Фрейдгейм Лазарь : другие произведения.

Радости и нерадости исканий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Лазарь Фрейдгейм

Радости и нерадости исканий

  
   Поиск начался с названия. Точнее - с перебора и перечеркивания вариантов. Есть много слов, близких по значению к описываемому процессу. Это и коллекционирование, и собирательство, кладоискательство и находка, и... Ни одно из них из-за содержавшейся в них глубины ожиданий весомых результатов, иллюзии ценности, "музейности", не устроило меня. Выбранное название предупреждает читающего о напрасности ожидания крупных открытий. Это просто мелкие радости любителя, которому интересно заглянуть вглубь (нет-нет, не взрезать, разрубить. Вполне бережно) каждой попавшей в руки вещи. Если вас не устраивает такой легковесный (я как бы мысленно взвешиваю мелкими движениями рук этот предмет) подход, остановитесь на этом абзаце и не теряйте времени на дальнейший текст и критику его недостойности.
   Игорь Губерман удачно сформулировал принцип выбора в свободном поиске: "вижу какую-то мелочь и понимаю: я хочу с ней жить". Хочу с ней жить - это замечательная формулировка критерия поиска, критерия удовольствия, субъективного критерия ценности. Может быть, его стоит дополнить вариантом: "жалко жить без этой мелочи" или еще более скромно: "а почему нет". Эта вещь и знание о ней будут у меня и со мной. Как сказал один американский философ и острослов: "Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности" (Уильям Лайон Фелпс). Ну, а другой человек - читатель, если мой интерес тронул его, может транспонировать это на свой вкус и свою удачу.
   С точки зрения родословной коллекционирование (не от происхождения, а от словообразования) дало множество видов этой болезни не безразличных людей. Вот случайный перечень этих видов, часто встречающихся в людских слабостях: бонистика, иконография, эмблематика, геральдика, нумизматика, филателия, виттафилия, филумения, филотаймия, конхиофия, дискофилия, металлостемпика, библиофилия, тессеристика, стилофилия, филокартия, медальерика, кофрокартия, конхиофилия, филокалендаристика, фалеристика, библиофильство, кораллофилия, бирофилия... Список длинный, но далеко не полный. Да, впрочем, вы не погрешите против истины, если в простейшем варианте к названию любого предмета (особенно, в латинском или греческом звучании) прибавите в начале фило- или в конце -филия и создадите новый вариант коллекционирования, который через некоторое время вполне успешно может покорить мир.
   Ойкумена коллекционирования охватывает весь мир. Все люди, от мала до велика, подвержены этой по-преимуществу светлой бацилле. С младых ногтей - какие-нибудь фантики, цветные пуговки, обертки от жевательной резинки. Множество пораженных разными видами собирательских страстей многократно пересекается. Почти у каждого увлеченного человека, кроме главной темы, найдутся еще несколько других, дополнительных или случайных.
   Находколюб, находкофил. Нет, это не любитель далекой восточной Находки, но ценитель радость дающей старой безделушки... С этих позиций даже бессистемная совокупность серебряных вазочек-ложек-вилок с клеймами старых мастеров (да и новых) лучше системной пачки купюр с банковской ленточкой клейма счетного устройства.
   Неисповедимы пути поиска и находок - в американских условиях, например, garage-sales, аукцион eBay... - радость находок, поиск случайностей, напряженность ожидания успеха или нуля. Человек ищет, человек выжидает подходящего момента, человек настроен на обновление. Недаром один из алгоритмов ведения торговли на аукционах носит название "Снайпер": одна точная ставка в последний момент, не должно быть промаха.
   Таинство общения - рождение этакой "дорожной карты", как сейчас таинственно говорят о перспективах неразрешимых проблем. Но в тех мировых проблемах каждое перемещение по этой дорожной карте связано с преодолениями противоборствующих сторон, антагонистических интересов. Здесь же главным исполнителем и мотором являешься сам, а противоборствует только время и сложность поиска (и домысливания) источников информации.
   Порой главное удовольствие не в том, чтобы найти "жемчужину", а в том, чтобы в найденном почувствовать неяркую прелесть этой "жемчужности", При этом решающего значения не имеет, является ли эти достоинства объективными, каталожно-ценными или радость сугубо субъективная, как восприятие произведения искусства, например, на выставке, может быть, даже и сомнительного уровня. Нет, это разговор не о ценностях музейного ряда и даже не о предметах уровня аукционов Кристис (Christie's) или Сотбис (Sotheby's), не о находках мировой археологии. Это этюды о простых радостях и событиях, которые заполняют душу заинтересованного человека, рассчитывающего выловить удочкой или бреднем не только ил и мусор.
   Порой некоторые известные люди, подающие себя в качестве искусствоведов, декларируют критерии ценности произведения как требующегося, заказанного, например, для высокого храма, или чтобы изображенное у любого наблюдателя вызывало однозначный отклик своим содержанием. Таких любителей повитийствовать на темы "истинных" ценностей несть числа. Перечислять их нет смысла. Но порой с задушевной простотой эту роль берут неординарные и известные специалисты смежных областей, такие как Андрей Кончаловский. Это уже наваждение и опасность!
  
