Тетрадь седьмая Дневник Тринадцатого Императора
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Эта тетрадь, краткое подведение итогов моего первого года работы на посту ЕИВ. Что-то получилось, чему-то ещё время не пристало. Беспокойство вызывает молчание Никиты и Андрея. Сами понимаете если в дневнике будет одно написано, а в "жизни" другое?! Если кто знает, почему ребята молчат, напишите пож., это и от их величества просьба! Очень жду ваших замечаний и пожеланий!
|
Тетрадь седьмая Дневник Тринадцатого императора
(конец 1864 года)
Историческая справка
Евгений Иванович Алексеев (13 мая 1843 -- 27 мая 1917, Ялта) -- российский военный и государственный деятель, внебрачный сын Александра II[1]. Окончил Морской кадетский корпус (1863). После окончания корпуса начал службу в 4-ом флотском экипаже и отправился в трёхлетнее кругосветное плавание на корвете "Варяг". Вернувшись на родину, был произведён в чин лейтенанта и переведён в 1-й флотский Его Императорского Высочества генерал-адмирала экипаж с назначением флаг-офицером к начальнику отряда судов в греческих водах , адмиралу Бутакову. Участвовал в ряде дальних плаваний, совершил три кругосветных похода. С 1903 г. -- наместник Его Императорского Величества на Дальнем Востоке. В этой должности проявлял крайнюю враждебность к Японии, поддерживая стремление русских промышленников утвердиться в Корее и подготавливая разрыв с японским правительством. 28 января 1904 г. был назначен главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке, после гибели адмирала С. О. Макарова до 22 марта непосредственно командовал Тихоокеанским флотом. Был награждён орденом св. Георгия 3-й степени. Целый ряд крупных поражений русской армии заставил правительство отозвать Алексеева с занимаемой им должности главнокомандующего: 12 октября 1904 г., после поражения на реке Шахе, он уступил место главнокомандующего генералу Куропаткину.
Севастополь после 1856 ....
В течение 15 лет после войны город не восстанавливался. В это время процветал феодосийский порт, бурно росла торговая Одесса, начинал развиваться ялтинский курорт, находила свое место Евпатория. А Севастополь лежал в руинах, брошенный и никому не нужный. Здесь обитало несколько сот человек, которые кормились тем, что показывали туристам величественные руины русской твердыни. И херсонесские заодно. Значение города понизилось настолько, что его включили на правах заштатного города в состав Ялтинского уезда Таврической губернии.
Диков Иван Михайлович 1833 года рождения-- русский адмирал (1905), генерал-адъютант (1906), морской министр (1907-1909). На службе с 1854 года, участвовал гардемарином в Севастопольской обороне, за которую награжден знаком отличия Военного Ордена 4 степени и медалью.
В чине капитан-лейтенанта принимал участие в русско-турецкой войне 1877--1878 годов, командуя флотилией, которой поручено было открыть наступательные действия к Сулину. Пройдя 28 июля 1877 года из Одессы в Килийский рукав Дуная с пароходом "Опыт", двумя шхунами, двумя плавучими батареями (баржами) и четвёркой минных катеров, блестяще выполнил данное ему ответственное поручение.
Максутов Павел Петрович 1825 года рождения. Образование получил в Морском кадетском корпусе, в который поступил 16 марта 1838 года; 10 января 1840 года был произведён в гардемарины. В 1840 и 1841 годах совершал практические плавания по Балтийскому морю на фрегатах "Кастор" и "Александр Невский". По окончании основного курса наук, был оставлен при офицерском классе Морского корпуса; 1 января 1841 года был произведён в мичманы (со старшинством от 22 декабря 1841 года).
В 1842--1846 годах ходил на разных кораблях по Балтийскому морю. В начале 1847 года был переведён на Черноморский флот. В 1863 году Максутов был назначен градоначальником Бердянска и командиром Бердянского порта, 1 января 1866 года он получил чин капитана 1-го ранга. 19 апреля 1876 года Максутов получил новое назначение -- градоначальником Таганрога, 16 апреля 1878 года он был произведён в генерал-майоры флота (22 января 1879 года переименован в контр-адмиралы).
Богдан Александрович фон Глазенап (Готлиб Фридрих, нем. Gottlieb Friedrich von Glasenapp; 1811, Лифляндская губерния -- 1892, Висбаден) -- адмирал (1869), генерал-адмирал (1858), вице-адмирал, генерал-адъютант, член Адмиралтейств-совета, агент Морского министерства в Швеции, Норвегии и Дании (1855--1856), собиратель материалов по истории флота XVIII-XIX веков. В 1858--1860 -- командир порта и военный губернатор в Архангельске.
В 1860--1869 -- главный командир Черноморского флота и военный губернатор Николаева. По его ходатайству высочайшим повелением с 1 июля 1862 года был открыт Коммерческий порт для захода иностранных судов с открытием таможни 1-го класса, а город -- для приезда и жизни иностранцев. В связи с этим в городе были учреждены иностранные консульства.
Шмидт Владимир Петрович 1827 флотоводец родоначальник морского десанта -- русский адмирал, участник Крымской войны, герой обороны Севастополя, участник Русско-турецкой войны (1877--1878), старший флагман Балтийского флота.
Командующий Практической эскадрой Балтийского флота. В том же году в качестве командующего эскадрой участвовал в эксперименте по высадке десанта, проведенном на Балтике. Возможность десантирования на незнакомое побережье была проверена в ходе маневров 15--16 июля, когда на судах практической эскадры контр-адмирала В. П. Шмидта были доставлены из Биоркэ и высажены у Каравалдая пехотной полк, полуэскадрон и батарея полевой артиллерии.
Эсмонт Михаил Самойлович 1830 русский контр адмирал Службу начал 20 июня 1846 г. юнкером Черноморского флота и до производства в мичманы плавал на бомбардирском судне "Перун" и корабле "Три Святителя". Произведенный 3 апреля 1846 г. в мичманы, с переводом в Балтийский флот, Эсмонт в течение двух следующих лет плавал на кораблях: "Император Александр I", "Смоленск" и "Бородино", а затем снова был назначен в Черноморский флот и до осады Севастополя находился на транспортах "Кубань", "Балаклава", корабле "Гавриил", шхуне "Забияка" и корабле "Святослав". С началом осады Севастополя Эсмонт был назначен в состав его гарнизона, и находился в нём до самого конца осады, при чём за не раз выказанные храбрость и военные отличия был награждён орденами св. Анны 4-й степени с надписью "за храбрость", св. Анны 3-й степени с мечами и св. Станислава 3-й степени с мечами, а 15 апреля 1856 года. произведен был в лейтенанты. Эсмонт ходил по Бугу и Днепровскому лиману, при чём 1 января 1879 г. был произведен в капитаны 1-го ранга, и после этого оставался на службе уже недолго. 28 апреля 1880 г. он был произведен в контр-адмиралы и вышел в отставку.
Зейме Рудольф Антонович 1830 русский генерал военный инженер. Родился 17 июня 1830 года в Курляндской губернии, воспитывался в Инженерном училище, куда вступил 19 августа 1844 года, и по окончании курса наук 13 июня 1848 года произведён был в полевые инженер-прапорщики, с оставлением в офицерских классах. Через два года, окончив блистательно курс, он был 24 июля 1850 года произведён в подпоручики и за отличные успехи в науках занесен на мраморную доску.
