Ермолина Анастасия Дмитриевна : другие произведения.

Сказки о лесной библиотеке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А вы знаете, что в лесу многие звери и птицы любят читать? И почему с библиотекарем-барсуком ссорится мудрый ворон из-за девочки-крота? Как появился кротовий шрифт? Из-за чего маленьким кротиком недоволен папа-крот? Почему сотрудники библиотеки не хотят изучать кротовий шрифт? И как появление этого шрифта изменило жизнь лесных жителей? И наконец, как сделать так, чтобы книги стали доступны в лесу всем без исключения?

  Аннотация:
  А вы знаете, что в лесу многие звери и птицы любят читать? И почему с библиотекарем-барсуком ссорится мудрый ворон из-за девочки-крота? Как появился кротовий шрифт? Из-за чего маленьким кротиком недоволен папа-крот? Почему сотрудники библиотеки не хотят изучать кротовий шрифт? И как появление этого шрифта изменило жизнь лесных жителей? И наконец, как сделать так, чтобы книги стали доступны в лесу всем без исключения?
  
  
  Лесная библиотека или ссора с вредным барсуком
  
  
  Когда-то очень давно в одном из смешанных лесов была библиотека, о которой до сих пор ходят легенды. Эти легенды дошли и до меня. Мне они показались интересными и поэтому я решила вам их рассказать.
  
  Когда-то, уже никто не помнит когда именно, два друга - мудрый старый бурый медведь, который был главой этого леса, и старый филин - создали первые лесные книги. Потом книг стало больше, и они открыли в лесу библиотеку и школу при библиотеке. Постепенно многие звери и птицы научились читать и писать. Звери из диких и необразованных превратились в цивилизованных членов лесного сообщества. Появились новые писатели, новые профессии: строители, продавцы лесных магазинов, журналисты и даже звери-спасатели. А также врачи, аптекари, воспитатели, учителя. Но неизбежно, с ростом образованности, появилось и неравенство. Звери разделились на образованных, малообразованных и совсем безграмотных. Некоторые звери были неграмотны из-за своих особенностей. Например, такие звери, как слепыши, кроты. Ну и, разумеется, слишком маленькие или слишком большие звери и птицы.
  
  
  Больших зверей уважали за их силу, выносливость, за то, что они часто работали полицейскими, следящими за порядком или спасателями, охранниками в магазинах. Маленьких зверей и птиц уважали за красоту, юркость и таланты, например, за красивый голос. Тем более, что все эти звери выходили из своих нор и гнезд очень часто и общались между собой. То есть, даже будучи иногда не очень грамотными, они все равно оставались полноценными членами звериного сообщества. Но были и такие, кто был и вовсе неграмотен в силу своих особенностей. Я имею в виду кротов, слепышей и других маленьких зверей, которые большую часть своей жизни проводят под землей. Они жили своими общинами, редко выходили на поверхность и были ограничены в выборе профессии. В основном они занимались рытьем нор, траншей, тоннелей, в общем, подземными работами. Их звали, по большей части, только тогда, когда нужно было что-то сделать под землей. И мало кто их уважал, ведь что возьмешь с глупых подземных жителей? Да и сами кроты и слепыши не очень-то стремились попасть в цивилизованное общество. Они считали, что им неплохо и под землей, в своем замкнутом мирке. И так продолжалось до тех пор, пока маленький кротик по имени Селена не решила, что хочет для себя другой жизни.
  
  
  Как-то раз она вылезла на поверхность и услышала, как совы говорят о библиотеке. И ей захотелось узнать, что такое книги и что такое библиотека. Селена вообще была непоседливым кротиком, не таким, как другие маленькие кроты. Она любила выходить на поверхность чаще, чем другие, и вызывала этим недовольство своего строгого крота-отца. Ее папа считал, что частые вылазки на поверхность это глупость, и ей надо жить, как живут все кроты. Ведь звери и птицы не любят кротов и могут обидеть маленького кротика. Но Селена не слушала отца и все равно, иногда тайком, выбиралась на поверхность. Она была крайне любознательной малышкой. Папа ворчал, что она только зря тратит время, лучше бы тренировалась в копании тоннелей. А мама защищала дочку и оправдывала ее поведение тем, что Селена еще подросток и ей интересно все новое. Она утверждала, что через пару лет все это пройдет, просто надо подождать. А Селена вздыхала, что она все равно свое поведение не изменит. Ну, не её это - полжизни копать тоннели или воспитывать маленьких кротят. Это слишком мелко для нее, она способна на гораздо большее. Правда, в чем заключается это большее, она пока не знала.
  
