Аннотация: Семинары и мастер-классы на Портале-2005
Ворчание ягнят
(Семинары и мастер-классы на Портале-2005)
В Киеве проходил Портал. Гостили Шекли и Сапковский, украинские и российские фантасты, фэны, геймеры, прочая публика.
Из всего списка с пиететом я отношусь только к Шекли, и не отказался бы его послушать, но организаторы решили показывать писателя за 10 гривен. Зоопарк.
Поэтому (а ещё из-за нехватки времени) не пошёл я ни на Шекли, ни на другие мероприятия.
Пошёл на семинары и мастер-классы.
Зачем?
Во всём виновата Алисия. Она так расписала исключительную полезность своего посещения мастер-классов на Росконе, что я не удержался. Тем более что одной из тем была историческая фантастика. А я как раз... впрочем, неважно.
Естественнонаучная фантастика
Особого интереса к этой теме я не испытываю, потому пришёл просто так, послушать.
Доклад М. Галиной "Биология как источник фантастических идей: традиция и новаторство".
Доклад особого впечатления не произвёл. Нет, Мария Семёновна говорила гладко и ёмко. Слушал без напряжения. Но даже мне, знакомому с биологией в рамках школьного курса и по материалам СМИ, тезисы не показались слишком оригинальными. Набор элементарных знаний по биологии, экологии, генетике. Человек, берущийся за литературное произведение уж в таком-то объёме должен предмет изучить. И если он игнорирует, порой, устоявшиеся научные стереотипы, то вовсе не от незнания.
В конце доклада чуть было не возникла интересная дискуссия о степени влияния на формирование личности генетического и социального факторов. Но времени не хватило.
Мастер-класс Геннадия Прашкевича
Учитель из господина Прашкевича никакой. Тексты почти не прорабатывались. Пересказ сюжета и оценка. Или восхищённое обращение к сидящему рядом главреду РФ "Это надо печатать!"
Правда, Прашкевич пообещал высказать критику авторам с глазу на глаз - но ведь мастер-класс подразумевает аудиторию, или нет?
Обобщений и откровений от него также не последовало. Ну, кроме банального совета накапливать жизненный опыт. Например, по словам писателя, хорошо это дело идёт в Доме Творчества в Пицунде под бутылочку молодого вина и жареного барашка в беседе с грузинским прозаиком. Совет бесплатный, пользуйтесь. Как только мины с пляжа уберут.
Прашкевич больше всего потряс вот чем: На энном году жизни он вдруг пришёл к идее, что планете грозит перенаселение (даже конкретную цифру назвал - 9 миллиардов и ага). Посетовал, что фантасты мало обыгрывают эту актуальную тему. Судя по оживлению аудитории, потряс он не только меня. Честно говоря, оскомину набила тема. Но писателя не переубедить - западную фантастику как аргумент он отвергает.
Зато Римский Клуб вспомнил (свежо - 1970 год, если память не изменяет).
Вот только слишком примитивно он перенаселение воспринимает. Видит угрозу в Китае и Индии. Между тем, давно сказано, что антропогенная нагрузка исчисляется не количеством душ, а степенью их потребления. Бомбейский нищий и акула с Уолл-Стрита ломают экосистему по-разному. В среднем Запад и Юг потребляют подушно в пропорции 1:40, так что 1,3 миллиарда китайцев по воздействию на планету - это примерно 33 миллиона североамериканцев. Немного.
Историческая фантастика
Историю я люблю. А вот историков нет. В чём в очередной раз утвердился.
Доклад М.Назаренко "Лживые саги": что такое псевдоисторическая проза"
Что-то среднее по уровню между рефератом и курсовой работой. Название насторожило. Думал, будет наезд на историческую прозу. Но нет, ошибся. Вполне гладкий доклад с экскурсом в творчество Толстого, Пушкина, Дюма и без переходов на негатив.
Нелишне для общего развития, но применительно к творческому процессу в докладе мало полезного.
Доклад А.Валентинова "Басни дядюшки "Крылова",
Это, прошу прощения, не доклад.
Это памфлет против попсы вообще, и конкретного издательства в частности. Валентинов играл на публику и косил под Шендеровича. За самоуверенностью и самолюбованием докладчика, суть тезисов уловить было сложно. Да и незачем. И так понятно - ругаем низкий жанр. Тот, что для простолюдинов, для быдла.
