Ерохин Вячеслав Викторович : другие произведения.

Украинская экономика в эпоху дефицита денег. Части 1,2,3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анархия в денежном обращении и деструктивная позиция государства в социальной сфере не дает Украине, да и другим странам бывшего СССР, занять достойное место среди других стран Европы.

Украинская экономика в эпоху дефицита денег
(цикл статей)

Организация денежного обращения - одна из важнейших функций государственного управления. Если национальная денежная единица устойчива, то это говорит о некоей стабильности политической системы этого государства и экономических процессов, протекающих в пределах данной юрисдикции. Однако государства в мире очень сильно отличаются друг от друга по уровню развития производительных сил. Одни страны выпускают большие объемы промышленной продукции, а другие - нет. И в тех и в других их денежные единицы функционируют стабильно, но на разных уровнях стабильности. В развитых странах стабильно высокий объем денежной массы, объем выпускаемой продукции, объем социальных выплат. В слаборазвитых - все эти показатели стабильно низкие.
Украина при обретении независимости прошла период упадка денежного обращения и системного кризиса во всех отраслях хозяйства. Наши государственные деятели решили, что можно ни во что не вмешиваться - "Рынок все отрегулирует". Забыли только указать юридический адрес того "рынка", который "все отрегулирует". Спекулятивный характер подобных заявлений дорого обошелся населению как России, так и Украины. Я не случайно вспомнил о России. Большие объемы современной высокотехнологичной продукции выпускались странами совместно, уровень кооперации и интеграции производств был большим. И до сих пор Украина сильнее связана с Россией, чем с какой либо другой страной. На примере нашей области - это припортовый завод с аммиакопроводом Одесса-Тольятти, который остановить просто невозможно. Поэтому не удивительно, что очень большой урон экономике нанесен был попыткой разделить неделимое. В результате многочисленных просчетов на верхних уровнях управления страна, выпускающая лучшие в мире ракеты и самолеты, оказалась финансируемой на уровне самых маленьких, без какой-либо промышленности стран. Произошло это потому, что в головах наших руководителей поселилась мысль, что эффективность экономики возрастет, если резко снизить объем денежной массы в обороте. Эта мысль - убийственна для экономики и самоубийственна для самих этих руководителей, свидетелями чему мы и стали.
Дело в том, что современная экономика основана на различных наукоемких технологиях. История развития человечества совершила гигантский скачок в 20-м веке под названием НТР (научно-техническая революция). Для производительных сил в этот период характерны такие черты как узкая специализация различных структурных подразделений и общий высокий уровень образованности и квалификации кадров. Для того чтобы поддерживать стабильность или небольшой экономический рост в этих условиях, необходимо устойчивое финансирование всех структурных подразделений такой экономической системы. Реформы могут проводиться только путем перенаправления потоков финансирования из одних отраслей специализации в другие. Если же резко снизить объемы финансирования в целом, то в этом случае современная экономическая система начнет распадаться. Более молодые и энергичные люди станут искать деньги в стабильных странах с достаточным уровнем финансирования их экономик. Те, кто остается выживать в условиях недофинансирования, теряют интерес к неоплачиваемой работе. Это ведет к урезыванию тех сфер жизни, которые не связаны напрямую с проблемой обеспечения выживаемости и, в конечном итоге, приводит страну в разряд аграрных придатков с земледелием мотыжного типа. Руководители государства в этих условиях становятся заложниками собственных ошибок. С ними перестают считаться сначала их собственные подданные, а потом и руководители других стран. Весь экономический упадок произошел потому, что вдруг в общественное сознание стали внедряться штампы 150-ти летней давности - "свободный рынок", "эпоха первоначального накопления капитала". Отрыв от действительности наших руководителей дорого обошелся всем нам.