  
  И вот однажды, когда она в очередной раз вылезла на поверхность, из разговора птиц она узнала, что в библиотеке появились новые книжки. 'Совенок Тяв' - сказки о приключениях маленького непоседливого совенка. 'Поход Ежика или туда и обратно' - сказка о том, как ежик-домосед вынужденно отправился в путешествие и что с ним там происходило. 'Властелин Шишек. (Хранители Шишки, Две норы, Возращение белого медведя)' - эпическая сага о великой войне и мире на далеком Севере, разделенная на три отдельных тома. 'Лесной хаос и лесной мир' - масштабная книга об истории леса из четырех томов. 'Бельчетта и Ромео' - трагедия о великой и несчастной любви. 'Волкостан и Изольда' - древняя история о верности, любви, чести и смерти. 'Волшебник хвойного города' - поучительная сказка о добре, зле и дружбе. 'Бобер и компания' - история о том, как отважные подростки-бобры боролись с нечистой силой. 'Великая медвежья кровь' - фантастическая романтическая сказка о шести медвежьих сестрах-принцессах, которые нашли каждая свою любовь и спасли свои смешанные леса от таёжных захватчиков. В этой саге было больше двенадцати томов. Наслушавшись этих разговоров, Селена решила во что бы то ни стало посетить библиотеку и найти способ прочитать хотя бы некоторые из этих книжек. Начать она хотела с 'Совенка Тява'.
  
  
  Через несколько дней после подслушанного разговора Селена пришла к маме рассказать ей о своей затее. Ведь она понимала, что без помощи мамы она не справится. По крайней мере, мама может оправдать ее поступок перед отцом.
  
  
  Библиотеку Селена нашла по запаху. У нее был очень острый нюх, лучше, чем у многих зверей, ведь она была маленьким слепым кротиком. Оказалось, что библиотека - это большая берлога и поляна около нее. Маленький кротик зашла в хранилище книг и попросила библиотекаря прочитать ей книжку. Ведь она не умеет читать, а узнать историю 'Совенка Тява' ей очень хочется. Библиотекарь, судя по запаху это был барсук, возмутился: с чего бы ему читать книжку какому-то глупому кроту? Сидела бы в своем тоннеле и не высовывала нос. Книжки не для таких, как она. К тому же в его обязанности не входит читать книжки всем подряд, а особенно тем, у кого нет читательского билета. Селена попросила, чтобы барсук выписал ей читательский билет. На что он ответил, что не будет этого делать, потому что кроты не умеют читать, и он им не нужен. Да и переводить на ненужный читательский билет лишний дубовый лист он не собирается. Селена затопала лапками: как же так?! Ведь знания должны быть доступны для всех, несмотря на особенности. На это барсук лишь фыркнул, сказав, что некоторые вещи могут, да и должны быть доступны не для всех, потому что так распорядилась природа. И маленькому кротику лучше вернуться туда, откуда она пришла, и не злить барсука. Они так долго спорили, что не заметили, как у их спора появился свидетель. В хранилище знаний влетел ворон, он принес прочитанные книги. Он застал лишь вторую половину разговора, поэтому решил выяснить причину. И еще его заинтересовало, что в библиотеке делает кротик, тем более такой юный. Барсук заявил, что кротенку взбрела в голову блажь: почитать она, видите ли, захотела! А у него нет ни времени, не желания с ней возиться. К тому же, сосновые шишки он получает не за это. Ворон был удивлен такой враждебностью барсука и смелостью юной Селены, поэтому решил помочь необычному кротику. Он взял для себя 'Совенка Тява' и сказал, что он вернет ее тогда, когда прочитает его маленьким зверятам в школе. Оказалось, что ворон был учителем. Ворон забрал книжку, и Селене ничего не оставалось, как выйти из хранилища ни с чем.
  
