|
|
||
"Это было недавно, это было давно". Кажется теперь я лучше понимаю эту строчку романса. По крайней мере несколько историй и героев я переместил в настоящее время. |
Лабораторные работы, физика и лирика
Я сижу за столом преподавателя и наблюдаю за процессом. Лабораторная работа по физике близится к финалу. Группа первого курса лечебного факультета уже вошла в процесс, большая часть измерений сделана (или должна быть сделана) и сейчас производятся расчеты и оформление работ.
В какой-то степени группа сама представляет собой лабораторную работу: она состоит из трех коллективов: немцев, поляков и русских. В процессе эксперимента три коллектива должны слиться в один монолит, продемонстрировав торжество интернационализма. Все иностранные студенты, прежде чем приступить к полноценным занятиям, проводят год на подготовительных курсах, по большей части осваивая непростой русский язык. Похоже, язык более - менее освоен вместе с сопутствующей кириллицей и сейчас три коллектива слегка понимают друг друга. Но это лирическое отступление, а пока будущий монолит отчетливо делится на три отдельных части.
Девушка из группы аборигенов осторожно приближается к немецкой бригаде.
- Урзель, ты можешь дать нам на пару минут свою тетрадь? - тихим голосом произносит она, держа меня в поле зрения. Я делаю вид что не замечаю захода и с интересом жду продолжения. Урзель, миниатюрная девушка, больше похожая на школьницу. Она поднимает голову и смотрит на подошедшую девицу недоуменным взглядом. Взгляд и выражение лица Урзель меняется, когда перевод услышанной фразы с русского на немецкий доходит до ее сознания. Пока в голове Урзель созревает перевод ответа с немецкого на русский, из ее глаз непроизвольно появляются слезы.
- Как, но это же сделали мы! - почти шепотом звучит ответ. Фраза политически корректна и произнесена без надрыва, как и положено в Европах. Но слезы выдают бушующие внутри эмоции. Подошедшая с 'невинной' просьбой девушка, похоже, тоже в шоке и спешно отходит к своей команде пока не разгорелся международный скандал.
Да, до монолита путь неблизкий.
Я смотрю на разложенные передо мной тетради с аккуратными записями последовательности действий, расчетов и выводов и, должен признать, что сам не оформил бы лучше. Тевтонские шрифты придают тексту слегка мистический оттенок. Вокруг меня расположилась немецкая бригада. Слезы высохли, все сосредоточены.
Gut, - говорю я после нескольких вопросов. С детства я знаю довольно много фраз на немецком типа Hande hoch, schneller, arbeiten и т.д., но из всего этого лексикона Gut подходит сейчас больше всего.
Да будет Gut, зачет Kameraden.
Нелегкий путь в студенты
- Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты..., - голос заставляет меня отвлечься от экспериментальных будней. Испортив 'чудное мгновение' открываю дверь в соседний кабинет лаборатории кафедры физики. Передо мной стоит наш лаборант Володя с пачкой листов в вытянутой вперед руке и вдохновенным выражением лица. Его шефа сейчас нет в кабинете и, похоже, лирика в данный момент преобладает над физикой.
- Что это ты делаешь? - прерываю я процесс. У Володи все в порядке с психикой и смутить его не просто. Мечтательное выражение лица быстро испаряется и отвечает он уже прозой. - Да вот, учу сочинение, творчество Пушкина. - Для убедительности он машет пухлой пачкой о двадцати листах.
- Как это? Наизусть что ли? - Я недоверчиво смотрю на него.
- Наизусть конечно, а как еще? - лицо Володи выражает удивление. Володя приехал из другого города с аттестатом около четырех баллов и приемные экзамены провалил. Зато сейчас у него есть время на подготовку: в лаборатории его не перегружают.
- Шестнадцать сочинений я уже выучил. - Для убедительности он открывает шкафчик с увесистыми стопками на полках.
- И что, ты их все сейчас помнишь? - в моем голосе по-прежнему слышится сомнение.
- Конечно, вам рассказать, например, тему 'Образ маленького человека в творчестве Чехова'? Это двенадцатое. Володя лезет в шкафчик, достает увесистый пакет, и подает его мне. - Вот, можете следить. - Он отходит к окну, лицо его принимает задумчивый и несколько унылый вид. Рост, кажется, тоже уменьшается.
Рукопись выглядит на полчаса беглого изложения, и я решаю поберечь свое время.
- Володя, ты помнишь даже такое название! Теперь верю. Но, пожалуй, у меня на это нет времени. - Да вы не сомневайтесь, у меня память что надо. Я перед выпускными экзаменами по математике прочитал в учебнике несколько тем. Так мне попалось что-то из них. Я все формулы и написал, как в учебнике. А текст запомнил не весь, поэтому молчал. Они видят, написано все правильно, спрашивают - ты что, списал? В школе-то по математике я не блистал. - Он улыбнулся. - Я говорю, нет, не списал. - Ну, тогда выходи к доске и попробуй написать все здесь. - Я снова все написал, как запомнил. И снова все правильно. И снова молчу, но уверенно молчу, знаю - ошибок нет. Народ смотрит на доску - все правильно. Слышу, один из принимающих. - Наверное это у него психологический шок. Может, дадим ему другой билет? - Ну, тут уж я возмутился. - Я, - говорю, - не выдержу напряжения, столько готовился, ночей не спал! - Так вот и получил четверку. Никто в классе потом не верил.
