Я не ошибусь если скажу , что каждый человек хоть один раз в жизни запомнил свой сон , сон который для него оказался вещий , который стал какой-то поворотной вехой в жизни и который запомнился вам на всю жизнь. Я в жизни воспитан так , что не принимаю всерьез всяких экстрасенсов , предвидителей или предсказателей всех мастей , такого целителя , как некий Чумак и ему подобных , а всевозможные гороскопы я считаю обыкновенным шарлатанством , но для меня один вещий сон всю таки запомнился на всю жизнь и я как сейчас понимаю был он в переломный период моей жизни , в ту ночь когда я молодой специалист приехал в Иркутск в монтажный трест "Востокэнергомонтаж" и там получил направление в Норильск , где впоследствии и началась моя новая жизнь , моя трудовая деятельность , где я и прожил многие , можно сказать , мои счастливые годы . В ночь перед отлетом в иркутской гостинице мне всю ночь снился заполярный город по которому я ходил по улицах и магазинах и пришел к дому в котором я живу. На другой день я прилетел в Норильск , вышел из электрички (электричка приходит из аэропорта Алыкель прямо в центр города) и увидел именно тот город , который мне снился нынешней ночью , я безошибочно прошел знакомый мне проспект , повернул на улицу Б. Хмельницкого и зашел в общежитие в котором я и прожил несколько месяцев , пока не получил квартиру. В шестидесятые годы , когда я поехал покорять Сибирь и Крайний Север , нам всем тогда казалось всё героическим и романтическим , мы все тогда были молодые красивые парни , романтики и мечтатели , нас переполняла гордость за нашу страну и нам казалось , что именно мы то поколение , которое построит и доживет до светлого будущего , до коммунизма. Безкрайние просторы Сибири и Крайнего Севера , романтика созидания для нас не были пустым местом и пустыми словами , мы мечтали , любили и были любимыми , мы были одержимы романтикой покорения Сибири , нельзя не вспомнить песни наших любимых Александры Пахмутовой и Николая Добронравова , эти песни были всеми ними любимыми и согревали наши души , даже не надо и вспоминать многие песни , взять хотя бы "Надежду" , здесь я с уверенностью могу сказать , что такой романтики , таких песен , никогда и ни в одной стране не было и никогда не будет:
-Ты ушел по тайге опять молибдена руду искать- пела вся страна. Работая прорабом по сварке на Норильской ТЭЦ мне доводилось много летать по Сибири , меня как молодого специалиста по сварочному производству направляли в командировки на большие стройки Сибири для приобретения опыта , такие командировки мне многое дали , я не только увидел Красноярскую , Братскую , Саяно-Шушенскую , которые произвели на меня не только шокирующее и фантастическое впечатление , но здесь я получил много знаний по организации производства , по улучшению организации труда , и еще много практических знаний , мне даже удалось запатентовать и получить патент на изобретение по теме:
-Сварка пластмасс открытым пламенем в сероводородной среде. Таким методом заварены сотни километров полиэтиленовых труб на тепловых и гидростанциях и на химкомбинатах Сибири. В шестидесятые годы главным транспортом Сибири был трудяга ИЛ-18 , хотя сейчас говорят , что он был громоздкий , неуклюжий и шумный самолет , но наши ИЛы того времени были самыми надежными и о них складывали песни:
-Поднимаются ИЛы и гудят поезда
-Нам салютов не надо
-Пусть нам будет наградой
-Алыкель и Хантайка и Талнаха руда Эта песня для норильчан , для всех северян была гимном , ее знали , любили и пели все. Надо сказать , что работая на строительстве Норильской ТЭЦ в шестидесятые годы , мы не ощущали сильного пресса со стороны администрации , местный профком можно было еще называть органом для трудящихся , каждый работник улетающий на материк в отпуск получал санаторную путевку и в Крым и на Кавказ , даже были путевки в Болгарию на "Золотой берег" и в Карловы Вары . Весь перечень путевок вывешивался в коридоре на доске объявлений и каждый без проблем мог получить . Не могу не сказать , что наш коллектив шестидесятников был дружным и не чувствовалось разделение по рангам , все мы самоотверженно трудились и вместе отдыхали а нехватку продуктов , одежды , жилья и других лишений мы считали временным явлением , нас жестоко душил дефицит , но мы наивно считали , что скоро к нам все посыпится , как манна небесная из рога изобилия. Не могу не вспомнить курьезный случай на производстве , когда я 1-го апреля пустил утку по управлении , что в профкоме получили путевку на пляжи Капокобана в Бразилию , и что получит ее тот , кто первым подпишет заявление на отпуск у начальника управления. Когда начальник , ничего не подозревающий , подписал несколько