Сейчас, после некоторой коррекции экономического курса, произошла стабилизация экономических процессов на отметке "удовлетворительно". Отражением этого является завышенная ставка банковского процента. Наши банки берут деньги или в НБУ или у крупных иностранных банков. При этом до сих пор наблюдается уникальный феномен: кредиты в гривнах стоят гораздо дороже, чем в долларах и евро. Таким образом, мы на нашей территории имеем дело с тремя эмиссионными центрами - США, ЕС и Украиной. И Украина как центр эмиссии проигрывает более мощным государственным образованиям. Завышенная ставка банковского процента отражает все негативы нашего бытия:
1. Неустойчивость политической системы;
2. Несовершенство и неустойчивость налогового законодательства. А именно завышенные фискальные аппетиты государства в связи с введением и функционированием НДС. Так называемый НДС - налог на добавленную стоимость - фактически в Украине представляет собой налог с продаж. Подмена понятий, постоянное передергивание инструкций по взиманию налога, создает поле для злоупотреблений и в конечном итоге, огромную дыру в бюджетной системе государства. Подробнее об этом можно узнать в специальной экономической литературе. Кроме этого, постоянная смена налоговых законов в сфере малого бизнеса приводит к неустойчивости и абсолютному уменьшению этого сектора экономики, что лишает экономику базиса;
3. Нежелание чиновников высшего звена рассматривать долгосрочные экономические проекты и участвовать в них от имени государства. Скорее всего, это происходит из-за интеллектуальной немощи. Косноязычность лидеров "горбачевской эпохи" ярко отражена в творчестве пародистов. Фактически получается, что власть в Украине вместо того, чтобы искать дивиденды в долгосрочных проектах, постоянно выдавливает деньги у нищего населения. Это приводит к постоянной социальной напряженности и различным политическим катаклизмам;
4. Отъем денег у населения:
а. невозвращение вкладов в Сбербанк СССР,
б. недоплаты по заработной плате на территории Украины - как заниженные ставки, так и систематические невыплаты по заработной плате,
в. отказ власти наводить порядок в сфере заимствований, т.е. следить за добросовестностью различных трастовых и строительных контор;
(Четвертый пункт можно определить как не прекращающееся воровство на высших и средних уровнях управления. Отъем денег у населения и вкладывание их в иностранные банки и автомобили создает штамп рваческого поведения управленцев разных уровней. Это приводит к деградации общества и революциям. Примеров в мировой истории предостаточно - Куба, Никарагуа, Филиппины.)
Кроме того, отсутствие достаточного количества свободных денежных средств на счетах у населения лишает банковскую систему большой части "длинных денег", которые являются основой финансирования проектов с длительными сроками окупаемости. А современная экономика без таких проектов немыслима.
5. Завышенные комиссионные наших банков за посредничество в выдаче кредитов в долларах США или евро.
Рассмотрим пункт 5. подробнее. Крупный украинский банк берет стандартный кредит в крупном банке ЕС под 4-5% годовых на 7-10 лет. (А банк ЕС взял деньги или в Брюсселе или у населения под 2-3% годовых) Объем финансирования от 10 млн. евро. Задача украинского банка - вернуть деньги заемщику и самому на что-то жить. Здания банков велики, заработные платы тоже приличные, т.е. собственные расходы велики. А вокруг в основном нищее население и неустойчиво работающие предприятия. Ни те ин другие таких денег взять не могут. Да банк и не даст. Поэтому, банк финансирует только торговые операции - привоз товара из ЕС и тут его размещение (или вывоз сырья из Украины в ЕС) дает деньги максимум на 1-1,5 года под 10-12% годовых. В эту процентную ставку заложены высокие расходы банка и риски невозврата кредитов. Вот и получается, что огромные здания банков обслуживают мизерные суммы кредитных ресурсов. При таком положении вещей % ставка по кредитам не может быть ниже.
Выход из этой ситуации может быть только таким - Украинское государство становится серьезным игроком на рынке инвестиций и первоначальной эмиссии. Но для этого государственные институты должны качественно работать, каждый в своей сфере деятельности, чего не наблюдается уже очень давно. Я бы пожелал Украинскому государству, чтобы в экономической сфере, вместо того, чтобы покупать персональные авто за 0,5 млн. долл., купить технологии по сбережению топлива в энергетике, профинансировать отечественные программы в этой сфере, поддержать развитие микроэлектроники, способствовать внедрению безхимикатных севооборотов (имеется такой опыт узкополосного земледелия), способствовать развитию и прямо профинансировать из госбюджета модернизацию водного и железнодорожного транспорта как самых экономичных, развивать городской электротранспорт на государственном уровне. И перестать, наконец, рассматривать территорию Украины как поле для сбора дани в собственный карман.