  
   Она уже хотела покинуть читательскую поляну и вернуться по тоннелям домой, как ее неожиданно окликнул ворон. Он сказал, что будет ждать ее на соседней поляне через несколько минут. Селена не поверила своему счастью. А ворон сдержал свое слово и прочитал ей первые несколько историй о 'Совенке Тяве'. Всего их было одиннадцать. После того, как он закончил читать, Селена поинтересовалась, почему Фарамир, так звали ворона, решил ей помочь. На что ворон ответил, что он учитель, ему нравится учить маленьких зверят и ему очень нравятся любознательные зверята. И он не видит разницы между Селеной и своими маленькими учениками. Селена была поражена таким отношением, ведь папа всегда говорил, что их недолюбливают. Также ворон сказал, что она может обращаться к нему, и он будет читать ей книжки. Ведь книги развивают разум, а ему очень приятно будет сделать доброе дело. Селена обрадовалась. Так прошло несколько месяцев, пока однажды вредный барсук не запретил Фарамиру брать книги, потому что тот не сам их читает, а передает другим. А это запрещено правилами библиотеки.
  
  
  Он заставил ворона вернуть недочитанную 'Белочку в стране чудес' раньше срока, чтобы убедиться, что ворон не отдал эту книжку кому-нибудь другому. Барсук и ворон долго-долго спорили. Селена знала об этом споре и сильно расстраивалась. Ведь она не хотела причинять неприятности такой хорошей птице, как Фарамир. Но мудрый ворон не собирался так быстро сдаваться и пошел к сове, которая была главным библиотекарем. Главный библиотекарь выслушал историю ворона и захотел сам встретиться с Селеной. Поговорив с маленьким кротиком, он был поражен, насколько милой, доброй и умной оказалась эта девочка. После этого разговора он сам, лично, выписал читательский билет Селене и приказал всем библиотекарям, которые работали в библиотеке посменно, давать Селене и Фарамиру те книги, которые они захотят. А те, кто будет против, получат сначала строгий выговор, а в следующий раз вообще будут уволены. Барсук скрежетал зубами, сжимал передние лапы, но сделать ничего не мог, потому что дорожил своей работой. В итоге Фарамир дочитал Селене 'Белочку в стране чудес', а также прочитал ей продолжение - 'Белочка в озерном Зазеркалье'. Вот так Селена стала первым умным и начитанным кротом.
  
  
  Новая секция в библиотеки или появление кротовьего шрифта
  
  
  Прошло несколько лет с тех пор, как Фарамир стал читать Селене книги. За это время маленький кротик превратилась из девочки-подростка в молодую девушку. Она осталась такой же любознательной и все так же не хотела идти по пути, который пытался навязать ей суровый отец. А Боромир, так звали ее отца, все чаще говорил дочери, что время игр прошло и он долго терпел ее причуды. Но сейчас она уже взрослая, она должна занять свое место в кротовьем обществе и не позорить их с матерью. Не хочет она быть шахтером - ладно, не хочет быть копателем тоннелей - хорошо, но тогда пусть выходит замуж. Потому что он не может кормить ее вечно. А если она и замуж не хочет, то пусть она становится воспитателем меленьких кротят и рассказывает им свои истории, хоть он и считал их абсолютно бесполезными. Ведь благодаря пустой болтовне точно не научишься хорошо копать. На это Селена топала лапками и отвечала, что отец не понимает, как ей это важно. Ведь она уже многого добилась и стала первым ученым кротом. И об этом знал весь лес. И замуж она не пойдет, потому что ей не нужен в качестве мужа грубый и необразованный крот. Селена хотела любви, уважения, хотела, чтобы ее ценили, чтобы уважали, как личность. А не просто сидеть и воспитывать маленьких кротят в старых традициях. Отец на это отвечал, что так живут все, значит и она должна так жить. После этой фразы обычно вмешивалась мама, разводила их по разным комнатам и утешала мужа. А он ворчал, что книги испортили его кротенка, ведь до них она была послушной девочкой. Это все Златеника (так звали ее маму) виновата, потакала ее капризам. Сначала на поверхность вылезать чаще, чем положено, потом походы в библиотеку и вот теперь выросла ученая на его голову. Не хочет она за обычного шахтера! Да где это нюхано, чтобы юные кротики так противились традициям и воле родителей? Златеника же, хоть сама никогда не читала книг и не бывала в библиотеке, была мудрее своего мужа и считала, что ребенок, если он того хочет, должен развиваться всесторонне. Вдруг Селена и в самом деле изменит мир, особенно если ей в этом помогать и поддерживать.
  