заявлений , те счастливчики рынулись в профком за путевкой , председатель профкома ничего не понимая сказал , что он об этом ничего не знает и слышит это впервые , все начали обвинять все руководство , что в профкоме все умалчивают , но когда после окончания смены в приемной начальника собралась целая очередь на подписание заявления на отпуск , то начальник вышел из кабинета и начал расспрашивать , чем вызвана такая срочная необходимость ухода в отпуск. Когда пригласили председателя профкома тот сказал , что у него нет никакой путевки на пляжи Капокобана в Бразилию и скандал продолжался пока секретарь начальника додумалась , что это была первоапрельская шутка. Летая в ночное время по просторам Сибири , я часто видел на земле с высоты десять тысяч метров , при отсутствии облачности , множество ярких квадратов , особенно много таких квадратов было по маршруту Енисея , все пассажиры молча смотрели на землю и никто ничего не говорил , а спрашивать у них мне было как-то неудобно. В один из таких полетов я все-таки решился спросить у стюардессы:
-Что это за яркие квадраты на протяжении всего маршрута?-спросил я миловидную стюардессу. Она как-то удивленно посмотрела на меня и сказала:
-Это же лагеря ГУЛАГа , зоны лагерей для заключенных. Долго я еще смотрел на эти квадратные зоны , было даже страшно представить , сколько людей загнали в глухую сибирскую тайгу , только из-за того , что эти люди мыслили по другому и я никак не мог сообразить , почему же в такой огромной стране -"Где так вольно дышит человек" , и так много преступников , а о том что это были лагеря политзаключенных наверное не знала и сама стюардесса. В окрестностях Норильска есть развалины кирпичного сооружения , которое не является ни памятником архитектуры и никем не охраняются , а так просто стоят себе развалины и никто их не разбирает и никто ими не интересуется. А развалины эти -это остатки гидробатареи в которой политзаключенные в начале сороковых годов добывали тяжелую воду Д202 дейтерий для атомной бомбы , что бы получить один грамм этого изотопа нужно было перегнать , отсепарировать пятьдесят тонн воды из северной реки Норилки. Река находится в десяти километрах от этого сепаратора и теми же заключенными было построено две нитки водопровода диаметром один метр , об этом строительстве и за эксплуатацию этой батареи и водопровода старожилы рассказывали ужасную правду , все это стоит на костях заключенных , захоронения расположены в нескольких метрах от трубопровода В 41-м году стали поступать заключенные с фронта , было много грамотных специалистов. Ведомство Берии комплектовало отряд ученых специалистов для того , что бы в самый короткий срок получить изотоп дейтерия для атомной бомбы. Все это было построено на костях лучших людей страны , на этой стройке работали Смоктуновский , Георгий Жженов , певица Людия Русланова , наша любимая Фаина Раневская, Валя (не помню фамилию) радистка Николая Кузнецова , певица Мордасова , любимый певец Вадим Козин , который так и остался на севере в Магадане и еще много других безымянных имен. Спустя десятилетия всё это пришло в запустение и превратилось в развалины , только водопровод с Валька исправно подает воду городу до сих пор. В конце шестидесятых годов на правом берегу Енисея было открыто Мессояхское месторождение газа , в 1968 гду в течении северного дня , северного лета , был построен газопровод Мессояха-Норильск , стройку назвали комсомольской и к холодам подали газ. Проложив около трехсот километров две нитки газопровода по тундре , установив его на небольшие опоры , безмозглые проектировщики и недалекие строители , если не сказать похуже , перегородили путь миграции диких оленей , которые по этому пути мигрировали тысячи , а может и миллионы лет и никто не подумал устроить переходы через трубы для животных , несколько дощатых настилов спасли бы всю дикую миграцию , а ведь должны были знать , ведь американцы на Аляске намного раньше построили нефтепровод , где продумали чтобы было всем удобно и животным и людям . Олени , животное к сожалению немыслящее , поэтому их инстинкт гнал на юг , а попав на препятствие они пошли вдоль нитки газопровода . И в один из зимних дней , тысячи а может и миллионы диких оленей оказались на улицах города , заполнили все улицы , продолжая двигаться на юг. Вот здесь человек уже показал свое звериное нутро , люди превратились в жестоких хищников , в людях проснулся животный инстинкт хищника , бедное животное попав в стрессовую ситуацию безропотно шло по улицам города в течении трех суток и днем и ночью , люди выходили на улицу и убивали оленей всем , что попадалось под руки , убивали топорами , палками , сковородками , город превратился в Варфоломеевскую ночь и день , в такую бойню , что по местному телевидению стали упрашивать , призывать людей быть благоразумными , но результат был практически нулевым , дошло до того , что забивали старых оленей , вытаскивали печень , а остальную тушу бросали просто на улице , оленьи шкуры и рога валялись и по дворам и по подъездам . В один из таких дней произошел случай , о котором писали даже в местной газете и этот случай в какой-то мере приостановил бойню , у некоторых людей это вызвало боль на уровне шока , беспомощное животное стало на защиту своего стада ценою своей жизни. Старый олень-вожак вышел навстречу уличному движению и с животным ревом бросился навстречу движению и рогами пропорол радиатор встречной "Волги" и сам погиб на месте. После этого городские власти организовали временные вольеры в которые размещали молодых оленят , и тех которые были на грани смерти подкармливали специальным кормом , ягелем и делали уколы антибиотиками , но еще большой бедой было то , что люди по незнанию подкармливали оленей хлебом и другими продуктами , а это категорически недопустимо , животное после такой подкормки заражалось бактериозом и просто погибало . В хозяйствах и на предприятиях были срочно созданы отряды добровольцев-дружинников , подключались комсомольцы и школьники и в какой-то мере удалось приостановить бойню. Спустя несколько лет в одном школьном дворе , талантливыми учениками был поставлен памятник оленю-вожаку , который рогами уперся в радиатор "Волги" и сделали надпись:
-"Люди !! - Как вам не стыдно !! К сожалению городские власти отказались установить памятник на одной из площадей города , но жители и дети бережно относились к этому памятнику. Те кто бывал в тундре весной , те знают , что весной после девятимесячной зимы тундра расцветает , весной в тундре цветут жарко-горячие цветы жарки , бескрайние поля покрываются чарующим оранжево-горячим цветом , цветок жарки напоминает цветок крупной ромашки с ярко-желтыми лепестками. В такие дни все люди стараются выходить или выезжать в тундру , в это время дни уже становятся длинными , а к середине мая уже солнце не заходит за горизонт. В один воскресный день мы организовали выезд на природу в тундру , наполнили сумки продуктами, замариновали шашлыков и семьями с детьми выехали на моторных лодках по реке Норилке , выехали на озеро Пясино и недалеко от озера разбили лагерь , поставили столики , разожгли костры , для этого в окрестностях дети собрали кучу сухого ягеля. Погода была прекрасна , все гуляли по тундре , любовались красотами северной природы. Высоких растений в тундре нет , место просматривалось на десятки километров вдаль , поэтому можно было смело гулять в отдалении от лагеря. Идя по тундре , по ковру молодого ягеля и цветов жарки я наткнулся на железнодорожные шпалы и покрученные в бараний рог рельсы , для всех нас была такая неожиданность , что никто ничего не мог сказать , откуда в глухой тундре за тысячи километров от железных дорог и вдруг железная дорога , нам всем это показалось какой-то мистикой , какими-то происками инопланетян или пришельцев из других миров. После того , как мы все плотно пообедали на природе с большим аппетитом , несколько смельчаков решили пройтись несколько километров по этим загадочным шпалам. В лагере остались малые дети и те кто не захотел идти , а остальные с большим интересом отправились по призрачной железной дороге. Шли мы по еле заметной насыпи , насыпанной из крупного щебня смешанного с морской галькой , в некоторых местах из насыпи торчали прогнившие шпалы и кое-где покрученные северными морозами рельсы. Пройдя километров пять мы увидели недалеко от насыпи полностью разрушенное строение похожее на барак , не то на складское помещение , стен не было со всеми лишь по квадрату можно было определить , что это было сооружение . Походив по округе и поверхностно покопавшись нам не удалось ничего обнаружить , в нескольких метрах от этого места нам удалось обнаружить два креста , лежащих в зарослях ягеля , на одном кресту была еле-еле видна зарубка "Карп .....чин" , фамилию нам так и не удалось прочитать. Нам стало ясно , что здесь кем-то строилась железная дорога и здесь жили люди, и были захоронения , но кто строил эту дорогу? , куда и когда? -это была загадка. После более детального осмотра мы обнаружили еще несколько могил , вернее всего могилы были братские , так как на одном захоронении нам удалось найти деревянную дощечку на которой химическим карандашом было написано несколько фамилий , которые можно было еще прочитать. Я назову эти имена , хотя эту табличку мы передали в краеведческий музей города Норильска и она сейчас хранится там.
