Аннотация: У меченого на лбу число человеческое - 666
/ 41 глава /
Надо сказать и это интерес-ный факт, что я начался как читатель в своей жизни с еврея и потом уже на закате моей интеллектуальной жизни я закончился как читатель, тоже благодаря еврею. И вот как это произошло.
После армии я учился в ташкентском театральном институте ( В том же институте, который закончил Леонид Броневой, Ткачук из Сатиры, Рецептор из БДТ)
Институт был уникальным. Нам преподавали педагоги высланные Сталиным из Москвы и Ленинграда как слишком умных. Выслали поднимать узбекское искусство. Например наш педагог по актерскому мастерству и режиссуре была прямая ученица Станиславского. Кстати она училась на одном курсе с Товстоноговым. Преподаватель диалектики Гегеля и эстетики Гегеля ( два раздельных предмета) Никифор Иванович Качиновский, знавший пять иностранных языков. Он читал в оригинале " Моя борьба" Гитлера" Так же читал в оригинале: Шекспира, Гете, Сартра, Камю и Тд. В институте нам преподавали: русскую драматургию, русскую литературу и русский театр. Так же преподавали: зарубежный театр, литературу и драматургию.
Лучшие умы, выслынные Сталиным из двух столиц: северной и центральной.
На первом курсе мне негде было жить и меня взяла к себе домой Галина Петровна Русцекая ( она была актрисой народного театра при доме офицеров в Ташкенте, там мы и познакомились) Она была старше меня и заменила мне мать. Я жил в ее доме с ее матерью, и учился в театральном институте. До этого времени я мало читал книг, я их почти не читал. И когда я спрашивал ее о чем-то она постоянно отсылала меня к Советской энциклопедии
" мол прочитай там ответ" Она учила меня самому постигать науки. И вот как-то она посоветовала мне начать читать книги. Я согласился. У нее в шкафу были собрания сочинений в томах знаменитых писателей. И Леон Фейхтвангер лежал на полке. Галина Петровна вытащила из шкафа одну из книг Фейхтвангера и сказала
" Начни свою жизнь читателя с этой книги" Я открыл книгу и прочитал название -
" Испанская баллада" я прочел ее залпом. Потом прочел все его романы. Затем я прочел все главные пьесы Шекспира. Потом Гете, Толстой, Достоевский, и многих других гениальных писателей.
Прошло много десятилетий. Я уже был много лет эмигран-том. Меня больше не интересовали писатели и к
их книги. Уезжая в эмиграцию мы взяли несколько дорогих нашему сердцу книг. Лично я захватил Гаршина, еще несколько книг, Достоевского и Кафку. И вот в один час я стал искать в шкафу что-то и случайно наткнулся на сборник основных произведений Каф-ки. "Вот что меня еще интересует!" - Сказал я сам себе. Я читал раньше Кафку, но через сорок лет, читая все его притчи, рассказы и романы, я заново открыл для себя близкого мне, по духу писателя. Моим любимым рассказам Кафки стал " Нора" о жизни крота. В герое кроте я узнал себя, свою эмигрантскую жизнь. Я даже пьесу написал для одного актера под названием
" Двойники" и сыграл ее как моно спектакль в театре кафе
" Черное солнце" в Йоханне-сбурге.
Вот такие дела: начало моей читательской жизни - это Фейхтвангер - конец - это Кафка.
Ну а теперь начну главную тему этих двух глав и отвечу сам себе на вопрос: если я талантливый актер, то почему не знаменитый на всю страну, как другие актеры ( надо было добавить: московские и ленинградские)
У Фейхтвангера в романе
" Еврей Зюсс" главный герой романа, естественно Зюсс восклицает кому-то " Библия говорит " Не прилепляйся душой своей ни к кому" И в другом месте так же восклицает Зюсс " Надо идти к высотам равнодушия!"
Равнодушие. Меня с детства преследовало это равнодушие; типа - мне все равно! Сначала говорит эти слова - " Мне все равно" смешной человек у Достоевского, затем ему вторит посторонний у Камю.
