|
|
||
В статье обосновывается необходимость учета и использования обновленного либерально-гуманистического варианта русского неоязычества в качестве составной части современной русской либерально-имперской идеологии. По техническим причинам при публиации на данном сайте постраничные сноски и примечания включены в общий текст, что может затруднить прочтение. Сноски восстанавливаются при скачивании статьи в доступном на сайте формате fb2. Исходный вариант опубликован в сборнике: Философия Родного края. Псковский контекст. Псков. 2010, сс. 285-313: https://ru.calameo.com/read/00029439677a5898af3ba |
Исчезни в пространстве, исчезни, Россия, Россия моя...(Андрей Белый).
Теперь всем ясно, что Россия в прежних границах двадцатого столетия потерпела не только военно-экономическое поражение в "холодной войне", но и морально-нравственное, а с более общей историко-философской точки зрения - метафизическое поражение.
Конечно, мы далеки от мысли, будто судьбы человечества, народов, а тем более отдельных людей, предрешаются философией, метафизикой или культурой в целом. Мы хорошо понимаем, что в каждом конкретном случае определяющую роль играют те или иные конкретные факторы (часто гораздо более низменные) или их совокупность. Но поскольку духовная сфера жизнедеятельности человечества всё же существует, то попытаемся определить в её внутренних границах одну из присущих ей закономерностей этно-социального уровня.
Данная закономерность выражается до определенного момента лишь в отдельных, "отрешённых" личностях пассионарного типа, ведущих зачастую образ жизни на грани маргиналов. Однако именно они становятся "солью земли"этого мира "в его минуты роковые", предопределяя ход истории, судьбы наций, государств и отдельных людей на целые столетия.
Если исходить из теории поливариантности мирового исторического развития, то каждая нация при своём зарождении, становлении и гибели несёт определённую, присущую только ей структурирующую информацию (своеобразный генетический, духовный код нации - её "архетип"), которую она затем "разворачивает" в ходе своей конкретной геополитической, культрурно-социальной и этнической истории.
Подобно тому, как всё живое определяется соответствующим набором и сочетанием элементов генной структуры с её бесконечной неисчерпаемой многовариантностью развития под воздействием постоянно изменяющихся внешних условий, так и движение этнической среды в её историческом и расовом пространстве даёт возможность проявиться заложенным в том или ином этносе определённым потенциальным и присущим только ему психо-биологическим и культурным качествам.
Первоначальным духовным проявлением информационной энергетической структуры каждой нации (архетипа) является при этом её мифология (логос - форма - формула - алгоритм раскрытия внутреннего исторического содержания), в которой заложены и отражены психофизические и ментальные особенности данной нации, предопределяющие специфику её культуры и исторической судьбы.
Напомним о некоторых, всем известных примерах проявления разнообразия подобных мифо-логических структур: политеистическая логико-пластическая красота космоса греческой мифологии, ставшая основой современного искусства и рационального познания; воинственная мифология германцев с их развитым культом "сверхгероев"; еврейское тоталитарно-моническое мессианство "богоизбранного" народа; индийский кастово-эротический эпос перевоплощения; китайский ритуально-этический рационализм; русские сказания о невидимом мире Китеж-града и Беловодья и т.д.
Конечно, попав в неблагоприятные условия конкретного исторического времени, тот или иной этнос может не достигнуть проявления предначертанной ему культуры, став примером застывшего в своем развитии очередного "дикого народа" или неопределившейся "этнической заготовки (болванки)", вектор развития которой в конкретный период времени определяется сочетанием влияния окружающих её более мощных этносов.
Примерами подобных "этнических болванок" могут служить в современных условиях, в частности, некоторые бывшие югославские народы или разнородные украинцы, из которых Запад сейчас усиленно пытается создать в своих интересах "новые нации", которые будут находиться в орбите его влияния. Сама Украина также представляет собой яркий пример борьбы русификации и украинизации (а в крайнем варианте - полонизации).
Но при более благоприятных условиях тот же этнос, возможно, обогатил бы человечество раскрытием содержания заложенного в нём неординарного культурного архетипа (не исключая, конечно, и проявлений разрушительной потенции, как, например, у германцев, тюрков или кавказцев). С этой точки зрения, полиэтничность человечества - это его генетический "банк данных", рассчитанный на многовариантность развития в изменяющихся условиях окружающей природно-исторической среды.
В каждом народе или нации в определенный момент развития человечества в целом срабатывает в соответствующих условиях раскрытие того или иного адекватного архетипа, разворачивающего свою мифологию в неповторимую культуру, которая может существовать только именно в данное историческое время и через посредство именно данного этноса. Гибель нации в целом или её застывание на определенном уровне развития - это невозможность реализации присущего ей архетипа, потеря энергии, остывание, культурно-мифологическая энтропия.
С подобной точки зрения, государственно-территориальный распад полиэтнической Российской (советской) империи, является не только и даже не столько следствием ослабления и физического истребления основного цементирующего этнического ядра империи - русских, сколько следствием угасания того духовно-энергетического потенциала животворящего мифа нации, который, несмотря на все крайние и даже гибельные для русского народа тоталитарные государственные формы, всё же поддерживал и отражал высокое напряжение жизненной энергии русских на всём протяжении XX-го столетия. В физическом плане мы вышли в космос, в нравственном - устремились ко вселенскому коммунизму.