   С раннешкольных лет я неравнодушен к книгам. От маленьких книжек-брошюрок послевоенных лет "Библиотеки "Огонька", издаваемых еженедельно, до дефицитных подписных изданий и последующих более изощренных пополнений... Памятью о первых приобретенных в послевоенной Москве книгах осталась огоньковская брошюра И. Ильфа и Е. Петрова "Тоня", изданная в 1947 г. (Мне было 12 лет). Такого формата книжонки издавались стотысячным тиражом каждую неделю как приложение к еженедельному самому красивому в то время советскому журналу.
  

0x01 graphic

   Так или иначе, несколькотысячное собрание осталось в прошлом, как и многопоколенная российско-московская жизнь. Сейчас под рукой значительно меньше особо выделенных и наиболее интересных по обстановке новой жизни и новых лет книг. Но устоять перед соблазном приятного пополнения - уж извольте!
  
   Некогда особое внимание привлекла находка, позволяющая проникнуть в понимание последних лет жизни А.С. Пушкина даже глубже, чем по воспоминаниям современников. Книга содержит сухие документы наследственного дела Пушкина - "Архив опеки Пушкина". Это пятая книга "Летописей", издававшихся Государственным литературным музеем (Москва, 1939, с.447). Тираж - всего 3500 экземпляров. Старое не очень хорошо сохранившееся издание имеет не оригинальный переплет (первоначальная обложка не сохранилась), а некоторые утерянные страницы представлены ксерокопиями.
  
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  

  
   За давностью лет многим трудно представить себе содержание этого документа истории. После смерти А.С, Пушкина император Николай I принял на себя все долги Пушкина и заботу о его семье. Первый раздел сборника составляют долги Пушкина за последние годы жизни. Долги составляли астрономическую сумму около 100 тыс. рублей (в валюте того давнего времени!). Но особо щемящее впечатления составляет диапазон этих долговых обязательств: это долги по изданию "Современника", долги от экипажей, карточных проигрышей и серебра до долгов извозчикам и в бакалейных магазинах, мясных лавках и винных погребах. Гигантское несоответствие между положением в обществе и возможностями... Для оплаты долгов казной требовалась подпись вдовы поэта Натальи под каждым счетом. Совокупность этих документов с точностью самого дотошного дневника позволяет прожить эти месяцы и годы, отдаленные почти двумя столетиями, день за днем вместе с Пушкиным ...
  