Иван Монин , Григорий Заславский , Петр Квак , Степан Настека. Мы сделали несколько попыток найти еще какие ни будь следы , покопавшись в зарослях ягеля и сухой шикши мы нашли несколько человеческих костей и после этого прекратили всякие поиски , кости наверное вырыли песцы , которых в тундре на то время было еще много. Возвратившись в лагерь , мы под глубоким впечатлением наскоро собрали охапки цветов жарки и на лодках благополучно возвратились домой. У меня с головы не уходила мысль о загадочной дороге , в разговорах в нашем коллективе никто ничего не знал , я очень сожалевал о том , что будучи там мы не взяли с собой фотоаппарат и я твердо решил , что на следующий выезд в тундру я обязательно возьму с собой фотоаппарат и все засниму , но к сожалению такого случая у меня больше не было. В выходной день я решил пойти в местный краеведческий музей и там найти следы загадочной железной дороги , выяснить кто? , куда? и когда?, строил эту железную дорогу. Музей представлял собой одну небольшую комнатку , на стенах и на столиках под стеклом хранились документы первооткрывателей Норильска. Первый открыватель норильских месторождений был геолог Урванцев , который в 21м году пришел в эти края и открыл несметные богатства меди , никеля и как потом выяснилось , этот край богат почти всеми химическими элементами таблицы Менделеева. Норильск расположен в котловине и окружен горной грядой , горами Путарана и природа или может Бог положил прямо на поверхности поочередно в одной горе медную руду , рядом гора Шмидтиха угольная гора , рядом никель , молибден, платина и т. д., такого богатства нет нигде не планете. Заведующая краеведческим музеем пожилая женщина прожила почти всю жизнь в Норильске , все хорошо помнила и очень бережно относилась ко всем экспонатам и ко всем рассказам . Выслушав меня внимательно и получив от меня деревянную табличку с именами неизвестных людей она попросила меня , что бы я зашел к ней через неделю и она подберет мне всю имеющуюся у нее информацию по поводу этой загадочной железной дороги. Через неделю я зашел в музей , и вот что она мне рассказала: В конце войны , после всем известной нам договоренности с союзными войсками всех военнопленных и заключенных концлагерей из Германии передали в Россию , по прибытию на Родину всех их без исключения отправили в лагеря ГУЛАГов , наплыв был такой огромный , что в ведомство Берии начали поступать докладные из всех ГУЛАГов о том , что всех людей невозможно загрузить работой , и ни слова о том , что нечем кормить или содержать , за такую информацию и самому докладчику не долго было влиться в коллектив заключенных. Сталин , выслушав доклад Берии , взял со стола синий жирный карандаш , подошел к карте , немного постоял молча , а потом синим карандашом прочертил прямую линию от Селихарда до Норильска , подойдя к столу и тихо выразил фразу , которая превратила в лагерную пыль миллионы советских военнопленных:
-Здэсь пусть строят жэлэзную дорогу , а не даром проедают народный хлэб. К весне 46-го года был уже состряпан проект на который не было затрачено ни единого рубля. И каким нужно было обладать страхом , что бы зная о том , что эта дорога ведет вникуда , и что нельзя в тундре построить железную дорогу , но проект выдали только из-за страха , если бы в проектном институте попытались бы доказать , что дорогу в тундре построить нельзя , то железную дорогу пришлось бы строить всем институтом без проекта. Отец народов не знал , что тундра расположена на вечной мерзлоте , и что каждую весну почва тундры плывет , как масло по сковородке , и что тысячи лет на ней ничего не строили даже коренные жители чукчи , ненцы и другие народности , они веками жили в чумах и только потому , что знали что к весне весь ландшафт изменится и любое строение поплывет по вечной мерзлоте. Знания у вождя всех народов были , прямо скажем примитивными , даже духовную семинарию ему одолеть не ужалось и поэтому синяя линия так и осталась на карте и с началом весенней навигации потянулись бесконечные баржи по Оби и Енисею на север с тысячами заключенных , которые начнут строить дорогу вникуда и у которых