Аннотация: Рассказ о море, наконец смог написать о нём, наверное получилось смешно.
Любовь причала и парохода.
Когда-то, давным-давно, ещё в советские времена, существовало Каспийское морское пароходство. Это учреждение, хочу сказать вам, достойно специального описания, да, боюсь, бумаги не хватит. Поэтому коротко расскажу, что это такое. "Каспар", так сокращённо называли знающие моряки это заведение, была довольно большая организация, с множеством пароходов, причалов, ремонтных баз и всяких вспомогательных служб. Не могу сказать, как шли дела в остальных подразделениях, но кое-что о работе на судах, основной боевой части организации, я слышал. Главная задача "Каспара", это перевозка нефти из славного города Баку, в не менее славный город Астрахань. Несчастные, старые пароходы, потрёпанные временем, штормами и отвратительным человеческим отношением, бегали без остановки, туда - сюда. Отстаивались у причала только для того, что бы загрузится нефтью, или наоборот - выгрузить её. Весь процесс, погрузки или разгрузки, занимал от силы четыре часа. Короче, суда не стояли, и всё время находились в море. А так как, это были внутренние воды большой дружной страны Советский Союз, то и зарплата была соответствующая - суперсмешная. Какой нормальный человек пойдёт работать на такую зарплату? И, при этом всё время болтаться в море, вдали от семьи, близких и друзей. Правильно, вы догадались, что там собирался очень интересный контингент, те, кого уже никуда не берут, или те, кому всё равно где работать, лишь бы была крыша над головой. Основное развлечение, естественно - это выпивка. Как-то само собой получалось, что на некоторых судах подбирались такие коллективы, что об их приключениях на морских просторах ходили легенды. Один из самых знаменитых - это танкер "Геокчай".
Ну, вот, вводный экскурс проведён, читатель немного подготовлен и созрел, чтобы узнать одну из таких историй.
Легендарный, в кавычках, танкер " Геокчай", пришвартовался в Астраханском порту возле нефтеналивного причала. Капитан, Сергей Борисович, в крайне хмуром настроении, поднялся на мостик и недовольно спросил старшего помощника: - Как дела? Всё нормально? - Его немного потряхивало, чувствовалось, что капитанский организм требует срочного лечения.
-Всё нормально, пришвартовались, сейчас начнём отгрузку, - доложил старший помощник, Саша Шеленков, несчастный выпускник мореходного училища, вынужденный отбывать трёхлетнюю отработку на этом судне.
- Ну, вы тут давайте, разгружайтесь, а я в управление. Надо кое-что сделать. - Капитан развернулся и нетвёрдой походкой начал спускаться по трапу.
" Знаем твои дела, через несколько часов придёшь на "рогах", и завалишься в своей каюте до самого пункта назначения", подумал Саня. "Управление" находилось рядом, за углом и называлось "Рюмочная". Но, он к этому давно уже привык, и практически всю капитанскую работу тянул сам. Дальше навалились будничные заботы и четыре часа пролетели незаметно. Капитан явился вовремя, что-что, а в этом плане он был пунктуален, хоть на четвереньках, а приползёт, без него судно ещё ни разу не уходило.
На удивление, он твёрдо стоял на ногах, хотя нормального человека, такая доза, что принял на грудь капитан, уложит наверняка. В отличном настроении, капитан поднялся в рубку, и принял управление судном на себя. Всё было готово к отходу, трубопроводы отсоединены, разгрузка окончена. Повеселевшая команда суетилась на палубе, ожидая, когда поступит команда " Отдать швартовы". Парни мучались в нетерпении, ведь гонец уже сбегал в магазин, запас "топлива" ждал в каютах, осталось отдать концы и можно начинать. Всё как обычно. Но, в этот раз всё пошло по другому расписанию. За дело взялся сам капитан. И, с чего ему пришло в голову, лично отвести судно от причала?
Крепкой мозолистой рукой старого морского волка, капитан взял ручку телеграфа управления двигателем, и бравым голосом скомандовал: " Отдать концы!". С радостью и резвостью (вполне понятной), матросы скинули канаты с кнехтов, втянули в клюзы и сложили в бухты на палубе. Всё, работа моряка закончена, можно идти в каюты и начинать праздник - ведь всё готово для этого. Но их ожиданиям не суждено было сбыться. К всеобщему удивлению, судно продолжало стоять у причала, хотя уже ничто не удерживало его. Обычно, после отдачи швартовых, оно само потихоньку начинает отдаляться от места крепления, как собачка, сорвавшаяся с привязи. Капитан слегка удивился, но не придал этому никакого значения, а зря. Как говаривал товарищ Винни-Пух: - Это жжж, неспроста!
Раз Магомет не хочет идти к горе, значит, ему надо помочь. Примерно так рассудил Сергей Борисович и перевёл ручку телеграфа на положение: "Самый малый вперёд". Ни какого эффекта! Капитан крикнул в трубу связи: - Эй, в машине! Вы что заснули? Выполняйте приказ!
Из трубы удивлённо угукнули: - Всё сделано. Двигатель работает на "Самый малый вперёд".
