Американский писатель Кен Кизи в свое время написал роман "Над кукушкиным гнездом"- трагифарсовая притча о бунте про-
тив унижения человеческого достоинства в лечебнице для ду-
шевнобольных.
Мне привелось побывать на выставке аутсайдеров с ликующим названием -" И крик, и радость, и полет".
С любопытством рассматривая искусство душевнобольных, я
пыталась разгадать их летящую мечту под миром реальности и
над реальностью, но своим трезвым умом так и не могла понять
размаха замыслов болезненного сознания. Остались загадкой
психологические фантазии.
С благими помыслами аутсайдера Геннадия Никишина (участ-
ника этой выставки, автора серии работ " Семейный альбом ",
" Больничные сказки "," Индейские сказки "), в котором живет надежда, что показывая жестокость, грубость, несправедли-
вость мира, он побуждает человека искать в жизни прекрас-
ное, пожалуй, согласишься, если вспомнишь триптих Иерони-
ма Босха "Сад земных наслаждений".
"Геннадий Никишин,- пишет Валентина Покладова -, сетует на
хаос, порождающий одиночество". С этим вряд ли согласился бы
великий норвежский драматург Генрик Ибсен:
" Самый сильный человек тот, кто наиболее одинок".
Солнце-Гелиос одно, но как сильно в своем одиночестве.
Озаряюсь искусством почтовых открыток, служивших " верой
и правдой на все явления жизни " и золотым сном наива , от
которого веет весной. Ищу благословенное настроение в кусках природы картин Ярославского музея и погружаясь в "симфонию цвета " гостей из Франции - факсимильные репродукции, пол -ностью повторяющие подлинники картин: Поля Гогена,Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, я потихоньку обре-
таю на страницах книги келейный покой души. Наслаждаюсь
" Светом счастья " ярких работ армянского художника Гагика Парсамяна. Изображенные на холсте цветы, словно источают между собой тонкие звуки ("Диалог", "Хорал").
Цветы, цветы ...
"Цветы всюду, нужно только захотеть их увидеть",- поневоле
улыбаешься прекрасным словам Анри Матисса.
У меня такое ощущение, будто книга " Музейный пейзаж"
вместила в себя весь мир, вместе с книгами польского издатель-
ва "Верум"из Кошалина."Книги этого издательства,- повествует Валентина Покладова-, символ интеллектуальных ценностей. Например, томик стихов Марии Павликовской - Ясножевской "Королева бурь весенних "издан в переплете розового шелка на нежно-розовой бумаге ручной выделки с запахом белых лилий.
А книга стихов другой польской поэтессы пахнет ландышами".
Охмелев от нахлынувших благоуханий цветов, я незаметно
для себя превращаюсь в легкогo, как запахи цветов, эльфа,порха-
ющего над морем, над песчаными дюнами. Я чувствую, как по-
ет песок :
" И человечность я воспеть готов,
которая прекрасней всех цветов".
Ещё мгновение, и мне, кажется, песчинки самой высокой дюны
Эфа превратятся в призраки поэтов и увлекут меня к далекой
Альбертине, туда, в "вечно кочующий", штормами воспетый Ке-
нигсберг".
На одной из страниц книги помещена фотография, где мы, ху-
дожники, учавствуя в живописной " стройке ", готовимся к выс-
тавке " Путешествие из Кенигсберга в Калининград", посвящен-
ной 750-летию основания города. Валентина Покладова вручила каждому из двенадцати художников фрагмент черно-белой лито-
графии " Кенигсберг - 1836 г." С университетом Альбертина, ос-
нованным в 1544 году герцогом Пруссии Альбрехтом Бранден-
бургским в городе Кенигсберге, связана судьба многих извест-