Филатов Вадим Валентинович : другие произведения.

Мушкетеры, воины пустоты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   []
  
  (Лекции по философии литературы)
  
  Роман Александра Дюма "Три мушкетера" вызывает много вопросов. Один из них связан с названием: отчего "Три мушкетера", когда главных героев четыре? При этом основной из них, д'Артаньян, уже в финале первого романа трилогии становится не просто мушкетером, а лейтенантом королевских мушкетеров.
  Александр Дюма был масоном. Широко известен масонский девиз его мушкетеров: "один за всех и все за одного". А в Уфе живёт офтальмолог-оккультист Эрнст Мулдашев. Он был на Тибете и встретил там атлантов, которые сидят под горой Кайлас в положении самадхи. Мулдашев считает, что масон Дюма зашифровал в мушкетерской трилогии кабалистическое содержание. Действительно, если убрать из имен мушкетеров первые буквы, то остаётся: Тос, Ортос, Рамис, Артаньян. Теперь прочитаем первые буквы новых имён, и у нас получается: ТОРА. Шалуны, однако, эти криптомасоны!
  Но это ещё не всё.
  Автор "Трех мушкетеров" не скрывал своей принадлежности к роду выдающегося британского философа Дэвида Юма (1711-1776), который развивал агностицизм, учение о непознаваемости мира. Настоящее имя Дюма - Alexandre d'Humas - то есть Александр из рода Юма.
  Старший современник Юма, епископ Беркли утверждал, что мир непознаваем потому что жизнь это сон, следовательно, и познавать нечего. Согласно Юму, отсутствует не только объект познания, но и сам субъект. А значит, нет вообще ничего и никого.
  Поэтому не случайно в романе Дюма есть ещё один скрытый смысловой ряд. По сравнению с ним меркнут любые масонские тайны. Мушкетеры - это воины Пустоты. Или, точнее, воины Абсолютного Отсутствия. Но не все, а лишь трое из них. Отсюда и название - "Три мушкетера".
  Абсолютное Отсутствие представляет собой предельную степень аннигиляции, не имеющую совершенно никакого отношения к иллюзии бытия. А вот три модуса Абсолютного Отсутствия связаны с этой иллюзией: Ничто со всем, Пустота с наполненностью, Небытие с бытием.
  В философской трилогии Дюма д'Артаньян олицетворяет Небытие, Атос Ничто, а Портос Пустоту. При этом, в русской экранизации, мушкетеры обращаются к своему первоначалу, именуя его Ничего:
  - Я задержу их, Ничего!
  Известно, что Дюма изучал исторические хроники, и мушкетеров писал с реальных людей:
  Шарль де Батц-Кастельмор, граф д'Артаньян, (1613-1673) - гасконец и мушкетёр, жил не в эпоху Ришельё, а при Мазарини (в 1626 ему было не 18 лет, а только 13), маршалом не был и носил титул графа, тогда как персонаж Дюма менее знатен, хотя и стал маршалом. Настоящий д"Артаньян сделался мушкетёром в 1644, был доверенным человеком Мазарини во время Фронды, участвовал в аресте Фуке, погиб в битве при Маастрихте в 1673 году.
  Арман де Силлег д"Атоз д"Отвьель, (1615-1643) - умер от раны, полученной на дуэли, еще до того, как граф д"Артаньян был зачислен в мушкетёры
  Исаак де Порто - стал мушкетёром в 1643 г. Израильский писатель, автор романа "Мушкетёр" Даниэль Клугер, ссылаясь на книгу французского историка Жана-Кристиана Птифиса "Истинный д'Артаньян", сообщает, что отца Портоса звали тоже Исаак, а деда - Авраам. Королевский мушкетер - еврей, это конгениально!
  Теперь обратимся непосредственно к романам Дюма:
  "- Господин д'Артаньян, - ответил суперинтендант со скорбной улыбкой, - О, если б вы знали, насколько я сейчас одинок и насколько вы кажетесь мне, вы, разлучающий меня со всем тем, к чему я тянулся всем сердцем, насколько вы кажетесь мне воплощением одиночества, Небытия, смерти! - Я уже говорил, господин Фуке, - отвечал тронутый до глубины души д'Артаньян, - что вы преувеличиваете..."