  
  Златеника одна знала, что Селена теперь не только читает книжки, но и вместе с Фарамиром пишет совместную книгу о жизни кротов под землей и их обычаях. Их работа уже подходила к концу. Златеника гордилась дочерью, но мужу про это не рассказывала по просьбе самой Селены.
  
  
  Прошло еще какое-то время. Жизнеописание кротов под авторством Селены и Фарамира было издано небольшим тиражом и отправлено в библиотеку. Селена получила свой первый гонорар, и принесла несколько сосновых шишек домой. Но даже книга не обрадовала папу-крота. И то, что дочь стала писательницей, тоже. Даже больше, он был зол на то, что дочь открыла сокровенные, по его мнению, быт, уклад и традиции общества кротов для чужих. Но Селена не планировала на этом останавливаться. Она хотела написать еще несколько книг про кротов и слепышей, про их противостояние, исторические хроники событий в кротовьем обществе. Эта работа отнимала у нее много сил и времени: надо было ходить по соседям, узнавать интересные факты, а только потом передавать их Фарамиру. Поэтому книги писались очень медленно.
  
  
  Селена ломала голову, как сделать так, чтобы она могла писать сама. Она очень уважала, ценила и по-своему любила Фарамира, но не будет же она ему диктовать всю жизнь, а он всю жизнь записывать? Это невозможно. У мудрого ворона и без нее забот полон клюв. К тому же осложнялось все тем, что читать книги они могли только днем и в ясную погоду.
  
  
  А когда было пасмурно или рано темнело, они не могли продолжать работу. Библиотека тоже работала в ясные погожие дни, а зимой вообще не работала. Естественно, она не работала и ночью. Это огорчало Селену. К тому же она уже достаточно взрослая, чтобы просить Фарамира читать ей любовные истории. Да, он знает ее давно, да, она, по сути, выросла на его крыльях, но все равно это неловко. А уговаривать читать ей про медвежьих принцесс какую-нибудь ворону Селене не хотелось. К тому же в библиотеке было много обучающей литературы. Ведь если бы звери могли читать даже в темноте, то можно было бы открыть вечернюю школу. И тогда, вполне возможно, что гораздо больше кротят и слепышей смогли бы изучить большее количество профессий и стали бы полноценными членами лесного сообщества. Селена поделилась этой мыслью с Фарамиром. Он же ответил, что из кротов могли бы получиться хорошие аптекари и врачи, так как нюх у них намного лучше, чем у многих других зверей. Но для этого надо учиться, а в первую очередь уметь читать и писать. Замкнутый круг. Селена долго думала, и наконец ей в голову пришла идея, как придумать собственный шрифт для слепых и слабовидящих.
  
  
  Она знала из рассказов Фарамира, что текст наносится на кору специальными приспособлениями. Но, когда он наносится, на кору нажимают не сильно, и в коре используется только самый верхний слой. И она подумала, что каждую буковку можно составлять из точек, которые вдавливаются в кору. Но для этого нужна более толстая, прочная кора. Это нужно для того, чтобы незрячий зверь мог водить лапкой по этим вмятинам и понимать, что там написано. То есть читать не глазами, а лапами! Правда нужно, чтобы коры было много, потому что шрифт должен быть крупным. Чтобы каждая буковка читалась любым когтем. Да, читать такой шрифт быстро не получится, но зато такой шрифт можно читать не только слепым, но и другим зверям в полной темноте. А тогда можно будет по всему лесу отрыть вечерние курсы спасателей, аптекарей и других профессий. После того, как книги, которые Селена писала с Фарамиром, были закончены и изданы, Селена рассказала ворону о своей идее. Тот принял ее с радостью, и они начали разрабатывать первый букварь для слепых. А дома Селена старалась не появляться, пока там был папа-крот. Потому что папа по-прежнему считал, что его кротенок занимается дурью, а если бы он узнал еще и про шрифт, то наплевал бы на все и выдал дочь замуж за крота из другого леса. Чтобы и мыслей творить что-то подобное у этой чудачки не было.
  
