Фирсанова Мария Димитриевна : другие произведения.

Белочка и девочка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О рассказе Елены Антоновой "Белочка" http://samlib.ru/a/antonowa_e_n/a2.shtml


   На конкурсе "В каждом рисунке солнце?" не пишут рецензии и обзоры.
   Это - не рецензия, это - впечатление от рассказа "БЕЛОЧКА" Елены Антоновой.
   Рассказ - провокация о трансформации семьи и об истоках семейного насилия.

...

   Студенткой четвёртого курса я проходила практику. Руководителем моим оказалась малюсенькая круглая разговорчивая женщина с фамилией, похожей на таинственное слово, забытое калифом-аистом:
   "Кто понюхает порошок из этой коробочки и произнесёт при этом слово "мутабор", тот превратится в любое животное и будет понимать язык животных. А если он пожелает вернуть себе человеческий облик, пусть трижды поклонится на восток и произнесёт это же слово! Но бойся рассмеяться, когда превратишься в животное! Волшебное слово выскочит у тебя из памяти, и ты так и останешься животным"".

...

   В основе сюжета рассказа Елены Антоновой "Белочка" история одинокой девочки, у которой папа хотел развестись с мамой.
   Это не чернуха про маргиналов: перед читателем типичная полная семья: папа, мама, девочка Ирочка и бабушка. Папа - человек, который "всё знает", мама лелеет фиалки, а бабушка приносит сладости. Дитя сыто, обуто, одето и обеспечено жилплощадью. Что ещё нужно ребёнку для полного счастья?
   Для Ирочки папа не близкий человек, не друг, с ним нельзя капризничать и пищать, но такой вот ЕСТЬ у неё папа, которого надо слушаться: "он ведь всегда и во всем лучше других разбирается". Можем предположить, что девочка отца побаивается, потому что говорит звонким голосом, старается вести себя как "воспитанная девочка": скромная и прилежная - то, что от неё хочет отец - "хорошая девочка" - определит формат далее по тексту сам папа.
   Точно описаны автором отношения дочери и отца в сцене в кафе: холодно, клеёнчатый стул, металлические вазочки. Папа уверен, что дочь должна любить мороженное, как все "хорошие девочки".
   Там же появляется "коричневый костюм", что станет ключевым символом в рассказе. "Ди Цвиллингер" приходят на ум. И читателей не обманывает зрение (исключим дальтоников): папа-разрушитель покушается на целостность семьи, разбивает горшки с фиалками, ломает копилку, а в конце рассказа на маме появляются синяки.
   Между девочкой и отцом отсутствует любой контакт, включая тактильный: девочке папина ладонь кажется чужой, непривычной.
   Ирочка говорит не то, что думает, а то, что хочет услышать папа. Появляется тема странной лжи, когда ребёнок вынужден лицемерить, чтобы соответствовать навязанной роли.
   Когда на вопрос отца о белочке, Ирочка отвечает: "Да, папа, очень понравилась" - кивает головой Ирочке Настенька из "Морозко". Морозко - языческий идол, обладающий силой наказывать и одаривать. Авторитарное существо, которое может одарить, а может и насмерть заморозить - так подсознательно представляется Ирочке папа. Только вместо Настенькиного леса у Ирочки - парк за стеклом. Где-то притаилась потенциальная злая мачеха?
   На диване Ирочка не говорит правду и маме. "Ирочка вспомнила белочку, а вдруг она её так никогда и не увидит, вдруг кроме папы некому будет ее показать. И Ирочка ответила, что ей с папой хорошо". Получается, что и мама не совсем близкий человек. И ей невозможно рассказать правду про ноющие зубы. Если Ирочкин папа вмещает одновременно и Морозко, и Настенькиного безвольного батюшку, то мама - одновременно и мать, и мачеха с семейной фотографии в стеклянном саркофаге.
   В рассказе предметы преображаются, как в сказке: белочка, стекло, вода, цветы.
   Белочка возникает в кафе как призрак, видимый только папе, потом белочка преобразуется бабушкой в конфету, а в конце сама Ирочка лепит белочку и получается холодный синий бесформенный объект из пластилина. Играя словами, "белочка" в синем варианте - болезнь, горячка в перспективе.
   Развитие образа холодного стекла, разделяющего персонажей в рассказе, подчёркивает одиночество главной героини: стекло окна - исчезающее семейное фото за стеклом шкафа - призрак белочки за стеклом в кафе - погибшие за стеклом мамины фиалки - и апогей стекла: пустые винные бутылки.
   Преображается и вода: море в обещаниях отца стремительно превращается в крошечный водоём - отжившую свой век детскую ванночку.
   Живые мамины фиалки превращаются в бабушкины лаковые мертвые цветы на копилке...
   Что это за символ такой - "Белочка" - которую так и не увидела девочка, и была ли она вообще? И почему без папы её никак не получится увидеть? "Белочка в парке" - не видит девочка солнечного зверька, но верит Ирочка на слово папе, что она там есть.
   А, может, и не было там никакой белочки в парке, а папа всё выдумал?
   Девочка лепит белочку из пластилина, при этом понимая, что её естественный цвет - оранжевый, цвет тепла и солнца. Но этого нет - и получается холодный синий бесформенный объект. Холод. Мороз. Невозможность создать свою семью, повторение матрицы. Как она её "слепит", если никогда не видела, не ощущала кожей тепла?
   Самое сложное в жизни - принимать решения. В рассказе родители возложили эту тяжёлую функцию на ребёнка.

...

   Моя руководительница практики сидела за столом и всё рассказывала и рассказывала, повествуя о личной жизни. Мне казалось это совсем ненужным и немного нудным. Хотелось побыстрее домой: засесть за роман про английскую авантюристку Эмбер и её возлюбленного Брюса и выписывать дизъюнктивные структуры. Рассказы доцента Мутабор про бытовуху казались мне вовсе ни к чему.
   Прошли годы. Из головы выветрились логико-семантические основы синтаксических построений. Но иногда вспоминается неторопливый голос маленькой Мутабор, рассказ про то, как однажды её муж, вернувшись из командировки в Воронеж, сказал, что у него другая женщина. Она почувствовала себя в его шкуре, как ему тяжело принимать решение. И ответила: "Хочу, чтобы тебе было хорошо". И маленькая женщина осталась одна с тремя детьми. Через два года он вернулся, потому что понял, что его семья тут. А мог бы и не вернуться, всяко бывает. Кто не рискует, тот не пьёт шампанское.
   Главное в семье - любовь, но это не страсть, которая вспыхивает и исчезает, порою всё круша на своём пути, а любовь-дружба. И именно это нужно детям для счастья.

...

   Спасибо автору за рассказ, очень искренний и правдивый.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"