Но если в физический космос мы действительно вышли, то ко вселенскому братству человечества, несмотря на гекатомбы кровавых жертв собственного народа, так и не подступили. "Зияющие высоты" коммунизма остались за окровавленным историческим горизонтом. Другие народы, меркантильно скопив свои мещанские ценности, буквально раздавили нас нравственно и физически своей "массовой культурой" на отдаленных подступах к этим "высотам".
Жизненная энергия русского народа, сконцентрированная в обусловленном тысячелетним историческим опытом национальном идеале, выражается в ясной и лаконичной формуле - справедливость. Каким бы простым это ни показалось на первый взгляд, но именно подобное "правильное ведение" - знание жизни праведниками, ведунами (праведность) - как раз и составило тот нравственно-мифологический стержень, который веками концентрировал и направлял волевую созидательную энергетику русского народа, отраженную в его глубинном этническом архетипе.
Суть его - в исходящем ещё от древнего дохристианского ведического знания стремлении жить по общинной "правде-справедливости", как это определил в своей более поздней народнической трактовке Н. К. Михайловский. Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - народнический публицист, создатель теории "толпы и героев", "интегральной личности" и др.
Одну из главных составляющих данной мифологемы, её энергетическую основу, использовали затем в своей "Правде" большевики, что стало причиной их долговременного торжества. В социальном плане русская "правда-справедливость" - это такое родственное сообщество, в котором каждому вместе с наделом земли или средств производства в артели предоставляется право на жизнь, собственность и личную неприкосновенность.
Христианство, ниспосланное на языческую Русь через насильственное крещение, является важным, но лишь одним из привходящих моментов нашей истории. К тому же все основные этические формулировки христианства уже были предопределены за тысячелетие, например, в принципе "ахимсы" Ахимса - непричинение зла всему живому, отказ от насилия. джайнизма или в раннем варианте арийского буддизма Сам Будда в ранних текстах его последователей именует своё учение "арийским", в противоположность прочим. По этому поводу сразу же заметим, что данный термин мы в нашей статье употребляем не в том антирусском смысле, который ему попытались придать в последующем европейские фашисты расового, национал-социалистического расклада, а в первоначальном, строго научном смысле внешнего (антропологического) и культурного отличия (а не превосходства) арийской расы от прочих, а также в значении более ранней праиндоевроейской общности (до есть до разделений арийцев на европейскую и индийскую ветви). Печально, что наше общество ещё до сих пор настолько отрицательно политизировано и генетически запугано расстрельными статьями большевистского режима за всякое отклонение от превратно понятого "интернационализма" (в смысле национального нигилизма, "русофобии"), что подобные элементарные понятия приходится специально оговаривать, во избежание превратного "истолкования". , причём в некотором отношении на гораздо более глубинной умозрительной основе, чем в последующей трактовке аврамических Аврамические религии - монотеистические религии общего иудейского происхождения, по имени праотца всех евреев Авраама (иудейство, христианство, ислам), решившегося на ритуальное убийство своего собственного сына во имя единого бога. монотеистических религий. Государство для русских в данном контексте является внешней, привходящей силой. Оно основано на насилии над личностью, на принесении её в жертву общему, а потому - греховно, несправедливо и исполняет двойственную функцию. С одной стороны, сохраняя общее посредством личного, оно является безусловной реальной необходимостью и поэтому призвано олицетворять собой принципы справедливости и царствия божия на земле через царскую (княжескую) власть. С другой стороны, царствие божие в земном мире невозможно осуществить даже через помазанника божия. Поэтому на самом деле в русском национальном сознании нет идеала справедливого государства.
Все русские народные социальные утопии общинны. В них не община (как в странах германского типа) должна стать правовым государством, а государство общиной. Отсюда берут истоки русские антигосударственные ереси и бунты, борьба с государством-антихристом, анархо-коммунизм князя П. А. Кропоткина, анархическое христианство графа Толстого, индивидуальный антигосударственный террор эсэров, большевистская вседозволенность "переходного периода", борьба за права абстрактного "человека" и абстрактную "демократию" во что бы то ни стало, "ради принципа", а не ради конкретного живого русского человека, укоренённого в своём времени, родной культуре и нации. Отсюда же и тот характерный для русской жизни не только религиозный, но повсеместный и постоянный напряженный нравственный раскол, отмеченный ещё Бердяевым.
Идеальная основа русской общины (её этно-этический архетип) не в стремлении всех уравнять в нищете, как это иногда стараются представить, а именно в равном для каждого справедливом распределении первоначальных жизненных ("стартовых") природных и социальных благ. Земля-мать - кормилица, а не злая мачеха. Власть земли - материнская. Русские люди - её равные дети. Каждому дана изначально одинаковая доля любви и уважения личности, осознание необходимости общине, обществу. Кулак-мироед ("кровопийца") был ненавидим русским народным сознанием не за своё богатство как таковое, а именно за богатство за счёт других, плодящее вокруг себя нищету.
Длительное освоение бедных в климатическом отношении пустынных пространств, отсутствие античного наследия (в том числе культуры эпохи Возрождения), наличие государства в качестве проводника иноземного, чужеродно-кастового социального господства, - всё это привело к тому, что для русского человека стать богатым посредством собственного честного и целеустремленного труда было (как и сейчас) практически невозможно. Более того, в нравственном плане быть богатым, означало стать "богом", т.е. сверхчеловеком, а, значит, грешником, дьяволом. Отсюда и родилась известная поговорка, выражающая народное отношение к богатству: "Трудами праведными не наживешь палат каменных".