09.06.2007 Ерохин В. В.


Украинская экономика в эпоху дефицита денег.
   (продолжение)
  
   Рассмотрев в предыдущей части недостатки экономики Украины, возникшие из-за ошибок руководства Украины в выборе методов макроэкономического регулирования, продолжим экскурс в сферу оборота денег в масштабах национальной экономики.
   Как экономику ни обзови,- "социалистической", "капиталистической", "рыночной" всё равно, безотносительно к этим лингвистическим изыскам, кровью экономики являются деньги. Деньги это универсальное средство и универсальный инструмент. От того, насколько хорошо организован денежный оборот в пределах юрисдикции конкретного государства, зависит эффективность функционирования экономической системы этого государства, т.е. системы производства и потребления товаров и услуг. В масштабах современной экономики на национальном уровне это очень сложная многовекторная система, требующая постоянного внимания со стороны органов управления. Управлять такой системой - сложная задача, но хочу подчеркнуть, что само по себе работать хорошо ничего не будет. На то оно и государство, чтобы организовывать жизнь своих граждан, в том числе и экономическую.
   На определенном этапе истории к власти в нашей стране пришли люди, имеющие довольно поверхностное представление о задачах, которые ставит обладание властью перед личностью - субъектом власти. Наверху в оборот стойко вошло словосочетание - "правила игры". Я так до сих пор не понимаю, кто во что играет. Зато я прекрасно понимаю, что для работоспособного гражданина Украины, далёкого от "игры", в которую играют наверху, невозможность найти работу, с помощью которой он мог бы содержать семью минимального состава - совсем не игра, а факт, который озлобляет его против "игроков" наверху. У молодого человека есть некий выбор, весьма условный, надо заметить. Что же касается людей, зарабатывавших себе на обеспеченную старость, и оказавшихся в нищете в результате этих "игр", то ничего, кроме проклятий в адрес игроков у властной кормушки от них не услышишь. Такой социально-психологический фон не может служить основой устойчивого существования государства. По этой причине развалился СССР. Такая же участь ждет и Украину, если наверху не перестанут "играться".
   Государство обязано выполнять свои функции, в том числе функцию регулятора денежного оборота. В настоящий период эта функция воспринимается наверху односторонне - только как ограничение денежной массы. Никаких объективных причин для такого понимания своей роли не было, и нет. Что касается разворовывания чиновной братией денег в огромных масштабах (чего стоит вспомнить только бывшего премьера Лазаренко), то процесс этот субъективный, ибо сказано: "не кради" (Исход 20,15.). Объективно же необходимо, чтобы государство на национальном уровне выделило приоритетные отрасли экономики, которым бы оно обеспечило устойчивое финансирование на 7-10 лет. Причем даже не всей отрасли, а конкретным субъектам хозяйствования, которые будут выполнять планы перспективного развития и технического перевооружения. Конкретно описывать такой план в масштабах данной статьи не представляется возможным. Но как пример, я бы привел проект строительства национального выхода из Дуная в Черное море. При небольших первоначальных вложениях, этот проект даст дивиденды в течение двух - трех лет. Если же заложить устойчивое финансирование этого проекта на 10 лет, плюс профинансировать строительство новых судов для Дунайского пароходства на Николаевском судостроительном объединении, плюс построить железную дорогу большей пропускной способности, чем в настоящее время имеющаяся, плюс при всем этом принимать меры по недопущению головотяпства из-за которого наносится вред природе (всевозможные сбросы и отвалы в непродуманных неприспособленных местах, использование изношенных машин с изношенными двигателями, отсутствие газоочистки на трубах заводов), то через 10 лет этот район Украины будет приносить миллиардные дивиденды. Ждать, что придет "инвестор" глупо. Вообще, рассуждения подобного плана - глупость. Какой инвестор? Откуда деньги у инвестора? Дядям из-за океана есть чем заняться у себя за океаном. Что же касается свободных денежных средств в европейских банках, то они не придут без четкого механизма отдачи. Эти денежные средства можно получить, например, под строительство пассажирских судов для Дунайского пароходства, но для этого само пароходство должно устойчиво работать, а не загибаться. Начинать проекты такого типа нужно самостоятельно. Показать пример устойчивой работы, а к хорошему делу присоединиться впоследствии желающие всегда найдутся.