  
  Златеника же, наоборот, узнав об идее дочери, обрадовалась и рассказала ей тайну папы-крота. Оказывается, когда Боромир был юным кротиком, он очень хотел стать спасателем, но ему отказали, потому что он был кротом и не умел читать и писать. И никто не собирался с ним возиться, учить правила вслух, давать инструкции по спасению других зверей и так далее. Это очень сильно подкосило Боромира, потому что он понял, что общество не принимает кротов и слепышей всерьез, не веря в их возможности. Поэтому он хотел уберечь дочь от такого же разочарования. После рассказа матери Селена с удвоенной энергией стала заниматься букварем. Вдруг ей удастся потом убедить отца научиться читать и писать. Он сможет читать руководства для спасателей и сможет осуществить свою детскую мечту. Руководителем спасателей ему, конечно, уже не стать, а вот рядовым, спасающим жизни зверей, вполне возможно.
  
  
  Через какое-то время букварь был готов. После букваря Селена вместе с Фарамиром перевела на кротовий шрифт еще несколько детских книжек, чтобы маленьким кротятам было легче учиться. Еще она обучила этому шрифту несколько молодых кротов и слепышей. С ней этих ребят познакомила ее мама. Фарамир же привлек к их общему делу еще несколько воронов, и дело пошло быстрее. Когда книг набралось несколько десятков, Фарамир пошел к главному библиотекарю, и тот выделил небольшую секцию для этих книг. Первые ученики Селены стали волонтерами в этой секции. Вот так и появился шрифт Кротайль и книги на нем.
  
  Бунт зверей в библиотеке или новое правило для сотрудников
  
  
  Прошло несколько месяцев с того момента, как в библиотеке появилась новая секция, а в школе стали проводиться занятия для желающих изучить кротовий шрифт. За это время у Селены появилась команда из нескольких лис, ворон и даже выдр. Им с Фарамиром стало легче, ведь теперь не нужно было все тащить на своих лапах и крыльях. А другие звери стали более терпимо относиться к незрячим членам звериного сообщества. Секция книг на кротовьем шрифте в библиотеке очень сильно разрослась. Теперь там была целая солянка из книг разных жанров, в том числе и справочная литература. Селене бы только радоваться, но...
  
  
  В один из дней к Селене пришел главный библиотекарь, которого звали Мартин. Он сказал, что очень благодарен Селене за ее вклад в развитие лесной литературы, но штатные сотрудники библиотеки недовольны, тем, что звери все реже стали просить обычные книги и им постоянно приходится обращаться к волонтерам, которые работают в специальной секции. Они чувствуют себя ущемленными, ведь они не знают этого специального шрифта. И еще они заметили, что библиотекарей-волонтеров звери стали уважать больше, и это их раздражает. Плюс ко всему звери теперь частенько оставались на библиотечной поляне допоздна, а иногда и на ночь. Из-за этого библиотекари вынуждены перерабатывать, а количество сосновых шишек в их лапах при этом не растет. Старые работники стали чувствовать себя менее нужными, а еще им жалко красивые книжки, которые мало кто берет. Селена была ошарашена. При чем тут она, ведь она хотела как лучше для лесного общества. А теперь ее косвенно, но обвиняют. Но Мартин заверил ее, что не собирается ее обвинять, а хочет попросить у нее помощи. Он хотел, чтобы Селена и ее ученики, в частном порядке, в свободное от переводов время, обучили бы его сотрудников новому шрифту.
  
  
  Селена сказала, что не может говорить за всех, и обещала, переговорив со своими помощниками, дать ему ответ через несколько дней. Она собрала свою команду, чтобы обсудить предложение Мартина. Многие из ее помощников согласились, но заметили, что они хотели бы обучить не только библиотекарей, потому что в других сферах этот шрифт тоже может пригодиться. Например при обучении аптекарей, спасателей, работников магазинов, врачей. А в идеале, в будущем, перевести все научные термины и их сокращения на кротовий шрифт.
  
  
  Селена схватилась лапками за голову. Ведь чтобы все это сделать, нужен новый лесной закон. Нужно идти к главному медведю и разговаривать с ним напрямую. Пока Селена не чувствовала в себе подобной смелости. Да и потом, ей все время вспоминалось, о чем твердил ее отец. Он всегда говорил, что они маленькие слепые звери, их дело - жить под землей и не лезть в большие дела леса. Хотя после рассказа мамы она понимала, чем это вызвано, но все равно старалась разговаривать с ним поменьше. Отец до сих пор считал ее действия глупостью и блажью.
  
