Филатов Вадим Валентинович : другие произведения.

Храм Ничто

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Русский нигилизм в поэзии Серебряного века

   []
  
  
  Наступает 20 столетие. На смену Золотому веку русской литературы приходит Серебряный. Это апогей литературы русского нигилизма. Её основными темами становятся декаданс и предчувствие всеобщего уничтожения.
  
  Если в русской классике второй половины 19 столетия существовали, по большому счету, два течения: реалисты, наглядно демонстрировавшие ничтожность окружающей жизни, и сторонники "искусства для искусства", пытавшиеся ухватить и запечатлеть пустоту в её чистом виде, то литература и, особенно, поэзия Серебряного века изобилует разнообразием школ. Все они представляют собой различные пути к одному храму - храму Ничто.
  
  1) СИМВОЛИСТЫ
  
  Их поэзия является, преимущественно, выражением пессимизма и отчаяния. Взять, к примеру, знаменитое стихотворение АЛЕКСАНДРА БЛОКА с его классической картиной безысходности ("Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет..."). Пустоту символисты стремятся отразить через загадочность, недосказанность и, собственно, через символы. В то же время, Блок нередко говорит о ней прямо:
  
  Есть немота - то гул набата
  Заставил заградить уста.
  В сердцах, восторженных когда-то,
  Есть роковая пустота.
  
  Вот ещё:
  
  Я здесь в конце, исполненный прозренья.
  Я перешёл граничную черту.
  Я только жду условного виденья,
  Чтоб отлететь в иную пустоту.
  
  ФЁДОР СОЛЛОГУБ. Этот поэт-символист более известен, как автор романа "Мелкий бес", в котором показал душу психа Передонова на фоне целого городка ничтожных людишек, а также персонифицировал Ничто в образе Недотыкомки. В стихотворениях Соллогуб, подобно своему alter ego Передонову, постоянно выражает ужас и беспомощность перед мощью Ничто:
  
  ... Не поможет, знаю, никто,
  Да и чем и как же помочь?
  Предо мной темнеет ничто,
  Ужасает мрачная ночь.
  
  ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ. Ещё один символист, прямо провозгласивший себя прожженным нигилистом и ниспровергателем банальных псевдоценностей. Его стихотворение так и называется:
  
  НИЧТО
  
  Я не из тех, которым любы
  Одни лишь глазки, щечки, губы,
  И не из тех я, чья мечта -
  Одной души лишь красота...
  В речах про высшее начало
  Одно лишь "не" порой звучало;
  Вот так и я скажу в ответ
  На все, что любо прочим: "Нет".
  
  А что же Бальмонт, КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ? А - ничто! Но не просто ничто, а гимн Ничто, "ВЕЛИКОЕ НИЧТО"!
  
  К старинным манускриптам в поздний час
  Почувствовав обычное призванье,
  Я рылся между свитков - и как раз
  Чванг-Санга прочитал повествованье.
  Там смутный кто-то,- я не знаю кто,-
  Ронял слова печали и забвенья:
  "Бесчувственно Великое Ничто,
  В нем я и ты - мелькаем на мгновенье.
  Проходит ночь - и в роще дышит свет,
  Две птички, тесно сжавшись, спали рядом,
  Но с блеском дня той дружбы больше нет,
  И каждая летит к своим усладам.
  За тьмою - жизнь, за холодом - апрель,
  И снова темный холод ожиданья.
  Я разобью певучую свирель.
  Иду на Запад, умерли мечтанья.
  Бесчувственно Великое Ничто,
  Земля и небо - свод немого храма.
  Я тихо сплю,- я тот же и никто,
  Моя душа - воздушность фимиама".
  
  2) АКМЕИСТЫ
  
  Они формально как бы противостоят символистам, и выступают за предметность тематики и образов, за которыми, однако, скрывается все тот же старый добрый нигилизм. Возьмем, к примеру, творчество самого известного акмеиста, НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА и, пожалуй, наиболее мистическое и пронзительное его стихотворение - "Заблудившийся трамвай". Как заметил кто-то из критиков, этот трамвай "внеположен пространству и времени", и, следовательно, он движется в пустоте, поглощая по ходу и живых и мёртвых.
  