обратной дороги уже не будет никогда и их потомки никогда не узнают , где могилы их предков . Надо сказать , что только в пятидесятых годах на вечной мерзлоте начали строить дома на сваях , которые устанавливали в засверленные шурфы и после того , как их заливали глиняной эмульсией сваи вмерзали навеки , по такому принципу построен Норильск и еще много других городов на вечной мерзлоте за полярным кругом . Первыми такой метод применили наши ученные , но из-за бюрократических проволочек патент на изобретение не успели оформить и этим головотяпством советских бюрократов воспользовались американцы , они построили на Аляске нефтепровод протяженностью более тысячи километров , опоры навеки поставили в вечную мерзлоту , а трубопровод установили на высоте пять метров , что бы не нарушать жизнь дикой природы и создать максимальные удобства для людей , и естественно присвоили себе патент на такой метод строительства. Строительство железной дороги от Селихарда до Норильска началось ранней весной 46-го года , надо сказать , что за период летней навигации баржами были доставлены рельсы , шпалы и некоторые материалы только для нужд строительства , для обустройства людей не привезли ничего , несколько барж выгрузили с сушеной картошкой в мешках и муку , Жиры и тем более овощи , все это даже не предусматривалось , делалась ссылка на то , что север богат оленями , рыбой , песцами и целыми плантациями клюквы , брусники и морожки. Людей рассредоточили группами по всему участку "синего карандаша" , и каждая группа за короткое северное лето обязана была притащить из портов для своего отрезка пути шпалы , рельсы и скудный продуктовый запас из расчета до новой навигации , остальные свои проблемы должны были решать сами заключенные , для строительства бараков не хватало того количества леса , который удалось притащить из порта , к тому же руководство лагеря требовало начинать строительство дороги , люди неимоверными усилиями соорудили себе бараки , больше похожие на землянки , где полом служила вечная мерзлота. После недолгих подготовительных работ отряды заключенных начали насыпать насыпь из морской гальки (почва в тундре наполовину состоит из морской гальки) , которую тачками свозили с ближайших холмов , смешивая ее с небольшим количеством щебня , который волоком одним трактором-тягачем , с которого было снято орудие , притащили из порта , при помощи тачек и лопат , шпалы и рельсы укладывали вручную без каких-то либо геодезических расчетов , тем более , что такого инструмента не было по всему "синему карандашу". За короткое северное лето отрядам заключенных не удалось соединиться ни насыпью , ни шпалами и небольшие участки так и остались разбросаны по тундре в отдалении друг от друга. С наступлением холодов лагерное начальство увидело , что перезимовать полярную зиму не удастся никому и на последней барже покинуло "синюю линию" и уплыло на материк , в отрядах остались надсмотрщики-вертухаи и увидев , что запахло смертью сделали попытку прорваться в Норильск или на материк по замерзшему Енисею и Оби , прорваться удалось единицам , но и они молчали и эту тайну унесли с собой в могилу. По приблизительным подсчетам на "синей линии" осталось погибать около тридцати тысяч ТВОИХ СЫНОВЕЙ РОДИНА , отцов детей , которые так и не узнают где могилы их отцов. Матери и вдовы до конца своих дней будут оплакивать безвести пропавших своих детей и мужей и писать безответные письма в государственное ведомство. Документов или еще каких-либо сведений о строительстве железной дороги вникуда не осталось даже в Норильском краеведческом музее , эти люди как призраки растворились в северном пространстве , в северном сиянии. После того , как мы услышали рассказ искусствоведа о той призрачной железной дороге и передали в музей досточку с именами , старший сотрудник музея нас попросила , что бы мы описали то , что видели на месте строительства в тундре. Я тщательно описал увиденное мною и эту бумагу сотрудник музея оставила у себя , как один из документов свидетельствующий о том , что дорога вникуда была , и что человеческая память не должна забывать черные страницы своей истории.