  На самом деле д'Артаньян удивлён прозорливостью Фуке. Будучи Небытием, мушкетёр всю свою жизнь только и делает, что сражается за чистоту Небытия. С этой целью он отправил на тот свет, сиречь в Небытие, неисчислимое количество каналий. Похоже, д'Артаньян поневоле нуждается в канальях, так же, как греческий философ Диоген Синопский - в свидетелях своих бесчинств. Очевидно, Небытие слишком связано с бытием - как больной со своей болезнью. В финале Небытие, в лице д'Артаньяна, закономерно уничтожается. Ведь известно, что лучшее средство от перхоти это гильотина.
  О тайне Атоса интуитивно догадывается его сын Рауль:
   "Часто Рауль, слушая отца, не слышал его. Ведь Ничто не может заменить влюбленному сердцу воспоминаний и мыслей о том, кого оно любит".
  Атос и Рауль практикуют медитации на Пустоту:
  "Атос и Рауль уселись на высоком скалистом мысу, заросшем мхом и вереском. Над их головами взад и вперед сновали большие летучие мыши, которых вовлекала в этот бешеный хоровод их неутомимая охота. Ноги Рауля свешивались над краем утеса, в той Пустоте, от которой кружится голова и спирает дыхание и которая манит в Небытие".
  Очевидно, на дне пропасти в таких случаях находится д'Артаньян и призывно размахивает головным убором. Манит в Небытие, так сказать. Кстати, могу по ходу дела раскрыть и страшную тайну исполнителя роли д'Артаньяна в кино, Михаила Боярского. Вы думаете, он никогда не снимает шляпу потому что стесняется своей лысины? Как бы не так, действительность намного ужаснее. На самом деле под шляпой у Боярского нет вообще ничего, там Пустота!
  В трилогии Дюма Атос-Ничто уничтожает Миледи, Мордаунта, Рауля, а также бесконечные стада безымянных каналий. Не может спасти и, тем самым, фактически уничтожает Карла Стюарта и Железную Маску. Может, не желает спасти? В итоге Атос с чувством выполненного долга самоуничтожается. А что же остаётся? Меньше, чем Ничто. Абсолютное Отсутствие.
  Теперь перейдем к мозговому центру всей пустотной компании. Поскольку Портос самый загадочный из мушкетёров, его скрытый смысл был обнаружен лишь после смерти Дюма, в романе русского воина и духовидца Петра Краснова:
  "Валентина Петровна вздрогнула всем телом. Больше всего, казалось, поразила ее Пустота на том месте, где она так отчетливо видела Портоса. Она стояла перед непостижимым, нездешним... Потустороннее было перед нею - и в этом потустороннем уже был Портос".
  Петр Краснов ("Largo")
  Итак, Портос, как и положено иудейской индийской Шунье (Пустоте) - наиболее мистический персонаж. На нём и держится сюжет. В свете этого остальных мушкетёров можно рассматривать как воинов Портоса, иначе говоря, воинов Пустоты. На протяжении всей трилогии Портос очень ловко притворяется простаком, но где вы видели простого еврея? В итоге он закономерно перехитрил всех, и, опустошив всё, что только мог, с чувством выполненного долга возвращается в Абсолютное Отсутствие.
  Почему же из всех мушкетеров к концу трилогии Дюма в живых остаётся именно Арамис? (исполнитель его роли в русской экранизации "Мушкетеров" наоборот ушел в Небытие первым).
  Не только потому что иезуит. Потому что обыкновенный человек. Арамис воображает себя хитрецом, но на самом деле мушкетеры постоянно используют его в своих целях, особенно Портос. А глупый Арамис ничего не замечает. У него нет никакой сверхценной идеи, нет нигилистической миссии творить всеобщее уничтожение, а есть лишь совершенно банальные мелкие страстишки и интересы: женщины, деньги, политические интриги.
  Анри д"Арамитц (1615-?) - дворянин, светский аббат в сенешальстве Олорон, зачисленный в 1640 г. в мушкетёрскую роту, которой командовал его дядя. В конце жизни он удалился в свои владения вместе с женой и четырьмя детьми.
  Как говорил Фридрих Ницше, "человеческое, слишком человеческое". Неудивительно, что финал жизни Арамиса был до отвращения скучным и банальным.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"