23 апреля 1861 года произведён в капитаны. Состоя в этой должности, Зейме был командирован для указания войскам работ на вновь устраиваемой железной дороге между Красным Селом и Красносельской станцией Петергофской железной дороги и назначен посредником между управлением железной дороги и войсками, причём за успешное ведение дела и за сохранение здоровья нижних чинов получил благодарность в приказе корпуса.
30 августа 1862 года Зейме был произведён в полковники и 26 января 1863 года назначен вице-директором Главного инженерного управления, а 27 марта 1866 года получил чин генерал-майора и 30 марта был переименован помощником начальника того же управления. Исполняя эту должность в течение 10 лет, он участвовал почти во всех преобразованиях, состоявшихся за этот период времени в нашем инженерном ведомстве как по части технической, так и по хозяйственной.
Мельников Александр Васильевич 1827 минёр. Во время геройской обороны Севастополя Мельников был штабс-капитаном, командиром 2-й сапёрной роты 4-го сапёрного батальона. Первое боевое крещение Мельников принял в сражении под Инкерманом 24 октября 1854 г., где обратил на себя внимание своим мужеством. С 26 октября по 8 декабря 1854 г. находился с ротой на Инкерманских высотах на постройке батарей. Орден св. Георгия, по словам орденской грамоты, Мельников получил за то, что, кроме неустанных трудов по ведению мин в ночь с 17 на 18 января, открыв неприятельского минёра, с неустрашимостью дал ему приблизиться до 2-х саженей, зарядив нашу мину, и 22 января удачным камуфлетом разбил неприятельскую галерею на значительное расстояние, что весьма замедлило работы атакующего против 4-го бастиона.
В минах Мельников жил в небольшой подземной нише, выделанной сбоку потерны, соединявшей контр-мины с внутренностью бассейна. После падения Севастополя и окончания Восточной войны Мельников продолжал службу в своём батальоне и впоследствии был командиром 5-го понтонного полубатальона и в 1875--1877 гг. командиром 97-го пехотного Лифляндского полка.
Попов Андрей Александрович
Андрей Александрович Попов (22 сентября (4 октября) 1821, Петербург -- 6 (18) марта 1898, Петербург) -- русский флотоводец, кораблестроитель, адмирал.
1830 -- Морское отделение Александровского корпуса.
1838 -- Закончил Морской кадетский корпус с присвоением чина мичмана и зачислением в 32-й флотский экипаж (Черноморский флот).
Командир парохода "Метеор" (вспомогательного крейсера Черноморского флота).
1853 -- Командирован в Константинополь для собрания сведений о вооружении Босфора и близлежащих к нему укрепленных мест по Черному морю и Дунаю до Рущука.
1853--1856 -- Участвовал в Крымской кампании.
1853--1854 -- Командуя пароходами "Эльбрус", "Андия", "Турок", потопил шесть турецких транспортов.
Сентябрь 1854 -- Командуя в чине капитан-лейтенанта пароходом "Тамань", прорвался из блокированного Севастополя в Одессу и вернулся обратно с грузом для оборонявшихся.
1858--1861 -- Командующий отрядом кораблей на Тихом океане.
1861 -- Член Кораблестроительного и Морского учёного комитетов, ведал переделкой парусных судов в винтовые.
1862--1864 -- Начальник эскадры Тихого океана, во главе которой пришёл в Сан-Франциско (1863) во время Гражданской войны в США.
1865 -- Занялся научной работой, работал над созданием броненосного флота России.
Аккерман, прежние названия: Офиусса, Тира, Альба, Белгород (с 910), Белгород-на-устье-Днестра, Чаган-Балгасун, Четатя-Албэ, Монкастро (XIV-XV века), Аспрокастрон, Ак-Либо, Турис, Алба-Юлия, Вайсенбург, Нестерфегервар, Левкополис (Левкополь), Бармуния, Миле. Все эти названия относятся к городишке и одноименной КРЕПОСТИ устроенной на небольшом мысу. Сам Днестровский лиман вдаётся в сушу с юго-востока на северо-запад на 41 км, ширина 4--12 км, глубина 2,6 м.
Во время антитурецких военных компаний Белгород несколько раз попадает к русским: в 1770 году его завоёвывает после 10-дневной осады бригадир И. А. Игельстрем по поручению генерал-фельдмаршала графа П. А. Румянцева, а в 1789 году он захвачен без боя у Тайфур-паши донскими казаками под предводительством М. И. Платова (Матвею Ивановичу тогда было всего 23 года и он уже находился в чине полковника) совместно с бугскими казаками, посланными князем Г. А. Потёмкиным-Таврическим. В обоях случаях город был возвращён Порте: первый раз -- согласно Кучук-Кайнарджийскому договору 1774 года, а второй -- по Ясскому договору 1792 года. В компании 1789 года участвовал и генерал-майор М. И. Кутузов, который "командовал передовой конницей и частью донских казаков и находился сентября 13-го при истреблении неприятельского корпуса при Каушанах и потом при взятии крепости Аккерман и Бендер". В апреле 1790 года М. И. Кутузову было приказано оставить Бугский егерский корпус и отправиться в Аккерман, "принять там команду" и организовать разведку за перемещением турецких войск и судов.
В 1806 года в Белгород вошёл корпус под командованием герцога А. Э. Ришелье. По одним источникам, на переговоры к туркам был послан майор Ловейко, а по другим -- инженер генерал-майор Е. Х. Ферштер с казачьим атаманом князем Кантакузеном. По Бухарестскому миру 1812 года, все земли, лежащие между Днестром и Прутом, отходят Российской империи.
Интенсивная строительная деятельность развёрнута здесь в 1807--1832 годах по инициативе русского военного командования. Причисленная к оборонительным сооружениям второй категории, крепость превращена в склад вооружения и место дислокации воинских подразделений. Её история как самостоятельного военного объекта заканчивается с её упразднением в 1832 году.
В 1857 году "Русского общества пароходства и торговли", им на Днестр был отправлен пароход "Братец", который также вынужден был отказаться от движения по реке. К тому же неутешительному результату привела попытка Поповича, сделанная в 1864 году с пароходом "Мария". В 1867 году было образовано князем Львом Сапегой пароходное общество, но первый же пароход, "Днестр", пройдя вниз по реке, был вынужден навсегда уйти в Чёрное море, а само общество распалось.
С начала работ в 1884 году и по 1893 год всего израсходовано на улучшение Днестра около 1 млн рублей, причём благодаря произведённым работам река стала доступна для буксирного и пассажирского пароходства, которое и не замедлило на ней развиться, а количество груза стало быстро возрастать и увеличилось в 4 раза.
Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) -- российская судоходная компания.
Основана в 1856 году. Первый директор общества и инициатор его создания - капитан 1 ранга Н.А. Аркас - был назначен правительством, которое также назначало половину членов правления и предоставило обществу заем на 20 лет. Основная сфера деятельности - торговое судоходство на Чёрном море. Акции компании котировались на Санкт-Петербургской бирже.
Тридцать девятая запись в дневнике ЕИВ Николая второго.