  Понял теперь я: наша свобода
  Только оттуда бьющий свет,
  Люди и тени стоят у входа
  В зоологический сад планет.
  
  В целом, в творчестве Гумилева пустота абсолютна, её вечность контрастирует с бренностью иллюзорного мира:
  
  И жарким сердцем веря чуду,
  Поняв воздушный небосклон
  В каких пределах я ни буду,
  На все наброшу я свой сон.
  Всегда живой, всегда могучий,
  Влюбленный в чары красоты.
  И вспыхнет радуга созвучий
  Над царством вечной пустоты.
  
  Гумилев, безусловно, одинок среди акмеистов. Они, по сравнению с ним, часто претенциозны и ничтожны. Взять хотя бы непомерно раздутую, в прямом и переносном смыслах, вдову Гумилёва АННУ АХМАТОВУ. На её глазах канула в небытие целая эпоха. И что же Ахматова? Вместо того, чтобы восславить небытие, сочинить ему вдохновенный гимн, она смехотворно пытается противопоставить небытию какую-то мифическую силу искусства. Результат предсказуем: где небытие и где Ахматова?
  
  То же самое можно сказать и про Осипа нашего, МАНДЕЛЬШТАМА. Вначале этот поэт справедливо провозглашает пустоту фундаментальной онтологической категорией: "...Для меня в бублике ценна дырка. А как же с бубличным тестом? Бублик можно слопать, а дырка останется. Настоящий труд - это брюссельское кружево. В нем главное то, на чем держится узор: воздух, проколы, прогулы".
  
  Неплохо написаны следующие строки Мандельштама:
  
  Я вижу месяц бездыханный
  И небо мертвенней холста;
  Твой мир, болезненный и странный,
  Я принимаю, пустота!
  
  Но потом Мандельштам впал в ересь, заявив следующее: " Пустота и зияние - великолепный товар". А в конце жизни он уже совсем неуважительно высказывается о небытии: "чад небытия". Поскольку небытию нет до нас никакого дела, оно никак на этот эпитет не отреагировало. Но вот другие не потерпели и отправили кощунника вначале в лагерь, а потом и туда. В чад небытия.
  
  3) ФУТУРИСТЫ
  
  Это авангард нигилистической идеологии в русской литературе. По сути - наиболее последовательные нигилисты. Призывают к разрушению культурных стереотипов. Предлагают заменить людей машинами, которые уничтожат всю живую природу. А поскольку без людей машины заржавеют и рассыплются в труху, на Земле наступит царство Абсолютного Ничто!
  
  МАЯКОВСКИЙ. Незаслуженно недооцененный в наши дни футурист и воинствующий нигилист. В юности эпатирует обывателей своей желтой кофтой, как бы намекая на буддизм и пустоту (шунью). Не случайно ведь писали о нем критики: "Пустота, сгущенная до размеров души, до плотности личности - вот Маяковский". (Впрочем, это относится ко всем людям). Характерно известное мистическое прозрение Маяковского о пустоте, из его стихотворения на смерть Есенина: "Вы ушли, как говорится, в мир в иной. Пустота... Летите, в звезды врезываясь..." После прихода к власти большевиков Маяковский становится пропагандистом их идей, поскольку надеется, что комиссары оперативно отправят Россию, а то и весь мир, в вожделенную пустоту. Убедившись, что этого не происходит, поэт жестоко разочаровался и отправился туда, вслед за Есениным, сам.
  
  ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ. Он явно не от мира сего и, следовательно, уже при жизни пребывал в пустоте. Поэтому его стихи представляют собой невообразимый бред. Безусловно, он созерцал пустоту, но членораздельно поведать о ней не смог. Да это, наверно, и невозможно.
  
  ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН. Мистический поэт, прозревший всеобщность пустоты. Молодчик! В своем гениальном стихотворении "В опустошенье" опустошил всё дотла! Воистину: нет ничего, кроме пустоты, и Игорь Северянин пророк её:
  
  Я подхожу к окну: в опустошенье
  Деревья, море, небо и поля.
  Опустошённым кажется движенье
  И проплывающего корабля.
  Всё пустота. Такое положенье
  Дано тебе, осенняя земля.
  Я подхожу к душе своей, - и тоже
  Там пусто всё: желанья и мечты!
  Как это всё на юность не похоже,
  И сам себя признать боишься ты!
  Смыкаются уста и брови строже
  В предчувствии смертельной пустоты.
  
  4) ИМАЖИНИСТЫ
  
  показывают пустоту через метафору (образ, основанный на употреблении слов в переносном значении), с помощью которой эпатируют читающую публику. Они убеждены в том, что раз ничего нет, то все позволено. Например, пьянствовать и хулиганить.
  
  СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Этот поистине великий поэт прекрасно видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие. И поспешил за ним (или ему помогли поспешить), оставив нам гениальные строки:
  
  Слушай, поганое сердце,
  Сердце собачье мое.
  Я на тебя, как на вора,
  Спрятал в руках лезвие.
  Рано ли, поздно всажу я
  В ребра холодную сталь.
  Нет, не могу я стремиться
  В вечную сгнившую даль.
  Пусть поглупее болтают,
  Что их загрызла мечта;
  Если и есть что на свете -
  Это одна пустота.
  
  5) ДРУГИЕ ПОЭТЫ
  
  МАРИНА ЦВЕТАЕВА. Справедливо заметила, что женская "красота - это пустота". "За царем - цари, за нищим - нищие, за мной - пустота...". Когда стала стареть, внезапно заявила, что "небытие это условность". В итоге решила проверить это на собственном опыте.
  
  БОРИС ПАСТЕРНАК. В годы застоя еврейский автор и исполнитель одесских частушек Костя Беляев сложил о нем такую вот эпитафию:
  
  Пастернак и сельдерей -
  Что ни овощ, то еврей.
  
  В юности Пастернак примыкает к футуристам и, тем не менее, о небытии он пишет до обидного мало:
  
  Ночная даль теперь казалась краем
  Уничтоженья и небытия.
  Простор вселенной был необитаем...
  
  Однако, в глубинах души Пастернак постоянно её, пустоту, лелеет. Возможно, как испанский гуманист Мигель де Унамуно, он убежден в том, что ничто познаётся безмолвием. Тайная жизнь души поэта не остаётся незамеченной бдительными советскими гражданами. Так, ленинградский пенсионер В. Симонов так прокомментировал присуждение Пастернаку Нобелевской премии: "- Как смеет Пастернак обливать грязью все, что завоевано кровью и трудом миллионов людей?! Как смеет эта озлобленная шавка лаять на святое святых советского народа?! Он даже не господин Пастернак, а просто так... пустота и мрак". И эти слова простого труженика дорогого стоят.
  
  6) НИЧЕВОКИ
  
  Эта литературная группа возникла в 1920-м году и, несомненно, представляет собой вершину не только поэзии Серебряного века, но и всей русской литературы вообще. Ничевоками были С. Садиков, Рюрик Рок, Аэций Сранов, Мовсес Агабабов и другие. Известно, что на поэтическом вечере в Политехническом музее ничевоки резонно советуют Маяковскому сделаться чистильщиком обуви. А в своем знаменитом манифесте они заявляют следующее: "Итак, истоки всего - из Ничего. Отсюда: в поэзии Ничего Нет; только - Ничевоки. Жизнь идет к осуществлению наших лозунгов: Ничего не пишите! Ничего не читайте! Ничего не говорите! Ничего не печатайте!"
  
  Конгениально! Поистине, лучше ничевоков ничего не скажешь!
  
  Не дрогнет бровь и губы стынут строго.
  Круги черчу.
  И все ясней в пространствах крышка гроба
  большою птицей реет чуть. (Рюрик Рок).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"