Как у Ницше " Если ты долгое время смотришь в бездну, то бездна начинает присматриваться к тебе" Если ты говоришь жизни что тебе все равно, то жизнь начинает говорить тебе в ответ " Я безразлична к твоей судьбе. Мне все равно"
Мне всегда было все равно: получу я хорошую роль в театре или не получу. Но всегда получал. Мне было все равно; буду я продолжать работать в театре или выйду из него и навсегда. В конце концов я ушел из театра и на второй день уже его не вспоминал. Теперь вы понимаете, что слово " карь-ера " для меня было пустым звуком. Я не достигал высот равнодушия, я родился на высоте равнодушия. Но над своими ролями я работал до самозабвения. И все чем я занимался в жизни я делал с вдохновением. И в тоже время мне было все равно. Как это во мне уживается?! Как это уживается в других людях похожих на меня характером? Много раз я сталкивался с такой ситуацией, при которой моя судьба могла повернуться на сто восемьдесят градусов в удачную ( с точки зрения нормальных людей) сторону, но!.. Но я: или опоздаю на какую-нибудь встречу, или вообще не приду, или откажусь, или не придам значения, или забуду, или не поздороваюсь с нужным человеком... Делать карьеру - это труд. Это постоянное напряжение. Есть такая книга " Режиссура, как практическая психология" Автора Ершова. Там разбирается два типа борьбы человека: деловая и позиционная. Например - мы с одним приятелем, моим коллегой, актером ( это пример придуманный мною) идем в гости к известному кинорежиссеру. Мы ведем себя по разному в гостях: моя задача использовать мой приход в своих целях - узнать больше о мастерстве режиссуры и актерского мастерства. Мой приятель пришел в гости к знаменитому режиссеру делать карьеру. Его задача понравиться режиссеру. И все подчинено этому. Все его поведение, все разговоры, вопросы, ответы, все - подчинено одной сверх задачи: выиграть у меня позиционную борьбу и получить хорошую роль. Все актеры театра " Табакерка" а потом те же актеры, но уже театров - Современник и МХАТ научились блистательно, везде, в любых условиях играть роль в жизни, мастерски вести позиционную борьбу. И этому научил их Олег Табаков. Ему принадлежит фраза: " Надо овладеть искусством - жить"
Прошло много времени с тех пор, когда создавались в Москве театры-студии: Табакерка, У Никитских ворот, Юго западная, На досках, Спесивцева. Я тоже создал театр-студию " В подвале" на Красной Пресне. Но поставил только " Красный цветок" Гаршина и послал все к черту, и уехал в эмиграцию. Кто же выиграл из нас: Мошков или я? Что же толкнуло меня бросить все и совершить побег из страны в 1990 году? За месяц до прихода к власти Горбачева ( я уже жил тогда в Москве, в своей квартире в Чертаново) сидя на кухне ночью я повернул голову в сторону окна и увидел в ночной мгле голову Горбачева. Только его голову. И лицо. И увидел, что на меня смотрит человек, у которого на лысом лбу было написано число, в виде родимого пятна - и это было число человеческое - 666!
/ 42 глава /
Хочу закончить тему Горбачева. Я потом расшифрую необходимость иногда в своем повествова-нии касаться политики. Тема Горбачева сомнительная. Многие хвалят его за то что он открыл границу для свободной эмиграции и многие благодарны ему за это. Скажу сразу что по поправки в конституции Америки Винником и Джексоном получили возможность эмигрировать в основном евреи. Остальным немногим приходилось импровизировать, манипулировать, на пупе вертеться, чтобы доказать в посольствах: западных и в американском - невозможность дальше проживать в тоталитарных странах в связи с бесправием и рабским существованием. Один мой знакомы ( русский) объявил в Шведском посольстве что его хозяин по работе плюнул ему в лицо. Не помню как он доказал послу что получил плевок в лицо, но убежище ему дали. Моя жена имела отношение к еврейской национальности
( по папе) и поэтому мы подали прошение в голландское консульство и вскоре получили приглашение приехать семьей в Кибуц. Но только как эмигранты, а не беженцы.
В Израиле я не мог устроиться на работу пока мне не поменяли отчество - с Ивановича на Юхананович. Меня приняли на работа и я даже в синагогу в хор устроился петь, но не надолго - мои бывшие соотечественники быстро рассказали местным гражданам, что я Иванович. Меня уволили с работы и отказали петь в терцию в синагоге. После мы скоро уехали из Израиля в настоящую эмиграцию, где живем и по сей день. В 1996 году я написал книгу " Испо-ведь эмигранта" как мне казалось в юмористическом ключе. Написал и положил ее в стол. Мне было все равно; будут ее читать или нет. Из своей шкуры постороннего не вылезешь. Покажу самый конец главы " Меченый" из моей книги. -
" Много лет спустя, я приехал в Ставрополь из Москвы, работать в местном драматическом театре. Мне надо было повысить актёрскую ставку/ Горбачёв доживал здесь последние дни./ Город встретил меня радушно и весело. Здесь до сих пор радуются любому новичку. Тем более если он приехал сюда работать не временно а постоянно.
Поселился я в гостинице и тут началось!.. Стук в дверь. Открываю... Вбегают!... Если вы не читали роман Кафки
" Замок" и не знаете о двух персонажах из этого романа - " Помощников", вы меня не поймёте. В номер ко мне, вбегают пляшущие человечки и с ходу набрасываются на меня, с провокационными восклицаниями. "Коммунизм дрянь!.. КГБ - дрянь!.."... И смотрят, как я реагирую. Да так откровенно! В злорадном ожидании смотрят на меня все, с блокнотами и авторучками. Уже готовые строчить донос.