Это, наверное, самая нудная часть записей в дневнике. Здесь я подвожу итог своего царствования за первый год ношения короны. Нетерпеливые могут эту тетрадь просто опустить. После подведения итогов я буду строить планы на ближайшее будущее, а это ещё более скучное занятие, напоминающее гадание на кофейной гуще.
Всех Российских императоров и императриц, раздражали узкие, аки бутылочные горлышки Черноморские проливы. Эти горла легко перекрывались хитромудрыми островитянами Туманного Альбиона с помощью Султанов сопредельного к России государства. Каюсь, меня эта ситуация тоже не устраивает, но это не ближайшее будущее. Извините, увлёкся и отвлёкся.
Отвлекаться мне нельзя, хотя и говорят "...Ничто человеческое нам не чуждо...", но по большому счёту я нечеловек. Я император. Даже и Император, то я не совсем! Фу, ну вот опять запутался. Путаться мне тоже нельзя. Дед мой запутался и что? Посмотрите во, что город Севастополь превратился. Так ведь это ещё не всё и не все унижения. Каждый год надо подписывать совместные с "друзьями" бумажки о его состоянии. А сколько там кровушки нашей пролито? Потому и сижу, думаю. Дорого МОИ ошибки стоить будут. Нельзя мне ошибаться.
Великий мой пра-пра-прадед, большая умница, талант! Прорубил "окно в Европу", но по нынешним временам, я уж про ближайшее будущее молчу, то окно, что таже форточка (или горлышко) будет. Вот и выходит по моим размышлениям, что нужны ещё окна, да пошире чем те, что уже сделаны, это раз. Второе то, что уже сделано защитить надо и крепко-накрепко защитить!
Сейчас Муравьёв-Амурский с сотоварищами, налаживает города и порты в Восточной Сибири (заметьте, раньше туда каторжан ссылали, дальше просто некуда) а они за великое счастье и честь посчитали, что открытие такого "ОКНА" им доверили. Вот какие люди у меня есть!
К делам Сибирским мы ещё вернёмся, а сейчас за более близкие моря думать надо. Это значить Азовское и Чёрное.
Строить флот мне здесь нельзя, запрещено бумагами от 1856 года. Давай думать, что такое флот? Становимся на позицию наших "друзей", которые броненосцы осваивают, потому как отстала Россия, а они вперёд вырвались. Их броненосцы это сильно бронированные пароходы, с толщиной броневого пояса более 250 мм. Имеют эти пароходы водоизмещение 6000 тонн и более. Значит их военные агенты (так тогда атташе) обзывались, будут высматривать, что-то подобное и у меня. Вывод, таких кораблей строить не надо. Да и не по силам они мне. Экономика не позволяет. Ох, уж эта капризная и привередливая дама, я про экономику.
Что я буду строить, так что бы и силу для задуманного иметь и не очень было заметно.
- Сначала с расположением баз определимся:
Чёрном море.
- на Северо-западе будем использовать Аккерман.
- чуть Восточнее Сухой лиман.
- устье Буга. (Николаев)
- устье Днепра. (Херсон)
- полуостров (Керчь)
- Новороссийскую бухту. (Новороссийск)
- Очамчира (это Юго-Восточнее Сухума, в устье реки Моква)
Азовское море.
- устье Дона. (Таганрог)
- устье Кальмиуса (Мариуполь)
- побережье ( Бердянск)
- Что строить будем, пока на другой уровень экономического развития не поднимемся.
- Землечерпалки, баржи, буксиры (что бы фарватеры создать и поддерживать).
- Бронекатера или мониторы, это что бы на реках и на прибрежных участках преимущество
было. Для поддержки десанта, очень, полезны.
- Самоходные понтоны и средства переправы.
- Десантные корабли (пока только малые).
- Минные заградители и тральщики.
- Госпитальные суда, катера естественно, для эвакуации раненных.
- Бутафорские средства, я про маскировку говорю.
- Что строить будем, что бы утопить броненосный флот противника?
- Торпедные катера.
- Подлодки.
- (Воздухоплавательные средства. Тсс. Ша. Тише, нет их ещё ).
Сначала определимся с главным кораблестроителем. Андрей Александрович Попов, тут будет главным. Написал, а сам ещё не уверен. Всё вспоминаю "Поповки", это так круглые броненосные плавучие батареи назывались. Свойство у них интересное было, вращаться после выстрела. То не критика в адрес адмирала, то рассказ, как она морская наука нам доставалась. Надо будет вместе с Бутаковым, свозить Андрея Александровича на Ладожский полигон. Всё ему там показать, рассказать и объяснить. Он как раз в самом конце 1864 года с Тихого океана вернётся. Строить же ему я повелю не броненосцы, а лидеры. Лёгкие крейсера с тем новым вооружением и энергетикой, которую сейчас создаём.
Есть ещё один адмирал у меня, Аркас Николай Андреевич. Он инициировал создание РОПиТ на Чёрном море. Наши "друзья" долго устав того пароходства изучали, но ничего супротив обязательств 1856 года не нашли. Теперь у пароходства уже несколько своих пароходов есть. Николай Андреевич новые суда строит, что бы объёмы перевозок увеличить. Хорошие пароходы с импортными машинами. Я, правда, малюсенькое дополнение внёс в их конструкцию. От миделя до кормового среза по обоим бортам две узкоколейки из рельса Р-13 положены. Если особо не присматриваться, то совсем их не видно. По таким рельсам очень удобно якорные мины катать, а зачем, ну это сами догадаетесь.
Крепость Аккерман на Днестровском лимане с 1832 года превращена в склад вооружения. Так в бумагах отмечено. Представляю себе, какие там раритеты можно найти, уж если в Крыму нам музейными экспонатами воевать пришлось. Начинка той крепости мне не нужна, разве что музей организовать. Взял на заметку на будущее. Я там базу для катерников и десантников создать хочу. Заодно для отвода глаз организую, судоходство по Днестру, нагоню туда землечерпалок, буксиров и барж, буду реку судоходной делать. Бессарабские и Одесские купцы "Русского общества пароходства и торговли", те работы финансировать, согласны и даже слёзные о том бумаги писали. Интересно, где эти бумажки почти ТРИДЦАТЬ лет провалялись, пока им ход дали? Надо Игнатьеву поинтересоваться будет.
В той строительной кутерьме, будет легко спрятать транспортные потоки и катера, которые мне скоро понадобятся. Тренировки и учения там тоже проводить можно, условия и рельеф побережья точ в точ, как на Дунае. Даже понтонёрам будет, где поупражняться.
Минусы этого плана?
- Днестровский лиман зимой замерзает. (толщина льда 25-30 см., ледокол ещё нужен будет).
- лиман мелкий (2,5 метра) отделён от моря узкой песчаной косой Бугаз, в южной части которой имеется
проход в море, из-за штормов его фарватер меняется.
- Железная дорога придет в Одессу только в 1866 году, до того, грузы прийдеться доставлять по воде.
Да сюда ещё от города почти 50 верст. Тут уже 67 годом пахнет.
- Город Аккерман небольшой, около 20 тыс. человек, промышленности нет.
Всё это учитывать придётся, другого более выгодного места для внезапного появления на Дунае на Чёрном море природа не предусмотрела.
В Аккерман отправлены сразу четыре офицера Зейме (командир), Диков, Шмидт, Мельников. Рудольф Антонович, строит саму базу, подъезды и тренировочные полигоны, остальные учатся на Ладожском полигоне и не только учатся, но и сами принимают участие в создании новых вооружений. Потом им других учить придётся, но когда уже образцы в производство пойдут.