   Мое знакомство с Америкой и Колумбом началось давно. С самого детства при пробуждении меня сопровождала загадочность висевшей в нашей комнате большой черно-белой картины. Группа моряков парусного корабля, упав на колени, молит о прощении богато одетого человека, устремившего взгляд вдаль. Вся поза подчеркивала сильный характер и решимость человека, пренебрегающего смятением команды. Рядом, стыдливо отвернувшись, стоит женщина, по-видимому, жена богатого господина.
   Это изображение послужило основой почтовых блоков, выпущенных в США, а также в Италии, Португалии и Испании в 1992 году. Именно эти марки дали новый импульс для поиска. История этой картины интересовала меня много лет и прояснилась только в самые последние годы. Долгая история поисков рассказана в "Моем открытии Америки".
   Картина оказалась редкой и интересной. Полотно выполнено в технике шелкового жаккардового плетения. Картина была изготовлена на мануфактуре немецкого города Крефельда в конце XIX века. Оригинал картины художника Христиана Рубена находится в коллекции Пражской национальной галереи. Экземпляр жаккардового полотна имеется в экспозиции немецкого музея текстиля в Крефельде. На картине изображен момент открытия Америки Колумбом в 1493 году. Обнаруженная земля прекратила бунт моряков против капитана.
  

0x01 graphic

   Ну а что же с предположением о скромной жене капитана, прячущей свой взор? Именно эта часть версии и породила новые сомнения. Источник - моя невестка. Внимательно прочтя мою статью в московском журнале, она спросила, почему я считаю, что это изображена жена Колумба. Мне же так казалось с детства. Контрастность позы, одежда, фигура... Дополнительно невестка упомянула поверье, что женщины на корабле это плохое предзнаменование. Я возразил, что это не мешало капитанам путешествовать с семьями...
   Но поиск в интернете показал, что в первых двух экспедициях Колумба не было ни одной женщины. Въедливость привела к мало поэтичной находке. В последующих путешествиях женщины были, но, как видно, с очень специфическим назначением (по скромности привожу ссылку без перевода): "Columbus did not have any women on his first two voyages. In 1498, Columbus recruited one woman for every ten men on his third voyage". (http://geniusrevive.com/en/geniuses?pid=129&sid=223:Christopher-Columbus-Discoverer-of-New-World-America).
   Так лопнула детская иллюзия о скромности великого капитана и его супруги, романтизирующая картину окончания бунта на корабле.
  
   Как дань морской тематике и одному из видов коллекционирования, неброско называющемуся кампанофилией - коллекционированием колоколов и колокольчиков, вспомню одну непростую историю.
   С чего началась эта история? При беглом просмотре объявлений о продаже коллекционных предметов я наткнулся на объявление о продаже по сходной цене российского колокола. Не очень далеко - в соседнем городе. А живу я на юге Калифорнии - в Сан-Диего. Сразу вспоминается реакция Ильи Ильфа из его "Записных книжек" на увиденную в подмосковном магазине соленую акулу: "Откуда в Малаховке взялась соленая акула?"
   Текст объявления предельно лаконичен: Old Russian Bell - Старый русский колокол. Приложена фотография колокола в среде обитания (совсем не морском - среди пальмовых, или каких других, ветвей. И все.
  

0x01 graphic

   В итоге переговоров и поездки я купил этот колокол. Медный сплав, высота корпуса 24 см, диаметр 22 см, высота с языком - примерно 29 см. Вес - около 7,5 кг. Дополнительные фотографии позволяют полней представить колокол.
  
