Мы выходим в шумный коридор, я смотрю по сторонам не зная чем заняться. Ко мне подходит Вовка.
- Может в "наступалки" или в "салочки" поиграем?- предлагает он.
- Айда во двор в футбол играть!- зовет нас Димка.
К нам присоединяются Витька и Валька Иванов с Генкой из 3 "А".
Мы сбегаем по лестнице на первый этаж и через боковую дверь выбегаем на школьный двор. Присоединяемся к бегающим по площадке школьникам. Старшеклассники прячутся за углом школы, у них свои дела. Из-за угла клубится дым, как от костра. Магия движения захватывает меня. Мы носимся по полю толкая друг друга и орем во всю глотку. Кто-то приносит футбольный мяч. Разбившись на две команды, начинаем играть в футбол. В самый разгар матча раздается звонок. Во дворе его почти не слышно.
- Звонок, звонок! - кричит Таня Жильцова. - Все в класс! - Она сегодня дежурная и беспокоится за нас.
Мы срываемся и несемся ко входу в школу. Я опережаю длинноного Вальку, перепрыгивая через две ступеньки вбегаю первым на второй этаж. Вовка с Витькой несутся за мной. Добежав до двери, вбегаю в пустой класс и... "врезаюсь" головой.... в упругую грудь Нины Григорьевны. Вовка, бегущий за мной, налетает на меня и как мяч отскакивает в коридор. В проеме появляются любопытные рожицы учеников, но увидев странную картину, тут же прикрывают дверь.
Удара при столкновении я не ощутил, благодаря учительской "подушке" безопасности. После непродолжительного столбника, Нина Григорьевна отрывает меня от груди и сердито смотрит сверху вниз. Ее покрасневшее личико приобретает цвет вареной свеклы.
- После урока я жду тебя в учительской, - чеканя каждое слово говорит она. - А теперь марш на свое место!
Она поправляет костюм, подходит к двери и открывает ее.
- Тихо по одному заходим в класс! - командует она.
Притихшие ребята рассаживаются по своим местам, не понимая, причину задержки. Последним в класс входит перепуганный Вовка.
Когда наступает полная тишина Нина Григорьевна говорит:
- Достаньте тетради, откройте и положите на край парты.
Проходя мимо каждой парты она останавливается, быстро пробегает глазами домашнюю работу и идет к следующей парте. Около меня задерживается дольше обычного. Весь класс с придыханием наблюдает за нами.
Закончив проверку, она садится за стол.
- Сегодня мы повторим пройденный материал на все действия. А именно: На сложение, вычитание, умножение и деление. Откройте учебник на десятой странице. Начнем с задачи No 78, - она обводит класс глазами.
- К доске пойдет... Петров.
Вовка, встает из-за парты и с укоризной косится на меня, как будто в том что его вызвали к доске виноват я. В какой-то степени он прав, так как оказался нежелательным свидетелем моего столкновения с учительницей.
Шаркая ногами Вовка плетется к доске. Останавливается, поправляет гимнастерку, торчащую колом сзади, берет мел.
- Петров, записывай условие задачи. - говорит Нина Григорьевна и начинает диктовать.
- Три мальчика ловили рыбу. Один поймал 16 рыб, другой на 5 рыб меньше, а третий в 2 раза больше второго. Вопрос. Сколько всего рыб поймали мальчики?
- Сорок девять! - говорю я про себя, решив задачу в уме.
Вовка пишет условие задачи на доске. Строчки ползут вниз, буквы налезают друг на друга.
- Решаем все. Кто решит первым поднимите руку, - говорит учительница.
Все углубляются в решение задачи. Я открываю тетрадь, макаю ручку в чернила, и начинаю писать. В паузах посматриваю на Вовку, который крутится у доски, как уж на сковороде. То повернет голову влево, то вправо в надежде услышать подсказку, то поднимет глаза к потолку и чешет затылок. Умора, да и только. Его бы в драмкружок, такой актерский талант пропадает.
Раздается стук в дверь и на пороге появляется старшеклассница.
- Нина Григорьевна, извините. Ефим Михайлович просит участников конкурса отпустить с урока в актовый зал для репетиции.
- Спасибо, Зина, - говорит учительница. - Петров садись на место.
Она смотрит на старосту.
- Лена, напомни, кто от нашего класса выступает сегодня.
Лена встает поворачивается к классу.
- Саша Морозов с песней "Едет в лагерь наш отряд", Наташа Кожевникова со стихотворением Фета "Осенняя роза" и Олеся Багмет с украинским танцем.
- Хорошо, спасибо Лена. Названные поднимаются и идут в актовый зал в распоряжение директора школы.
- Нина Григорьевна, - с дрожью в голосе говорит Олеся. - Я не могу сегодня выступать. У меня нет костюма. Руководительница запретила выносить костюм за пределы Дворца пионеров.