Сухой лиман, то залив в 32 км., от Одессы в сторону Аккермана. В будущем там будет глубоководный порт, конкурент одесского. Сегодня я там хочу сделать одну из баз подлодок. Залив небольшой, но достаточно глубокий, 12-13 метров. Впадает туда единственная речушка Сулин, которая летом часто пересыхает. Тут даже крепости нет. Не поймёшь, толи дачный посёлок, толи ещё что. Мне нужно серьёзное хозяйство, начиная от энергетики и кончая базой отдыха. Это кстати идея, под прикрытием строительства санатория для моряков, заодно и базу построить.
Строительный материал, тут под ногами. Известняк (ракушняк или ракушечник), кому как больше нравится. Вся Одесса из него выстроена. Вот кстати на выезде из неё, на Люсдорфской дороге надо соорудить большой цементный завод. Мысль хорошая, но газа (или другого топлива) для печей нет ещё. Значит, пока эта идея не реализуема.
В Николаеве Богдан Александрович фон Глазенап, обеспечит бурную коммерческую деятельность по развитию Николаевского порта, организует там иностранные представительства, по нашей с ним договорённости будет рекламировать "открытость" наших замыслов. Там уже открыты училища для подготовки штурманов, механиков и портовых ластовых команд. Артиллеристов, минёров и торпедистов мы будем в другом месте готовить. Специалистов электриков, акустиков, связистов будем в третьем месте готовить, только ещё всё это создать надо. Пока пусть флажковый семафор и фонарь Ратьера изучают.
В Херсон направлен Эсмонт Михаил Самойлович, его задача наряду с пароходами строить суда и механизмы флотской инфраструктуры. Тут ему Узатис начальный задел передаст. Для Черноморского бассейна все землечерпалки, буксиры и буксирчики, понтоны, баржи, земснаряды, плавучие краны, портовые краны и прочая техника в Херсонском судостроительном заводе создаваться будет. Земли под заводы уже выделены, их строительство начато, а для финансирования ещё одно АО организовали.
Тут, кстати и раздвижные понтоны, для наплавных мостов производить будем и баржи самоходные для их транспортировки.
За Азовскими портами и заводами поставлен присматривать Максутов Павел Петрович, так, кстати, и в той истории было. В этой реальности, я только чуть подправил его деятельность, познакомив с каперангом Аркасом (он впрочем, уже вице адмирал это я так про себя, его каперангом называю), который создание РОПиТ инициировал. Теперь они ещё и парусные барки строить будут, в торговле экономичность всегда важнейшим параметром была. Вторым акцентом, который я себе позволил, это в три раза увеличить набор в действующие технические училища и мореходные классы за счёт финансирования из казны.
Тьмутараканские земли, это я про Новороссийск, будет мой брат осваивать. Нет, не подумайте про Александра. Ему и с Министерством народного здравоохранения забот хватит, я о другом брате по отцу. У Александра II, есть ещё один сын, Евгений Иванович Алексеев. Почему не Романов спросите, ну что ответить, так вышло. В реальной истории отец старался его подальше от маман держать, то в кругосветку отправит, то ещё исследовать что-то, куда-то. При дворе всегда находились подхалимы, которые обо всех этих манёврах маман докладывали, она нервничала из-за этого. Женьку все эти выкрутасы тоже доставали.
Я его "выследил" и мы без посторонних спокойно пообщались. Выяснил я, что душа к морю у него не лежит, что всё за него и без него решено было (та история это подтверждает), предложил я ему в Тьмутаракнском княжестве скрыться. Он знал, что это такое и решение ему понравилось. Когда я рассказал о задачах, что на него возлагаться будут, братец вообще расцвел. Инженерное дело его всегда интересовало.
По моим планам в Новороссийске надо будет очень большие работы провести и не только в самом городе, но и в его в ближних и дальних границах. Город это условность, наши "друзья" в Крымскую кампанию его в руины обратили, но взять не смогли. Сейчас он посёлком Константиновка называется, и проживают в нём 430 жителей. С Кубанским войсковым атаманом есть договорённость, он объявил о переселении всем желающим, так что эту проблему разрешим. Архитекторы уже и планы нарисовали, всё по передовым Японским нормам 21 века (это шутка, нет ещё ни материалов, ни технологий, просто фундаменты "скользящие" и раскрепление усиленное), с учётом того, что в 1879 году будет землетрясение, да и потом трясти будет разве, что уже не так сильно. На начальном этапе, весной 1865 года туда прибудет инженерная бригада, половинной численности, будем сначала жильё строить. Железку в Новороссийск в той истории привели, только в 1888 году, я планирую это сделать на 22 года раньше. Пока снабжение обеспечат два парохода РОПиТ, я их уже в Николаеве строить заканчиваю.
Тут ещё много участников будет, но координировать всё Евгению Ивановичу прийдеться. Рядом со Ставрополем, будем газовое месторождение "откупоривать" и газопровод 12 дюймовый в город тянуть. Тут же мегрелевые залежи, вот и будем их обжигом заниматься да в цемент превращать. Этого материала России ой как много надо! Заводик небольшой машиностроительный и электростанцию. Потом порт в Цемесской бухте обустраивать, дамбу защитную от Боры (ветер такой мерзостный, 50-60 м/сек., когда всё обледеневает) строить. Причалы для погрузки и не только для неё. Там я ещё базу для части своих катеров планирую, от этого ветра и от посторонних взглядов, хорошо защищённую.
Ещё одну лёжку катерникам мы в Очамчире сделать решили. Бухта будет обустроена в устье реки Моквы, близ города Очамчира. Это будет гавань с узким проходом, защищённая двумя молами. Вместимость причалов, 25-30 катеров, плюс грузовой (северный) причал, позволяющий швартовать длинномерные суда, с целью загрузки, заправки и ремонта, для чего на пирс будет проведена железнодорожная ветка со складов ГСМ и поставлен башенный кран.
Дальше читать, только про себя или шёпотом. В Балаклавскую бухту я пригнал пароходик с военными строителями. Их не много. Задача им поставлена восстановить "жилой фонд" и пристань небольшую соорудить. Бухта глубоководная, второй такой на Чёрном море нет. Там глубины сразу за полста метров. Это будет ещё одна база подлодок, но только позже.
Сейчас там стройка идёт, а первыми на базу прибудут новые подразделения "Морских пловцов диверсантов". Подразделения это пока только название. Нет их ещё. Есть несколько мичманов энтузиастов минного дела. Они сейчас в Питере, мотаются по заводам и частным слесарным мастерским. По их чертежам делаются всякие железки (для чудаков-моряков за наличный расчёт). Все заказы оформляются на часть изделия. Собирать его целиком они сами уже на Ладоге будут. Воздушные компрессора на Путиловском заводе заказаны. Баллоны сжатого воздуха в Сестрорецке делают. Для них Черновым специальная плавка была сделана. Говорит, что плавка удалась. Воздушные помпы, делают на заводе в Нижнем, там же и воздушные фильтры и привода для компрессоров. Зинин на фабрике-лаборатории (как я говорю у себя на даче) для "моих" диверсантов РТИ делает. РТИ это резинотехнические изделия. Не подумайте, что речь о банальных ластах и масках идёт. Развёрнуто производство почти сотни комплектов лёгко водолазного снаряжения в год. Тут и знаменитая "трёхболтовка" будет и автономный лёгководолазный костюм типа "Садко" с некоторыми изменениями.
