Аннотация: Национальные богатства Украины как разворовывались так и разворовываются на самом верхнем уровне управления.
Внимание, распродажа!
Официальная информация от 19.10.07 Президент Украины Виктор Ющенко принял участие в церемонии подписания соглашения между Государством Украина и компанией "Венко Интернешнл Лимитед" (США) о распределении углеводородов, которые будут добываться в пределах Прикерченского участка недр континентального шельфа Черного моря. Об этом сообщает официальное Интернет-представительство Президента Украины.
С украинской стороны документ подписал вице-премьер-министр по вопросам топливно-энергетического комплекса Андрей Клюев, со стороны инвестора - глава правления, президент "Венко Интернешнл Лимитед" Джин Ван Дайк.
На встрече, которая предшествовала церемонии подписания, Глава государства высоко оценил факт подписания соглашения между правительством Украины и компанией, отметив комплексное значение настоящего документа в контексте укрепления энергетической безопасности нашего государства. По мнению Президента, речь идет также о хорошем стимуле для масштабной активизации работы по исследованию украинского участка континентального шельфа Черного моря.
"Это стратегический для Украины проект, и это уникально хороший прецедент для формирования, прежде всего, основ национальной энергетической стратегии, и с другой стороны - сотрудничества с ведущими международными инвесторами", сказал В. Ющенко.
Реальными делами Украина подтверждает свою принципиальную роль в укреплении единственного европейского энергетического пространства и удостоверяет готовность к широкому мировому сотрудничеству в этой сфере, также отметил Президент.
Глава государства поблагодарил всех, кто причастен к приглашению в Украину надежных мировых инвесторов.
Справка. Первый открытый конкурс по реализации большого проекта на право заключения соглашения о разделе углеводородов, какие будут добываться в пределах Прикерченского участка недр континентального шельфа Черного моря, прошел в марте 2006 года. В конкурсе приняли участие 17 компаний из семи стран мира.
От заключенного на тридцать лет соглашения Украина ожидает инвестиций более чем на 15 млрд. долларов США для геологического изучения и добычи углеводородов, а также добычи свыше 200 миллионов т углеводородов. Планируется, что реализация проекта обеспечит свыше 200 млрд. грн. дополнительных поступлений в бюджет и создание нескольких тысяч новых рабочих мест.
Ресурсы месторождения, которое является предметом соглашения, оцениваются в 10,8 млрд.м3. Участок площадью 12,96 тис.км2 размещена в экономической зоне Украины на расстоянии 13 км. от береговой линии Керченского полуострова.
Успешная реализация проекта на Прикерченский участку недр может сформировать реальный альтернативный источник импортным поставкам нефти и газа в Украину, способствовать энергетической независимости государства.
Компания "Венко Интернешнл Лимитед" частная американская геолого-разведывательная компания, которая специализируется на ведении программ разведки залежей углеводородов на глубоководном морском шельфе.
А вот какая информация на аналогичную тему была актуальной всего три года назад в "домайданный" период новейшей истории Украины.
Роман ПЕТЮР Еженедельник "Власть и политика" 2004.07.26
После подписания Соглашения о распределении продукции НАК "Нефтегаз Украины" начнет полномасштабные работы на месторождениях в Северной Африке
НАК "Нефтегаз Украины" намерена начать разработку четырех нефтегазоносных территорий в Ливии. План инвестиций этого проекта, предложенный компанией, ливийская Национальная нефтяная компания уже согласовала. Также согласован текст Соглашения о распределении продукции . Скорее всего, после подписания этого документа начнутся полномасштабные работы на месторождениях в Северной Африке.
Основы сотрудничества между двумя компаниями заложены в "Меморандуме о сотрудничестве между НАК "Нефтегаз Украины" и Национальной нефтяной компанией Ливии в нефтегазовой сфере", который был подписан 14 октября 2003 г. во время визита Президента Украины в Ливию.