Деньги в русском фольклоре - грех, дьявольская, потусторонняя сила. Владеет ими либо грешник (если он православный), либо чужеродный элемент - чародей, "немец", еврей, государев человек, казначей, сам царь-государь. Государство при этом опять внешняя, карающая сила: царь - грозен и недоступен, он сидит в Москве, где "до бога высоко, а до царя далеко". А сама Москва, как известно, "слезам не верит" и всегда "бьёт с носка..."
Царь, несмотря на то, что он считается помазанником божиим, и сам в соответствии с народным идеалом осознает греховность своей мирской государственной деятельности. Поэтому русские цари по византийской традиции (включая Ивана Грозного), пред тем как предстать пред ликом Господним, стремились сбросить с себя обагрённые царские порфиры и облечься в монашеское одеяние, дабы отойти в мир иной не в греховном обличии. Предание о старце Фёдоре Кузьмиче - Александре I, ушедшем в конце жизни богомольным странником по Руси - наглядно демонстрирует это народное восприятие и отношение к царской власти.
Русский купец также мучим деньгами, они жгут его совесть (особенно старообрядческую), которую он заглушает периодическими кутежами, богомолием, а в более поздние ("последние") времена меценатством или финансированием, как Савва Морозов (и некоторые его современные последователи), крайних антигосударственных эсхатологических движений, подобных большевизму или радикальному демократизму.
К государству, таким образом, в русском национальном самосознании предъявляется двойное нравственное требование по максимуму: оно либо должно осуществить Царствие божие на земле и тем самым оправдать своё существование, искупив те жертвы, которые его греховной, насильственной над личностью сути приносит общество ради метафизического (мистического) идеала святой Руси; либо исчезнуть, быть попранным и повергнутым во прах, если Храм этой небесной Руси, несмотря на обагрённый алтарь её жертвенности, поруган и обращён в стойло торгашеского чистогана.
Отсюда и столь напряженная в русском национальном самосознании требовательность к идеалу государства, доходящая до нетерпимого отрицания его реального исторического воплощения: "Исчезни в пространстве, исчезни, Россия, Россия моя..." В политической практике это выразилось, в частности, в борьбе с царем-антихристом, расколе, бегунах, пораженчестве, большевистском и демократическом интернационализме, "диссидентстве", "суверенизации" и т.д.
Но при всём этом мир без России всё же немыслим. Россия есть оправдание этого мира и её гибель вызывает у русского человека ощущение гибели вселенской: "Зачем же мы страдали?" (а духовно жить на Руси, не страдая, как известно, нельзя). Поэтому во времена национальных катастроф закономерно возникает болезненный отклик: "Пропала Россия - пропадай всё!" Или не менее известный, более поздний призыв: "Пальнём-ка пулей в святую Русь!" После чего логично: "Мы назло врагам буржуям/ Мировой пожар раздуем,/ Мировой пожар в крови,/ Господи, благослови!"
С этой - метафизической точки зрения - сталинский террор (как и отчаяние Ивана Грозного в обретении святости) также был своего рода отмщением земной России со стороны растраченной жизненной энергетики нескольких поколений молодой жертвенной русской интеллигенции за неспособность России осуществить обещанное Лениным за 15-летний короткий срок вступление через очистительную кровавую диктатуру пролетариата в светлую эру коммунизма.
Перестроечные "смута" и "замять" в умах - это тоже осознание бессмысленности принесённых в течение семидесяти лет жертв на алтарь вселенского коммунизма. Поражение в холодной войне лишило смысла жизни сразу несколько поколений идейных русских людей, которым внушили, что им "не стоило жить, и работать не стоило". В этом и состоит секрет удивляющего до сих пор многих западных специалистов-руссологов "неожиданного" краха советской сверхдержавы, которая, казалось, имела все материальные и интеллектуально-технические силы для сопротивления, как минимум, ещё на два десятка лет.
Но коммунистическая Россия потерпела, прежде всего, не военное, а внутреннее, метафизическое, нравственное поражение. Глубинный мифологический архетип жажды преображения Родины в святую Русь и ощущения согревающей русскую душу подспудной мистической сопричастности с этим невидимым идеальным градом-Китежем, являющимся взору только при справедливом, праведном образе жизни, выразился в народном понимании православия как светоносного арийско-языческого восприятия священности всего сущего на родной земле, по которой "с дудкой пастушеской в ивах бродит апостол Андрей" и где, как сказано в народной "Голубиной (глубинной) книге": "У нас белый вольный свет зачался от суда божия,/ Солнце красное от лица божьяго.../ Звезды чистые от риз божьих,/ Ночи тёмные от дум господних,/ Зори утренние от очей господних,/ Ветры буйные от святого духа...".
Поэтому и мог русский крестьянский поэт начала века, как никто иной трепетно ощущавший свою метафизическую сопричастность с осенявшей всё его творчество Россией небесного, невидимого града-Китежа, затаённо произнести о ней сокровенно-языческое: "Я молюсь на алы зори,/ Причащаюсь у ручья". А другой его старообрядческий собрат - певец "мужицких Вед" - восклицал при уже занимавшемся в начале прошлого столетия мировом пожаре: "Авось и Низги - наши боги!"