Для дыхательного прибора замкнутого цикла, моя промышленность ещё пока не готова (несколько лет подождать надо) потому будут пока, на вооружении у людей "лягушек" обычные акваланги, только с баллонами по 14 литров. Ничего ребята крепкие, тяжёлые баллоны выдержат.
К весне 1865 года все это имущество, упакованное в ящики, будет доставлено в Балаклаву. Дальше устанавливаться, монтироваться, осваиваться будет. Потом, я специальными секретными приказами оформлю рождение боевых и учебных подразделений, и начало учебы и конечно повышение в звании.
Вот уже Сабуров в приёмной, через не полностью прикрытую дверь, кабинета я его шаги хорошо узнаю. Значит уже время к десяти часам близкое. Пора начинать очередной рабочий день ЕИВ.
Завтра с утра пораньше я постараюсь вернуться к подведению итогов и планам на будущее.
Историческая справка
В 1815 году Гэмфри Дэви (Англия) изобрел безопасную рудничную лампу.
В 1835 году в США выдан патент основной машины для открытого способа разработки -- одноковшового парового экскаватора на рельсовом ходу.
В 1852 году в Англии патентуется дисковая врубовая машина для угольных шахт. Французский инженер М.Кувре в 1860 году изобретает многоковшовый экскаватор,
В 1864 году в Великобритании изготовлена первая цепная (баровая) врубовая машина.
1865 год - в Германии изобретен пневматический молоток, широкое распространение которого в той же Германии началось с 1906 года.
В 1867 году - происходит замена пороха динамитом. Первая отбойка угля динамитом в шахте "Анна-Мария" (Германия). Там же в Германии в 1876 году изобретен гидравлический станок вращательного бурения.
В 1884 год - изобретен электрический бурильный станок (Германия), а в США создан первый в мире драглайн для открытых горных работ.
Мощный импульс горное дело получает в период царствования Петра Великого. В 1668 году был открыт каменный уголь на берегах р. Донца, образцы которого были показаны Петру I во время его Азовского похода. "Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет", -- сказал Пётр.
Петр I заложил прочное основание горной администрации. Созданные им административные органы имели коллегиальный характер. Петр I считал горное дело такой отраслью промышленности, без которой вся остальная промышленность должна была быть обречена на застой, и, вследствие этого, он во все время своего царствования сам стоял во главе горной администрации.
В 1720 году Указом Петра I утвержден Генеральный регламент, согласно которому каждой коллегии полагались подробные "партикулярные ландкарты". Тем самым было положено начало отечественной геодезии и картографии. Географический департамент, который ведал этим направлением, до своей кончины возглавлял М.В. Ломоносов.
В декабре 1722 года Петр I именным указом послал Г. Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды.
В феврале 1722 года М. Волков сделал заявку на железную руду, найденную им в Томском уезде, и уголь, обнаруженный им в "горелой горе" в семи верстах от Верхне Томского острога, на территории современного города Кемерово.
В 1768 г. в район р. Мста (нынешняя Новгородская область) направляется угольная экспедиция во главе с рудознатцем И. Князевым, которая разведала и осуществила первую добычу угля на этом месторождении. В 1771 году заложена первая угольная штольня в Кузнецком бассейне на левом берегу р. Кондома (вблизи нынешнего Калтана). В этом же году открыты залежи угля Канско-Ачинского бассейна.
В 1773 году в Санкт-Петербурге создано горное училище, позднее преобразованне в Горный кадетский корпус, а позже -- в Горный институт. В 1775 г. началось детальное изучение геологического строения Донецкого бассейна с целью возможности добычи угля для строившегося Луганского литейного завода. Первая шахта в Донбассе заложена в 1795 г. вблизи г. Лисичанск.
1783 год - при постройке плотины Кизеловского металлургического завода обнаружены первые залежи каменного угля на Урале. Промышленная разработка Кизеловского угольного бассейна начата в 1797 г. закладкой первой каменноугольной штольни "Запрудная". В 1789 году начата промышленная добыча торфа (близ р. Нева).
В 1795 г. начата добыча угля в северо-западной части Центральной России (район г. Боровичи на Валдайской возвышенности). Добытый уголь баржами доставляли в г. Санкт-Петербург. А в 1796 г. образованы "Черемховские копи" и начата добыча ископаемого угля в Иркутском бассейне.
1812-1815 гг. - Открыт ряд месторождений угля в Тульской, Московской, Калужской губерниях, а в 1826-1827 гг. открыты угольные месторождения в Кузбассе (на правом берегу р.Томь - 4 пласта; близ г. Кузнецка - 7 пластов; у берегов р. Иня - 13 пластов и др.)
1828 г. - Обнаружено наличие ископаемого угля в районе р. Печора (Печорский бассейн), а в 1832 году появились первые сведения о наличии угля в Челябинском бассейне.
В 1841 году, по приказу губернатора Беcарабии графа Михаил Воронцова, для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской флотилии, инженером А.В. Гурьевым была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта Гурьевская, а затем еще и Михайловская, и Елизаветинская.
1849 г. - Открыто Богословское угольное месторождение в Екатеринбургской губернии на Урале.
С 1855 года начинается официальная регистрация добычи полезных ископаемых. В этот год добыча угля в Российской империи составила 9 494 тыс. пудов.
1859 г. - Получен первый чугун с использованием кокса на Бахмутском руднике в Донбассе. В 1861 году в Донецком бассейне преодолен рубеж годовой добычи угля в 100 тыс. тонн, а в Подмосковном бассейне этот рубеж пройден, только в 1872 г.
В 1888 году на Дальнем Востоке начал работу Сучанский казенный рудник Морского Ведомства России, который обеспечивал углем Сибирскую военную флотилию и Добровольный флот. Через несколько лет начались разработки угля на о. Сахалин.
1891 г. - Установлено наличие запасов углей на северо-востоке Якутии (Зыряновский угольный бассейн). Началось строительство Трансибирской магистрали (окончено в 1916 г.), что дало новый толчок освоению природных богатств Сибири, в частности уже в начале XX в. были введены в эксплуатацию Танхойское, Харанорское и др. угольные месторождения.
К началу XX века добыча угля в России возросла с 121 тыс. тонн в 1860 г. до 12 млн. тонн в 1900 г., а в 1913 году достигла почти 36 млн. т.
Суммарная мощность электростанций Российской империи, работавших на мазуте и каменном угле, составляла на конец 1913 г. 1,1 тыс. МВт, а выработка электроэнергии составила около 2 млрд. кВт•ч в год.
Несмотря на технико-экономический подъем, Россия не смогла достичь паритета со странами Запада по абсолютным показателям промышленного роста. Увеличив к началу XX в. более чем в 2,5 раза добычу угля, страна тем не менее добывала угля в 20 раз меньше, чем США, в 14 раз меньше, чем Англия, в 6 раз меньше, чем Германия, в 6 раз меньше, чем Франция. В 1900 г. в России производилось в расчете на одного жителя почти в 4 раза меньше чугуна, чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в США, в 13 раз меньше, чем в Англии [8, с. 223]. В 1913 г. в России на душу населения вырабатывалось 13 кВт•ч электроэнергии, а в США - 236 кВт•ч.