"Нефтегаз Украины" давно интересовался нефтяными месторождениями этой страны. Однако мечты об африканской нефти стали воплощаться в реальность после того, как компания решительно взяла курс на расширение своей ресурсной базы за пределами Украины.
Сначала для закрепления на ливийском рынке она открыла свое представительство в Триполи. Отбор перспективных месторождений стал возможен после того, как компания получила в августе 2003 г. официальное приглашение направить в Ливию группу специалистов "Нефтегаза", которые должны ознакомиться с территориями, которые предлагают для разведки и добычи иностранным инвесторам. В результате уже в октябре 2003 г. компания определила для себя приоритетными упоминавшиеся четыре нефтегазоносные территории.
В случае реализации украино-ливийского Соглашения о распределении продукции Украина впервые может получить африканскую нефть. Однако ливийская нефть в Украину не попадет. Скорее всего, она будет продана "Нефтегазом" на мировых рынках в Средиземноморье.
Кстати, согласно "BP Statistical Review of World Energy 2003", запасы нефти в Ливии составляют 29,5 млрд. баррелей (2,8% мировых запасов, 9-е место в мире).
Различия как видим огромные. Если ранее Украина намеревалась экспортировать свои технологии и опыт в разработке месторождений нефти, то есть фактически продать на мировом рынке свои интеллектуальные и организационные возможности, то сейчас речь идет о фактическом признании неспособности к разработке своих недр собственными силами.
У нашего ближайшего соседа - России имеется уже достаточно обширный опыт по сотрудничеству с добывающими компаниями с использованием схем оплаты за выполненные работы добытой в будущем нефтью. Это довольно широко обсуждаемые в российских СМИ проекты на острове Сахалин. Мне удалось ознакомиться с официальным отчетом Счетной Палаты РФ, в котором анализируется эффективность этих проектов с точки зрения национальных интересов России. Позволю себе привести краткие выдержки из этого объёмного документа.
14. В ходе настоящей проверки, осуществляемой Счетной палатой РФ представители последней совместно с Управлением МНС России по Сахалинской области экспертным путем провели расчеты уровней платежей в бюджет в условиях Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и в условиях налогообложения недропользователей, не осуществляющих раздел продукции. Установлено, что исключение для Соглашений "Сахалин-1" и "Сахалин-2" из общей суммы платежей в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на углеводороды, а также льготные условия по налогу на прибыль за период добычи предполагаемого в соответствии с условиями Соглашений объема нефти снижают расчетные поступления в бюджет в среднегодовом исчислении на сумму 1875 млн. долларов США, а за весь период -- на 61692 млн. долларов США, в том числе в федеральный бюджет -- 51766,7 млн. долларов США.
(То есть Россия недополучит около 60 миллиардов $ в свой бюджет в результате такого "раздела продукции".)
...При этом компания "Сахалин Энерджи" не обеспечивает гарантии 70-ти процентного уровня российского участия в ежеквартальном или ежегодном исчислении или за весь прошедший период, мотивируя это тем, что величина в 70 % является целью, к которой следует стремиться на протяжении всего срока действия Проекта. (Протокол от 23.04.97 г. N 4 п.п. 3-4 заседания наблюдательного совета).
Учитывая бессрочный характер данного Соглашения, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что достижение 70-ти процентного объема российского участия в Соглашении -- обязательство, которое может не исполняться.
5.4. Возможность почти неограниченно относить расходы недропользователя на возмещаемые затраты стимулирует оператора к максимально дорогим контрактам, к закупкам максимально дорогого оборудования (услуг) у "своих" или близких фирм, при естест-венном стремлении зарубежных компаний действовать согласованно со своими производителями оборудования (услуг), что не обеспечивает увеличения доли российских подрядчиков в Сахалинских проектах.
