В одной известной сказке сказывается, будто бы посадил дед репку, которая выросла большая-пребольшая. На самом деле, как показали долголетние разыскания фольклорных мастеров нашего отечества, дед репку не сажал. Да и, собственно, как он это мог сделать? Взял готовую репку и посадил? Это как-то даже и не смешно.
Чтобы можно было вести разумную речь о репке как о желтоватом, чуть сплющенном и округлом овоще, нужно предварительно потрудиться. Как говориться, дело скоро сказывается, да не скоро делается. Сначала нужно раздобыть репное семя, потом вскопать землю и сделать грядку, взрыхлить почву и это репное семя посеять в неглубокие лунки, чуть-чуть присыпать земелькой. Потом, может быть, даже слегка полить, чтобы семя в сухой земле не засохло окончательно и, будучи влажным в тёплой земле вздрогнуло и дало побег. Ну, а далее, как и положено, нужно поливать и ждать до конца лета или до начала осени, пока репа вырастет и примет надлежащий репный вид, чтобы называться репой.
Чудн? у нас, у людей получается. Делаем одно, а говорим другое - сеем семя, а сказываем, что посадили репку. Иногда ведь и трудно предположить, что из этого семени вырасти может. Может статься, что-нибудь и вырастет, но не обязательно репка, а, может, сорняк какой-нибудь. И то сказать, почему сорняк? Откуда знаем наперед, что вырастет не овощ, а какой-то сор. То, что начнет расти, правильнее было бы назвать растением, или травой на худой конец. С какой стати мы называем эту траву сорной? Только потому, что она для человеческого организма не съедобная?
Так, вот - посадить репку обратно в землю сознательный, нормальный дед, пусть даже сказочный, не мог ни при каких обстоятельствах. Сделать такое, дожив до седых волос? Скорее всего эту репку, уже выросшую до природных пределов, "посадили" его сыновья или нерадивые работники, если они у него были. А может быть, шутники какие из того же рода племени. Видят они, к примеру, что с неба дождик непрерывно капает, а сырую грязную репу несподручно собирать. Вот они взяли да и воткнули репку обратно в землю. А, может, просто забыли одну репку выдернуть, не заметили. Дождь льёт, а репка проросла еще раз, пустила корни и начала набухать с невероятной силой. Репа как бы снова превратилась в семя, только в натуральное и большое. Бывает ведь и среди людей, не растет дитя, так как ему не хватает родительской ласки, и вдруг попадает в круг любящих личностей и начинает расти, наверстывает упущенное, на глазах вытягивается.
Вот в сказке произошел как раз такой случай. Репа, если можно так выразиться, благодаря благодатному дождику переросла сама себя, супротив собственной природы развиваться стала. Пришел дед, глянул... - Вот те на! Что натворили! Такая громада нарастилась, а проку, наверное, никакого. Постучал дед по репе - не гудит. Внутри, вроде, пусто как - переливается и жулькает.
Решил дед эту репу пустотелую вытащить из земли, чтобы соседи не видели, да зубы не скалили насчет непотребного овоща. Не все большое - хорошее. Как раз тот самый случай. Это ж не репка вовсе, а какое-то баобабное дерево, иноземное чудо. Хоть и крупный овощ вырос, а большую семью - двух сыновей с невестками, да детками малыми, этим корнеплодом не насытишь. Да кто его есть-то будет. Не будут кушать по причине несъедобности.
Позвал дед, как по сказке положено, сначала свою бабку. Она в трудные моменты жизни всегда ему первой помощницей была. Схватился дед за толстую репову ботву, а бабка его сзади обхватила как в молодости. Дернулись, но куда там, нет той удали, которая в молодые годы была. Сил у бабки только на то и хватило, чтобы рубаху дедову из его штанов вытащить. Дед отдышался, рубаху обратно в штаны заправил и говорит:
- Ну, что старуха, тяга у нас не та стала. Придется нашего старшего остолопа звать.
Пришел первенький сын, толстый не по годам, с боку на бок переваливается как утка, а щеки из-за спины видно, как у хомяка какого. Спросил:
- Чо надо?