Английский механик Рутвен вместе с кораблестроителем Сейделем устанавливает роторный водометный движитель на небольшом паровом судне "Алерт", который им был испытан на небольшой шлюпке еще в 1839 г.
Степан Онисимович Бурачек, (1800-1876 гг.) русский инженер-кораблестроитель, ученый, изобретатель, генерал-лейтенант, внесший большой вклад в развитие русского кораблестроения. Окончил Петербургское училище корабельной архитектуры, где был оставлен для преподавательской работы. В разное время возглавлял Астраханское адмиралтейство, проектировал и строил корабли Каспийской флотилии, осуществлял наблюдение за постройкой военных кораблей "Не тронь меня", "Аврора", "Кастор" и др., заведовал кафедрой в Офицерском классе Морского корпуса. Разработчик оригинальной системы набора корпуса, автор идеи использования твердого топлива методом газификации, одного из первых проектов подводной лодки и оригинального проекта водотрубного парового котла, занимался вопросом использования жидкого топлива в судовых котлах.
В этом же 1835 году Бурачек, посвятивший многие годы проектированию и совершенствованию водометных движителей, опубликовывает научную работу, в которой даются основы теории и различные конструкции этого типа движителя. Однако реализовывать предложения Бурачека так никто и не стал, в том числе проект водометного движителя под строящийся в США крейсер "Генерал-Адмирал".
Сороковая запись в дневнике ЕИВ Николая второго.
Привет! Думаете, дальше классные истории о морских диверсантах будут? Индейское вам жилище, а не истории. Достали меня вчера мои подданные, глаза бы их не видели. Жалобщики приходили. И кто бы жаловался. Владелица нескольких сотен десятин бесплодной степи. Правда, бесплодная она только сверху, а под землёй очень даже урожайная. Беда в том, что выбранные под заводы участки находятся в близи имения помещицы Смоляниновой и производимые там работы неудобны слуху указанной дамы. Она там не живёт, иногда только наезжает. НО, Она родственница фрейлины моей маман, ну дальше вы сами всё поняли...
Сижу и размышляю, что бы успокоится, классиков вспоминаю. Многие из них делили историю развития человечества по уровню энерговооруженности. В кВт., или в Л.С., то не важно. От этой печки, те технократы дальше танцевали. Выглядело это примерно так.
Чтобы разжечь костер, согреться и обсушиться, надо было, корягу сухостоя поджечь. Тут только руки нужны (это первый этап).
Чтобы свалить дерево и большой огонь из него сделать, уже рубило или какой другой прообраз топора нужен, одних рук уже не достаточно (это второй этап).
Чтобы уголёк ковырять, металл плавить, тут уже кирка нужна, лопата и туесок или ведерко, какое, чтобы добытую продукцию доставлять (это третий этап).
Чтобы ещё больше угля и металла производить, нужны отбойные молотки, комбайны, транспортёры, вагонетки, подъёмники (это четвёртый этап).
Чтобы помимо угля другие углеводороды добывать, техника посложнее нужна, насосы, компрессоры, трубы всякие, буровые установки, арматура (это пятый этап).
Затем электроэнергия (это шестой этап).
Ядерная и термоядерная энергия (седьмой этап).
Бозонные реакторы (восьмой).
И. Т. Д. И. Т. П.
Вот я (мы) сейчас на этом самом третьем этапе развития и находимся. Чтобы нас не "съели", надо быстро на следующие этапы переходить. Потому как, некоторые наши "друзья" на пятом этапе находятся и за шестой уже скоро примутся.
Донецкий бассейн весьма удачно расположен, богат на ископаемые, а в соседних районах есть металлические руды, живи да радуйся! В начале я тоже так думал, когда отправил Путилова и Обухова большой завод в Александровской степи строить, а рядом коксохимическое производство. Архитекторы мои план будущего города ДОНЕЦКА составили. Хороший план, с водопроводом, с очистными станциями, с канализацией. Жилую зону в сторону от промышленной отнесли. Для доставки рабочих несколько паровичков с вагонами по кругу бегают с промзоны и обратно. В городе прямые мощёные улицы, школы, больницы, почта, гостиницы. Оценочная прикидка показала, что на всё про всё надо 44-45 млн. руб.
По накатанной в Царицыне схеме, я отрядил в Киев, Одессу и Харьков гонцов, чтобы с денежными людьми поговорили. Дальше создать АО и строить, современный город и его производства. Вернулись мои посланники ни с чем. Одесситы хлебом торгуют, Киевляне сахаром занимаются, а Харьковчане задумали Коммерческий банк создать.
Потому я сейчас такой вредный. Только что отпустил Рейтерна и велел ему как угодно, но чтобы в бюджете 1865 года, было заложено ТРИ млн. руб. на строительство города, а два миллиона я своих добавлю и будет государственное АО. Закрытого ТИПА, тем типом я сам и буду! Так помалу и строить будем.
Спросите, зачем мне эта головная боль? Отвечу. В той истории на Донбасс понаехало иноземцев тьма! Бельгийцы, Французы, Немцы, Британцы даже вторым Руром всё это окрестили. Приехали, пенки сняли (самые богатые месторождения) и с концами, пусть даже не все по своему желанию. Предприятия они строили не на своей земле и о земле той не заботились.
На производствах очистные сооружения не ставили и все отходы рядом в отвалы сваливали, а в воздух ЦВЕТНЫЕ дымы выбрасывали. Донецкий бассейн, богат на ртутные и свинцовые рудные залежи. Есть по богаче, есть по беднее, а есть и такие, что с углём перемешаны. Если будете в тех краях, присмотритесь к строениям и даже к заборам, которые из местного камня сделаны. Увидите мелкие красноватые точки, это следы киновари (ртутная руда).
Как "ХОРОШО" ртуть и свинец на живые организмы влияют, все в школе изучали. Значит знаете. Когда ПДК (предельно допустимая концентрация) по ртути даёт превышение на порядок, здоровых организмов мало получатся, будет. Вот потому, у меня и болит голова за этот район и потому все проекты заводов, которые к созданию приняты, имеют очистные устройства. Государству (Это,-я!), люди здоровые потребны, без генетических и прочих болезней.
Опять я не много лукавлю, тут ещё есть дополнительный выигрыш. Те системы очистки, что в проектах предусмотрены ещё массу полезных продуктов получать позволят, а это очень нужные продукты, я о них уже писал раньше.
Это ещё не все проблемы Донбасса, с водой надо вопрос решать. С питьевой водой отдельно, с технической отдельно. Заметку я себе сделал, но кординально, этот вопрос буду решать позже.
Завод "Компрессор", теперь не в Москве будет, а в Ярославле (да простит меня Владимир Семёнович) я ему песню испортил. Что теперь поделать? Ярославские купцы в миг сообразили, что строить машины выгодно, и мы акционерное общество создали. Хотел я его сначала КВНом обозвать (компрессоры, вентиляторы, насосы), но потом решил не рисковать. Вдруг и здешним студентам такая забава приглянётся. Ярославский завод теперь принадлежит АО "РосМаш". Летом 1865 года уже первая продукция будет.
