Тема в этот раз настолько интересна, что для рассказов можно предсказать только два крайних варианта развития судьбы: "тема не раскрыта - удар мимо" и "ох, как же берет за душу".
Среди финалистов, к величайшему моему удовольствию, все оказались цепляющими. Возможно, именно благодаря теме, справиться с которой нелегко, но уж если получается, то произведение заслуживает внимание.
И так как недостатков, кроме стилистических погрешностей и легких корявок, я особенно не вижу, оценки расставлю больше по личным читательским предпочтениям: кто сильнее всколыхнул, разбередил, расстроил, запомнился, у того и выше.
Время остановилось
Прекрасный, тягучий стиль, объемные образы. Знаний первоисточников (Макиавелли и Мальтуса) мне катастрофически не хватает, поэтому и аннотация, и эпиграф с цитатой, дают ту самую необходимую подсказку, благодаря которой кое-что все-таки вспоминается и к рассказу удается подойти с нужного ракурса, странный мир и странные поступки обретают смысл.
Что не нравится, так это подача через "объяснялку". Без бесед, без разговоров все равно не обойтись, но когда фокальный персонаж упирается в того, что сейчас ему все расскажет, пояснит про уровни и инициацию, это не очень хорошо. Здесь, правда, далее идет еще один переворот, выяснен не отнимает лишние знаки, так что нестрашно.
Оберег Людвига или акулий пир
Морская байка распадается на несколько историй: жизнь самого немца (как его только ни мотало), спасение, получение оберега от Марии, кульминационное сражение с акульим племенем. Стиль витиеват и местами тяжел, события увязаны гладко, соединения последовательны: и в самом деле имитация речи рассказчика.
Придирка: пунктуация ой-ой.
Община
Этот рассказ реально страшно читать было, мороз пробирал по коже все время. В напряжении держат события, происходящие в описываемое время, еще тяжелее оказывается то, что пережил герой в прошлом (даже больше моральные терзания в плену), ну а надвигающаяся схватка предвещает нечто еще более кровавое. Тронуло почти все: и персонажи, нарочито простые, но хорошие люди, и связь с волками, и отчаянная решимость.
Будь человеком!
Классическая подача: неторопливый диалог с таинственным незнакомцем, во время которого мы узнаем о странном мире, где все происходит наоборот, а заодно разгадываем загадку, в чем связь персонажей.
Первая часть рассказа и финал показались сильнее середины. Хотя, там, в середине, картошка по-флотски была, описание процесса приготовления которой просто волшебное, да и прочие бытовые детали... Все мелочи, касающиеся процессов здесь и сейчас: еда, предметы, движение - настоящее, выпуклое, даже не хочется отрываться от этого, чтобы услышать о ином мире.
Заговор одиночек
За что повысила баллы: за легкость, с которой удалось прослушать этой космооперу; за теория белошвеек и связь со "скатертью-дорога", за многомерность рукоделия, за постоянную игру с пояснениями моды на имена, за легкую горчинку. И еще этот рассказ теплый и светлый.
Убийство на улице Речной
Показался затянутым. Я наслаждалась деревенскими пейзажами, репликами, картинками двором и внутреннего убранства, полностью была погружена в деревенский детектив, но к финалу интерес несколько увял. И в развязке есть что-то неприятное такое: то ли жалко немолодых сельских дам, то ли с главным героем (убитым) нехорошо поступили.
Шойо
Захотелось увидеть, что же за мастерские пионы получались у Симочки.
Тоже рассказ с вкладышами: мучительно существование пары, одиночная точка Симочки, пробуждения-воспоминания и прорывающиеся временами свежие брызги. Где и какой мир существует (существовал), героям так и не узнать. Комната, в которой есть все, или мир, в котором все организовано для счастья человека, мы в любом случае видим вселенную-ограничение, в которой "не под седлом и без узды" отсутствует полностью.
Водяной
Восхищаюсь дотошностью, с которой описаны попытки Славы спастись. Жажда жизни, хладнокровие, не подпускающие отчаяние до последнего мига, увлекают и затягивают. С технической стороны рассказ исполнен хорошо.
С этической же... наверное, все это так и было задумано? Сначала мне было трудно привыкнуть к героям - они все делали не так, как мне (читателю) нравится, и я за это на них злилась, хоть и понимала, что все люди разные. Приехали к какой-то мусорке с твердыми намерениями еще больше намусорить, и все у них магазинное: уголь, жидкость для розжига, нарезка (вот чего тогда радуются, что удается часто встречаться, несмотря на занятость?), ведут себя грубовато, шутят плоско (водяного помянуть перед погружением - да за такое балагура на месте топить надо), сертификат дайвера экстерном тоже имеет право быть, но тут же надо хоть какой-то отчет отдавать себе о степени риска? Без определенного числа погружений в открытой воде, без тренировок в бассейне, без - что самое главное - напарника! С наспех приобретенным оборудованием, Славка - чистый самоубийца. И вот я читаю, понимаю, что все обстоятельства сложены специально, что гнусное поведение парочки за его спиной тоже вполне себе нормальное явление, но как же неприятно и гаденько.
Оценен будет высоко.
Продавец возраста
Схема нередкая: трудности - соблазн - осознание сильной переплаты - отказ от благ. Особенность: тот самый элемент, который был изъят, в данном случае первая пятерка. Нечто трогательное, нежное из детства. И хоть герой уже приличного возраста, а по биологическим показателям и того старше, он все еще остается маминым сыночком, сохранившим где-то внутри себя память о школьной радости. В этом-то маленьком состоянии счастья и есть фантэлемент, придающий новелле нереальность, а вовсе не в генетической модификации. И хоть в отдельных местах текста есть некая вторичность, рассказ этот ложится в мое настроение и мировосприятие, поэтому понравился.