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  

  
   Колокол выполнен в лучших старых традициях, когда для каждого корабля отливали "персональные" колокола с рельефными буквами его названия. На этом колоколе надпись "Векъ России". В наше время на нижней кромке серийного (голого) колокола по окружности название корабля зачастую гравируется по окружности.
   Наличие колокола-рынды на каждом корабле это и традиция, и дополнительное сигнальное устройство. На современных кораблях поддерживается и другая традиция: каждые полчаса вахтенный матрос берется за короткую снасть, прикрепленную к "языку" колокола, рынду-булинь, и отбивает склянки. Это название сохранилось как отголосок давнего применения стеклянных песочных часов. Хотя давно не используются песочные часы-"склянки", в Корабельном уставе российских ВМФ и сейчас установлен порядок отбития склянок - сигналов времени. Издавна в условиях непроглядного тумана вахтенный офицер подавал команду: "Ring the bell!" - "Звонить в колокол!". Эта команда дала название, которым российские моряки окрестили судовой колокол. Оттолкнувшись от звучания команды по-английски, матросы передавали ее по-русски: "Рынду бей!". А следом и сам судовой колокол стали называть рындой.
   В январе 1992 г. правительство Российской Федерации приняло специальное постановление об оказании помощи в организационном оформлении участия яхты "Век России" в парусных гонках на "Кубок Америки-92" в соответствии с международными правилами. Яхту "Век России" в короткий срок построили на оборонном предприятии. Марина Копель, американский представитель русского синдиката, сказала, что строительство лодки обошлось в 6 миллионов рублей. Корпус и мачта ее были из современного углепластика, но, к примеру, мачта представляла собой трубу без профиля, что привело для обеспечения прочности к утяжелению ее до 700 кг. На самолете "Руслан" яхта была перевезена в Сан-Диего, где проходили соревнования 1992 года.
  

0x01 graphic

  
   Продолжение истории "Века России" печально. У синдиката не оказалось достаточно средств, чтобы отправить яхту обратно на родину. В этой связи в печати обсуждались проекты уничтожения яхты, один мрачнее другого. Назначен был срок затопления лодки путем заполнения ее песком или цементом. Джон Найт, президент Knight & Carver Inc, крупнейшей верфи на Mission Bay, где стояла яхта, сказал, что самым рациональным был бы вариант передачи корпуса яхты военным в качестве надводной цели для стрельб. По-видимому, необходимость дополнительных затрат, не позволили быстро реализовать ни одни из подобных проектов. Был также вариант разрезать корпус на мелкие кусочки и продавать их в качестве сувениров. Брошенный на произвол судьбы в порту Сан-Диего корпус яхты "Век России" определили на некоторое время в морской музей в порту Сан-Диего.
   По последним сообщениям в интернете яхта "Век России" нашла приют у берегов небольшого канадского острова в качестве прогулочного катера. В 1995 году корпус приобрели канадские яхтсмены и перегнали в Ванкувер, где он болтался на воде без киля и руля до 2000 года. Потом бесхозное имущество подобрал рыбак по фамилии Хэндли. Там, на местной верфи, он привел "Век России" в относительный порядок: надстроил рубку, установил алюминиевый рангоут, поставил небольшой движок. Новый владелец бросил якорь в водах Кватермастер Харбор - тихая, хорошо защищенная бухта на острове Вашон, расположенном к юго-западу от Сиэтла. Теперь он порой катает на многомиллионном чуде советской техники туристов, которых привлекают золотые серп и молот на ярко-красном борту и надпись кириллицей. Остаются некоторые сомнения в идентичности судов. Кроме несовпадения оформления, представляется, что и пропорции яхты как бы изменились... Изменить же конфигурацию целикового корпуса яхты из углепластика, вряд ли представляется возможным. Что есть истина, сказать трудно. Но любой из этих вариантов - это информация об упокоении...
  
   Как-то в хорошем районе Лос-Анджелеса (по-английски, Beverly Hills), мне довелось попасть на распродажу в доме ушедшей из жизни балерины Тамары Тумановой, известной американской танцовщицы русского происхождения. После революции она с родителями оказалась в Париже. Там девочка дебютировала в возрасте девяти лет в балете "Веер Жанны" ("L'Eventail de Jeanne"). Её заметил Джордж Баланчин, который в 1933 году взял её в труппу "бэби-балерин" вместе с Татьяной Рябушинской и Ириной Бароновой. Вскоре её прозвали "Чёрной жемчужиной русского балета".
  

