникул, а позднее, очередных отпусков и отгулов, в различные строительные отряды и на всякие подработки. И к двадцати семи годам моя мечта осуществилась и я стал счастливым обладателем новеньких "Жигулей" ...
У выхода из здания аэропорта нас встречал сын, финансовый аналитик крупного совместного Американско-Казахского предприятия занимающегося добычей и переработкой нефти. После теплой встречи и коротких объятий, сын погрузил наши вещи в свой автомобиль и мы направились по ночному городу в направлении его жилья. Ночной город произвел прекрасное впечатление, вдоль отличной дороги возвышались современные высотные дома, со вкусом подсвеченные всемозможной иллюминацией, но чем ближе мы подъезжали к центру города, все больше на нашем пути встречались типовые микрорайоны, еще советской постройки шестидесятых- семидесятых годов. Жилище сына находилось в самом центре старого города. Отличные четырехкомнатные апартаменты, располагающиеся в комплексе принадлежащем компании, в которой работал сын и полностью оплачиваемые компанией - работодателем для своих сотрудников-управленцев. Нам с женой досталась одна из трех спален, оборудованная всем необходимым, в том числе, прекрасной системой кондиционирования для хорошего отдыха в знойную казахскую летнюю жару. ...Нас, студентов-целинников разместили в классах местной одноэтажной школы, где вместо парт установили вполне удобные, хотя и основательно продавленные из-за многолетнего использования походные раскладушки, взятые руководством совхоза-работодателя на прокат в одной из воинских частей. Конечно, в те годы, кондиционирования в сельских школах, особенно в казахских степях, еще не существовало, поэтому находиться в классах днем было невыносимо жарко и душно, а спать ночью - было очень холодно и даже не спасали верблюжьи одеяла, выданные нам в комплекте с раскладушками. Но, что в девятнадцать лет может омрачить жизнь стройотрядовца , ну уж точно не погодные, или какие-то жалкие бытовые условия с туалетом в виде очка во дворе. Уже в те далекие годы, мои организаторские способности были замечены командиром нашего отряда, молодым аспирантом нашей кафедры Володей Федоровым, а ныне - профессором, доктором технических наук, крупным ученым в области сверхпластичности - теперь уже моим многолетним товарищем. Он проникся симпатией ко мне еще во время путешествия в поезде из Москвы на целину и по прибытии, я был им назначен одним из четырех бригадиров. Нашей бригаде была поручена заливка "нуля", а точнее, фундамента под кошару, или загон для овец. Сложность в строительстве заключалась только в том, что строительный объект располагался в пятнадцати километрах от нашего стойбища, а вернее, от места нашего временного проживания. Поэтому, нашей бригаде был выделен старенький грузовик марки " Газ 52", совсем не приспособленный для перевозки людей, но кого это могло остановить в те годы.. Бравый водитель грузовика, Вася- целинник-первопроходец, с красной мордой от регулярных возлияний, небольшого роста, очень добродушный человек, первый раз рассадил всю бригаду на пол кузова грузовика, а мне , как бригадиру, разрешил забраться в кабину машины. Путешествие в казахской степи - особый случай. Взору открывается бескрайняя степь и тянется она нескончаемо до горизонта, но проезжаешь километр, затем другой, третий, а степь не кончается и перед взором возникают новые, но так похожие на предыдущие, горизонты. С Василием мы сразу поняли друг друга: у меня было желание научиться водить машину, а у него - мечта о нескончаемом животворящем водочном источнике. Из сказанного им я сразу уяснил для себя расценки обучения: в день 0, 5 литра за теоретический курс и практический урок вождения по дороге на объект, 15 километров - и обратно.