Капитан с изумлением глянул с мостика на землю, судно оставалось неподвижно, не сдвинувшись ни на сантиметр. Сергей Борисович, решивший, что его, мягко говоря, разводят, заорал в переговорную трубу как протодьякон в церкви: - Мать вашу! Всех уволю. Я вам покажу, как меня обманывать!
Вопли с капитанского мостика были слышны по всей округе. Капитан, разозлился не на шутку. Он носился как взбешённый орангутанг по клетке, что-то нечленораздельно орал и время от времени кричал нецензурные слова в переговорную трубу. Саша Шеленков, по дрожи корпуса и вибрации, понял, что малый ход включён, но судно стоит по какой-то другой причине. Доложил капитану: - "Самый малый"- включен, - и показал на буруны воды по корме. Тут капитан убедился, что всё в порядке, и его никто не обманывает. Он немного успокоился, но когда увидел, что судно продолжает неподвижно стоять у причала, опять начал выходить из себя. Он выскочил из рубки, лично пробежал по палубе и убедился, что все швартовные концы отданы, и можно спокойно отплывать по своим делам. Но, пароход стоял намертво и, похоже, что совершенно не собирался отправляться в рейс. Это ещё больше раззадорило капитана, он вбежал в рулевую рубку, схватил рупор и, войдя в истерику, высказал всё, что он думает о команде, о судне и вообще, об этой ситуации, не забывая упоминать близких родственников и родителей виновников этой истории. На столь необычные команды, несущиеся с капитанского мостика, начали стекаться ротозеи и любопытные. На берегу собралась приличная толпа бездельников, которые со своей стороны не преминули добавить от себя много советов.
Матросы, взбодрённые воплями капитана, тоже начали принимать меры. Несколько человек, спрыгнули на причал и, упёршись руками в борт, отталкивали судно. Остальные ухватив пожарные багры, пользовались ими как рычагами, но все эти действия не приносили эффекта. Из толпы, глазеющей на это действо, присоединились добровольцы, они с криками и весельем взялись помогать команде. Но эти усилия пароход оставил без внимания. С таким же успехом можно было попробовать передвинуть пятиэтажный дом на несколько метров. Судно категорически не хотело идти в море и, похоже, что крепко вцепилось в причал зубами.
Когда запал кончился и капитан окончательно выдохся, он в задумчивости походил туда-сюда, было видно, что ситуация совсем выбила из колеи. Затем его посетила мудрая мысль. Он глубокомысленно произнёс: - Это дело надо обдумать, - ушёл в свою каюту, и командира не видели три дня. Обычно ровно столько времени, у него уходило на уничтожение неприкосновенного запаса.
Ещё долго, вся команда, не исключая кока, буфетчицу, механиков и других членов экипажа, плюс добровольцы, пытались вручную оттолкнуть судно от причала. Старались от души, искренне стремясь в рейс. Как же, столы накрыты, бутылки откупорены, а подлое судно упёрлось, как упрямый осёл и, срывает весь праздник. Когда силы истощились, а добрые и искренние выражения в адрес любимого парохода закончились, наступила очередь расследования причины, отчего судно отказывается отрываться от причала. Как оказалось в последствии, это была более интересная история, чем обычная любовь причала и парохода.
А случилось вот что. После швартовки, в машинном отделении, на вахту заступил второй механик Гаврилюк Андрей Сидорович. Отличный механик, с большим стажем работы на судах загранзаплыва, но, к сожалению, большой любитель горячительных напитков. Благодаря этому хобби, как впрочем, и большинство других членов команды, он постепенно, вместе с развитием своего увлечения, скатывался всё ниже и ниже, пока не оказался на этом пароходе. Так вот, как хороший механик, пусть даже в не совсем трезвом состоянии, он, заступив на вахту, первым делом произвёл обход и осмотр машинного отделения. Все бы хорошо, но острый взгляд бывалого моряка обнаруживает вопиющий непорядок в вверенной ему маттчасти. Из борта, прямо в машинное отделение, торчит кусок арматуры. Но, не это его возмутило, а то, что в месте, где железный прут вошёл в корпус судна, невооружённым глазом была видна струйка воды. Вот такого непорядка, опытный механик допустить не мог. Никаких подтеканий на его участке не должно быть! Постояв в задумчивости несколько минут, он обдумал ситуацию, и принял гениальное решение. Нарезал резьбу на штыре, положил резиновую прокладку и накрепко, на совесть прикрутил гайкой большого диаметра. Закрутил от души, чтоб больше никогда не текло. Устранив течь, полюбовался своей работой, и похвалил себя за сообразительность, а к концу вахты уже забыл о сделанном. Находясь в несколько задумчивом состоянии, он ни разу не задался мыслью, "что это за штырь и зачем он тут торчит?". Откуда ему было знать, что во время швартовки к старому разбитому причалу, торчащая из сваи арматурина, проткнёт борт в районе машинного отделения, как карандаш лист бумаги.
Механик Гаврилюк настолько хорошо прикрутил гайку, а заодно и всё судно к причалу, что ещё два часа вся команда, изнывая от жажды, вместе с добровольцами, толкала пароход, пока после тщательного расследования не обнаружили причину странной задержки.
За свою сообразительность и старательность местный Кулибин получил хороших люлей от всей команды.
Дыру в борту заделали деревянным чёпиком, а, эта история стала легендой.