0x01 graphic

  
До некоторой степени случайный момент посещения этого дома и был успехом исканий. Какие-то час-полтора жизни породили и обладание интересными документами времени и поводом для серьезных раздумий: Sic transit gloria mundi...
  
   Недавно за очень небольшую цену я приобрел фигурка девочки. Гипс тонированный. 36 см высоты. Есть какая-то трогательность в позе, выражении лица, что-то душевное в этой простой фигуре девочки, позволяющее предположить руку высокого, хотя, возможно, малоизвестного мастера. Некоторые атрибуты - обувь, накидка - напоминают голландские изделия сувенирного характера. Но эта фигурка по качеству и размерам (примерно 3 кг весом) - великовата для такого назначения. При внимательном "ощупывании" нашел рельефную подпись. Подпись автора с именем Austin и плохо прочитываемой фамилией атрибутировать не удалось. Пытаюсь освоить... По-возможности, помогите-подскажите: что? Где? Когда?
   Известный историк моды и коллекционер Александр Васильев по этому поводу высказал такое мнение: "это похоже на Голландию или Бельгию. Предполагаю, что это первая половина ХХ века, скорее всего эпохи I Мировой воины по сюжету и обездоленности".
  

0x01 graphic

  

0x01 graphic

  
   Совсем недавно на настойчиво посещаемом мною аукционе eBay мне попался комплект столовых ножей с трудночитаемыми клеймами этого же мастера. Для продавца, по-видимому, это имя ничего не говорило, и он даже не указал его в описании. Состояние далеко не идеальное. В результате набор достался мне по цене металлолома по весу серебряных ручек. Восстановить крепление ручек оказалось, естественно, делом не сложным.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

   Ножи столовые - ручки серебряные, лезвия стальные. Длина 20,5 см. Клейма на ручках: с одной стороны - 875, профиль красноармейца с московской дельтой, С другой стороны Г.Ч, что соответствует мастерской Григория Черятова (1900-1917). Клеймо на лезвии: Гавриил Данилов "Сухов" (именно такая орфография - см фото).
   Возникли недоуменные вопросы:
   Если это работа мастерской Черятова, то это не позже 1917 г., а пробирное клеймо с 1927 г.? Если это дореволюционная работа с последующим повторным апробированием, то почему нет твердых знаков в конце имени-отчества-фамилии Сухова? (Кстати, сам Черятов на изделиях с полным клеймом писал свою фамилию без твердого знака еще до реформы 1918 года!). Однажды встречался нож с клеймом "Суховъ".
   Если это послереволюционная (и даже после НЭПа) работа, то откуда частная фирма Сухова, изготовившая лезвия (даже если предположить ложными клейма Г.Ч)?
   Не могу гарантировать правильность моих заключений в результате консультаций и поисков дополнительной информации в интернете. Но я пришел к следующим выводам. Ножи сделаны в период НЭПа. Тогда (и ранее) часто менее известные мастера представлялись известными именами - Такой-то, "он же Баташев". Возможно, и этот Гавриил Данилов прикинулся "Сухов". Клеймо 1927 г., тогда НЭП уже давили, но частные фирмы еще были. А ручки могли быть произведены Черятовым перед крахом, но не были опробированы современным им клеймом, а клеймились позже при изготовлении ножей. Мастерская металлических изделий, в частности, клинков и ножей "Суховъ" располагалась в Москве в Столешниковом переулке. К тому же на другом аукционе выставлялись ножи с точно такими ручками с запрашиваемой ценой 20 000 руб. за комплект (говорят, спрос не грех. Ножи куплены не были).
  