Подобное миропонимание стало также и основой немало удивившего многих внезапного преображения христианской Руси в Русь коммунистическую. А весь "секрет" здесь состоял в том, что как православие было в народном сознании лишь одной из форм более глубинного отражения и восприятия разлитого вокруг мистического языческого пространства святой Руси, так и коммунизм стал одной из разновидностей этого восприятия, тем более что конечные (эсхатологические) идеалы его по сути дела совпадают с христианскими.
Поэтому так легко мог тот же Есенин вместе со всей многомиллионной, жаждущей преображения крестьянской Россией, заявить своей Родине: "Ради вселенского братства людей/ Радуюсь песней я смерти твоей!" А другому, тоже упомянутому уже выше, плоть от плоти народа крестьянскому старообрядческому поэту - Николаю Клюеву - грезилось в вожде большевистской революции не что иное, как "в Ленине керженский дух,/ Игуменский окрик в декретах,/ Как будто истоки разрух/ Он ищет в "Поморских ответах". Но, так же, как и у Сергея Есенина, русское народное понимание большевизма у Николая Клюева не узконационалистическое, а вселенско-имперское: "Бедуинам и желтым корейцам/ Не будет запретен наш Храм.../ Русские юноши, девушки, отзовитесь.../ В львиную красную веру креститесь,/ В гибели славьте невесту-Россию!"
В русском народном миропонимании святая Русь мыслится именно как Храм справедливости и вселенского братства всех народов, где даже хаты - "в ризах образа", а сама она - священный алтарь человечества перед престолом одухотворенной и напоённой светозарной языческой жизнью Вселенной. Добро и красота царствуют в этой метафизической России, которую воспринимает и отражает только народное национальное сознание в своей чувственной поэтической совокупности и сопричастные этому мистическому совокуплению избранные художники, поэты, а также отдельные праведники - "печальники и заступники народные".
Именно её, эту мистическую Россию - наш невидимый духовный град-Китеж - прозревал в своей "Розе мира" Даниил Андреев, говоря об интернациональном духовном предназначении русского имперского "сверхнарода" и заявляя по этому поводу: "Я не европеец и не азиат. Я - русский. Россия же, это - не страна, а часть света, самостоятельная метакультура". О ней размышлял Лермонтов: "Люблю Отчизну я, но странною любовью..." Её видел Сергей Есенин: "Древняя тень Маврикии родственна нашим холмам,/ Дождиком в нивы златые нас посетил Авраам". С ней обручался Блок: "О Русь, жена моя!/ Люблю тебя до боли..."
Невозможностью её зримого воплощения мучились также, жаждавшие коммунистического братства и "технического" воскрешения мёртвых типично русские по своему вселенскому мировосприятию герои Андрея Платонова. Её в кликах лебединых языческих стай слышал, мечтавший о том же Заболоцкий. И даже Владимир Маяковский, который хотел жить "без Россий, без Латвий", воспевал свою, видимую лишь ему одному прекрасную "страну Советов", существующую ради отдаленного "коммунистического далека" всего человечества, где его воскресит "большелобый, тихий химик".
В народном же понимании, как мы видели, божественно в России всё сущее - даже ветры буйные, веющие над ней, это не что иное, как "дух божий". Только мистическим нисхождением этой небесной, метафизической России, являющейся духовным отражением многовекового русского исторического самосознания и имперской метакультуры нашего "сверхнарода" (сверхэтноса), объясняются всё величие, красота и победы России земной, которая, несмотря на все страдания, невзгоды и беды, живет вселенской любовью и радением за всех "обиженных и угнетенных" мира сего. Поэтому, чтобы ни сотворили над Россией все прежние и нынешние её насильники и святотатцы, но до духовной сути её им не добраться. И по-прежнему ничто для нас, тайно сопричастных ей, "не затуманит её прекрасные черты". Она - победоносная, светозарная империя духа!
Именно незримым вмешательством и заступничеством этой небесной мистической России, концентрирующей в себе духовную и жизненную энергию всех предшествующих поколений русских людей, объясняется чудесное избавление нас от вражеских нашествий и возрождение после внутренних смут. Западным меркантильным аршином нас, как известно, "не измерить". Духовная красота и сила России - наш невидимый град-Китеж. В нём тайна нашего могущества. Но узреть этот подлинный лик можно только через её культуру, через соприкосновение с историей и душой её народа, с его дохристианской, основополагающей животворной языческой мифологией.
Христианство и коммунизм - наряду с до сих пор явно царящим в народном самосознании и быте язычеством - являются тремя равными составляющими нашей духовной культуры и истории. Нет России без дохристианского языческого периода, уходящего в глубины тысячелетий, когда закладывались основы славянского мировосприятия и предопределялись основные направления движения нашей истории, как геополитическое, так и социальное, вплоть до современности. Нет её, конечно, и без православия (включая старообрядчество). Но нет России и без мучительных поисков и борьбы русской социалистической ("нигилистической") интеллигенции XIX-го и начала XX-го столетий. Как нет её и без напряженных религиозных размышлений русских богоискателей "серебряного века". А разве кто-то осмелится сказать, что миллионы погибших в борьбе с западноевропейским антирусским фашизмом коммунистов были нерусскими, только потому, что не были православными?