Зачитывались и смаковались цитаты про кровь и сперму, про тупых мачо. Презрение к читателю, да и писателю из народа сквозило как Эль-Ниньо. Между делом прошёлся докладчик и по Никитину. А когда его позже кто-то спросил о сути претензий, он высказался в том духе, мол, что с Никитина взять - он же не интеллектуал, он из сталеваров вышел.
В обличительном пылу даже простые мотивы превратились в карикатуру. Так, высмеивая дядюшку бизнесмена, докладчик заявил, мол, читать Крылову на досуге было нечего, он и создал собственное издательство. По своим бизнесменским вкусам, так сказать.
Давайте согласимся с господином Валентиновым. Это, безусловно, преступление против человечности.
Пользы для молодого (и любого) писателя от такого "доклада" никакой. Кто-то вежливо смеялся, но вопрос висел в воздухе: А к чему всё это?
Писатель ответил опосредовано, прикрывшись Пушкиным - тиражам завидует.
Что ж, нормальное человеческое чувство. Только закралась у меня вот какая непонятка: а зачем собственно господин Валентинов потратил кучу времени читая заведомо попсовую серию? Чтобы произнести десятиминутную речь? Или ему больше заняться нечем?
Нет, не представляю себя читающим горы мути, когда лежат собственные тексты, требующие правки, когда ждут недописанные вещи и бродит в голове ещё больше идей.
Статьи господина Панченко по истории оружия я внимательно читал в РФ. Они не лишены интереса, хотя зачастую сумбурно изложены. Рассчитывал на нечто подобное и здесь.
Доклад оставил даже более приятное впечатление. Хотя бы тем, что докладчик оговаривал каждый тезис поправкой "Мы точно не знаем, как было на самом деле." (Вот! Вот что должен по умолчанию бубнить всякий историк всякому слушателю).
Одна беда - доклад посвящался гладиаторам, а я не особенно западаю на Рим.
Надеялся послушать про средневековье.
Жаль.
Мастер-класс Андрея Валентинова
Увы, и здесь ждало разочарование. Хотя после басен про Крылова я особенно и не рассчитывал на позитив. Правда, Валентинов в отличие от Прашкевича хотя бы пробежался по рассказам, отмечая исторические ляпы (понятно, ляпы с точки зрения мэйнстрима) и шероховатости. Авторам, наверное, не без пользы.
А потом его понесло в морализаторство.
Вот рассказ. Сюжет нехитрый: Пушкин не погиб на дуэли и превратился в оплот махровой монархической великодержавной реакции. Между прочим, логично.
Мастер, отметив неплохую реализацию, с пафосом заявил "не трогайте Пушкина!"
Затем прошёлся (ногами) по Хармсу. По всем, кто "пинает мертвеца по почкам".
Далее пошли лозунги вроде "Не пишите притчи!" и т.п.
Сплошной снобизм и сарказм.
Противно.
Когда господин интеллектуал заявил, что не любит фэнтези, я не удивился.
Очередной демонстративный взгляд на часы, и мастер-класс закончился.
- На банкет!
Резюме:
Видимо Алисии с Росконом повезло больше чем мне с Порталом, хотя не представляю, чему такую талантливую девушку могут научить общие слова мастеров, вроде того, что текст надо вычитывать, читать вслух, бороться со словами-паразитами, лишними местоимениями, своями, своёми и т.п.
А ещё - работать, работать и работать...
Да, знаю, что главное в подобных конвентах - неформальное общение в кулуарах, ночные посиделки и прочие радости жизни. Но зачем же номер отбывать? Тусуйтесь, господа писатели.
В принципе, возможно, такие встречи с мастерами полезны человеку, изготовившему первый-второй рассказ, или только что окончившему школу. Хотя, зачем ехать на конвент - на сетевых просторах самые крупные подводные камни литературного творчества давно описаны, подсказки выложены, а на любом конкурсе можно получить гораздо лучшие рецензии, чем от известных писателей.
Наплюйте. Учитесь сами. Набивайте шишки и разбивайте носы. Изобретайте велосипеды. Нарушайте законы физики. Они, состоявшиеся писатели, уже прошли через всё это и обогатились опытом. А вам предлагается перепрыгнуть из феодализма в коммунизм, минуя стадию капитализма. Это заканчивается плохо.