   Нам, выросшим при плановом производстве Советской страны привычно, что заводы большой страны в любом уголке выпускают одинаковые изделия по централизованной разверстке. Совершенно разные певцы исполняли одни и те же песни на всех сценах. Платья и костюмы не отличались даже пуговицами. Но это было только в этой стране и только в период обобществления всего и всея. Но бывали подобные совпадения и в давние времена и в продукции известных фирм. Мой пример - серебряные ложки середины XIX века (патент 1862 г.) двух известных американских фирм. Один в один, без малейших вариантов. В этом легко убедиться, всмотревшись в фотографии. Ложки абсолютно одинаковые, но фирмы - разные и не какие-нибудь незаметные. Это Тиффани (Tiffany) и имеющая вековую историю фирма M.S. Smith & Co. Каковы были сложности и претензии этих фирм при взаимодействии друг с другом мне узнать не удалось. Но факт налицо...
   Могу только заметить, что рассматривать варианты фальсификации клейм современными продавцами абсолютно бессмысленно в связи с несущественным отклонением цены на эти антикварные ложки хороших фирм от стоимости серебра как лома.
  

0x01 graphic

  

0x01 graphic

0x01 graphic

  
   Что-нибудь посмотреть в интернете и не наткнуться на плотно упакованную рекламу очень трудно. Но иногда помимо желания такая реклама делает полезное дело. На аукционе eBay я частенько смотрю на предложения старого русского серебра. Заношу в свой файл добротный старый подстаканник с очень низкой начальной ценой. Ход аукциона покажет целесообразность участия в торгах. На рекламных полях привлекает внимание несоответствие иллюстрации относительно нестарого кубачинского полстаканника и название выставленного изделия: Русский медный подстаканник. Привычно, когда на аукционе выдают "карася за порося". Но "если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим". Странно, конечно, такое, но на заметку взять нужно.
   Слаб человек. Иногда во власти такой слабости доводится купить не очень нужную тебе вещь, вполне знакомую и не требующую к себе внимания. Просто с перспективой с меркантильных позиций. Потом поменять непосредственно - "баш на баш", или в несколько этапов по старому принципу: товар - деньги - товар.
   Хоть аукцион заканчивался в неудобное время, но я всё же решил проследить за его финалом. И даже в последние секунды поставил скромную ставку. В итоге, по-видимому, мало кого заинтересовал этот "медный" подстаканник, который достался мне за 19 долларов. А оказался-таки в отличном состоянии маркированный серебряный подстаканник. Жалко, конечно, продавца, но своя рубашка ближе к телу. Зато отзыв я написал продавцу отменный. Бывает...

0x01 graphic

  
   Предметы, вселяющиеся в твой дом, находят особое место в твоей жизни, твоем быту. Они "прописываются" не соизволением строгого начальника, а кликом твоей памяти. Иногда эти вещи живут в твоей памяти затраченными усилиями на поиск, иногда удачей находки, а порой даже и случайными ценами на барахолке.
   Порой восприятие вещей дополнительно окрашиваются не своим отношением к ним (историей, ценностью, ценой), а реакции разных людей, сталкивающимися с этими предметами. Ты сам знаешь суть вещи и ее цену, например, современная скульптурная композиция в стиле итальянской фабрики фарфора Каподимонте.
  

0x01 graphic

  
   Эту скульптуру держит в руках твой гость, приятная тебе женщина. Ее глаза оживают, а губы невольно включаются в неслышную мелодию переклички на скамейке... И вот уже в уголке рождается целая музыкальная композиция - многоголосье почти молчаливых фигурок заполняет обстановку и становится приятной доминантой минипрогулки по завалам мало посещаемых "запасников". Ну, разве не радость наблюдать за этим. Реакция женщин на вещицы с теплом и изюминкой - это особая тема, достойная отдельного разговора.
  