Ясно, что когда нам пытаются сегодня внушить, что настоящим русским может быть лишь православный, (так же, как вчера внушали, что настоящий патриот - только убежденный "советский человек"), то тем самым стремятся, допуская явный софизм, сузить бесконечно богатое по своему историческому содержанию этническое и метакультурное понятие "русскости" до клерикального вопроса. Одной из исторически обусловленных причин этого (вплоть до современности) является стремление инородных россиян как можно скорее закрепить свою русификацию за счёт православия. В таком случае православность становится синонимом русскости и превращается в своеобразную "этническую индульгенцию".
Но "русскость" является понятием гораздо более широким. Она включает в себя не только (и даже не столько) принадлежность конфессиональную, но также принадлежность этническую, культурную, историческую, духовную, психологическую и т.д. Понятно, что в идеале все эти черты должны быть русскими. Но поскольку идеалы неосуществимы, а лишь относительно проявляются в степени волевой энергии целеустремления к ним, то и подобная "русскость" в каждом конкретном представителе нации отражается лишь частично. В нации в целом, в движении её истории она находит своё зримое последовательное воплощение.
Пытаясь унизить нашу нацию, враги нашего народа часто надменно заявляют: "Нет этнически чисто русских". Но, как в природе не существует идеально чистого вещества, а всё определяется лишь соответствующими пропорциями, так и суть этноса состоит в главном наборе определяющих качественных черт, каждая из которых в том или ином конкретном представителе может быть выражена в разной мере. Главное - общий расовый знаменатель. А он у нас не менее "арийский", чем у многих других. См., например, результаты последних научных исследований по этому поводу, которые также были опубликованы частично в газете "Коммерсантъ". Из них следует, что "процент восточно-евразийских гапло-групп мтДНК в русском генофонде, прямо указывающий на генный "вклад" центрально-азиатского населения в составе русского этноса, состаляет долю в 2%, т.е. величину почти столь же малую, как и в генофонде поляков (1,5%) или французов (0,5%)." (Балановская Е., Балановский О. Русский генофонд, свидетельства "очевидцев"[Электронный ресурс] // Школа: день за днём, педагогический альманах. - Режим входа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=322
Термин "арийство", как уже было сказано выше, мы здесь упоминаем в противоположном смысле тому антирусскому "научному" значению, который придавали ему европейские фашисты расового расклада, считавшие русских "неполноценными унтерменшами", или, как это более "изящно" делают, например, современные теоретики и практики западной политики, заявляя, что русские не принадлежат европейской культуре. См. откровения на эту тему "железной леди" Маргарет Тэтчер в её книге "Искусство управления государством". М. 2003 (гл. "Бремя истории").
По этому поводу заметим также, что мы ни в коем случае не призываем слепо доверять каждому "последнему слову науки" и пытаться выстраивать на этом какие-либо социальные и этнические истины в последней инстанции, памятуя, что сама наука явление развивающееся, в том числе через разного рода "абсолютные антропологические истины", в виде измерения черепов, "евгеники", "лысенковшины", "новых исторических общностей" и т.п. Всё это, как говорится, "мы уже проходили"...
Однако нельзя при этом впадать и в другую крайность, слепо и бездумно повторяя ничем научно не обоснованные высказывания, навроде пресловутого наполеоновского "поскреби немного русского, и под ним непременно отыщешь татарина". Какой "научной" истиной это обосновано? Оказывается, как показывают результаты вышеприведённых современных научных исследований на генетическом уровне - никакой!
Современная генетика, наоборот, иногда неоднозначно высказывается в данном плане по отношению к тем же французам... Но мы не будем уподобляться нашим недругам и подыскивать научное обоснование их "неевропейскости". Заметим только следующее: допустим (возьмём ещё один распространённый тезис, теперь уже космополитической направленности), правы, утверждающие, что все народы "перемешаны", и русских как нации нет. Но тогда почему должны оставаться англичане, немцы, французы, евреи, эстонцы, латыши и т.д.? Пусть они откажутся от своей национальности, подадут пример, тогда мы сделаем то же самое, тем более, что мы всё это уже старательно проделывали по западным марксистским интернациональным рецептам в период "строительства коммунизма", пока кровавый удар западного антирусского нацизма и фашистского геноцида не вразумил на обратное... Напомнив в этой связи всем известный исторический факт о возвращении к понятию патриотизм и о возрождении из исторического небытия имён Александра Невского, Дмитрия Донского, Кутузова и других защитников земли Русской прежней космополитической советской властью в период нашествия на Россию объединённой под властью Гитлера Европы.
Вырывать одну из исторически обусловленных черт нашей нации и произвольно противопоставлять другим (например: православие - язычеству, коммунизм - демократизму) - это такая же бессмыслица, как внутреннее взаимоисключающее противопоставление нации по партийным, профессиональным, хозяйственным, половым и прочим признакам.
Пушкин, как известно, в расовом плане имел негроидную примесь (что, конечно, не является для русского человека особым достоинством), но данный недостаток с лихвой перекрывался его русской поэтической гениальностью и великодержавным либерально-имперским патриотизмом ("О чём шумите вы, придворные витии?").
Мало быть русским по крови, надо ещё стать им и духовно. Русскость это идеал, к которому надо стремиться всю жизнь. Быть нерусским по крови и внешности при всех прочих заслугах - это ни в коем случае не какое-то особое достоинство, а один из недостатков, который надо преодолевать на пути к полноценному духовно-эстетическому и физическому идеалу русскости. Каждый, по примеру известного изречения Чехова, должен всю жизнь "выдавливать из себя нерусскость по капли".
