Филиппов Николай Николаевич : другие произведения.

Информация о владельце раздела

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Смею предположить, что порка в современном российском семейном воспитании не отжившее домостроевское прошлое, а самое, что ни на есть настоящее. Вспоминая свое детство, большинство россиян признаются, что родители воспитывали их нравоучениями и наставлениями (91%). Меньше оказалось тех, кого родители ставили в угол (56%), наказывали телесно (56%), ограничивали в просмотре телевизора или прогулках (46%). С наказанием ремнем и лишением карманных денег в своем детстве сталкивались немногие (34 и 26% соответственно).Большинство указанных воспитательных мер чаще применялись к мужской части опрошенных, по их собственным признаниям: так, мужчины чаще женщин признаются, что родители ставили их в угол (60% против 52% соответственно), применяли телесные наказания (51% против 43%), наказывали ремнем (43% против 26%), лишали карманных денег (31% против 21%).Современные родители чаще всего также воспитывают детей устными наставлениями (88%). Менее половины опрошенных признаются, что наказывают детей ограничением прогулок (44%), постановкой в угол (43%). Еще реже встречаются те, кто применяет к своим детям телесные наказания (33%), ограничение пользование компьютером (32%). Меньше всего тех, кто воспитывает детей лишением карманных денег (23%) или ремнем (17%).Родители, как правило, применяют к своим детям те методы воспитания, с которыми сами сталкивались в детстве. Например, если в угол своих детей ставят в среднем 43% родителей, то среди тех, кого так наказывали родители в детстве, таких 64%. Телесные наказания применяет только треть родителей в целом (33%) и половина тех, кто сталкивался с этим в своем детстве (52%). Наиболее наглядный пример - лишение карманных денег: такую меру применяют 23% опрошенных родителей и 51% тех, кого так наказывали в детстве.Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 мая 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Как видите - порка никогда не уходила из семьи.Вчитаемся внимательно, без добролюбовской истерики, в статью великого русского врача и педагога Николая Ивановича Пирогова, написанную им в 1858 году. Её полное название: 'Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?'. Пирогов пишет: 'Розги предмет немаловажный и не для одних детей, о ней говорится в Библии, и в педагогике и в законоведении - и она из важнейших вещей важнейшая'.Так ли уж много изменилось в природе ребёнка за прошедшее время? Не происходит ли сегодня тоже непонимание детства, которое, кстати, было замечено тем же Пироговым в другой его статье 'Быть и казаться': 'Но мы - взрослые, беспрестанно нарушаем гармонию детского мира. Переносим ребёнка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему НАШИ ВЗГЛЯДЫ, ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ, полагая, что ребёнок сам не понимает, а сами не хотим усвоить, что он прекрасно понимает нас, вот только по - своему'. Не эта ли модель положена нынче в основу воспитания русского ребёнка?В таком нелёгком, семейном деле, как наказание, незаметно всё вывернулось наоборот: на смену разумной строгости пришла импульсивность, немотивированность. Пропали деньги из сумочки - получай, дочка, пощёчину. А то, что они лежат в другом кармане и мысли нет - проверить.А зачем? Ведь не на смерть бью...Почему-то, современными родителями не часто вспоминается истина - чтобы ребёнок уважал, воспринимал наказание как справедливое НАДО БЫТЬ ДЛЯ НЕГО ЛИЧНОСТЬЮ, за которой он бы признавал не право сильного, а право старшего друга, ведущего по жизни. Друга, не равнодушного созерцателя, как порой случается сплошь и рядом.Самое трудное воспринимать детей такими, какие они есть. Дело не только в произвольном переносе родителями ценностей взрослой жизни в детство, о котором писал Пирогов, но в ОСОБЫХ КАЧЕСТВАХ НРАВСТВЕННОГО МИРА РЕБЁНКА.В силу ограниченности жизненного опыта, оценка им как окружающих, так и самого себя носит однолинейный характер. Знаки плюс и минус не имеют для него тональных переходов. Извечный вопрос: 'Что такое хорошо и что такое плохо' решается им с мужественной прямотой. В то время, как взрослые пытаются найти ему оправдание, подыскать смягчающие вину обстоятельства, сам ребёнок всегда судит себя за проступки строго и безкомпромиссно. В самом факте наказания содержится для него прощение - самопрощение прежде всего.Эти действительные черты детской нравственности довольно легко обнаружить в любом ребёнке. НАДО ТОЛЬКО ВЗГЛЯНУТЬ ИЗНУТРИ ЕГО ГЛАЗАМИ. Истина заключена в простых словах, обращенных к нему: 'Я БОЛЬШЕ ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЧЕМ ЛЮБЯТ ДРУГИХ - ПОЭТОМУ Я И СТРОЖЕ'.Необходимо понимать и то, что если не смотреть сегодня правде в глаза - завтра и она уже не поможет. Любой ребёнок, чтобы стать эмоционально, чувственно, нравственно патентным взрослым должен пройти через три периода своего взросления.Детский - ПОСЛУШАНИЯ, выработки 'тормозов'; последних лет детства - ПЕРЕЖИВАНИЯ, накопления 'опыта души'; подростковый - СОПЕРЕЖИВАНИЯ, умения бескорыстно отдавать свои душевные силы другим.Не проживание,


