Аннотация: Обзор некоторых рассказов конкурса Пневматика-2011
Лесом (и полем, и садом)
некоторые размышления на тему Пневматики-2011
Общие мысли:
Хочу отметить, что грамотность и владение текстом у авторов на конкурсах ПМ на порядок выше большинства СИшных конкурсов, в которых мне доводилось участвовать. За что отдельный респект оргам, которые смотрят, что берут.
Лично мне разделение на группы МУ и ЖО не нравится. Вот не нравится, и все. Имхо, если бы участники групп хотя бы оценивали друг друга "перекрестным опылением", было бы не так уныло. По первому впечатлению мужская группа куда позитивнее женской в мировосприятии, хотя и косят все дружно под кромешников.
Субъективно:
Подробного разбора текстов не будет, и уж тем более не собираюсь писать про все 32 рассказа своей группы. Выскажу впечатление, отмечу несомненный топ, отличников и хорошистов. Возможно, посмотрю тексты группы МУ, если на то будет желание авторов и мое личное время.
Постмодерн понимаю чисто интуитивно. Никогда не смогу объяснить, почему вот этот шедевр им является, а тот не является ни фига. Грамотность (орфография и пунктуация) мною замечается, но решающего значения не имеет. А вот стилистика текста отмечается обязательно, так же как и общий уровень владения русским языком. Сюжета может и не быть, но стиль у текста быть обязан. К оценке рассказов подхожу с этих точек зрения, абсолютно субъективных. Своего мнения никому не навязываю. Кто с ним не согласен - идет лесом (и полем, и садом).
Три моих несомненных фаворита:
1. Неожиданно открытая мною для себя Юрина Татьяна "Гирудотерапия";
2. Сешат, чьи тексты в моих топах уже становятся традицией;
3. Татьяна Тихонова "Седьмое небо. Схрон". Вещь, которую надо читать много раз и желательно в переломные моменты жизни. Чистая эссенция постмодерна. ИМХО.
Татьяна Юрина. "Гирудотерапия" - абсолютно женская проза, со всеми её штампами, житейскими мудростями, которые одинаково просты и сложны, психологизмами. По сути, сам текст - сплошная рефлексия, поток сознания женщины, пытающейся оправдать себя и своего суженого скалолаза перед немигающим взором бытия и только к закату понимающей, что надо жить и ценить то, что имеешь, и будет тебе щастье. Женское.
Ну, я бы поспорила, надо ли терпеть подобное отношение к себе второй половины и тащить патронташ из детей, кастрюль, не глаженого белья без посторонней помощи, давая возможность любимому самореализовываться, покоряя то ли скалы, то ли Венерины холмики. Но не буду. У каждого собственный рецепт женского щастья. Татьяне удалость составить свой, да такой, что пальчики оближешь.
Единственное, что не понравилось - так это название. Оно просто и юморно, как залихватский удар топора дровосека. Для этого текста - мягкого, тонкого, философского не подходит абсолютно, хотя фактически отражает происходящие процессы совместного существования инь и янь - 5.
Сешат. На рассказ "Молодильные яблочки" ассоциативный ряд выдает определение "филигрань". И даже взятый в качестве сюжета микс русских сказок не вызывает отторжение у меня, которая их терпеть ненавидит. Это тот случай, когда анатомия событий прорастает в главного героя, образуя пульсирующую, живую, трепещущую физиологию, полную смыслов и образов, ощущаемых интуитивно, вспоминаемых смутным сном, встреченным ранее в лабиринтах собственного подсознания. Игра со значениями, названиями, сюжетными поворотами и снами разума - изящная, мастерская, филигранная. Без преувеличения, великолепный текст - 5.
Татьяна Тихонова "Седьмое небо. Схрон". Рассказ-колодец. Восприятие клаустрофоба, застрявшего в скальном лазу и по причине полного бездвижия размышляющего о сущности бытия. Некоторые фразы понимаешь не сразу, но когда это происходит, покрываешься холодным потом осознания - ибо понятое и страшно, и прекрасно одновременно. История то ли души, то ли ее забитого отголоска - внутреннего голоса, совести, любви - каждый примеряет на себя то, чему ему не хватает в собственной жизни. - 5.
Татьяна Васильева "Варварина краса". Доставило по-гоголевски. Отличная, тонкая и сатирическая стилизация самого сатиричного из русских классиков. Понравилась мне куда больше второго рассказа для конкурса (где все ехали через водную артерию страны). Несомненный плюс автора, характерная черта оригинального авторского стиля - умение наблюдать и живописать человеческие характеры, причем делать это не зло, а со смехом, который чаще всего бывает теплым. Чмоки. - 5.