Так же и во всем остальном: русский тот - кто осознает себя таковым, служит России, необходим ей и сам себя не мыслит без неё, тот, кто любит Россию. А любовь, как известно, иррациональна и, одновременно, сверхрациональна, она, как полагал великий Гёте, является в этом смысле "избирательным сродством".
Попытки разделить нас по конфессиональным, партийным и прочим, отдельно взятым признакам, заведомо являются провокационными. К тому же процесс становления этноса, нации, тем более имперского арийского сверхэтноса - это именно процесс - движение, переплавление различных привходящих этнических черт в новое имперское сверхъединство, в силу чего идеал духовной и физической красоты нашей нации не в прошлом, а в будущем. В этом залог нашей победы - победы нового имперского русского сверхэтноса и соответствующей метакультуры. Нам сейчас как никогда необходимо единство именно на такой основе объединяющего движения вперед.
С данной точки зрения, сначала надо быть русским, а затем уже православным, коммунистом, демократом и т.д. Можно исповедовать любые убеждения и верования, кроме античеловечных и антирусских - вот наша ясная и определяющая позиция.
Русская национальная идея в её современном виде базируется на конституционно-либеральной идее социальной справедливости и свободы. Во внутренней сфере жизнедеятельности нации данные установки реализуются на основе социальной конституции национал-либерального типа, гарантирующей верховенство национальной воли русского народа при одновременном равноправном существовании всех малых народов и видов трудовой собственности - государственной, общественной и частной - если их существование не вступает в противоречие с общенациональными интересами и личными гражданскими свободами.
При этом в идеологическом и культурно-пропагандистском направлениях основой должна выступить обогащаемая на базе современных историко-философских построений и средств художественного воплощения животворящая национальная языческая мифологема русского общинного идеала Китеж-града, святой Руси. Данная мифологема концентрирует в себе мощный поток уходящей в глубь веков и народное подсознание светоносной энергетики русского национального архетипа, устремлённой к своему воплощению в виде создания нового имперского сверхэтноса на основе общей языческой (народной) пракультуры российских народов. Такая метакультура нового сверхэтноса может стать одной из основ перехода всего человечества к появлению новой расы (вида) "человека гуманного" (homo humanus) Точно так же, как произошла предыдущая смена видов и рас. Если есть всеобщий закон эволюции, то, с точки зрение его внутренней логики, это неизбежно. Почему современное человечество как вид должно быть исключением из этого всеобщего закона? Другой вопрос: приемлем мы такой закон, или нет...
, которая, возможно, сменит естественным путём современную разновидность человечества, чей вектор развития идёт пока в направлении глобальной техногенной катастрофы.
Подобную идею русские мыслители высказывали уже давно. Например, русские космисты, Циолковский, отдельные "усомнившиеся" представители космополитической советской интеллигенции, для которых стало очевидно, что построение коммунистического общества возможно не с данным видом человечества, а только на основе новой расы homo humanus.
Для скептиков напомним в этой связи, что даже Христос считал себя "не от мира сего", и предрекал его конец, когда воскреснут мёртвые, а живые обретут бессмертие. В этом смысле видит свою задачу также русская философия "общего дела". С этой точки зрения, отдельные черты подобного будущего вида существуют уже в наше время, являясь своего рода отсветом грядущего, как в отдельных людях, наделенных "излишним" потенциалом любви, гуманности и милосердия для существования в нашем мире, так и в целых социальных сословиях и нациях, подобных русской. Вспомним в этой связи о русской интеллигенции девятнадцатого столетия или наше последнее поколение "дворников и сторожей" двадцатого века, роль которого ещё не осознана исторически (хотя уже воспета), а также о таких жертвенных нациях во имя всего человечества, как русская.
Напомним некоторые подвиги России на этом пути: спасение европейской культуры от монгольского растления, продолжение византизма, смирение надвигавшихся на Запад тюркоязычных народов, европеизация геополитического пространства бывшей Золотой орды, освобождение Европы от Наполеона и Гитлера, мир и стабильное равновесие времен Великой холодной войны, прорыв в космос, недопущение хаоса и восстановление основ европейского порядка на огромных евразийских просторах прежней империи.
Суть провозглашённого в ныне действующей Конституции РФ построения "социального государства", как её понимает большинство здравых людей, заключается в том, что общество предоставляет гражданам равные стартовые возможности, достойные элементарные условия жизни, труда, либеральные свободы и набор основных социальных гарантий, соответствующих приемлемому уровню жизни, установленному ведущими современными заданными странами.
Если это достигнуто, то неизбежное социальное и национальное неравенство уже не находится на уровне так называемых "третьих странах", где большинство населения вынуждено ежедневно бороться за простое физическое выживание и служить при этом господствующим слоям лишь в качестве социального и этнического "навоза", на котором цветут цветы жизни для богатых и властных. Общество, преодолев данный этап своего развития, поднимается на более высокую ступень, где человек является не "средством", а целью общественного развития. На этом пути как раз и находятся сейчас современные западные страны.
Все прочие относятся к числу стран "третьего мира" или "развивающихся". Там тоже "капитализм". Но, понятно, что между капитализмом Франции и Уганды большая разница. То же касается и России. Может быть, когда-нибудь и у нас будет построено "социальное государство" современного западного типа, но до недавнего времени (в очередную "переходную эпоху") весь вопрос заключался в том, за счёт кого, каких слоёв населения это будет сделано.