" Кузница кадров!" - Как назвал город Ставрополь один мой знакомый режиссёр. И он был прав. Потом, все эти кафкинские помощники, переехали в Москву, по вызову Горбачёва и устроились там заведующими отделов Горкома, Райкомов, ЦК компартии, КГБ.
В одну ночь мне не спалось и я решил погулять по улицам города.
Весь народ Ставрополя, обменивался фантиками
( рублями) В самом центре города, бурлила и кипела жизнь! Все очень важные здания, с очень важными ведомствами располагались вокруг огромной площади: Ставропольский, краевой комитет партии, горком партии, райком, облисполком, местный КГБ, драматический театр им. Лермонтова,/ где я служил/ милиция, суд, тюрьма, стадион и какой-то завод, чего-то выпускающий...
Площадь служила местом передвижения. Раньше Горбач передвигал с места на место неодушевлённые предметы, делая вид что он ужасно трудится в поте лица своего, сейчас он передвигал, людей.
Некоторые работники обкома, переходили площадь и поступали на работу в КГБ. Из КГБ, некоторые переходили на работу в милицию. Из администрации завода, люди переходили в тюрьму, как заключённые, а из тюрьмы, некоторые люди переходили в облисполком в качестве инструкторов. Некоторые административные люди из театра, устраивались на работу в администрацию стадиона, а работники стадиона, переходили в краевой партийный центр. Из райкома партии, некоторые перемещались в тюрьму, а на некоторых людей из КГБ, заводились дела в краевой прокуратуре/ которая тоже была в этом круге зданий/ и все папки с их преступлениями, передавались в суд. Из здания суда, люди перемещались в тюрьму, а администрация драматического театра, переходила в распоряжение, краевого КГБ... Но всё это происходило днём, а ночью... Смысл слова " Профес-
сия" потерял всякое значение. И так же слова - " призвание, талант, интеллект, духовное развитие и многие..." так же перестали иметь какое-либо значение. Время остановилось. И это произошло не только в дневное время, но и в ночное.
Но ночью была совсем другая деятельность на площади. Ровно в полночь из всех зданий выходили чёрные силуэты людей и кучковались на этой самой площади. Начиналась ночная торговля. Торговали всем чем можно. Рыбой, раками, газированной минеральной водой, чёрной и красной икрой. Лошадьми, тракторами, самосвалами, кошками, собаками, молодыми девушками, родственниками, различными честями человеческих тел... Подкупали друг друга, угрожали, шантажировали, давали и брали взятки, отстреливали своих врагов и всех подряд... Но к утру разбегались по своим зданиям.
Как-то очень поздно ночью , мне не спалось и я решился еще раз пойти на эту площадь и развеяться от тревожных мыслей. Меня посетили страшные ночные предчувствия. Пришёл и разговорился с одним типом. Из разговора с ним я узнал что через пол часа с местного аэродрома вылетает самолёт в Москву на борту которого будет находиться Михаил Горбачёв. Из разговора я так же узнал, зачем он летит в Москву. Он летит туда для того чтобы стать лидером всей страны! Я пришёл в ужас! Ведь я знал, что он сделал со Ставрополем! Что теперь? Теперь он будет это делать со всем Советским Союзом?! С Россией?!... Я выхватил из кармана перочинный нож и побежал в сторону аэропорта. Когда я прибежал туда самолёт уже взлетел! Я бегал по аэропорту и кричал!
- " Зачем вы его выпустили из этого долбанного Ставрополя? Вы понимаете, что теперь он сделает со всей страной?"
Надо мной все смеялись! Издевались! О Горбаче говорили, как о надежде человечества!.. А я продолжал им кричать. " А вы видели его лоб? Там же чёрным по белому написано - "666!"... Число дьявола!... Видели? Он, сам, об этом может не знать!.. Но мы-то видим это число на его голове!"...
Я в ужасе пошёл прочь из аэропорта. Я брёл по улице и вдруг остановился. Я услышал страшные, жуткие звуки. Я слышал раньше эти звуки. И я слышал их в кино. В американском фильме
" Дракула" Копполы. Эти звуки звучали тогда в фильме, когда Дракула приближался на корабле к Америке. Сейчас я слышал такие же ужасающие звуки. Я знал, что означают эти зловещие звуки! -
Это Михаил Горбачёв - " МЕЧЕНЫЙ " приближается к Москве!"
Как там во французском старом фильме " Три мушкетера "
" Только без имен! Умоляю вас Бильмочка - Только без имен!"
Только без политики! Умоляю тебя Федор - только без политики! Все! Пока-пока.