  
  Мама лишь утешала, гладила Селену лапкой по голове и говорила, что папа в конце концов все поймет. Когда ей казалось, что дочь ее не слышит, она бормотала себе под нос, что отец Селены становится старым и недальновидным кротом. Селена только вздыхала и делала вид, что ничего не слышит. Она с головой погружалась в новые проекты. Например до того, как прилетел Мартин, они с Фарамиром начали переводить 'Властелина шишек' и уже перевели первую часть - 'Хранителей шишки'. Они уже хотели взяться за вторую, но это пришлось отложить на неопределенный срок. Селена была огорчена, ведь она очень любила эту трилогию.
  
  
  Хотя она понимала, что обучение библиотекарей это еще один шаг к принятию ее и ее сородичей лесным сообществом. Но здесь ее ожидал неприятный сюрприз. Все библиотекари встали в позу. Они не хотели учить новый шрифт, тратить на него свое драгоценное время. Они считали, что и так достаточно образованы и у них хватает работы. Ведь им и так надо делать очень много: восстанавливать книги, вести каталоги, следить за тем, чтобы не брали книги без читательского билета, чтобы книги возвращали вовремя, чтобы на читательской поляне не было шума, ссор и даже драк. Все это и так осложняло жизнь библиотекарям, а тут еще какой-то шрифт с глупым названием Кротайль от какого-то крота. И вообще-то кроты должны сидеть под землей и не высовываться. Пускай волонтеры по-прежнему этим занимаются, а у них своих забот хватает. Их и так уважают за их знания и умения.
  
  
  Селена была сильно удивлена. Библиотекари противоречили сами себе. С одной стороны, они говорили, что волонтеры ущемляют их достоинство и звери пренебрежительно к ним относятся. И тут же говорят, что у них все в порядке и этот шрифт им не нужен. Иначе как лицемерием это не назовешь. В итоге Мартину ничего не оставалось, как сократить часы работы библиотеки и библиотекарей, а в свободные часы, которые оставались в рабочие дни, сотрудники должны были изучать кротовий шрифт. Тем, кто не слушался он пригрозил увольнением. Звери скрежетали зубами, когтями, топали лапами, но им пришлось снова начать учиться. Обучение шло медленно, потому что чтение на кротовьем шрифте это не тоже самое, что чтение обычных букв. Нужно было запоминать количество и расположение вмятинок на каждой странице.
  
  
  В какой-то момент Селена отошла от занятий с библиотекарями и пошла на прием к главному медведю. Она понимала, что нельзя заставлять учиться новому только под угрозой увольнения. Надо что-то менять, иначе принимающее непохожих на других лояльное общество не построить. Перед тем, как пойти к главному медведю, Селена долго обдумывала, что и как ему скажет. Ведь от этого зависела не только ее судьба, но и жизнь всего леса.
  
  
  Главный медведь принял ее довольно быстро, и оказалось, что он наслышан о смелом кротике. Они долго разговаривали, обсуждали, как сделать, чтобы звери могли, а главное сами захотели выучить Кротайль. Старый медведь понимал, что зверям, а особенно библиотекарям нужен стимул. Медведь принял решение, что новый шрифт не является обязательным для изучения, но те, кто его будут знать и уметь им пользоваться, получат больше сосновых шишек чем те, кто его не будут знать. Некоторые профессии для незнающих новый шрифт будут закрыты. Но это будет их личный выбор, и никто не будет их заставлять. А еще он ввел новое правило: при хорошем владении Кротайлем незрячие члены лесного сообщества смогут учиться и работать на равных правах со зрячими. Например могут стать спасателями, аптекарями или врачами, а не только жить под землей и копать, копать, копать... Селена обрадовалась тому, что глава леса настолько мудр и добр, и заботится о благе своего леса. На что он ответил, что если бы не было таких кротиков, как Селена, любознательных, открытых миру, трудолюбивых, то все его усилия пошли бы прахом.
  