- О-л-е-с-я, где ты была раньше? Почему говоришь об этом только сейчас!?
- Я думала, что...
- Все, садись. Так Саша и Наташа идете в зал, вас там ждут.
Расстроенная Нина Григорьевна садится за стол. Наступает тишина.
- Ребята, кто хочет заменить Олесю?
- У нас только она одна в танцевальном кружке, - говорит печально Галя.
- А если не танец, а другой номер? Ну, смелее, смелее, ребята. Неужели у нас нет талантов?
Таня Нестерова, сидевшая, на второй парте среднего ряда, поворачивается и пристально смотрит на меня. Потом показывает что-то руками, напоминавшее дойку коровы. Я пожимаю плечами не понимая, что ей надо от меня.
- Так, Таня Нестерова, ты что-то хочешь сказать?
- Да, Нина Григорьевна. Юра Кашкин может жонглировать.
- Точно! Он жонглировал в нашем дворе и ему хлопали даже взрослые, - подхватила Рая, девочка с восковым личиком.
- Эта правда, Юра?- спрашивает учительница.
Говорить, что это неправда бесполезно. Против факта не возразишь.
- Да.
- Ты готов сегодня участвовать в конкурсе?
- Я не знаю, Нина Григорьевна... я попробую...только...
- Что только?
- Только... для моего номера мне нужен ассистент.
- Выбирай любого из класса.
Вовка толкает меня в бок.
- Бери меня, Юрок. Лучше не найдешь.
- Можно это будет Вова Петров.
- Вова? Пусть Вова. Петров, не подведешь Юру?
- Не подведу, Нина Григорьевна.
- И еще, Нина Григорьевна, мне надо сходить домой за реквизитом.
- За "рэквизитом?" - Слово "реквизит" учительница произнесла через
букву "э".
- Это...это предметы для жонглирования?
- Да.
- Иди, Юра, я тебя отпускаю. Только не задерживайся, тебя ждут в актовом зале.
Непонятное многим слово "рэквизит"вызвало уважение ко со стороны одноклассников. И это понятно. Сугробову для пения надо просто рот разевать, Кожевниковой читать текст с выражением, а мне нужен "рэквизит", без которого я просто не смогу выступать.
21.
Через две минуты я уже выходил из покосившихся ворот школы. Времени у меня было в обрез.
Войдя в комнату я стал размышлять, где могут находится булавы, мячи и кольца? Места они много не занимают, значит где-то под одеждой. Скорее всего в шкафу или в комоде.
На верхней полке шкафа лежало постельное белье. Внизу, под одеждой, коробка из под обуви со старыми письмами и рецептами. В мамином комоде в первых трех ящиках я ничего не обнаружил. Реквизит пылился на дне последнего самого глубокого ящика. Три полосатых булавы из дерева, напоминавшие арестантскую одежду, были завернуты в старое полотенце, кольца с мячами лежали рядом. Прежде чем возвращаться в школу, опробовал реквизит. К моему удивлению, я был в неплохой форме, навыки сохранились. Закрывая ящик, обратил внимание на детскую кофточку с блестками, которую сшила мама для моего выступления. Я решил прихватить костюм тоже, он придаст яркость выступлению. Теперь оставалось найти сумку, куда можно все это сложить.
В прихожей на вешалке рядом с двумя разноцветными авоськами висела хозяйственная сумка. Об этом я догадался по исходящему из нее запаху. Отбив "базарный" дух, одеколоном шипр я сложил в сумку концертный реквизит и галопом побежал в школу.
Подходя к актовому залу я, услышал звуки музыки. Конкурс уже начался. За сценой в маленькой комнатке собрались все выступающие. Вовка был там тоже. Он взволнованно ходил по комнате, прислушиваясь, что говорят вокруг. Увидев меня обрадовался:
- Наконец-то. Ты че так долго? Тебя уже Лева два раза спрашивал. Вон он стоит у кулисы.
Старшеклассник Лева держал в руке список выступающих и смотрел на сцену. Мы подошли к нему. По списку мой номер был пятнадцатым. Волнение мое улеглось. У меня было достаточно времени, чтобы приготовиться к выступлению. Я выложил из сумки реквизит и куртку пахнущую одеколоном.
За второй кулисой было небольшое пространство. Я направился туда, чтобы переодеться. Вовка побежал за мной.
- Ты куда? - спросил я Вовку.
- За тобой!
- Мне надо переодеться.
- А-а-а, - сказал он и вернулся на место.
Куртка была в самый раз. Все с завистью смотрели на меня. Я был единственным из выступающих в концертном костюме, не считая школьных брюк.
Вовка взяв в руки одну из булав, стал рассматривать ее, поскреб пальцем краску, попробовал на вес.
- Вовк, положи булаву и садись на стул.
Вовка послушно, как ученик, сел на ближайший стул.