Но ныне, к началу XXI века, точка бифуркации уже, видимо, пройдена. Игра сыграна. Русский народ-труженик проиграл. Как по этому поводу самодовольно шутят некоторые "новые русские": был богоносец, а стал рогоносец... Новая власть пришла "всерьёз и надолго".
В этой связи пример вымирающей Псковской провинции достаточно красноречив. В начале XX-го столетия на Псковщине проживало до 1,5 миллиона жителей, а после геноцида гражданской войны, коллективизации, немецкой оккупации и "перестроечных экспериментов" к настоящему времени на исконно русской территории осталось немногим более 700 тыс. жителей. При этом сокращение и вымирание населения продолжается.
Здесь, как в осколке большого разбитого зеркала нашей национальной государственности отражается вся суть современной проблемы русской нации - вымирание, сокращение территорий, усиление социального неравенства и общественной несправедливости, бесконтрольное увеличение численности и значимости чужеродного влияния.
Как ни просто это звучит, но причина здесь, прежде всего именно нравственная (социальная), а не экономическая. В этой связи напомним хрестоматийное изречение, что "разруха начинается в голове". И, добавим от себя, в душе и сердце человеческом, ибо грешны мы и завистливы. А всё зло и все напасти - от зависти и гордыни.
Как сказал летописец псковский о присоединении града нашего к Москве в 1510 г.: "Ныне, братья, зная об этом, убоимся этого страшного наказания, преклонимся перед господом своим и признаемся в грехах своих, чтобы не вызвать большего гнева господня, не навести на себя казни, горше первой. Ждёт он нашего покаяния и исправления, а мы не покаялись, но в больший грех впали - в злые и лихие поклепы и кричание на вече, когда голова не знает, что язык говорит, не умея в своем доме распорядиться, хотели городом управлять"("Повесть о псковском взятии". XVI в.).
Храм небесной России не для торга. Устроить рынок на метафизическом пространстве святой Руси невозможно. Китеж-град вновь останется невидимым и незапятнанным. Во всём этом прослеживается один и тот же глубинный архетип, одна закономерная схема определенного нравственного сознания, мистическая языческая суть России, состоящая в оправдании её бытия только в качестве "святой Руси", осуществляющей идеал праведной, справедливой жизни "не по лжи".
Россия сейчас представляет собой геополитически главное связующее звено "золотого пояса" Земли. Запад после последних ударов со стороны враждебной Азии по его главным центрам в Европе и Америке уже почувствовал свою слабость перед лицом растущей угрозы. Без России ему грозит гибель.
Новая реальность XXI-го века требует в перспективе включения России в качестве самостоятельной составляющей в "золотой пояс" Земли главных богатых и процветающих наций, которые, возможно (с точки зрения оптимизма), определяют ход движения человечества на основе науки и развития современных технологий к становлению новой цивилизации вида homo humanus.
Русские, будем надеяться, вновь восстановят прежнее пространство своей полиэтнической империи, принеся в неспокойный мир, успокоение и великую русскую мировую культуру.
Объединённая наука новой цивилизации станет работать над великой задачей русской космической философии "общего дела" - достижением индивидуального бессмертия, воскрешением предков и предоставлением человеку подлинной свободы на основе получения нового неисчерпаемого источника энергии в виде управляемого термоядерного синтеза и реализации идеи К. Э. Циолковского о существовании нового вида людей через посредство фотосинтеза.
Развитие виртуальных информационных технологий уже сейчас создаёт основу для сохранения визуальных, слуховых, осязательных и иных параметров отдельного человека и окружающего его мира. Впоследствии кроме генного двойника (что осуществлено уже сейчас) у каждого будет также и двойник виртуальный. Это предоставит возможность для одновременной реализации индивидуальной жизни сразу в нескольких направлениях, воплощения несбывшегося, реализации будущего...
Но главное - не отдельные конкретные подробности грядущего общества, некоторые из которых мы здесь обрисовали, а то, что сохранение русской имперской культуры позволит всему человечеству сохранить и развить науку, справедливость и свободу в качестве основы для перехода к новой гуманной цивилизации.
Одним из преимуществ именно языческого мировоззрения является его либеральный плюрализм. Как известно, тоталитарный, теистический и идеологический монизм, претендующих на знание абсолютной истины религиозных и политических систем, неизбежно ведёт к конфликту и агрессии. Нынешнее продолжающееся многовековое противостояние иудеев, христиан и мусульман - наглядное тому подтверждение. На территории России это тоже никаких хороших перспектив не предвещает. Характерен в этой связи, например, лозунг в виде надписи на хоругвях при открытии псковского Холма славы в присутствии представителей государственной власти, общественных деятелей и церкви, засвидетельствованный одним из сподвижников данного проекта А. А. Прохановым: "Православие - или смерть!" (Крест святой и чудесный // Завтра. No 41, 2008)
Сейчас язычество возрождается не только у европейских (арийских) народов, но, например, у народов Поволжья, в частности, у марийцев и чувашей. Живы языческие традиции на вершинах Кавказа и просторах Средней Азии. Многие народы Сибири до сих пор так и остаются язычниками. То есть почва для возрождения и становления язычества в правильном современном либеральном направлении на территории России довольно благоприятна.