Второй завод, который АО строит, будет выпускать сельхоз машины. Я сделал чертежи сеялок, жаток, веялок, борон и ещё всяких механизмов на селе нужных. Все они во второй половине 19 века изобретены, потому с конной тягой, волне пока поработают.
Ещё такие заводы в Мелитополе, Херсоне и Ростове-на-Дону строятся, продовольственная безопасность дело серьёзное. Там тоже АО создать удалось "ЮгСельМаш" его нарекли. Для интенсивного распространения тех машин, применён будет ЛИЗИНГ. Это весьма эффективный способ внедрения нужных новинок.
У меня не только плохие новости каждый день. Бывают и хорошие! Сегодня получено два документа. На конверте первого стоят три буквы ВСТ, это от братьев Бутиных и Алексея Курбатова с Николаевского железоделательного завода, что под Иркутском. В августе им из Нижнего были отправлены паровые машины для реконструкции завода. Посмотрим, что они пишут? Какие у них успехи?
Прочитал, потом ещё раз перечёл. Улыбнулся! Сейчас немного успокоюсь и расскажу, что они написали. Вначале писано, как в святцах положено о здравии, это пропустим. Дальше, ещё дальше, вот нашёл. Деловая часть письма. Очень новыми паровыми машинами довольны. Потом, очень Афанасьевского лейтенанта нахваливают. Далее испрашивают высочайшего разрешения ему на Николаевском заводике некоторое время поработать. Затем, это уже основное, Михаил Бутин излагает просьбу разрешить такие паровые машины, на нашем заводе изготавливать! Потом расчеты и спецификации прилагаются. Гляну ка их. Ого! Не слабо! Правда и завод Николаевский раза в три более Нижегородского. Испрашивается разрешение на изготовление упомянутых машин, в количествах до 700 комплектов в год. Для чего просят высочайшего соизволения открыть на заводе ещё и трубное производство!!! Купец это тебе не госчиновник! Молодцы!
Площадку ровную в трёх верстах от завода отыскали. Безлесное поле округлой формы. Длина более двух верст ширина полторы версты (это я ему такое устное задание давал, для чего, пока писать не буду). Как было наказано, её застолбили, на столбах надписи сделали "......"
Вторую площадку повыше завода тоже определили, начали там строительство заводских цехов, но поскольку оборудование не указанно особо со сроками не торопимся.
Улицы посёлка распланировали, как рекомендовано, было и уже три десятка домов на четыре хозяина каждый, отстроены. Также выстроили четыре двухэтажных корпуса общежитий, расположив их по ближе к заводу. Больничку расширили, а по началу осени всех рабочих от Оспы привили. Только врача пока своего нет. Лечебным делом ведает отставной военфельдшер. Ближайший врач в Иркутске.
К зданию заводоуправления большую пристройку сделали, на четыре класса. Там господин Курбатов с рабочими занятия проводит.
Тут ещё записка от Курбатова. Просит разрешения на производство. Так. Дальше излагает свои мысли по поводу расширения завода. Молодец!
Ну, дают! Хочет построить мелкосидящее судно для плавания по Сибирским рекам, с водомётным двигателем?! Откуда? Ага, вот дальше написано.
Я с Афанасьевым в Нижнем, как-то говорил, о Британском изобретателе Рутмене, водомётный двигатель, которого более эффективен был, чем гребные колёса. Лейтенант, который при том разговоре присутствовал, естественно всё слышал, и на ус мотал. Русские люди сметливы, это хорошо. После успешных испытаний и начала работы паровых машин, на заводе он и предложил Алексею Ильичу, построить небольшое опытное судно с таким двигателем.
Мысль сия здравая, её поддержать надо, пусть откомандируют "непоседу" в Питер, здесь генерал-лейтенант, Степан Онисимович Бурачек поможет ему с расчётами. В наш просвещенный 19 век негоже методом тыка, корабли строить, пусть даже и малые. Как же звать величать, того лейтенанта? Вот здесь смотрим. Бирилёв Алексей Алексеевич 1844 года рождения, окончил Морское училище, прослушал курс лекций в Николаевской морской академии. (Будущий адмирал, командовать ему Тихо-Океанским флотом, так в блокноте записано). Так возможно и будет, старт он хороший взял!
Второе письмо на гербовой бумаге, меня и позабавило и обрадовало. В записке к нему прилагаемой, теперь уже рука Николая Бутина чувствуется, описано, как к ним в гости пожаловали их злостные конкуренты и супротивники, купцы первой гильдии Иван Степанович Хаминов и Яков Андреевич Немчинов. Пришли, не как враги, а как друзья и будущие компаньоны.
Результатом того визита стало принятие решения о создании АО "Сибирское речное пароходство", которому разрешено будет строить верфи на реках Сибирских и Байкале. Вот как, знай наших! Далее следовала нижайшая просьба, разрешить создание и принять участие в указанном АО, для чего принять в дар 20% его акций! Нижайшая просьба моих подданных была удовлетворена! Сабурову было поручено оформление нового АО. В далёкую Сибирь был отправлен фельдъегерь с ответными посланиями.
Историческая справка
1777 год. Указом Екатерины II из села Федосьева был учреждён город Череповец. В указе особо подчеркивалось значение Череповца, как важного пункта на новом водном пути, связывающем Волгу с Петербургом.
1782 год. Составлен и утверждён первый план города, предусматривающий прокладку 36 улиц, пересекающихся под прямым углом и идущих в двух направлениях: с севера на юг и с запада на восток. Центр города отводился под строительство присутственных мест и прочих казёных строений.
1796 год. Указ Павла I об упразднении Череповецкого уезда с оставлением Череповца за штатом и с припиской его к Устюжне.
1810 год. Открыта Мариинская водная система, соединившая бассейн Волги с Петербургским портом и Балтийским морем. Шексна стала составной частью нового торгового пути.
1844 год. В городе возникло первое промышленное предприятие: железорезательный завод купца Красильникова с 40 рабочими, где ежегодно резалось для расковки на гвозди около трёх тысяч пудов железа.
1861 год. Вступил на должность городского головы И.А.Милютин, управлявший городом до 1907года.
1863 год. Череповец посетил цесаревич Николай Александрович.
1864 год. Основан городской общественный банк.
1865 год. Открыта земская управа. Устроено освещение Воскресенского проспекта фонарями.
1866 год. Вступил в отправление должности первый мировой судья.
1868 год. Городской голова И.А. Милютин основал первое механическое предприятие, сыгравшее затем значительную роль в становлении промышленности города. Здесь велись строительство и ремонт судов. Еще в 1860 году купцы братья Милютины пустили первый на Шексне колесный пароход "Смелый", который совершал регулярные рейсы между Череповцом и Рыбинском.
1869 год. Открыт Алексеевский док и мост через реку Ягорбу. По заказу Северного морского общества "Океан" здесь были спущены на воду три грузовых брига дальнего плавания: "Россия", "Шексна" и "Алексей" - одни из первых торговых морских судов, совершавших рейсы из Петербурга в порты Скандинавии, Англии, Португалии и даже Америки.
1905 год. Вступила в строй железная дорога Вятка - Вологда - Череповец -Петербург.