- Слушай внимательно. Перед моим выходом я положу на сиденье стула кольца и булавы. Как только объявят мой номер, я выхожу на сцену и работаю мячами. Закончив, поворачиваюсь к кулисе и по одному мячу выбрасываю тебе. Ты их ловишь, быстро кладешь на стул и бросаешь мне кольца.
- А если мячи покатятся?
- Откуда?
- Со стула
- Тогда положи их на пол.
- А если они покатятся на сцену?
- Ну, тогда брось их в сумку или засунь за гимнастерку. Усек? - сказал я раздраженно.
- Усек!
- Делать надо все быстро, без остановок, иначе моему номеру каюк!
- А кольца...бросать все сразу?
- Нет по одному два кольца, потом третье и четвертое. Понял?
- Понял, че тут не понять. Сначала бросаю тебе два кольца, кидаю третье, потом четвертое.
- Слушай дальше. Закончив номер с кольцами, я возвращаю их тебе. Дальше идут булавы.
- Не, Юрок, с булавами у меня без тренировки не получится!
- А ведь верно. Об этом я не подумал. Ладно, мы сейчас выйдем в коридор и попробуем отрепетировать.
С мячами и кольцами Вовка справился сносно, а вот булавы стали камнем преткновения. Булавы постоянно падали. Из за шума в коридоре нас попросили вернуться в комнату за сценой. До моего выхода оставалось несколько номеров. Надо было что-то придумать. Наконец у меня появилась идея.
- Придумал. Слушай. После колец, я подбегаю к кулисе, и мы быстро обмениваемся. Ты берешь кольца, а я булавы.
Вовка обрадовался такому решению и перестал волноваться.
Ко мне подошел Лева и сказал:
- Кашкин, твой выход через два номера. Тебе музыка нужна?
Я кивнул. Музыка украсит номер и задаст нужный ритм.
Мы перенесли в кулису стул. Я разложил реквизит и стал ждать объявления номера. Вовка стоял бледный, с капельками пота на носу и, не мигая, смотрел на Кожевникову. Наташа читала стихотворение Фета. Для лучшей артикуляции она широко открывала рот, иногда вытягивала губы, как при поцелуе, и активно жестикулировала руками. Хлопали ей не очень.
После нее вышел Морозов. Пел он заразительно. Всем понравилось, даже Вовке.
Наконец, Лева объявил:
- С жонглерским номером выступает ученик 3 "Б" класса Юра Кашкин.
Лева сел за пианино и заиграл марш из какого-то кинофильма.
Я бойко выбежал на сцену, как это делают артисты в цирке, жонглируя двумя мячами. Сделав несколько проходов вперед и назад, вышел на середину сцены, подбросил мяч высоко вверх, развернулся на 360 градусов и вбросил третий мяч. "Солнышко" и "Каскад" отработал без ошибок, на трюке "Круг" мяч, выскользнул из ладони. Не растерявшись, я подбил ногой отскочивший от пола мяч, поймал рукой и эффектно закончил трюк. Повернувшись к кулисе, я увидел Вовку стоявшего во вратарской стойке. Ловко поймав мячи, он бросил их в сумку и схватился за... булавы. Дальше все пошло не по плану.
Стремительно выскочив на сцену, он сунул булавы мне в руки и скрылся в кулисе. Неожиданное его появление вызвало живую реакцию в зале. Зрители приняли Вовку за участника номера, который, по их мнению, должен был привнести веселую нотку в мое выступление. Мне ничего не оставалось как подыграть им, понимая, что это не последний выход моего ассистента на сцену.
Так оно и случилось. Отработав без единой помарки булавами, я повернулся и уткнулся в Вовку, который столбом стоял передо мной с четырьмя кольцами. Произошел грязный "обмен" предметов. Булавы вываливались из трясущихся рук ассистента. Он их подымал, они выскальзывали и поочередно падали на пол. Вовка ползал по полу, пытаясь собрать их. Выглядело это смешно и даже профессионально. Это был готовый клоунский номер. Зал дружно смеялся. На фоне Вовкиной неуклюжести, мое выступление только выигрывало. Трюки с тремя кольцами прошли без помарок, я вбросил четвертое кольцо, после восьмого темпа одно из колец выскользнуло из руки и покатилось по сцене на зрителя. "Это провал", - мелькнуло у меня в голове, но Вовка выручил меня опять. Он, как чертик из табакерки, выскочил из-за кулисы, в прыжке ласточкой проехал на животе по полу и под громкие аплодисменты, остановил кольцо у самого края сцены.
Обнявшись, как равноценные партнеры по номеру, мы поклонились и скрылись в кулисе. Зал долго аплодировал. В комнатке за кулисами нас все поздравляли. "Не было бы счастья, да несчастье помогло". - подумал я. А счастлив я был по-настоящему еще и потому, что благодаря выступлению мой визит в учительскую сорвался. Потому как Нина Григорьевна смотрела на меня после выступления, я понял, что прощен окончательно и бесповоротно.