0x01 graphic

  
   При всем многообразии признанных названий предметов и видов коллекционирования, мне кажется, незаслуженно не получило признание коллекционирование мелкой металлической пластики. В последние несколько десятилетий получили большое распространение простые по технике изготовления фигурки и композиции из гаек, болтов, пружинок, из всякой металлической дребедени... Эти изделия в руках мастеров, остроумных художников и умельцев приобретают выразительность предметов искусства. Я решусь назвать имя Вадима Сидура, в отдельных работах которого такого плана звучит оглушающая сила. Художник в некоторых циклах своих работ использовал в качестве рабочего материала канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы "второй природы" -- человеческой цивилизации. В Москве некоторое время действовал его музей - уникальная выставка современной скульптуры.
   Мне представляется этот вид работ ассоциативно связанным с примитивизмом в живописи. Являются ли подобные изделия предметами искусства, решит время. И это, как мне кажется, не будет определяться природой "сора", использованного для таких работ. Я бы назвал такое собирательство симплметаллофилией. Из подручных фигурок приведу только несколько.
   Миниатюра, где гнутые обрезки, "негодные к употреблению", и части металлических щеток создают выразительную уютную композицию - швея.
  

0x01 graphic

   В этой технике почему-то большую популярность получили фигурки музыкантов. В США даже в художественных салонах при музеях можно увидеть целый набор музицирующих . Эти фигурки, правда, уже утрачивают естество простоты из-за высокого качества отделки. Мне больше по душе очень простая поделка уличных музыкантов, да еще и со скромной шляпой из гайки и шайбы у ног.
  

0x01 graphic

  
   Есть выразительность и простой по технике изготовления фигуры почти традиционного Дон-Кихота.
  

0x01 graphic

  
   Есть такая простая, но звучная максима: вещь стоит столько, сколько за нее дают на аукционе. Но практика показывает, что в этой формуле есть много дыр и условностей. Многое определяется не ценностью лота, а зависит от уровня и имени аукциона, времени его проведения или конъюнктуры - сиюминутного интереса участников...
   Нельзя забывать, что аукцион, особенно интернетовский, это базар, где порой орудуют участники не самой высокой моральной пробы. Некоторую ответственность берет на себя приличный аукцион, но никакие гарантии не могут обеспечить безопасный проход фарватера.
   Я довольно давно вожу дружбу с аукционом eBay. В подавляющем большинстве встреч он приносит удовлетворение, а порой и удовольствие. Но ухо приходится держать востро: малоприятные неожиданности могут свалиться на голову в любой момент...
   Я решил рассказать пару аукционных историй, которые, возможно, предотвратят неприятные ситуации на вашем пути поиска нужных (и особенно, относительно дешевых) лотов. Выражаясь специфическим определением библиотекарей недавнего советского прошлого, я попытаюсь "зашайбовать" некоторые почти серийные ситуации, поставить клеймо на них. Я уверен, что нестандартное определение таких приемов, запомнится твердо. Название "зашайбовать" означало запретить книгу, изъять ее из легального оборота. Истоком служила шестигранная печать - шайба - с номером цензора внутри на такой книге. Я хочу попытаться тот неправедный прием использовать во благо. А можно, отдавая дань сегодняшнему увлечению затягивания англицизмов в строй русской речи, сказать "забанить".
   Одна многолетняя история, истоки которой чуть меня не опалили. Ситуации случаются разные, но некоторые нюансы, взятые на вооружение "специалистами" порой повторяются многократно. Поэтому незаживающий след может быть защитой от попытки следующего обмана.
   Замечательный ковш с клеймом Овчинникова попался впервые мне на глаза в качества аукционного лота почти 8 лет тому назад. Массивный (вес более 2 кг) с элегантным оформлением и с дарственной надписью подчиненных своему командиру, занимающей все дно. Очень низкая начальная цена, приглашающая к участию в торге. Надпись, естественно, не добавляет стоимости изделию, но делает его узнаваемым, не спутаешь. В этом легко убедиться по фотографиям.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

