Филиппова Екатерина Леонидовна : другие произведения.

О фанфиках. Грустные размышления о природе жанра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Представьте себе: берег моря, ранний вечер. Вы неторопливо прогуливаетесь и вдруг видите на кромке прибоя замок из песка. Башенки, канальчики с мостиками, крепостная стена с зубцами... Признайтесь в глубине души, Вам хочется пристроить еще одну башенку? Украсить крепостную стену ракушками и сделать в ней бойницы? Сделать дорогу из замка с мостиком через ручеек? Тогда фанфики - это для Вас.

  Мы любим читать фанфики. Интересно вернуться в знакомый мир и увидеть чужое понимание темы и героев. И про себя можно подумать - а у меня получилось бы лучше, и вообще бред, не может герой так поступить. Что греет самолюбие, потому как про оригинал, с которого написан фанфик, так не подумаешь. Разумеется, если не страдаешь манией величия в комплексе с пониженной критичностью мышления. Или восхититься блестящим развитие темы и самокритично подумать - а мне бы такой поворот и в голову не пришел.
  Мы любим писать фанфики. Приятно порезвиться в знакомом мире и додумать/дописать за автора то, что он не захотел или не успел. Или потащить действие в противоположном от авторского хода мысли направлении, посмеяться над героями или - о, ужас! - похоронить или, наоборот, тайно обвенчать кого-нибудь из них.
  Кто-то фанфики принципиально не читает, брезгливо заявляя: "Фу, любительщина, к тому же вторичная". Кто-то читает их открыто и с удовольствием, а кто-то предается этому "пороку" тайно и никогда в столь неподобающем занятии не признается.
  Кто-то тайно пишет лишь для себя, воспринимая фанфики как творческую и логическую игру. Кто-то немедленно обнародует свои творения, при этом утверждая, что получившееся производное лучше оргигинала, или что это - новое прочтение. Иногда то же самое утверждают читатели и критики.
  Давно пыталась разобраться в этом клубке противоречий (и в собственном противоречивом отношении к жанру), смеси из блестящих, посредственных, просто никаких и отвратильных творческих опытов. Хотелось понять, нужен ли этот жанр "городу и миру" и мне лично. Но очередной фанфик благополучно забывался и желание разораться пропадало. А тут подоспел конкурс "Неканон" и до дрожи в пальцах захотелось изобразить нечто эндакое, так сказать "углубить и расширить" какой-нибудь из любимых миров или придумать, например, а куда же делась противная тетя Гериэтта.
  Так что придется разбираться - хотя бы для того, чтобы понять, где границы жанра, где заканчивается фанфик и начинается что-то совсем другое.
  Поэтому начину с самого понятного и практически неоспоримого - с юридической сущности жанра. Практически во всех правовых системах распространение фанфиков считается нарушением авторских прав создателя оригинала. С точки зрения закона фанфик не является ни объектом авторского права, ни самостоятельным произведением и не подлежит распространению. То есть нужно четко понимать, что ты пристраиваешь башенку к чужому песочному замку и в любой момент можнт появиться сам строитель и выразить свое недовольство доступными ему методами - толкнуть, снести башенку, заплакать, закричать "Папа, папа, тут какой-то мальчишка мой замок портит" - вариантов масса.
  Разумеется, есть и исключения. Например, башенка очень понравилась, и хозяин радостно согласился ее оставить. Или сам позвал тебя поучаствовать в строительстве: "Давай, ты будешь деревья сажатьь вот из тех веточек и еще реку нужно докопать вон до того камня". Тогда да, можно почувствовать себя признанным и званным, а свое творение - высоко и публично оцененным. Первый литературный пример современного периода, который приходит в голову - классические фанфики в сборниках "Время учеников" по мотивам произведений Стругацких, отобранные и одобренные самими мэтрами. Хотя и уровень этих рассказов и официальное признание создателей оригинальных миров превратили фанфики в полноценные литературные произведения - с той оговоркой, что существовать они могут только в заданном пространстве и не воспринимаются отдельно от оригинала.
  С той же оговоркой можно с удовольствием читать фанфики, размещаемые в своих разделах авторами СИ. Если не читал оригинал - фанфик читать и бессмысленно, и неинтересно, почти всегда возникает вопрос: "А это о чем?"
  Немного особняком стоят "миры", отрываемые писателями для последователей, такие, например, как миры Андрея Круза - весьма успешный коммерческий проект с самостоятельными произведениями, хотя чистыми фанфиками их считать нельзя, скорее это профанфики.
  Прослеживается забавная закономерность - чем выше уровень оригинала, тем, соответственно, выше уровень опубликованных фанфиков. Можно довести эту мысль до абсурда - фанфики на генальные произведения будут близки к гениальности? С другой стороны, авторы гениальных произведений в большинстве своем по вполне естественным причинам не смогут оценить современные труды своих последователей, поэтому думаю, что выше определенного уровня мастерства тенденция меняется на противоположную, особенно когда по историческому наследию начинают топтаться все подряд.
  И здесь возникает другой вопрос - какие произведения пригодны для "фанфикизации", а какие нет? Не думаю, что человек в здравом рассудке попытается написать фанфик по мотивам "Божественной комедии", "Войны и мира", "Ста лет одиночества" и прочих из того же ряда. Если продолжать аналогию с песчанными замками - это будет напоминать попытку пристроить что-то свое к песочной скульптуре, созданной мастерами для конкурса или фестиваля: глупо и небезопасно. Как ни обидно признавать, наиболее фанфико-пригодны вещи крепкого среднего уровня и большого объема, желательно - в 2-3-10 книгах, что дает достаточно подробно прописанный мир, в котором можно свободно оперировать, и достаточное количество персонажей (в том числе второстепенных и проходных), которые могут стать ГГ фанфика.
  Видов и подвидов фанфиков в различных классификаторах (преимущественно англоязычных) насчитывается множество. Не очень понятно, почему их так много - разве что для того, чтобы правильно классифицировать свое творение и перед названием дать подробную характеристику, например R/AU/OC/RPC/Mary Sue - посмотрел расшифровку и сразу понятно, что это лучше не читать.
  Так что после всех исследований и размышлений можно сформулировать несколько правил, следуя которым читать фанфики будет интересно, а писать - приятно.
  При выборе фанфиков для чтения лучше ограничиться произведениями, в той или иной форме одобренными авторами оригинального текста. При меньшей разборчивости есть риск утонуть в море самодеятельных поделок и разочароваться в жанре.
  При написании же оных главное - всегда помнить, что это - чужой песочный замок, его придумал и построил другой и человек, и Вы здесь пристраиваете свои башенки и втыкаете ракушки, в общем-то, на птичьих правах. Грустно, но никуда от этих реалий не денешься. И еще не забывать о чистоте жанра, не скатываться к помотивникам и римейкам - это абсолютно другая, совсем уж печальная история.
  Если настроиться на то, что все написанное в этом жанре - просто тренировка, репетиция перед великими литературными свершениями, писать становится легче, угрызения совести по поводу игр в чужой песочнице утихают, да и комплексы по поводу несамостояельности творчества потихоньку исчезают. Главное, чтобы этот тренировочно-репетиционный период не затянулся и не превратился в самоцель.
  Так что со всеми оговорками - фанфики важны и нужны и городу, и миру. Для меня же - тоже нужны и интересны. Читать их точно буду - с теми же оговорками. Вот писать - вряд ли, попыталась и поняла, что не моё. Хотя - never say never, есть одна идея...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"