1941 год. Создание Рыбинского водохранилища. В зону затопления вошла и часть города Череповца. Пришлось перебазировать механическую мельницу, судоремонтные мастерские, лесопильный завод, механический завод "Красная звезда", речной порт. Вместо судоремонтных мастерских вырос судоремонтный завод. Под вывеской завода "Красная звезда" создано новое машиностроительное предприятие, переименованное в завод гаражного оборудования.
...............................................................................
1965 год. Выдал продукцию цех древесностружечных плит завода "Фанеродеталь".
Сорок первая запись в дневнике ЕИВ Николая второго.
Мои неизвестные, пока преемники, как вы думаете, из каких материалов в середине 20-го века, создавались малые катера, торпедные и ракетные в том числе? Можете не напрягаться, я вам так отвечу. Строились они из фанеры, точнее из композитов. Если под оными понимать корпус с силовыми деталями из металла и обшивкой из влагостойкой фанеры.
Для России с её огромными лесными богатствами применение фанеры хороший вариант для стимулирования и других отраслей промышленности. Это меня обрадовало, и в чудесном настроении я стал про себя обдумывать изменения к проекту торпедного катера с номером 183. (Это не порядковый номер, к сожалению. Такой номер, был у проекта радиоуправляемого плавсредства, по которому, когда-то, в авторежиме, велись стрельбы).
Мой чудесный настрой, был сильно сбит сообщением, которое Володя сделал мне через несколько дней. Влагостойкую фанеру можно приобрести в Британии по цене 7.5 рублей за кубический фут. Цена серьёзная! А что у нас? Ответ был сакраментальным. В России не только влагостойкая, но и какая либо другая фанера не производиться! После такого сообщения, я отправил в архив свои мысли по поводу 183 проекта и стал думать в другом направлении.
По школе, я хорошо помнил, что лущильный станок для производства фанерного шпона был построен русским профессором Фишером в начале 19 века и назван был оный "фанерным рубанком". Неужели это всё, что за прошедшие 50 лет сделано? Прибегнув к помощи блокнота, я убедился, что это действительно так. В России в промышленных объёмах, фанеру начнут производить с 1885 г. в г. Ревеле на заводе фирмы Лютер. (Производители фанеры не стремились к популяризации ее внутри своей страны, поскольку она имела высокообеспеченный сбыт за границей. Цены на древесину и стоимость изготовления фанеры в России, были значительно ниже цен мирового рынка, и потому этот вид экспорта для отечественных предпринимателей был очень рентабелен. В 1913 г. было экспортировано 95 тыс. м3 фанеры около или 50% всего её производства в России).
Пора бы уже привыкнуть, но всё равно, каждый раз, было больно и обидно. С принятием короны мной было принято и всё остальное! Значит я и виноват! Бум поправлять.
Блокнот, карту! ФАС! Ищу территорию с лесами и транспортными путями. Желательно, что бы там ещё и мои подданные проживали, без них никак! Мест много, но пока остановлюсь на двух. Первое место городок Череповец, он на Мариинской водной системе, на реке Шексне находится. Второе место, тоже хорошее, но выбранное более для "отвода глаз". Это город Воронеж, начало флота Российского.
Там далеко, моя тёща считает, что я из себя Петра первого корчу. Пусть ещё раз в этом убедиться и посмеётся. Будем в Воронеже на Петровских верфях (которых и нет уж давно) лодочки строить. Пятидесяти тонный катер, по сравнению с шести-семи тысячами тон водоизмещения британского броненосца, это даже не лодочка, а гораздо меньше.
Но сначала надо производство фанеры организовать, причём в масштабах, что бы и на Женькину продукцию хватило. В 19-м и в начале 20-х веков, цемент в бочках перевозили. Бочки с хорошим уровнем герметизации и из фанеры делать можно. Это историей уже проверенно. Кроме бочек, можно ящики делать, для чая, для макарон, для мыла, для снарядов и для патронов. Если подумать, то и мебельное производство, м.б. кто-то из купцов откроет, а не откроет, подскажем....
Вот так или примерно в таком ключе и было положено начало производству фанеры в этой истории. С небольшой лишь разницей, в Воронеже это казённое производство, а в Череповце я сподвижника нашёл, купца Милютина. Нет, на министра не грешите! Это было проверенно, просто однофамилец, очень порядочный человек и гражданин России. В нескольких словах я нашу встречу опишу.
Думаю, что многие из вас читали о приключениях Гаруна аль Рашида, я хотя и давно читал, но кое-что усвоил. Особо мне понравилось ПОДСЛУШИВАТЬ и ПОДГЛЯДЫВАТЬ. Это оказалось не очень сложно. По вечерам из Зимнего дворца, со стороны набережной выходили на прогулку несколько казаков. Служивых людей в Питере тьма всегда была, потому ни у кого казаки особого внимания не вызывали. О том, что один из казаков был не совсем настоящий, вы уже догадались. Мы в такой кампании, даже трактиры иногда посещали, особенно один с летящей птицей на вывеске. Там-то у меня и конфуз вышел, плохой из меня конспиратор. В 1863 году, по батюшкиному настоянию, я ездил по империи и знакомился с жизнью на местах. Тогда же я посетил и Череповец, Городской-головой, которого полвека, с 1861 года, честно служил купец Иван Алексеевич Милютин. Так и встретились в трактире купец, что железную дорогу хотел в свой город привесть и я, ЕИВ.
У купца глаз-алмаз, от него ничто не скроется. Потому, когда я понял, по выражению лица сидящего рядом человека, что раскрыт, таиться не стал и предложил ему подсесть за нашу часть стола. Приглашение было принято, но разговор в трактире меня не устраивал и мы вышли на воздух. Так я узнал, что Милютин, считая расположение Череповца весьма для города выгодным, хлопочет о прохождении через него железной дороги. Дорогу я обещать не стал, а вот о встрече в Гатчине мы договорились.
В Приоратском дворце, всё происходило как обычно. Сначала узнал о состоянии дел в городе на Шексне. Поинтересовался, как прививки от Оспы сделали, какие учебные заведения открыты. Сколько и каких предприятий работают и.т.д. Потом, я рассказал будущему "фанерному" магнату о технологии, разработанной ещё полвека назад, и выказал свой интерес в развитии этого дела именно в Череповце. Механический завод, который хотел строить Милютин, я посоветовал ни в коем случае не отменять, а поручить его заботам брата Ивана Алексеевича. Даже порекомендовал взять в лизинг станочное оборудование, что к концу 65 года будет предоставляться на трёх Российских заводах.
Потом я показал карту-план затопления Череповца водами Рыбинского моря и велел в этих границах все новостройки запретить. Дальше на стол легли планы завода по производству фанеры. Здесь я не скромничал. Просто разделил завод на очереди по вводу. Первая очередь завода у среза воды, представляла собственно "большую лесопильную фабрику" и большой сортировочный стол. Рядом небольшой причал пригодный для швартовки пароходов. Отдельно от них стоял пропарочный цех, а ближе к городу лущильный цех. Через широкую противопожарную площадку располагался прессовый цех и вспомогательное здание котельной для обеспечения паром машин на фабрике. Одиноко стоящее здание ещё одного прессового корпуса вызвало вопрос, на который я пока ответил, что там будут располагаться пресса фигурной штамповки. (Не мог же я сразу вот так с бухты-барахты объявить, что там будут сразу выпресовываться части скуловых обводов торпедных катеров).