  
   Прошла пара дней из срока аукциона, появились первые ставки. Я, как написал выше, ставок по ходу аукциона до самого последнего момента, как бы мне не нравился лот, не делаю. Но у меня возникли вопросы, и я направил их продавцу по процедуре, предусмотренной аукционом. И вдруг владелец снимает лот с аукциона. Проходит немного времени, я получаю предложение продавца купить ковш за очень низкую для этого лота цену. Предложение было в высшей степени соблазнительным. Я сообщил, что готов заплатить им запрашиваемую цену через аукцион. Владелец рекомендует воспользоваться услугой третьей стороны (escrow service). Это выглядит примерно так: я посылаю деньги нейтральному лицу, получаю изделие, сообщаю третьей стороне согласие на сделку, и только после этого деньги выдаются продавцу. В честной постановке совсем не плохая процедура. В качестве третьей стороны указываются данные человека, живущего в Испании и являющего сотрудником Moneybookers компании, через которую предлагается провести платеж. Что-то в этом возбудило сомнения. Предложение оплаты через компанию PayPal, гарантирующую права покупателя, было отклонено. Я, явно заинтересованный в покупке за сходную цену, пишу письмо в компанию Moneybookers с описанием ситуации и вопросом, является ли "третья сторона" сотрудником этой компании? Ответ был однозначен - реквизиты fake, такого сотрудника в компании нет. Пришлось слизнуть сметану с губ, но удалось остаться без потерь.
   Этот лот под именами разных владельцев еще много раз появлялся на аукционе. Специфичность дарственной надписи не оставляет сомнений, что это все один и тот же ковш. Жив Курилка...
  
   Свидетельство этому множественность попыток получить оплату через компании, возврат денег через которые затруднен. Имея нервозный опыт описанного случая, мне было легче не наступить на грабли, когда после окончания одного из аукционов, на котором моя ставка оказалась перебитой, я получил предложение купить не выигранный набор. Такая процедура предусмотрена условиями аукциона eBay, то есть если первый покупатель по каким-то причинам отказался от покупки, продавец имеет право, минуя повторный аукцион, предложить лот участнику, поставившему предпоследнюю ставку. Опять третья сторона, опять не аффилированная с аукционом компания для оплаты... Возможности нынешнего интернета и аукциона позволили относительно легко связаться с действительным покупателем и действительным продавцом: оказалось, что покупатель не возвращал лота, а продавец не имеет второго комплекта и не давал никаких повторных предложений. А внешне вся переписка по вторичному предложению выглядела очень правдоподобно...
  
   Тяжело обходимым обманом (особенно при заочной покупке) является продажа подделок. Был такой случай: приобрел на том же аукционе хрустальную вазу в серебре с дореволюционными российскими клеймами. Ваза и клейма выглядели вполне пристойно. Прошло немного времени и тот же продавец выставляет на продажу такую же оправу с другим хрусталем и (о Боже!) с клеймами другого мастера. Переписка приняла конфронтационный характер: "Не люблю, когда меня держат за лоха. Совершенно очевидно, что проданная Вами ваза - новодел с фальшивыми клеймами. Это уже не ошибка "не эксперта" (как Вы написали), а подлог". Принять подделку назад продавец отказался.
   Настроение не улучшилось. Но как когда-то иронично замечал Иосиф Уткин:
   Так что же?
   Прикажете плакать?
   Нет так нет!..
   В итоге, на помощь пришла администрация аукциона и мои интересы не пострадали.
  
   Увидев объем содеянного, пытаюсь поставить точку. Рассказ вышел преимущественно о радостях. Для нерадостей пока почти не осталось места, хотя проблемы, которые несут расстройства и опасность потери денег, остаются. Это и откровенное жульничество, и упомянутые фальшивые изделия, обманные пути оплаты. Опыт позволяет кое-что почувствовать на подходе. Может быть, в дальнейшем представится возможность вернуться к этой негативной стороне при тяге к доброй старине.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   22
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"