   Возражения, что у Украины нет денег для таких масштабных проектов выглядят неискренними на фоне закапывания средств в трубу Одесса - Броды и автобан Одесса - Киев. Вообще, при подобных спорах необходимо руководствоваться древней мудростью: "Когда человек хочет что-либо сделать, он ищет для этого средства, а когда не хочет - ищет оправдания ". Судя по тому, что я слышу в Украине вот уже более 15-ти лет, власть не хочет делать ничего, но при этом хочет быть уважаемой и потому постоянно ищет оправдания своей несостоятельности. То Москва не "дает" энергоносители, то нет денег на пенсии и зарплаты, то "тенезация" экономики (на мой взгляд, трудно придумать более идиотский термин, но сильно хочется оправдаться.), то Евросоюз не принимает Украину, то наводнения, то засуха.
   Поэтому нужно отбросить все эти оправдания ввиду их бесполезности, и использовать в своей деятельности такой элемент макроэкономического регулирования, как понижение ставки рефинансирования. Но давать кредиты по пониженной ставке нужно не вообще, рассматривая национальную экономику как черный ящик, а только тем уже сформировавшимся надежным крупным банкам, которые смогут осилить такой инструмент работы как финансирование долгосрочных экономических проектов. Кроме этого неплохо было бы основать такое подразделение при НБУ, которое показало бы пример плодотворной работы в указанной сфере и учило бы других.
   Источниками средств для таких кредитов должны стать:
   1. эмиссионные кредиты;
   2. денежные средства населения, "пропавшие" в процессе развала СССР.
   Если удастся привлечь еще и деньги Евросоюза по пониженной процентной ставке, то такому правительству честь и хвала.
  
   Конечно, увеличение денежной массы в обороте будет приводить к увеличению инфляции, но этим процессом можно управлять. Не буду утомлять читателей подробным описание таких способов управления, приведу лишь пример: доллар США устойчиво падает в цене на мировых валютных биржах в течение последних нескольких лет, но это не пугает правительство США. Оно и не собирается думать о построении бездефицитного бюджета.
   Хочу в заключение, пожелать Украинскому государству брать пример с правительства США в сфере обеспечения граждан США денежными ресурсами, а не рассказывать байки своим гражданам в оправдание собственной некомпетентности.
   25.06.2007


Украинская экономика в эпоху дефицита денег.
   (продолжение)
   Судя по средствам массовой информации, Украина вступила в предвыборный агитационный период. Ведущие политические силы провели съезды, некоторые уже обнародовали свои программы и все дружно ставят себе в заслугу увеличение и улучшение экономических показателей, таких как рост ВВП (валовой внутренний продукт), рост средней зарплаты, рост средней пенсии.
   Бело-синие подчеркивают, что именно благодаря их коалиционному правительству профессионалов жить стало хорошо, а будет еще лучше, если они получат больше властных ресурсов. Оранжевые, в свою очередь настаивают, что только они, на майдане остановив "кучмизм", а затем, придя во власть, революционными методами улучшили экономическую ситуацию.
   И те и другие, выступая, сильно "надувают щеки", рассказывая, как стало хорошо жить.
   Я уже отмечал в одной из своих статей, что, на мой взгляд, стабилизация и некоторая положительная тенденция развития в экономике Украины имеется. Но уровень этой стабилизации далек от желаемого большинством граждан Украины. Тем более что на фоне выпячивания политиками положительных показателей в тени пребывают наметившиеся негативные тенденции. А раз негативные тенденции имеются, о какой действительной стабилизации может идти речь?