Как уже отмечалось, согласно Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2" инвестор может включать в смету любые по составу издержки. Более того, это ему выгодно, поскольку, выступая в качестве оператора работ по Соглашению, он во многих случаях может получить большую выгоду не от прибыльной продукции, а за счет доходов, приходящихся на иностранных подрядчиков, являющихся в ряде случаев его аффилиированными лицами.
(То есть в переводе на более понятный читателям язык - иностранцы платят сколько им вздумается себе, своим друзьям, своим знакомым, и все это списывается на расходы по освоению месторождений, а эти расходы им возмещает РФ за счет своей доли продукции.)
При анализе всей вышеприведенной информации, можно сделать следующие выводы.
В то время как Россия постепенно приходит к мысли о необходимости отказа от такой формы сотрудничества с иностранными компаниями как плата природными ресурсами за участие этих компаний в разработке недр, Украина заключает такого рода соглашение, в очередной раз продемонстрировав неспособность к защите национальных интересов. В Украине имеются большие мощности по добыче и разведке углеводородов, Украина работала и в Тюмени и в Ливии. Следовательно, национальный интерес Украины состоит в том, чтобы полностью загрузить собственные мощности и развивать их. Вместо этого заключается сделка по продаже за кордон содержимого украинских недр на период жизни целого поколения, и в качестве оправдания этой сделки приводятся аргументы о " комплексном значении настоящего документа в контексте укрепления энергетической безопасности нашего государства". Из этих слов Ющенко мне ясно только то, что Ющенко решил продать Керченский шельф американцам потому, что он так решил. Меня такое мутное объяснение поступков президента и кабинета министров не устраивает. Хотелось бы услышать от "гаранта" ответ на такой вопрос: Каким образом идея добывать нефть на шельфе Черного моря соотносится с желанием Украины занимать достойное место в мире в сфере рекреационных и туристических услуг? Неужели наш "гарант" думает, что запах нефти привлечет на крымскую землю дополнительный поток желающих укрепить свое здоровье.
После риторических вопросов - общий вывод: президент и кабинет министров неожиданно для избирателей нашли общий язык и полное взаимопонимание в деле распродажи национальных богатств Украины. А что они ещё могут?
Ерохин В. В. Экономист 25.10.2007
Последние новости по проблеме. Премьер Тимошенко Ю. В. сделала заявление о денонсации договора с Венко, указав на недостаточночность доли Украины в деле. Что ж, отрадная новость. Хотя борьба с Венко и заинтересованными соотечественниками предстоит серьезная.
15.05.2008
Прошло пару лет. Тимошенко ходит в прокуратуру. А Янукович разрешил своим товарищам по партии регионов (на Украине некоторые зовут их Рыгами, а некоторые - ПРдунами) продолжить переговоры с компанией Венко по распилу Керченского шельфа.
Еще одна зона распила, которую пилят уже несколько лет, это Сахалинское нефтегазоносное месторождение в Харьковской области. А тем временем граждане Украины разбегаются кто-куда по миру в поисках лучшего места для жизни.
29.01.2011
Тимошенко сидит с комфортом, но болеет. ПРыги закупили огромную (самую большую то ли в Черном море, то ли вообще в Европе) буровую платформу и вот-вот начнут разработку шельфа Черного моря. Начнут с расконсервации уже сделанных (наверное еще при сссре) скважин в районе о.Змеиный. Лично меня это не радует, как и всё, что происходит вокруг меня в сфере строительства и использования природных богатств. Долго всё перечислять и объяснять, поэтому ограничусь выводом - грязи в воздухе и воде всё больше и больше, бетона и автомобилей всё больше и больше, чистых, свободных и живых мест всё меньше и меньше.
17.05.2012
Здесь о добыче углеводородов на шельфе
http://www.ekomir.crimea.ua/activity/march/tesises/yarosh.html(эта ссылка с течением времени сделалась не рабочей)
http://www.ekomir.crimea.ua/ Это главная страница крымского экологического сайта.
А здесь о последствиях головотяпства при осуществлении буровых работ