  
  Где-то через полгода Кротайль учили везде, и книг на нем стало очень много. Библиотекари перестали раздражаться, ерничать, потому что они стали получать больше сосновых шишек. И некоторые из них оказались вполне приятными зверями, просто им было тяжело привыкать к новому. А еще через какое-то время кроты и слепыши стали работать не только под землей. А отец Селены наконец осознал, что дочь делает благое дело, а произошло это после того, как сын его друга стал работником аптеки. Боромир понял, что это случилось благодаря Селене, и теперь он поддерживал ее во всем. А также кротик наконец-то смогла закончить перевод 'Властелина Шишек'. Теперь в ее планах был перевод еще более масштабных циклов.
  
  Новая функция библиотеки или появление профессии 'Чтец'
  
  
  С момента бунта библиотекарей прошло три года. В эти три года в лесу все было спокойно и мирно, не случалось каких-то глобальных конфликтов. Селена все так же занималась переводами любимых книг на Кротайль. Ее папа больше не заговаривал о ее замужестве, да и не было у него времени на это. Ведь он исполнил свою давнюю мечту, выучился на спасателя и работал теперь в бригаде спасателей. Боромир очень уставал на новой работе, впрочем, как уставал и на старой. Но, тем не менее, он был счастлив. Ведь теперь он чувствовал себя полноценным членом лесного сообщества. Селена была очень рада за папу и очень им гордилась. В общем, в семействе кротов царило взаимопонимание, тепло и уют.
  
  
  Селена со своей новой напарницей-выдрой очень долго переводила один из своих любимых циклов - 'Великую медвежью кровь'. Перевод шел медленно из-за того, что книги были очень объемными, а кротовий шрифт не предполагал быстрого письма. Время от времени Селена прерывалась и навещала своего старого друга и учителя Фарамира. Тот в силу возраста уже не занимался переводами, да и от преподавания почти что отказался. У него остались только немногие частные уроки. Селену очень сильно беспокоил тот факт, что мудрый ворон постепенно теряет остроту зрения, потому что он становился все более раздражительным и замкнутым. Она-то привыкла с этим жить, так как была такой с рождения и ничего поделать с этим не могла, а для него это было большой проблемой. Чем чаще она приходила к нему в гости, тем больше у нее закрадывалась мысль, что таких птиц и зверей, как Фарамир, достаточно много. Некоторые из них начинают терять зрение с возрастом, другие из-за травм. Селена настолько привыкла воспринимать старого друга сильным, умеющим и знающим все, независимым, что нынешнее положение старого ворона ее очень огорчало. И она все чаще задумывалась, как помочь таким, как он. Ведь она так долго была зациклена на тех, кто не видит с рождения, что забыла, что другим, возможно, тоже нужна помощь.
  
  
  
  Все, что ей пришло в голову, это попросить главного библиотекаря сделать хотя бы одну или две новые читательские поляны. На них тем, кто уже или еще не мог читать сам, читали бы книжки вслух. Когда она закончила перевод 'Великой медвежьей крови', у нее появился повод для встречи с главным библиотекарем. Мартин очень обрадовался Селене, стал расспрашивать, как дела. Она рассказала про переведенный цикл, о том, что ее команда так же продолжает работать. А еще рассказала про свою идею организовать чтение вслух. Мартину эта затея понравилась, он посчитал ее вполне здравой. Но он предложил не ограничиваться только незрячими. Ведь в лесу есть большие звери, которые не могут переворачивать страницы и маленькие звери и птицы, которым обычное чтение тоже не подвластно. Мартин пообещал поговорить с главным медведем. На этом они и разошлись. Главный медведь разрешил использовать соседние поляны, и через некоторое время в библиотеке появились еще две читательские поляны, а у библиотекарей вдвое больше работы. И тут возникли новые проблемы.
  
  
  Дубовые листки для читательских билетов стали дефицитом, они быстрее приходили в негодность. Иногда на поляны набивалось очень много разных зверей и птиц, так что было буквально не продохнуть, и каждый из них хотел послушать книги разных жанров. Причем сразу, прямо сейчас. Это порождало конфликты и даже стычки. Особенно между лосями. Они сцеплялись рогами и мешали другим слушателям. Развести их могли только скунсы, но проблема была в том, что после работы скунсов с поляны убегали все. А потом на эту поляну невозможно было прийти несколько дней. На детской поляне все обстояло еще хуже. Малыши готовы были искусать друг друга, если одним нравились одни книжки, а другим другие. Один библиотекарь не мог уследить за всем на поляне. В итоге какой-нибудь из малышей был искусан, а когда приходила его мама, то начиналась уже разборка мам, и дело принимало совсем скверный оборот. Каждая мать считала правым своего ребенка.
  