   Теперь подробнее. Рост средней зарплаты до отметки в 1000 гривен я бы не отнес к большим достижениям. Во-первых, потому, что сама по себе средняя зарплата это как средняя температура по больнице в известной присказке, когда одни пациенты умерли от жара, а другие от переохлаждения. Для оценки реального положения с заработной платой необходимо рассматривать такой показатель как количество (в процентном исчислении) рабочих мест с минимальной заработной платой по отношению к общему числу рабочих мест. Кроме этого, необходимо рассматривать качество рабочего места, т.е. степень эффективности организации рабочего процесса конкретного работника. Эти показатели в Украине свидетельствуют о ее экономической отсталости и потому не выпячиваются. Во-вторых, 1000 гривен - это 200 долларов. А нынешние 200 долларов - это гораздо меньше, чем советские 200 рублей периода "застоя". Именно такой, напоминаю, была средняя зарплата в СССР в конце периода правления Брежнева. Из числа честно зарабатывавших советских граждан, очень сильно довольных своим материальным вознаграждением не было. То есть, фактически, нам предлагают сильно радоваться по тому поводу, что по своим экономическим показателям Украина подтягивается к показателям советского периода. Страны Балтии, например, стартовавшие, как и Украина в 1991 году в независимое плавание, уже и в Евросоюз вступили, но их политики щеки по этому поводу не надувают, это воспринимается как должное. Причину того, что в Украине такое положение вещей не является данностью, в одной из своих речей назвал президент России В. В. Путин: "это беспрецедентное по масштабам разворовывание национальных богатств". Разумеется, что Путин имел в виду свою страну. Но для граждан Украины не секрет, что в Украине и в России идут похожие политико-экономические процессы. Если СССР поддерживал экономически убыточные режимы по всему миру, и поэтому граждане СССР жили бедно, то куда деваются ресурсы теперь? Ответ - в речи Путина.
   Негативные тенденции, упомянутые выше, таковы:
   - Периодические неконтролируемые резкие подъемы цен на отдельные виды товаров и услуг.
   - Уменьшение количества мелких и средних предприятий. В повседневной жизни в Одессе это проявляется в ликвидации точек мелкорозничной торговли, что не способствует удобству проживания в городе.
   - Ухудшение функционирования системы общественного транспорта.
   - Уменьшение доли иностранных инвестиций в общем их объеме, что свидетельствует об уменьшении заинтересованности иностранных инвесторов, т.е. об объективной негативной посторонней оценке тенденций в украинской экономике.
   Вообще весь идиотизм и лживость современной власти рельефно проявляются в одном недавно открытом объекте в Одессе. На площади "10 апреля" открылся четырехэтажный бетонно-стекляный монстр под названием "Сады Победы". На этом месте планировался торговый центр с названием "Победа". (А еще ранее, во времена позднего СССР, стоял камень с надписью, что здесь будет открыт памятник Суворову). Это название - "Победа", видимо, было приурочено к теме названия площади, названной так в честь даты освобождения Одессы от гитлеровской оккупации. Но торговый комплекс под влиянием современных тенденций превратился в торгово-концертно-ресторанный комплекс. Название поэтому решили подсластить, не меняя общей тематической направленности. В результате бетонно-стеклянная коробка почему-то называется садом, да еще во множественном числе. На фасаде этого "чуда" современной одесской архитектуры около месяца висела реклама концерта К-Маро, на которой был изображен сам К-Маро - американский мулат, сидящий с широко расставленными ногами и с пачкой стодолларовых купюр в руке, и с таким выражением лица, как будто он всех вокруг имел. В самом заведении продаются сверхдорогие товары и проходят концерты, уровень стоимости билетов на которые я затрудняюсь оценить ввиду отсутствия у меня интереса к такого рода исполнителям. И все это называется "Сады Победы".
   Если принять во внимание уровень материального обеспечения санатория "Салют" для ветеранов Отечественной Войны, который находится сразу за новым комплексом, а также уровень пенсий самих ветеранов, то становится очевидно, что название этого комплекса - это символ победы современной украинской власти над ветеранами и здравым рассудком.
28.07.2007

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"