На следующее утро я пришел с гонораром, приобретенным заблаговременно в местном сельпо за два рубля восемьдесят семь копеек. Столько стоила в те годы самая дешевая поллитровка, впрочем, других там и не продавали. Моя бригада разместилась в кузове грузовика, а я, на "законных основаниях", в соответствии с предварительными договоренностями, уселся на водительское место. После короткого инструктажа, в котором Василий рассказал мне: как переключаются скорости и зачем надо нажимать ногами на педали сцепления, газа и тормоза - мы двинулись в сторону объекта. Поначалу, грузовик пару раз заглох из-за моих не синхронных действий по отпусканию педали сцепления и нажатию на педаль газа, но на третий раз, после культурного объяснения мне Васей на Великом русском языке моих ошибок, автомобиль, немного подергавшись, потихонечку сдвинулся с места и под потоком отборного мата "опытного" инструктора, я понемногу начал понимать, что от меня, как водителя-стажера, требуется. Машина набрала степную крейсерскую скорость в тридцать километров в час и Вася, поняв, что на сегодня отработал свой гонорар, приступил ко второй фазе договоренности - поглощению вожделенного напитка. В три глотка опустошив наполовину бутылку из горлА , Василий занюхал выпитое своей пропахшей соляркой спецовкой и с чувством благоговения на побагровевшем и разгладившемся от предыдущей скукоженности лице, задумался, если так можно выразиться, на несколько секунд, о чем-то непостижимо своем, романтично посмотрел вдаль, своим начавшим мутнеть взглядом выцветших, и без того бесцветных глаз, а потом - молниеносно вылил остатки водки в свою натренированную годами глотку, после чего сразу вырубился и повалился в мою сторону, уронив свою одурманенную алкоголем голову на мое плечо. Я плавно остановил грузовик, поставил рычаг переключения скорости на "нейтралку" и, не заглушая работающего двигателя, вышел из кабины. С ребятами из моей бригады мы дружно и нежно, всем коллективом, вытащили Василия из кабины и забросили в кузов грузовика. Оставшуюся часть дороги до объекта, со мной в кабине ехал один из парней бригады, которому уже я наглядно показывал и читал лекцию о правилах вождения автомобиля. При этом, Василий безмятежно спал, раскатываясь в кузове от борта до борта, мешая остальным членам бригады спокойно созерцать бескрайние степные просторы и неисчислимых сусликов, высунувшихся из своих норок и сопровождавших взглядами непонятно откуда взявшийся грузовик, наполненный людьми. На следующий день все повторилось: мы в складчину купили бутылку водки и передали ее Ваське перед поездкой на объект, а потом - снова забросили его в кузов отсыпаться. В этот день я уже преподавал вождение следующему члену нашей бригады. И так каждый последующий день строительства вверенного нам объекта. Сначала мы залили фундамент, а потом, из саманного кирпича, возвели и стены кошары, после чего нас перебросили на другой объект. За это время мы научились прилично водить автомобиль, а Василий всю оставшуюся, жизнь вспоминал манну, а точнее, водку небесную, так нежданно-негаданно свалившуюся на него с приездом "ангелов" в зеленых спецовках.... Мы с женой и сыном много гуляли по Атырау, этому современному и красивому городу. В какой-то момент набрели на улицу Тайманова, а потом, к моему удивлению, на одной из центральных площадей города наткнулись на памятник национальному герою Казахстана, Исатаю Тайманову. Дело в том, что около сорока лет назад я часто общался с Марком Евгеньевичем Таймановым - гениальным шахматистом, блестящим музыкантом, интересным собеседником и просто замечательным человеком. Часто бывали и в гостях друг у друга. Так вот, однажды зашел разговор о его фамилии и он рассказал, что его род, скорее всего, происходит из Казахстана. Я его внимательно выслушал, но в то время, естественно, не поверил: думал, что он еврей и скрывает свою национальность. А как оказалось - не поверил напрасно.
...За прошедшие после моего первого пребывания десятилетия, Казахстан сильно изменился и меняется с каждым годом в лучшую сторону. Меняется облик городов, меняются и люди, но память казахского народа неизменно с благодарностью хранит информацию о тех, уже исторических событиях пятидесятых-восьмидесятых годов, происходивших на их земле, в том числе и с участием студентов-целинников.