Что же касается собственно язычества, то разного рода "образованцам", бездумно пытающимся отождествить понятие язычества с невежеством, дикостью и бескультурьем, придётся напомнить о культурном античном языческом наследии Греции и Рима, о современных динамично развивающихся, высокотехнологичных и перспективных языческих цивилизациях Японии, Индии и Китая, где проживает большая часть нынешнего человечества. Так почему же России, несущей в себе огромный, разнообразный языческий энергетический потенциал своих народов, не обрести для своей цивилизации обновление, идя именно по такому пути? Это и современно, и своевременно. Однако, это лишь один из вариантов...
Возможно, в соответствии с теорией Л. Н. Гумилёва, пассионарность русской нации уже подходит к поре "золотой осени цивилизации", когда восходящая энергетика угасает и начинается движение по ниспадающей. Можно не тратить силы на расширение своего жизненного пространства и доказательство внешней мощи. Всем окружающим народам наше величие уже ясно. Начинается "жизнь для себя". Наступает подлинный расцвет национальной культуры русского имперского сверх-этноса, включая её природное изначальное языческое соцветие.
Осознаем суть данной стадии угасания русского имперского этноса, и сосредоточимся на прекрасном и вечном. Время существования каждого народа ограничено (даже "богоизбранного"). После исчезновения остаётся только цвет его культуры. Всё прочее - историческое удобрение для её расцвета. Даже от гитлеровской Германии для далёких потомков дойдёт в качестве "трофея культуры" только какой-нибудь кинематографический "Триумф воли", как от сталинских времён, быть может, только булгаковский сюжет о Мастере и Маргарите, и кто-то даже скажет, что эти шедевры стоили своих жертв... Так же и мы сейчас рассуждаем о рабовладельческом Риме, пользуясь и наслаждаясь плодами античной культуры.
Поэтому русской национальной интеллектуально-нравственной элите не нужно бороться с ветряными мельницами неизбежности. Распад и гибель, вероятно, предопределены. Не надо позволять втягивать себя в бессмысленную борьбу за чужие интересы. У нас другие задачи. Мы живём уже по другим законам - по законам сопричастной Вечности идеальной России. Да пребудет с нами светлый языческий народный пушкинский гений:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв!
Подведём краткие прозаические итоги наших рассуждений:
1. Проекты святой христианской и красной интернациональной коммунистической Руси отошли в прошлое. Их возобновление в ближайшей перспективе вряд ли возможно.
2. Либеральный проект западной модернизации (вестернизации), если исходить из цивилизационной самостоятельности России, ведёт к утрате основ этой цивилизации, а, следовательно, и к исчезновению России как таковой, её растворению в западном или восточном мире.
3. Необходимо осознать реальность и обратить силы на сохранение и укрепление основного этнического ядра русского народа, ибо это важно в двух, одновременно противоположных случаях:
если удастся сохранить или восстановить имперское пространство, то необходима цементирующая этническая основа, каковой в настоящее время могут быть только русские как нация;
если неизбежна дальнейшая цепная реакция распада, то и в этом случае необходимо укреплять единство и жизнеспособность русского этноса в качестве единственной основы, хотя бы продления во времени "поры цветущей осени" русской цивилизации.
4. Язычество, в его современном либеральном неоязыческом варианте - на основе приоритета гуманных ценностей, прав человека, экологической гармонии с природой и ценностей плюрализма (полиархии) - может стать либо новой основой преображения русского имперского пространства в новый русский сверхэтнос, либо сыграть существенную составную роль в укреплении и модернизации данного пространства, в направлении становления нового "постиндустриального мультикультурного информационного русского сообщества".
5. Развитие светлой, обращённой к ценностям приоритета жизни и гуманистической направленности русского языческого миросозерцания, может существенноо богатить угасающую пассионарность русской нации через посредство яркого энергетического потенциала архетипа обновлённых языческих мифологем и образов, которые необходимо использовать в культурно-воспитательных и пропагандистских целях: Свет, Лад, Яр, Род, Родина, Правда, Воля, Справедливость, Вселенскость, Космизм, Коммунизм, Соборность, Китеж-град, Святая Русь, Ноосфера, Виртуальная Русь и т.д.
6. Государство и официальная государственная идеология должны учитывать следующее обстоятельство: неоязыческое движение - это развивающееся культурное и, может быть, новое цивилизационное направление современного мира. Возможны перспективы.Если неоязычество в его современном обновленном либерально-гуманистическом варианте не будет включено в качестве составной части в воспитательный и культурный процесс современного русского патриотизма, то данное явление будет обращено против государства противоположной (теневой) стороной и использовано в антигосударственных целях. Такие угрозы нельзя недооценивать, примеры современной активации отдельных, уже давно, казалось бы, ушедших в далёкое прошлое консервативных движений, дают реальное основание для подобных прогнозов (что позднее, после публикации данной статьи, подтвердил пример Украины - И. Е.). Лучше заранее предотвратить нежелательное развитие событий и вовремя прийти к разумному согласию - Ладу.
7. Всё вышеизложенное доказывает необходимость осознания и созидания современного либерального варианта русского неоязычества в качестве составной части общенациональной идеологии.
И.Н.Ермолаев. Статья опубликована в сборнике "Философия Родного края (Псковский контекст). Псков. 2010, сс. 285-313.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"