Пометка. "А ведь я когда-то влюбился именно в эту родинку! Правда тогда вместе с хозяйкой она весила всего пятьдесят килограмм. А теперь спит отдельно, в дочкиной комнате". Родинка спит в дочкиной комнате? %
Бенефис
Я заблудилась, запуталась и потерялась. Не могу выпутаться и разобраться: мне не хватает знания материала, нет настройки на авторский слог. Мое впечатление от рассказа можно описать цитатой из него же, пусть и не подходящей дословно, но попадающей в настроение: "Не нравится мне сценарий, вот в чём дело. Особенно последняя сцена, где я кладу пятерых... Ну ладно премьера грохнуть - заслужил. Герой убил злодея - это я понимаю. Или злодей убил героя - тоже вариант".
Милорд
Яркий образец того, как красиво можно написать о грустном. Витиеватый слог с умеренными вкраплениями иностранщины, тонко подмеченные черточки быта - страстные, жадные, неуемные, с осязаемыми метафорами и точными описаниями. И сквозит тоска, но она этакая залихватская, как и образ города, как и образ Земли.
Карамбо
Прелестная провинциальная история с мотивами из Великого Гусляра, с почти библейскими спорами, с моралью, с любовью, с воздаянием за прошлые грехи, с верой в людей и с хорошими персонажами. Улыбка, надежда.
Свобода или...
Еще одна удачная реализация подачи почти через одни только диалоги.
Живые интересные люди, необычные взгляды. Ситуация с нападением псевдодобреньких инопланетян заезженная и плоская, зато решена нестандартно. Удачная концовка, полуоткрытый финал, да? Все-таки оно пришло, оно плохо, но, может, всего лишь закат, хотя это вряд ли.
Пометка
"А ведь за этот месяц я пожил хоть как человек, понимаешь? Ведь крутился всю жизнь, блин - работа в цехе - дом - сын пятилетний - жена - работа - дом - работа - пиво..". У него всю его жизнь сын так и был пятилетним?
Particula Mentis
Записала в файл с обзором название рассказа и автоматически выделила его курсивом, раз уж латынь.
Оценка от меня будет высокая: твердая социальная НФ, честный фантэлемент с валютой в частицах ума (хотя какая ж это связь с умом, если упор идет больше на послушание и верность идеологии?), органично существующий в своем мире: дитя четко структурированного и классифицированного общества, которое даже ради желанной игрушки (красивой девушки) не отступит от установленных правил.
Вопрос: а как при чтении рассказа вслух произносить РМ? Пэ-Эм или Эр-эм? До расшифровки заглавия в тексте происходит немало событий, я упорно читала буквы как славянские.
Пейзаж без рамы
Картинка, в которую можно провалиться и исчезнуть. Здесь, снаружи, остается то, что потерять не то чтобы не жалко, а от чего, напротив, следует избавиться.
Смешные люди
Это скорее не смешные люди, а грустный умирающий город. Рассказ красивый, с приятным стилем: мягким, ненавязчивым, образным. Персонажи реалистичные, отторжения не вызывают, даже когда совершают не самые правильные поступки: уезжают, обманывают, изменяют. Именно эти недостатки жителей и позволяют существовать городу, неважно, в каком времени и с какими обстоятельствами.
Театр и мир
Еще один рассказ со сменой декораций, которые я обожаю. Миры разные, а актеры одни и те же. И пьеса, которую они играют, бессмертна. И трактовка этой пьесы может быть различной даже для одних и тех же зрителей - зритель начинает меняться уже по мере просмотра спектакля.
Гул затих
Наивысшая оценка от меня и громкие продолжительные аплодисменты. Ну и искупать в овациях зал, состоящий из меня-зрителей, вполне даже может. Накал эмоций, композиционное построение, стиль - отлично. Ничего лишнего, только талант ГЕ, талантище Милены и любовь...
Вероятности
Грустный постапокалипок с деградирующими личностями. Речь персонажей натуральная, черный юморок сообразно уровню персонажей, сюжет активный.
Шутка с вероятностями на уровне "долбанет-не-долбанет" понравилась, но больше всего меня задела (запомнилась, отпечаталась) другая деталь: возраст героев. В обстоятельствах, не сулящих особого выбора, подобные вопросы значения не имеют, прямо как у животных, а вот "после мытья" кое-что проясняется: разница героев в возрасте объясняет их поведение, делает картинку завершенной. Мне понравилось.
Воскрешение Лазаря
Здесь в качестве своего мнения мне тоже хотелось бы процитировать героиню "человекоподобные монстры - немножачко перебор".
Фантастически красивый стиль, образы, негритянки, книги, цвета, картины - смена чудесных сцен, исполненных в затейливом, аккуратном стиле.
Идеологически не тронула, переживаний не вызвало.
Артемида
Все поперек моей души. Неприятный главный герой, ужасные метафоры в описании его жены и дочери, невероятно пошлая соблазнительница, вождение машины в состоянии алкогольного опьянения (бар с друзьями - кино - доставка тещи до дома).
Но это цельное, качественное, достойное произведение
Свободен
Грустно и о настоящей любви. Единственное, что показалось перебором - упор на борщ и рубашки. В остальных деталях рассказ свежий и яркий, а борщ - уж настолько замыленный штамп, что вызывает странную реакцию одним своим упоминанием (а в этом рассказе их несколько).