- Да, Володя, у тебя оказывается талант. - А ты не пробовал почаще читать учебники?
- К экзаменам пришлось, но их оказалось так много.
- Я думаю, теперь у тебя есть возможность почитать. Кстати, насчет учебников, обращайся, может и смысл удастся разобрать.
- А в институте на какую специальность планируешь?
- Хочу на онкологию, она все - равно не лечится.
P.S. Онкологии повезло, Володя не поступил. Но за этот год узнал много нового. А сочинение 'Образ маленького человека в творчестве Чехова' я прочитал. Признаюсь, увлекался в школе больше Купером, Беляевым, да Майн Ридом.
Что наша жизнь - борьба!
Рустам невозмутимо смотрит то на меня, то на тетрадь, раскрытую на моем столе. Рустам - смуглый, черноволосый, накачанный парень. Он принес решения домашних задач за семестр, и, похоже, этим очень доволен. Я смотрю на открытую тетрадь, и, обнаружив аккуратный женский почерк, думаю, что делать.
- Черт с ним, попрошу объяснить решения пары - другой задач.
- Рустам, - нейтрально начинаю я, - пожалуйста, расскажи, как ты решил эту задачу. - Я переворачиваю тетрадь и пододвигаю ее поближе к добру молодцу. Рустам, долго и задумчиво смотрит на текст. Аккуратно выведенные формулы выглядят идеально, но текста там почти нет. Выручает фраза - 'Из закона сохранения момента импульса следует...'
- Ну, это. Здесь используется закон сохранения момента импульса, - радостно произносит Рустам.
- Отлично, напомни-ка его, - порчу все дело я. Рустам оперативно листает тетрадь, но это не учебник, законы надежно зашифрованы в формулы и, пойди разбери, где он.
- Вот, - он показывает на формулу рядом с озвученной фразой. Голова у парня все-таки работает.
- Ну хорошо, - нехотя соглашаюсь я, - а как он формулируется, что означают эти буквы?
- Это буква L, - после долгой паузы отвечает Рустам.
- Ясно, Рустам, латинский алфавит ты уже освоил. - Дальше тянуть резину не имело смысла.
- Вот что, - я принимаю суровый вид, - передай девушке что у нее очень красивый почерк. Вот тебе еще пятнадцать задач. Ты пишешь решения своим почерком и объясняешь их, например, через неделю. Договорились?
Минут через десять непростых торгов Рустам находит мое предложение достаточно гуманным, поскольку за невыполненное семестровое задание, к тому же написанное чужим почерком может последовать... Мне приходится перечислять все известные кары с упоминанием комиссий, деканатов, отчислений и множества других страшных слов.
- Жду тебя через неделю.
Рустам появляется гораздо раньше. Выйдя вечером из автобуса по дороге домой, я сразу вижу его могучую фигуру. Вот это сюрприз. Похоже зачет переносится на нейтральную территорию. Я решаю брать инициативу в свои руки.
- Рустам, а где же твоя тетрадь с решениями?
- Сергей Анатольевич, ну сейчас столько зачетов, давайте я сдам эти задачи потом.
- Рустам, мы кажется уже договорились, через неделю жду на кафедре. И не провожай, сейчас еще светло, и район здесь вполне безопасный.
На следующий день Рустама на остановке не было. Я расслабился, а зря.
- Сергей Анатольевич? - Стройный молодой человек, встретивший меня на выходе из главного корпуса строительного института, излучал доброжелательность. - Я брат Рустама и сюда приехал специально чтобы ему помочь.
- Вы знаете теормеханику?
Шутка не проходит. - Нет, у меня другая профессия. Но в нашем городе Рустама уже ждет работа по специальности.
- Вы понимаете, что с такой подготовкой он развалит ваш город, а может и всю вашу республику? Парень он здоровый.
- Вы не знаете нашей республики, молодому специалисту у нас всегда помогут и научат на месте.
Через пару дней разговоров с братом Рустама я понимаю, что численный перевес не на моей стороне. Похоже, что на помощь готовы подъехать и другие родственники.
- Надо было сразу сказать мне, зря тянул резину, - отвечает шеф, которому я описал ситуацию. - Жди, я провентилирую вопрос. - Он возвращается через полчаса слегка озабоченный.
- Ладно, гони его ко мне. Твой качок - чемпион института по борьбе. Кафедра физкультуры его опекает. Да не переживай ты. Черт с ней, с республикой, пусть разваливает. Кстати, ты был там? Все дома из добротного кирпича, ничего у него не получится.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"