   КОПАЯСЬ В СЕБЕ
  
  
   Началось ещё до моего рождения. Родители не хотели меня, вытравливали какими-то таблетками, но я всё равно появился на свет вопреки их воле. Это появление ознаменовало собою две вещи.
  Первую - мою гиперчувственность и возбудимость и вторую врождённый страх смерти.
   В детстве я стыдился их и пытался бороться с ними. Возбудимость была настолько сильной, что я был уверен, что все видят мой "стыд". Со страхом смерти было гораздо сложнее. К инстинктивным, смутным, неясным предчувствиям в четыре года добавились вполне реальные внешние - меня стали пороть - часто и разнообразно.
   Каждый удар воспринимался как маленькая смерть. Ты умираешь с ним и возрождаешься для новых. Стресс, шок, который мобилизовал все защитные силы организма.
   Неожиданно для самого себя (вот она реальная работа подсознания!) я стал внушать себе, что удары не страшны, что умереть от них нельзя, более того можно их терпеть. Не сразу, почти через три года внушил. Более того - я стал даже испытывать некоторую благодарность к маме и бабушке за их наказания. Ведь, именно порка, сделала меня в своих глазах бесстрашным героем. Не надо, наверное, долго объяснять, как важно для ребёнка это.
   Каково же было моё удивление, когда в пятом классе, в учебнике "Древней истории" я прочёл про спартанцев: они точно так же - поркой воспитывали в своих мальчишках мужество и бесстрашие. Были у них ещё два других закаливания: тепловое и нравственное. Они приучали мальчишек всегда и везде, не смотря на погоду ходить голыми и быть сдержанными в речи поступках.
   Спартанская система закаливания потрясла меня своей истинностью, а главное близостью ко мне, к моему внутреннему миру. Он и стал с этого времени активно формироваться и развиваться под воздействием спартанских идеалов.
   Когда пришла пора знакомиться с девочками я не видел других, кроме моих спартанских. Было ещё одно обстоятельство. Я был патологически застенчив. Краснел и мычал при любом разговоре с девочками.
  Причина всё тот же мой стыд за удика, и примешивающейся к нему страх, что узнают про мой безграничный, бескрайний мир фантазий и представлений, наработанный годами укрощения того же удика.
   Выход нашелся в виде фотографирования. Я фотографировал понравившихся мне девочек. Печатал и дарил им фотографии.
   В то, да и, подозреваю, в сегодняшнее время, понравившиеся девочки были в секциях спортивной и художественной гимнастке. Там я и стал жить.
   Но как всегда бывает с чувством - ослепительно яркое вначале - оно со временем тускнеет, а то и совсем исчезает. Меня стало раздражать и даже оскорблять, что девочки были все одетыми - в купальниках, а назывались "гимнастками" - что в переводе с греческого "обнажёнными".
   Так появились сначала мои теории воспитания спартанского в девочке, а следом и фотографии обнажённых гимнасток во время занятий и в перерывах после них. В то, как сейчас принято говорить "застойное" время все помогали мне и тренеры и родители.
   Это сегодня нет абсолютно воспитания гимнофильского женского тела, облагораживающей, очеловечивающей миссии гордой женской тренированной, загорелой наготы. Тогда оно было не только у меня, но и в романах Ивана Ефремова. Я отправился к нему на улицу Губкина, мы познакомились.
   Я ему выложил свои спартанские разработки и фотографии.
  
   Я остался в его "ТАИС АФИНСКОЙ" в образе скульптора Лисиппа, с моим гимнофильством, а мой женский идеал, в образе спартанки Эгосихоры.
   Внутри у меня сидел вопрос: почему, то, что я считаю истинным и настоящим для других просто не существует?
   Помог случай. Я поступил на факультет журналистики как Всесоюзный фото вундеркинд, русского языка не знал, писать не мог. Бесконечно пересдавал синтаксис и грамматику. На одной из пересдач и познакомился с Ильёй Владимировичем Толстым - правнуком "великого старца" (он преподавал у нас синтаксис). Слово за слово - нашлись и линии пересечения и общие точки.
   Илья Владимирович познакомил меня с другими Толстыми. С внуком Льва Николаевича - Сергеем Михайловичем Толстым. Я тогда увлекался толстовской теорией самоанализа - объяснением смысла прожитых дней. Сергей Михайлович говорил - дед его был дилетантом, и надо, если и заниматься человеческой психикой - то серьёзно.
  Что я и сделал. Занимался психодрамой, гештальттерапией, сексологией-мужской и женской. Потом с двумя коллегами организовал первое в России товарищество психоаналитиков "Семейный психоаналитик". С тех пор веду практику.
   Вопрос - зачем мне всё это нужно. Я сам не раз задавал его себе и всегда отвечал однозначно. По двум причинам. С одной, и, может быть, главной, сценарий моей жизни - СПАСАТЕЛЬ. Наслаиваясь на мою сильную энергетику, диагностические способности я могу, действительно помочь людям.
  
  С другой - я всегда стремился разбираться в себе и разбираюсь до сих пор.
  
   Николай Филиппов,
   январь 2013 года.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"