  
  Библиотекари хватались за голову, скрежетали зубами, топали лапами, но не все они были крупными зверями и разнимать повздоривших читателей и мам маленьких читателей не могли. Вдобавок ко всем бедам оказалось, что маленький звереныш по неопытности может испортить книжку маленькими коготками или зубками, пока библиотекарь читает для всех другую детскую книжку. К тому же некоторые читатели, которые забирали книги на дом, почему-то перестали их возвращать. А правил по возвращению книг не было, раньше все было на совести зверей. Теперь же некоторые из них совсем распоясались. К тому же в библиотеку стали поступать письма от некоторых зверей, которые не могли посещать чтения, потому что у них было не только слабое зрение, но и слабые лапы и крылья.
  
  
  Главный библиотекарь Мартин от всех этих проблем стал долбить клювом по дереву и говорить, что скоро он вместо совы станет дятлом, если все это продолжится. За голову схватились и команда Селены, да и сама Селена. Они узнали об этих проблемах от Мартина и понимали, что если так будет продолжаться, то главный медведь просто топнет лапой и закроет библиотеку. Ведь нет библиотеки, нет и проблем. И тогда весь труд Селены, ее команды, вклад Фарамира в ее образование, его помощь - все это ворону под крылья. Селена не могла такого допустить, она не могла подвести Фарамира, не могла подвести родителей, ведь папа только-только начал в нее верить. Она несколько дней топала лапками, несколько дней рыла тоннели под землей, туда и сюда. За эти дни она создала сложную систему переходов. Оказалось, что рытье очень хорошо прочищает мозги и упорядочивает мысли. В итоге Селена додумалась, как решить все проблемы разом и пошла к главной сове Мартину, который почти стал за это время дятлом. Во-первых, она сказала, что надо заменить дубовые листочки, которые использовались, как читательские билеты, на маленькие речные гладкие камушки и на этих камушках начертить простой символ, который будет являться пропуском в библиотеку. Камушки и зверям, и птицам носить будет легче, к тому же они почти не портятся. Во-вторых, она предложила за порчу и задержку книг брать с нерадивых читателей штраф сосновыми шишками. Это, конечно, не идеальный, но выход.
  
  
  Нужно, чтобы появилась отдельная профессия - чтец, это разгрузит библиотекарей. Чтецами могут стать крупные животные: волки, лисы, медведи. И чтецы наравне с библиотекарями будут получать свои сосновые шишки. Будут чтецы для полян и те, которые будут ходить по лесу и читать для отдельных зверей в их норах и гнездах. Путаницу с желаниями читателей можно решить таким образом: создать тематические каталоги и в каждый определенный день устраивать тематические чтения. Кстати, это уменьшит количество слушателей на поляне, и конфликтов будет меньше. Мартин выслушал Селену, потер крылом клюв и сказал, что Селена спасла его от полного превращения в дятла. Также Селена заметила, что для тех зверей, у которых есть проблемы со здоровьем, можно делать цену за чтение на дому минимальной, чтобы они могли себе это позволить. Мартин снова полетел к главному медведю.
  
  
  Они обсудили все предложения Селены, и вовремя, потому что старый мудрый медведь устал от проблем и действительно хотел закрыть библиотеку. Но предложения Селены заставили его изменить его решение. И где-то через полгода в лесу опять настал мир и покой. На читательских полянах больше никто не ссорился, библиотекари больше не хватались лапами за голову, чтецы исправно выполняли свою работу. В лесу почти не осталось необразованных зверей. И Селене больше не приходилось рыть тоннели в поисках сложных решений. Фарамир же снова стал общительным вороном.
  
   Еще много-много лет библиотека существовала в этом лесу. Но пришел день, когда она закрылась. Звери перестали читать книги, и все вернулось к тому, с чего когда-то начиналось. Но память о библиотеке, Селене и ее друзьях осталась жива. И птицы из клюва в клюв по-прежнему передают эти истории. Так они попали ко мне, а я решила рассказать их вам. Может быть, эти истории когда-то были правдой, а не сказками?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"