Татьяна Устоева "Он и его фюрер". Сама по себе тема интересная. Как-то не принято интересоваться фюрером и его окружением в приличном обществе, если ты не двинутый студент-историк, не скинхед или не эстетствующий перец средних лет, ублажающий юных поклонниц пикантными рассказами о личной жизни Адольфа вместо собственных фрикций. А между тем, для литературной деятельности богатейшая тема, но вот побаиваются ее на СИ, почти не пользуют в коротких литературных формах и в конкурсах. Татьяна молодец, что взялась. Обыграла известные исторические коллизии с детьми Атлантов не без изящного и довольно авторского стеба, который ей удается. Правда ответа на вопрос - на фига Гесс летел через пролив в одиночку, мы так и не получили (в смысле, на спасение человечества нынче не ссылается только ленивый), а в настоящей истории на этот счет слишком много версий, чтобы доверять хотя бы одной. Финал расплывчат и не определен, но общая картина крепка, цельна и хороша. Одно но - стоит вычитать бесконечные "но" :), "он" и "ты". Цепляет глаз. - 4.
Never Т "Охота на клонов". Боевик в стиле Хеллбоя. Тролль с удочкой приятен глазам. И губам, ибо улыбалась. Бегемотика жалко, как и рыбок, но я - женщина, к тварям божиим и не очень - неравнодушна, в чем подписуюсь. Жаль, интрига с ГГ проста и прозрачна с первых строк. Советовала бы автору после конкурса подумать над рассказом. Его есть куда, и есть ради чего улучшать. - 4.
zmey "Полет на звезду". Рождественская картинка. Почти Томас Кинкейд. Пряничный домик, блестки, светлые эмоции, распахнутые глаза. В которые лучше не заглядывать, если хочешь, чтобы красочная картинка не превратилась в негатив, а городок Кинкейда под меховым покрывалом снега - в любимый мною Сайлент-Хилл. - 4.
Татьяна Воронина "Садовник" . Автор делает осторожные прозаические шаги, которые вполне удаются. "Садовник", несомненно, один из таких шагов. Образ вещи в себе очень интересен. Собственно, какой постмодерн обходится без такой вещи? Но иногда приходится гадать, искать ее в смыслах, а тут все ясно - вот Садовник, который держит в себе свой Сад. Холит и лелеет его обитателей-попаданцев из русской классики. Немного провисает середина рассказа, возможно, стоило бы больше уделить внимания разговору Садовника и Аси, а не Аси и Управляющего. Но, в целом, шалость удалась - 4.
В. Прудков "Происхождение семьи". Полотно в стиле примитивизма. С присущими этому стилю яркими красками и простыми прелестями. Читала с удовольствием. Ловила себя на мысли - похоже, так оно все и было - 4.
Ольга Левская "Осенние обострения". Отмечу, что данный рассказ куда менее постмодерничен нежели "В саду, на лестнице, в постели". В нем чуть-чуть психоделики, много мистики. Однако мне было интересно его читать, следить за метаморфозами главного героя, которого дар доводит до психиатрической клиники. Не поняла, следствие ли это недовольства собой, спровоцированного невозможностью помочь всем увиденным в откровениях людям, или ГГ болен с самого начала, и мир им полностью выдуман. Кстати, в психиатрической клинике ни за что не позволят больному держать в палате свечу. Вот если бы она была нарисована... Да, пожалуй, это открыло бы тексту новые горизонты - 4.
Скукота "Дневники Билли Клондайка". Очень интересный, красочный текст. Но, ИМХО, перегружен описаниями и затянут. Устаешь идти сквозь бесконечную вереницу необычных образов к финалу. Не могу не отметить качество текста, но это тот случай, когда золотых украшений слишком много - 4.
Гном-А-Лле "Мой счастливый конец" и "Извыните" . Оба рассказа хороши, и я не знаю, какой мне нравится больше. Но если первый являет собой анекдот с подтекстом "У попа была собака...", который можно читать бесконечно с начала или с конца, то второй - грустное, даже трагическое повествование о поиске себя в мире, в котором всё не то, и всё не так. Невольно возникает вопрос - мы, выросшие в грязи, покидая её и поднимаясь в небо, не берем ли с собой её частичку? - и за тот и за другой рассказ - 4.
М.А. Евстратова "Возвращение". Психоанализ форева. Физиологичная, глубокая вещь. Опять же вещь в себе и для себя. Ищем ли мы свет в конце тоннеля или просто табличку с надписью "выход"? Вот в чем вопрос - 4.