Дед-отец ему и говорит:
- Да вот репу эту вашу позорную из земли вытянуть надо. Не убрали вовремя, вон какая вымахала!
Взялся дед за репу, сын старшой ухватился за него. Бабка-мать команды подаёт. Тянут потянут, не тут-то было! Живот от натуги трещит, а репина даже на сантиметр из земли не подалась.
Позвал старик младшего сына. Тот быстренько прибежал, засуетился, ухватил своего толстого брата за пояс. Все трое поднапряглись - нет, пару не хватило. Не хочет репа треклятая из земли вылезать, сопротивляется.
А честь огородную как-то спасать надо. Не оставлять же это овощное чудо в земле людям на злорадствование и потеху. Позвали невесток. Те нехотя приплыли, говорят - все равно от них толку мало будет; надо звать на выручку людей из соседних огородов. Тут не на шутку завязался большой спор. Так надо, да этак, а консенсусу никакого. Тогда дед-отец молвил заключительное слово - соседи вовсе не заинтересованы, чтобы мы эту репу пустотелую вытащили. Мы будем мучиться, а они - потешиться. Сыновья согласились с отцом и пришли к общему суждению:
- Коль от репы проку мало, чо её вытаскивать, с пупу рвать.
Суетный младший сын говорит отцу:
- Давайте взорвем эту репу тротилом, у меня в сарае кой-какой в запасе есть.
- И то правда, - подумал вслух дед-отец. - К чему нам никчёмный овощ, коли пользы от него никакой не будет. Тащи, сынок, тротил, закладывай. Баб и малых деток в дом подальше отсылай!
Как порешили, так и сделали. Приготовились взрывать. А к этому времени любопытного и злорадного народишку понабежало. Облепили огород по периметру, на жерди навалились, глазеют и ухмыляются. Не понимают, что дед со своими домочадцами затеял, и почему помощи не просит. Все думают, что его гордыня заела, не хочет соседям кланяться, своими силами желает из трудного положения выйти.
Ошиблись зубоскалы и злобствующие. Не успели понять, что к чему, видят дед и сыновья в укрытие бегут. И тут как долбанёт!... У всех шапки-то с голов и посрывало.
Младший сынок-торопыга с тротилом явно не рассчитал. Репищу вмиг разорвало на мелкие желтые и липкие части, да и заляпало этим месивом рожи всех зевак и злопыхателей. Потом рвануло второй раз и всех землёй сверху накрыло, присыпало, можно сказать, до самого пояса. Все завизжали, руками замахали. Не ожидали такого исхода. У многих штаны намокли, то ли от репного сока, то ли ещё от чего.
Но на этом сюрпризные процессы не закончились. Пока люди ругались, да чистились, вдруг из репной воронки какая-то чёрная жидкость фонтаном брызнула. Народ начал охать, да ахать. Не земляное ли это масло из недров попёрло, на иноземном языке нефтью называется? Точно!
Дед-отец раньше всех очухался. Кричит сыновьям, чтобы какую-нибудь затычку притащили.
Сыновья ничего придумать не смогли, как притащить новый колодезный сруб со двора, да и струю-то обрамили этим срубом, метров пять высотой. Что-то вроде вышки получилось. В дыру, откуда хлестало масло, загнали пару свай. Весь оставшийся день работали, чтобы струю масляную утихомирить и в нужное русло направить. Все ёмкости свободные заполнили, а потом сделали так, чтобы земляное масло лилось медленно и по надобности.
Много ли, мало ли времени прошло, только вскоре дед-отец и его сыновья разбогатели на продаже этого земляного масла. Стали они его соседям сбывать, чтобы те по вечерам долгим не лучину жгли, а яркие масляные лампады зажигали.
Вот оно как получилось, куда вышло! Хоть репа и пустотелая оказалась и непригодная для употребления в пищу, но только благодаря ей другие дары природы обнаружились и, как оказалось - более пользительные.
Не репой единой жив человек! Иногда можно и прокормиться за счёт продажи земляного масла. А смеяться над людьми и злорадничать не надо! Это никому на пользу не пойдет. Смейся, не смейся, а жизнь иногда так развернется, что насмешникам раскошеливаться приходится.